юрьев польский георгиевский собор сайт
Юрьев польский георгиевский собор сайт
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Георгиевский собор Юрьева Польского
Лучше всего про Георгиевский собор, на мой взгляд, написал Николай Воронин, его и буду цитировать дальше:
» Обогнув справа новый кирпичный собор, построенный в 1907-1909 годах, мы останавливаемся в невольном изумлении перед странным и прекрасным, удивительным и наивным, единственным в своем роде зданием.
Оно кажется гигантским каменным ребусом, напряженной тайной.
Но дадим улечься своему волнению и вспомним биографию этого из последнего создания владимирских зодчих. Она символично сочетает в себе начало и конец их великого и стремительного в своем движении творчества.
Реконструкция А. Столетова.
В обоих ярусах помещались высокие окна.
По сохранившимся частям стен собора и в особенности главного северного фасада можно составить представление о первоначальной системе резного убранства собора. В отличие от владимирского Димитриевского собора здесь вся поверхность фасадов покрыта резьбой. Она оплетает своим узором не только плоскости стен, но и все архитектурные детали.
( Любопытно провести аналогии между этими капителями и византийскими, которые я показывала)
Существенным техническим и художественным новшеством декоративной системы Георгиевского собора является соединение отдельных изображений и фигур, выполненных в высоком рельефе, с тончайшим ковровым орнаментом, обтягивающим и свободные плоскости стен и фон вокруг горельефов. О характере этой системы позволяют судить фасады северного и южного притворов, где резные камни, исполненные в высоком рельефе, сочетаются с побегами плоскостного растительного орнамента. Та же система сочетания коврового узора с горельефными фигурами святых, зверей и чудищ распространялась и на второй ярус фасадов над поясом.
Это сочетание двух манер резьбы на больших плоскостях фасадов было технически весьма сложным. Сначала они украшались горельефными изображениями, которые вытесывались на отдельных камнях на строительной площадке и затем вводились в кладку стены. На этом, первом этапе убор здания напоминал церковь Покрова на Нерли : рельефы выступали на гладкой поверхности стены. Затем начиналась резьба коврового узора, которая велась по уже готовой стене, переходя на её архитектурные детали и оплетая горельефные скульптуры.
Эта работа требовала от резчиков безупречной точности глаза и руки, безошибочного движения резца, так как малейшая погрешность была бы непоправимой.
Кентавры-китоврасы на северной стене западного притвора могли напоминать сказания о сверхъестественном мудром помощнике Соломона в его грандиозном строительстве; этот аспект древнего образа удовлетворял самолюбию Святослава и самих творцов собора — мастеров; но китовраса одели в русский кафтан и шапку-венец, булава и заяц в его руках делают его похожим на княжеского ловчего;
другой китоврас — в медальоне на правой лопатке южного притвора, в таком же кафтане, с топориком в руке — напоминает княжеского телохранителя.
Фигуры грифонов, исполненные мастерами с большой любовью и наделенные изысканной горделивой красотой, выступают как добродетельные существа, резко отличные от чудовищных хищников романской пластики.
Особенно любимо мастерами изображение сирен, превращенных в гордых и изящных полудев-полуптиц (их В.Д.Ермолин собрал на южном фасаде);
в церковной символике сирин был образом праведника; в «Слове о полку Игореве» может быть родственна сирину крылатая Дева-Обида; но сирины Георгиевского собора скорее просто близкий и понятный народу сказочно-прекрасный образ, своего рода «царь-птица», образ радостного начала жизни.
В этой сказочной чаще обитают добрые и сильные звери, птицы и чудища, они предстоят перед изображенными в закомарах чудесами, они охраняют окна и входы храма.
Декоративная система собора состояла как бы из трех ярусов: нижний представлял «землю», второй — от пояса до закомар — «земную церковь», третий — от закомарных композиций до главы — «небо». Все это, конечно, едва ли входило в заданную мастерам церковно-политическую официальную программу убранства собора. Именно, скорее всего, сами мастера разработали замысел цветущего убора его стен, явившегося не нейтральным «фоном», но полным смысла отражением народного полуязыческого мировоззрения, народного искусства, где еще цвело неувядаемое «древо жизни» — символ «матери земли», «великой богини».
Георгиевский собор (Юрьев-Польский)
Гео́ргиевский собо́р — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьеве-Польском Владимирской области. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем.
Содержание
История [ править ]
Традиционно считалось, что собор построен на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 году при основании города Юрием Долгоруким. Археологические исследования последних лет показали, что храм 1152 года находился на другом месте (где именно, пока неизвестно). По всей видимости, первоначальная церковь мало чем отличалась по своему типу от одноимённого владимирского храма на дворе Долгорукого, Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, Спаса в Переславле-Залесском.
В 1230 году сын Всеволода III Большое Гнездо Святослав церковь, которая «обветшала и поломалася», разобрал, а через четыре года было закончено сооружение собора, по словам летописца, «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху».
Не ранее 1252 года и не позднее конца XIV века к северо-восточному углу храма был пристроен Троицкий придел, куда было перенесено погребение Святослава Всеволодовича.
В 1326-1327 годах в Москве по образцу Георгиевского собора был построен Успенский собор, ставшим первым каменным храмом Москвы.
В XV веке значительная часть здания обрушилась. В 1471 году силами В. Д. Ермолина собор был восстановлен, но потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым.
После восстановления в 1471 году от собора 1230—1234 годов сохранились: с запада — первый ярус притвора и северная половина стены до верха аркатурно-колончатого пояса; с востока — цоколь апсид; с юга — притвор и прилегающие стены (ближе к углам они сохранились лишь до цоколя); с севера — притвор и наиболее значительная часть стен собора (на центральном и западном пряслах уцелел аркатурно-колончатый пояс).
Г. К. Вагнером полностью или частично реконструированы композиции: «Троица», «Распятие», «Семь спящих отроков эфесских», «Даниил во рву львином», «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского».
Описание [ править ]
Во фризе северного фасада помещены рельефы с фигурами целителей и патрональных святых — Пантелеймона, Дмитрия Солунского, Георгия Каппадокийского, Федора Стратилата и других. На угловой капители представлены (в профиль) княжеские дружинники. Северный притвор сохранился с незначительными переделками (вместо рельефа князя Святослава в замок внешней килевидной арки вставлен рельеф из барабана собора). Патрональный рельеф св. Георгия над порталом дан в патрицианском изводе и с гербовидным щитом (лев). Ниже — два рельефа с изображением Спаса Нерукотворного. Еще ниже — рельефы львов (охранителей входа). На резной тяге архивольта в круглых медальонах — Богоматерь Знамение и шесть пророков. Ближайшие к Богоматери — Давид и Соломон.
По бокам входа — резные «древа жизни». На углах — пилястры с рельефами зверей и Сиринов в круглых рамках. Рельеф князя Святослава определяется как портретное изображение князя Святослава Всеволодовича (строителя собора) благодаря своему положению (выше патронального рельефа св. Георгия; ныне — внутри собора) и сходству с изображением его брата Юрия на суздальской пелене.
Южный притвор над порталом имеет рельеф Богоматери Оранты — в качестве покровительницы владимирских князей. По бокам входа — рельефы барсов (традиционная княжеская эмблема). Ниже — стилизованные «древа жизни», почти аналогичные «древам» северного притвора. На угловых пилястрах — тоже птицы и звери, кроме того, оригинальный рельеф кентавра в кафтане и шапочке, которого Н. П. Кондаков сравнил с «доезжачим в княжеской свите». Рельефы южной стены все перепутаны. Среди них выделяются крупные рельефы святителей, первоначально входившие в алтарную преграду собора. На юго-восточном углу — скопление переложенных в 1471 г. рельефов зооморфного характера: дракон, грифон, лев и несколько Сиринов. Виден фрагмент фриза из львиных и человеческих масок. Среди других рельефов — ангелы из композиции «Вознесение Христа», а также рельефы святых в круглых рамках и ангела из композиции «Три отрока в пещи огненной». Лев — рельеф у западного портала — служил и охранителем входа и княжеской эмблемой. По сравнению с львами предшествующей владимиро-суздальской скульптуры отличается большей плоскостью рельефа и вместе с тем повышенной живописностью. Особенно примечателен древовидный хвост.
Апсиды собора не имеют ни резьбы, ни колончатого фриза. Есть основание считать, что они — плод работы В. Д. Ермолина. Арочный карнизный поясок — дань древней владимиро-суздальской (Кидекша, Переславль-Залесский) традиции. Внутри собора находятся рельефы: «Распятие» — композиция из нескольких камней, не вошедшая в кладку В. Д. Ермолина 1471 г., и Малый деисус, а также консоли в виде мужских и женских голов. Первоначально «Распятие» находилось в центральной закомаре северного фасада. Под ним располагался камень с резной надписью о постановке креста князем Святославом, откуда «Распятие» получило название «Святославова креста». Поникшая голова распятого Христа по тонкости резьбы и проникновенности образа — лучшая часть всей скульптуры Георгиевского собора, вполне в духе дученто. Слева Христа — Богоматерь и три святые жены. Справа — Иоанн и сотник Лонгин. Малый деисус входил в декор западной стены западного притвора. При строительстве в XIX в. у стены западного притвора колокольни (ныне не существующей) был вынут из кладки стены и перенесен внутрь собора. Фигуры деисуса отличаются большей проработанностью резьбы, нежели фасадные рельефы. Консоли в виде мужских и женских голов входили в декор верхних частей собора. Характеризуются сильно выраженной трехмерностью. Складки на лбу напоминают немецкую (прирейнскую) скульптуру — Вагнер.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский, Музейный пер.
Паломнику [ править ]
В настоящее время Георгиевский собор в Юрьеве-Польском вне богослужений используется государственным музеем как экспозиция с платным входом по билетам.
Ознакомиться с графиком работы и стоимостью билетов можно на официальном сайте музея.
Собор Георгия Победоносца в Юрьеве-Польском
Последний каменный храм домонгольской Руси
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Собор Георгия Победоносца — последний каменный храм, построенный до монгольского нашествия на Русь. Это уникальный памятник архитектуры и истории, о загадках которого ученые спорят до сих пор. А еще это единственный храм с изображением слона, которого не так-то просто разглядеть.
Собор построен в 1230–1234 годах великим князем Владимирским Святославом Всеволодовичем, святым Православной Церкви. Это последний белокаменный храм, возведенный на Руси до татаро-монгольского нашествия, которое началось в 1237 году.
Строительство cобора
Строительство собора было настолько значительным событием, что через 350 лет летописец упомянул его в Лицевом своде царя Ивана Грозного — иллюстрированной энциклопедии, созданной в единственном экземпляре. На рисунке из Лицевого свода изображен великий князь Святослав Всеволодович с боярами на фоне Георгиевского собора.
Белый камень
Это известняк. Белокаменное строительство было примерно в десять раз дороже постройки из кирпича из-за сложностей с добычей, транспортировкой и обработкой материала. Поэтому из известняка в XII веке в Западной Европе и на Руси строили только самые важные здания.
Многочисленные перестройки и загадка барельефов собора
В середине XV века собор внезапно разрушился по неизвестной причине. Восстанавливал его мастер Василий Ермолин, которого прислал московской князь Иван III. Восстановить собор в прежнем облике не удалось, вследствие чего изменились форма и высота — храм стал ниже и приземистее, а резное украшение теперь расположено в хаотичном порядке.
Собор много раз менял внешний вид — к нему пристроили новый придел, ризницу и даже колокольню. Древний храм освободили от пристроек только в XX веке — реставрация шла с 1923 по 1980 год. Но воссоздать первоначальный рисунок орнамента до конца так и не удалось.
Резной орнамент и видения Апокалипсиса
Орнамент покрывает практически всю наружную площадь стен. На нем есть фигуры и лики святых, птицы, растения, животные, грифоны и даже слон — его изображений больше нет ни на одном храме в мире. Ученые до сих пор спорят о происхождении и смыслах этих образов. По их мнению резные изображения на соборе — иллюстрация ветхозаветного видения пророка Иезекииля, в котором описывается явленный ему храм:
От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме лицо львиное; так сделано во храме кругом (Иез 41:17—19).
Великомученик Георгий Победоносец
Святой, живший на рубеже III–IV веков. Он был воином на службе римского императора Диоклетиана (284–305). За исповедание веры во Христа правитель-язычник жестоко мучил святого, а затем приказал казнить. Православная Церковь празднует его память 6 мая и 16 ноября. Святого Георгия особо почитали на Руси как покровителя воинов, в честь него возводили храмы и изображали его на знамёнах.
Изображение великомученика Георгия стало частью герба Московского княжества, а затем и герба Российской империи. Сегодня святой Георгий — на гербе Москвы.
Успенский собор московского Кремля
Первый каменный храм Москвы. Был построен в 1326–1327 годах по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
Дорога
Из Москвы до Юрьева-Польского удобно добраться по железной дороге, расстояние — 200 км. От Ярославского вокзала до одноименной станции ехать около 4,5 часов. Дальше — пешком или городским транспортом.
Фото Сергея Николаева/railwayz. info
Станция Юрьев-Польский находится на участке Северной железной дороги, расположенном во Владимирской области. На станции одна платформа и четыре пары путей. Ежедневно здесь останавливаются поезда дальнего сообщения и электропоезда местного назначения. От станции Юрьев-Польский можно доехать в Москву, Иваново, Александров, Кинешму и ряд других городов. Ближайшие железнодорожные остановки к станции Юрьев-Польский: Леднево, Старково, Бавлены и Кольчугино.
Северная железная дорога находится в основном на севере и северо-востоке Европейской части России. Она проходит по территории Архангельской, Ивановской, Кировской, Костромской, Вологодской, Ярославской, Тюменской, Тверской, Владимирской областей и Республики Коми. Ее протяженность — 5956 км. Северная железная дорога административно граничит с Московской, Октябрьской и Горьковской железными дорогами.
Текст: Кирилл Баглай. Фото: Владимир Ештокин
Домонгольские храмы Руси: белокаменный Георгиевский собор в Юрьев-Польском
Белокаменный Георгиевский собор XIII века — то, ради чего обязательно стоит ехать в Юрьев-Польский. Он — последний в числе домонгольских белокаменных храмов Северо-Восточной Руси. На мощных стенах отразилась вся его непростая история. Глядя на него, замечаешь многочисленные следы катастрофы, постигшей храм.
Георгиевский собор в Юрьев-Польском, северный фасад
Георгиевский собор стал лебединой песней Владимиро-Суздальского белокаменного искусства. Храмы Юрия Долгорукого — церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, — сдержанны и лаконичны, словно крепости. А стены Георгиевского собора покрыты резьбой, напоминая Дмитриевский собор во Владимире. Сейчас можно только гадать, каких высот могло бы достичь белокаменное искусство Руси, если бы не было батыева нашествия.
Известный советский археолог, один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре Николай Николаевич Воронин писал:
Существенным техническим и художественным новшеством декоративной системы Георгиевского собора является соединение отдельных изображений и фигур, выполненных в высоком рельефе, с тончайшим ковровым орнаментом, обтягивающим и свободные плоскости стен и фон вокруг горельефов. … Та же система сочетания коврового узора с горельефными фигурами святых, зверей и чудовищ распространялась и на второй ярус фасадов над поясом.
В 1152 году князь Юрий Долгорукий построил здесь белокаменный собор, освященный во имя святого Георгия. Однако менее чем за сто лет он обветшал, и его внук, князь Святослав Всеволодович (1196-1252), приказал поставить новый храм. Строительство продолжалось с 1230 по 1234 год. В Тверской летописи говорится, что князь Святослав Всеволодович «сам бе мастер», то есть был архитектором храма. Чуть позднее к собору был пристроен Троицкий придел, также богато украшенный резьбой.
Георгиевский собор, южный и восточный фасады
Это был четырехстолпный, трехпритворный, трехапсидный храм. Стены были построены из белого камня среднего качества и забутованы булыжником на известковом растворе, своды сложены из пористого туфообразного известняка. Без учета апсид и притворов длина собора составляла 13,5 м, ширина – 14 м, сторона подкупольного квадрата — 4,7 м.
План Георгиевского собора (по Н.Н.Воронину)
В начале или середине XV века разразилась катастрофа. Под тяжестью тяжелого барабана и главы, вознесенных на высоком постаменте, обрушились своды; затем вода стала разрушать белокаменную облицовку стен, в результате чего они частично обвалились. Сейчас трудно представить первоначальный облик Георгиевского собора. Покрывала ли его белокаменная резьба полностью или только до аркатурно-колончатого пояса? Какой была глава, ставшая причиной трагедии? На этот счет специалисты выдвигают разные гипотезы.
Георгиевский собор. Реконструкция Д.П.Сухова
Георгиевский собор. Реконструкция Н.Н.Воронина
Георгиевский собор. Реконструкция С.В.Заграевского
В 1471 году московский купец и зодчий Василий Дмитриевич Ермолин восстановил Георгиевский собор. Согласно Ермолинской летописи, «Во граде Юрьеве в Полском бывала церковь камена святый Георгий, а придел святая Троица, а резаны на камени вси, и розвалилися вси до земли; повелением князя Василеи Дмитреевь те церкви собрал вси изнова и поставил как и прежде».
Мастер пытался воссоздать первоначальный рисунок, совмещая резные камни, но не всегда это было возможно. Новый собор получился более приземистым, рисунок оказался во многих местах нарушенным. До нашего времени дошло около 450 резных белокаменных фрагментов.
Георгиевский собор, восточный и северный фасады
В XVII веке к Георгиевскому собору пристроили шатровую колокольню, перестроенную в 1781 году. Храм перекрыли кровлей на четыре ската. В начале XVIII века появилась новая глава «луковицей». В 1809-1827 годах построили ризницу и теплый придел. В результате облик храма оказался полностью искаженным.
Георгиевский собор в Юрьев-Польском, дореволюционное фото
Георгиевский собор, дореволюционное фото
В 1920-1930-х годах собор был отреставрирован под руководством Пётра Барановского и Игоря Грабаря. Реставраторы удалили все позднейшие пристройки, раскрыв первоначальный объем храма.
Когда подходишь к Георгиевскому собору, испытываешь какой-то трепет: он словно живой. Можно бесконечно бродить вокруг него, пытаясь разгадать замысел князя-архитектора, искать недостающие детали, находить несоответствия.
Северный фасад был главной, лицевой стороной храма, обращенной к городской площади. Он уцелел лучше всего. От собора XIII века сохранились притвор и значительная часть стен. На центральном и западном пряслах уцелел аркатурно-колончатый пояс с изображением святых воинов. Они напоминают статуи готических соборов, но плоские.
Северный фасад Георгиевского собора
Над северным порталом помещено изображение Святого Георгия, которому посвящен храм. В средней закомаре помещалось «Распятие» с надписью Святослава и двумя парными драконами у его подножия, в левой — «Три отрока в пещи огненной», в правой — «Даниил во рву львином».
Фрагмент северной стены и портала
Северный портал, фрагмент
В углу между северной стеной храма и восточной стеной притвора в прошлом находился небольшой Троицкий придел. Он представлял собой маленькую одноапсидную часовню с крошечным внутренним помещением 1,80 х 3,50 м. С наружной стороны храма виден заложенный аркасолий, где в 1252 году был погребен князь Святослав. В восточной стене притвора видна заложенная дверь, которая вела в княжескую «грОбницу».
Следы утраченного Троицкого придела
Западный фасад был вторым по значимости после северного. От собора XIII века сохранились первый ярус притвора и северная половина стены до верха аркатурно-колончатого пояса.
Западный фасад Георгиевского собора
Западный притвор значительно выше северного и южного. В прошлом здесь был второй этаж с ложей, куда поднималось на богослужение княжеское семейство. В архивольте портала в круглых медальонах вырезан деисус, повторенный выше в пяти нишах, заложенных позднее кирпичом.
Западный портал
Торец западного и южного фасадов
Западный притвор
От южного фасада сохранились притвор и окружающие его стены. Над порталом изображена Богоматерь Оранта.
Южный портал Георгиевского собора
Восточную закомару занимает композиция «Вознесение Александра Македонского». Здесь хорошо заметно, как перепутаны рисунки белокаменной резьбы.
Восточная закомара южной стены
Западная закомара южной стены
Южный портал, фрагмент
Южный портал, фрагмент
Южный портал, фрагмент
Ступени южного портала
От первоначального восточного фасада сохранился лишь цоколь апсид.
Восточный фасад
Апсида
Хотя площадь собора невелика, внутри он кажется просторным. Это достигается за счет сужения боковых нефов и отсутствия лопаток стен. Фрески внутри собора датируются 1826 годом. Внутри хранится главная реликвия — Святославов крест («Распятие»), вырезанный Святославом в честь своего чудесного спасения на Волге во время похода против Волжских булгар. Кроме того, в соборе выставлены уцелевшие белокаменные резные блоки XIII века.
Фрески Георгиевского собора
К сожалению, в настоящее время Георгиевский собор страдает из-за магниевых солей, которые всасываются в белый камень и разрушают его. На стенах и фресках можно найти уродливые подтеки — высолы. Если не начать реставрацию как можно скорее, неповторимому памятнику архитектуры будет нанесен существенный урон.
Существует предание, что тот, кто найдет на резном фасаде Георгиевского собора изображение слоника, может загадать любое желание, которое непременно сбудется! Маленькая подсказка: на одной из фотографий в этой статье он есть 🙂
Литература:
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»