юрьев польский село новое монастырь

Юрьев польский село новое монастырь

юрьев польский село новое монастырь. Смотреть фото юрьев польский село новое монастырь. Смотреть картинку юрьев польский село новое монастырь. Картинка про юрьев польский село новое монастырь. Фото юрьев польский село новое монастырь

Во Владимирском ополье, в верховьях реки Колокша, стоит древний город Юрьев-Польский. Он был основан в 1152 г. князем Юрием Долгоруким как форпост Владимиро-Суздальского княжества.

«Село Новое расположено при речке Селекше и находится отъ Юрьева въ 12-ти верстахъ, отъ Владимира же въ 73 верстахъ».

В старинных документах XVII в. село Новое значится государевой дворцовой вотчиной. В конце XVII в. оно было пожаловано боярину Петру и окольничему Василию Абрамовичам Лопухиным.
Пётр Абрамович Меньшой (?-1698) начал службу в 1658 г. стольником, потом он стрелецкий полковник. С 1678 по 1680 г. – начальник Рейтарского приказа.
С 1688 г. – окольничий, ведает Ямским приказом, потом приказом Каменных дел.
С 1690 г. боярин, начальник приказа Большого дворца и дворцового Судного приказа. В 1698 г. царю Петру была подана челобитная от священников Архангельского собора Московского Кремля с прошением защиты от боярина Петра Лопухина, чей управляющий «убивает до смерти её (Архангельской церкви) крестьян, а суда на него нет».
Пётр Абрамович был подвергнут пытке, при которой скончался.
Василий Абрамович (1646-1698) начал службу в 1668 г. стряпчим, в 1676 г. пожалован в стольники. Во время стрелецкого бунта (1682) он стрелецкий полковник «за верную службу в Москве безотлучно» пожалован поместьями.
В 1689 г. – окольничий, глава приказа Казанского дворца, с 1691 г. боярин.
В 1697 г. после открытия заговора Соковнина подозрение пало на родственников царицы Евдокии (первой жены Петра I), обвинение не было доказано, но многие Лопухины высланы из Москвы на воеводства.

В XVIII в. село принадлежало графам Фёдору и Ивану Андреевичам Остерманам. Их отец, Андрей Иванович Остерман, определял внешнюю политику России.
Он был женат на Марфе Ивановне Стрешневой. После переворота, совершённого дочерью Петра I, Елизаветой Петровной, он был сослан в Сибирь, где и умер.
Его сыновья Фёдор (1727-1804), генерал-поручик, действительный тайный советник, сенатор, и Иван (1725-1811), вице-канцлер и президент Коллегии иностранных дел, не имели детей.

В XIX в. последней помещицей села была графиня Тютчева.

Источник

Свято-Никольский монастырь с. Новое Епархиальные монастыри РПЦ

юрьев польский село новое монастырь. Смотреть фото юрьев польский село новое монастырь. Смотреть картинку юрьев польский село новое монастырь. Картинка про юрьев польский село новое монастырь. Фото юрьев польский село новое монастырь

История

В старинных документах XVII в. село Новое значится государевой дворцовой вотчиной. В конце XVII в. оно было пожаловано боярину Петру и окольничему Василию Абрамовичам Лопухиным.

Пётр Абрамович Меньшой (?-1698) начал службу в 1658 г. стольником, потом он стрелецкий полковник. С 1678 по 1680 г. – начальник Рейтарского приказа. С 1688 г. – окольничий, ведал Ямским приказом, потом приказом Каменных дел. С 1690 г. боярин, начальник приказа Большого дворца и дворцового Судного приказа. В 1698 г. царю Петру была подана челобитная от священников Архангельского собора Московского Кремля с прошением защиты от боярина Петра Лопухина, чей управляющий «убивает до смерти её (Архангельской церкви) крестьян, а суда на него нет».
Пётр Абрамович был подвергнут пытке, при которой скончался.

Василий Абрамович (1646-1698) начал службу в 1668 г. стряпчим, в 1676 г. пожалован в стольники. Во время стрелецкого бунта (1682) он стрелецкий полковник «за верную службу в Москве безотлучно» пожалован поместьями.В 1689 г. – окольничий, глава приказа Казанского дворца, с 1691 г. боярин.В 1697 г. после открытия заговора Соковнина подозрение пало на родственников царицы Евдокии (первой жены Петра I), обвинение не было доказано, но многие Лопухины высланы из Москвы на воеводства.

В XVIII в. село принадлежало графам Фёдору и Ивану Андреевичам Остерманам. Их отец, Андрей Иванович Остерман, определял внешнюю политику России. Он был женат на Марфе Ивановне Стрешневой. После переворота, совершённого дочерью Петра I, Елизаветой Петровной, он был сослан в Сибирь, где и умер.Его сыновья Фёдор (1727-1804), генерал-поручик, действительный тайный советник, сенатор, и Иван (1725-1811), вице-канцлер и президент Коллегии иностранных дел, не имели детей.

В XIX в. последней помещицей села была графиня Тютчева.

Церковь в честь святителя и чудотворца Николая в селе существует издавна: она упоминается деревянной в окладных книгах патриаршего приказа в 1628 и 1654 г.г.

В 1826 г. вместо обветшавшей деревянной церкви усердием прихожан построенная каменная церковь с каменной же колокольней. В храме первоначально было два престола: главный Святителя и чудотворца Николая и в тёплой трапезной – в честь святых и праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; в 1883 г. трапезная была расширена, в ней освящён ещё один престол в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В этом виде церковь существует и поныне. При храме была образована женская монашеская община.

Источник

Никольский Юрьев-Польский женский монастырь

юрьев польский село новое монастырь. Смотреть фото юрьев польский село новое монастырь. Смотреть картинку юрьев польский село новое монастырь. Картинка про юрьев польский село новое монастырь. Фото юрьев польский село новое монастырь

Содержание

История [ править ]

Церковь в честь Святителя и чудотворца Николая в селе существует издавна: она упоминается деревянной в окладных книгах патриаршего приказа в 1628 и 1654 гг.

В 1826 г. вместо обветшавшей деревянной церкви усердием прихожан построенная каменная церковь с каменной же колокольней. В храме первоначально было два престола: главный Святителя и чудотворца Николая и в тёплой трапезной – в честь святых и праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; в 1883 г. трапезная была расширена, в ней освящён ещё один престол, Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В этом виде церковь существует и поныне.

Под Иверской иконой Божией Матери установлена памятная доска с описанием чуда, происшедшего после крестного хода с этой иконой и молебна на окрестных полях: «В память избавления от червей, посланных Господом Богом на поля хлеба в июле месяце 1888 года. По молитвам же Царицы Небесной 21 июля птицы небесные сих насекомых поели. В благодарность оказанной милости установлено празднество сей Божией Матери 13 октября каждогоднее и тщанием прихожан в то же время положена новая риза позлащенная стоимостью во сто руб. серебром».

В начале XX в. в Новом селе насчитывалось около 80 дворов. Плодородные почвы Юрьевского ополья давали высокие урожаи. Река Селекша изобиловала рыбой, на ней стояли мельницы. Луга обеспечивали скот кормом. Жили в селе зажиточно и храм поддерживали в должном благолепии. Название Новое, по преданию, село получило после страшной эпидемии холеры, уничтожившей население почти полностью, и село обновилось – вновь застроилось и заселилось. В послереволюционные годы оно разделило участь сотен тысяч других сёл и деревень: был организован колхоз, затем преобразован в совхоз, люди разъезжались, дома продавались, огороды зарастали, и в 1980-х г.г. осталось с десяток домов и 1-2 постоянных жителя (не считая церковных). В начале 1990-х годов понаехали дачники, разобрали все участки, вновь стали обстраиваться и обрабатывать землю.

В Юрьев-Польском районе не закрывали во времена гонений только два храма – в с. Новое и в с. Лыково. Отстоять храм удалось лишь чудом милости Божией и самоотверженным подвигом священника о. Сергия, церковных старост и прихожан. В конце 1920-х гг. старостой храма был Иван Тарасович Матвеев. Когда власти стали закрывать храмы, он, поняв, что ему не удастся отстоять храм, положил на сходе ключи. Взял их Григорий Ильич Семёнов (отец Антонины, которая впоследствии, при о. Гедеоне, стала старостой). Многое ему пришлось претерпеть: заставляли выплачивать огромные налоги, грозили высылкой в Сибирь, отняли зерно и корову, отняли всё (а у него было 9 детей). Но он мужественно всё терпел. На одном из вызовов сказал: «Хоть режьте, а ключи не отдам» Гонения усиливались. Тогда он на общем собрании прихода положил ключи на стол и сказал, что отстоять храм не сможет, и если ключи никто не возьмёт, то он бросит их в пруд и оставит храм на волю Божию. После ухода из старост Григорий Ильич стал пастухом, затем лесничим; скончался в 1949 г.

В 1957-1962 гг. в храме служил протоиерей Михаил Вознесенский (ок. 1910 – ок. 1984), очень хороший батюшка. Он пострадал за веру, в тюрьме сидел 10 или 15 лет. Имел 9 детей. Был большой труженик, мастер на все руки, начал капитальный ремонт и реставрацию храма.

После о. Михаила около года служил о. Борис. Он был кроток, служил благовейно.

Иеромонах Максим начал своё служение в Никольском храме с. Новое в июне 1963 г., в возрасте около 50 лет, и пробыл здесь до самой кончины, последовавшей 13 марта 1993 г.

Женская монашеская община, образованная старцем схиархимандритом Гедеоном, в 1995 г. получила статус монастыря.»

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий. В монастырском богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельниц обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Источник

Юрьев польский село новое монастырь

Новое — село в Юрьев-Польском районе Владимирской области России, входит в состав Красносельского сельского поселения.
Село расположено в 13 км на северо-запад от райцентра города Юрьев-Польский. «Новое расположено при речке Селекше и находится от Юрьева (Юрьевский уезд) в 12-ти верстах, от Владимира же в 73 верстах». [1]
Название Новое, по преданию, село получило после страшной эпидемии холеры, уничтожившей население почти полностью, и село обновилось – вновь застроилось и заселилось.

юрьев польский село новое монастырь. Смотреть фото юрьев польский село новое монастырь. Смотреть картинку юрьев польский село новое монастырь. Картинка про юрьев польский село новое монастырь. Фото юрьев польский село новое монастырь
Река Селекша

В старинных документах XVII в. Новое значится госуревой дворцовой вотчиной; в кон. XVII в. оно было пожаловано боярину Петру и окольничему Василию Абрамовичам Лопухиным.
Пётр Абрамович Меньшой (ум. 1698) начал службу в 1658 г. стольником, потом он стрелецкий полковник. С 1678 по 1680 г. – начальник Рейтарского приказа. С 1688 г. – окольничий, ведает Ямским приказом, потом приказом Каменных дел. С 1690 г. боярин, начальник приказа Большого дворца и дворцового Судного приказа. В 1698 г. царю Петру была подана челобитная от священников Архангельского собора Московского Кремля с прошением защиты от боярина Петра Лопухина, чей управляющий «убивает до смерти её (Архангельской церкви) крестьян, а суда на него нет». Пётр Абрамович был подвергнут пытке, при которой скончался.
Василий Абрамович (1646-1698) начал службу в 1668 г. стряпчим, в 1676 г. пожалован в стольники. Во время стрелецкого бунта (1682) он стрелецкий полковник «за верную службу в Москве безотлучно» пожалован поместьями. В 1689 г. – окольничий, глава приказа Казанского дворца, с 1691 г. боярин. В 1697 г. после открытия заговора Соковнина подозрение пало на родственников царицы Евдокии (первой жены Петра I), обвинение не было доказано, но многие Лопухины высланы из Москвы на воеводства.
«Возвращаясь к Юрьеву по Стромынке, мы видели на краю его и на возвышенности рощу женского монастыря, в 1850 г. переведенного из смежного Николаевского, тогда же упраздненного. Сохранились в последнем только стены, с приходскою, ныне церковью Св. Николая Чудотворца. Случайно встреченный старожил глухо говорил о нем, о пребывании в этом монастыре когда-то «особ царской фамилии». С этим монастырем действительно связана память о «дщери Петровой», о красавице «Цесаревне» Елизавете Петровне. Не раз бывала она в привольных местах Юрьевских, ей близких по родовым преданиям и по собственному хозяйству. Правнучка Царя Михаила, была у себя дома, среди близких ей селений и поместий. Между последними было и «гнездо друга ея сердца», Семеновского гренадера, сержанта Алексея Яковлевича Шубина. Вот рассказ о том местного жителя Стромилова:
«Любила Елизавета полевать по Юрьевской дороге, в местности называемой Ивановским «Хлуденевым», где урочища сохранили наименования Царских.
Здесь проводила она время, для нее самое счастливое, беззаботное. Сохранились предания об ее охотах, о приездах, о ее богомолье. С нею неразлучен Алексей Яковлевич Шубин».
Живо и своеобразно описывает Стромилов охоты Цесаревны и Шубина. Тут же по соседству жили Бутурлины, в Крутцах, Ромодановские в Рюменском, на большой исконной дороге на Переяславль, тянувшейся из Москвы через слободу. Если Елизавету тянуло в эту сторону, то и помимо сближения с Шубиным, она находилась в местах, столь близких дому Романовых.
Если же, как мы знаем, Цесаревна Елизавета Петровна любила «полевать» по Юрьевской дороге, то это было в пределах, не столь отдаленных от Романовского Клина, или даже около него, как и в Андреевском близ Смердова. У Шубина, по близости, была родовая вотчина Грязновых-Шубиных, а потому взятое направление получает особый смысл, как сближающий Цесаревну не только с местами, близкими Шубину, но и с родным гнездом ее предков.
Тяжелые годы наступили для Елизаветы с воцарением Императрицы Анны. Если по неволе мирились ее сторонники с воцарением Анны Иоанновны, то все-же продолжали добиваться признания Елизаветы ее преемницей, за что и поплатились новыми ссылками и гонениями. Сохранилось известие, что Бирон отстоял Елизавету от грозящего ей пострижения. За то Шубин сослан был в Камчатку и вернулся лишь после воцарения ее, но не пожелал остаться при Дворе и почти одновременно с решением брачного вопроса для Петра Феодоровича он навсегда удалился в пожалованную ему Ярославскую деревню.
Личность его, при ближайшем рассмотрении, представляется несколько иною, чем принято почитать: в нем были те благородные душевные свойства, которые, кто знает, привели бы к сближению, подобному венчанию дружбы с Разумовским — благословением церковным. У Шубина была дочь, которой не случайно придано было имя «Таракановой», по близкому родству Шубина с Генералом Алексеем Яковлевичем Таракановым, его двоюродным братом. Это сближение опровергает все, что говорилось и писалось о Таракановской фамилии, ею носимой. Ее нельзя смешивать с позднейшей авантюристкой, злоупотребившей тем же названием.
Дочь Шубина своею наличностью заставила колебаться Елизавету в выборе невесты для своего племянника Петра Феодоровича. Только настоянием Фридриха II, весы наклонились в сторону Принцессы Софии Ангальтской, в которой он не мог предвидеть будущую Великую Екатерину! (Графом Сергей Дмитриевич Шереметев. Юрьев-Польской и Романовския вотчины Смердово и Клины. 1910).
В XVIII в. село принадлежало графам Фёдору и Ивану Андреевичам Остерманам. Их отец Андрей Иванович Остерман определял внешнюю политику России. Он был женат на Марфе Ивановне Стрешневой. После переворота, совершённого дочерью Петра I, Елизаветой Петровной, он был сослан в Сибирь, где и умер. Его сыновья Фёдор (1727-1804), генерал-поручик, действительный тайный советник, сенатор, и Иван (1725-1811), вице-канцлер и президент Коллегии иностранных дел, не имели детей.
В XIX в. последней помещицей села была графиня Тютчева.
Плодородные почвы Юрьевского ополья давали высокие урожаи. Река Селекша изобиловала рыбой, на ней стояли мельницы. Луга обеспечивали скот кормом. Жили в селе зажиточно и храм поддерживали в должном благолепии.

юрьев польский село новое монастырь. Смотреть фото юрьев польский село новое монастырь. Смотреть картинку юрьев польский село новое монастырь. Картинка про юрьев польский село новое монастырь. Фото юрьев польский село новое монастырь
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

В нач. XX в. в Новом селе насчитывалось около 80 дворов.
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Горкинской волости Юрьевского уезда.
С 1929 года село входило в состав Красносельского сельсовета Юрьев-Польского района.
В послереволюционные годы село разделило участь сотен тысяч других сёл и деревень: был организован колхоз, затем преобразован в совхоз, люди разъезжались, дома продавались, огороды зарастали, и в 1980-х гг. осталось с десяток домов и 1-2 постоянных жителя (не считая церковных). В начале 1990-х годов понаехали дачники, разобрали все участки, вновь стали обстраиваться и обрабатывать землю.

Крестьянско-Фермерское Хозяйство «ЛУЧ» действует с 27 июля 1992 г. Глава Гаврилов Игорь Федорович. Организация КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО «ЛУЧ» ликвидирована 17 августа 2006 г.
Численность населения: в 1859 г. – 504 чел., в 1905 г. – 476 чел., в 2002 г. – 20 чел., в 2010 г. – 16 чел.

Церковь Николая Чудотворца

юрьев польский село новое монастырь. Смотреть фото юрьев польский село новое монастырь. Смотреть картинку юрьев польский село новое монастырь. Картинка про юрьев польский село новое монастырь. Фото юрьев польский село новое монастырь
юрьев польский село новое монастырь. Смотреть фото юрьев польский село новое монастырь. Смотреть картинку юрьев польский село новое монастырь. Картинка про юрьев польский село новое монастырь. Фото юрьев польский село новое монастырь
юрьев польский село новое монастырь. Смотреть фото юрьев польский село новое монастырь. Смотреть картинку юрьев польский село новое монастырь. Картинка про юрьев польский село новое монастырь. Фото юрьев польский село новое монастырь
Церковь Николая Чудотворца в селе Новом

Церковь в селе издавна существовала в честь Святителя и Чудотворца Николая. В окладных книгах патриаршего приказа 1628 г. она записана так: «церковь Николы чюдотворца в государеве селе в Новом Некомарскаго приселка дани тринадцать алтын две денги десятильнича гривна»; а «по новому дозору 162 (1654) г. положено дани рубль 30 алтын 4 деньги, заезда гривна». Церковь была деревянная до 1826 года.
В 1826 г. вместо обветшавшей деревянной церкви усердием прихожан была построена однокупольная каменная церковь с такой же колокольней.
В церкви первоначально были устроены два престола: в честь Святителя и Чудотворца Николая и в теплой трапезе в честь святых и праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны. В 1883 году трапеза была расширена и в ней устроен был другой придел в честь свят. ап. и евангел. Иоанна Богослова.

юрьев польский село новое монастырь. Смотреть фото юрьев польский село новое монастырь. Смотреть картинку юрьев польский село новое монастырь. Картинка про юрьев польский село новое монастырь. Фото юрьев польский село новое монастырь
Церковь Николая Чудотворца. Притвор. Свод. Роспись.
юрьев польский село новое монастырь. Смотреть фото юрьев польский село новое монастырь. Смотреть картинку юрьев польский село новое монастырь. Картинка про юрьев польский село новое монастырь. Фото юрьев польский село новое монастырь
Церковь Николая Чудотворца. Роспись.
юрьев польский село новое монастырь. Смотреть фото юрьев польский село новое монастырь. Смотреть картинку юрьев польский село новое монастырь. Картинка про юрьев польский село новое монастырь. Фото юрьев польский село новое монастырь
Церковь Николая Чудотворца. Притвор.

В кон. XIX века из старинных богослужебных принадлежностей в церкви имелись: напрестольный сребропозлащенный крест 1796 г.; дарохранительница, украшенная священными изображениями, 1802 г. и сребропозлащенная дароносица 1807 года.
Копии с метрических книг с 1802 года, а исповедных росписей с 1820 года. Опись церковного имущества составлена в 1880 г., хранилась в церкви.
Земли при церкви: усадебной около одной десятины, сенокосной семь десятин 1090 квадр. сажен и пахотной 50 десятин 80 квадр. сажен. План и межевая книга на землю имелись от 1771 года и хранились в ризнице. [1]
Причта по штату: священник и псаломщик. Годовой доход причта: за требоисправления до 250 р., от земли 200 р. и от сбора хлебом до 60 руб., а всего около 510 рублей. Дома для причта церковные, построены на церковной усадебной земле. [1]
Приход составляли: село и деревня Новоникольская, в 3 верстах от церкви. Всех дворов в приходе 89, душ мужского пола 250, а женского пола 296 душ. [1]
Священник села Нового, Иоанн Зотиков, согласно прошению, уволен за штат 17 ноября 1917 г.

В Юрьев-Польском районе не закрывали во времена гонений только два храма – в с. Новое и в с. Лыково. Отстоять храм удалось лишь чудом милости Божией и самоотверженным подвигом священника о. Сергия, церковных старост и прихожан.
В начале 1920-х годов из неё вывезли 2 воза драгоценной церковной утвари и все документы и летописи.
В конце 1920-х гг. старостой храма был Иван Тарасович Матвеев. Когда власти стали закрывать храмы, он, поняв, что ему не удастся отстоять храм, положил на сходе ключи. Взял их Григорий Ильич Семёнов (отец Антонины, которая впоследствии, при о. Гедеоне, стала старостой). Многое ему пришлось претерпеть: заставляли выплачивать огромные налоги, грозили высылкой в Сибирь, отняли зерно и корову, отняли всё (а у него было 9 детей). Но он мужественно всё терпел. На одном из вызовов сказал: «Хоть режьте, а ключи не отдам» Гонения усиливались. Тогда он на общем собрании прихода положил ключи на стол и сказал, что отстоять храм не сможет, и если ключи никто не возьмёт, то он бросит их в пруд и оставит храм на волю Божию. После ухода из старост Григорий Ильич стал пастухом, затем лесничим; скончался в 1949 г.

Свято-Никольский женский монастырь

юрьев польский село новое монастырь. Смотреть фото юрьев польский село новое монастырь. Смотреть картинку юрьев польский село новое монастырь. Картинка про юрьев польский село новое монастырь. Фото юрьев польский село новое монастырь
Свято-Никольский женский монастырь

Свято-Никольский женский монастырь основан в 1350 г., неоднократно по разным причинам прекращал существование.
Поначалу здесь в 1970-1980-х гг. существовала тайная женская монашеская община, образованная старцем схиархимандритом (Абрамовым).
Женская монашеская община 28 сентября 1995 г. получила статус женского монастыря. Религиозная Организация «Свято-Никольский Женский Монастырь села Новое Юрьев-Польского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» действует с 29 декабря 1999 г.
Игумения Акафьева Валентина Алексеевна.

юрьев польский село новое монастырь. Смотреть фото юрьев польский село новое монастырь. Смотреть картинку юрьев польский село новое монастырь. Картинка про юрьев польский село новое монастырь. Фото юрьев польский село новое монастырь
Калитка Юрьев-Польского Свято-Никольского монастыря
юрьев польский село новое монастырь. Смотреть фото юрьев польский село новое монастырь. Смотреть картинку юрьев польский село новое монастырь. Картинка про юрьев польский село новое монастырь. Фото юрьев польский село новое монастырь
Святые врата
юрьев польский село новое монастырь. Смотреть фото юрьев польский село новое монастырь. Смотреть картинку юрьев польский село новое монастырь. Картинка про юрьев польский село новое монастырь. Фото юрьев польский село новое монастырь
Фрагмент святых врат и звонница Юрьев-Польского Свято-Никольского монастыря
юрьев польский село новое монастырь. Смотреть фото юрьев польский село новое монастырь. Смотреть картинку юрьев польский село новое монастырь. Картинка про юрьев польский село новое монастырь. Фото юрьев польский село новое монастырь
Звонница Юрьев-Польского Свято-Никольского монастыря

Особо почитаются такие иконы «Троеручица» (из с. Семьинское) и местный образ Святителя Николая в иконостасе алтаря летнего храма. По преданию, многие благочестивые люди удостаивались видеть тени, отходящие от образа Святителя и от образа Матери Божией на Иверской иконе, как от стоящих живых людей.

Подворье: церковь Спиридона Тримифунтского в с. Горки.
Приписные приходские и бесприходные церкви:
Троицы Живоначальной в с. Афинеево;
Николая Чудотворца в с. Краски.

Источник

Свято-Никольский женский монастырь в селе Новое

Село Новое расположено при р. Селекше, в 12 км от г, Юрьева-Польского. В документах XIII столетия оно значится государевой дворцовой вотчиной; в конце XVII столетия пожаловано было братьям боярину Петру и окольничему Василию Абрамовичам Лопухиным. Пётр Абрамович Меньшой (ум. 1698) начал службу в 1658 г. стольником, потом стрелецкий полковник. С 1678 по 1680 г начальник Рейтарского приказа.

Он был женат на Марфе Ивановне Стрешневой. После переворота, совершенного дочерью Петра I, Елизаветой Петровной, он был сослан в Сибирь, где и умер. Его сыновья. Фёдор (1727-1804), генерал-попру-чик, действительный тайный советник, сенатор, и Иван (1725-1811), вице-канцлер и президент Коллегии иностранных дел, не имели детей.

В XIX столетии последнею помещицею с. Новое была Тютчева.

Церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая в селе существует издавна: она упоминается деревянной в окладных книгах патриаршего приказа в 1628 г. и 1654 г.

В 1826 г., вместо обветшавшей деревянной церкви, усердием прихожан построена каменная церковь, с каменного же колокольнею. В церкви первоначально было два престола: главный в честь Святителя и Чудотворца Николая и с теплой трапезной в честь святых и праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; но в 1883 г. трапезная была расширена, и в ней был освящен еще один престол, в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В этом виде церковь существует до ныне.

Под Иверской иконой Божией Матери установлена памятная доска с описанием чуда, происшедшего после крестного хода с этой иконой и молебна на окрестных полях: «В память избавления от червей, посланных Господом Богом на поля хлеба в июле месяце 1888 г. По молитвам же Царицы Небесной 21 июля птицы небесные сих насекомых поели. В благодарность оказанной милости установлено празднество сей Божией Матери 13 октября каждогодне и тщанием прихожан в то же время положена новая риза позлащенная стоимостью во сто руб. серебром».

Икона «Всех скорбящих Радость», на которой Богородица изображена стоящей в полный рост, со скорбно-задумчивым ликом, обращенным влево, как при Кресте Господнем, принесена из села Некоморно. Это село было расположено в 2-х км па юго-восток от села Новое и к настоящему времени полностью уничтожено и распахано (сохранился лишь фундамент храма и несколько могил кладбища). С появлением этой иконы в селе Некоморно связано следующее чудо: слепой девочке было трехкратное явление Богородицы, с обещанием исцеления, повелевающей найти Ее икону, обмыть и этой водой вымыть глаза. Девочка рассказала сон матери и священнику. Стали искать и с «большим трудом нашли в мастерской доску, с виду напоминающую икону.

— Иди домой, ты нам не нужна.

Приходилось прихожанам, которые в колхозе стали жить нищенски, продавать последнюю скотину и вещи, чтобы собрать деньги на уплату налога. Но народ жертвовал всем, и богослужение в храме не прекращалось. Народ содержал и храм, и священников.

В эти тяжелые годы недалеко от Нового Села, в с. Алексино (Кольчугинский район) жил и служил великий старец-иеродиакон Израиль, долгое время подвизавшийся на Афоне и впоследствии ведший весьма строгую подвижническую жизнь, имевший дар прозорливости. Когда в с. Алексина закрыли храм, он ездил молиться в с. Новое, но не служил здесь. После открытия Троице-Сергиевой Лавры он перешел туда, принял схиму с именем Варнава и пребывал там до кончины. Приезжая в Новое Село, он останавливался у старосты храма Марии Кузьминичны Мочаловой, сменившей на зтой должности свою родственницу, Татьяну Семеновну, после ее смерти. Однажды ночью (это было в годы войны) Мария Кузьминична проснулась от звона разбившейся оконной рамы.

Из ближайших предшественников о. Гедеона по служению наиболее известными были иерей Сергий, игумен Досифей и протоиерей Михаил. Отец Сергий Николаевич Колоколов, 1892-1944, был из церковной семьи, окончил семинарию, имел 8 человек детей, жил крайне бедно. От него требовали сдать ключи от храма, многократно сажали в тюрьму на 2 недели и более, детям не давали учиться, грозили ссылкой и расстрелом. «Стреляйте, а ключи не отдам», — мужественно отвечал он. Служил он с середины 30-х годов (примерно с 1936 г.) до самой своей кончины и сохранил храм. Похоронен о. Сергий в ограде храма за алтарем, его могила рядом с могилой о. Гедеона и могилой своей дочери — девицы Нины, умершей через несколько месяцев после его смерти.

Иеромонах Максим начал свое служение в Никольском храме с. Новое в июне 1963 г., было ему в то время около 50лет, и прослужил в нем до самой своей кончины, последовавшей 13 марта 1993 г. Его самоотверженное служение во славу Божию и на пользу прихожан было отмечено почти всеми церковными наградами: он был возведен в сан архимандрита, имел право ношения набедренника, палицы, митры, двух крестов с украшениями, служения литургии с открытыми царскими вратами, был награжден архиерейскими грамотами. Батюшка пользовался благосклонным отношением и уважением всех епархиальных архиереев, при которых служил: архиепископа Онисима (15 мая 1970 г. он был возведен в сан игумена), архиепископа Владимира (в 1980 г. в связи с 30-летием служения возведен в сан архимандрита с пожалованием митры), архиепископа Серапиона (пострижен в 1986 г. в схиму с именем Гедеон в честь ветхозаветного праотца).

После часов совершалась исповедь. Батюшка по разным книжкам и тетрадкам около часа давал душеполезные наставления для кающихся, чередуя их с пением тропарей. Читалось «Наследование ко святому причащению» и акафисты до самого начала литургии. Перед началом любой службы, прежде чем дать возглас, батюшка благоговейным шепотом произносил: «Господи, благослови нас! Матерь Божия, благослови нас! Святые ангелы-хранители, благословите нас! Святителю отче Николае, великий чудотворче, и вси святии, благословите нас!»

На требы батюшка ходил почти всегда пешком, не пользуясь транспортом, не переодеваясь в гражданскую одежду (несмотря на запреты тогдашних властей носить священнические одежды вне храма) и обязательно с сопровождающими, так как однажды на него бросился мужчина с ножом. Требы на дому совершал также истово, благоговейно и чинно, как и в храме. В конце ноября 1992 г. батюшка заболел. В храме он больше не бывал и очень скорбел об этом. Несмотря на крайнюю немощь старец не оставлял келейного правила. В Прощеное воскресенье 13 марта 1993 г. схиархимандрит Гедеон отошел ко Господу. Он похоронен в ограде храма за алтарем. Женская монашеская община, образованная старцем схиархимандритом Гедеоном, в 1995 г. получила статус монастыря.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *