юрьевский монастырь в великом новгороде официальный сайт
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Свято-Юрьев мужской монастырь, самый крупный из новгородских монастырей. По преданию, обитель при истоке Волхова из озера Ильмень, заложил князь Ярослав Мудрый ( во святом крещении Георгий) в 1030 году. Им же построена была деревянная церковь во имя Св. Великомученика Георгия. Обитель занимала особое место среди новгородских монастырей, и именовалась лаврою. Монастырь владел огромными земельными угодьями и осуществлял сложнейшую хозяйственную деятельность. Юрьевский архимандрит считался вторым духовным лицом в Великом Новгороде после архиепископа. В 1119 году Св. благоверный князь Всеволод Мстиславович, совместно с игуменом Кириаком заложил каменную соборную церковь, уступающую по своим масштабам только Софии Новгородской. Георгиевский собор-одно из самых замечательных творений древнерусской архитектуры, созданное выдающимся зодчим средневековой России, мастером Петром. Несмотря на византийские и киевские традиции в архитектуре, собор имеет ярко выраженные индивидуальные черты. Внутри храма совершенно нет ощущения тесноты, собор гармоничен и внутри и снаружи, хотя высота его стен достигает 20 метров. Стены монастыря впервые упоминаются в летописи в 1333 году, когда они”. поставлены были на 40 сажень с заборолами, при архимандрите Лаврентии”По указу императрицы Екатерины II “О секуляризации церковных земель” Юрьев монастырь теряет значительную часть своих владений, но продолжает значиться третьим среди 15 монастырей России причисленных к 1 классу. Новое возрождение древней обители начинается в начале 19 века, и связанно с именем архимандрита Фотия(Спасского), чья глубокая вера, благочестие и деятельный характер, вызывали уважение в самых высоких кругах, в том числе и у императора Александра I. Духовной дочерью отца Фотия была графиня Анна Орлова(единственная дочь графа Алексея Орлова-Чесменского), обладавшая огромным состоянием.
Когда в 1822 году о.Фотий был назначен в Юрьев монастырь, графиня оказала ему всемерное содействие в осуществлении его планов. На её богатые вклады в обители началось обширное строительство. За короткое время были построены: Западный корпус с церковью Всех Святых,Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничною церковью Неопалимой Купины.В 1841 году была построена колокольня по проекту знаменитого архитектора Карла Росси, по преданию она задумывалась выше колокольни Ивана Великого в Москве, но император Николай I лично вычеркнул из проекта один ярус. Сам архимандрит Фотий вел очень строгую жизнь, отказываясь от чая и кофе, выпивая только стакан горячей воды. С наступлением поста, он строго выполнял обет безмолвия, все распоряжения делались письменно, а все время о.Фотий проводил в церкви почти без пищи. С небывалой роскошью был украшен древний Георгиевский собор. Золотой стеной возвышался огромный семиярусный иконостас с серебряными царскими вратами. Мраморный престол покрывала серебренная риза под бронзовой сенью. Храмовая икона св.Георгия 12 века была покрыта драгоценною ризою украшенную драгоценными камнями. Даром графини Орловой был образок Знамения Божьей Матери, целиком вырезанный из изумруда и украшенный бриллиантами.
В 20-30-е годы монастырь разделил судьбу всей Православной Церкви в России, он был закрыт и разграблен, во время Великой Отечественной войны в нем располагались немецкие и испанские части. После войны на территории размещались почта, техникум, училище, музей, жили люди оставшиеся без крова. Только в 1991 г. благодаря усилиям архиепископа Льва, Юрьев монастырь возвратили Церкви, и с этого времени жизнь в обители начала возрождаться. Производится ремонт храмов и корпусов, понемногу восстанавливается разоренное хозяйство. Требуется много времени и средств, но самое главное, что колокола уже звонят, ежедневно совершается Божественная Литургия, и можно придти помолится в одну из первых и значительных на Руси обителей.
Архимандрит Фотий.
Петр Спасский был сыном дьячка Новгородского уезда, родился 7 июня 1792 года. По окончании Новгородской семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную Академию, Но развивавшаяся в груди болезнь не дала ему дослушать курса, вследствие чего он назначен в Александро-Невское училище, учителем латинского и греческого языков, славянской грамматики, церковного устава и Закона Божия. Пострижен в монашество с именем Фотия 16 февраля 1817 года в Александро-Невской Лавре, на другой день рукоположен в иеродиакона, а на следующий день- в иеромонаха. В Казанском Соборе митрополитом Амвросием вскоре определен законоучителем, настоятелем и благочинным в нескольких военно-учебных заведениях и подразделениях сразу. В 1818 году сделан соборным иеромонахом Лавры “за образ жизни, соответственный правилам монашеским, и за прохождение должностей с неутомимою ревностию и отличною похвалою”. В 1820 году посвящен в игумена Новгородского Деревяницкого монастыря, и за службу и примерное поведение пожалован золотым наперсным крестом с алмазами самим Государем Императором Александром Павловичем.
Во время прохождения наставнических должностей отец Фотий действовал на сердца воспитанников не столько в качестве учителя, сколько в качестве духовного отца. Он владел даром проповедничества, в коем ярко обрисовалась вся сила его необыкновенного благочестия и ревность к делам веры. Поэтому он скоро сделался известным первосвятителям, государственным людям и самому Императору. При знакомстве с такими людьми о. Фотий не искал личной выгоды, а заботился о духовной их пользе, что и возвышало его в их же глазах.
В 1838 году заметно потухли взоры, и таяли силы настоятеля, так что 7 января, отслужив последнюю литургию и едва держась на ногах, о. Фотий сказал: “Последний раз стою я здесь с вами, братия и чада моя о Христе Иисусе возлюбленная, пред сим Божественным Престолом и вкушаю на земле сию и Ангелами не вкушаемую Пищу- Святое Тело и Святую Кровь Спасителя нашего”. Во втором часу утра с 25 на 26 февраля 1838 года Архимандрит Фотий скончался, и был погребен в любимой им церкви Похвалы Божией Матери.
Печальную картину представлял собою Юрьев монастырь по прибытии нового архимандрита (братии на завтра даже нечего, было, есть, и денег не было). Постройки все обветшалые, много деревянных. Навредил еще разразившийся через полгода пожар. Но благодетельная графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская через духовного отца своего Архимандрита Фотия и преемника его Архимандрита Мануила восстановила древние храмы и воздвигла новые в обители, снабдив их в изобилии всеми принадлежностями Богослужения, построила новую колокольню и новые корпуса для братии, вложила свои фамильные драгоценности и завещала все свое состояние по смерти монастырю.
Обремененная несметным богатством, доходившим до 40 миллионов рублей, вращаясь в высших сферах современного ей общества, окруженная почестями и блеском, Анна Алексеевна как бы страшилась обольщений своего высокого положения, и, прикрываясь во время кратковременного пребывания своего в столице светскою любезностью и веселостью, она уже не принадлежала этой среде, но, следуя своим духовным побуждениям, с самоотвержением стремилась она к Богу. Архимандрит Фотий, Усмотрением Божиим назначенный ей в духовные отцы, еще более развил в ней духовные совершенства, действуя словом и примером, укрепил в ней веру и благочестие, склонил к благотворительности во имя любви к Богу и ближним, возбудил ее дух к смиренной молитве, которой она предавалась и в храме, и в своем доме. В последние годы своей жизни, когда уже не стало в живых о. Фотия, графиня являла собой назидательнейший пример древнего христианского благочестия, в котором подвизалась до конца жизни. Сама ее кончина была не менее назидательна. Приготовляясь встретить день именин своего покойного родителя, она приготовилась на 5 октября 1848 года приобщиться Святых Таин, и, встав от сна бодрою и здоровою, приехала в Юрьев монастырь к 8 часам утра в церковь Всех Святых, где служил литургию настоятель Архимандрит Мануил, причастилась Святых Таин Христовых, после чего присутствовала в Георгиевском соборе на панихиде по усопшему родителю (он был там похоронен) и возвратилась домой. В тот же день вечером графиня отслушала панихиду по Архимандрите Фотии в церкви Похвалы Богородицы, приняла благословение и простилась с братией, бывшей в церкви, затем уединилась для молитвы у гробницы о. Фотия, устроенной в этой же церкви, и, пробыв там более обыкновенного, приложилась к иконам в храме, потом (чего никогда не делала) вторично зашла в гробницу, затем еще раз в Георгиевский собор помолиться над прахом родителя. После прошла в покои своего покойного духовного отца, как бы принять благословение на путь. Оттуда направившись в покои настоятеля о. Мануила, при входе вдруг почувствовала стеснение в груди и кашель, но, собравшись с силами, приложилась к чтимой ею Иверской иконе Божией Матери в настоятельской келье, и, сев на диване напротив иконы, тихо скончалась.
По окончании отпевания в Георгиевском соборе, останки графини перенесены были в нижнюю церковь Похвалы Божией Матери в склеп, где покоился о. Фотий.
Свято-Юрьев мужской монастырь
Адрес монастыря: 173007, г. Великий Новгород, Юрьево, Юрьевское шоссе, 10, Свято-Юрьев мужской монастырь.
Наместник: епископ Юрьевский АРСЕНИЙ (Перевалов Д.Ю.).
Тел. привратника: 8(8162) 77-30-20 или 8(911)629-53-04
Заказ экскурсии по тел. 8-906-2016339 Нина Николаевна
Электронный адрес Юрьева монастыря st-yurievo@mail.ru
Свято-Юрьев мужской монастырь запись закреплена
Старые фотографии
Архимандрит Иоанн Крестьянкин
Из собрания НГОМЗ. Фотография. Видовая. Новгород. Юрьев монастырь [1950-е гг.]
Свято-Юрьев мужской монастырь запись закреплена
Родился в г Самборе, нынешней Галиции.
Показать полностью.
Окончил Киевскую духовную академию, где затем преподавал поэзию.
В 1733 г пострижен в монашество.
Через шесть лет посвящён в сан иеромонаха. И через два года был вызван в Москву, определён проповедником при духовной академии.
В 1743 г перешёл в Новгородскую епархию.
18 февраля 1744 г направлен архимандритом в древний Юрьев монастырь.
23 мая 1758 г хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирскаго с возведением в сан митрополита.
Служение это было сколь высоко, столь и трудно. Суровый климат края и отдаленность от внутренней России.
Тобольская епархия была очень обширной.
Кроме множества беглых и ссыльных, было много старообрядцев, инославных, новокрещенных татар и калмыков, язычников.
С великой ревностью принялся за служение. Открыл высший богословский класс в семинарии, привлёк хороших учителей, в том. ч. из Киевской академии.
В годы его служения было сооружено более 20 каменных храмов и открыто несколько новых приходов.
Святитель Павел управлял Тобольской епархией около 10 лет.
В 1768 г, по крайней слабости здоровья, вернулся на покой в Киево-Печерскую Лавру.
На покое святитель прожил более двух лет. Совершал богослужения, в келье проводил время в молитве, многим помогал советом и наставлениями.
Преставился святитель 4 ноября 1770 г.
Мощи его почивали в Великой церкви. Обретение нетленных мощей состоялось 18 августа 1999 г. Были перенесены в Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры. Святитель Павел причислен к лику святых.
Со всех концов Руси поступают письма, молитвенные прошения в Киево-Печерскую Лавру к святителю.
Святителю отче Павле, моли Бога о нас!
Свято-Юрьев мужской монастырь запись закреплена
В Николо-Дворищенском соборе на хоры попадали по переходу из второго этажа деревянного дворца, а во всех остальных к западному фасаду с севера примыкала лестничная башня. Никольский собор был пятиглавым. Антониев и Юрьев — трехглавые, поскольку их основной объем имел одну главу, вторая венчала башню, а третья была расположена над юго-западным углом, создавая уравновешенную, хотя и несимметричную композицию. Как и в Софийском соборе, строители очень широко использовали местный строительный материал — известняковую плиту, прослаивая кладку рядами кирпичей. Однако в перемычках, сводах и других ответственных участках конструкции использована в основном кирпичная кладка. Во всех этих памятниках очень явно чувствуются киевские традиции — как в композиции и архитектурных формах, так и в строительной технике — применение кирпичной кладки со скрытым рядом. И все же здесь постепенно вырабатываются собственные, специфически новгородские приемы. В особенности это заметно в соборе Антониева монастыря, фасады которого в отличие от остальных упомянутых памятников не имеют декоративных двухуступчатых ниш. Из надписи, имевшейся когда-то на соборе Юрьева монастыря, известно имя строившего собор зодчего — мастера Петра.
В 1127 г. была построена церковь Ивана на Опоках, а в 1136 г. — Успения на Торгу. Обе церкви позднее были полностью перестроены и от древних памятников сохранились лишь самые нижние части. Раскопки дали возможность изучить технику кладки нижних частей стен и фундаментов этих храмов. Выяснилось, что церковь Ивана на Опоках была полностью перестроена в 1184 г., причем новую церковь поставили на основание первоначальной и поэтому планы их полностью совпадают. Однако западная стена церкви конца XII в. была отодвинута на 1,5 м к западу, очевидно, в связи с необходимостью утолстить эту стену для размещения в ней лестницы на хоры. Известная по результатам раскопок церковь Бориса и Глеба в детинце, построенная в 1146 г., приближается по плану к новгородским храмам начала XII в. и имеет квадратную лестничную башню. Она начинает серию не княжеского, а боярского строительства.
К середине XII в. окончательно сложился тип новгородского храма, свидетельствующий о наличии в новгородской земле самостоятельной архитектурной школы, существенно отличающейся от киевской. Новгородские церкви второй половины XII в. — небольшие четырехстолпные трехапсидные. Столбы их не крестчатые в плане, а квадратные. Лопатки на поверхности стен, обращенных внутрь здания, отсутствуют, а снаружи стены расчленены плоскими, хотя довольно сильно выступающими лопатками. Западная стена толще остальных стен, поскольку в ней размещена лестница на хоры. Снаружи обращает внимание почти полное отсутствие декоративных элементов: лишь зубчатый поясок в архивольтах закомар и плоская аркатура по верху барабана. Храмы имеют строгий и лаконичный облик. Широкое применение слабо отесанной плиты, лишь прослаиваемой рядами кирпичей, в большинстве случаев лишает здания геометрической четкости и придает им некоторую мятость форм, что новгородские зодчие явно используют как своеобразный художественный эффект.
Характерными образцами новгородских храмов второй половины XII в. могут служить полностью сохранившиеся Георгиевская (табл. 69, 7) и Успенская церкви (табл. 69, 10) в Старой Ладоге (Мильчик М.И., 1979, с. 101; табл. 70, 3). В интерьере Георгиевской церкви сохранилась значительная часть древней фресковой живописи. Не менее типичным памятником является и церковь Спаса-Нередицы близ Новгорода (1198 г.) (Штендер Г.М., 1961. с. 169) (табл. 69, 8).
До Великой Отечественной войны церковь эта стояла полностью сохранившейся и, что особенно редко, хранила почти полный ансамбль фресковой росписи интерьера. Во время войны церковь была разрушена, но затем восстановлена по обмерным чертежам. Из зданий, сохранившихся не на полную высоту, к тому же типу относятся церкви Благовещения на Мячине (1179 г.) и Воскресения (1195 г.) в окрестностях Новгорода. Несколько подобных храмов были, кроме того, вскрыты раскопками: церковь Дмитрия Солунского в Пскове (табл. 69, 9), две церкви в Старой Ладоге (Спасская и неизвестная по названию), Успенская в Аркажах под Новгородом (1188 г.). Несколько особое место занимает полностью сохранившаяся церковь Петра и Павла на Синичьей горе в Новгороде (1185 г.); по своим архитектурным формам эта церковь полностью совпадает с остальными памятниками новгородской школы, однако возведена она не из чередующихся рядов плиты и кирпича, а из одних кирпичей в технике кладки со скрытым рядом. Единственным примером здания, продолжающего традиции новгородских памятников первой половины XII в., является церковь Ивановского монастыря в Пскове — шестистолпный трехглавый храм (табл. 69, 5).
Совершенно исключительным явлением в новгородском зодчестве может быть назван собор Мирожского монастыря в Пскове (табл. 69, 6), возведенный, по-видимому, в 40-х годах XII в. В отличие от всех памятников русского зодчества XII в. этот собор имеет явно выраженную извне крестообразную объемную композицию, образуемую высоко поднятыми средними членениями фасадов и резко опущенными боковыми. Впрочем, очень скоро западные угловые членения храма были надстроены. Композиция собора Мирожского монастыря, очевидно, отражающая византийские архитектурные формы, была в 1153 г. повторена в церкви Климента в Старой Ладоге, известной по материалам археологических раскопок. Следует отметить, что в отношении строительной техники и декоративных элементов оба эти храма ничем не отличаются от остальных памятников новгородской архитектурной школы.
Таблица 69. Древнерусские храмы XI–XIII вв.
1 — Новгород, Николо-Дворищенский собор (фасад, реконструкция Г.М. Штендера); 2 — Новгород, церковь Благовещения на Городище; 3 — Новгород, Георгиевский собор Юрьева монастыря; 4 — Новгород, собор Антониева монастыря; 5 — Псков, собор Ивановского монастыря; 6 — Псков, Спасский собор Мирожского монастыря (фасад, реконструкция Г.В. Алферовой); 7 — Старая Ладога, Георгиевская церковь; 8 — Новгород, церковь Спаса Нередицы; 9 — Псков церковь Дмитрия Солунского; 10 — Старая Ладога, Успенская церковь (планы даны в масштабе 1:500).
НОВГОРОДСКИЙ ЮРЬЕВ МОНАСТЫРЬ
Новгородский Юрьев монастырь |
Новгородский мужской монастырь во имя великомученика Георгия (Юрьев) Новгородской епархии, один из древнейших монастырей в России
Стоит при истоке Волхова из озера Ильмень.
Древний расцвет
По преданию обитель заложил благоверный великий князь Ярослав Мудрый, во святом крещении Георгий, в 1030 году. Им же построена была деревянная церковь во имя великомученика Георгия. С первых лет своего существования монастырь выступает как один из крупнейших центров новгородской церковной и политической жизни.
С конца XII века Георгиевский собор монастыря служил местом последнего упокоения не только настоятелей обители, но и русских князей, новгородских посадников, и некоторых святителей. Не позднее 1226 года известно наименование настоятелей обители архимандритами. Юрьевский архимандрит именовался «архимандритом Новгородским» и считался вторым духовным лицом в Великом Новгороде после архиепископа, главой городских магистратов. В первой половине XIV века в обители настоятельствовал будущий Новгородский святитель Моисей, в те же годы монастырь был окружен стеной. К концу XV века Юрьев монастырь был одним из богатейших церковных собственников.
Благодаря покровительству великих князей, а потом и царей, монастырь неизменно быстро оправлялся и благоустраивался несмотря на различные бедствия и вражеские нашествия.
Синодальный период
После секуляризации церковных земель в 1764 году Юрьев монастырь потерял бо́льшую часть своих владений. При этом, его значение видно из того что он был определён третьим среди первоклассных монастырей России.
В январе 1786 года в монастырь, в Георгиевский собор, были перенесены мощи святого архиепископа Новгородского Феоктиста из находящегося неподалеку упраздненного Благовещенского монастыря.
За многовековую историю Юрьев монастырь особенно часто страдал от пожаров. Очередной пожар известен в 1810 году.
25 декабря 1833 года Синодом было разрешено всем настоятелям Юрьева монастыря иметь жезл с сулком.
Вновь ремонтные работы в монастыре проводились в конце XIX-начале XX века. При монастыре имелась бесплатная гостиница для богомольцев, больница и богадельня.
Юрьев монастырь. Фото ок. сер. XX в. Фото с сайта монастыря georg.orthodoxy.ru |
Новейшее время
15 декабря 1921 года пришла телеграмма от Троцкого об экспроприации имущественных ценностей монастыря. Осенью 1924 года в Юрьевом монастыре ещё действовало шесть церквей, но уже к 1928 году оставалась только одна, а в 1929 году монастырь был закрыт. В 1920-1930-х годах монастырь был разорён и ограблен. Во время Великой Отечественной войны в нем располагались немецкие и испанские части. После войны на территории размещались почта, техникум, училище, музей, жили люди оставшиеся без крова.
25 декабря 1991 года, благодаря усилиям епископа Новгородского Льва, Юрьев монастырь возвратили Церкви. В то время на территории жили несколько семей, располагалось СПТУ, общежитие и мастерские художников. Храмы монастыря стояли без иконостасов, на Спасском соборе были разрушены купола, в корпусах произведена перепланировка, монастырский сад стоял запущенным, вся территория была завалена мусором. Обитель была вновь учреждена Синодальным решением от 2 октября 1993 года. За короткий срок был отремонтирован Северный корпус с Крестовоздвиженским собором и в обители снова стала совершатся Божественная литургия. Затем пошёл ремонт Орловского корпуса и Южного братского корпуса с Неопалимовской церковью. В качестве скита Юрьева монастыря начала возрождаться Перынская обитель. При обители в 2004 году открылось Новгородское духовное училище и начато было восстановление обезглавленного Спасского собора. С 2009 года в монастыре начались масштабные ремонтно-реставрационные работы.
Георгиевский собор Юрьева монастыря |
Храмы, архитектура
Георгиевский собор
В 1830-е годы при архимандрите Фотии в монастыре были проведены значительные работы, при которых особое внимание уделялось Георгиевскому собору. В то время древние фрески XII века были почти полностью сбиты со стен, фрагменты древних изображений послужили материалом для подсыпки при планировке территории обители, частично же были выброшены. Стены собора расписали заново. Тогда же был выполнен роскошный семиярусный иконостас с серебряными царскими вратами. В состав иконостаса, наряду с новыми, вошли и древнейшие иконы Георгиевского собора. Иконы с почтением одели в драгоценные серебряные позолоченные ризы, сверкавшие множеством драгоценных камней. Мраморный престол покрывала серебренная риза под бронзовой сенью; в соборе были повешены огромные паникадила. В алтаре на горнем месте вместо святительской кафедры стояло стальное кресло, принадлежавшее императору Петру I. Даром графини Орловой был образок Знамения Божьей Матери, целиком вырезанный из изумруда и украшенный бриллиантами.
В 1898 году в Георгиевском соборе вновь начались ремонтные работы. Фотиевская живопись была сбита и заменена новой, более соответствующей по представлениям своего времени древнему интерьеру соборного храма Юрьевской обители. Для росписи пригласили артель одного из самых известных тогда в России иконописцев М. Н. Сафонова. В 1902 году Георгиевский собор после поновления освятил архиепископ Новгородский Гурий.
При реставрационных работах 1931-1935 годов многочисленные разновременные пристройки вокруг собора были разобраны, и облик собора был приближен к первоначальному.
Каменный трехкупольный собор считается одним из самых замечательных творений древнерусской архитектуры. Сохраняя верность византийской и киевской традиции, собор имеет ярко выраженные индивидуальные черты. Внутри храма нет ощущения тесноты, собор гармоничен и внутри и снаружи. Высота его стен ныне достигает 20 метров, а при постройке была более чем на метр выше. Кровля четырехскатная, но при постройке имел покрытие позакомарное, повторяющее форму сводов. Древняя фресковая живопись почти полностью утрачена, сохранились только фрески маленького храма, находящегося в северо-западном барабане, остатки росписей в лестничной башне и небольшие фрагменты орнаментального украшения оконных откосов в основном объеме собора.
Крестовоздвиженский собор
Храм в честь Воздвижения Креста Господня находится на северовосточном углу обители, в составе Северного корпуса, и сторонами северной и восточной выдаётся за черту монастырских зданий.
В советское время в храме был устроен клуб, затем почта. В 1970-е и 1980-е годы здесь располагался музей, а в подцерковном помещении – картинная галерея. С начала 1990-х годов в храме возобновилось Богослужение и в начале XXI века он был основным монастырским храмом.
Каменный пятиглавый храм квадратный в плане с просторными нижними помещениями и купольным объёмом посередине. Покрытие куполов со времени постройки до настоящего времени сохраняет «золотые» звезды на синем фоне. Размеры храма в длину и ширину ок. 20 м, в высоту – ок. 30 м.
Неопалимовский храм
Находится посередине Южного корпуса, который был предназначен для проживания больных и престарелых монахов. Храм в честь иконы Божией матери «Неопалимая Купина», к которой молятся об избавлении от пожаров, был возведен в связи с частыми пожарами от которых страдала обитель. Церковь была заложена 4 сентября 1828 года и освящена 20 августа 1831 года.
Старанием благодетеля и братией монастыря в начале 1990-х годов, церковь отремонтирована и в ней началось богослужение. На начало XXI века церковь была основным местом для чтения братского правила и восхваления образа Пресвятой Богородицы.
Величиной церковь в длину, в ширину и высоту до главы по 10 м.
Рождественский училищный храм и колокольня Юрьева монастыря. Фото 8 февраля 2011 г., с официального сайта Новгородской епархии vn-eparhia.ru |
Рождественский (Спасский) училищный храм
Храм в честь Рождества Христова был построен в 1820-30-х годах. Упоминается действующим на 8 февраля 2011 года.
Прочие корпуса и храмы
В 1820-1830-х годах были также построены Западный корпус с церковью Всех Святых и восточный Орловский корпус с кельями для братии.
В предреволюционный период в составе монастырских храмов упоминаются также:
Колокольня
Была построена в 1841 году по проекту знаменитого архитектора Карла Росси. По преданию она задумывалась выше Московской колокольни Ивана Великого, но император Николай I лично вычеркнул из проекта один ярус.
Стены
Стены монастыря впервые упоминаются в летописи в 1333 году, когда они «. поставлены были на 40 сажень с заборолами, при архимандрите Лаврентии.»
Настоятели
Святыни
Некрополь
В Георгиевском соборе были погребены:
В храме Похвалы Пресвятой Богородицы были погребены: