юридическая техника и юридическая практика понятие типы функции значение шпаргалка
newinspire
Понятие, функции, типы и значение юридической практики
Ключевые слова: понятие, функции, типы, значение, юридической, практики
Под юридической практикой понимается деятельность компетентных органов и должностных лиц по изданию и применению норм права, а также уже накопленный и объективированный опыт такой деятельности.
Юридическая практика формируется в результате длительного и многообразного процесса правореализации, т.е. претворения права в жизнь. В ходе этого процесса вырабатываются определенные общие положения, тенденции, ориентиры, которые затем используются в последующей работе.
В частности, практика создает так называемые правоположения, под которыми понимаются устоявшиеся типовые решения по применению юридических норм. Эти правоположения реально приобретают черты общих правил. Особенно это касается прецедентов.
Юридическая практика выполняет три основные функции :
1) правонаправляющую, когда практика как бы расставляет вехи и определяет общее русло для становления и развития права;
2) правоконкретизирующую, когда уточняется смысл, содержание отдельных норм применительно к конкретным ситуациям, случаям, отношениям;
3) сигнально-информационную, когда практика выражает потребность в изменении тех или иных актов, их совершенствовании или даже отмене.
Различают следующие типы юридической практики : правотворческую, правоприменительную и правоисполнительную, интерпретационную практику.
По сферам проявления она подразделяется на судебную, прокурорскую, следственную, адвокатскую, арбитражную, нотариальную и другие виды. Разумеется, все они тесно взаимосвязаны.
Значение юридической практики состоит в том, что именно она показывает, насколько совершенно либо несовершенно наше законодательство, в чем его достоинства и недостатки, плюсы и минусы, эффективность или неэффективность, помогает устранять в нем коллизии и пробелы.
Юридическая техника и юридическая практика
Юридическая техника — совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства. Важнейшая ее разновидность — законодательная (правотворческая), в частности кодификационная, техника.
Значение юридической техники:
Соблюдение правил юридической техники при подготовке законопроектов, проектов иных нормативных актов — залог их качества. Применение технически несовершенных законов крайне затруднено, а порой невозможно. Именно поэтому федеральный законодатель уделяет повышенное внимание технико-юридическому совершенствованию законов. Так, Государственной Думой Федерального Собрания РФ выработаны Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, а в некоторых субъектах РФ приняты специальные законы о порядке подготовки нормативных правовых актов (т. н. «законы о законах»), в которых, в том числе, затрагиваются вопросы юридической техники (например, ст. 24 Закона Иркутской области «О законах и иных областных нормативных правовых актах»).
Юридическая практика – это деятельность, направленная на издание, а также толкование и реализацию юридических предписаний, организованная в единстве с уже накопленным социально-правовым опытом.
Юридическая практика является одним из основных видов социально-исторической практики, поэтому ей свойственны черты, присущие любой практике.
Юридическая практика имеет субъектов и участников, действия которых, а также использование ими установленных методов и средств, способы оформления разработанных решений и фиксирование накопленного ранее опыта упорядочены и урегулированы нормами права и другими юридическими предписаниями.
Под структурой юридической практики понимают такое соотношение элементов и связей в системе, которое обеспечивает ей единство, целостность, а также сохранение объективно необходимых функций и свойств при влиянии на нее различных факторов действительности.
Элементами юридической практики являются:
1. объект практики. Это то, на что направлены юридические действия и поступки ее субъектов и участников. Ими могут быть как материальные, так и нематериальные блага, общественные отношения и конкретные поступки (или бездействие) людей, иные явления и предметы, включенные в соответствующий юридический процесс и призванные удовлетворять общественные и личные потребности и интересы;
2. юридические действия, такие, которые влекут за собой правовые последствия для участников правоотношений;
3. средства практики – это явления и предметы, посредством которых происходит обеспечение достижения цели;
4. способ – установленный путь достижения запланированной цели посредством определенных средств и при присутствии соответствующих условий и предпосылок деятельности;
5. результат, воплощающий в себе итог юридических операций, позволяющий удовлетворить индивидуальную или общественную потребность;
6. формы юридической практики – это способы организации, существования и внешнего выражения содержания.
Для правовой системы общества обычно характерно одновременное функционирование разных типов, видов, а также подвидов практики. В соответствии с характером способов преобразования общественных отношений обычно различают распорядительную, интерпретационную, правотворческую, правоприменительную (правореализационную) и другие типы практики. В функциональном плане, как правило, выделяют правоконкретизирующую, правосистематизирующую, контрольную и другие типы практики. Характерной чертой этих типов считают то, что изменения общественных отношений происходят здесь посредством правотворческих, правоприменительных, распорядительных и праворазъяснительных средств и способов.
Кроме того, каждый вид юридической практики обычно подразделяют на определенные виды и подвиды.
Например, в правоприменительном типе практики различают следующие виды:
2. юрисдикционную (ее подвиды: превентивная, карательная и др.).
По субъектам юридическую практику можно разделить:
1. на законодательную;
4. нотариальную и др.
Функции юридической практики представляют собой относительно обособленные направления ее однородного воздействия на объективную и субъективную реальность, в которых проявляются социально-правовое назначение и творческая, преобразующая роль в жизни общества.
Функция – это целенаправленное влияние юридической практики на общественную жизнь. Функции напрямую связаны с целями практики.
Юридическая техника и юридическая практика: понятие, типы, функции, значение.
Понятие и виды пробелов в праве. Причины пробелов в праве, способы их устранения и преодоления.
Пробелы в праве – это отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права. Имеют объективную и субъективную природу:
Объективные факторы: законодатель может быть не готов к изданию того или иного закона, законодательный орган раздирают противоречивые политические интересы, возможно столкновение политических партий, которое не позволяет принять закон, верхняя палата отклоняет законопроект принятый нижней палатой, а иногда общественные отношения являются настолько новыми, что непонятно с помощью каких правовых средств их регулировать.
Субъективные: отсутствие надлежащей законодательной техники, лоббирование интересов той или иной социальной группы, несовершенство законодательства.
Недопустимым является отказ субъекту права в правосудии под предлогом несовершенства законодательства. Правоприменитель должен оценить, что перед ним: пробел в праве или протест законодателя, не желающего урегулировать разногласия.
Основной способ устранения пробелов в праве: издание недостающей правовой нормы, необходимость которой обусловлена жизнью. Но когда законодатель не успел устранить пробел, используется правило применения права по аналогии.
Юридические коллизии и способы их разрешения.
1) между нормами права:
— иерархические (несогласованность норм разной юридической силы) на регулирование общественного отношения одновременно претендуют нормы разного уровня, содержащие различные предписания.
— содержательные (возникают между общими и специальными нормами права, т.е. между нормами, регулирующими род и вид общественных отношений);
2) между нормативно-правовыми актами: носят наиболее распространенный, массовый характер, причиняют интересам государства и граждан наибольший вред (причем общий объем подзаконных актов продолжает расти). Коллизии между законами и подзаконными актами разрешаются в пользу законов, поскольку они обладают верховенством и высшей юридической силой;
3) компетенция или отдельных полномочиях гос. органов и должностных лиц:
-во-первых, они могут быть не двумя противоречащими друг другу нормами, а действием целого комплекса не согласованных между собой правовых норм;
— во- вторых, могут быть причиной коллизий между конкретными правовыми нормами.
Могут выражаться: определенные гос. органы, должностные лица реализуют их в неполной мере или, наоборот, выходят за рамки своей компетенции, игнорируя компетенцию других субъектов.
4) противоречия, возникающие при реализации одних и тех же правовых предписаний, в том числе между актами правоприменения;
5) расхождения между актами толкования: интерпретирующий орган дает, в нарушение норм закона, либо ограничительное либо распространительное толкование тех или иных норм.
6) между юридическими процедурами;
7) между национальным и международным правом.
Толкование права: понятие, функции, виды и способы.
Виды толкования норм права по объему:
1) буквальное (адекватное) – смысл, который вложил законодатель в норму права, полностью совпадает со смыслом, который вытекает из ее текста.
3) ограничительное – смысл, который вложил законодатель в норму права, уже смысла, вытекающего из текста нормы права.
Различают следующие способы толкования:
— нормативное (общее): распространяется на широкий круг субъектов и носит характер общих установок.
— казуальное (индивидуальное): касается определённого факта, дела, поступка; его цель – разрешение данного уникального случая.
— аутентичное (авторское): исходит от органа или должностного лица, издавшего толкуемый НПА.
— легальное: официально разрешено, делегировано какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции.
— судебное: осуществляется судебными органами и, прежде всего Верховным Судом РФ, его Пленумом, а также Конституционным Судом РФ.
2) Неофициальное толкование.
Оно исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной. Поэтому такое толкование не имеет юридической силы и никаких правовых последствий не влечёт.
Неофициальное толкование делится на виды:
— профессиональное (компетентное): даётся юристами-профессионалами. Его ценность – в глубоких знаниях и компетенции толкующих лиц.
— обыденное: это первичный, житейский уровень понимания права. Оно может быть как верным, так и ошибочным.
Пробел в праве — отсутствие в праве нормы, при помощи которой необходимо решать конкретные жизненные ситуации, требующие правового регулирования.
Юридическая техника и юридическая практика: понятие, типы, функции, значение.
Юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.
Признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.
Техническими средства: юридические термины и юр. конструкции.В качестве конструкций выступают правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.
К техническим правилам относятся:
1)ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов;
2)сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;
3)последовательность в изложении юридической информации;
4)взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.
Технические приемы — это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).
Правила юр. техники: конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники.
* языковые (правила ясности, точности.);
* логические (структурирования текста правового актаи т. д.);
* гносеологические (точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта).
Юридическая техника подразделяется на следующие виды:
3. учет ( сбор, хранение) нормативных актов;
Правоприменительная.
Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 2194 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Юридическая техника. Юридическая практика
Юридический процесс – это урегулированный процессуальными нормами определённый порядок совершения юридической деятельности, а также правила осуществления этой деятельности. Своего рода процедура. (Например, обращение в суд необходимо осуществлять в соответствии с определённой процедурой, в определённом порядке).
Юридический процесс присущ любой юридически значимой деятельности (законотворческой, исполнительно-распорядительной, судебной). Он имеет ориентирующее значение для достижения определённой правовой цели.
Его можно рассматривать в качестве существенной гарантии точного соблюдения и результативного осуществления правовых предписаний. Нарушение порядка представляет собой правонарушение. В результате несоблюдения требований юридического процесса его результаты могут быть признаны юридически ничтожными.
Он урегулирован процессуальными нормами, а направлен на реализацию материальных норм права.
Процесс должен осуществляться в строго определённых правовых формах, т.е. в соответствии с установленными юридическими правилами.
Признаки юридического процесса:
1. это властная деятельность (компетентных органов власти и должностных лиц, или с их участием);
2. она урегулирована процессуальными нормами.
3. она направлена на принятие юридических решений общего характера (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.
4. Состоит из процессуальных стадий.
По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть:
1. Правотворческим. Его результатом является принятие нормативных правовых актов. Его разновидностью является законодательный процесс и подзаконное правотворчество.
2. Правоприменительным. Его результатом является принятие правоприменительного акта (носит индивидуальный характер). Выделяют следующие виды правоприменительного процесса:
· юрисдикционный (уголовный процесс, гражданский процесс, арбитражный процесс, административный, конституционный). Эта деятельность связана с совершением правонарушений и необходимостью защиты нарушенных прав.
· неюрисдикционный (нотариальные действия, лицензирование, государственная регистрация, избирательный процесс …). Эта деятельность не связана с нарушением норм права.
3. Предлагают выделить ещё одну разновидность юридического процесса – праворазъяснительный. В результате его осуществления принимаются интерпретационные (праворазъяснительные) акты.
Виды юридического процесса различаются также по отраслевому признаку. Выделяют гражданский процесс, уголовный процесс, конституционный процесс, арбитражный процесс, производство по административным делам.
Правотворчество –одно из важных направлений работы любого государства. Оно понимается в двух смыслах:
1) (узком) как процесс создания правовых норм уполномоченными субъектами
2) (широком) в процесс правотворчества включается всё от правотворческого замысла на основе анализа общественных отношений до подготовки, принятия, опубликования и введения в действие НПА.
Правотворчество – это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием новых или изменением существующих правовых норм.
Понятие правотворчества шире понятия законотворчества.
Следует иметь в виду, что правотворчество не особая функция государства, а правовая форма, правовая «оболочка» государственной деятельности. Одна из важнейших характеристик правотворчества заключается в том, что это государственная деятельность, т. е. деятельность главным образом органов государственной власти.
Смысл и значение правотворчества состоят в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа, способствовал прогрессу общества. При этом требуются учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона, а также выбор оптимальной правовой формы государственного решения (закон, указ, постановление, билль, статут, регламент и пр.).
Правотворчество должно быть своевременным и адекватным.
1. это особая форма деятельности государства
2. её результатом является принятие, изменение, прекращении действия НПА
3. осуществляется строго определённым кругом субъектов
4. осуществляется в особом порядке
Виды правотворчества по субъектам.
1) правотворчество компетентных государственных органов и должностных лиц;
2) непосредственное правотворчество народа (референдум, создание правового обычая);
3) правотворчество органов местного самоуправления
4) локальное правотворчество (в рамках организации)
Правотворческая деятельность может осуществляться в индивидуальном и коллегиальном (коллективном) порядке. В первом случае не исключается использование консультационных процедур, обсуждение, экспертиза проектов правовых актов, согласование.
Может быть правотворческая деятельность судебных органов, создающих прецеденты. Правотворчество может выражаться в заключении нормативных договоров.
Может быть правотворческая деятельность центральных органов государственного управления и местных органов власти (самоуправления).
Выделяют виды правотворчества:
1). Законотворчество высших представительных органов. Главным и самым распространенным видом правотворчества является создание законов парламентами. Механизм законопроектной работы парламентов отличается следующими особенностями: 1) ограниченным кругом субъектов законодательной инициативы; 2) строгой процедурой прохождения проекта в парламенте; 3) последовательной сменой стадий правотворчества; 4) обусловленностью юридического содержания создаваемого акта кругом регулируемых отношений.
2). Подзаконное правотворчество. Оно имеет место в случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к его высшим представительным органам. Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона. К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент, правительство, иные высшие органы государства, обладающие в соответствии с законом правом принятия НПА.
Выделяют, как правило, два этапа правотворческого (законодательного) процесса.
Первый — предпроектный этап — заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы. Выявление такой потребности происходит спонтанно, имеют значение лишь степень остроты проблемы (вопроса), ее общезначимость и актуальность. Оценивает потребность в правовом регулировании как общество, которое через свои институты — лидеров, средства массовой информации, науку — может оказать влияние на законодателя, так и сами правотворческие органы, государство. О том, что потребность в правовом регулировании назрела, можно говорить, когда закон представляется наиболее эффективным средством, преимущественной формой регулирования по сравнению с другими социальными средствами воздействия экономическими, моральными и пр.).
Второй этап правотворчества называется проектным этапом, или этапом принятия правотворческого решения. Особенность его заключается в том, что, во-первых, эта работа осуществляется непосредственно в самом законодательном органе, а, во-вторых, на данном этапе осуществляется собственно «творчество права»: создаются, изменяются или отменяются нормы права, происходит интеллектуальная работа над текстом законопроекта. Причем проектный этап может быть в свою очередь разбит на несколько стадий, последовательно сменяющих одна другую.
Первая стадия: внесение в правотворческий орган проекта закона субъектом правотворческой инициативы (законодательная инициатива). Субъекты права законодательной инициативы как правило чётко установлены (определены). Это означает, что только они имеют право внести в законодательный орган власти законопроект.
Чаще всего инициатором принятия того или иного закона является правительство, которое реализует ту или иную политику и острее других чувствует, в каком акте парламента оно нуждается для дальнейшей эффективной работы. В силу сказанного часто законопроект возникает именно потому, что в нем больше всего нуждается исполнительная власть. В необходимости принятия нового нормативного акта правительство нередко убеждают с помощью групп давления. Депутат парламента также имеет, право представить законопроект, который может стать законом.
Вторая стадия: рассмотрение проекта закона в ко миссиях и комитетах правотворческого органа с целью проанализировать его содержание с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия. Особая роль в этом процессе принадлежит комиссии по законодательству парламента, за которой по обыкновению остается последнее слово перед вынесением проекта на обсуждение на заседании палат парламента.
Третья стадия: обсуждение законопроекта. Цель такого обсуждения заключается в высказывании предложений, поправок и замечаний отдельными, депутатами и фракциями (объединениями депутатов) парламента. Эта стадия может иметь два варианта развития: а) принятие законопроекта в первом чтении; 6) возврат его на доработку с последующим прохождением процедуры обсуждения но комиссиям и комитетам парламента.
Четвертая стадия: принятие законопроекта правотворческим органом в третьем (окончательном) чтении. В чем выражается принятие законопроекта? С процедурной точки зрения, принятие означает лишь то, что проект получил одобрение большинства депутатов палаты (или парламента в целом). С юридической точки зрения, принятие законопроекта составом депутатов парламента — один из необходимых юридических фактов, обусловливающих дальнейшее превращение законопроекта в полноценный закон. В федеративных государствах принятый нижней палатой (Гос. Думой) закон подлежит рассмотрению в верхней палате парламента, в которую входят представители субъектов федерации (Совет Федерации).
Для завершения процесса правотворчества необходимы еще несколько важных этапов, логически включаемых в четвертую стадию правотворчества. Это подписание закона главой государства и обнародование (опубликование в средствах массовой информации) текста нового закона (промульгация). Глава государства может обладать правом вето («вето» означает «запрещаю», т.е. правом отклонить и не подписать принятый парламентом закон (ещё не вступивший в силу), если он не согласен с ним).
Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приёмов разработки, оформления и систематизации ПА в целях их ясности, понятности и эффективности. Объектом юридической техники является текст правового акта, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя, правоприменителя. Она призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык изложения нормативного материала, делать его более понятным, точным и грамотным. Важно, чтобы воля законодателя была выражена точно, правильно.
Виды юридической техники:
1. правотворческая (законодательная)
3. правореализационная (правоприменительная)
К правилам юридической техники относятся следующие требования: (к изложению содержания НПА, его смысла)
1. конкретность, ясность и исчерпывающая полнота регулирования;
2. стиль изложения (официальный, деловой);
3. логика изложения текста документа и связь нормативных предписаний между собой;
4. отсутствие противоречий, пробелов как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;
5. ясность, простота применения и понимания терминов, недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечётких, эмоционально насыщенных терминов, двоякого их толкования;
6. отказ от канцеляризмов (устоявшихся неправильных выражений), словесных штампов, устаревших и редко встречающихся слов;
7. краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.
Предъявляются требования к нормативному построению (норма должна соответствовать определённой структуре), системному строению (норма должна быть изложена юридически логично, в том числе с точки зрения структуры, должна иметь своё место в контексте), отраслевой типизации (норма должна быть помещена в соответствующий отраслевой НПА).
К техническим средствам относятся: (с помощью чего излагается текст)
1. юридические термины (это система слов или словосочетаний, в которых выражаются юридические понятия); они могут быть общеупотребительными, специальными неюридическими (эпидемия, аборт, …) или специальными юридическими (лицо, правоспособность, …).
2. юридические конструкции (определённое строение нормативного материала, складывающееся из сочетания прав, свобод, обязанностей, …). Своего рода отражение юридического мышления, модель регулирования общ. отношений.
К техническим приёмам (требования к расположению текста, его формальному закреплению, внешнему оформлению) относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата, место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта (вводная часть или преамбула, общая и особенная часть, разделы, главы, статьи, пункты и т.д.).
Юридическая практика – это деятельность компетентных субъектов (парламент, суд, прокуратура, …) по принятию, изменению, отмене, толкованию юридических предписаний на основе и в единстве с накопленным социально-правовым опытом.
Определяют юридическую практику по следующим признакам:
1. юридическая практика строится только на основе норм права, что ограничивает субъективизм участников, обеспечивает её стабильность;
2. юридическая практика в отличие от теоретической (научной) деятельности всегда порождает юридические последствия, т.е. её применение направлено на объективное изменение окружающей действительности;
3. она является составной частью правовой культуры общества, что позволяет в ходе изучения юридической практики предыдущих эпох получать представление не только о развитии юриспруденции, но и экономики, социальном положении народов и т.п.;
4. юридическая практика интегрирована в правовую систему государства, без неё невозможно функционирование системы, т.е. возникновение её и развитие;
5. юридическая практика имеет общественную, коллективную природу;
6. юридическая практика способствует изменению общественной жизни. Возникают материальные, политические, социальные и другие изменения;
интегрирует правовую систему.
Она включает в себя два основных слагаемых:
1). собственно юридическая деятельность (динамическая сторона), элементами содержания которой выступают её субъекты и объекты, юридические действия, средства и способы их осуществления, а также принятые решения и результаты, полученные от действий участников.
· Субъект юридической практики – это лицо, осуществляющее властную, публичную деятельность. Без них невозможно осуществление юридической практики.
· Участники – это отдельные лица, организации, на которых оказывает воздействие субъект.
· Объект – это то, на что направлены юридические действия и операции её субъектов и участников. Ими могут быть материальные и нематериальные блага, общественные отношения и конкретные действия (бездействия) людей, другие предметы и явления, включённые в соответствующий юридический процесс и служащие удовлетворению общественных и личных потребностей и интересов.
· Юридические действия – это влекущие юридические последствия акты (действия и документы) субъектов и участников. Совокупность взаимосвязанных между собой юридических действий, объединённых локальной целью, составляют операцию (например, осмотр места преступления включает самые разнообразные правовые действия).
· Средствами юридической практики выступают предметы и явления, с помощью которых на основании закона достигается необходимый результат (инструментальная часть практической деятельности, используются для установления и фиксации фактов, анализа юридической «материи», вынесения и оформления решений, организации контроля за их исполнением).
· Способы – это конкретные пути достижения намеченной цели (результата) с помощью конкретных средств и при наличии соответствующих условий и предпосылок деятельности. Способы определяют выбор средств и характер их использования. Объединённые «родственные» способы образуют собой метод воздействия.
· Результат воплощает в себе итог юридической операции, позволяющий удовлетворить индивидуальную или общественную потребность.
2). социально-правовой опыт (статическая сторона), элементами содержания которого являются предписания общего характера, достаточно устоявшиеся в социальном сознании в результате юридической деятельности и воспринимаемые абсолютным большинством общества уже почти как естественные (правоположения). Опыт представляет собой коллективную, надындивидуальную социально-правовую память, обеспечивающую накопление, систематизацию, хранение и передачу информации (знаний, умений, оценок, подходов и т.д.), позволяющую фиксировать и в определённой степени воссоздавать весь процесс деятельности или отдельные его фрагменты