чем на руси набивали подушки
На чём спали наши предки
Устав за день, нам так приятно перед сном растянуться на кровати под мягким одеялом. А как спали наши предки, и какие удобства для сна были у них?
Во сне мы проводим едва ли не треть своей жизни, где-то 6-8 часов, а то и больше. И, конечно же, наш ночной отдых не обходится без элементарных удобств: кровати, подушек и одеял. Мы и помыслить не можем сон без них. Но так было не всегда. Удивительно, но ещё около 600 лет назад кровать, чего уж говорить о спальной комнате, были доступны только самым богатым слоям общества. Так как, где и в какое время раньше спали обычные люди, и какими для этого удобствами они располагали?
В мире и Западной Европе
Традиции сна сейчас всё больше привлекают внимание учёных. Сведения о том, как люди спали в разные эпохи, историки получают, изучая современные примитивные общества, а также различные письменные источники: жизнеописания, летописи, старинные картины и гравюры.
Так вот, в доисторическую эпоху все члены семейства спали вместе в одном помещении, часто вместе со скотиной. Все друг друга слышали, что давало чувство спокойствия и безопасности. Ложились на шкуры животных, одеяла, циновки; подушек, конечно же, не существовало, да и не все клали что-нибудь в изголовье.
Первые спальни и кровати появились в Древнем Египте и Шумерском государстве, правда только у царей и фараонов. Постепенно традиция спать на кушетках распространилась и среди знати. Затем эта мода перешла к грекам, а от них к римлянам. Но дальше дело не пошло – наступили тёмные Средние века, откатившие цивилизацию далеко назад.
В Средневековье простолюдины спали также, как и в древности. И даже на постоялых дворах путникам на ночь могли предложить в сарае лишь угол с соломой. А феодалы в замках прятались на ночь от холода и крыс в деревянные сооружения, похожие на шкафы. Матрасами им служили тюфяки, набитые соломой или шелухой гороха. Существуют гравюры и изображения, на которых видно крестьян, спящих днём в поле, на дороге или на улице. Это говорит о том, что графика сна не было, и прикорнуть можно было когда и где угодно.
Широкое распространение кровать получила лишь с 18 века, но не для всех. И лишь век 20-ый принёс традицию и спальной комнаты, и кровати, и подушки, и ночной одежды для всех людей.
На Руси
На Руси дело обстояло иначе. Наши предки в культуре сна были гораздо «продвинутее» западных народов. Ещё в далёком 1-ом тысячелетии нашей эры восточные славяне умели строить крепкие избы, тёплые печи и полати на них. Учёные до сих пор не пришли к единому мнению, как образовалось это название: от слова половина, или от слова пол. Так или иначе, но полати в древности занимали почти половину маленьких изб, и находились не выше метра над полом.
Полати – это чисто славянское изобретение. Раньше их конструкция отличалась от нынешней. Они представляют собой настил из досок, находящийся под потолком между печью и стеной. Казалось бы, такое простейшее сооружение, а какое оно практичное! На полатях было самое удобное место для сна: оно удалено от сквозняков, сырости, посторонних глаз и от света из окон. И хотя на полатях могли разместиться несколько человек (иногда аж до 5-6), всей семье всё равно места не хватало. Поэтому там чаще всего спали старики, дети и больные, а остальные располагались на широких скамьях.
С октября по апрель наши предки постоянно топили печь, благодаря этому на полатях всегда поддерживалась стабильная температура: от 25 и до 28°С. Это было самым тёплым местом в избе.
Ещё один плюс, который давали полати, это то, что летом на них можно было сушить и хранить различные травы и продукты, а также предметы быта. В общем, полати – это настолько удобное и практичное место для сна, что они встречались даже в боярских хоромах.
Одеяла ткали изо льна, а матрасы набивали соломой. Подушками сначала служила сложенная ткань, а набивать их соломой и конским волосом стали где-то в начале средних веков. Пуховые подушки долго оставались роскошью и входили в приданое невесты. С ними было связано множество поверий, суеверий и гаданий: чтобы сменить плохой сон на хороший, нужно перевернуть подушку, а если девушка хотела выйти замуж, то клала под подушку ивовый прутик.
Расписания отдыха у восточных славян также не существовало, и сон был связан со световым днём. Но после обеда все – и взрослые, и дети – обязательно ложились покемарить. Кстати, эта традиция послеобеденного сна долго сохранялась в боярских и помещичьих семьях.
О полатях сложено множество поговорок. В народном сознании они выступают символом надёжного места и… лени – только ленивый и хворый будет отлёживать бока на полатях.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Культура сна в старой Руси отличалась от современной и сегодня может показаться достаточно странной. Удивительно, но привычные ныне кровати появились в деревнях только в 20 веке. Но и кроме этого существовали особые правила сна, требующие исполнения.
Вряд ли современный человек сможет выспаться, следуя им.
Спальные места, распределяемые по уровню комфортности
На полатях спали дети, так как старикам забираться туда было неудобно.
Расположиться для сна крестьяне могли в самых разных местах. Это мог быть сеновал или сени, телега или клеть, лавка или сундук. Но существовали и места, которые предназначались для сна, а именно полати и печка.
Лежанка на печи была самой удобной и комфортной для сна. Она долго оставалась теплой, что было важно в холодное время года. Обычно на печи спали старики, но и молодежь любила понежиться в тепле. Еще одно комфортное спальное место — полати. Так называли деревянные полки, располагавшиеся между печью и стеной, порой высоко под потолком. Это было тепленькое местечко без сквозняков, потому укладывали на полати детей. Старикам же было неудобно залезать и спускаться. Младенцы почивали в люльках, которые подвешивали к потолку, а дети постарше нередко спали на лавках и сундуках.
У мужчины-главы семьи был собственный угол, коник, напротив бабьего кута. В нем умельцы что-то чинили, вырезали, мастерили, а ночью могли тут же лечь спать. Если на дворе стояла теплая погода, крестьяне могли уснуть под деревом во дворе или в сарае, примостившись на мешке с мукой.
Какая кровать? Пожалуйте на нары.
Быт русских крестьян был очень аскетичен. Из мебели в избе находились стол и лавки, установленные вдоль стен. Такие предметы, как табуретки, были не у всех. А уж обычная кровать была символом богатой, роскошной жизни. Во многих семьях даже в начале 20 века кроватей не было вообще.
Исследователи пишут, что в 20-х годах 20 века существовала такая статистика: чуть больше половины крестьян спали на кровати, около 40 процентов отдыхали на полу, примерно 5 процентов спали на печи, на долю полатей приходилось 3 процента, и один процент сельских жителей почивал на нарах. Ошибочно полагать, что речь идет о тюремных лежанках, на которых ворочаются арестанты. Нет, нарами крестьяне называли широкие деревянные лавки, которые устанавливались в избе.
Как крестьяне сон на две части делили
Жизнь русских крестьян была тяжелой. Весной и летом на сон оставалось мало времени, так как люди работали по пятнадцать часов в сутки. Крестьянки к тому же занимались домашней работой. Недосып был обычным делом, но люди компенсировали его недолгим (1-2 часа) послеобеденным сном. Заснуть они могли где угодно, например, прислонившись к стогу сена. Послеобеденный сон был не просто прихотью крестьян, а обычаем. Без него говорить о хорошей работоспособности не приходилось.
Зимой крестьяне также вставали очень рано, чтобы успеть сделать все дела: покормить скот, съездить за дровами в лес, починить утварь и так далее. Уставали меньше, чем летом, но сон все равно был разделена на две части. На закате семьи садились ужинать и ложились спать. Проходило примерно пять часов, и крестьяне просыпались и снова принимались за дела. У каждого они были свои: молитвы, игры в карты, любовные утехи. Так продолжалось примерно до 3 часов ночи, после чего люди снова укладывались спать и отдыхали до того момента, пока не взойдет солнце.
Почему надо было спать в одежде и с покрытой головой
Интересно, что крестьяне не надевали специальную одежду для сна (ее просто не существовало до середины 20 века), а спали в том, в чем ходили днем. Женщины не снимали платков. Исследователи считают, что это делалось из-за суеверий. Сон приравнивался к переносу души в иной мир. А как же появиться там нагим? Некрасиво.
Также говорили, что нагой человек (особенно женщины) особенно уязвим перед нечистью. Чтобы не провоцировать чертей, спали в одежде. Крестьянки покрывали головы платком, потому что боялись умереть во сне. А с непокрытой головой нельзя было попасть на Суд Божий. Девушки иногда нарушали обычаи и спали голышом — для того, чтобы увидеть вещий сон, поговорить с нечистой силой.
Есть и иная версия: в крестьянских семьях просто не было постельного белья. Люди спали на жестких соломенных тюфяках, накрытых подстилками из овчины. О чистоте такой постели и речи не идет. А одежду можно было постирать в любой момент. Скорее всего, наличие постельного белья было показателем богатства семьи и удаленности деревни от городов.
И еще один вариант: крестьяне не снимали одежду, чтобы защититься от мерзких насекомых, которые всегда мешали отдыхать. В избах всегда присутствовали пауки, клопы, муравьи. Народными средствами их вывести было достаточно сложно, а привычных нам инсектицидных средств в старину просто не выпускали.
Матрасы из соломы и подушки из старых зипунов
Да, постели у крестьян были действительно аскетичными. Это могла быть обычная подстилка из соломы, покрытая старой рогожей. Без подушки спать неудобно, и вместо нее использовались какие-то мягкие вещи. Это мог быть армяк, зипун или шуба. Они же служили одеялом, когда было холодно. Пуховая перина, высокая подушка и теплое одеяло относили к предметам роскоши и считались прекрасным приданым для невесты.
Историк А.В. Краснов писал в своей книге о своем детстве, прошедшем в Рязанской губернии о том, что кроватей в деревнях не было. Перед сном крестьяне расстилали солому, клали сверху дерюгу и ложились спать все вместе. На печи оставались только самые пожилые представители семьи, которым требовался особых уход — дед да бабка.
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
В русских деревнях, когда наступала сенокосная пора, самым волнующим и бодрящим казался запах свежескошенной травы. Постепенно высохшее сено перевозили в деревню, устраивая в сенных сараях и на поветях душистые сеновалы.
Художник К. Коровин с восторгом говорил: «До чего же хорошо спать на сухом сене! Никаких духов не сравнишь с нашим русским сеном». После сна на сеновале у человека возникает ощущение необыкновенной легкости и свежести. И в этом нет ничего удивительного — ведь за ночь через легкие проходит огромное количество чистого воздуха, настоянного на целебных травах, которые входят в состав любого сена.
Казалось бы, если набить матрасы свежим сеном, то и зимой можно будет чувствовать себя в постели как на сеновале. Однако буквально через несколько дней одна часть сена слеживается, превращаясь в жесткий бугристый пласт, а другая перетирается в мельчайшую труху. Достаточно лишь слегка встряхнуть матрас, как над ним тут же поднимаются клубы сенной пыли, отнюдь не полезной для здоровья. Поэтому повсеместно матрасы набивали осокой и соломой, добавляя для аромата различные травы.
Заготавливали осоку в начале лета, до ее цветения. На болотах и в других сырых местах, где обычно растет осока, встречаются два основных вида растений — с крупными и мелкими листьями. Знающие люди заготавливают оба вида. Матрас, набитый осокой из мелких листьев, будет более мягким, но менее упругим, а значит, быстрее слежится. У крупнолистной осоки листья более широкие и грубые, но зато отличаются высокой упругостью.
Чтобы совместить лучшие качества той и другой осоки, на постель кладут два тонких матраса — сверху с мелкими, а внизу с крупными листьями. Матрасы из осоки надежно служат в течение года. Разумеется, за это время их приходится несколько раз взбивать. Хотя осока растет в сырых местах, сохнет она намного быстрее луговых трав. Скошенная ранним утром, в хорошую погоду уже к вечеру осока почти полностью высыхает, особенно если ее не забыли поворошить два-три раза в течение дня. Если осоку с весны постоянно косить в одном месте, то до самой поздней осени можно иметь хороший набивочный материал без примеси побуревшей прошлогодней травы.
Подушки тоже набивают осокой, но только мелколистной, а также растительным пухом рогоза, чертополоха и бодяка. Рогоз заготавливают в августе и сентябре, когда его початки станут темно-коричневыми. Их срезают и укладывают для просушки на солнце, а в сырую погоду под навесом. Как только кончики початков станут пушистыми, их кладут в наволочку, которую сразу же зашивают, оставив небольшую прореху. Наволочку с початками досушивают, положив на печку или же повесив рядом с ней. Когда початки высохнут окончательно и распустившийся пух заполнит наволочку, стебли рогоза осторожно вынимают один за другим через прореху. Убедившись, что в наволочке остался один пух, прореху зашивают, и подушка готова. Она может служить долгие годы. Раньше в некоторых местах пухом рогоза набивали даже перины. Не следует заготовлять пух рогоза весной, если его початки хорошо сохранились. В каждом из них устроили себе на зиму жилище личинки насекомых. Оказавшись внутри подушки вместе с пухом, они через некоторое время прогрызут ткань и выйдут наружу, оставив на наволочке сотни мелких дырок. Если поблизости не было рогоза, то использовали пух растущего на пустырях чертополоха и бодяка. Заготавливать пух этих растений достаточно сложно. Нужно не прозевать тот момент, когда растения только-только отцветут и на месте цветов появятся пушистые кисточки. Срезав достаточное количество головок, надев рукавицы, приступали к выдергиванию пуха. Работа была кропотливой и требовала большого терпения. Когда наволочка заполнялась, ее зашивали и клали сушить на печь.
В иных местах растительный пух предпочитали собирать с иван-чая, или кипрея узколистого. К концу августа его кусты похожи на елочки с опавшей хвоей. Высокие тонкие стволы растения унизаны длинными семенными коробочками буро-розового цвета. Некоторые коробочки, расположенные внизу, в это время начинают уже раскрываться. Во все четыре стороны раздаются дугообразные створки, освобождая бело-снежный пух.
Сборщики пуха старались собрать коробочки, пока они еще не раскрылись. Мешки с заготовленным сырьем клали в теплое сухое место, например на печь, или же вывешивали на солнце. Когда коробочки высыхали и лопались, легкий и упругий пух заполнял мешок. Мешок били легкими деревянными колотушками и время от времени встряхивали. От встряски пух в мешке поднимался вверх, а более тяжелые створки коробочек и семена опускались вниз, где находился узел мешка. Затем узел развязывали и высыпали скопившиеся отходы.
В середине октября, когда с молотьбой было покончено и на току громоздились горы сухой соломы, крестьяне приступали к обновлению соломенных постелей. Из матрасов вытряхивали наполовину слежавшуюся, наполовину превратившуюся в мелкую сечку прошлогоднюю солому. В стороне от жилья, где-нибудь в дальних углах огородов, старую трухлявую солому сжигали. Матрасы стирали, просушивали и набивали свежей янтарно-желтой соломой. При набивке знающие крестьяне подкладывали в солому различные душистые цветы и травы, которые предусмотрительно заготавливали еще с лета. Некоторые из них собирали во время сенокоса. Кстати, выбирая из скошенной травы вредные для животных ветки зверобоя, они тем самым улучшали качество сена.
Для человека зверобой всегда был универсальным лекарственным средством, травой от девяноста девяти болезней. Считалось, что ветки зверобоя, положенные в матрас, способствуют более глубокому и здоровому сну. В некоторых местах в солому добавляли, кроме зверобоя, еще и чабрец. Те же травы клали и в подушки. Соломенная постель с травяной начинкой была особенно полезна детям: на ней они быстрее засыпали и, надо полагать, до самого утра видели приятные сны. Подобные матрасы вместе с их содержимым были плоть от плоти травы, поскольку их к тому же шили из ткани, выработанной из волокон льна и других волокнистых растений.
Чем на Руси бедняки набивали подушки?
Чем на Руси бедняки набивали подушки: Гусиным пухом, Гречкой, Сеном и конским волосом?
5 бонусов в вопросе. Чем на Руси бедняки набивали подушки? Здесь можно узнать верный ответ на вопрос викторины «Вопрос дня» на сайте mnogo.ru за сегодня. Советуем не полагаться на ответы в интернете, так как иногда в викторине бывают ошибки. А значит верный ответ может оказаться неправильным в викторине.
На сайте Спринт-Ответ всегда даются нужные ответы, так как мы также отвечаем на эти вопросы. В этой же рубрике можно найти и ответы на другие вопросы викторины.
Чем на Руси бедняки набивали подушки?
Подушка – постельная принадлежность, предназначенная для обеспечения удобного расположения головы во время сна.
Кстати, подушки «живут» в среднем от двух до пяти лет. Подушка перестает выполнять возложенные на нее функции, как только утрачивает начальную пышность и становится плоской. Тогда подушку необходимо заменить.
На Руси мягкие подушки, набиты гусиным пухом, считались лучшим приданым для девушки. Их должно было быть не меньше 6 штук – по две для жениха и невесты, а также две маленькие для украшения кровати. Русские бедняки набивали холщовые мешки сушеной соломой, хмелем, травами и конским волосом.
Бедняки набивали подушки сеном и конским волосом, ведь пуховые и перьевые подушки считались роскошью. Дружинники тоже не уходили в поход без подушки. Но набивали они ее крупами или овсом.
История подушки с древних времен
История подушек насчитывает далеко не одно тысячелетие. Самые древние принадлежности археологи нашли, когда изучали египетские пирамиды. Найденные подушки были мало похожи на то, чем мы пользуемся сегодня. В истории примеры использования первых подушек связаны не только с Египтом, но с Китаем, Японией, Грецией. К привилегии их использования имели доступ исключительно обеспеченные люди.
Где и когда появились первые подушки
Египтяне изобрели первые в истории подушки для того, чтобы сложная прическа спящего человека не испортилась за ночь. Подушка тогда – небольшая изогнутая доска, помещенная на подставку.
На подушках изображали божеств, защищающих человека от влияния темных сил.
До 19 века ими активно пользовались в Японии, что также отмечено в истории. У них подушки делали из камня, металла, фарфора. Приспособления все еще имели вид твердой подставки в форме прямоугольника.
Идея создания первых в истории мягких подушек принадлежит грекам. Люди здесь любили комфорт, поэтому их подушки ничем не похожи на то, что использовалось в Египте.
История кровати у греков впечатляет. Они любили проводить на ней большую часть времени. В Греции придуманы мягкие подушки, удобные матрасы. Изобретение новых способов производства ярких красителей, материалов стало причиной превращения принадлежности в объект искусства.
История говорит о том, что богато декорированную вещь могли купить только очень зажиточные люди.
В 5 веке до нашей эры подушку имел каждый обеспеченный грек. По размеру они были разными, наполняли их шерстью, пером/пухом, травой. Наволочку делали из кожи или ткани.
История подушки коснулась и Рима. Поначалу местные жители не относились к ней с доверием, но потом популярными стали пуховые варианты.
История возникновения подушек в России
На Руси о том, что такое пуховая подушка, практически никто не знал. Она была настоящим предметом роскоши.
В истории отмечено, что русские крестьяне пользовались подушками, наполненными сеном, конским волосом, а девицы, собирающиеся выйти замуж, красиво расшивали наволочки себе в приданое.
Чуть позже, когда предмет стал более обыденным, на Рождество в подушку прятали ветви ели. Они приносили счастье, помогали исполнять желания. С этими принадлежностями связаны многие гадания. Чтобы узнать имя жениха, девицы клали под нее прут, выдернутый из веника.
История эволюции подушки
История эволюции подушки включает в себя разнообразные этапы. После обычных вариантов появились красивые элементы с украшениями, а ближе к нашим дням стали производить модели, способные даже оздоровить организм.
Какие типы стоит отметить отдельно:
Декоративные подушки для дивана
Итак, стоит опять вернуться к истории подушки, начавшейся в Древней Греции. Декоративные модели здесь были очень популярны. Их делали из драгоценных материалов, расшивали золотыми нитями, драгоценными камнями. Подушка стоила дорого, поэтому покупала их греческая знать.
Декоративные подушки сыграли существенную роль в восточной истории. Они дополняли интерьер, имели разнообразную набивку. Изделия декорировали без меры. Так владельцы дома желали подчеркнуть собственную статусность, заявить о достатке. Во время приемов все беседы велись в положении полулежа. Гости, хозяева лежали в окружении большого количества украшенных подушек.
В истории Средневековья паства приходила в церкви с подушками. Их подкладывали под себя, чтобы сидеть на твердой скамье было удобнее, защищали ноги от холодного пола, вставали на колени, молясь. Производились подушки для облегчения процесса верховой езды.
Прогресс развивался, появлялись новые ткани, технологии, подушки начали украшать сильнее. Укрепились отношения между Востоком и Западом, из-за чего изделия появились в Европе, вызвав интерес людей, заняв место в престижных салонах.
В историю России эта мода также пришла с Востока. Первые декоративные подушки в истории были маленькими, назывались «думками».
Анатомические
В середине 19 века ученые открыли процесс вулканизации. Эта технология позволила производить:
Данные материалы сочетают мягкость, упругость, эластичность. Они стали наполнителем для создания новых разновидностей подушек – анатомических.
Латекс – гигиеничное природное сырье с естественными бактерицидными свойствами. Производство подушек, набитых им, помогло разобраться с проблемой не только болей в спине, шее, но и аллергии на наполнители из пуха/пера.
Создатели подушек основывались на том, что во время сна опора должна находиться под шеей, а не головой.
Неверное положение мешает человеку отдыхать, шейные позвонки искривляются, защемляются нервы, возникает мигрень, другие болезни.
Правильная подушка препятствует этому.
Для беременных
История возникновения подушек для беременных не включает в себя длительный период. Эти аксессуары сложной формы появились на рынке недавно.
Внутри подушек наполнитель повышенной упругости. Конфигурация придумана специально для того, чтобы женщина почувствовала наибольший комфорт. Гибкость позволяет согнуть, скомкать подушку как угодно для того, чтобы принять удобную позу.
Функциональность подушки дает применять ее на отдыхе, во время кормления уже родившегося ребенка, для ухода и игр с ним.
Подушки-игрушки антистресс
В 21 веке ассортимент подушек-игрушек таков, что как для ребенка, так и для взрослого доступно изделие, которое будет не только иметь красоту, оригинальную обшивку, но экологичный наполнитель, способный принести пользу здоровью.
В наши дни комфорту, здоровью уделяется серьезное внимание. Поэтому продаются антистрессовые подушки. Они помогают поддержать голову, шею спящего человека, сделать так, чтобы позвоночник отдохнул от нагрузки. Ортопедические подушки – профилактика проблем со здоровьем.
Они также продолжают быть украшением комнаты, использоваться в детских играх.
Польза подушки для здоровья
Почему врачи рекомендуют пользоваться подушкой во время отдыха:
Дискуссии о том, полезен ли сон без подушки, продолжаются. Врачи-ортопеды и ученые не пришли к единому мнению.