чем обусловлена значимость и необходимость классификации инноваций

Результаты исследований, каких ученых легли в основу современной теории инноватики и кто основоположенники инновационной теории развития общества?

е) практики управления;

з) ученые – назовите;

и) все выше названные.

Тест 2

Управление инновациями в развитии региона и организации это:

а) одно из направлений стратегического управления;

б) самостоятельная наука;

в) сочетание принципов управления инновациями со стратегическим управлением;

г) радикальные изменения в развитии организации или региона.

Тест 3

Цель и задачи управления инновациями:

а) только разработка нового продукта (или услуги);

б) применение новых технологий;

в) инновационное позиционирование на рынке;

г) создание новых методов управления;

д) реализация научного опыта и потенциала организации;

е) применение различных моделей инновационной деятельности в организациях региона;

ж) инновационное развитие организации;

Тест 4

Специфика роли государства в процесс-инновациях:

а) организация инновационной деятельности в организациях и регионах;

б) наращивание инновационного потенциала в регионах;

в) создание инновационной политики (Ипол);

г) реализация инновационных проектов в организациях и регионах;

д) регулирование инновационных процессов в регионах;

е) создание инновационной системы в регионах.

Тест 5

Сущность систем управления инновациями:

а) изменение функций стратегического управления;

б) управление на основе видения изменений;

в) применение новационных управленческих решений в кризисных ситуациях в организации и регионах;

г) гибкость рыночной инновационной деятельности в организации;

е) особенность мотивации в инновационной сфере;

ж) корректировка инновационных целей и программ;

з) удовлетворение конкретного клиента мировым качеством продукции;

и) создавать новые технологии, инновационные продукты или услуги;

к) реализация инновационных проектов при наращивании инновационного потенциала.

Тест 6

Инновация – закономерность развития общества в виде:

а) экономической категории;

б) инструмента, какого процесса?

в) возникновения циклической волны;

г) материального результата чего?

д) новых технологий, систем, радикальных изменений или нового знания;

е) видов нелинейных инноваций: «вход», «выход» или что?

ж) реализация идеи, новшеств, новаций, новизны, нововведений;

и) инноватики — наука или система.

Тест 7

Чем обусловлена значимость и необходимость классификации инноваций:

а) предпосылкой для упорядочения инноваций?

б) аспектами, составляющие систему классификации?

в) неопределенностью инноваций?

г) направленностью инновационных проектов на результат?

д) многоаспектностью процесс-инноваций?

Тест 8

Сущность инновационного проекта, как формы процесс-инновации определяется:

а) инновационной стратегией;

б) необходимостью выпуска нового продукта (услуги;

в) уровнем управления: Советом директоров, топ-менеджерами, менеджерами среднего и нижнего звеньев, созданием проект-командой;

г) инновационным позиционированием на рынке;

д) стратегией выживания организации;

е) механизмом реализации инновационных проектов;

ж) критерием классификации инновационных проектов;

з) экономической эффективностью и степенью приоритетности;

и) восстановлением аспектов в проекте.

Тест 9

Значимость инновационной сферы и инфраструктуры определяется:

а) актуальностью их наличия для осуществления инновационной деятельности;

б) диспропорцией в инновационной сфере;

в) необходимостью интенсификации науки и бизнеса;

г) созданием научных центров, технопарков, особых экономических зон (ОЭЗ) и промышленных зон внедрения (ПЗВ);

д) взаимодействием каких систем?

е) ролью государства в развитии и поддержке инновационной сферы;

ж) влиянием аспектов на инновационный рынок инновационных услуг;

з) инновационной инфраструктурой как частью экономической системы;

и) государственным стимулированием инновационной инфраструктуры;

к) механизмом взаимодействия элементов инфраструктуры.

Тест 10

Парадигма управления инновациями это:

а) механизм реализации процессов обновления в организации;

б) аспекты в управлении инновациями;

в) новационные приемы при создании нового продукта;

г) взаимодействие систем функций при реализации инновационного проекта.

Тест 11

Развитие жизнецикличности продукции организации предопределилось:

а) практиками, учеными или новаторами;

б) применением S-кривой жизненного цикла в организации?

в) задачами менеджеров при реализации этапов жизненного цикла товара (услуги);

г) необходимостью прогнозирования инновационного цикла организации;

д) ролью жизненного цикла в управлении инновациями;

е) влиянием инновационного маркетинга на ЖЦП;

ж) значимостью временного аспекта в жизненном цикле;

и) необходимостью инновационного позиционирования на рынке.

Тест 12

Специфику моделей инновационной деятельностью определяют:

а) необходимость реализации инновационных проектов;

б) новые знания – как процесс создания чего-то нового;

в) субъекты инновационной деятельности;

г) особенности построения гибких управленческих структур в организации;

д) рыночность инновационной деятельности;

е) научное обеспечение инновационного цикла;

ж) инновационная активность, восприимчивость организации и ее персонала;

з) ориентация инновационного развития региона;

и) наличие в организации венчуров как внутренних, так и внешних в инновационном цикле;

к) значимость инновационной деятельности в экономическом аспекте;

л) методы инвестирования в инновации;

м) государственная поддержка инновационного развития регионов и организаций.

Тест 13

Инновационный процесс как фактор экономического роста предопределился:

а) графическим пониманием его цикличности в этапах;

б) диффузией при освоении новшеств;

в) критериями «линейности» и «нелинейности» в процессе создания инноваций;

г) экономической, организационной, технологической и политической аспектностью процесс-инноваций;

д) практическими моделями и формами организации процесса обновления;

е) необходимостью реинвестиций в инновационном лаге;

ж) ролью инициации в инновационном цикле;

з) факторами, влияющими на осуществление этапов инновационного процесса;

и) особенностью его рыночной модели;

к) принципами инновационного маркетинга.

Тест 14

Государственная инновационная политика это:

а) становление новой экономики;

б) инструмент инновационного развития;

в) необходимость инновационной макростратегии;

г) сущность ее реализации на микро-, макро— и мезоуровнях;

д) приоритет создания особых экономических и производственных зон в регионах;

е) вектор реализации инновационного развития регионов;

ж) правовые нормы гибкого регулирования такой политики государством;

з) специфичность ее направлений;

и) значимость модернизации экономики.

Тест 15

Инновационный потенциал – это вектор чего:

а) наращивания его в государстве, регионах и организациях;

б) значимости качественной и количественной его оценки;

в) влияния его реализации на обновление продукции;

г) выживания организации в жесткой конкуренции;

д) инновационного развития регионов и организаций;

е) обновление экономики и ее модернизации.

Тест 16

Инновационный маркетинг – инструмент:

а) создания новых целевых рынков;

б) наличия гибкой современной информации;

в) выживания организации в глобальной конкуренции;

г) применения институциональных структур в инновационном цикле;

д) проявления новых маркетинг-процессов;

е) вектор инновационного развития на мезо- и микроуровнях;

ж) появления новой философии бизнеса;

и) процесса позиционирования инноваций;

к) создания новых технологий.

Тест 17

Инновационная стратегия – фактор чего?:

а) выживания организации в жесткой конкуренции;

б) выхода на траекторию мировых инновационных волн;

в) наличия нового механизма интеграции: государства → науки → бизнеса;

г) реализации принципов инновационного маркетинга;

д) влияния на становление инновационного развития организации;

е) новой концепции инновационного маркетинга;

ж) инжиниринга инноваций;

з) инновационного управления развитием организации;

и) бренд-стратегии инновации и ее этапов;

к) реинжиниринга в деятельности организации.

Тест 18

Неотехнологический аспект в инновациях как:

а) новая технология – операция или процесс?

б) интеграция технологий в воспроизводственном процессе;

в) организация использования одной технологии?

г) управление разрывами технологий – это что?

д) технологический разрыв – это знание чего?

е) управление рисками при технологических разрывах;

ж) гибкость жизненного цикла в разрывах технологий.

Тест 19

Производственно-технологические стратегии это:

а) гибкость управления разрывами технологий;

б) необходимость сочетания этих технологий в деятельности организации;

в) обоснованность моделирования различных технологических стратегий;

г) применяемость новых технологий?

д) анализ и оценка интегрированности производственно-технологических стратегий.

Тест 20

Реализация инновационного управления персоналом в организации определяется:

а) компетентностью только специалистов инновационной компании?

б) организационно-инновационной структурой организации;

в) критериями набора и отбора рабочих и специалистов различных профессий для инновационных проектов;

г) методами инновационной мотивации в организации и регионах;

д) новым интеллектом персонала;

е) необходимостью конкурсного отбора инновационных менеджеров;

ж) концепцией инновационного управления персоналом;

з) инновационным управлением командой;

и) умением менеджеров управлять новыми знаниями работников организации;

к) гибким социальным статусом инновационных интеллектуалов в организации;

л) отсутствием конфликтов в инновационных командах;

м) гибким стимулирование всех уровней управления.

Тест 21

Сопротивление изменениям и формирование восприимчивости работников организации к инновациям это:

а) равновесие внутренних факторов при возникновении сопротивления;

б) умение топ-менеджеров адаптировать деятельность организации к изменениям внешних факторов;

в) создание гибких условий для восприимчивости сотрудников организации к изменениям;

г) низкий уровень компетенции менеджеров;

д) отсутствие у персонала новых знаний;

е) участие сотрудников в формировании новой миссии;

ж) непонимание персоналом новой философии бизнеса.

Тест 22

Мотивация новшеств в организации вектор:

а)формирования новой миссии;

б) создания инновационных навыков и традиций;

в) реализации инновационных мотивов;

г) создания творческого труда и доверия;

д) мотивации – чего и кого?

е) создания инновационного климата.

Тест 23

Инновационная культураэто стратегический ресурс управления или развития чем:

а) человек– это носитель наращивания инновационного потенциала организации;

б) созданием новой парадигмы производственно-экономической демократии;

в) наличием гуманистических ценностей;

г) применением новой управленческой гуманитарологии;

д) вектором новой мотивации;

е) реализацией новых и гибких воздействий инновационных менеджеров для самореализации личности;

ж) социализацией новой экономики;

з) синергией гуманистического развития;

и) новыми особыми знаниями.

Тест 24

Реинжиниринг – новизна бизнеса это:

а) инновационный бизнес – аспект трех ККК;

б) процесс изменений – начало реинжиниринга или реализация инновационного проекта;

в) реализация обновления чего?

г) реинжиниринг – метод инновационного управления или процесс новой философии бизнеса;

д) синергия кризисного инжиниринга;

е) новационность принципов реинжиниринга.

Тест 25

Управление изменениями в организации это:

а) умение менеджеров уходить от конфликтов;

б) ориентация персонала на новую философию бизнеса;

в) процесс прогнозирования или создания новой компетенции у персонала?

г) применение гибких стратегий адаптирования и восприимчивости персонала;

д) наличие новых знаний у работников.

Тест 26

Деловые игрыинструмент или?

а) новый вид мышления;

б) моделирование конкретной ситуации;

в) новая методика игротехнического новаторства;

г) создание эффекта синергизма;

д) повышение компетенции топ-менеджеров;

е) умение менеджеров анализировать и прогнозировать конкретные ситуации;

Источник

Классификация инноваций

Подходы к определению инноваций

В самом общем случае инновация трактуется как преобразование потенциального научно-технического прогресса в реальный, который воплощается в новых продуктах и технологиях на основе внедрения достижений науки, техники, технологии, как закономерный, объективный процесс совершенствования производства. Однако, все существующие подходы к определению понятия инновация можно классифицировать следующим образом:

1. Объектный:
− Собственное объектный, суть которого состоит в том, что инновация выступает как объект-результат НТП: новая техника, технология. Представители данного направления – Шумпетер, Завлин, Гохберг.
− Объектно-утилитарный – инновация выступает как объект – новая потребительская стоимость, основанная на достижениях науки и техники, причем акцент делается на утилитарной стороне нововведения, его способности удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом. Представители этого направления – Соколов, Фатхутдинов.

2. Процессный:
− Собственно процессный, суть которого состоит в том, что инновация рассматривается как комплексный процесс, который включает разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских стоимостей – товаров, техники, технологий, организационных форм и др. Представители направления — Пригожин, Хучек.
− Процессно-утилитарный – инновация выступает как процесс создания, распространение и использование новых потребительских стоимостей, при чем акцент делается на утилитарной стороне нововведения. Представители такого направления – Твисс, Санто, Мескон.
− Процессно-финансовый – инновация выступает как процесс инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования. Представитель данного направления – Морозов.

Однако, большинство авторов трактуют понятие инновации в рамках собственно объектного подхода. Остановимся на формулировании понятия инновации в рамках именно этого подхода и согласимся с принятым в мировой практике определением:
Инновация – конечный результат инновационной деятельности, который получил воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности или в новом подходе к социальным услугам.

Классификация инноваций

Существует большое количество подходов к классификации инноваций. Рассмотрим основные виды классификаций инноваций:

1.по сфере применения
− материально-технические (техника, технология, материалы)
− социальные
− экономические
− организационно-управленческие
− правовые
− педагогические

2.по инновационному потенциалу
− радикальные (базовые)
− комбинаторные (использование разных соединений)
− совершенствующих (улучшающие, дополняющие)

3.по преемственности
− замещающие
− отменяющие
− поворотные
− открывающие
− ретровведення

4.по масштабу
− инновации, новые в мировом масштабе (открытие, изобретения, патенты)
− новые в стране
− новые в области
− новые для фирмы

5.по форме нововведения
− открытие, изобретения, патенты
− рационализаторские предложения
− ноу-хау
− товарные знаки, торговые марки, эмблемы
− новые документы, которые описывают технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.п.

6.по стадии внедрения
− инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга
− инновации, внедряемые на стадии НИОКР
− организационно-технологическая подготовка производства
− производство (включая тактический маркетинг)
− сервис, осуществляемый изготовителем

чем обусловлена значимость и необходимость классификации инноваций. Смотреть фото чем обусловлена значимость и необходимость классификации инноваций. Смотреть картинку чем обусловлена значимость и необходимость классификации инноваций. Картинка про чем обусловлена значимость и необходимость классификации инноваций. Фото чем обусловлена значимость и необходимость классификации инноваций
This work by Koroteev. M. is licensed under a Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported License.

Источник

Необходимость классификации инноваций

Представить сущность циклического характера инновационного процесса

2 лекция: Инновационные теории.

Исследования Кондратьева.

Теория Йозефа Шумпэтэра.

Теория Г. Мэнша

Теория Глазьева

Важность инновационных изменений была осознана тогда, когда научные знания стали более или менее использоваться в практической деятельности.

Французский просветитель Ж. Кондорсэ отметил, что прогресс наук обеспечивает прогресс промышленности, которая в свою очередь ускоряет научные успехи. Он же отметил, что для каждого последующего поколения увеличивается объем информации, которую необходимо усваивать за один и тот же промежуток времени.

Одним из первых серьезных исследователей инноваций были исследования Кондратьева. Сам Кондратьев инновационными процессами не занимался, однако, его исследования в области больших экономических циклов легли в основу исследований, по результатам которых наиболее важными экономическими циклами являются инновации.

Идеи Кондратьева во многом были использованы немецким экономистом Йозефом Шумпэтэром. Он, по сути, и является родоначальником теории инновационных процессов. Он рассматривал нововведения как изменение в технологии и управлении, и само развитие понимал как осуществление новых комбинаций.

Кроме того, Мэнш предложил классификацию инноваций:

Основное направление ИМ в данный момент представлено исследованиями технологий, интеллектуальной собственности и маркетингом инноваций.

Глазьев разработал теорию технологических укладов.

Уклад состоит из технологии в центре и организационно-экономических методов, обеспечивающих технологию.

Существенный вклад в развитие инноваций внес Пригожин. Он предложил классификацию инноваций.

Следующим этапом инновационной мысли стала выработка системы государственного управления инновационными процессами.

Вопросы для повторения (самоконтроля)

1.Объяснить сущность исследования Кондратьева.

2. Объяснить сущность теории Йозефа Шумпэтэра.

3. Объяснить сущность теории Г. Мэнша

4. Объяснить сущность теория Глазьева

3 лекция: Классификация инноваций.

Классификация по критерию несущественных изменений

Критерии классификации инноваций

Необходимость классификации инноваций

Для того, чтобы эффективно осуществлять инновационную деятельность, необходимо тщательно изучить понятие и виды инноваций, классифицируя их по различным критериям.

Прежде, чем классифицировать инновации, необходимо определиться с классификацией несущественных изменений:

1 эстетические изменения (форма, цвет, размер, конфигурация);

2 технические (изменение процесса производства, не вызывающее заметного внимания на конструкцию, цену, параметры);

3 расширение номенклатуры (выпуск продукции, ранее не выпускавшейся на предприятии, но имеющий место на рынке).

Существует множество критериев классификации инноваций:

1 по форме воплощения

2 по степени креативности

· воспроизводящие (CD => минидиски)

3 по организационному критерию

4 по технологическим параметрам

· продуктовые (изменение полуфабрикатов, сырья)

· процессные (новые методы организации производства и управления)

6 по месту в системе предприятия

· инновации на входе (сырье)

· инновации на выходе (продукт)

· инновации внутри систему (обработка)

7 по степени вносимых изменений

8 по сфере реализации

Классификация инноваций позволяет не только отличать её от несущественных изменений, но и более полно представить себе спектр возможных воплощений результатов инновационного процесса, а так же сферу внедрения инноваций.

Вопросы для повторения (самоконтроля)

1. Представить классификацию по критерию несущественных изменений

2. Представить критерии классификации инноваций

3. Объяснить необходимость классификации инноваций

4 лекция: Организационные структуры ИМ.

1. Сущность организационных структур ИМ.

2. Классификация по секторам экономики.

3. Классификация по видам инновационных фирм.

Сущность организационных структур ИМ.

Структура обычной организации создается и функционирует для обеспечения повседневной текущей деятельности, в то время, как реализация инновационного проекта способна серьезным образом нарушить рабочий ритм и наложить дополнительные задачи, что в свою очередь вызывает опасения персонала, конфликтные ситуации, а при неумелом управлении может привести к срыву инноваций и текущих заданий. Это в свою очередь может обусловить негативное отношение как со стороны персонала, так и менеджмента к инновационному проекту. Поэтому создают специальные организационные структуры, которые выступают в качестве полигона инноваций.

Классификация по секторам экономики.

1государственный сектор экономики представлен ведомственными организациями, обслуживающими гос.органы, и выполняющими гос.заказ (военные и космические технологии).

3сектор высшего образование (исследовательские центры при институтах)

Малые инновационные фирмы.

Одной из разновидностей небольших инновационных фирм является венчурные. Как правило, они создаются крупными компаниями, банками, финансовыми фондами для разработки инновационной идеи. Часто фирма создается под конкретную идею, либо лицо. Сама фирма прибыль не получает, но передает готовую идею для коммерциализации учредителю.

Действует по принципу: «лучше и дешевле, если получится».

Патиенты сегментируют рынок очень узко. Свои дорогие и высококачественные товары адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция.

Фирмы действуют по принципу: «Дорого, но за то очень хорошо».

Для успешной деятельности эти фирмы должны располагать либо уникальным технологическим опытом, либо специфической сбытовой сетью или известной торговой маркой.

Патиенты избегают прямой конкуренции с крупными производителями, покрывая недоступные для них сферы деятельности. Часто патиенты поглощают эксплерентов.

Сила виолентов в том, что они налаживают массовый выпуск продукции хорошего (среднего) качества по относительно низким ценам, покрывая при этом большие рыночные сегменты.

Работают по принципу: «Дешево, но прилично».

Виоленты вкладывают серьезные деньги в НИОКР.

Работает по принципу: «вы платите за то, что я решаю именно ваши проблемы».

Вопросы для повторения (самоконтроля)

1. Объяснить сущность организационных структур ИМ.

2. Представить классификацию по секторам экономики.

3. Представить классификацию по видам инновационных фирм.

5 лекция: Венчурный инновационный бизнес.

1.Сущность венчурного инновационного бизнеса

2. Специфика венчурного финансирования

3. Организационные формы снижения риска венчурного капитала.

Экономическая функция венчурного капитала.

Для эффективного функционирования нужны, как минимум, перспективная идея и финансовые средства. Особенно они важны, если речь идет о новых наукоемких разработках, а т.к. риск таких разработок высок, кредит в банке чаще всего получить не удается. Однако, отказ от инвестиций в инновации в перспективе ведет к более значительным финансовым потерям, нежели издержки, связанные с инновационной деятельностью.

Специфика венчурного финансирования.

Венчурный бизнес происходит от английского слова venture, что переводится как рисковая сумма, рисковое предприятие, но это не единственная специфическая черта:

1 в случае венчурного финансирования средства предоставляются без гарантийного обеспечения собственным имуществом предпринимателя без поручительства третьих лиц. Единственным залогом служит заранее оговариваемый пакет акций уже существующей или вновь создающейся компании.

В банк предпринимателю дорога закрыта по трем причинам:

1 высокий риск для банка

2 кредитное обеспечение личным имуществом

3 продолжительный период оборачиваемости капитала.

Инвестор венчура участвует в управлении на всех этапах разработки проекта, начиная от диагностики ещё «сырой» идеи и, заканчивая обеспечением ликвидности акций новой компании на биржевых торгах.

2 Ещё до принятия идеи к финансированию, проводится большая предварительная работа по определению уровня подготовки, а т.ж. личных качеств заявителя, анализу БП, оценки рисков и возможных путей их устранения. Поэтому венчурный инвестор имеет годами отработанную технологию оценки и отбора венчурных проектов.

3 Ещё одной особенностью венчурного финансирования является то, что фонды венчурного финансирования вкладывают деньги в проект, осуществление которого происходит в ситуации неопределенности, т.е. когда нельзя вычислить вероятность того или иного события. Чаще всего, именно в ситуации неопределенности фирма получает возможность изменить рыночную ситуацию в свою пользу, и получить сверхприбыль.

Как правило, в крупных корпорациях происходит постепенный рост и улучшение качества, а малая фирма рождает инновационный продукт, который является прорывом технологии (эффект Эрроу).

Организационные формы снижения риска венчурного капитала.

1 самая простая форма финансирования инновационного проекта: инвестор-проект.

Это наибольший риск, но и наибольшая прибыль в случае успеха, т.к. нет других учредителей. Характерна для крупных инвесторов, вложения в проект для инвестора считаются незначительными.

2 Опытный инвестор никогда не доверит все денежные средства одному проекту. Чаще всего, риск распределяется между несколькими проектами. Убытки 1-го проекта компенсируются прибылями другого.

3 такая ситуация характерна для крупных проектов. Инвестор вкладывает не только деньги, но и опыт, знания специалиста.

4 наиболее распространенной формой венчурного финансирования является венчурный фонд (75% всех инвестиций).

Особое распространение получили венчурные управляющие фирмы, которые берут на себя полномочия по управлению фондом. Их услуги оплачиваются в размере 2-3% от фонда +% от прибыли каждого проекта (до 20%), даже если фирма не является инвестором. Фирма должна обладать уникальным управленческим опытом.

Вывод: венчурные фирмы без преувеличения можно назвать двигателем НТП и конкурентоспособности национальной экономики => государство должно создавать все условия для развития этой сферы, особенно в России.

Вопросы для повторения (самоконтроля)

Вопросы для повторения (самоконтроля)

Вопросы для повторения (самоконтроля)

1.Пояснить сущность венчурного инновационного бизнеса

2. Пояснить специфику венчурного финансирования

3. Пояснить организационные формы снижения риска венчурного капитала.

6 лекция: Особенности инновационных организаций.

1. Организационные особенности инновационных фирм.

2. Особенности управления персоналом.

Организационные особенности инновационных фирм.

В силу того, что инновационная деятельность существенно отличается от рутинной работы, она накладывает определенные ограничения на управление такой организацией.

1 постановка целей

В инновационной организации рекомендуется значительную роль в разработке целей передавать персоналу, причем необходимо добиваться ее четкой формулировки и сотрудничеству персонала, начиная от постановки и заканчивая достижением. При этом важным условием является восприимчивость руководства и специалистов к изучении целей. Даже когда цели четко сформулированы и ясны для высшего руководства, средний уровень руководства и специалисты могут преследовать если не свои личные цели, то по крайней мере цели организации отличные от поставленных высшим руководством, если их разработка велась без учета мнения специалистов. Поэтому цели в инновационной организации устанавливаются путем анализа мнений и желания членов организации.

2 В крупной инновационной фирме каждый специалист располагает доступом к большим ресурсам, и если их использовать эффективно можно получить инновационный эффект значительнее, чем в малой фирме.

К преимуществам крупной фирмы относятся:

Ø Экономия на закупках

Ø Экономия на технических услугах

Поэтому часто инновационные фирмы объединяются в более крупные структуры. Что касается мелких фирм, то помимо всех преимуществ, они в большей мере отвечают запросам специалистов, не терпящих ограничений в выборе направления исследования, организационных процедур, трудовой дисциплины.

3 Для эффективного осуществления инновационных проектов рекомендуется на этапе проведения исследования подключать инженеров-проектировщиков. Это позволяет выявить области, требующие дополнительного изучения, что в свою очередь вносит корректировки во всю программу исследования. С другой стороны, привлечение проектировщика позволяет снизить затраты на исследование посредством ориентации исследователя на нужные данные. Может возникнуть необходимость в изучении смежных областей, что будет сопряжено с принципиальными трудностями и здесь нужно принимать решения либо о сворачивании проекта, либо о разработке новых идей, требующих более простой научной основы. Налаживание сотрудничества между инженерами и исследователями требует серьёзной организационной проработки вопроса. Хорошо, если удается найти специалиста, который совмещает в себе эти способности, но чаще проектировщик вводится в исследовательский отдел.

4 Научные работники имеют желание все исследования выполнять своими силами независимо от того, выполняет ли кто-то такое исследование в более лучших условиях, с более высокой квалификацией, опытом. Поэтому, менеджер всегда должен тщательно взвешивать, какие исследования необходимо заказать, а какие выполнить самостоятельно. На данный момент на рынке представлено множество организаций, предоставляющих такие услуги. После использования исследования, его можно выгодно продать.

5 Большую роль играют коммуникационные связи между учеными различных специальностей, т.к. постоянный обмен информацией способствует генерации идей. Желательно, чтобы все проекты были увязаны между собой и соответствовали опыту, оборудованию, квалификации специалистов. Это будет способствовать научному росту и преемственности организации.

Особенности управления персоналом.

Одной из основных функций управления персоналом является отбор сотрудников, т.к. независимо от вида инноваций результативность организации зависит прежде всего от способностей её сотрудников => необходимо отбирать таких специалистов, которые в наибольшей степени способны выдвигать новые идеи и работать в новых направлениях без постоянного контроля. Инициативу и любознательность, а т.ж.. креативность следует считать основными качествами. Кроме того, необходимо учитывать черты характера специалиста, чтобы он был совместим с коллективом.

При приеме на работу того или иного узкого специалиста, необходимо провести анализ функций, предполагаемых к выполнению, и определить их трудоемкость, чтобы знать, сможем ли мы обеспечить полную загрузку данного специалиста. Если нет, то рекомендуется привлекать для таких работ специалиста со стороны.

Рекомендуется брать выпускников вузов, несмотря на то, что их необходимо учить. При проведении научных работ молодого специалиста следует включать в коллектив опытных сотрудников. Это обеспечит его быстрый рост и бесплатное обучение, а т.ж. издержки на его труд будут невысоки.

Часто больший результат в решении инновационных задач достигается там, где разработки ведутся на стыке дисциплин (наук), однако подготовка таких специалистов обходится дорого и не всегда успешно => необходимо комплектовать коллектив из разных представителей профессий.

Особого подхода требует мотивация персонала в инновационных организациях. Часто специалисты амбициозны; недисциплинированные, высокоинтеллектуальные творческие люди требуют к себе особого отношения, что пре6дъявляет высокие требования к менеджменту и мотивацию здесь не стоит сводить только к материальным поощрениям. Каждый раз необходимо найти способ поощрить сотрудника т.о., чтобы это не приносило ущерба самой организации. Разрабатываются параллельные карьеры для высококвалифицированных специалистов, требующих повышения собственного статуса в организации.

Кроме того, проблемы мотивации возникают потому, что сложно оценить индивидуальный вклад каждого в разработку проекта. В такой ситуации менеджер должен сам принимать участие в деятельности рабочей группы. В инновационной организации высока доля морального поощрения.

Высокие требования предъявляются к менеджеру. Он должен быть и ученым, и организатором одновременно.

Вывод: Особые условия деятельности инновационных организаций обуславливает специфические методы управления этой организацией и высокие требования к менеджеру, который в своей деятельности должен учитывать все ограничения инновационной фирмы и выгодно использовать её высокий потенциал, достигая главных целей организации.

Вопросы для повторения (самоконтроля)

1. Дать характеристику организационным особенностям инновационных фирм.

2. Представить анализ особенностей управления персоналом.

7 лекция: Инновационный процесс в организации. Инновации на предприятии.

1. Факторы генерации нововведений.

3. Виды инновационных структур

4.Факторы, оказывающие влияние на генерацию нововведений

5. Управление изменениями

Факторы генерации нововведений.

Восприимчивость зависит от:

2 типа структуры инноваций

К изменениям более восприимчиво предприятие, в котором преобладает децентрализованный тип, т.к. в инновационный процесс вовлекаются все сотрудники; таким инновациям присущи все преимущества малых инноваций.

Виды инновационных структур:

Жесткая инновационная структура обладает меньшей восприимчивостью к изменениям, т.к. не дает возможности для творчества. Сочетание видов инноваций и типов инновационных структур рождает тот или иной уровень восприимчивости организации к изменениям.

Внешние факторы, оказывающие влияние на генерацию нововведений:

1 конкуренция вынуждает разрабатывать и производить новую продукцию;

Внутренние факторы, влияющие на генерацию новых идей:

1 Отношение руководства к новшествам;

2 Отсутствие барьеров во взаимоотношениях между структурными подразделениями.

Инновационные идеи одного работника должны быть использованы другими сотрудниками и структурными подразделениями. Структурные подразделения должны получать инновационную политику из вне.

Среди путей снижения барьеров взаимодействия можно выделить:

3 Важность и престижность инновационной деятельности.

Руководство должно стимулировать сотрудников, занимающихся инновационными разработками, повышать их статус, поощрять морально и материально. Все сотрудники должны осознавать, что инновации нужны и важны на предприятии.

4 свобода структурных подразделений.

Не должна быть жестко регламентирована деятельность. Все алгоритмы производственные, гибкие позволяющие осуществить организационную деятельность.

5 материальное поощрение инновационной деятельности.

Необходимо экономически заинтересовать сотрудников. Поощрение должно быть пропорционально экономическому эффекту от инноваций.

Существует 2 подхода к проведению изменений:

В начале формируется идеальная модель социальной системы, затем осуществляется анализ реальной модели и проводятся мероприятия по их совмещению.

Только после того, как персонал воспринял новые образцы мышления, начинается реорганизация самого предприятия.

Выбор метода изменения зависит от специфики предприятия, склонности руководства к определенному пути развития фирмы, но в любом случае изменения осуществлять придется, чтобы сохранить конкурентоспособность фирмы.

Вопросы для повторения (самоконтроля)

1. Перечислить факторы генерации нововведений.

2. Представить виды инноваций

3. Представить виды инновационных структур

4.дать анализ факторов, оказывающих влияние на генерацию нововведений

5. определить особенности управления изменениями

8 лекция: Сопротивление изменениям.

1. Барьеры инновации

2.Виды барьеров инновации

Инновации вызывают более серьезные сопротивления, чем просто изменения. К сожалению, часто забывают, что меняется не организация, а её люди => человеческий фактор очень существенен.

Надо учитывать 4 принципа изменений:

1 сопротивление будет всегда, оно неизбежно;

2 сопротивление может быть явным или латентным (скрытым);

3 сопротивление многообразно;

4 то, что люди говорят по поводу изменений, не всегда соответствует их мнению и деятельности.

Индивидуально-психологический барьер обусловлен действиями людей, стремящихся замедлить процесс изменений и показать неэффективность нового решения по сравнению с традиционным.

Основные причины сопротивления:

· Низкая квалификация сотрудника

· Ненужность данного рабочего места

Когда эти опасения мнимые, самым эффективным способом их нейтрализации является доведение до сведения сотрудников всех интересующих их положений, касающихся изменений. Если информацию не предоставить, «поползут» слухи и дестабилизируют рабочую атмосферу.

1 несоответствие структуры новым задачам

2 несоответствие показателей работ новым видам деятельности

3 отсутствие защищенности финансирования новых видов деятельности.

Методы преодоления барьеров.

1 институционализация изменений.

Подход предполагает, что изменения становятся нормой жизни. Воспринимается как положительный, т.к. за изменениями следуют улучшения.

¨ Отсутствие базы проведения изменений

¨ Игнорирование указаний по проведению изменений

¨ Невозможность предвидеть источники и силу сопротивления.

Желаемое поведение достигается страхом перед наказанием, а не убежденностью подчиненных.

3 биографический подход базируется на «реальных» примерах в истории других организаций. При таком подходе, прежде, чем осуществить изменения, на конкретных примерах из жизни формируются положительные установки персонала к изменениям таким образом, чтобы сотрудники сами захотели изменить свою организацию.

o Аргументация необходимости срочных изменений

o Определение команды руководителей, способных возглавить эти изменения

o Делегирование полномочий структурным подразделениям по осуществлению изменений

4 адаптивные изменения.

Обновление организации осуществляется путем незначительных, постепенных перемен, которые оказывают свое влияние на процессы и структуру предприятия. Процесс инициируется как реакция на изменение внешней среды или реакция на неудовлетворительный производственный показатель. Т.к. изменения осуществляются не интенсивно, в течение длительного времени, сопротивление изменениям будет минимальным.

5 создание стартовой площадки.

До начала изменений разрабатываются подробные планы изменений, определяются соответствующие лица, распределяются ресурсы, осуществляется обработка персонала, определяются индивидуальные особенности сотрудников и их возможная реакция на предстоящие изменения. Также выявляются неформальные лидеры в коллективах и их перспективы в измененных условиях. Производится работа с этими лидерами с целью убедить их в необходимости изменений. Необходимо показать преимущества их будущего положения, по сравнению с нынешним.

На практике чаще всего используют комбинированные подходы, позволяющие оптимально учесть все переменные, влияющие на организацию в момент осуществления изменений.

Вопросы для повторения (самоконтроля)

1. Сущность барьеров инновации

2.представить анализ видов барьеров инновации

9 лекция: Планирование инноваций.

1.Сущность планирования инноваций

2. Функции планирования инноваций

3. Алгоритм планирования инноваций.

Планирование инноваций становится основным инструментом, позволяющим определить ближайшую перспективу предприятия и разработать программу действий.

Планирование инноваций выполняет ряд функций:

1 целевая ориентация всех участников

При осуществлении планирования, происходит детальное исследование ситуации, и руководитель пользуется этой информацией при ПР. Это определяет высокий уровень обоснованности решения.

4 создание объективной базы для контроля

Успешное выполнение плана является дополнительным стимулом для достижения цели. В связи с тем, что планирование является комплексной проработкой проблемы, в процессе планирования осуществляется обоснованный выбор направления инновационной деятельности как всей организации, так и для конкретного структурного подразделения.

1 осознание проблемы

3 анализ проблемы(определяется восприимчивость к инновациям)

5 доведение до исполнителя (обучение персонала)

6 реализация плана

а) плановое задание

8 анализ отклонений

Вопросы для повторения (самоконтроля)

1.Представить анализ сущности планирования инноваций

2. Представить анализ функций планирования инноваций

3. Объяснить сущность алгоритма планирования инноваций.

10 лекция: Инновационный проект.

1.Сущность инновационного проекта

2. Управление проектом

3. Содержание инновационного проекта

4. Эффективность инновационного проекта

Проект можно понимать как:

1 комплект документов технический, организационный, финансовый, необходимый для реализации проекта.

Управление проектом осуществляется руководителем проекта и научно-техническим советом (НТС).

НТС состоит из ведущих специалистов по направлениям проекта, отвечает за выбор научно-технического решения, степень их реализации и комплексность мероприятий по реализации проекта. Кроме этого, НТС выбирает руководителя проекта. НТС проводит экспертизу проекта.

Руководитель проекта, как правило, юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по реализации проекта. Полномочия оговариваются в контракте. Как правило, реализацией проекта занимается группа, состоящая из представителей заказчика, персонала руководителя проекта, могут привлекаться специалисты консалтинговых фирм.

Заказчик => НТС => Руководитель

Содержание инновационного проекта.

1 актуальность проблемы

2 резюме руководителя

3 структуризация проблемы

4 система мероприятий по реализации дерева целей (описание мероприятий по достижению целей)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *