чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара

Презентация по биологии на тему «Доказательства эволюции» 11 класс

Выбранный для просмотра документ доказательства эволюции.ppt

чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть картинку чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Картинка про чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара

Описание презентации по отдельным слайдам:

ТЕМА: МАКРОЭВОЛЮЦИЯ, ЕЁ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Презентацию составила учитель биологии МКОУ «Кореневская средняя Общеобразовательная школа №2», Лагутина Галина Борисовна.

Задачи урока: сформировать понятие макроэволюция; углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции; сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции; убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле. ЦЕЛЬ УРОКА: ДОКАЗАТЬ, ЧТО ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РЕАЛЬНО ПРОИСХОДИЛИ В ОРГАНИЧЕСКОМ МИРЕ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ДАННЫЕ ПОЛУЧЕННЫЕ РАЗНЫМИ ЕСТЕСТВЕННЫМИ НАУКАМИ

СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ «МАКРОЭВОЛЮЦИЯ» И «МИКРОЭВОЛЮЦИЯ» Различие макроэволюции и микроэволюции: Макроэволюция – надвидовая эволюция, приводит к образования таксонов более высокого ранга, чем вид (родов, семейств, отрядов, классов, типов и т. д.) Микроэволюция – происходит внутри вида, внутри его популяции. Макроэволюция происходит в исторически грандиозные промежутки времени и недоступна непосредственному изучению.

ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ ИСКОПАЕМЫЕ ФОРМЫ

ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ Ископаемые переходные формы

ПЕРЕХОДНЫЕ ФОРМЫ. АРХЕОПТЕРИКС

ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЙ РЯД ЛОШАДИ (ВОССОЗДАЛ В.О.КОВАЛЕВСКИЙ)

ЭМБРИОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЭВОЛЮЦИИ Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон: «Индивидуальное развитие особи (онтогенез) повторяет кратко и быстро историческое развитие вида (филогенез) А.Н. Северцев установил, что в эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей

ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ К. Бер сформулировал закон зародышевого сходства: « В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают общее сходство» Стадии эмбрионального развития позвоночных.

СРАВНИТЕЛЬНО- АНАТОМИЧЕСКИЕ (МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ) ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ

Гомология передних конечностей наземных позвоночных Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

Наличие рудиментов – недоразвитых органов, утративших свое основное значение в ходе эволюции. Рудимент задних конечностей питона Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

Наличие атавизмов признаков появляющихся у отдельных особей, существовавших у отдаленных предков и утраченных в процессе эволюции. Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

МОЛЕКУЛЯРНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ Клеточное строение организмов Сходный элементарный химический состав живых организмов (98% приходится на четыре элемента- С,О, H, N) Одинаковое строение и функционирование органических молекул (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот)

МОЛЕКУЛЯРНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ Аккумулятором энергии во всех живых организмах являются молекулы АТФ Генетический код универсален для всех живых организмов от бактерий до человека Одинаково происходит процесс биосинтеза белка во всех живых организмах Деление клеток (митоз, мейоз) протекает сходно у животных и растений

Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на Земле, необходимо использовать данные разных наук. Это данные генетики, палеонтологии, молекулярной биологии, селекции, эмбриологии, биогеографии, экологии, цитологии, сравнительной анатомии и других наук. ВЫВОД:

1. Макроэволюция: а) совокупность эволюционных процессов, происходящих внутри вида б) происходит быстро и внезапно в) надвидовая эволюция г) доступна для наблюдения Надвидовая эволюция 2. Органы, утратившие в ходе эволюции свое биологическое значение: а) аналогичные б) гомологичные в) атавизмы г) рудименты Рудименты ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА»

3. Какой из факторов доказывает единство органического мира? а) наличие ископаемых форм животных и растений б) универсальность генетического кода в) сходство между человеком и человекообразными обезьянами г) способность к полету насекомых и птиц универсальность генетического кода 4. Решающим эмбриологическим доказательством эволюции является: а) сходство деления клеток у всех организмов б) сходство в строении скелетов млекопитающих разных отрядов в) сходство ранних стадий развития зародышей разных классов г) общность строения кровеносной системы млекопитающих сходство ранних стадий развития зародышей разных классов ТЕСТ

5. Чем объяснить значительные различия между фаунами Африка и Мадагаскара? а) различиями в климате б) размерами территории в) давней обособленностью территорий г) форма естественного отбора давней обособленностью территорий 6. Признаки, каких классов сочетает в себе утконос? а) рептилий и млекопитающих б) птиц и рептилий в) птиц и млекопитающих г) амфибий и рептилий рептилий и млекопитающих ТЕСТ

7. Какой из фактов доказывает происхождение насекомых от кольчатых червей? а) способность к откладыванию яиц б) общность строения кровеносной систем в) наличие червеобразной личинки у бабочек г) строение конечностей наличие червеобразной личинки у бабочек 8. Какие из перечисленных органов являются гомологичными? а) жабры рака и легкие кошки б) хобот слона и рука человека в) лапа крота и лапа обезьяны г) глаз кальмара и глаз млекопитающего лапа крота и лапа обезьяны ТЕСТ

9. Различие в фауне Северной и Южной Америки объясняется: а) разной степенью влияния естественного отбора б) их а разобщенностью в течении миллионов лет в) различным влиянием полюсов г) различным климатом их разобщенностью в течении миллионов лет 10. Биогенетический закон гласит: а) органический мир развивается б) движущей силой эволюции является естественный отбор в) онтогенез кратко повторяет филогенез г) материальными носителями наследственной информации являются гены, локализованные в хромосомах онтогенез кратко повторяет филогенез ТЕСТ

11. Аналогичные органы: а) передняя конечность летучей мыши и кита б) передняя конечность лягушки и крыло птицы в) крыло бабочки и крыло птицы г) усики гороха и колючки кактуса крыло бабочки и крыло птицы 12. Биогенетический закон был сформулирован а) Шлейденом и Шванном б) Морганом в) Геккелем и Мюллером г) Опариным и Холдейном Геккелем и Мюллером ТЕСТ

чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть картинку чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Картинка про чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть картинку чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Картинка про чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть картинку чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Картинка про чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть картинку чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Картинка про чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара

Номер материала: ДВ-423288

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть картинку чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Картинка про чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара

чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть картинку чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Картинка про чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть картинку чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Картинка про чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть картинку чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Картинка про чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара

Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников

Время чтения: 1 минута

чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть картинку чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Картинка про чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара

Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования

Время чтения: 1 минута

чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть картинку чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Картинка про чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара

К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб

Время чтения: 2 минуты

чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть картинку чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Картинка про чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Опорный конспект «Доказательства эволюции»

Опорный конспект составлен для самостоятельной работы обучающихся по теме «Доказательства эволюции». Представлен минимальный объем учебного материала и задания для закрепления полученных знаний.

Просмотр содержимого документа
«Опорный конспект «Доказательства эволюции»»

Тема: Доказательства эволюции

1.Доказательства эволюции органического мира:

-сравнительно-анатомические (рудименты и атавизмы, переходные формы организмов),

Попробуйте ответить на вопросы:

— Какие классы позвоночных животных вы знаете? Перечислите признаки этих классов животных. Чем вы можете объяснить происхождение этих признаков?

— Как вы можете объяснить сходство гусениц бабочек с кольчатыми червями, а головастиков лягушек с личинками рыб.

чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть картинку чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Картинка про чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскарачем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть картинку чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Картинка про чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара

— Что изучают науки палеонтологи, биогеография, эмбриология, морфлолгия, анатомия?

Палеонтологические доказательства эволюции

Палеонтология – наука об ископаемых растениях и животных. Палеонтологические данные указывают на смену климата, смену форм животных и растений во времени по мере изменения условий обитания. Это окаменелости, скелеты, семена и споры, отпечатки и др.

По найденным останкам скелетов восстановлен филогенетический ряд лошади от пятипалых лесных всеядных животных до современных лошадей:

чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть картинку чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Картинка про чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскарачем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть картинку чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Картинка про чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара

Древним предком лошади является невысокое лесное животное. Но леса исчезли, на их месте появились саванны. Из-за изменения климата в сторону засушливости преимущество приобрели более высокие особи с длинными ногами и длинной шеей, уменьшенной площадью опоры для быстрого бега, с развитой зубной системой, изменился пищеварительный тракт.

Все находки древних предков данного вида, показывающие постепенное изменение организмов в ходе эволюции, составляют филогенетический ряд данного вида.

ВОПРОС. Можно ли на основании многократных находок одного вида и очень редких находок другого вида сделать вывод о том, что 1-ый вид многочислен, чем другой?

Эмбриологические доказательства эволюции

чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть картинку чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Картинка про чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара

Путем сравнения развития эмбрионов позвоночных выяснено, что начальные стадии эмбриогенеза совпадают, т. к. эти стадии контролируются одними и теми же общими генами. Т.к. в результате эволюции у разных групп животных появились разные гены-регуляторы, они приводят к образованию характерных признаков соответствующих классов, отрядов, семейств, вида.

К. Бер сформулировал закон зародышевого сходства: « В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают общее сходство».

Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон: «Индивидуальное развитие особи (онтогенез) повторяет кратко и быстро историческое развитие вида (филогенез)

А.Н. Северцев установил, что в эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей.

Сравнительно-анатомические и морфологические доказательства эволюции

чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть картинку чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Картинка про чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскарачем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть картинку чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Картинка про чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара

Общность строения позвоночных: передние конечности разных классов позвоночных имеют одинаковое строение, но разную форму и степень развития из-за их функций, среды обитания.

Наличие гомологичных органов – органов, развивающихся из одинаковых эмбриональных зачатков сходным образом, но выполняющих разные функции.

Наличие атавизмов – органов, которые являются признаками возврата к предковой форме (многососковость, волосатость у человека)

Наличие переходных форм – видов, обладающих признаками сразу 2-х классов, и являющихся промежуточными формами (двоякодышащие рыбы, яйцекладущие утконос и ехидна, эвглена зеленая и др.)

чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть картинку чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Картинка про чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть картинку чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Картинка про чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскарачем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Смотреть картинку чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Картинка про чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара. Фото чем объяснить значительные различия между фаунами африки и мадагаскара

Молекулярные доказательства эволюции

Одинаковый химический состав всех живых организмов

Единый принцип строения НК и белков

единый принцип генетического кода, биосинтеза НК и белков

Одинаковы механизмы обмена веществ у животных и растений

Одинаковое клеточное строение, половое и бесполое размножение посредством митоза или мейоза.

Завершена расшифровка геномов человека и многих животных. Путем изучения нуклеотидных последовательностей у ж/о можно определить время расхождения предковых форм организмов, составить филогенетические ряды, показывающее родство разных таксонов. Например, киты и парнокопытные более близкие родственники, чем парно- и непарнокопытные.

Биогеографические доказательства эволюции

Существует 6 биогеографических областей по Уоллесу:

— Палеоарктическая (Европа, Азия),

Ответьте на вопросы:

Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) и Палеоарктической области (Евразия) имеют много общего, хотя изолированы Беринговым проливом? (Это связано с тем, что данные материки имели сухопутный мост через Берингов пролив, поэтому оказалось возможным переселение видов с одного материка на другой)

Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) отличается от Неотропической области (Южная Америка), хотя они соединены Панамским перешейком? (данные материки совсем недавно соединились, исторически они развивались раздельно)

Почему флора и фауна Неотропической области (Южная Америка) и Эфиопской области (Африка) имеют много общего? (Южная Америка и Африка были частями южного континента. После их разделения движение материков продолжалось в одинаковых условиях (широте), что привело к сходному развитию их организмов.

Почему только в Австралии существуют сумчатые животные?( раньше они водились и на других материках, но впоследствии вымерли, скорее всего, вытесненные плацентарными конкурентами)

Почему на Британских островах флора и фауна близка к материковой, а на острове Мадагаскар нет типичных для Африки крупных копытных, крупных хищников, высших обезьян? Однако там много низших обезьян – лемуров, которые нигде больше не встречаются (эндемики).

Острова по происхождению бывают материковые, коралловые, вулканические. Материковые острова имеют много общего с фауной материка.

Почему океанические острова очень бедны, по сравнению с материковыми островами?

(Имеющиеся виды являются результатом случайного занесения некоторых видов птиц, рептилий, насекомых, семян растений, спор, которые смогли преодолеть водные преграды и занестись с помощью ветра, воды, птицами. Представители таких видов, попавшие на океанические острова, получают широкие возможности для размножения. Например, на Галапагосских островах из 108 видов птиц 82 и 8 видов рептилий эндемичны На Гавайских островах 300 эндемичных видов улиток, принадлежащих к одному роду.
Распределение животных и растений по поверхности планеты и их группировка в биогеографические зоны отражает процесс исторического развития Земли и эволюции органического мира.

7. Сделайте вывод, с чем связано современное распределение живых организмов на Земле? (с преобразованием земной коры)

Тест по теме: «Доказательства эволюции органического мира»

а) совокупность эволюционных процессов, происходящих внутри вида

б) происходит быстро и внезапно

в) надвидовая эволюция

г) доступна для наблюдения

2. Органы, утратившие в ходе эволюции свое биологическое значение:

а) аналогичные б) гомологичные

в) атавизмы г) рудименты

3. Какой из факторов доказывает единство органического мира?

а) наличие ископаемых форм животных и растений

б) универсальность генетического кода

в) сходство между человеком и человекообразными обезьянами

г) способность к полету насекомых и птиц

4. Решающим эмбриологическим доказательством эволюции является:

а) сходство деления клеток у всех организмов

б) сходство в строении скелетов млекопитающих разных отрядов

в) сходство ранних стадий развития зародышей разных классов

г) общность строения кровеносной системы млекопитающих

5. Чем объяснить значительные различия между фаунами Африка и Мадагаскара?

а) различиями в климате

б) размерами территории

в) давней обособленностью территорий

г) форма естественного отбора

6. Признаки, каких классов сочетает в себе утконос?

а) рептилий и млекопитающих б) птиц и рептилий

в) птиц и млекопитающих г) амфибий и рептилий

7. Какой из фактов доказывает происхождение насекомых от кольчатых червей?

а) способность к откладыванию яиц

б) общность строения кровеносной системы
в) наличие червеобразной личинки у бабочек

г) строение конечностей

8. Какие из перечисленных органов являются гомологичными?

а) жабры рака и легкие кошки

б) хобот слона и рука человека

в) лапа крота и лапа обезьяны

г) глаз кальмара и глаз млекопитающего

9. Различие в фауне Северной и Южной Америки объясняется:

а) разной степенью влияния естественного отбора

б) их разобщенностью в течении миллионов лет

в) различным влиянием полюсов
г) различным климатом

10. Биогенетический закон гласит:

а) органический мир развивается

б) движущей силой эволюции является естественный отбор

в) онтогенез кратко повторяет филогенез

г) материальными носителями наследственной информации являются гены,

локализованные в хромосомах

11. Аналогичные органы:

а) передняя конечность летучей мыши и кита

б) передняя конечность лягушки и крыло птицы

в) крыло бабочки и крыло птицы

г) усики гороха и колючки кактуса

12. Биогенетический закон был сформулирован

а) Шлейденом и Шванном

в) Геккелем и Мюллером

г) Опариным и Холдейном

13. Дивергенцией называется

а) расхождение признаков в процессе эволюции

б) схождение признаков в процессе эволюции

в) объединение нескольких популяций в одну

г) образование изолированной группы внутри популяции

14. Микроэволюция приводит к образованию новых

а) семейств б) подвидов и видов

15. Укажите факт, который доказывает существование эволюции органического мира и, в частности, изменчивость органического мира во времени

а) ископаемые формы

г) гомология органов

1. Биология под ред Беляева Д.К., 2012 с. 149-157

2. Сивоглазов В.И. и др, Биология 10-11 кл., 2011, с. 254-261

Источник

Технологическая карта урока по биологии 11 класс ФГОС » Доказательства эволюции»

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта урока таблица.doc

Технологическая карта урока

УМК(базовый уровень) под редакцией Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. 10—11

Тема: Доказательства эволюции

Тип урока :урок открытия нового знания

Ресурсы: УМК к данному курсу, интернет ресурсы

Учителя: Плужник Ю.В.

Цель урока:. дать возможность учащимся добыть знания об основных группах доказательств эволюции

Предметные : учащиеся расширяют научные представления о биохимическом единстве живых организмов; у учащихся развиваются о филогенетическом древе, биохимическом единстве живых организмов; учащиеся совершенствуют умение объяснять значение знаний о химическом составе живых организмов и расшифровки геномов растений и животных для доказательства эволюции органического мира; у учащихся развиваются понятия об иерархическом принципе систематики живых организмов, гомологичных органах, рудиментах, атавизмах, зародышевом сходстве как свидетельствах эволюции живой природы; учащиеся совершенствуют умение объяснять причины сходства и различий в строении органов и зародышей различных животных. у учащихся развиваются понятия о палеонтологической летописи.

Метапредметные: учащиеся развивают умения работать с разными источниками биологической информации: находить ;биологическую информацию в тексте учебника, Интернете, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; учащиеся продолжают овладевать умениями адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Личностные: у учащихся продолжает формироваться научное мировоззрение на основе усвоения знаний о единстве живой природы и объективности биологической эволюции; у учащихся продолжает развиваться готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Организационная структура урока

(урок открытия нового знания)

Организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой..

Приветствуют преподавателя, организуют рабочее место. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Создание проблемной ситуации

Фиксация новой учебной задачи

Целепо-лагание и планирова ние

Давайте на пару минут представим с вами, что мы великие учёные. Мы находимся в большой лаборатории и пытаемся обосновать, что процесс эволюции не миф? Как вы будете доказывать данный факт.

Высказывают свои предположения

Ископаемые останки, янтарь

Сравнить видовой состав фауны и флоры на разных материках

Сравнить внешнее и внутреннее строение организмов

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

Совместное исследование проблемы

Анализи-руют, доказывают точку зрения, рефлексия своих действий

Индивидуальная работа по заданиям на опросных листах (приложение 1)

Определите, о каком ученом составлен синквейн:

3.Описывал, систематизировал, организовывал.

4.Создал лучшую искусственную систему.

2. Талантливый, невезучий.

3. Боролся, отстаивал, доказывал.

4.Создал первое эволюционное учение.

3. Путешествовал, наблюдал, анализировал.

4. Выяснил причины эволюции живого.

Самостоятельно составите синквейны об этих ученых.

Учащиеся записывают номера и соответствующие термины.

Самостоятельно выполняют задания листа опроса.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Анализ, обобщение, классификация.

Подведение под понятие

Осознанное и произвольное построение

Открытие нового знания

Класс делиться на 4 группы. Каждая группа самостоятельно работает с учебником + дополнительным материалом. Итогом работы на выходе, заполненная таблица

Выполняют работу в группах,

Отрабатывают способ в целом

самостоятельно выбирать критерии для логических операций

Знание новых принципов, осуществ-ляют самоконт-роль

Применение нового знания

Выполнение разноуровневого тестового задания

Первичный контроль над правильностью способа действия

Учатся формулировать собственное мнение, позицию

6. Домашнее задание

Учитель задает домашнее задание.

Самостоятельно проработать вопросы, которые вызвали проблемы в понимании.

— Выберите из перечня заданий, то, которое вам хотелось бы выполнить к следующему уроку:

1. Подготовить презентацию на тему «Живые ископаемые»;

2. Составьте кроссворд, используя ключевые понятия изученной темы.

Реферат тема: « Архиоптерикс»

постановка самостоятельной учебной задачи на основе соотнесения уже усвоенного материала и того, что ещё неизвестно; мобилизация своих сил к волевому усилию, возможности выбора путей и средств реализации.

организация планирования и прогнозирования

умения строить высказывания, анализировать и обобщать, находить и использовать необходимую информацию.

Благодарю всех за активную работу на уроке. Спасибо за внимание.

умение осуществлять самоконтроль и коррекцию, самоанализ и самооценку.

коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации

осознание ответственности за общее дело

Выбранный для просмотра документ лист орпоса приложение 1.docx

Перечисляется ряд явлений в органическом мире:

Б.С- Борьба за существование

Е- Естественный отбор

СТЭ- Синтетическая теория эволюции

Соотнесите определение с терминами

1. современная эволюционная теория, которая является синтезом идей дарвинизма и достижений генетики.

2. один из факторов эволюции, отделение одной популяции или группы популяций от других на исторически длительное время.

3. конкуренция особей, при которой одни организмы способны оставить больше потомства, чем другие.

4эволюционная теория, главной идеей которой является представление о естественном отборе как главный движущий фактор эволюции.

5. эволюционная концепция, построенная на ошибочных предположениях, в частности таком: приобретенные при жизни организма признаки наследуются

6.процесс исторического развития жизни на Земле.

7. эволюция на уровне— эволюционные процессы на уровне популяций, завершающихся образованием нового вида.

8. выживание наиболее приспособленных в борьбе за существование организмов, способных оставить многочисленное потомство.

Определите, о каком ученом относится синквейн:

3. Описывал, систематизировал, организовывал.

4. Создал лучшую искусственную систему.

2. Талантливый, невезучий.

3. Боролся, отстаивал, доказывал.

4. Создал первое эволюционное учение.

2. Трудолюбивый, обстоятельный.

3. Путешествовал, наблюдал, анализировал.

4. Выяснил причины эволюции живого.

Самостоятельно составить синквейны об этих ученых.

Выбранный для просмотра документ приложени 2.docx

Все доказательства эволюции можно сгруппировать по направлениям:

1. Эмбриологические доказательства эволюции.

2. Морфологические доказательства эволюции (сравнительно-анатомические или сравнительно-морфологические).

3. Палеонтологические доказательства эволюции.

4. Биогеографические доказательства эволюции.

5. Молекулярно-биологические доказательства эволюции.

Эмбриологические доказательства эволюции.

На поразительное сходство эмбрионов позвоночных животных было обращено внимание многих исследователей задолго до Ч. Дарвина. Отечественные и зарубежные ученые глубоко изучили сходства начальных стадий эмбрионального развития животных.

Подобное сходство эмбриональных стадий объясняется единством происхождения всех живых организмов.

В начале XX века биогенетический закон был развит и уточнён российским учёным А.Н. Северцовым, который установил, что в эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей.

Морфологические доказательства эволюции основываются на присутствии у многих живых организмов гомологичных, рудиментарных и атавистических органов.

Гомологичные органы – это органы, имеющие сходный план строения, выполняющие как сходные, так и различные функции и развивающиеся из сходных зачатков. Изучение анатомии конечностей млекопитающих позволило установить их сходный план строения и формирования.

Рудиментарные органы (лат. rudimentum – зачаток, первооснова) – это органы, утратившие в филогенезе своё значение и функцию и остающиеся у организмов в виде недоразвитых образований. Рудиментарные косточки на месте тазового пояса у китообразных, рудиментарные задние конечности питона указывают на происхождение от типичных четвероногих. Рудиментами человека являются: копчиковые позвонки, мигательная перепонка (остаток третьего века), остатки волосяного покрова по всему телу, аппендикс – отросток слепой кишки, сильно развитые ушные мышцы, позволяющие двигать ими.

Атавистические органы (лат. atavus – предок) – это органы (или структуры), показывающие «возврат к предкам», в норме не встречающиеся у современных форм.

Атавизмами человека являются: многососковость, гипертрихоз (обильное оволосение тела и лица), случаи рождения детей с небольшим мягким хвостиком, полидактилией (многопальцевость) кистей и стоп.

Отличия рудиментов от атавизмов:

1) рудименты встречаются у всех особей популяции, атавизмы – у отдельных индивидов;

2) рудимент всегда имеет определённую функцию, атавизм не имеет специальных функций, важных для вида.

Палеонтологические доказательства эволюции.

Ископаемые переходные формы – формы организмов, сочетающие признаки более древних и молодых групп. Находки и описание таких форм позволяют восстанавливать филогенез отдельных групп животных (например, ихтиостега – ископаемая форма, связывающая рыб с наземными позвоночными; археоптерикс – переходная форма от рептилий к птицам юрского периода).

Палеонтологические ряды – это ряды ископаемых форм, связанные друг с другом в процессе эволюции и отражающие ход филогенеза.

В.О. Ковалевский (известный русский зоолог середины XIX века, основоположник эволюционной палеонтологии) определил задачи эволюционной палеонтологии:

— отыскать связи между ископаемыми формами для установления их родства;

— изучать эволюцию ископаемых организмов как процесс, в котором морфологические изменения связаны с функциональными изменениями, с изменениями в условиях жизни и с геологическими преобразованиями.

Биогеографические доказательства эволюции.

Распространение животных и растений по поверхности нашей планеты, сравнение флоры и фауны различных материков, островов, выявление реликтовых растений и животных разных природных зон указывает на то, что особенности распределения живых существ на планете тесно связаны с преобразованием земной коры и с эволюционными изменениями видов. Примером является Австралия, где на протяжении более 120 млн. лет после отделения от остальных материков происходило формирование сумчатых и клоачных млекопитающих.

Для понимания эволюционного процесса интерес представляют флора и фауна островов, оказавшихся полностью зависящими от истории происхождения этих островов.

Реликтовые формы – это ныне живущие виды с комплексом признаков, характерных для давно вымерших групп организмов прошлых эпох Земли (например, гаттерия, латимерия (целкант), гинкго двулопастный).

Молекулярно-биологические доказательства эволюции.

Реконструкция истории жизни на основе молекулярных данных показывает, что вся земная жизнь представляет собой единое филогенетическое древо и все современные виды связаны неразрывными нитями родства. Используя ДНК, мы можем проанализировать сходство и различия между генами, давно вымерших видов в ископаемых останках и современных организмов.

Исходя из данных такого анализа, все живые организмы имеют одинаковые механизмы записи, передачи и считывания наследственной информации:

1) записывание в последовательности нуклеотидов ДНК (РНК у некоторых вирусов);

2) передача из поколения в поколение благодаря механизму репликации;

3) транскрипция в последовательность нуклеотидов и-РНК;

4) трансляция в последовательность аминокислот в белках с использованием одного и того же генетического кода.

Это свидетельствует о том, что все ныне живущие на Земле организмы происходят от одного общего предка.

В геноме каждого вида записана генетическая история, летопись его эволюции. Сравнение генов разных видов дает ключ к построению единой родословной всего живого на Земле.

В большинстве случае гены передавались без изменений, но изредка возникали случайные изменения – мутации. Многие мутации представляют собой замены одних нуклеотидов на другие. Мутации возникают во время репликации ДНК, следовательно, чем больше поколений прошло со времени дивергенции двух видов от общего предка, тем больше случайных замен нуклеотидов может накопиться в геномах следующих поколений. Соответственно, тем больше аминокислот отличают один и тот же белок у этих видов. Общий предок человека и мартышки существовал более 30 млн. лет назад, а общий предок человека и кошки — более 80 млн. лет назад.

Выбранный для просмотра документ приложение 2.docx

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *