чем отличается беседа и разговор
Беседа и диалог
Все мы хотим разговаривать, больше, меньше, но хотим
Обычно, наше общение начинается с небольшого и может быть продолжено, стать организованным, превратиться в многозначное обсуждение
Одни формы общения обладают однотипными свойствами, другие множественными. Мы говорим, потому что думаем, подразумеваем, размышляем. Чем сложнее наша мысль, тем более сложно наше общение. Оно становиться многоаспектным. Вопросы и задачи, ответы и решения, идеи, планы, достижения
Для любого общения характерны идеалы, комфорт и широта. Именно, с этих слагаемых состоит наша коммуникация
Идеалы, комфорт и широта в общении могут быть разными, их можно классифицировать на:
деловые
методические
подготовительные
сознательные
творческие
В зависимости от их выраженности, общение изменяется и переходит в одну из своих уникальных форм: беседа, диалог, ожидание, разговор, языковое соучастие
Беседа начинается со слов, мыслей о своем и насущном, счастливом и проблематичном и продолжается в благом, гуманном, нравственном и индивидуально-личностном
С требованием дополнений беседа превращается в диалог
Оптимистический, конструктивный, позитивный. Состоящий из идей, знаний, размышлений, чувств. Помощи и поддержки. Осмысленного и рационального. Умного, верного, мудрого
Беседуем и говорим, в диалоге находим и узнаем, ценим и обобщаем
Мы мерим, чтобы знать, подсказываем, чтобы формировать, оцениваем, чтобы развивать
Мы предполагаем, изучаем, влияем, систематизируем, осмысляем и переосмысляем, взаимодействуем, ведем и предлагаем.
Чем беседа отличается от обычного разговора
Чем беседа отличается от обычного разговора
Подготовка к беседе.
— Перед беседой нужно узнать, какой жизненный опыт есть у детей по теме беседы, какие конкретные впечатления они получили.
«Иногда воспитателю важно бывает узнать, какой опыт дети накопили помимо детского сада; узнать, что думают они о том или ином предмете явлении. Например, воспитатель задумал впервые повести детей 5-6 лет в лес, за город. Вполне естественно, он спрашивает детей – кто из них был в лесу, что они там видели. У детей возникают воспоминания, все заинтересовались предстоящей экскурсией, новыми наблюдениями».
— До проведения беседы детям читают художественную литературу по ее теме, проводят наблюдения на прогулке, рассматривают картинки на эту тему, то есть содействуют накоплению у ребенка конкретных точных наглядных впечатлений по данной теме.
Условия успешности беседы с детьми
Первое. Готовность детей к беседе. «Если впечатлений у детей достаточно, если они четкие, яркие и тема детей интересует, получится удачная беседа, в которой воспитатель может упорядочить детские впечатления, отношение ребенка к тем или иным предметам, явлениям, углубить интересы, расширить их кругозор».
«Чем конкретнее и живее получают дети новые впечатления на экскурсии, при чтении книги, рассматривании картинки, тем успешнее и с большим интересом они будут об этом вспоминать и рассказывать в беседе».
Тематика бесед с дошкольниками.
Младший дошкольный возраст (3- 4 года). «У малышей, при рассматривании картинки обычно возникают разговоры, переходящие в беседу о жизни группы, о ближайших предметах».
Старший дошкольный возраст (5-6 лет). «У старших детей такие беседы по содержанию более разнообразны… Следует делать предметом беседы интересные путешествия, случаи из жизни детей, сезонные явления, дни выдающихся событий нашей родины».
Устные жанры разговорной речи
К устным жанрам разговорной речи относят — беседу, спор, разговор, рассказ, комплимент, историю
Беседа
Это жанр разговорной речи, при которой происходит:
а) обмен мнениями собеседников на какую-либо тему: о выставке, о направлениях в живописи, о событиях в стране; на бытовые темы, своеобразным обменом мнениями являются сплетни. Например, разговор двух дам о губернаторской дочке в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»;
б) обмен сведениями о личностных интересах участников общения: похвалы, комплименты, одобрение, искренние признания. Для этого типа беседы характерно душевное созвучие:
Я искренне тебе благодарна, Танюша, за то, что для меня сделала. Если бы не ты, то я бы ничего не успела. Спасибо тебе, дорогая!
в) бесцельный обмен мнениями – праздноговорение: участники диалога снимают напряжение, рассказывая анекдоты, шутя, упражняясь в остроумии:
Мне вчера рассказали такой смешной анекдот, слушай! И тебе? Мне тоже рассказали. Давай сначала я.
Традиция вести беседу складывалась веками. Важно при ведении беседы быть искренним, естественным, добрым, разговор должен носить диалогичный характер. Истинная беседа – это диалог.
Комплимент
Это речевая импровизация, с целью доставить адресату удовольствие, выразить приятное, галантное, любезное отношение человеку, похвалу.
При создании комплимента нельзя забывать о необходимости его соразмерности, искренности. Ложь, скрытая в комплименте, – это лесть. Важно, чтобы комплимент не был «избитым», нужно стремиться к нестандартности, свежести в поиске форм при его создании. Главное в комплименте – это искренность любовного или дружеского внимания.
Изящество комплимента в соблюдении меры, естественности и искусства, свежести смысла и соблюдении традиционной формы. ХХ век оказался более сдержанным в проявлении чувств, поэтому форма комплимента стала более простой
(Вы прекрасно сегодня выглядите, как вам идет это платье и т.д.).
Разговор
Это еще один жанр такой речи, отличающийся от беседы своей целенаправленность — недаром в языке существует выражение:
Тип разговора, как правило, определяет первая реплика. Разговоры могут быть:
а) Информативный разговор — первая реплика заключает в себе вопрос. Один из участников разговора заинтересован получить какую-либо информацию. Роль лидера играет спрашивающий, именно он направляет течение разговора. Успешность разговора определяется единством «мира знаний» участников, а также знанием норм социального этикета.
б) Предписывающий разговор — один из говорящих дает указание, совет, убеждает другого в чем-либо. Обычно участники разговора имеют разные социально-ролевые характеристики: отец — сын, взрослый – ребенок.
в) Разговор, направленный на выяснение отношений — такой разговор может быть ссорой, конфликтом, упреком.
Стратегией ведения такого типа разговора могут быть агрессивная интонация и даже молчание.
Это диалог, цель которого — обмен мнениями, ради принятия решения или выяснения истины. Стратегия ведения спора в разговорной речи определяется целеустановкой спорящих. При позитивном настрое на выяснение истины или выхода из ситуации спор приводит к положительным результатам. В бытовых спорах, если участники понимают, что невозможно прийти к единому мнению, возможно прекращение спора — тактика изменения темы.
Рассказ
Это монолог, и как жанр разговорной речи возможен при согласии одного из участников выслушать собеседника. В этом случае диалог превращается в монолог. Темы рассказа чрезвычайно разнообразны: случаи из жизни рассказчика или его знакомых, впечатления об увиденном или услышанном и многое другое. В рассказе автор создает целостную картину события, интерпретируя и оценивая их. Рассказчик стремится заинтересовать слушателей. Второй участник общения (слушатель) поддерживает рассказчика перебивами, репликами, восклицаниями, эмоциональными проявлениями (например, смехом).
Близок к жанру рассказа жанр истории. Это тоже монологический жанр, он не включает самого автора как действующее лицо. Цель рассказчика — не только передать сведения, но и подвести итоги, сопоставить с оценкой современных событий и фактов. В изложении истории возможны отступления от сюжета, тематическая фрагментарность, вопросно-ответные ходы и т.д.
Материалы публикуются с личного разрешения автора к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша Библиотека»)
Что такое беседа? Правила, цель и тема беседы
Что отличает их обоих от крестьян, например?
Не статус и не обилие денег, а уже упомянутые ранее образованность, знание правил и норм этикета и еще один ключевой момент. Это умение правильно вести диалог.
Со времен Пушкина прошло немало лет, однако в современном мире по-прежнему считаются интеллигентными людьми те, кто обладает данными способностями.
Именно поэтому в статье мы подробно изучим, что такое беседа и каковы ее правила и основы.
Значение слова «беседа»
Знакомство с любым непонятным термином, определением и т. д. следует начинать с выяснения того, что оно собой представляет. Чтобы получить точное и максимально подробное толкование, следует прибегнуть к помощи словарей.
Согласно определению, представленному русским лингвистом и языковедом Татьяной Федоровной Ефремовой, что такое беседа, можно объяснить тремя словами-синонимами:
Причем под беседой подразумевается непременно спокойный словесный обмен информацией между людьми, а также передача чувств и эмоций в словесной форме. Причем ключевым моментом в таком разговоре считается тихая и приятная атмосфера, никаких споров, криков, оскорблений и взаимных упреков.
Что происходит во время беседы
Выяснив, что такое беседа, перейдем к изучению того, что происходит между людьми во время подобного обмена репликами. А в следующем пункте данной статьи разберемся, где этот метод общения применяется.
Итак, во время беседы между людьми происходит некое волшебство, сближающее их, помогающее понять как друг друга, так и самих себя. Однако далеко не каждая беседа может протекать в свойственном ей ключе. Во многих случаях люди, напротив, ожесточаются, озлобляясь друг на друга.
Именно поэтому для хорошей индивидуальной беседы важно не только умение говорить и выражать свои мысли, эмоции, чувства словами, но и слушать, то есть понимать, о чем говорит собеседник.
Где применяется беседа
Помимо широкого применения психологией подобного рода общения, беседы используются в повседневной жизни и деловой: в семье, в школах и университетах, при приеме на работу, на переговорах и т. д. Поэтому, если сказать, что такая форма общения встречается везде, это не будет преувеличением.
Виды беседы
Психологи делят беседы на формальные и неформальные. Формальная беседа подразумевает следование этикету, нормам и правилам. Например, подчиненные должны обращаться к своему начальнику на «вы» или учителю в присутствии учеников нельзя говорить коллеге «ты».
Другое дело неформальное общение. Его можно услышать, например, во время беседы друзей. В этом случае эмоции и чувства берут верх, и участникам не требуется формулировать свои реплики в официальной форме. Именно этот вид беседы мы используем в повседневной жизни: в разговоре с друзьями, знакомыми или родственниками.
Правила и нормы беседы
Любая беседа должна в первую очередь приносить радость собеседникам. И для выполнения этого условия следует структурировать общение в особом ключе, то есть соблюдать правила беседы, причем для каждого вышеперечисленного вида они свои.
Основы деловой беседы:
Обращаться к участникам только на «вы».
Никаких слов-паразитов («ну», «эээ», «как бы» и других).
Не допускать пустых или бестактных высказываний.
Четко аргументировать свою точку зрения.
Нормы неформального общения отличаются от делового тем, что в нем участники могут говорить практически все, что им приходит в голову, при этом обращаясь друг к другу на «ты». Однако в этом виде беседы также важно уважать своего собеседника, слушать его, не пытаться унизить или оскорбить, и не позволять этого другим участникам.
Как начать разговор и о чем вести беседу
Чтобы ответить на вопрос, что же можно обсуждать, или как выбрать тему беседы, следует учитывать следующие критерии:
Исходя из этого, следует выбирать такую тему, в которой ее организатор будет сам хоть что-то смыслить и понимать, а также ту, что будет интересна не только ему, но и всем участникам процесса.
У деловой беседы практически всегда есть обозначенная тема, поэтому с ней проблем не возникнет. Главное, не бояться высказывать мысли, комментарии и аргументировать свою точку зрения.
Неформальная же беседа не обязывает людей начинать и продолжать общение. Поэтому, чтобы завести разговор, человека следует заинтересовать.
При желании заговорить с незнакомыми или малознакомыми людьми важно найти, к чему можно «прицепиться» и начать диалог. Например, для девушки очень важен ее внешний вид. Следовательно, у молодого человека, что как бы ненароком похвалит ее черты лица, какой-либо аксессуар, прическу и т. д., будет шанс не просто получить отклик, но и продолжить общение.
Также хорошим поводом начать или поддержать неформальную беседу будут такие извечные темы, как: погода, домашние животные (в современном мире преимущественно коты), фильмы, музыка и т. п.
Как правильно беседовать с детьми
Дети — самые сложные и нестабильные люди, именно поэтому так важно правильно строить беседу с ними. Особенно если разговор на какую-либо серьезную тему, например о разводе родителей или половом созревании.
Итак, беседа с детьми (будь то малыши или школьники) имеет существенные различия. А все потому, что на ее построение влияет возраст ребенка. Исходя из этого, можно представить следующие рекомендации:
Беседа с малышом. В раннем возрасте дети живут чувствами, эмоциями, а не логикой или разумом. Поэтому давать малышу «умные» советы бессмысленно, он все равно пропустит их мимо ушей. В этом возрасте дети учатся в форме игр, соответственно, объяснить что-либо им разумнее игровым, несколько несерьезным способом.
Беседа с подростком. Дети в подростковый период наиболее уязвимы, а потому чрезвычайно болезненно воспринимают любую критику, оскорбления, унижения и т. п. Поэтому важно с первой секунды беседы не угрожать или обвинять ребенка, а продемонстрировать ему, что отношение к нему не изменилось. Потом уже спокойно объяснить, что данный его поступок (или поведение) неприемлем.
Беседы с родителями необходимы детям абсолютно в любом возрасте. Но и для родителей разговоры со своими детьми крайне полезны. Однако структурировать их необходимо грамотно. Как именно, рассмотрим далее.
Какое значение беседа с родителем имеет для ребенка
Для каждого родителя его ребенок превыше всего. Но в современном мире, когда семья перестала быть традиционной (малыша воспитывает только один родитель, преимущественно мама), родительское желание дать ребенку хорошее будущее не всегда соответствует их возможностям, уровню достатка.
Поэтому некоторые мамы и папы, проводя чрезмерно много времени на работе, в связи с усталостью (или по иным причинам) редко находят время для простого общения со своими детьми. А ведь именно беседа с родителями может в корне изменить самую тяжелую и нерешаемую ситуацию в жизни ребенка.
Совсем не обязательно, что родитель даст какой-нибудь дельный совет. Одни лишь его поддержка, ободряющее слово, диалог, в ходе которого ребенок проговорит свою сложную ситуацию и словно взглянет на нее со стороны, покажут маленькому человеку, что он важен для родителей и они помогут ему справиться со всем. Неважно, словом или делом. Кроме того, возможно именно благодаря беседе, ребенок поймет, что проблемы и вовсе нет.
Что важно знать родителям
Ключевые особенности беседы отцов и детей:
Каждый родитель должен интересоваться жизнью своего ребенка.
Никогда не насмехаться над его проблемами, какими бы пустячными они ни казались.
Уважать точку зрения своего чада, прислушиваться к ней.
Пытаясь убедить ребенка, ни в коем случае не кричать на него и не обзывать.
Важно позволить малышу выговориться. Больше слушать, поощряя его к продолжению и большей откровенности.
По вопросам правильной беседы с детьми написано немало книг, поэтому родители могут отыскать ответы практически на любые вопросы, касающиеся этой темы. Но каждые мама и папа должны интересоваться своим ребенком и подбирать подход и особенность беседы, подходящие именно ему.
Воспитательно-образовательное значение беседы и ее место среди других методов работы
Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему. Беседа является сложным методом обучения. Ее ход зависит от подготовки самого воспитателя, а так же от уровня развития детей, от степени их активности и самостоятельности, от их знаний. Е. И. Радина в своем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В одних беседах систематизируются и уточняются представления полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. Путем других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность. В результате знания ребенка становятся четче и осмысленнее.
Ценность беседы в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи,и прежде всего речи разговорной: умение слушать и понимать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, давать понятные ответы на вопросы, высказываться в присутствии других детей.
Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспитателя требуют более подробного описание увиденного пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая ответ, дети употребляют для связи слов союзы, разнообразную лексику. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания.
Беседа – эффективный метод обучения в том случае, если она проводится правильно. Важный методический вопрос- выбор темы беседы. Темы должны быть доступны и интересны детям и отражать факты и явления общественной жизни.
Беседа как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему.
Беседа – активный метод умственного воспитания. Вопросно–ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить не случайные а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения. Закрепляются такие программные требования, как умение отвечать коротко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы товарищей, самому задавать вопросы.
Беседы имеют и воспитательное значение.Нравственный заряд несет правильно выбранное содержание разговора: «Чем знаменит наш город?», «Почему в автобусе нельзя громко разговаривать?». Воспитывает и организационная форма беседы – повышается интерес детей друг к другу, развиваются любознательность, общительность, а так же такие качества как выдержка, тактичность.
Руководя беседой, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности дошкольников. Детей, медленно соображающих и менее развитых, целесообразно предварительно подготовить к занятию- вооружить готовым материалом, с которым они могли бы выступать во время беседы. Детям, неуверенным в себе, с более ограниченными познаниями, следует задавать дополнительные вопросы, на которые сравнительно легко ответить. Если же дошкольники имеют недостатки речи, необходимо поработать над их исправлением, в случае –обратиться к специалистам: логопедам, психологам.
В беседе воспитатель объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности.
Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка, но и средством социально нравственного воспитания.
В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для обучения в школе. Содержанием беседявляется программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.).
2. Виды, тематика и содержание бесед в разных возрастных группах.
Беседа — лишь одно из средств обучения детей. Ее роль может быть выполнена, если она опирается на другие методы ознакомления с окружающим (экскурсии, наблюдения, прогулки, если у детей есть знания и опыт, требующие упорядочения. Е. А. Флерина выделила три вида бесед:
1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.
2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.
3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.
Беседа, сопровождающая приобретению нового опыта. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений. Цель ее — стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Содержание беседы определяется процессом наблюдения. Во время беседы слово педагога играет объяснительную роль, раскрывает содержанке того материала, который дети воспринимают. Такая беседа проходит непринужденно, дети могут свободно двигаться, переходить с одного места на другое.
Для этого вида беседыхарактерно участие разных анализаторов: зрение, слух, осязание, мускульнодвигательная сфера, моторная деятельность.
Заключительная беседа, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы — систематизировать, уточнять и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Этот тип беседы способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения. В. И. Радина выделила структурные компоненты беседы,такие как: вызывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе воспоминания о близких жизненному опыту, анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам; элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определенное поведение в дальнейшем.
Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением.
1. Темы,отражающие явления общественной жизни:
-о подготовке к праздникам,
«Наш детский сад», «Москва – столица нашей Родины», о школе, о родном городе, о том, что видели на почте, и др.
А) работа родителей, сотрудников детского сада, труд почтальона,строителя: результаты труда, трудовые процессы (как шьют одежду, выращивают фрукты и овощи); домашний труд мамы, бабушки.
Б) беседы,отражающие труд самих детей: «Мы – дежурные», «Как мы помогаем маме», «Что мы вырастили на нашем огороде».
В) беседыоб использовании техники в домашнем труде: «Что машины помогают делать в детском саду», «Как машины помогают строить дом», «На чем ездят люди и перевозят грузы», «Какой речной транспорт мы видели на нашей реке».
3. Цикл бесед на бытовые темы: об игрушках, посуде, об одежде, школьных и умывальных принадлежностях, предметах быта, о любимых сказках и книгах, о школе, о самих себе.
4. Беседы о природе:(пора года, труд, растения, животные)«Наш парк весной», «Зимующие и перелетные птицы», «Времена года», «Фрукты и овощи».
5. Беседына морально-этические темы: о культуре поведения, «Уважай труд старших», «Будь хорошим товарищем».
Содержанием беседявляется программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.).
Программный материал, который является содержанием бесед, даст возможность осуществить не только познавательные задачи (расширение кругозора детей, но и воспитательные (воспитание правильного отношения к действительности, разнообразных интересов).
При подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или менее ясные и разнообразные представления о предмете беседы.
Проведение беседы требует от воспитателя подготовки. Нужно продумать, как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и возбудить у них интерес к предстоящему занятию, активную умственную деятельность, воздействовать на их чувства. В качестве такого эмоционального средства можно использовать картину, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы.
В отдельных случаях целесообразно начать беседу с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах или событиях, связанных с содержанием беседы. В ходе беседы вопросы воспитателя, которые являются основным методическим приемом на этом занятии, раскрывают содержание намеченной темы и, направляя мысль детей, учат их правильно отвечать. Воспитатель должен продумать содержание и формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны всем детям.
При проведении беседы в зависимости от ответов детей иногда возникает необходимость задавать дополнительные вопросы, но не следует удаляться от содержания основной темы беседы.
В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия-беседы.
В отношении младшего дошкольного возраста используется беседа-разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок, живых объектов. В младшей группе практикуются занятия в форме игры, где речевая активность детей (ответы на вопросы) занимает основное место.
В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон).
В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.
3. Структура обобщающей беседы.
Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей.
Е. И. Радина выделила такие структурные компоненты беседы,как:
1. вызывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе воспоминания о близких жизненному опыту явлениях;
2. анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам;
3. элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определенное поведение в дальнейшем.
Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели, вызывать желание участвовать в беседе.
Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от ее характера и содержания.
Если беседа познавательного характера, дети или воспитатель делают обобщение (заключительный рассказ).
Этическая беседаможет быть закончена установкой на выполнение правила: «Вежливые люди, входя, первыми здороваются со всеми, наклоняют голову, улыбаются. Вежливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом».
Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.
Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребенку приходится все время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.
В обобщающей беседе в целях активизации мыслительной и речевой деятельности используется наглядный материал.
При проведении беседы задача педагога – добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Вопрос задают всем, неправильно обращаться только к активной части детей. Стеснительным ребятам следует помогать, задавая простой вопрос, поддерживая их высказывания. Застенчивых детей можно подготовить к беседе предварительно.К невнимательным и шаловливым детям следует также найти подход: может быть, поближе усадить, почаще обращаться к ним с вопросами и выслушивать их мнение, одобрять.
Планирование работы «Мой родной край. Село Пощупово. Место, где живет чудо» Село «Пощупово» расположено в 24 км от города Рыбное, на окских холмах. Спокойно и хорошо здесь в любое время года. И, казалось бы, на таком.
Фотоотчет «Покормим птиц зимой! Распространение опыта среди воспитанников других групп» Акция «Покормите птиц зимой» шагает по стране не первый год. И это как раз тот случай, когда проект можно и нужно повторять ежегодно, он.
Система оздоровительной работы с дошкольниками посредством использования методов коррекции плоскостопия «Человек – высшее творение природы, но для того, чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию.
Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми РАС в продуктивной деятельности Доклад. Тема: «Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми РАС в продуктивной деятельности». Дети с особенностями развития.
Конспект игры-беседы «Каждой вещи свое место» Цель: познакомить детей с правилом «Каждой вещи – свое место». Задачи: познакомить детей с правилом «Каждой вещи – свое место». Выяснить.
Эссе «Концертмейстер — это призвание или место работы?» Концертмейстер – это призвание или место работы. Художественная практика концертмейстеров в хореографическом, оркестровом и хоровом классах.
Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» Проблема речевого развития детей дошкольного возраста.
Конспект родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями Методическая разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями «Родительские собрания в ДОУ с использованием.
Опыт работы «Использование инновационных методов в работе с родителями» Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании.
Место и роль дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения.