чем писали египтяне на папирусе
Как и на чем писали в Древнем Египте?
Древний Египет известен до сих пор не только знаменитыми пирамидами. От него вышли первая письменность, первая бумага (папирус), первые чернила. Листы для древних записей создавались вручную из стеблей болотного тропического растения – папируса или циперуса, схожего с современным тростником, или осокой, или камышом.
Комнатное растение циперус продается в цветочных киосках современной России. Если за ним хорошо ухаживать, то оно дает «второй урожай» — из центра верхней розетки вырастает такое же растение.
Как и на чем писали в Древнем Египте?
Ум в придачу и упорство
Современное производство бумаги отличается древнеегипетского лишь тем, что на ее изготовление идет древесина. Не будем углубляться в полную технологию производства папируса. Она одновременно и простая и сложная. Средняя часть разрезалась на длинные полоски.
Чтобы лист был прочнее, их склеивали крест-накрест, смачивали только водой Нила и уплотняли деревянными молотками.
Затем листы склеивали в свитки. Вот на чем писали в Древнем Египте. И в Европе, и на Руси также широко использовались свитки вместо традиционных сегодня листков. Нынешнюю лощеность или глянцеватость бумаге тогда придавали натиранием свитка специальными гладкими брусками.
Что использовали для письма?
Бумага – полдела. Разберемся, а чем писали на папирусе в Древнем Египте? Первые чернила египтяне замешивали на саже или красной земли. На севере Египта были ее большие залежи. От нее пошло название Красного моря. Сажу добывали из сжигаемых корней папируса. Это было первое безотходное производство. Сажу затем смешивали с растворенной камедью – загустевшим соком на ветвях вишни.
Камедь очень любят есть современные деревенские ребятишки.
На папирус чернила переносили своеобразными кисточками – из того же тростника, одна часть которого расщеплялась до отдельных волокон. Письменность была иероглифической, гораздо позже ей на смену пришла слоговая. До сих пор в Японии, перенявшую китайскую иероглифику, используются оба вида письменности.
Второй человек после фараона
Папирус был очень дорогой вещью, и на нем писали только избранные – фараоны, жрецы, если они умели писать. Тем более что писали и читали только три процента египтян. Поэтому для письма использовали и глиняные таблички, и стены зданий, и храмовых сооружений.
Вторым по значимости человеком в иерархии Древнего Египта был писарь, или писец. Отсюда пошло нынешнее сетевое наименование «блогер» или «блог», поскольку письменность расшифровал Шампольон — французский исследователь египетской древности. И блог египетской статуи писца в Интернете ведется по-французски. Лишь самые усидчивые учащиеся готовились на писцов. Их иероглифический минимум – знание 700 иероглифов.
Арифметика с геометрией
Для обозначения чисел также служили иероглифы. И вот как писали цифры в Древнем Египте. Письменность была справа налево, так же записывали и цифры – иероглифами или иероглифами только для цифр (от единицы до 10 миллионов). 100 тысяч – изображена лягушка, миллион — присевший египтянин с поднятыми вверх руками.
Цифры от единицы до десяти записывались в виде палочек. До пятой они шли в один ряд, далее «двухэтажно»: шестерка – по 3 в ряду, семерка – 4 вверху и 3 внизу, восьмерка – по 4 в каждом ряду, девятка – 5 и 4, десятка изображалась изогнутой веревкой или проще — архитектурной аркой.
Арифметика в наше время пришла из Древнего Египта. В нем уже использовались сложение и вычитание. Вычислялись площади и объемы тел. Цифры использовались и для обозначения дробей.
Как и на чем писали в Древнем Египте в видео:
Что такое папирус и из чего его делали?
Практически у каждого из нас слово «папирус» ассоциируется с Древним Египтом – с его Сфинксом, фараонами и скарабеями. И это закономерно, ведь многое из того, что нам известно о египтянах, их духовной и повседневной жизни, человечество узнало благодаря папирусу.
Впервые он появился примерно в III тысячелетии до нашей эры и активно использовался представителями древней египетской цивилизации, а впоследствии – всеми государствами античного мира. Что же такое папирус? Из чего и как его изготавливали?
Что такое папирус?
В эпоху Древнего Египта такого понятия, как бумага, не существовало. Она была изобретена только в XII веке, однако потребность людей в писчем материале возникла намного раньше – когда в ранних цивилизациях появилась необходимость вести документацию и заниматься литературой. В связи с этим людям приходилось использовать для письма тот материал, который был под рукой.
В Вавилоне придумали клинопись на глиняных табличках, в Нормандии высекали руны на огромных камнях, а в Египте основным материалом стал папирус. Он был весьма удобен и отличался длительным сроком хранения. В европейских странах папирусные свитки хранились на протяжении более 200 лет, в Египте же с его сухим жарким климатом они были практически вечными.
Из чего делали папирус?
Для производства папируса египтяне использовали тростниковое растение из семейства осоковых, которое в изобилии произрастало на берегах Нила.
Оно имело мягкие стебли толщиной в человеческую руку и достигало высоты до 3 метров. В древности из него изготавливали не только писчий материал, но и обувь, ткани и даже лодки. К слову, известный норвежский путешественник Тур Хейердал переплыл Атлантику именно на папирусном челноке.
В диких условиях папирус образовывал настоящие заросли у побережья, однако во времена расцвета папирусного производства под его выращивание отводили целые плантации. Владельцы таких угодий считались зажиточными людьми и хорошо зарабатывали на сдаче в аренду отдельных участков.
В Египте существуют древние документы, свидетельствующие о том, что одной из крупнейших плантаций владела жительница Александрии, которая, помимо арендной платы, брала с арендаторов охапки растений.
Как изготавливали папирус?
Технология изготовления папируса дошла до наших дней благодаря историку Плинию Старшему, описавшему процесс изготовления в своем труде «Естественная история». По его словам, материал делали на специальных столах, которые постоянно смачивали водой из Нила. Илистая мутная вода значительно усиливала клеящиеся свойства папируса и удлиняла срок его «жизни».
Стебли растений разрезались на полоски и аккуратно расправлялись, затем прикладывались друг к другу. Поперек них помещались новые полоски, которые приклеивались нильской водой либо мукой из пшеницы и отправлялись под пресс. Полученные листки раскладывали на открытом воздухе и высушивали, после чего склеивали между собой в виде ленты и сворачивали в свитки.
Для чего использовался папирус?
Папирус использовался преимущественно для письма и служил отличным материалом, на котором египтяне фиксировали свои астрономические познания, навыки в медицине и математике. Среди сохранившихся свитков существуют архивные и исторические документы, гимны, проза.
На одном из листов была прочитана интересная история, на основании которой композитор Джузеппе Верди написал оперу «Аида». Помимо письменного назначения, материал выполнял ряд других функций. В частности, многие мумии, обнаруженные в Египте, были обернуты папирусными листами.
Писали на папирусах чернилами с помощью срезанного наискосок тонкого тростника. Для выведения линий различной толщины его разворачивали под разным углом. Чтение подобных рукописей было достаточно сложной процедурой, поскольку свитки приходилось постоянно перематывать. Тем не менее, папирус выступал основным писчим материалом на протяжении многих веков – вплоть до появления пергамента.
Долгое время Египет был единственной страной, изготовлявшей материал, причем с I тысячелетия до нашей эры на его производство существовала царская монополия. Несмотря на появление пергамента, папирус использовался вплоть до XII века, когда его окончательно вытеснила китайская бумага.
Синхротрон и загадка древних чернил
Благодаря мощным рентгеновским лучам, ученые обнаружили, что египтяне использовали особую технику письма, которая не была известна западному миру до 15 века. Некоторые свои секреты раскрыли и картины европейских художников.
Египет, Ван Гог, Мунк
Современные технологии просвечивают насквозь завесу древности. Недавно международная команда ученых использовала рентгеновские лучи высокой мощности, чтобы проанализировать 12 фрагментов египетского папируса, и нашла соединение свинца в красных и синих чернилах.
Согласно статье, опубликованной по результатам исследования в Proceedings of the National Academy of Sciences, свинец в краске использовался, чтобы предотвратить растекание чернил во время письма. Художники XV века использовали похожую технику для создания масляных красок, но исследование показывает, что египтяне открыли ее на 1400 лет раньше.
«Наш анализ чернил на фрагментах папирусов из уникальной библиотеки храма Тебтунис выявил ранее неизвестные составы красных и черных чернил, в частности, соединения на основе железа и свинца», — рассказал в интервью для Ars Technica один из авторов исследования Томас Кристиансен, египтолог из университета Копенгагена.
Последним открытиям в области археологии и истории искусств мы должны быть благодарны особому виду рентгена. Синхротронное излучение — это тонкий пучок рентгеновских лучей очень высокой интенсивности, генерируемых в ускорителе частиц. Электроны запускаются в линейный ускоритель для увеличения их скорости, а затем вводятся в накопительное кольцо. Они «проезжают» через кольцо со скоростью, близкой световой, когда серия магнитов изгибается и фокусирует электроны. В процессе они испускают рентгеновские лучи, которые затем могут быть сфокусированы по линиям пучка. Это полезно, когда дело доходит до изучения различных деталей. Обычно, чем короче длина волны (и выше энергия света), тем легче выявить более мелкие фрагменты артефакта, что делает синхротронное излучение незаменимым для археологии.
В 2008 году европейские ученые использовали синхротронное излучение для реконструкции скрытого портрета крестьянской девушки Винсента Ван Гога. Художник, который любил использовать холсты несколько раз, нарисовал поверх портрета картину «Клочок травы» (1887).
Синхротронное излучение возбуждает атомы на холсте. Затем они испускают собственное рентгеновское излучение, которое может улавливаться детектором флуоресценции. Все элементы на картине имеют собственное рентгеновское обозначение, поэтому ученые могут зафиксировать распределение каждого из множества слоев краски. Обозначив все слои, они пришли к выводу, что их больше, чем нужно для одного слоя изображения. Это и помогло найти скрытую картину.
В прошлом году команда голландских и французских ученых использовала излучение, чтобы разгадать секрет техники импасто Рембрандта. Импасто (итал. «полотно», «пастообразно») подразумевает нанесение краски на холст очень толстыми слоями. Обычно это делают с маслеными красками из-за их густой консистенции и долгого времени высыхания. Хотя если добавить специальный гель, такого же эффекта можно добиться с акриловыми красками. Рембрандт обычно использовал такую технику, чтобы более точно передать складки одежды или бижутерию. В слое импасто ученые обнаружили минерал плюмбонакрит — редкий элемент в красках того времени. Возможно, именно он помогал создать характерные жирные мазки.
А ранее в этом году международная группа ученых использовала синхротронное излучение, чтобы определить причины ухудшения состояния картины «Крик» Эдварда Мунка. Их анализ показал, что повреждение картины вызвано не светом, а влажностью. Скорее всего, виной тому посетители музея, которые наклоняются, чтобы ближе взглянуть на мазки, не подозревая, что их дыхание наносит вред картине.
Сколько лет чернилам
Самое недавнее исследование, о котором говорилось в начале, уже на протяжении десяти лет изучает древние чернила Египта, Рима и Греции. «Чернила — один из важнейших исторических объектов. Их использовали для письменности на различных носителях на протяжении более 5000 лет», — пишут авторы в своем исследовании. Самые ранние изучаемые ими артефакты из Египта и датируются 3200 годом до нашей эры. Уже в то время черные чернила использовались для написания основного текста, а красным подчеркивались названия, ключевые слова и т. д.
«Используя технологии XXI века, мы пытаемся раскрыть секреты древней техники письма, но помимо этого, мы способствуем раскрытию происхождения письменности как таковой», — рассказала Мэрин Котт, ученый из European Synchrotron Radiation Facility (ESRF). — «Эти чернила в основном изготавливались из сажи и охры, смешивались с каким-либо связующим веществом (обычно гуммиарабиком), а затем растворялись в животном клее, растительном масле или уксусе. Затем смесь сушили и прессовали в шарики, чтобы писцы могли легко носить с собой чернила. Когда им нужно было что-то написать, они смешивали высушенный шарик с небольшим количеством воды, используя острие тростниковой ручки для письма».
Котт, Кристиансен и их коллеги ранее изучили красные, оранжевые и розовые чернила, использованные на 11 сохранившихся фрагментах из нескольких рукописей. Их нашли в двух небольших подвалах в библиотеке храма Тебтунис, к юго-западу от Каира. Они обнаружили необычные красные чернила, основанные на смеси железа и свинца, которые раньше не были задокументированы. Хотя в «Естественной истории» Плиния есть указание на смешивание красный охры со свинцом для создания красно-оранжевого пигмента. Обычно его использовали египетские художники для окраски кожи в 30 г. до н. э. — 400 г. н. э., но в самых древних египетских папирусах он не был найден до последнего исследования.
Команда ученых была заинтересована в анализе минеральных соединений красных и черных чернил из фрагментов храмовых папирусов, особенно конкретных соединений железа и свинца. Они использовали многочисленные методы синхротронного излучения для исследования химического состава, в том числе микрорентгеновскую флуоресценцию, микрорентгенографию и микроинфракрасную спектроскопию. Они обнаружили сложную смесь фосфатов свинца, сульфатов свинца, карбоксилатов свинца и хлоридов свинца.
Котт и другие считают, что жрецы вряд ли делали чернила сами, а особенно такие сложные, как красные. Для этого потребовались бы специальные знания и большое количество сырья.
Команда также обнаружила необычный эффект «кофейного кольца» в красных надписях. Эффект возникает, когда одна жидкость испаряется, а твердые частицы, растворенные в жидкости (как кофейная гуща) образуют кольцо. Это происходит из-за того, что испарение протекает гораздо быстрее по сторонам, чем в центре. Вся оставшаяся жидкость вместе с известью течет к краям, чтобы заполнить пустые места. В этом случае пигмент красной охры присутствует в крупных частицах, которые остаются на месте, в то время как более мелко измельченные растворимые соединения свинца в папирусе создают кольцевой эффект, похожий (в микрометровом масштабе) на обрисованные буквы.
«Усовершенствованный микроанализ на основе синхротрона предоставил нам бесценные знания о приготовлении и составе красных и черных чернил в Древнем Египте и Риме 2000 лет назад», — подвел итог Кристиансен. — «Наши результаты подтверждаются другими источниками о производстве чернил в Египте. Например, в магическом заклинании алхимика, датируемым третьем веком нашей эры, сказано о тех самых красных чернилах. Этот папирус был найден в Фивах, и он вполне мог принадлежать священнической библиотеке, такой как папирусы, изучаемые здесь. Так технологии помогают взглянуть на химию искусства египтян с новой стороны».
Что такое папирус. Как использовали папирус в Древнем Египте
В нашем обывательском понимании папирус – это сырье для изготовления писчей бумаги. Недаром же во многих современных языках слово «бумага» восходит к слову «папирус». Что же это такое? Это древнее растение, которое использовалось древними египтянами для множества других полезных дел.
Начать с того, что корни и стебли папируса употребляли как овощной продукт в пищу. Кроме того, из него ткали ткани и ковры, вили веревки, а стебли, которые вырастают до четырех метров в высоту, использовали в строительстве домов.
В те давние времена папирус был широко распространен в египетском пейзаже, ныне же он сохранился лишь в столичном ботаническом саду.
Папирусное растение в производстве бумаги
По свидетельствам историков, бумагу из этого растения стали изготовлять еще до новой эры – в четвертом тысячелетии. Происходило это следующим образом:
Изначально готовые листы по ширине не превышали 15 сантиметров, однако с течением времени мастера придумали технологию изготовления более широких полотен.
Итогом таких действий было получение плотного папируса слегка желтоватого цвета, который много столетий заменял бумагу.
Кстати говоря, такую «папирусную» технологию используют и сейчас. В целом папирус изготовлялся неделю-полторы.
Писали на полученных листах папируса в их, так сказать, изначальном виде. Иногда, когда лист заканчивался, к нему подклеивали еще один, а затем еще. В итоге получалась книга в виде рулона, которая все увеличивалась в размерах. Хранить такое «издание» было удобнее, свернув в свиток. Кстати, один из музеев хранит свиток свыше сорокаметровой длины.
Как писали на папирусе
Древнеегипетский папирус имел различия по качеству. Более грубый его вариант использовался как упаковочный материал, на высококачественном же папирусе писались произведения литературного или религиозного содержания.
Папирусная бумага была дорогим материалом. И поначалу ученики обучались письму даже на посудных осколках-черепках, и лишь позже им уже позволяли писать на папирусе.
Ручкой служила остро заточенная тростинка, а чернилами – черная краска. Использовалась и красная краска – для начала нового абзаца. Всем нам до сих пор знакомо сочетание «начинать с красной строки» – так это именно об этом.
С папирусными страничками и рулонами обходились весьма бережливо: при необходимости старые записи аккуратненько смывали, листки высушивали и на них же писали новые тексты.
До нашего времени дошло довольно много древних папирусных манускриптов различного содержания. В них можно найти математические задачи, таблицы, древние медицинские тексты и бытовые советы, как в частности в папирусе, названном в честь немецкого египтолога Д.М. Эберса и датируемом 550 годом до н.э.
Папирус в других ипостасях
Еще Геродот в своих «Историях» свидетельствовал, что священнослужители носили папирусное белье и сандалии. Такая обувь использовалась в древнеримские времена с церемониальной целью. О других прикладных функциях папируса мы уже упоминали.
Первые плавательные средства древние египтяне тоже делали из папирусных стеблей. Растения связывали в пучки и «конструировали» из них своеобразные плоты, которые являлись доступным рядовому аборигену и не затратным вариантом для плавания по протокам дельты Нила. Производство деревянных лодок было довольно дорогим, к тому же продукция не отличалась качеством.
Несколько тонкостей и фактов
По описаниям, технология выработки папируса не кажется слишком сложной. Основную сложность представляли нюансы.
Вот некоторые из них:
Папирусные листки, рулоны и свитки в качестве писчей бумаги были в широком употреблении вплоть до середины VIII века, т. е. до появления в Европе набиравшего популярность нового китайского изобретения – бумаги в современном ее виде.
Папирусная символика
Ныне папирусы являются ходовой сувенирной продукцией, популярной у многочисленных туристов, посещающих Страну фараонов. На них нанесены всякие рисунки в виде иероглифов, египетских божеств, фараонов и т.д. Каждое из изображений имеет свое значение.
Поэтому прежде чем выбрать папирус для себя или в качестве подарка, непременно узнайте, что означает то, что изображено на нем.
Так, утверждается, что египетский крест Анкх «отвечает» за материальный достаток и долголетие, а Уаджет (глаз Гора, бога неба и солнца) способен защитить от сглаза. Кстати, этот символ представлен на множестве фотоснимков в исторических изданиях по Древнему Египту и туристических путеводителях.
В этой древней стране священным насекомым является жук скарабей. В мифологии египтян он представлен как земное воплощение бога Солнца Ра, и до сего дня скарабей является символом большой удачи. Но его изображение на папирусе непременно должно быть четким, с хорошо прорисованными крылышками, лапками, усиками. Этому придается большое значение, т.к. схематичный рисунок жука применялся в ходе погребального обряда.
Кроме описанных, есть еще и другие «привлекатели» благополучия-счастья-удачи. Но стоит иметь в виду, что божества, нарисованные сидящими или же стоящими на возвышении, символизируют горе и беды.
Где найти сувениры
Сувенирные папирусы продают на всех курортах Египта. Во избежание приобретения подделки разумнее будет выбирать подобный товар в больших магазинах.
Подлинный папирус отличает плотность, водонепроницаемость; его нельзя сломать или измять.
Но самый оптимальный вариант – посещение специальной фабрики, где есть возможность не только купить истинно качественные сувениры, но и ознакомиться с процессом их изготовления, а также сделать памятные фотоснимки.
Экскурсии на такие производства организуют при посещении соответствующих музеев в Каире и Луксоре. Египетский папирус можно вывозить из страны без ограничений.
УБЗ: Часть 7. Как писали в Древнем Египте
Школьные каникулы закончились (как минимум на ист-факе Университета Бесполезных Знаний), сегодня мы поговорим о египетской письменности и о египетских писцах.
Самая известная профессия в Древнем Египте (после фараона) — это писец. Самый известный экспонат египетской коллекции Лувра — это сидячая статуя писца. Этот экспонат также известен своим увлекательным блогом (в знак признательности перед французским народом, давшим миру Шампольона, блог египетской статуи ведётся на французском языке). Именно о писцах мы будем говорить в сегодняшнем выпуске Университета Бесполезных Знаний.
Сам папирус мы неоднократно видели на предыдущих занятиях, а вот специальный инструмент для разглаживания папируса — к сожалению, мне не удалось выяснить предназначение белых точек на основании. Да и само использование инструмента не представляется совсем уж очевидным.
Цилиндрическая печать — точно такие же печати (только с надписями клинописью) были у шумерской цивилизации, но изобретение, наверное, достаточно очевидное, поэтому встречается не только в Египте (где его могли и скопировать из Месопотамии), но и в доколумбовой Америке. Печать надевалась на ручку, наподобие той, которой красят стены валиком, и примерно таким же движением оставляли периодический рисунок на документе.
А это — пеналы для хранения калямов. Прошлый выпуск нашего курса закончился как раз на этом слове — оно обозначает палочку для письма. Египтяне чаще всего делали её из тростника, в наше время проще всего изготовить калям из одноразовых палочек для суши.
Вы наверняка обратили внимание на различие между двумя пеналами слева. Первый — настоящий, калямы вложены в специально для них отведённый кармашек, углубления в дальнем конце запачканы чернилами — этот пенал явно использовали для письма. Второй пенал декоративный, калямы в нём «нарисованные», никаких следов чернил не наблюдается.
А теперь внимание, вопрос — что вы можете сказать о третьем пенале?
С одной стороны, калямы откровенно нарисованы. С другой — пенал не выглядит парадным, да и следы чернил на нём повсюду.
Так вот, пенал этот настоящий. Калямы нарисованы просто для красоты, для того, чтобы повторить форму традиционных пеналов (отцы наши так делали, деды тоже, и нам значит такие же пеналы положены). Настоящие же калямы вкладывались в пенал с торца (в музее не сохранились, но отверстие видно):
А вот мисочки — одна, чтобы мыть калям, другая — чтобы смачивать его во время письма:
Теперь немного про саму письменность. Как известно, Шампольон расшифровал египетскую письменность, изучая Розеттский камень — один документ в трёх экземплярах, написанных тремя письменностями: иероглифами, демотическим письмом и (на греческом языке) греческими буквами. Розеттский камень сейчас находится в Британском музее, вот как он выглядит (мне не удалось подойти ближе):
В Лувре хранится другой камень, всеми характеристиками совпадающий с Розеттским — его тоже нашли во время Египетского похода Наполеона, на нём также три копии одного и того же документа — на древне-египетском, демотическом и греческом. Камень из Лувра лет на 40 старше Розеттского, да и текст его куда интереснее (речь идёт о первой в Древнем Египте попытке ввести календарь с дополнительным днём раз в четыре года — в отличие от банальной дарственной надписи в Розетте), но в историю вошёл именно Розеттский камень. Скорее всего, из-за своего приличного состояния — в момент обнаружения, камень из Лувра служил порогом чьего-то дома, и надпись на нём, мягко говоря, слегка потёрлась. Сказать по правде, даже зная, что она там, её сложно найти:
Расшифровка письменности сдвинулась с мёртвой точки после гениальной гипотезы Шампольона: а что, если буковками внутри вот этого овала писались имена собственные?
Он быстро переписал все имена собственные из греческого текста, сверил с египетским текстом — и, о чудо, в общих чертах сошлось! Более того, получилось прочитать и имена собственные на других документах, например, на предыдущей фотографии написано имя Александра — если читать справа налево и сверху вниз, то там записаны буквы A-L-K-S-I-N-D-R-S.
Вот этот овал с палочкой (на самом деле это верёвочка с узлом и двумя концами) назвали картушем. На самом деле, в нём пишутся не просто имена собственные, а только имена фараонов, но в случае Розеттского камня эти два множества практически совпадали. Проблемы начались про попытке прочитать то, что было вне картушей. Уже на предыдущем примере можно заметить слева от картуша полуразбитый знак, знакомый всем любителям эзотерической бижутерии — это анх, в каком-то смысле символ жизни, в данном тексте эквивалентен русскому «да здравствует!». То есть, были знаки, имевшие не фонетический смысл, а какой-то другой.
Рассмотрим несколько других, простых (уже расшифрованных) надписей. Например, «Бог Монту»:
Надпись читается слева направо (есть очень простое правило, позволяющее пускать девушкам пыль в глаза с первого взгляда понимать, с какой стороны читается надпись — животные и лица должны смотреть навстречу читающему) и сверху вниз (направление снизу вверх никогда не использовалось), первые 4 знака фонетических: MN-N-T-W, затем знак-определитель бога. То есть, есть знаки, определяющие сущность записанного слова.
Следующая надпись — глагол «оставаться, покоиться», фонетически записывается как «men». Первые два знака фонетических: MN-N, затем (нарисован свиток папируса) знак-определитель абстрактных идей. Он позволяет понять читателю, какое из слов, произносимых как «m-n» имеется здесь в виду.
Или вот, слово «ученик», фонетически sebat. Два фонетических знака: SBA-T, уже знакомый нам знак-определитель абстрактных идей, плюс знак-определитель человека.
Египетская письменность всё больше и больше становится похожей на настольную игру «Концепт». Собственно, ею она и является — в письменности используются фонетические символы (как для отдельных звуков, так и для слогов), пиктографические (когда в текст помещается прямое изображение описываемого — нарисованное солнце читается в таком случае как «солнце». А на саркофаге Тутанхамона есть прекрасная надпись, где его портрет вписан в текст, и читается именно как «фараон Тутанхамон») и идеографические (то же изображение солнца может обозначать «свет» или «день»). При этом, все эти роли может поочерёдно играть один и тот же символ, смысл каждого его использования в документе зависит от контекста. Поэтому мы не будем вдаваться в детали, а закруглимся на этой стадии, дающей иллюзию хотя бы поверхностного понимания египетской письменности.
Кстати, заметили ли вы объявленный на форуме УБЗ «конкурс с призами»? Если да, то немедленно участвуйте в нём. Если нет, то участвуйте чуть помедленнее — вам необходимо сначала основательно заметить правила конкурса.