чем развлечь младшего брата
10 совместных игр для братьев и сестер
Когда дети в одной семье не хотят играть вместе – мама ничегошеньки не успеет сделать. Поэтому нужно придумать им такие игры, которые подойдут и разнополым, и разновозрастным деткам.
Одна футболка на двоих
Наденьте одну футболку на обоих детей одновременно и отпустите их на волю. Лучше ограничить место, где они будут ходить, безопасным помещением или вообще отправить их во двор. Детей долго не будет видно (только слышно).
Борьба сумо
Для каждого ребенка вам потребуется: 2 подушки, 2 папины футболки, веревки. Создайте костюмы сумоистов и просто посмейтесь от души. А теперь задание. Дайте вашим детям яблоко и скажите, чтобы телом, как ракеткой пробовали отбивать его, не уронив как можно дольше.
Раз-два-три-замри
Отличная игра для поднятия настроения. Включите любимую музыку, и пусть ваши дети танцуют. Затем остановите музыку, дети должны замереть на месте, пока музыка не начнет играть снова. Если кто-нибудь сдвинется с места, он получает штрафное очко.
Шаровары
Привяжите воздушный шар к правой ноге ноги каждого игрока и оставьте длинную веревку от него. Теперь задание – лопнуть шар другого игрока, наступив на него. Тот, чей шарик не лопнет, – выиграл.
Сила трения
Пусть дети встанут рядом и между бедер зажмут воздушный шар. Теперь пусть ходят по комнате, не выпуская шарик (руками нельзя себе помогать). Если шар падает, нужно начать все сначала.
Связанные одной цепью
Посадите детей на пол спина к спине с завязанными локтями. Теперь попросите их встать, не разрушая позицию (спина к спине, локти связаны). Это сложно, но можно еще усложнить. Попросите их принести в такой позе что-то из другой комнаты.
Падающая картошка
Эта активность для сиблингов отлично подходит для детей, которые вечно что-то делят и соревнуются. Поместите 2 тарелки на финише. Затем отметьте начальную точку и дайте каждому ребенку картофелину (или мяч). Задача состоит в том, чтобы картофель держать между ног, а на финише поместить в тарелку. Просто? А вот и нет!
Картонная горка
Если у вас в доме есть лестница, ее срочно нужно превратить в горку. Вам понадобится: 2 большие картонные коробки, скотч. Откройте картонные коробки и положите их на лестницу продольно. Закрепите скотчем коробку только с одной стороны, чтобы у детей была возможность откинуть коробку и воспользоваться лестницей.
Жмурки
Забытая, но такая отличная игра. Нужно одному ребенку завязать глаза, чтобы он ловил другого. Второй при этом должен громко хлопать в ладоши.
Охота на мусор
Распечатайте лист с разными предметами и дайте задание детям найти все по списку в доме или во дворе. Списки могут быть разные, так интереснее.
скейа с подругой спс
жесткое саксамбо с подруго пасибо☻
А можно настольные?
очень не понравилось мне оооооооооччччччччеееееееннннннньььььььь нннее понравилось
Спасибо за игры! Очень нравится!
Это хороший сайт но я сделал один минус. Разработчик этого сайта должен сделать больше советов на игры.
Отличные игры.Мы в них поиграли было очень весело Советую всем
Мне тоже не нравится не кто не хочет играть эти игры и тому же некоторые игры кто-то уже знает например «жмурки» и так далее.
Мне тоже не понравилось не кому не интересно! А ещё там игры которые некоторые знают например «жмурки» и так далее.
Мне не понравилось сестренке скучно
Спасибо большое, будем пробовать, брату 4,мне 11, второму брату 2.
просто ужас запрос в двоем сестрой а здесь с друзьями УЖАС
просто ужас запрос в двоем сестрой а здесь с друзьями УЖАС
Классные игры а таких я даже не мечтала.
мы во все переиграли что делать
мне не очень понравилось
Мне 13 а сестрёнке 10 мы на карантине эти игры вообще не подходят :(((((
Для карантина подходят в принципе все варианты, если частный дом с крупным двором. А так для квартиры подходит игра «Раз-Два-Три-Морская фигура на месте замри», даже если вас двое, то интересно будет (если хорошее чувство юмора). Так же жмурки, прятки, слова(например один говорит слово «самовар» второй должен подобрать слово на последнюю букву, в данном случае на Р), почитать, порисовать, полепить из пластилина или просто покрутиться и лечь на пол и рассказывать друг другу что видите, какие чувства испытываете, рассказать о чём мечтаете, пощекотать друг друга, придумать разные задания на желания и тд. тп.
Может, настольные игры попробовать?
На карантин не во что поиграть надежда была на этот сайт, но он испортил надежду так как не умеет подбирать игры для карантина, чтож поделаешь, будем импровизировать. (брату 14 мне 11) °
Нас двое брату Вадиму 4 а мне 12 на карантине не подходит не один вариант:(
Нас двое брату Вадиму 4 а мне 12 на карантине не подходит не один вариант:(
Нам не подходит нас только двое и ему 6 лет а мне 11 лет
10 игр, в которые можно сыграть с младшим братом
Иногда приходится оставлять детей одних. Чтобы им было не скучно, а вы не нервничали лишний раз, стоит предложить детям несколько увлекательных игр. Наш блогер, школьница Анастасия Попова, рассказала, как проводит свободное время с младшим братом Кирюшей и в какие игры они играют.
1. Электрошокер
Универсальная игра, которая может называться как угодно, но на самом деле это догонялки. Старший бегает за младшим, а дальше дайте волю фантазии. Вы можете быть монстром, динозавром, волком, персонажем из мультика — главное, чтобы вашу легенду поддержали. Когда мы были в Испании, часто мой брат скучал и уставал во время прогулок по городу. Тогда я становилась Гаргамелем, а Кирюша — Смурфиком, и мы носились по немноголюдным улицам с криками: «Однажды я найду вашу деревню и тогда поймаю тебя! Я поймаю вас всех!» Сейчас всё немного по-другому. Мои руки — электрошокер. В попытках «ударить током» брата (защекотать) бегаю за ним по всей квартире.
2. Бой подушками
Когда я спросила Кирюшу, во что он любит со мной играть, первое, что он ответил, было «Бой подушек!» Игра очень простая — я думаю, вы догадались — просто кидаетесь друг в друга подушками. Бабушка говорит, что мы поднимаем пыль, но родители нам разрешают. Когда у нашей кровати было изголовье, брат прыгал с него прямо ко мне в руки, и мы оба падали на мягкий матрас.
3. Космолёт
Игра, для которой нужна детская площадка и хорошая карусель. Прошлым летом я много времени проводила во дворе вместе с восьмилетней сестрой, шестилетним братом и его друзьями. Естественно, дети просили раскрутить их на карусели. Мы придумали, что она наш космический корабль и самолёт, пока разгонялись, пели песню из мультсериала «Поезд динозавров» и, раскрутившись очень сильно, «улетали в космос». До этого «летали» просто по разным странам. Например, Кирюша попросился в Испанию, и, когда мы «приехали», он вышел, покачиваясь, и сказал: «Грасиас!» Потом мальчики стали просто выпрыгивать из карусели на полном ходу. Я тоже попробовала — оказывается, ощущения очень классные! Главное — высадиться на правильной скорости. Родители смирились с нашими играми, так как никто не пострадал.
4. «Уно»
Если не любите активные игры или у вас плохой вестибулярный аппарат, то можно поиграть в какие-нибудь настолки. «Уно» — отличный вариант: не слишком сложная, но и не слишком детская. Кирюша любит Испанию и хочет учить испанский язык, поэтому он немного изменил правила. Когда кладёшь карту, надо называть цифру, изображённую на ней, по-испански. Так мы совмещаем приятное с полезным.
5. Шахматы или шашки
Когда мы были в доме отдыха, брат увидел огромные шахматы. Фигуры были с него ростом, но Кирилл не знал, как ими пользоваться. Тогда отчим научил его играть в шахматы. Мы купили большой коврик с полем и фигуры — обычные круглые шашки, но с наклейками. Правда, я умею играть только в шашки, поэтому с Кирюшей мы играем в них.
6. Фильм
Я выкладываю видео на ютьюб. Часто это какие-то фильмы. Кирюша любит помогать в съёмках: придумывает костюмы, выбирает музыку, иногда соглашается быть оператором. Конечно, бывает, мы ссоримся, но я стараюсь договариваться с братом и уступать ему. Это творческая игра, требующая хорошего воображения, которая может затянуться надолго, зато в итоге у вас будет забавное видео, что обеспечит хорошие воспоминания.
7. Вечеринка
Мы с братом любим устраивать дискотеки. Выключаем вечером свет, украшаем комнату гирляндами, берём колонку и сладости, слушаем музыку, танцуем. Можно поиграть в какую-нибудь игру, устроить бой подушками. Кирюша обычно включает свою музыку. Это треки из мультфильмов и детские песенки.
8. Ресторан
Как-то раз мы решили открыть своё кафе. Притащили в детскую журнальный столик, салфетки, столовые приборы, нарисовали меню, включили гирлянды, пригласили родителей. Я была поваром, а брат — официантом. Нам заказали два салата, стакан воды, чай и шоколад. Когда заказ был готов, Кирюша его отнёс. Потом мы всей семьёй сидели около столика, наслаждаясь атмосферой и шоколадкой, которой с нами поделилась мама. Мы назвали наш ресторан Happy Place, и он существует по сей день.
9. Прятки-догонялки
Усовершенствованные прятки. Вода должен не только найти, но ещё и догнать спрятавшегося. Вообще, чётких правил у этой игры нет, цель у неё — побеситься.
10. Подвижные игры на улице
Когда дома совсем скучно, мы идём гулять. На улице можно поиграть в футбол, волейбол, бадминтон, фрисби, прятки, туки-туки, ручки-ножки на весу — надо догонять друг друга на детской площадке, не касаясь земли.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (Tatyana Soares)
6 способов научить братьев и сестер играть вместе
И перестать ссориться во время игр
Отношения братьев и сестер уникальны. Младшие дети наблюдают за старшими и копируют их поведение, а старшие дети становятся ответственнее, когда помогают родителям ухаживать за маленьким ребенком. А еще сиблинги могут просто стать лучшими друзьями, вместе играть и делиться друг с другом проблемами, которые они не готовы сразу доверить родителям.
Иногда подружиться братьям и сестрам не удается. Старшие ревнуют родителей и обижаются, когда им кажется, что родители превращают их в бесплатных нянек.
Наладить общение между детьми помогут игры. Правда, если дети уже привыкли ссориться, то просто вручить им настольную игру и оставить одних в комнате — плохая идея. Вот несколько советов, благодаря которым дети научатся играть вместе и не ссориться.
Полагайтесь на старших детей
Только не убеждайте их, что они обязаны проводить время с младшими братьями и сестрами. Игры не приносят веселья, когда воспринимаются как домашние дела.
Объясните старшим детям, как вы обрадуетесь, если они немного поиграют со своими сиблингами. Вы можете назвать это услугой и попросить поиграть вместе часок, пока вы приготовите ужин или сходите в магазин. Старшему ребенку наверняка будет приятно помочь родителям, не прилагая при этом особых усилий. И одним часом их игры в итоге не ограничатся.
Уделяйте достаточно внимания старшим детям
Велик соблазн вздремнуть или посмотреть сериал, пока дети играют вместе. Но вот играть они закончат, вы вспомните о своих важных делах, начнете выполнять их и не успеете сами провести время с детьми.
Оставшиеся несколько минут перед сном вы скорее потратите на то, чтобы прочитать сказку младшему ребенку, а не на обсуждение прошедшего дня со старшим. После этого у него не будет никакой мотивации играть с сиблингами.
Используйте появившееся время с пользой, чтобы успевать общаться с каждым ребенком по отдельности.
Предлагайте игры, в которых дети будут в одной команде
Если вы предложите игру, в которой детям придется состязаться, то ссор не избежать. Старшие дети будут всеми силами стараться обойти младших. Малыши из-за проигрыша расстроятся и заплачут, чем еще больше начнут раздражать старших.
Предлагайте игры, в которых детям не придется соперничать друг с другом. Подойдут командные игры. Во многих настольных играх участники делятся на команды. Вы можете поиграть всей семьей и устроить состязание детей и родителей.
10 простых правил, как прекратить вражду между детьми
Во многих семьях новогодние каникулы — тот период, когда дети не просто больше времени проводят вместе, но и больше дерутся, хамят и троллят друг друга. Если за время праздников вы поняли, что больше не можете справляться с детьми, прислушайтесь к нашему постоянному автору Ксении Букше. Ориентируясь на опыт своей семьи с тремя детьми, она объясняет, что делать, чтобы в доме царили мир и покой.
1. Дети не разберутся сами
Для многих животных, если они живут на одной территории, естественно её делить. Но люди сложнее котиков, поэтому делёж у них не такой буквальный и правила не такие чёткие. Невозможно определить раз и навсегда, кто сильнее, и перестать драться. Каждый воюет своим орудием: один врежет, другой наябедничает, один «незаметно» заденет башенку и насладится гневом другого.
Иногда родители говорят: «Не будем вмешиваться, пусть сами разбираются». Но обычно, если дети «разбираются сами», это примерно то же самое, что самостоятельная разборка котиков: сила и хитрость, когти и клыки. Чтобы дети разобрались по-человечески, им нужно усвоить человеческие правила и законы. Кто может их дать? Только родители.
2. Драки и склоки — это не норма
Некоторые (особенно папы) говорят: «Дети часто лупят друг друга», «Это нормально, вот мы с братом дрались — и выросли близкими людьми». Да, некоторым везёт. Но и обратных примеров полно.
«Мы не особо дружим с сестрой, хотя у нас всего два года разницы. Она была любимчиком, а от меня только требовали. Она меня дразнила, я её дёргала за волосы, а наказывали только меня».
«Брат постоянно меня пинает, а родителям всё равно. Говорят: ты сама его дразнишь. Скорее бы он в армию ушёл».
Если мы хотим построить правильные отношения между братом и сестрой, ими надо управлять. Насколько активно — зависит от конкретного случая.
3. Стиль отношений важнее всего
Если папа раздаёт подзатыльники — запрет на драки между братьями не подействует. Если мама кричит старшей «достала!» — старшая скажет это младшей. Если все каждый день говорят друг другу «доброе утро» и «приятного аппетита», встречают и провожают у дверей, целуют на ночь, агрессии будет в целом меньше. Культура уважения друг к другу в семье действительно помогает.
4. Быть братом или сестрой — это круто!
Важно каждый день это профилактически подчёркивать. Просто так, без повода: «Как здорово, что у Коли есть ты — старший брат, такой сильный и умный!», «Как хорошо, что у меня вас двое (семеро)!», «Правда, она миленькая? И ты, и ты очень милый!». Начинать лучше до всяких конфликтов, а если их много — улучать спокойную минутку.
Честное слово, это работает. Я опробовала это на своей семье дважды: когда у старшего (тогда семилетнего) сына родилась маленькая сестрёнка и когда спустя два года у детей появилась почти десятилетняя приёмная сестра.
5. Меньше контактов — меньше конфликтов
Если дети постоянно враждуют, их не стоит оставлять наедине друг с другом. Так будет не всегда. Но пока так: мама на кухню — детей с собой. Можно специально организовывать их игры вместе, а если не могут играть мирно, то пусть проводят время по отдельности. Смогут и вместе, когда подрастут. А пока чем меньше контактов, тем меньше конфликтов.
Иногда есть смысл почаще разделять детей: один на кружке, а другая дома с мамой. Если родителей двое, можно даже гулять по отдельности. Чем меньше у детей поводов для конфликта, тем легче выстраивать их отношения. А потом уже понемногу сводить их, контролируя совместную игру, и смотреть, что получается.
6. Если происходит драка — дети расходятся
Как только дети начали конфликтовать или драться — тут же разводим их подальше друг от друга. Есть чёткое правило: если происходит драка или яростная перепалка, обиды, слёзы — дети расходятся и какое-то время не играют вместе. При этом не имеет смысла ругать детей и вообще проявлять эмоции. Это как закон природы: сцепились — разошлись. Постепенно периоды спокойной игры будут становиться длиннее. Дети дорожат общением и готовы учиться его правилам.
7. Нужны чёткие критерии недопустимого
Должно быть чёткое разграничение, что именно выходит за рамки допустимого в вашей семье. В зависимости от возраста и характера проблем в разных семьях это будут разные вещи. Например, если у нас есть два активных драчливых брата трёх и пяти лет — то, скорее всего, будет правило «не делать друг другу больно, не кусаться». Потому что не драться они не смогут, им хочется повозиться. Важно соизмерять усилия.
А для брата и сестры 10-12 лет подойдёт правило «не трогать друг друга» (в смысле не толкаться, не хватать за руки) и «не трогать чужие вещи без разрешения». Если главная проблема — хамство или желание задеть друг друга, нужно постараться понять, как происходят конфликты, и тоже установить правила.
8. Не должно быть правых и виноватых
Как правило, лучше не назначать виноватого, даже если зачинщик как будто бы всегда один. Драчун или хам так же нуждается в нашей помощи, как и слабый ребёнок. Не нужно говорить: «А ну-ка прекрати бить Гошу». Дети должны слышать от вас: «Не деритесь!», «Не ссоримся! Живём мирно!». Иначе драчун укрепится во мнении, что он — отверженный, паршивая овца, и ему ничего не остаётся как продолжать и дальше выступать в этом амплуа.
9. Ябедничать — не всегда плохо
Если детей можно оставлять наедине в комнате или даже в квартире, хорошо бы разрешить каждому из них ябедничать. Точнее — рассказывать родителям свою версию событий. Ябедничество не должно считаться чем-то плохим, если за ним не следует наказание. А мы наказывать не собираемся. Нам просто нужно знать, что происходит, и слышать голоса всех участников конфликта.
Это защитит и слабого, и сильного ребёнка. Если они понимают, что родитель всё равно узнает, они лишний раз подумают, прежде чем лупить, подначивать, дразнить друг друга.
10. Должно быть меньше поводов для ссор
Вернёмся к началу. Люди — животные. Они чаще конфликтуют, если им многое приходится делить. Время родителя или время с игрушкой. Пространство (комнату). Какие-либо права или блага. Понятно, что не всегда есть возможность дать каждому свою комнату или даже свой угол. Или купить каждому свой планшет. Но будем стараться обособить детей по максимуму.
Смешной пример: у нас в семье канцелярские принадлежности обмотаны ленточками разных цветов — у одного ребёнка жёлтой, у другого — зелёной, у третьего — синей. Некоторые игрушки общие, а некоторые — личная собственность, и чтобы в них поиграть, надо попросить разрешения у владельца.
Может быть, это звучит странно, ведь многие семьи живут иначе, и у всех детей все игрушки общие. Но, по моему опыту, чем меньше у детей вынужденных взаимодействий и конкуренции за ресурсы, тем больше у них желания мирно играть вместе.
Вот такие предложения — в чём-то банальные, в чём-то спорные. Но, как мне кажется, они могут здорово помочь сохранить в доме мир.
«400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет» ГЛАВА 5. РАЗВЛЕКИТЕ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА
Часто дети бывают не настолько здоровы, чтобы выйти на улицу и поиграть, и не настолько больны, чтобы оставаться в постели. В таком состоянии ребенок чувствует себя плохо не только потому, что болен, но и потому, что ему скучно. Постоянное сидение перед телевизором утомляет его, и он начинает хандрить. Плохое настроение может распространяться на других членов семьи быстрее, чем инфекция.
Есть много способов заставить работать мысли и воображение больного ребенка. Не позволяйте ему становиться пассивным и безучастным, если он может занять и развлечь себя. (Конечно, если ребенок болен серьезно, ему необходим покой и сон.) День или два, проведенные дома только вдвоем, могут стать прекрасным временем, когда вы сможете тесно общаться друг с другом и вам ничто не помешает. Используйте преимущества таких дней. Говорите друг с другом, играйте, доставляйте себе маленькие удовольствия — пирог с какао на тахте, попкорн и лимонный чай, молочный коктейль на завтрак. Даже если вы очень заняты, постарайтесь прервать ваши дела и уделите ребенку немного внимания, отдайте себя полностью в его распоряжение. Дни, когда дети болеют, трудно предвидеть, и поэтому болезнь доставляет неудобства занятым родителям. Но если у вас найдется немного свободного времени, вы сможете получить много удовольствия. Если вам нравится печь, но в обычные дни на это не хватает времени, принесите подушки и одеяло на кухню — пусть малыш удобно устроится в них, и пока вы готовите, он сможет поговорить с вами. Если вы не любите какие-то домашние дела — разбирать кладовку, гладить белье, — включите музыку и энергично принимайтесь за работу, пока ребенок чем-нибудь занимается рядом.
Иногда бывает трудно отвлечься от забот, которые занимают ваши мысли. Однако если обстоятельства сложились так, что вам пришлось остаться с больным ребенком именно в тот день, на который были запланированы важные дела, смиритесь; вместо того чтобы раздражаться, старайтесь провести время с удовольствием. Вы увидите, что несколько счастливых часов станут прекрасным лекарством для вас обоих.
Полезный совет
Если вашему ребенку захочется что-нибудь мастерить лежа в постели, дайте ему широкий поднос или крышку от большой коробки и еще подложите под них старое полотенце или простыню, чтобы не запачкать постель.
Игра в алфавит
Дайте ребенку несколько листов бумаги (лучше цветной), клей и нарисованные или вырезанные буквы. Теперь он готов складывать разные фигуры и слова или искать какую-либо букву из беспорядочно прикрепленных к бумаге. Затем посоветуйте ему найти все буквы его имени или буквы, частью которых является кружок.
Детские фотографии
Соберите детские фотографии всех членов семьи: вашего малыша, его братьев и сестер, а также попытайтесь найти свои детские снимки, фото дедушек и бабушек, дядей, тетей, кузенов и кузин. Ребенок получит огромное удовольствие, пытаясь определить, кто из членов семьи изображен на фотокарточке, и сравнивая их с тем, как они выглядят сейчас. Дети любят слушать рассказы о том, что они делали, когда были «маленькими», а также о своих близких.
Особое условие
Дети особенно радуются, занимаясь этим с бабушками и дедушками.
Зеркало
Даже самые маленькие дети любят играть с зеркалом. Небьющееся зеркало может стать хорошим дополнением к детской кроватке или манежу.
Дети постарше, которые умеют рисовать, могут использовать зеркало, чтобы изобразить свой портрет. Один раз можно нарисовать его карандашом, другой — цветными мелками. Смысл заключается не в том, чтобы точно передать черты лица, а в том, чтобы забавляться, глядя на себя в зеркало.
Кукольный театр
Спокойное и интересное занятие для ребенка, которому нельзя много двигаться, — игра в кукольный театр. Попросите его подготовить небольшое представление после обеда или полдника. Выберите несколько действующих лиц (кукол или других игрушек). Некоторые дети не испытывают никаких трудностей, сочиняя истории, другим необходимо подсказать начало. В любом случае, попросите ребенка придумать пьесу, отрепетировать и представить ее. Бели есть время, выберите своих героев и попытайтесь придумать сказку вместе. Возможно, вам захочется показать ее остальным членам семьи во время обеда.
Странный зоопарк
Чтобы заняться этой игрой, нужно уметь немного рисовать, немного рассказывать, обладать богатым воображением — и тогда вы получите массу удовольствия.
Ребенок закрывает глаза и на листке бумаги рисует каракули; открыв глаза, он рассматривает свой рисунок и решает, как превратить его в какое-нибудь необычное животное. Например, можно добавить десять глаз, три уха, четыре хвоста, шляпу-цилиндр и что-нибудь еще.
Помогите ему создать как можно больше таких странных животных и дайте им такие же странные названия. В один прекрасный день наш друг Джейсон обнаружил в своем зоопарке «оплопа», «илатормея» и пышущего огнем «дунка». Подобно Джейсону, ваш ребенок может собрать своих животных в странный зоопарк и развлекать членов семьи рассказами о них.
Сделай стежок
Многие дети как девочки, так и мальчики, любят шить. Один из способов развить навыки двигательной активности у вашего ребенка — посоветовать ему вырезать в двух экземплярах одежду одинакового фасона — две юбки, две пары брюк или два платья. Сложив оба кусочка вместе, проколите по краям отверстия, затем пусть малыш соединяет их с помощью веревочки, нитки или шнурка, вдетых в иглу для вышивания. Дети постарше могут учиться пришивать пуговицы к кусочкам ткани или делать маленькие одеяльца из разноцветных лоскутков.
Самодельная иголка
Если малыш еще не умеет пользоваться иголкой или ему трудно с ней справиться, помогите ему, обмотав конец шерстяной нитки целлофановой полоской так, чтобы получился острый конец.
Модельер
Вырежьте из твердого картона маленькую человеческую фигурку. Приклейте подходящее лицо. Это может быть лицо манекенщицы, вырезанное из журнала, фотография вашего ребенка или кого-нибудь из рекламного проспекта. Затем сделайте из такой же плотной бумаги образцы одежды для куклы, своего рода «лекала» рубашки, брюк, платья и юбки. Возьмите цветную бумагу или любой другой материал, имеющийся под рукой; пусть ребенок обведет «лекала» на цветной бумаге и вырежет их; таким образом, у бумажной куклы получится богатый гардероб.
Сделайте запас
Запаситесь несколькими кусочками шерстяных ниток, большим вязальным крючком (вместо иглы с ушком) и несколькими листами пластиковой сетки. Пусть ребенок попробует сделать украшение на стену или себе на пояс, или еще что-либо, подсказанное ему воображением.
Вспомни цвет
Подберите несколько небольших предметов разного цвета и формы. Например: желтое перышко, красное сердечко, черную игральную шашку и коричневый мелок. Пусть ребенок внимательно их изучит. Положите предметы в коробку и завяжите ему глаза. Засунув руки в коробку, он должен по очереди ощупать предметы, вспомнить какого они цвета и затем вытащить их. Снимите повязку, и пусть ребенок убедится, правильно ли он запомнил предметы.
Укрась стол
По мере того как дети взрослеют, у них возникает потребность в полезной деятельности. Предложите больному малышу подготовить сюрприз остальным членам семьи, украсив стол к ужину. Пусть он сделает бумажные салфетки, именные карточки и украшения для комнаты, а затем оформит помещение, в котором семья обедает. Если у вас найдутся время и силы, то по такому случаю можно приготовить что-нибудь особенное на десерт.
Сделай рыбку
Предложите ребенку найти изображения рыб в книгах, журналах и энциклопедиях, обращая внимание на их характерные признаки — плавники, хвосты, жабры, на их форму и окраску. Затем посоветуйте ему сделать собственный «аквариум». Малышу будет нетрудно нарисовать рыбок, выводя кружки и овалы и присоединяя к ним треугольники одним из углов. Раскрасив рыбок полосками и пятнышками, он вырежет и наклеит их на большой лист голубой бумаги (или серебристой фольги). Добавьте в «аквариум» водорослей, разрезав зеленую бумагу на волнистые полоски и приклеив их туда же. Мелом можно подрисовать пузырьки и волны. Когда все будет готово, покройте рисунок полиэтиленовой пленкой, чтобы получился мерцающий фон, создающий впечатление воды.
Можно сделать и по-другому: привяжите рыбку за веревочку и подвесьте на крючок так, чтобы она двигалась.
Честолюбивые замыслы.
Можно усложнить игру, вырезав две большие рыбы одинаковой формы, но при этом чтобы одна из них получилась чуть больше другой. Пусть ребенок раскрасит обеих рыб (с одной стороны), а затем скрепите их вместе скрепками так, чтобы края одной можно было загнуть на другую, но не до конца. Набейте пространство между ними туалетной бумагой и скрепите оставшуюся часть.
Геометрические фигуры
Пусть ребенок вырежет из плотной бумаги много-много кружков, прямоугольников и треугольников разного размера. Теперь можно их сложить в виде каких-нибудь фигур и придумать о них историю. Например, можно сложить длинный поезд, приклеивая кружочки (колеса) под прямоугольниками (вагонами), и соединить их маленькими черными полосками. Таким образом можно сделать роботов, кораблики и трубочки для мороженого, а также любые другие предметы, которые захочет ребенок.
Взгляд украдкой
Сначала предложите малышу вырезать из журналов картинки с животными и другими предметами. Когда он приклеит их на несколько кусочков бумаги, начните игру в загадки. Возьмите кусочки бумаги такого же размера, проделайте в них маленькие отверстия. Выберите одну из картинок и накройте ее кусочком бумаги. Пусть ребенок попытается узнать предмет, который он увидит через дырочку.
Можно сделать одну, две или, если требуется увидеть больше деталей, чтобы узнать ее, три маленькие дырочки в разных частях листка бумаги, или просто двигать его по поверхности картинки.
«Ювелирные» украшения
Детям разного возраста очень нравится мастерить «ювелирные» украшения — бусы, браслеты, брошки. Самые маленькие могут нанизывать на нитку с помощью большой иглы попкорн, макаронные изделия или сухие завтраки, чтобы из них получились «настоящие драгоценности». Квадратики цветной бумаги и пуговицы вполне сойдут за полудрагоценные камни. Сделав украшение, ребенок может раскрасить браслеты и ожерелья в любимые цвета каждого члена семьи. Детям постарше можно купить бисер.
Чтобы сделать брошку, вырежьте из плотного картона кружочки или какие-нибудь абстрактные фигурки, и пусть ребенок украсит их, приклеив горошины, лоскутки и обрезки ткани. Прикрепите с обратной стороны брошки безопасную булавку или можно проделать отверстие, в которое продерните шнурок, и тогда получится кулон.
Ваш помощник
Дети любят чувствовать себя полезными, и во время болезни их можно занять действительно нужными делами. Пусть ребенок разложит по цвету свои носки, или расставит в кладовке этикетками вперед консервные банки, или вытрет пыль с книг на своей полке. Кроме того, это подходящий случай, чтобы привести в порядок игрушки и найти пропавшие части от них.
Расскажи сказку
Дни болезни — идеальное время для чтения вслух; и у некоторых родителей всегда есть в запасе интересная книжка. Если вам необходимо, чтобы ребенок вел себя тихо, а времени для чтения нет, включите кассету с записью сказки. Ее можно купить, взять в фонотеке или записать самим.
Оправдание вины
Если вы слишком заняты на работе и не можете находиться вместе с больным ребенком, заранее запишите какие-нибудь сказки на кассету. Уходя из дому, оставьте кассету ребенку, чтобы он мог слушать ее в течение дня. В конце пленки, когда закончится последняя сказка, скажите ему несколько слов и попросите придумать другой конец этой сказки, которую вы прослушаете вместе с ним, когда вернетесь домой.
Время для кино
Если заболевание протекает с осложнениями, например, если ребенка беспокоит зуд при ветряной оспе или боль в горле, возьмите напрокат видеокассету и развлеките его. Для малыша необходимо подобрать фильм, соответствующий его возрасту. Детей постарше можно порадовать, показав им свой любимый старый кинофильм, который никто из остальных членов семьи не хочет смотреть.
0 кинофильмах
Выбирайте в основном хорошо известные вашему ребенку фильмы.
Понаблюдайте, как дети воспринимают немые фильмы с участием Чарли Чаплина; спросите своих друзей, какие из фильмов нравятся их детям больше всего.
Надписи в комнате
Если вам в руки попадет пара листов переводных картинок-букв или трафареты для букв (поищите их в магазине товаров для офиса или в канцелярском), то вашему ребенку можно предложить поиграть в спокойную игру, лежа в постели или находясь где-нибудь рядом с вами, пока вы заняты. Сначала предложите ему сделать таблички с надписями, которые необходимо развесить по всему дому. Первая из них предупредит, что в доме больной ребенок: «Джейсон болен». Следующие надписи будут, такими: «Комната мамы и папы» или «Комната Джейсона»; все это нужно сделать на большом листе бумаги и украсить орнаментом. Посоветуйте ему придумать таблички с напоминаниями: «Ты помылся?» и «Ты побрился?» (для ванной), «Улыбнись» (для зеркала). Если ребенок еще недостаточно хорошо знает алфавит, обведите буквы, которые он должен перевести на бумагу. Самые маленькие на листе бумаги могут нарисовать ими придуманные условные обозначения.
Коробочка с пуговицами
Есть ли у вас коробочка или баночка, куда вы складываете пуговицы — новые или от старой одежды? Больному ребенку будет интересно привести их в порядок. Пусть он рассортирует их по маленьким пакетикам или коробочкам. Все маленькие белые пуговицы нужно сложить в одну кучку, а большие белые — в другую. Все темные пуговицы отделить от фасонных и фигурных. Можно заниматься в кровати, разложив пуговицы на подносе; однако эта игра предназначена, конечно, для уже достаточно больших детей, которые знают, что пуговицы нельзя брать в рот или засовывать в другие отверстия.
Веревочные истории
Дети, которых лихорадит, очень любят прижаться к вам, когда вы читаете им или вместе слушаете кассеты. Ребенок, у которого легкое заболевание, может помочь вам придумать историю. Возьмите длинный кусок веревки и сядьте вместе на пол. Сделав из веревки кружок, спросите ребенка, на что это похоже, и начните сочинять рассказ. Затем один из вас может изменить расположение веревки, как ему захочется, и продолжить историю. Например, если ребенок смотрит на круг и говорит: «Солнце», вы начинаете рассказывать о ярком солнечном дне. Если же он говорит «огурец» — значит, начинается новая история. Время от времени, манипулируя веревкой, меняйте фигуры и придумывайте новые рассказы или продолжайте предыдущий. Сделайте волнистую линию, прямую линию, большие и маленькие кружки и т. д. Вы заставите работать свое воображение и ребенка. Смысл игры — подурачиться и повеселиться.
Найди парный предмет
Возьмите два бумажных пакета и положите в каждый из них по нескольку одинаковых парных предметов. Это могут быть шарики из ваты, квадратики шелковой материи, кусочки шерстяной пряжи, пуговицы разной формы, губка, разрезанная на разной величины мелкие части. Теперь ваш ребенок может превратиться в Волшебника.
Не глядя, он должен вынуть сначала какой-нибудь предмет из одного пакета, а затем найти такой же в другом. Понаблюдайте, сколько времени это будет занимать у него каждый раз.
Уборка в доме
Итак, вам пришлось остаться дома с больным малышом, и это нарушило ваши планы. Рабочий стол в офисе завален срочными бумагами, кроме того, есть длинный список дел, с которыми необходимо управиться дома. Пытаясь успеть везде, к концу дня вы чувствуете себя совершенно разбитыми. Однако есть и другой путь — выполнить только необходимый минимум работы и попытаться отдохнуть. День, проведенный дома вместе с ребенком, даст вам такую возможность.
Найдите старые пластинки или кассеты и под звуки любимой музыки начните уборку на кухне или займитесь каким-нибудь делом, которое вы давно откладывали. Пусть ребенок «поможет» вам, устроившись на одеялах и подушках, разложенных на полу. Если он чувствует себя достаточно хорошо, поручите ему какую-нибудь легкую работу. Помните, что смысл задания не в том, чтобы выполнить его как можно быстрее, а в том, чтобы приятно провести время, делая что-нибудь полезное.
Если старые мелодии напомнят вам о чем-то из прошлого, расскажите ребенку какие-нибудь случаи из вашей жизни. Спросите, что ему понравилось больше всего.
Чтение журналов
Вы сможете весело провести время, если вместе с ребенком будете рассматривать журналы. В них можно найти много интересного, даже не умея читать.
Например, предложите ребенку заняться систематизацией картинок. Найдите и вырежьте все картинки с изображением машин, зданий или кораблей. Ищите рисунки, где есть красный цвет или улыбающиеся люди. Если у кого-нибудь из вашей семьи есть увлечение, сделайте для него маленький буклет: для старшей сестры вырежьте все фасоны платьев, для папы — все картинки о спорте.
Можно увлечь ребенка анализом того, что он видит на картинке, заставляя работать его воображение. Пусть он учится делать выводы (почему люди носят портфели?), воспринимать пространственные отношения (что находится ближе к человеку — дом или лошадь?), отношения между людьми (почему этот человек держит ребенка на руках?), высказывать суждения (можно ли это животное приручить?) и приходить к заключению (как ты думаешь, почему стекло разбилось?).
Уголок коллекционера
Если вы не получаете иллюстрированные журналы по подписке, используйте рекламные объявления с картинками в газетах. Сложите их где-нибудь и храните до тех пор, пока они не понадобятся.
Коллаж
Аппетитное меню
Дайте ребенку бумажные тарелки и попросите приготовить несколько вкусных блюд. Это можно сделать, найдя в журналах картинки, на которых изображены продукты, а затем, вырезав эти картинки, наклеить их на тарелки. Когда все будет готово, пригласите кукол и игрушечных животных на завтрак, обед или ужин.
Заглавные буквы
Напишите в верхней части листа бумаги букву, с которой начинается имя вашего ребенка. Предложите ему по искать в газете или журнале изображения предметов, на звание которых начинается с этой буквы, а потом поищите слова, которые начинаются с этой же буквы. Вырежьте картинки и наклейте на лист бумаги. Затем под каждой иллюстрацией напишите печатными буквами название предмета.
Времена года
Сделайте книжечку с картинками, на которых изображены разные времена года. Для этого вырежьте их из журнала и распределите соответственно каждому времени года. Ребенок может нарисовать на листе бумаги то, что он обычно делает зимой, весной, летом и осенью, а потом подклеить эти рисунки в книжечку.
Буквы и слова
Напишите наверху каждой страницы журнала разные печатные буквы. Ребенок должен просмотреть страницу и найти слова, начинающиеся с буквы, которую вы написали. Пусть он обведет каждое найденное слово кружком. Затем помогите ему сосчитать все выбранные на странице слова и определите, какие буквы встречаются чаще всего.
Что я люблю
Поговорите немного о том, что вы любите больше всего: о любимой еде, игрушках, машинах, одежде. Пусть ребенок просмотрит журналы и найдет картинки с этими предметами, вырежьте и наклейте их на отдельные листы бумаги так, чтобы получилась книжечка.
Для тех, кого вы любите
Если у вас есть дедушки и бабушки или любимые родные, живущие в других городах, пусть ребенок продиктует, а вы напишите письмо и пошлите книжечку вместе с письмом в подарок кому-нибудь из близких.
Я нашел цифру
Дайте ребенку книгу или журнал и назовите номер страницы, которую он должен найти. Заметьте, сколько времени ему потребуется для этого. Затем попросите найти другую страницу. Запишите номера найденных страниц и время, затраченное на их поиск. Составьте их перечень так, чтобы можно было увидеть, какие цифры он находит легко, а какие с трудом. Собирая данные в течение некоторого времени и сравнивая их, можно заметить, как развивается ребенок, и определить, какие цифры представляют для него наибольшую трудность.
Коллаж из имен
Используйте для составления коллажа заголовки газет. Пусть ребенок вырежет буквы, из которых состоит его имя. Затем он должен составить свое имя, используя разные
шрифты букв. Пусть он соберет все возможные варианты написания, наклеит буквы на бумагу и оформит в виде коллажа.
И так далее
Начинающему читателю доставляет удовольствие находить в книге определенные слова. Напишите в верхней части страницы какое-нибудь распространенное слово, например «это», «он», «она» или «и». Пусть ребенок обведет кружком или подчеркнет каждое найденное на странице слово. После этого он может подсчитать, как часто это слово встречается.
Собери вместе
Пронумеруйте сверху чистые листы бумаги от одного до пяти и дайте их ребенку. Просматривая журналы, он’ должен искать предметы определенной’ категории и вырезать их изображения. Затем поместите на первом листе один предмет одной категории, на втором — по две картинки одного и того же предмета (два ботинка, два холодильника) и т. д.
Мой журнал
Изучая журналы, которые есть у вас дома, ребенок может сделать свой собственный журнал. Дайте ему несколько листов бумаги, клей, фломастеры и предложите сделать журнал, посвященный какой-либо теме. Закончив работу, пусть он «прочтет», о чем «написано» в его журнале.