чем смазать подшипник моторчика печки
Смазка мотора вентилятора отопителя
Многие знают, какие душераздирающие звуки издаёт моторчик печки, когда в нём высыхает смазка. Доводить до этого состояния нельзя! «Визг» моторчика – это свидетельство износа втулок подшипников, которые работали без смазки.
Моторы вентилятора отопителя имеют подшипники скольжения в виде бронзовых втулок. Почему не шариковые подшипники? Да очень просто: подшипники скольжения в отличие от шариковых – обеспечивают плавность и бесшумность работы мотора. Кто сталкивался с компьютерными вентиляторами – знает это. По этой же причине подшипники скольжения применяют в элементах лентопротяжных механизмов магнитофонов, приводах проигрывателей виниловых пластинок, бытовых вентиляторов и т.п.
Недостаток таких подшипников – они не рассчитаны на высокую нагрузку, впрочем, в перечисленных мною местах их применения нагрузка на вал минимальна. Ну и второе, они не удерживают запас смазки, поэтому их необходимо регулярно смазывать, иначе они быстро выйдут из строя. Этим мы и займёмся.
В последнее время стал замечать, что после запуска двигателя, когда климат-контроль включает вентилятор отопителя на минимальную скорость, стало слышно едва заметное «жужжание». Это признак того, что нужно срочно принимать меры…
Мотор вентилятора отопителя Subaru расположен под торпедой за бардачком. Снимается он очень просто: достаточно залезть снизу, отсоединить разъём от двигателя, скинуть гофрированную трубку и открутить 3 самореза:
Вынимаем его из корпуса отопителя и несём на стол.
Первое, что нужно сделать, снять крыльчатку с вала мотора. Сначала снимается хомут. Сама крыльчатка сидит плотно на валу – раскачивая её из стороны в сторону, помогая отвёрткой она, наконец, поддаётся и снимается.
Пыли внутри немало, поэтому самое время отмыть крыльчатку. Я отмыл с помощью жёсткой кисти – выглядит, как новая!
Далее, отвернув два самореза под ней, снимите верхнюю крышку мотора.
Остаётся, вытащить мотор из корпуса. Для этого с обратной стороны крышки нужно отвернуть два винта.
Просто так вытащить мотор не получается: ухватиться не за что, кажется, что он сидит мёртво. Я вместо штатных винтов вкрутил длинные винты с резьбой M4, и уперевшись ими в стол, надавил на крышку и она «поползла» вниз.
Меня сразу удивило, что там стоит обычный коллекторный электродвигатель – я надеялся там увидеть трёхфазный безколекторный мотор… Второе, что я увидел – это капиллярная система смазки (фетр, пропитанный маслом), которую я помню ещё с детства: встречал не раз такую систему в моторах магнитофонов и бытовых вентиляторов. Ну и отлично: старые проверенные технологии!
Верхний подшипник закрыт крышкой – снимаем её. Снимается без труда.
Видим с обеих сторон вала бронзовые втулки, окружённые фетровым кольцом. Фетр уже сухой, но следов износа ещё нет. Вовремя! Проверяем люфт вала мотора. Поперечный люфт не должен ощущаться. Продольный около 0,3 – 0,4 мм. Его можно отрегулировать нижней пружинной шайбой.
Для смазки я использовал моторное масло (0W-40), налитое в маленькую маслёнку. Сначала капните масло непосредственно в зазор между шайбами и втулками. Повращайте вал и удивитесь, насколько легче стал вращаться ротор! После чего поставьте мотор вертикально и накапайте масло на фетр равномерно со всех сторон. Когда масло впитается, снова закапайте. И так до тех пор, пока оно не перестанет впитываться. Излишек масла вытрите. Затем переверните мотор другой стороной и проделайте со вторым подшипником аналогичные операции.
Смазка мотора отопителя
Инструкция взята с mondeoclub.ru, автор — пользователь с ником Жиша. Я лишь добавлю пару фотографий в его инструкцию, ну и слегка дополню.
«Откидываем бардачок, просовываем руку ЗА него и с правой стороны нащупываем амортизатор бардачка. На нем есть защелка, просто слегка тянем амортизатор вправо и вынимаем его из отверстия, силу не применяем, иначе сломается защелка. Затем сжимаем бардачок с 2х сторон в районе упоров и тем самым откидываем бардачок себе на колени. Только после этого тянем за нижнюю часть бардачка и вынимаем его из креплений. Отсоединяем разъем AUX-входа. Вынимаем 2-4 пистона и вытаскиваем шумо или тепло изоляцию под мотором отопителя. Отсоединяем питание вентилятора от блока резисторов (на рестайле точно 2 разъема). Откручиваем 3 самореза, крепящих кожух мотора отопителя (винты Torx). Вытаскиваем эл.двигатель с вентилятором из корпуса отопителя.
СМАЗКА ВТУЛОК ВАЛА ЯКОРЯ ВЕНТИЛЯТОРА.
Если при включении вентилятора (особенно при отрицательных температурах, но может быть такое и при положительных) слышны с его стороны посторонние звуки (типа повизгивания), то пришла пора смазать втулки. Используем для этого масло для двигателя. Масло предварительно лучше подогреть на водяной бане. Чем горячее масло, тем быстрее оно достигнет места смазки. У горячего масла увеличивается текучесть.
Снимаем аккуратно с вентилятора пластиковый кожух (нажимаем на 3 резиновых защелки)
Открывается такая картина
Внутри дофига пыли, продуваем внутренности вентилятора с помощью компрессора (ножного насоса) его полости. Я продувал ножным насосом от надувного матраса. Внутри скапливается абразив от трения щёток о коллектор якоря вентилятора. Ставим вентилятор на стол так чтобы его нижняя часть стояла на столе.Протираем ветощью ту часть вентилятора которая находится у нижней части коллектора якоря.
Анализом сделан вывод, что больше всего при работе вентилятора нагрузка приходится на нижнюю втулку (вес самого якоря, крыльчатка вентилятора). Туда же сваливается через щель абразив от щёток. Нижняя втулка начинает разрабатываться при вращении вала, да ещё и всухую и с участием абразива. Верхняя втулка менее нагружена. Посему в основном нужно смазать втулку нижнюю.
Смазка нижней втулки. Ставим венилятор вверх нижней втулкой, т.е. на крыльчатку. Косметическим феном нагреваем верхнюю часть втулки (образуется больше щель между втулкой и валом). Перед нагревом берём обычную бумажную салфетку, делаем в средине отверстие диаметром см. 2.
Это чтобы не нагревались другие части вентилятора при работе фена.
Размещаем салфетку на верхней втулке. После нагрева капаем капли 3 масла на вал. Вращаем крыльчатку вентилятора подольше чтобы масло проникало между втулкой и валом.
Переворачиваем и ставим вентилятор так, чтобы крыльчатка была вверху. Между нижней частью коллектора и корпуса вентилятора есть щель.
Вот в неё капаем капли 4 масла. Вращаем крыльчатку подольше для проникновения масла между валом и втулкой.
Собираем всё в обратной последовательности. После установки вентилятора на место подключаем колодки. Включаем зажигание и испытываем работу вентилятора.
Наслаждаемся бесшумной работой маленького салонного Карлсона на всех скоростях.
Потом ставим снятое на штатные места в обратной последовательности.
Смазку лучше делать ДОМА.»
Смазываем моторчик печки.
Привет всем, расскажу сегодня о маленькой, но противной болячке в BMW e90, а именно о свисте и других неприятных звуках из моторчика печки.
Многие сталкиваются с этой проблемой, так как крыльчатка, которая разгоняет воздух по системе сделана очень глупо, она не защищает подшипники моторчика и в него попадает влага, пыль и тд, а также коррозия. и из-за это моторчик начинает свистеть, выть, стонать.
Появилось свободное время и я решил устранить данную неполадку.
Сам моторчик находится со стороны пассажира, за бардачком. Что бы до него добраться, надо снять планку расположенную над пространством ног пассажира и которая держится на 2ух саморезах, для этого нужен ключ звездочка с размером Т-20. Сняв данную планку уже можно увидеть моторчик.
Плохо видно, но всё же, что бы у вас было представление, как он зафиксирован и расположен, я его сфотографировал. Так вот, когда вы до него добрались, надо будет открутить еще 1 или 2 самореза, уже не помню, так как у меня их там не было вкручено, на внешнем кольце, не те которые видны на фото (расположены на зеленоватой прорезинованной оболочке), когда доберетесь к моторчику, думаю поймете. После того как их открутили, за толстым жгутом проводки есть клипса, которую надо отогнуть и провернуть моторчик, что бы он вышел из пазов и только потом можно его вытаскивать от туда. При изымании моторчика будет мешаться толстый жгут проводки и кожух обдува ног, но не стоит этого бояться, попробуйте сначала пропихнуть моторчик через жгут проводки, потом через кожух обдува ног (или на оборот) у меня получилось, правда было дико неудобно.
Вот и снят моторчик, осталось промазать и установить обратно.
Смазывать надо с двух сторон, в подшипник со стороны кожуха, как я писал ранее, он не защищает подшипник и по этому к нему можно с легкостью подобраться. И с обратной стороны, куда идут провода.
Много людей спрашивали чем смазывать, я смазал моторным маслом 5w-40 и свист пропал)
Лучше за ранее купить шприц, что бы без труда промазать всё, но я забыл и использовал старый дедовский метод- взял самую тонкую отвертку, один конец направил в сторону подшипника, а на другой лил потихоньку масло, под наклоном все стекло и попало в щели. После этого я прокрутил кожух, что бы масло распределилось по всему подшипнику, услышал, что свист ушел и установил обратно.
Вот и всё в принципе.
Всё работает, не свистит, не гудит, не ноет.
Всем удачного ремонта, если сами решите смазать моторчик.
Смазка моторчика вентилятора печки
Проблема у меня была в том, что при включении вентилятора печки появлялся свист, причем он был не сильным, и порой даже пропадал. Но одним прекрасным утром прогрев автомобиль и включив печку я не услышал ничего. Первым делом я проверил предохранитель и реле в подкапотном блоке, но они оказались в порядке. Тогда я сразу подумал что моторчик заклинило. Конечно до конца я не был уверен в чем проблема, но я точно знал что надо доставать моторчик вентилятора печки чтобы его разобрать, почистить и смазать. По разбору и смазке моторчика вентилятора печки на фокус клубе куча инфы, так как эта проблема часто встречается на вторых фокусах. И в принципе в этих статьях все указано верно, за исключением нескольких мелочей, которых никто не делал. Все материалы фф клуба изучал здесь ffclub.ru/topic/118318/
Так же на драйв есть статья где подробно описан алгоритм снятия и разбора моторчика печки www.drive2.ru/l/5738143/
Для того чтобы снять, разобрать и смазать моторчик мне понадобилось моторное масло, наждачка P180, очиститель тормозов, шлицевая отвертка, отвертка с гибким удлинителем и головкой Т20 и Т25.
— Снимаем бардачёк открутив 7 винтов под Т25
— Снимаем демпфер(амортизатор) крышки бардачка
— Снимаем крышку бардачка
— Снимаем блок предохранителей, тянем его на себя и опускаем вниз
— Далее нам нужно снять заслонку рециркуляции воздуха.
Снимаем разъем с привода заслонки и откручиваем три винта под Т20, и сделать это будет довольно не просто.
После того как открутили вытаскиваем заслонку через низ мимо блока предохранителей
— Далее переходим на водительскую сторону и снимаем моторчик. Снимаем разъем с моторчика, давим на язычок, слева на корпусе моторчика, и поворачиваем против часовой стрелки. Он должен будет выпасть из посадочного места, далее идем на сторону пассажира, и вытаскиваем моторчик так же через низ как и заслонку.
Далее разбор моторчика вентилятора печки:
Необходимо добраться до подшипников скольжения
Кладем моторчик крыльчаткой вниз
— снимаем заднюю крышку надавив на 3 резиновых усика и потянув её вверх
— отсоединяем провода от крышки, вынув фиксатор контактов из разъёма
— снимаем крыльчатку ( лучше пометить расположение крыльчатки относительно вала, так как и ротор и крыльчатка сбалансированы как по отдельности так и друг относительно друга. Другими словами если сместить положение крыльчатки относительно вала то может возникнуть дисбаланс и при работе вентилятора могут возникнуть нежелательные вибрации: — и про это никто не упомянул в статьях, хотя это достаточно важная мелочь)
— снимаем щетки и с проводками и пружинками
— снимаем пластиковую обойму на моторчике
— далее снимаем подшипник с кронштейном, тот, что располагается ближе к крыльчатке ( чтобы его снять необходимо расклепать язычки что его держат)
— вытаскиваем ротор и готово моторчик разобран.
Далее я промыл все части моторчика очистителем тормозов, зачистил ржавчину на валу ротора и погрузил подшипники на пару суток в моторное масло ( метал который использован в этих шарнирных подшипниках скольжения имеет пористую структуру и впитывает в себя масло. Я бы не рекомендовал использовать густые смазки типа литола и графитной смазки так как они не впитаются глубоко, да и раскидает их говном по моторчику. От аэрозольных смазок типа WD-40, литевой силиконовой и медной толк будет но скорее всего не на долго.)
Так же я почистил, щёткой с моющим средством, крыльчатку и заслонку циркуляции от грязи. Признаться честно грязи было очень много.
После погружения на пару суток в масло достаем подшипники вытираем их слегка бумажной салфеткой и собираем моторчик обратно, смазав немного вал ротора моторным маслом. Старайтесь чтобы масло было только в подшипниках, если будет везде то на него налипнет много пыли и грязи.
Обратно заклепать язычки, на кронштейне подшипника, у меня не получилось, и я просто прихватил его сваркой.
Далее нужно выровнять плоскость той части ротора, что ходит по щеткам( для лучшей коммутации и для того чтобы не было лишнего шума при работе моторчика: — про это тоже никто не упомянул в статьях, хотя это тоже не маловажная мелочь)
Ставим щетки, учитывая что вентилятор крутится по часовой стрелке.