чем театр помогает в жизни
Роль театра в жизни человека и общества
Театр по праву можно считать одним из древнейших оплотов человеческой культуры. В той или иной форме он сумел занять свое место в культурной традиции каждого народа мира независимо от расовой, религиозной, этнической и других принадлежностей. Роль театра в жизни человека и общества разнилась в зависимости от времени (эпохи) и цели, которую преследовали театральные деятели. Так, например, в древней Греции задачей театра было духовное развитие и нравственное очищение зрителей через сопереживание героям (главенствующий жанр в античной драматургии – трагедия), а также отражение важнейших исторических событий.
Театр в жизни человека
Основной функцией театра была и остается развлекательная, все остальные (воспитательная, просветительская, пропагандистская и прочие функции театра, актуальные для разных лет и исторических вех) могли существовать только в развлекательном ключе. Отсюда следует, что театр издревле удовлетворял естественную потребность человека в зрелищах.
Театр родом из жизни, а значит, каждая театральная постановка всегда рассказывает нам о нас самих.
Вторая важнейшая роль театра в жизни человека – развивающая. Театральная практика – популярный способ саморазвития, а также полезный активный отдых и просто приятное времяпрепровождение. Актерская практика развивает в человеке:
Значение театра в воспитании детей
Казалось бы, роль театра в воспитании детей очевидна, однако не для всех. Поясним. Популярность детских самодеятельных театров и театральных кружков обуславливается тремя главными факторами:
Кроме того, роль театра в формировании личности ребенка подтверждена детскими психологами как верное средство для преодоления неуверенности в себе, развития важных коммуникативных навыков и формирования здоровой самооценки у детей всех возрастов.
Изменение роли театра в современном обществе
Значение театра в жизни современного человека стало ощутимо снижаться в результате возникновения искусства кино и, тем более, совершенствования технологии съемки и показа кинофильмов.
С появлением домашних телевизоров театр лишился значительной части зрителей, а в перспективе – целых поколений, воспитанных не сценой, а «голубым экраном».
Это привело к потере театром роли главного поставщика «зрелищ» народным массам и значительному снижению интереса к нему.
На курсах театрального мастерства мы научим вас:
Выберете для себя наиболее удобный формат занятий. Мы проводим обучающие курсы двух форматах: “Онлайн” и “Офлайн” в центре Москвы.
Игры психики: «разбор полётов» в театре
Давно уже принято считать, что театр оказывает воспитательные, развлекательные и иные функции, особенно для подрастающих поколений, тем более, если это привычные традиционные постановки с сюжетом из нетлеющей классики.
И всё же, как театр может влиять на нашу психику? Что такого он даёт человеку, что даже с повсеместным развитием кинематографа его роль не ослабевает, а где-то даже и усиливается? И полезно ли вообще, ходить в театр? Есть ли в этом толк?
Важность театра в развитии личности
Давайте посмотрим, что нам об этом говорит Кевин Брауни, антрополог, искусствовед и режиссёр. На одной из конференций он выделил 10 причин, почему театр так важен в нашей жизни. Обратимся только к тем, которые затрагивают интересующую нас тему.
Театр помогает нам осознать свою человечность. Только сопереживая, наблюдая за обыденными ситуациями со стороны, мы можем осознать, что делает нас людьми.
Регулярное посещение театра развивает способности к коммуникации, выражению наших чувств и эмоций, улучшению взаимопонимания с миром и другими людьми.
Он даёт понимание того, как работает наше сознание, как среда обитания, в которой мы находимся, влияет на наше мышление и наше поведение.
Представления развивают креативность силой искусства, вдохновляют на новые свершения и придают уверенности в решении различных проблем.
Университет Арканзаса провёл исследование о том, как живые представления могут влиять на учеников школ. Всё это было направлено на то, чтобы в их практику вошёл, наконец, столь необходимый театр. Из-за чрезмерного упора на точные науки, дети теряют много важных вещей, которые во взрослом возрасте приобрести будет сложнее.
По итогам исследования выяснилось, что спектакли вырабатывают способность понимать и сочувствовать. В контрольной группе, которая читала оригинальное произведение или смотрела фильм по мотивам, это было не так явно выражено, но тем не менее, было.
Исследователи отметили важность того, чтобы наблюдать действие здесь и сейчас. Вариант с записями или фильмами имеют некоторый вес. Но никогда не сравнятся с эмоциями, которые возникают в режиме реального времени.
Учёные рекомендуют обратить внимание на местные независимые и любительские театры. Во-первых, они помогают людям всех возрастов исполнять свои мечты и играть роли, о которых всю жизнь мечтали. Во-вторых, меньший масштаб действа упрощает видимость и слышимость, а камерная обстановка способствует уюту и спокойствию. В-третьих, всегда можно влиться в коллектив и самому принять участие в одной из постановок, что даст незабываемый опыт и привнесёт новые эмоции.
Как театр влияет на нашу психику?
В Древней Греции театр был настоящим институтом психологической практики. Здесь тебе и отличный способ оздоровления, и коррекция психики сопереживанием, и анонимность, и универсальная художественная идея. Уже тогда все прекрасно понимали, что театр очень сильно влияет на личность. В современном психоанализе это будет называться переводом из дистресса (стресса вредного и неприятного, ведущего к патологии) в эустресс (полезный и приятный стресс, ведущий к выздоровлению).
Как работает психологическая реабилитация театром?
Искусствовед Юрий Григорьевич Клименко размышляет над этим вопросом детально и практически.
1)Всё начинается с процесса сотворчества актёра и зрителя. Сюда входят воображение, ролевые игры, игровая свобода, разделение сознания на Я и не-Я.
2)Затем начинается перевод из дистресса в эустресс, который зиждется на механизмах психологической защиты. Сюда входят: агрессия, проекция, вытеснение, фантазия, отрицание, подавление, конверсия и др.
3)И последним приходит катарсис, который и является целью. Он возникает в результате совокупного воздействия всех вышеперечисленных механизмов, которые появлялись на разных уровнях: эмоционально-поведенческом, вегетативном, когнитивном и социально-психологическом.
Узнавание и работа над собой
Карл Густав Юнг, широкоизвестный психолог, ученик Фрейда, говорит о роли театра, как «мистической сопричастности», в которую погружается личность. Здесь он ощущает себя не отдельным человеком, но народом, общностью. Юнг также полагал, что самое сильное воздействие, приводящее к избавлению от комплексов, будет иметь то произведение искусство, которое объективно и имперсонально.
Происходит это «влияние» примерно так: актёр своей игрой побуждает зрителя находить в персонаже бессознательно то, что требует компенсации на сознательном уровне.
Любовь или нелюбовь к театру возникает по ряду разных причин. Среди психологических явно лидирует одна. Зритель видит в герое себя, узнаёт свои слабые места, осуждает своё же поведение. И здесь очень важно, чтобы он нашёл в себе силы восстать против своих слабостей, оценить себя с негативной стороны. Тогда он сможет избавиться от отрицательного героя в себе самом.
Психолог Эрик Берн считает, что любое общение людям выгодно и полезно, а театр даёт отличную возможность для него. Анализируя экспериментальные данные, он отмечает, что отсутствие эмоциональных и сенсорных раздражителей может привести к психическим нарушениям. Человек должен организовывать свою жизнь на высоком эмоциональном уровне, в чём ему и может помочь театр. Ведь последний наполнен актами скрытого общения.
Комедии и трагедии равно одинаково влияют на эмоциональное здоровье человека, даже несмотря на то, что первые заставляют нас смеяться, а вторые сочувствовать.
Катарсис не всегда является целью трагедии. Во время сценического действа в голове у зрителя идёт свой спектакль, который может не соотноситься с тем, что на происходит на сцене, ни по сюжету, ни по жанру.
Комедия, несмотря на уже давно устаревшее звание «низкого жанра», никак не связана с унижениями ближнего или высмеиванием личности.
Отсюда вытекают и театральные привычки. Кто-то может несколько раз ходить на полюбившийся спектакль, потому что в нём он увидит уже знакомые игры, в которых он с удовольствием принимает участие, отказавшись от общественного ролевого поведения. Обрести свободу в театре можно только тремя способами: вовлечённостью в настоящее, спонтанностью и близостью.
Если переложить психологическую теорию эмоций на театр, то можно увидеть, что последний приводит к сочувствию и сопереживанию. Сочувствуя, зритель понимает и оправдывает поступки персонажа, как свои собственные. Сопереживать он может не только положительному (по сюжету) герою, но и отрицательному, вкладывая в него свои причины и свою мотивацию для тех или иных поступков.
Николай Николаевич Евреинов, драматург, искусствовед, психолог и философ отмечал, что театр пробуждает волю к жизни в зрителе, властно заставляя того преображаться.
Английский психолог Роберт Бернс разработал Я-концепцию, которая ведёт к достижению внутренней согласованности. Зритель постоянно сравнивает своё Я с тем, что происходит на сцене, пытается встроить себя в этот новосозданный театральный мир. Тем самым он пытается миновать когнитивный диссонанс. Для этого нужно соблюдать несколько простых условий: принимать всё происходящее (быть готовым к сотворчеству), адаптироваться (подчиниться правилам игры), активировать психологическую защиту (выбрать приемлемые для себя правила), или же отторгнуть постановку (не принять правила игры).
Капля негатива в бочка позитива
Карл Роджерс, лидер гуманистической психологии, в своей теории утверждает, что личность не может менять события, но вполне может изменить своё отношение к ним. И спектакль в театре побуждает к этому, выступая в качестве реальности, которая будет уникально воспринята каждым индивидом.
Куда сходить на День Святого Валентина в Петербурге
«Это всегда про любовь»: как театр лечит души людей и помогает пройти через катарсис
Иван Судаков, актер, режиссер, эссеист, продюсер. Работал куратором в Международном фонде Станиславского, на театральном фестивале «Сезон Станиславского». Окончил ГИТИС. Автор двух сборников прозы и стихов, основатель собственного театра KTO studio
Зачем ходить в театр? Сейчас этот вопрос поднимается все чаще. Вчера я прочитал в новостях, что люди сдают билеты в театр в большом количестве, потому что не хотят вакцинироваться. Но здесь речь пойдет не о физическом здоровье, а скорее, о ментальном.
С точки зрения древнего грека Платона в идеальном государстве театра, как музыки, литературы и так далее, не должно быть. Созерцание печального (в трагедии) или отвратительного (а комедии, в конце концов, показывают именно отвратительное) — все это отвлекает и плохо влияет на нравственность граждан. Но уже позднейшие философы, например Аристотель, считали театр одним из самых необходимых методов воздействия на человеческие чувства.
Итак, представьте, что вам пять лет и вам по ошибке показали «Титаник» Джеймса Кэмерона. Вы же весь будете ерзать и переживать? А теперь попробуйте понять — почему. Вы увидели настолько откровенно и правдоподобно играющих артистов, что поверили в реальность этой истории. Вы плачете над финалом, хотя, если честно, на афише фильма уже написано «Титаник». В этом самое главное чудо театра.
Всем жалко Фирса, хотя все в школе читали о продаже вишневого сада. Всем жалко Катерину из «Грозы», хотя все знают, как печально завершилась ее история еще из книги. Все переживают за Раскольникова, хотя понимают, что и его судьба предрешена. Как это получается?
То есть среднестатистический зритель, сидя в театре, всегда держит в голове тот факт, что он находится в театре, и это все понарошку. Но в конце все равно плачет. Аристотель это называл катарсисом. Трагедия, считал грек, вызывает сострадание, страх, и поэтому человек начинает ассоциировать себя с главным героем или (в случае новой драмы и современного театра) задумываться над собственными поступками в связи с поведением персонажа на сцене.
Станиславский первым в мировой истории поднял этот вопрос не с теоретической, а с практической — для режиссера и актера — точки зрения. То есть вполне можно сказать, что в этом смысле он стоит на уровне Аристотеля для мировой культуры.
Но, совершенно справедливо сказать, что все это теория, причем теория столетней давности. Тогда, мол, и деревья были зеленее, и трава росла медленнее, и времени у эксплуатирующего класса было побольше, чем у нас сейчас. В перерыве между домом и работой еле успеваешь заметить смену времен года и поздравить жену с 8 марта, а тут еще театр.
Это действительно так. Историческое время ускоряется, и за единицу времени мы, по сравнению с нашими предками вековой давности, успеваем сделать целое почти ничего. Но ведь не зря театр — это вид искусства, так или иначе сохранившийся с языческих медитативных празднеств и рыцарских романов.
Так исторически получилось, что теорию катарсиса или, вернее сказать, очистительных чувств вслед за Аристотелем долго и тщательно на благо всей мировой культуре разработали именно русские режиссеры и педагоги. Анатолий Эфрос, один из величайших режиссеров середины века, говорил: «Театр — это всегда про любовь. Любовь можно отвергать, можно принимать, но если принять тот факт, что театр — это дело рук человеческих для людей и о людях, то без души, без любви тут никак».
Фото: Александр Макаров / РИА Новости
Сейчас мировой театр кипит разнообразием форм, которыми режиссеры пытаются добиться этого очищения. Есть мнение, что современный зритель слишком успокоился и для того, чтобы он что-то о себе понял, его необходимо вытащить из удобного и мягкого кресла в нестандартные для него помещения. Так возникает иммерсивный театр.
Примером прекрасного иммерсивного спектакля может служить казанская «Анна Каренина» (фонд «Живой город», Казань). Здание бывшего казанского ЗАГСа переделали под театральное пространство, где зрители вольны ходить как им вздумается за полюбившимися героями. Герои не прерываются на лирические авторские отступления. Они говорят, играют в карты, спят, любят друг друга. То есть они — Левин, Анна, Сережа, Каренин, Вронский — твои соседи. И от этого зритель по-новому смотрит на окружающий мир и в том числе на себя.
Есть другой вид катарсиса — наоборот, тихий. Маленькая сцена театра-студии около Московской Консерватории. Театр так и называется «Около». На сцене тихие люди, старые и молодые. Поют советские песни вперемешку с буддистскими коанами. И вдруг из этого растет внутренняя радость бытия. Нет, я не так сказал. Счастье правильной жизни.
Повторю, спектакли совершенно тихие. Где-то в углу Гамлет поет песни советских композиторов и прыгает через скакалку. И зритель в этом Гамлете вдруг начинает узнавать себя. Потому что зритель никогда не будет датским королем. А скакалку обязательно купит. Даже если у него нет детей.
Я люблю тот театр, тот русский театр, в котором работаю, в котором можно испытать настоящий катарсис. И уверен, что это очищение театром — крайне важный инструмент для становления личности.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
lunchonthegrass
Lunch on the Grass
Завтрак на траве
Зачем нам нужен театр.
Зачем же нам нужен театр? На мой взгляд театр просто необходим людям в первую очередь для духовного развития. Театр нужен, чтоб увидеть себя со стороны, чтоб увидеть какие-то проблемы, которые возникают у нас в обычной жизни и которые мы может и не замечаем. Людям всегда нужно зеркало, чтоб увидеть какие-то недостатки и чтоб в дальнейшем их исправлять, и таким зеркалом, на мой взгляд, является театр.
Театр- это социокультурный институт, и он выполняет ряд важных функций. Театр приносит людям радость, развлекает, помогает чувствовать какую-то общность с людьми, которые окружают и, конечно же, напоминает человеку кто он есть на самом деле. Современный театр конечно же не стоит на месте. Очень много новых идей, новых постановок, новые молодые режиссеры привносят в старое что-то оригинальное, свое, то что по их мнению интересно людям в данный момент времени. Но иногда это современное видение произведений литературы совершенно не выражает того, о чем хотел сказать драматург, не помогает людям найти какие-то ответы на свои внутренние вопросы и совершенно не способствует духовному развитию. Некоторые постановки замечательных произведений, памятников литературы просто превращаются в балаган и ужасают пошлостью. Может конечно я ханжа, но мне кажется пошлости нам хватает на телевидении и в интернете, а в театр мы приходим чтоб как-то отдохнуть от этого и набраться позитивной энергии…а что вместо этого получаем?!
Например месяц назад я была на спектакле «Идиот» в Малом театре. Этот спектакль поставил Э.Някрошюс. Началось все с того, что подходя к театру я увидела драку между каким-то зрителем и охранниками, и уже создалось какое-то странное настороженное настроение. Затем войдя в театр я узнала, что спектакль начался на час раньше( не в 7,как написано на билете, а в 6), войдя в зал я увидела просто аншлаг! Все места были заняты и было практически невозможно найти место, чтобы смотреть спектакль стоя и видеть все что происходит на сцене. Ну и конечно в голове появилась мысль, что раз такой аншлаг, то это точно стоящий спектакль. Но, посмотрев на сцену, я поняла что это полный кошмар и что Достоевский перевернулся в гробу уже раз сто! Главная сложность была в том, что спектакль шел на литовском языке с переводом в виде бегущей строки. Но это не напрягало настолько, как сама постановка. Постановка была очень странной: все актеры постоянно дергались, у них была очень ломаная пластика, они постоянно издавали какие-то странный звуки, очень напоминающие какуреканья и кваканья. А что самое интересное, бедного актера, который играл Мышкина, постоянно лупасили по голове и обзывали идиотом. Когда я смотрела этот спектакль, у меня начало появляться ощущение, что я или упаду в обморок или у меня случится какой-то нервный припадок. И я вышла из зала, не дождавшись конца первого действия. В фойе ко мне подошла билетерша и рассказала, что за день до этого на этом же спектакле одной зрительнице стало на столько плохо, что ее увезли на скорой, а вторая зрительница в каком-то припадке избила работницу театра. Так что судите сами, настоящее искусство должно приносить позитивные мысли и чувства, духовное умиротворение, а не доводить людей до различных припадков!
Или еще один пример. Недавно прочитала на одном сайте занимательную рецензию на спектакль «Три сестры» А.П.Чехова, который был поставлен в берлинском театре «Шаубюне», и просто ужаснулась, что сделали с бедным Чеховым! Вот цитата из этой статьи: « Вообще в современном переводе Ульрике Цемме чеховский текст местами намеренно спрямлен, ужесточен. Чтобы было яснее достаточно одного примера. «У Наташи романчик с Протопоповым»,- обсуждают герои пьесы. «Наташа спит с Протопоповым»- так звучит эта фраза со сцены «Шаубюне». Фальк Рихтер ставит «Три сестры» не о доме и не о семье, а о скучном современном обществе, где одни делают карьеру, хотя бы и против желания, а другие остаются неудачниками, хотя, наверное, больше всего на свете хотят успеха. Знаменитые чеховские разговоры о будущем здесь не более чем болтовня, которая нужна лишь для того, чтобы заполнить неловкую паузу». Что творится в современном театре? Переворачивание классических произведений просто с ног на голову! Сейчас театр стал популярным и модным развлечением, и публика у театра становится моложе. И что самое интересное, молодежной публике хочется смотреть более классические постановки, в которых мало пошлости и больше доброты и какой-то поучительной мысли.
Я сама играю в театре-студии уже на протяжении нескольких лет. Да, это не профессиональный театр и актеры там молодые парни и девушки едва ли имеющие отношение к театральным вузам, но в наш театр люди приходят снова и снова, потому что мы создаем такую позитивную атмосферу. Мы ставим Чехова, Островского, Пушкина и стараемся сохранять то, что хотел передать, донести до нас всех автор того или иного произведения.
Ребята, которые приходят играть к нам в театр тоже очень меняются в лучшую сторону: начинают больше интересоваться литературой, хорошим кино, меняют взгляды на жизнь, становятся смелее, и это помогает им в их дальнейшей жизни, в работе.
Из всего сказанного мной я делаю такой вывод: театр нам нужен, очень нужен. И не только как развлечение, но и как способ достижения внутренней гармонии и понимания чего-то нового, чего мы не знали и не понимали в жизни и внутри себя. Ведь театр- это зеркало нашей жизни…
Роль театра в жизни людей: почему стоит посещать спектакли? (4 фото)
Большинство современных людей относится к искусству скептически, игнорируя художественные выставки, музеи, театральные постановки и выбираясь разве что только на премьеру новинки в кино пару раз в квартал. Но не все. Чем же привлекателен театр?
Этот вид искусства возник в Древней Греции и изначально задумывался как зрелище для развлечения публики. Сейчас это целая система, объединяющая разные виды искусства, способная повлиять на духовное становление личности.
В отличие от других, оно живое, динамичное, ведь во время спектакля идет постоянный энергетический обмен между актерами и зрителями, в результате которого создается, пусть и ненадолго, целый мир – мир грез, желаний, мечтаний, чаяний, надежд, эмоций и чувств.
Сила театрального искусства столь сильна и впечатляюща, что заставляет взглянуть на себя и собственные недостатки со стороны и, возможно, попытаться что-то исправить. Посещение спектаклей способствует нравственному и духовному воспитанию личности, умению сопереживать, любить, сострадать.
10 причин любви к театру
Польза посещения театра для детей
Брать или нет на спектакли детей? Определенно да! Это отличная возможность провести досуг с семьей и оторвать ребенка от гаджетов. Естественно, надо ориентироваться на тематику и возраст. Посещение театра – это отличная школа чувств, а на спектакле-уроке дети учатся сопереживать, отличать правду от лжи, добро от зла.
Еще театральное действо помогает в развитии творческого мышления. Наблюдая за ходом с позиции режиссера, ребенок учится мыслить креативно, находить нестандартные решения для различных ситуаций. Во время спектакля дети также развивают внимательность, наблюдательность, умение видеть незначительные детали, которые впоследствии сыграют свою роль.
Неоспоримые плюсы театральных представлений для детей – это приобретение новых знаний и получение новой информации, а также постепенное и ненавязчивое знакомство с другими видами искусства.
Основные правила поведения
Естественно, при посещении театра важно соблюдать правила этикета, что позволит получить удовольствие от представления самим и не испортить настроение другим зрителям. На спектакль нужно прийти заранее, чтобы успеть сдать в гардероб верхнюю одежду и привести себя в порядок. Телефоны надо перевести в беззвучный режим или вообще выключить: звонки мешают игре актеров и другим зрителям.
Видео- и фотосъемка, а также употребление в зале любой еды и напитков в театре запрещены: не пренебрегайте этими правилами. Помните об аплодисментах, ведь это лучшая награда для актеров и проявление зрительской признательности. В театре не место домашним животным, каким бы милым не был котенок и очаровательной – собачка. Простуда – это тоже повод остаться дома. При походе на детское представление ориентируйтесь на рекомендуемый возраст и заранее обговорите дома с малышом все «нельзя» (вставать во время спектакля с места, ходить по залу, бегать, кричать, громко разговаривать, мешать другим зрителям).
Итак, мы рассмотрели лишь небольшое количество причин посещать царство Мельпомены. Наверняка у каждого есть и свои собственные поводы периодически окунаться в эту удивительную завораживающую атмосферу. А за что вы любите театр, и как часто ходите на спектакли?