Факт карта что это такое
Использование факт-карт для развития и решения проблем (А.Курпатов)
Интеллектуальные объекты формируют мировоззрение руководителя и определяют его поведение. А.Курпатов предлагает для формирования и изменения таких объектов использовать факт-карты.
Что отличает руководителя-профессионала от посредственного менеджера.
Имея значительный опыт оценки руководителей разного уровня в организационной иерархии, я обратил внимание на одно, на мой взгляд ключевое, отличие между корифеями управления и стремящимися сделать карьеру руководителя…
Среди менеджеров высшего звена немало людей с невысокими показателями в области пространственного мышления, вычислительных способностей, вербальной и невербальной логики. В общем, в процентном отношении эти показатели у боссов и рвущихся в большие начальники — примерно одинаковы. А отличает их масштабность мышления, широта взгляда, количество параметров, которые они учитывают в своей работе, количество факторов, на которые обращают внимание.
Каждый человек обладает индивидуальными особенностями. Кто-то быстро считает, другой строит отношения с людьми, третий придумывает гениальные идеи и т.д. и т.д. Каждый из руководителей опираясь на свои сильные стороны, компенсирует слабые. Но когда мы начинаем чем-то заниматься у нас ограниченные представления о предмете. И пока это так, никакие наши способности не компенсируют недостаток наших знаний. Но по мере того, как количество учитываемых факторов все больше соответствует решаемым вопросам, тем своевременее и эффективнее достигается желаемый результат. Поэтому мое внимание привлекло понятие «факт-карта». Андрей Курпатов в нем обобщил многие подходы и акцентировал внимание на важных моментах…
Альфред Коржибски (поляк, родившийся в Российской империи) в первой половине XX века сказал, что «карта не есть территория». Большую популярность этому выражению придали психологи в рамках НЛП-подхода. Почти за век до этого Лев Толстой написал «Гладко вписано в бумаге, Да забыли про овраги», а многие века до этого философы спорили о соотношении субъективного и объективного. Идея этих высказываний состоит в том, что представления людей о мире не способны полностью описать его и могут только в какой-то степени походить на реальность.
Традиционно нас стараются познакомить с реальностью передавая свои карты, модели. С одной стороны, это направляет ход мыслей человека, прокладывая ему дорогу, с другой, может очень искажать реальность и сужать взгляд человека. Идея факт-карт подкупает меня простотой алгоритма и открывающимися перспективами…
Итак, отталкиваемся от того, что у нас есть мозг [10], в котором содержатся карты, для корректировки которых мы используем сознание. При чем у каждого человека все это работает в зависимости от свойственного ему типу поведения (подробно об трех базовых типах А.Курпатова здесь [1]).
Карты
В нашей голове есть представления о том, как устроена жизнь, что хорошо и что плохо. Это наше мировоззрение является картой реальности, которую хочется ошибочно считать объективной картинкой жизненной территории. С его помощью мы можем объяснить многие явления, но для того, чтобы быть успешным, нам необходимо наши выводы подвергать сомнению.
Созданные карты мы используем на автопилоте, не сверяя их с реальностью. Если же какие-то факты нашей жизни не соответствуют нашим представлениям, мы находим способ опровергнуть их, дать им устраивающее нас объяснение, чтобы не менять автоматическое использование принятой карты.
Когда нам кажется, что мы что-то видим (в прямом или переносном смысле) — на самом деле с помощью органов чувств мы «видим» некие элементы, а остальную картинку в голове мозг дорисовывает исходя из имеющихся у нас «карт», создавая целостное, определенное понимание.
Интеллектуальный объект
Мозг действует, как набор программ, который хранит знания и оперирует ими (подобно кубикам lego). Из последних он складывает интеллектуальные объекты и представляет их нашему сознанию в готовом виде (с соответствующими характеристиками и свойствами).
Любые элементы мира в нашей голове (зрительные, чувственные, мысленные и т.п.) — интеллектуальные объекты, созданные мозгом. Когда некий реальный жизненный факт нами воспринимается и интерпритируется — он превращается в интеллектуальный объект. И таковые не просто хранятся в мозге, а постоянно пересобираются (если мы что-то вспомнили, т.е. вынули некий интеллектуальный объект из мозга, то назад кладем далеко не обязательно то же самое).
Для понимания карт и интеллектуальных объектов принято еще использовать понятие фрейма (в управлении чаще оперируют им) [2]
Процесс формирования карты
Речь идет о том, как мы учимся, как формируются наши представления и навыки.
I-й этап Взаимодействуя с реальностью, мы разными способами стараемся добиться устраивающего нас результата и случайным образом нам это удается. Когда несколько раз совершаем однотипные действия (в том числе мыслительные) — они превращаются в автоматизмы [9]. Приобретя такой полезный навык чаще всего мы в дальнейшем его используем. К.Аргирис описал данный процесс в наглядной модели двойного цикла обучения и раскрыл защитные механизмы, заставляющие наступать на одни и те же грабли [4]. На этом этапе мозг обучился применять карты и содержащие их интеллектуальные объекты неосознанно.
II-й этап Сталкиваясь с действительностью и используя интеллектуальные объекты, мы добиваемся успеха или терпим фиаско. На основании того, что происходит в нашей жизни, мы начинаем концептуализировать карты с помощью гипотез о том, что правильно и нет. В пространстве нашего мышления формируется объемное изображение реальности, которое уже опробовано.
Для лучшего понимания описанного здесь процесса обучения стоит познакомиться с циклом Колба, который пользуется большой популярностью у преподавателей, тренеров, коучей [5].
III-й этап Двигаясь по территории нам необходимо постоянно сверяться со своей картой. Требуется набор «ключей» (которыми выступают вопросы), помогающий определиться идти ли нам дальше или вернуться ко второму этапу. Действия по сверке — это навык, который также становится автоматизированной схемой.
IV этап Добившись с помощью карт, навыков неких успехов мы убеждаем себя в величии и непогрешимости, хотя всегда можно лучше. Чтобы выйти из наезженной колеи автоматизмов нам необходимо подтолкнуть мозг к сомнениям и подключить к работе сознание.
Ограниченные возможности сознания
Оперирование интеллектуальными объекта происходит автоматически и с использованием сознания. Андрей Курпатов выделяет три ключевых момента относительно работы человеческого сознания:
С такими способностями сознания мы бы не смогли «далеко уехать», но нам помогают наши привычки (огромную часть нашей жизни мы «пролетаем на автопилоте»). Когда что-то из сознательных действий превращаем в привычки (наши умения становятся навыками) — у нас появляется возможность одновременно выполнять несколько автоматизмов (вспомните как сложно было учиться ездить на авто и как теперь одновременно с ездой слушаете музыку и серфите коммуникатор).
Целенаправленное мышление с помощью факт-карт
Как помочь сознанию преодолеть его низкую функциональность и ограничения? А.Курпатов предлагает схему из четырех этапов.
1 — ОЗАБОЧЕННОСТЬ ВОПРОСОМ
Еще в начале XX века русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский ввел в научный обиход понятие доминанты. В виде наглядной модели идея красиво представлена в цикле контакта (гештальт-подход) [6]. Суть в том, что наши ограниченные возможности не позволяют распыляться на проблемы, ситуации, с которыми мы сталкиваемся. Поэтому в большинстве случаев работают автоматизмы, а для работы сознания нам необходимо обозначить вопрос, как очень важный. Для этого возможно использовать разные способы, но в контексте создания факт-карт А.Курпатов предлагает поместить себя в такие условия, где не будет никто отвлекать офлайн и онлайн…
После того, как избавились от отвлекающих факторов нужно взять большой лист бумаги и в его центре написать название ситуации, проблемы, вопроса, на которых требуется сосредоточить внимание.
2 — ЗАГРУЗКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (СОЗДАНИЕ ФАКТ-КАРТЫ)
Для создания продуктивной карты реальности нам нужно собрать разные факты, относящиеся к рассматриваемому вопросу. Постараться не придумывать стройное описание, а выявить перечень взаимосвязанных фактов, которые станут для мозга интеллектуальными объектами.
В процессе составления факт-карты приветствуется физическое передвижение по комнате, отвлечение от листа, но как только появляется мысль по теме доминантного вопроса сразу фиксировать ее.
Обязательно необходимо записывать все мысли и факты (даже если они мелкие), т.к. при работе «в уме» все зацикливается и не происходит развития ситуации.
Не стоит сразу стремиться все систематизировать или писать последовательно в ровные столбики… Отображать информацию нужно в свободной форме, хаотично в любой свободной части листа.
Для крупных идей можно рядом обозначать составляющие ее, смежные характеристики. Для отображения связей используйте стрелки.
Элементы на листе в нашей голове самостоятельно находят места в нашей системной карте, описывающей анализируемый вопрос. Каждый такой элемент — это точка, из которой мы способны обозревать всю картину под определенным углом зрения.
3 — ОЗАДАЧЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ
Набросав на лист интеллектуальные объекты, мы озадачили мозг и направили нашу деятельность на поиск дополнительных фактов — чего еще не хватает на листе?
Мы можем испытывать нехватку знаний и опыта — тогда потребуется время. Но имея доминанту даже за пределами комнаты наш мозг будет целенаправленно искать факты, которые помогут в составлении картины. На привычные для нас вещи и события мы будем смотреть иначе, стараясь высветить интересующие нас факты.
Необходимо обращать внимание на частности и детали, т.к. именно они являются ростками, способными повлиять на новое восприятие привычной картины.
Когда вновь открывшиеся факты начинают формировать новую картину, возвращаемся ко второму этапу и на новом чистом листе пересобираем интеллектуальные объекты. Цикл между третьим и вторым этапом может происходить не один раз.
В мозгу происходят анатомические изменения, т.к. формируются новые связи. И так до тех пор, пока не возникнет понимание того, что дополнительных фактов достаточно для решения вопроса и нам становится понятно, что делать.
Важно не зациклиться и переходить к этапу проверки реальностью.
4 — ПРОВЕРКА РЕАЛЬНОСТЬЮ
Когда картина ситуации реконструирована, возникает желание и необходимость совершить действия и проверить карту. Поскольку рассматриваемые вопросы сложные, их не удастся сразу решить полностью. Но прогресс намечен. Открываются новые обстоятельства, даже меняется ситуация, что может потребовать учета новых фактов. Т.о. просчитываете стратегию действия, но принимаете решение по первому конкретному щагу. Такой способ управления в рамках сценарного подхода наглядно описал А.И.Пригожин [7].
Для примера посмотрите, как Андрей Курпатов составляют факт-карту «Пространство бизнеса».
Выводы
По мнению А.Курпатова опыт построения карт любых аспектов реальности создается нами на основе нашего опыта социальных отношений. Тем большую актуальность приобретает описанный подход для руководителей, ведь их работа в первую очередь касается отношений с другими людьми.
А.Курпатов, ссылаясь на исследования, пишет что «к двадцати пяти годам наш мозг сформирован окончательно — ставки сделаны, ставок больше нет. Мы стали теми,
кем нам суждено быть». И, если это так, то утверждения Р.Хайнце о том, что есть руководители, способные видеть только свою позицию и те, кто умеет видеть и понимать не только свою картину организации, но и другого человека [8]. Их можно выделить, как разные типы. Причем вторых в организации значительно меньше.
С одной стороны развитие своей карты представлений о мире, об организации позволяет руководителям более успешно управлять. С другой, наши возможности довольно ограничены и бесконечно расширять карту, накапливая знания мы не можем, поэтому важной задачей становится создание такого набора интеллектуальных объектов, который будет позволять результативно действовать. А постоянное развитие заключается в пересоздании таких наборов. В общем, здесь уже речь идет о споре между кумулятивным и революционным накоплением знаний и стоит обращаться к Томасу Куну.
Твоя доминанта. Упражнение: ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ. Три закона мозга. Когнитивная нагрузка. Упражнение: ИНФОРМАЦИОННАЯ ДОМИНАНТА. Конспект книги «Красная таблетка-2». Курпатов Часть 13
Твоя доминанта
Мироощущение предопределяется направлением внутренней активности человека, его доминантами! Каждый видит в мире и людях то, чего искал и что заслужил. И каждому мир и люди поворачиваются так, как он того заслужил. АЛЕКСЕЙ УХТОМСКИЙ
Всё меньший и меньший процент от потребляемой нами информации остаётся у нас в памяти. Дело в механике формирования долгосрочных воспоминаний.
Чтобы что-то запомнить, нам необходимо:
• во-первых, повторение того, что мы узнали;
• во-вторых, время покоя, для того чтобы мозг успел обработать полученную информацию и включить её в существующие уже в нём системы знаний.
Мы-лошадь Мюнхаузена: информация из-нас сразу же выливается.
Мы находимся под постоянным прессингом всё поступающей и поступающей новой информации. Мы в каком-то смысле подобны лошади Мюнхгаузена, пытающейся напиться, тогда как вторая половина тела у неё просто отсутствует, и вся выпитая ею вода тут же выливается.
Запоминает информацию мозг. Если анализировать то, что мы запоминаем естественным образом, то можно узнать, что нас мотивирует или волнует, что для нас и в самом деле важно.
Может эту особенность мозга сможем использовать во благо?
Упражнение: ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ
Задача этого упражнения — найти область знаний и практик, которые по каким-то причинам находят в вас отклик.
Заведите блокнот и каждое утро записывайте, что помните о вчерашнем дне. Не сами события-действия, а что-то, что вам почему-то показалось в них значимым, что просто запомнилось. Потратьте на это неделю, а то и две.
Теперь выпишите основные пункты. Не составляйте из них списка, расположите эти, так скажем, кейсы по группам, которые ощущаются вами как относящиеся к одному какому-то смыслу, имеют, так скажем, общее по сути. Найдите названия для этих получившихся у вас блоков информации.
Теперь составьте список занятий, которые составляют основную часть вашей деятельности в течение обычного дня.
• то, что вы делаете обычно, на что привычно тратите своё время и силы;
• и то, к чему вас пытается склонить ваш мозг, если верить проведённой вами систематизации ваших спонтанных запоминаний.
Возможно, для того чтобы сблизить вашу регулярную деятельность с тем, что вам и в самом деле хочется, то есть попробовать усилить соответствующую информационную доминанту.
ОДИН ИЗ ТРЁХ ЗАКОНОВ МОЗГА
Три базовых механизма нашей психики:
• принцип «динамического стереотипа» (И. П. Павлов);
• «принцип доминанты» (А. А. Ухтомский);
• принцип «отношения знак — значение» (Л. С. Выготский).
Та жизнь, которую мы живём, — это один большой «динамический стереотип», который состоит из множества небольших «динамических стереотипов», и какие-то из них отвечают за вашу повседневную деятельность. Принцип «отношения знака и значения» объясняет, почему мы зачастую живём не той жизнью, которой бы хотели. «Доминанты» обслуживают самые разные наши интересы, которые зачастую не очень-то и согласуются между собой.
Согласно Алексею Ухтомскому, нейрофизиологическая доминанта способна стать гегемоном и подчинить себе все прочие нервные центры.
В результате такая доминанта сделает вашу деятельность максимально целостной и целенаправленной. И возможно, вы даже узнаете, что такое феномен «потока», о котором Михай Чиксентмихайи рассказывает в своей одноимённой книге.
Встаёт вопрос, как человек может увеличить свою доминанту в том или ином деле? Вполне возможно, что благодаря упражнению «Центр тяжести» у вас обнаружилась какая-то склонность, которая подспудно заявляет вам о себе.
Помочь «доминанте» можно изучая профессиональную, осмысленную информацию по теме, которая вас и в самом деле волнует. Но, чем глубже вы куда-то погружаетесь, тем материал сложнее, тем больше искушение переключиться на что-нибудь более простое, незатейливое. Так проявляет себя эффект «когнитивной нагрузки».
КОГНИТИВНАЯ НАГРУЗКА
Психологи-исследователи придумали элегантный способ проверить, чем определяется наша способность сохранять так называемый самоконтроль.
Они пригласили людей принять участие в эксперименте, который участники считали проверкой памяти. Одна часть испытуемых просили запоминать короткие числа. Другим требовалось запоминать семизначные цифры.
Запоминание длинных чисел приводит к выраженной «когнитивной нагрузке».
В перерыве, в буфете, люди, испытывавшие перед этим большую когнитивную, гораздо чаще выбирали шоколадные кексы. И что важно — включая тех участников эксперимента, которые перед этим уверяли, что они на диете и следят за своим весом.
Что это значит? Когда вам приходится сильно напрягать корковые отделы мозга, происходит быстрое их истощение. В результате они теряют способность контролировать подсознательные (подкорковые) импульсы.
То есть когнитивная нагрузка приводит к тому, что в вашем мозгу происходит перераспределение сил: более примитивные, глубокие, эволюционно более древние импульсы берут вверх над всеми прочими.
Упражнение: ИНФОРМАЦИОННАЯ ДОМИНАНТА
Для того чтобы не попасть на эту уловку мозга, определите в сутках час, когда вы будете изучать материал по той самой теме, которая вас увлекла.
• Начните с самых простых вещей: какие-то статьи по теме, ролики на YouTube, журналы специальные, книги. Просто читайте, смотрите. Дайте вашему мозгу приглядеться к теме, которая вас заинтересовала, пусть он её распробует.
• Выписывать в отдельный блокнот какие-то термины, понятия, определения, показатели. То есть помогите вашему мозгу зафиксировать понятия, которые концептуализируют соответствующую тему.
• Наконец, когда соответствующие термины вами освоены, можете переходить к более сложной интеллектуальной работе — созданию факт-карт (технологии, описана в книге «Чертоги разума»).
Этот час позволит вам качественно изменить вашу жизнь. Мотивация без должной содержимой памяти — ничто. Мотивации нужно опираться на знания, информацию. Информационная доминанта — это способ, который позволяет вам, используя новые вводные, пересобрать разрозненные знания о предмете, которые уже есть в вашем мозге, превратив их в целостную функциональную систему.
Эта система будет в вашем мозге, питаться его силой, и сама начнёт рисовать вам тот самый «акцептор результата действия», то потребное будущее.
Что такое депрессия? Факт-карта, часть 6 Андрей Курпатов
А, про симптомы я вам хотел сказать. Что происходит. Изменение аппетита я вам обещал рассказать. Аппетит может повышаться, аппетит может может понижаться (рисует стрелки у аппетита). За счет чего происходит повышение аппетита? За счет чего наступает жор? У депрессивного пациента. Время от времени у него возникает. Вот эта вот рушится конструкция, защитная (триада), и снова вылезает тревога (показывает на тревогу слева), которая там сидит. Она прекрасно вылезает, и что человек делает? У него активизируется при этом симпатическая нервная система.
Мы с вами говорили про кортизол. Кортизол — это гормон симпатической вегетативной нервной системы. Но есть еще парасимпатическая вегетативная нервная система, которая является антагонистом симпатической.
Соответственно, если у вас симпато-адреналовый криз, вылез кортизол, то у вас включается сердцебиение, потливость, дыхание становится поверхностным и т.д. То есть весь набор физиологических реакций, которые обуславливают бегство, борьбу, ну как бы такое..
Парасимпатика — это обратное. Парасимпатика активизирует. Она включается у нас в состоянии покоя. Мы с вами или бежим за жертвой, или спасаемся от хищника. А когда мы не делаем ни того, ни другого, мы останавливаемся. И мы можем переключить ресурсы собственные на другую деятельность, а именно пищеварения. То есть мы можем заниматься пищеварением. Ночь, как говорил мой дедушка, другой — он был гастроэнтеролог. Он говорил — Царство вагуса! Это нерв парасимпатической регуляции вегетативной нервной системы.
В общем, короче говоря: симпатика и парасимпатика. И когда у вас начинается симпато-адреналовый криз — вы можете искусственным образом побудить парасимпатическую активность. Если вы начнёте жрать со страшной силой — у вас начнут раздражаться рецепторы желудочно — кишечного тракта. Когда они нажираются, они нажираются не просто. Они нажираются так, чтобы давило. Да? А там как бы желудок находится в серозной оболочке — когда вы много туда всего загружаете, он раздувается, у него начинается рецепторное воздействие, он оттуда говорит: «включите мне пожалуйста пищеварение!». И он понуждает верхние центры регуляции этой деятельности, для того, чтобы он начал жрать, начал переваривать. А когда включается парасимпатика, симпатика (выключается?). И говорят — наелся, кровь от головы оттекла, и сижу туплю. Что это такое? Включили парасимпатику, перестали тревожиться, и лечимся.
Наоборот, снижение аппетита связано с тем, что у вам из-за того, что очень высокий уровень кортизола, очень высокий уровень гормонов стресса, у вас не включается парасимпатика, и вам ничего не хочется. Более того, вы пытаетесь есть — у вас появляется чувство тошноты. И кусок в горло не лезет. Почему? Потому что выключен парасимпатический отдел, который отвечает за эффективное функционирование желудочно-кишечного тракта. Улавливаете? Поэтому может быть при депрессиях и то и другое.
Нарушение сна. Что такое нарушение сна. Чем у нас вообще нейромедиаторно, как у нас характеризуется сон? Ну, про сон можно отдельную карту нарисовать. Но если не углубляться сейчас, а простой механизм. У нас оказывается выработка серотонина имеет суточный ритм. То есть, условно говоря, когда вы просыпаетесь в 8 часов утра, или в 7 — у вас начинает вырабатываться серотонин. И в течение всего дня вы вырабатываете серотонин. Дальше вы ложитесь спать, и когда становится серотонина много, вы засыпаете. И дальше во сне серотонин разрушается, и доходит к минимуму. Как серотонина стало мало — вы просыпаетесь. У вас внутренний будильник работает не по каким то специальным причинам, а там есть нейрофизиологические биохимические процессы, которые это регулируют.
Теперь смотрите. Если у вас малый уровень серотонина — из за того, что вы находитесь в депрессии, и серотониновый обмен пошел к чертовой матери, у вас разрушение серотонина происходит быстро. То есть вы мало накопили, серотонина за сутки, поэтому когда вы заснули, он быстро разрушился. Соответственно патогномоничным признаком эндогенных депрессий, и депрессий тяжелого уровня реактивных будет что? Раннее пробуждение. Просыпается в 4 часа утра — глаза открылись, и как не в одном глазу. Если у вас просто тревожное расстройство, то вам будет не заснуть. Ну, то есть вы вечером крутитесь, вертитесь, и т.д. — потом будете целый день спать. Утром будет не проснуться. Почему? Потому что у вас там как раз наоборот всё с серотонином происходит. А здесь — нарушение сна, поэтому могут быть нарушения сна и такие и сякие.
Если у вас реактивная депрессия — то есть вы в течение дня куролесите, серотонина у вас навалом. То есть вы с трудом можете заснуть, потому что сильный стресс, вы много вырабатываете серотонина, вам соответственно всё не заснуть. Он долго-долго разрушается, соответственно вы плохо спите, просыпаетесь тоже плохо. Если у вас тревожный уровень — тогда у вас (вам) сложно заснуть. Если у вас уже включился эндогенный уровень, т.е. у вас серотонина реально мало — то в этом случае у вас пробуждения начинаются ранние. Улавливаете? Да?
Что я еще тут из симптомов? Раздражительность, например. Значит, вот мысли наши (обводит мысли на схеме). Если у вас уровень тревоги увеличивается, насколько вы становитесь более требовательны к окружающим пространствам? Как только у вас уровень тревоги возрастает, у вас уровень ожидаемой агрессии, которой вы считываете — он увеличивается. Страх в глазах смотрящего. И соответственно — вы пришли, и вам недостаточно улыбнулись. Если у вас нормальный уровень тревоги — вы скажете «. ну. ». Может конструктор? (смех). А если у вас высокий уровень тревоги, это сразу что? Вас не любят, не уважают, не ценят — есть риск. И вы дальше начинаете. Дальше часто бывает вообще. У женщин как раз в 40 лет, очень характерный симптом — просто высокий уровень раздражительности. Все раздражают: муж раздражает, дети раздражают, на работе все раздражают, и т.д. Спрашиваешь: «Снижено настроение?» — (сердито) «НОРМАЛЬНОЕ У МЕНЯ НАСТРОЕНИЕ. » (робкий смех) — (сердито) «НЕ РАЗДРАЖАЙТЕ ВОПРОСАМИ ДУРАЦКИМИ. ». И живет действительно с этим набором этих вот (требования). Назначаем антидепрессанты — милый человек. Где его держали, так сказать, всю дорогу. Кто держал его в застенках?
В общем, короче говоря, видите, что тут куча всяких разных элементов, и все они взаимосвязаны.
Отечественные психиатры встают на рога, и говорят. (показывает, как говорят). Значит, зачем это делается. Для того, чтобы снять стигму депрессивных больных. То есть человек суицидирует потому, что он больной. Получается, что мы стигматизируем человека, у которого есть суицидальные мысли. То есть мы его причисляем к больным, он сразу «ненормальный», давайте его положим в клинику, и будем там всячески его как бы сказать. это делать.
И то есть — вот и это конечно тоже депрессия. Но депрессия не в классическом клиническом виде, как мы привыкли ее видеть, а это депрессия такая острая, реактивная. У нас даже термин есть такой «острая депрессивная реакция»
Я вот помню — у меня была пациентка — закончу сейчас, расскажу просто. В качестве — чтобы вы понимали сложность всего этого.
Это я вам к тому, что представляете, если такое событие, то может не быть такой клинической депрессии, которая до этого дошла (показывает на схему нейронов). Что тут перестало всё работать. Но уже достаточно для того, чтобы совершить непоправимое. И дальше там проходит где то недели две. Реактивные депрессии так не лечатся, антидепрессантами. То есть вы можете назначать антидепрессанты, но никакие две недели здесь не работают, это значительно больше.
И я ее встречаю в коридоре, она идет — улыбается. У нее прямо вот лицо такое — разгладилось, глаза появились. Ну, я ее вызываю, говорю: «что случилось?» И выясняется — она узнала, что у нее муж погиб. На тракторе напился со всем этим, переживая соответствующий стресс, и на тракторе въехал куда-то. В общем — упал с трактором, и вместе с трактором там затонул, погиб и т.д.
Поэтому вот эта вся штука (показывает на схему) — эта штука, я вам должен сказать. Тяжелая.