Фардуль айн что это
Шариат и категории его пpeдписаний
Шариат – это комплекс предписаний и норм, то есть законов, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в Него, и регулирующих их поведение и жизнедеятельность как для отдельного человека, так и на уровне всего общества. Предписания Шариата подразделяются на следующие категории: фард, ваджиб, сунна, караха, халяль и харам.
1. Фард – обязанность, предписанная в Исламе ясно и однозначно; то, что вменяется в обязанность мусульманину, его священный долг. За исполнение обязательных предписаний мусульманин получит великое вознаграждение, причём размер его зависит от искренности и стараний при их совершении. А за их сознательное невыполнение (без уважительных с точки зрения Шариата причин) он будет строго наказан. Несоблюдение фарда является неповиновением Всевышнему Аллаху, пренебрежением Его наказами и тяжким грехом. Фард, не выполненный вовремя, следует совершить при первой возможности.
Различают два вида обязательных предписаний: фард аль-‘айн и фард аль-кифайа.
Фард аль- ‘айн – это индивидуальная обязанность каждого мусульманина, то есть обязанность, возлагаемая на каждого совершеннолетнего, умственно полноценного мусульманина, например, совершение обязательного намаза, соблюдение поста в месяц Рамадан и т. д.
Фард аль-кифайа – это коллективная обязанность мусульманской общины; то, что следует выполнить хотя бы минимальным числом мусульман, хотя бы одному человеку. Например, оглашение азана – призыва на молитву; похороны умершего и т. д. Если фард аль-кифайа останется неисполненным хотя бы одним человеком, то вся община этого населённого пункта впадает в грех.
2. Ваджиб – в шафиитской богословско-правовой школе то же, что и фард. Исключение составляют только вопросы хаджа, в них ваджиб такой же, как в ханафитском мазхабе‚ то есть это необходимое деяние, близкое к обязательному (фарду). Например, совершение паломником прощального обхода вокруг Каабы (таваф аль-вада), когда он желает выйти из Мекки. А B ханафитском мазхабе по важности выполнения ваджиб идёт вслед за фардом. Например, совершение витр-намаза или принесение в жертву животного (курбан) в дни праздника жертвоприношений (Ид аль-адха) для состоятельного человека. И его неисполнение обычно влечёт за собой искупление штрафом (кафара).
Различают два вида желательных действий: просто желательное (сунна) и особо желательное, настоятельно рекомендуемое (сунна муаккада). За действия сунна муаккада мы получаем больше воздаяния, их Пророк ﷺ выполнял почти всегда, например, совершение дополнительных ратибат-намазов до и после обязательных ритуальных молитв. Совершение после ночной молитвы ратибата в два ракаата является важной сунной, а совершение ратибата в четыре ракаата – просто сунной.
Совершение караха-танзих грехом не считается, независимо от количества раз. Например, глубокое полоскание рта в конце дня при соблюдении поста является караха-танзих, в этом нет греха. А совершение намазов (кроме имеющих причины: намаз после омовения или намаз-приветствие при входе в мечеть и т.п.) в нежелательные периоды (к примеру, после утреннего намаза до восхода солнца) является караха-тахрим.
5. Халяль (или мубах) – то, что не вменяется в обязанность и не запрещено, является не сунной или караха, а нейтральным, дозволенным действием. Зa его совершение нет ни греха, ни награды. А если мусульманин совершил подобный поступок с соответствующим хорошим намерением, то он может превратиться в поклонение (ибада), за которое можно удостоиться благого воздаяния. Например, человек ест яблоко, чтобы организм получал определённые витамины с целью сохранения здоровья, ибо Всевышний велел нам сохранять здоровье. За это он получит вознаграждение. А если человек поел яблоко, чтобы получить наслаждение, то воздаяния он не получит.
Если он поел яблоко без нужды, чтобы оно не досталось нуждающемуся в нём человеку, то он получит наказание. То есть в зависимости от намерения человека этот поступок подпадает под любую из перечисленных категорий.
6. Харам – то, что в Исламе ясно и однозначно запрещено. Совершение харама – это грех и неповиновение Всевышнему Аллаху, пренебрежение Его велениями. Запретные поступки подразделяются на разные категории с точки зрения тяжести греха. Например, убийство человека – харам, так же и воровство – харам. Но грех за убийство намного больше. За совершение харама, в котором человек не раскаялся, и за который Всевышний его не простил, человек будет наказан Творцом в зависимости от тяжести содеянного. За сознательное воздержание от харама мусульманин получает вознаграждение по милости Аллаха. Например, если человек ослушался родителей, то он впадает в большой грех и получит соответствующее наказание. Если же он хотел ослушаться родителей, но, вспомнив о запрете Аллаха, отказался от этой идеи, то он получит соответствующее благое воздаяние.
Свод всех этих предписаний и составляет Шариат.
Из книги: ТОРГОВЛЯ И ФИНАНСЫ В ИСЛАМЕ
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Фард в исламе: обязанности верующих
Фард (фарз) – действия и поступки, которые обязательны для выполнения людьми. Как правило, указания на обязательность того или иного деяния содержатся в Священном Коране, а также в достоверных хадисах.
За соблюдение фарда верующий обретает большую награду, а за его оставление – большой грех. Кроме того, если человек не только не выполняет, но и отрицает необходимость его выполнения, то в таких случаях, по мнению большинства учёных, он впадает в неверие.
Виды фарда
В исламском праве выделяется два вида фарда: индивидуальный (айн) и коллективный (кифая).
Индивидуальный фард – действия, которые обязан совершать каждый мусульманин. Такие деяния человек должен выполнять только за себя, так как фардуль-айн – личная обязанность перед Всевышним. Но при этом существует исключительная практика, когда люди, располагающие материальными средствами, могут совершить, например, паломничество за своих родственников, которые не смогли по тем или иным причинам отправиться в хадж. Но это возможно только в том случае, если мусульманин до этого уже совершил хадж за себя.
Коллективный фард – действия, которые возлагаются на мусульманскую общину в целом. Если один мусульман уже совершил фардуль-кифая, то с других эта обязанность снимается. Однако награду за совершение такого фарда получает только выполнивший его верующий. Если же коллективный фард не совершит ни один мусульманин, то грех запишется всем. Например, к числу коллективного фарда относится заучивание Корана наизусть. Пока в нашем обществе есть хафизы Благородного Писания, то со всех остальных мусульман эта обязанность снимается, но при этом саваб записывается только знатокам Корана.
Бывают такие ситуации, при которых коллективный фард становится индивидуальным. Например, забота и уход за больными людьми в исламе относится к категории фардуль-кифая. Но если в населённом пункте есть только один врач, который может заниматься лечением, то для него эта обязанность становится индивидуальной. Если же спустя некоторое время в этом селении появится ещё один доктор, то тогда лечение станет вновь коллективной обязанностью.
Приоритет одних обязанностей в исламе над другими
Нередко мы сталкиваемся с тем, что совершение одних наших обязанностей противоречит остальным. Например, мы обязаны поститься в месяц Рамазан, но при этом не должны вредить своему организму. В этой ситуации налицо столкновение обязанности по отношению к Аллаху, то есть пост, и обязанности по отношению к себе и обществу, то есть здоровье. Как правило, в таких случаях наиболее приоритетным выглядит фард по отношению к обществу, так как его невыполнение способно нанести ущерб, в то время как оставление фарда перед Всевышним вреда не наносит. Но это только в тех ситуациях, когда существует подобное противоречие.
Отличия фарза от ваджиба
В Шариате существует ещё одна категория действий, которые мусульманин обязан выполнять – это ваджиб (необходимые). Примерами таких действий могут служить совершение праздничной молитвы и витр-намаза (по ханафитскому мазхабу). За оставление как ваджиба, так и фарда человеку записывается грех, но за ваджиб – в меньшей степени. Кроме того, за отрицание обязательных деяний человек впадает в неверие, в то время как за отрицание необходимых человеку просто записывается грех. К тому же за совершение фарда награда больше, нежели за выполнение ваджиба.
Кто не обязан выполнять фард
1. Люди, не исповедующие ислам
Фард становится обязательным только для мусульман, но это вовсе не означает, что иноверцы или атеисты не будут нести ответственность за пропущенные намазы или пост. Если же человек исповедует ислам не с детства, а, например, стал верующим в 30 лет, то пропущенные фарды ему восполнять не нужно. В Священном Писании сказано:
«Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом» (8:38)
Исключением из этого правила являются вероотступники – люди, которые были мусульманами, затем отреклись от религии, а после вновь вернулись к ней. В данной ситуации человеку придётся восполнить все пропущенные фарды, которые он оставлял в период неверия.
Фард обязателен только для совершеннолетних, но по исламу, а не официальному законодательству. Подтверждением тому служит хадис: «Поступки троих не засчитываются: юноши, который не достиг совершеннолетия, спящего и душевнобольного» (Тирмизи). Совершеннолетие у молодого человека наступает в тот момент, когда у него появляется поллюция – непроизвольное выделение семени, как правило, происходящее во сне. Если же поллюции нет, то он считается дееспособным с 15-летнего возраста. Что же касается девочек, то у них совершеннолетие наступает с появлением менструации, а если её нет – то также с 15-летнего возраста.
Фард обязателен только для разумных людей. Если человек душевнобольной, то ему не следует выполнять предписания Всевышнего до тех пор, пока он, по Его воле, не станет полноценным. Если же верующий временно пребывает в неадекватном состоянии не по своей вине, например, если выпил алкоголь, не зная об этом, то он так же освобождается от выполнения фарда до того, пока не придёт в себя. В данном случае пропущенные фарды восполнять не нужно. Если же человек опьянел по своей вине, то все оставленные намазы ему нужно будет восполнить.
4. Женщины, пребывающие в состоянии ритуального осквернения
Четвёртой категорией людей, которые освобождаются от всех видов фарда, считаются женщины во время менструации или послеродовых кровотечений. (Об этом более подробно Вы можете прочитать здесь ).
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Фардуль айн что это
Какие виды знания мы знаем
Знания в делятся на 4 вида:
Фард ‘айн, Фард кифая.
(Обязательные, коллективные),
Желательные (такие как медицина, и т.д.), и запретные (музыка и т.п.)
2 вопрос
Какие знания Фард 1айн,
и далиль на них
И какие Фард кифая
2 ответ
Познание Господа
Познание Религии
И познание своего пророка Мухаммада ( 1алейх1и Солат ва Салам )
Далиль на то, что эти знания фардуль ‘айн для каждого мусульманина:
Сура Мухаммад : 19 аят.
Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин. Аллах знает о ваших передвижениях и вашей обители.
Второй его вид – это знания Фард кифая, то есть знание, обязательное для общины мусульман.
Принцип выполнения любого вида «Фард кифая» таков: достаточно, чтобы его выполнил один человек из общины (например, села), тогда с остальных эта обязанность спадает. Однако если данное обязательное действие из общины не выполнил никто, то все поголовно тем самым совершают грех. Это основное положение, и оно в целом известно и понятно.
3 вопрос
Какие 4 вопроса для нас (мусульман) обязательно изучить
Полный ответ с далилем.
3 ответ
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Узнай, да смилостивится над тобой Аллах, что каждый из нас обязательно должен изучить четыре вопроса.
1. Знание: оно включает в себя познание Аллаха, познание его пророка и познание религии Ислама на основании доказательств.
2. Действие согласно этому знанию,
4. Терпение перед трудностями, возникающими на этом поприще.
Доказательством этого является высказывание Всевышнего:
«С Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Клянусь предвечерним временем(1), поистине, человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, и творили добрые дела, и заповедали между собой истину, и заповедали между собой терпение!»
4 вопрос
Что сказал имам аш-Шафи’и
насчёт суры Аль-Аср
4 ответ
Имам аш-Шафии, (да смилостивится над ним Всевышний Аллах), сказал:
«Если бы Аллах не ниспосылал другого доказательства, кроме этой суры, то и её было бы достаточно».
5 вопрос
Что сказал Имам аль Бухари ( да смилуется над ним Аллах ) в своем сборнике » Сахих» достоверных хьадисов насчёт знаний
5 ответ
Имам Аль-Бухари, да смилостивится над ним Всевышний, в своем Сборнике достоверных хадисов сказал:
«Глава о том, что знание должно быть прежде речей и деяний, а доказательством этому является высказывание Всевышнего: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех»
(Сура «Мухаммад», 47:19).
Как видим, Аллах упомянул знание прежде речей и деяний».
6 ответ
Мусульманин не должен говорить что-либо о религии или делать что-то до тех пор, пока он не узнает об этом все необходимое, ибо совершение дел без знания может принести огромный вред как ему самому, так и другим. Поистине, человек, действующий без знаний подобен блуждающему во мраке. ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Aзиз сказал:
“Тот, кто поклоняется Аллаху без знания, приносит больше вреда, чем пользы”.
Ахмад в “аз-Зухд” 365.
7 вопрос
Что такое знание и соответствие с ним
То есть пример к суре
Аль- Аср.
7 ответ
Например призыв к знаниям к 3 основам.
1) Ты выучил их, это знание.
2) Ты соблюдаешь их и воплощаешь в жизнь, это действие.
3) Ты призываешь других,
говоришь что эти знания фард ‘айн для каждого, что о них спросят в могиле, и не будет оправдания по названию, приводишь далиль на это 19 аят из суры Мухаммад. это призыв.
4) И чтобы они ни сказали, например у меня своя могила будет, ты обо мне не думай и т.д. ты должен проявить терпение. и так же, со стороны врагов Аллаха могут быть проблемы за это, за призыв к Таухиду. Ты терпишь ради Аллаха, надеясь на награду от Него..
это терпение.
Знай, да смилуется над тобой Аллах, что каждый мусульманин и мусульманка обязаны изучить три вопроса и воплощать их на делах:
Во-первых, Аллах сотворил нас, даровал нам средства к существованию, и не оставил нас предоставленными самим себе. Он послал к нам посланника. Кто подчинится посланнику, тот войдет в Рай, а кто ослушается его – войдет в Огонь. А доказательством являются слова Всевышнего: <Мы отправили к вам Посланника свидетелем против вас, подобно тому, как отправили посланника к Фараону. Фараон ослушался посланника, и Мы схватили его Хваткой суровой>.
(аль-Муззаммиль 73:15-16)
Во-вторых, Аллах недоволен тем, что Ему придают кого-то в сотоварищи в поклонении, будь то приближенный ангел или посланный пророк. А доказательством являются слова Всевышнего: <Мечети (или места поклонения) принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом>.
(аль-Джинн 72:18)
Фардуль айн что это
Фард (араб. فرض) — ритуальные нормы (пятикратная молитва-намаз, пост в месяц Рамадан и т. д.), выполнение которых строго обязательно для каждого мусульманина/мусульманки. По мнению большинства ученых, понятия «фард» и «ваджиб» имеют одинаковое значение.
По мнению ханафитов, фардом обозначается такое строго обязательное предписание, обязательность которого подтверждается на основе имеющейся неопровержимой и однозначной аргументации в канонических источниках.
Также, по мнению ханафитов, понятия «фард» и «ваджиб» различаются между собой. Разница между ними заключается в том, что последнее имеет менее выраженную аргументацию. Кроме этого, человек, отрицающий фард, впадает в неверие (куфр) и выходит из веры, а отрицающий ваджиб всего лишь совершает грех, но из веры не выходит.
Понятие «фард» учеными-богословами поделено на два вида: индивидуальный (фард аль-‘айн) и коллективный (фард аль-кифая).
Индивидуальной фард (араб. فرض العين) — строгое предписание для каждого верующего человека, например, совершение обязательной молитвы-намаза.
Коллективный фард (араб. فرض الكفاية) — общая обязанность всех верующих людей той или иной местности, например, совершение заупокойной молитвы. В последнем случае достаточно, если лишь часть верующих людей выполнит его.
В том случае, если индивидуальный и коллективный фард возникнут одновременно и совпадут (например, обязательная молитва и заупокойная), то, по мнению некоторых ученых-богословов, если будет иметься достаточное количество времени, то сначала следует выполнить коллективный, а уже потом индивидуальный фард. Если же время не будет позволять, то сначала следует выполнить индивидуальный, а уже потом коллективный.
Вовремя не выполненный какой-либо индивидуальный фард (фард аль-‘айн) должен быть как можно быстрее восполнен, ведь его невыполнение является грехом, за который придется отвечать пред Богом в День Суда[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Фард // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 32. С. 95–97.
Мы в социальных сетях:
© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью
Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.
Фардуль айн что это
Аль-Ахкам ат-таклифия: Пять видов шариатских постановлений (хукм) по критерию возложенной ответственности (таклиф).
Уаджиб аль-‘айн и уаджиб аль-кифая. Он же фард аль-‘айн и фард аль-кифая. И здесь же: сунна аль-‘айн и сунна аль-кифая
Один из первых разделов, с которым будет иметь дело приступивший к познанию науки «усуль аль-фикх» (основы права) — виды шариатских постановлений. Основные положения из этого раздела важно знать не только изучающим, но и всем практикующим мусульманам и интересующимся установлениями шариата. Незнание или игнорирование видов шариатских постановлений приводит к тому, что с накоплением информации о том, что пришло в хадисах, а что нет, у ее носителя образуется новое видение и толкование шариата.
Так, например, вместо того, чтобы узнать, что из пришедшего из сунны является мубахом, а что из пришедшего из других видов доводов мустахаббом, такой человек делит все на два вида: «это сунна», «по сунне«, и «это не сунна», «не по сунне«. То, что он отнес к категории «это по сунне» становится для него обязательным (уаджибом), поскольку все остальное он отнес к категории «это не по сунне» и считает противоречием сунне, нововведением, а значит харамом. И дело, совершенное не в соответствии с «это по сунне», для него считается неправильным и недействительным.
К сожалению, такое восприятие сейчас существует в массах, и оно — результат пренебрежения путем ученых в познании фикха, пренебрежения целой наукой усуль аль-фикха и впечатления современными обобщенными призывами «следовать только сунне и бороться с нововведениями».
Такое положение дел нуждается в исправлении, и, чтобы было видно, что постановления в шариате более разнообразны, чем просто «черное и белое», ниже предоставлены самые основные понятия из большого раздела «аль-ахкам ат-таклифия» науки «усуль аль-фикх«.
Широко распространено деление «аль-акхам ат-таклифия» на пять видов. Вот они с небольшими подробностями:
1. Уаджиб (обязательное дело, обязанность). Используются также названия «фард» и «мактуб» (предписанное).
Определение по сути постановления: это то, что велено в шариате решительным образом.
Определение по результатам: это то, за выполнение чего из послушания положена награда, и за оставление чего установлено наказание, которое в определенных случаях может не постигнуть ослушавшегося.
У ученых ханафитского мазхаба эта категория делится на два вида: фард и уаджиб, различие между которыми касается определения по сути постановления.
Фард — это то, что велено в шариате решительным образом согласно категоричному доводу.
Категоричный довод — это Коран, хадис мутауатир, единогласное мнение (иджма’).
Уаджиб — это то, что велено в шариате решительным образом согласно доводу, дающему наибольшую вероятность.
Как, например, сообщения (хадисы) из категории «ахад».
Что касается определения по результатам, то оно такое же для обоих видов.
Примечательно то, что правоведы других мазхабов порой прибегают к данной категоризации ханафитов при изложении положений в книгах фикха, но не признают различия между ними в науке «усуля».
2. Мандуб (желательное дело). Используется также название «мустахабб», и правоведы могут называть «сунной».
Определение по сути постановления: это то, что велено в шариате не решительным образом.
Определение по результатам: это то, за выполнение чего из послушания положена награда, а за оставление не установлено наказание.
Правоведы также выделяют такую подкатегорию в «мустахаббе» как «сунна муаккада» — «утвержденная сунна». Т.е. такое желательное дело, которое настоятельно рекомендуется всем совершать неукоснительно. И некоторые правоведы отнесли подкатегорию «сунна муаккада» к категории «уаджиб».
3. Мубах (дозволенное, разрешенное). Используется также название «джаиз«.
Определение по сути постановления: это то, в чем шариатом предоставлена свобода выбора между совершением и оставлением.
Определение по результатам: это то, за выполнение чего не положена награда, а за оставление не положено наказание.
4. Макрух (нежелательное, порицаемое).
Определение по сути постановления: это то, оставить что велено в шариате не решительным образом.
Определение по результатам: это то, за оставление чего из послушания положена награда, а за выполнение не положено наказание.
Ученые ханафитского мазхаба называют эту категорию «макрух танзихан».
5. Харам (запретное). Используются также названия «мухаррам» и «махзур».
Определение по сути постановления: это то, оставить что велено в шариате решительным образом.
Определение по результатам: это то, за оставление чего из послушания положена награда, а за совершение положено наказание, которое в определенных случаях может не постигнуть ослушавшегося.
У ученых ханафитского мазхаба эта категория делится на два вида: макрух тахриман (порицаемое в запретной степени) и харам (запретное), различие между которыми касается определения по сути постановления.
Макрух тахриман — это то, оставить что велено в шариате решительным образом согласно доводу, дающему наибольшую вероятность.
Харам — это то, оставить что велено в шариате решительным образом согласно категоричному доводу.
Что касается определения по результатам, то оно такое же для обоих видов.
***