Фазолинейная акустика что это

«Золотая эра» Hi-Fi

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

В конце 60-х стало ясно, что технологии позволяют добиться очень высокого качества звуковоспроизведения. Так зародилась эра домашнего Hi-Fi.

В работу включились компании с мировым именем. Развитие было таким стремительным – уже к середине 70-х было достигнуто столь высокое качество, что дальнейшее совершенствование параметров не давало ощутимых улучшений звучания.

Наибольшую трудность для конструкторов представляли акустические системы (АС). А именно они, как финальный элемент, в бóльшей степени и определяют качество звучания. Однако, конструкцию динамического громкоговорителя, запатентованного в 1925 году до сих пор(!) не удалось изменить. Менялись материалы, формы, но не принцип. (Советую посмотреть Где они теперь и были ли вообще?)

И всё же, в 1975 году инженерам Technics, подразделения корпорации Matsushita, удалось совершить прорыв. С помощью разработанного им метода измерений были проведены исследования форм сигнала различных музыкальных инструментов, и голосов вокалистов – и стало ясно, что, существовавшая акустика, просто не в состоянии корректно воспроизводить даже отдельные инструменты!

Причина этого обуславливалась временными задержками в приходе сигналов от различных громкоговорителей. В результате длительных измерений, за счёт пространственного разнесения громкоговорителей по вертикали, стало возможным размещать в одной плоскости не подвесы АС, а акустические центры излучения, что привело к достижению фазового естества, и как следствие, невиданно высокого качества звуковоспроизведения. (Подробнее об этом можно прочитать здесь.)

Так появилась на свет акустика Technics SB-7000 – трёхполосная АС с фазолинейной (минимально-фазовой) характеристикой, которая в марте 1975 года была представлена ошеломлённой публике на пресс-конференции в Токио. Подобное решение обеспечило серьёзное улучшение характеристики направленности (т.е. более широкую стереобазу), и великолепную локализацию источников звука, в воспроизводимом материале, что сразу же поражает при прослушивании.

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Позднее в 1978 году у неё появились «братья»: более старшая, 4-х полосная SB-8000 и несколько младших, 2-х полосных SB-4500, SB-5000, SB-5300, SB-5500 и SB-6000. Чуть позднее были выпущены ещё более крупные SB-10000 и монстроподобные акустические системы SB-9500 (весом 169 кг каждая).

Несмотря на высокую стоимость, эта акустика покорила Hi-Fi рынок во многих частях света. До сих пор она является вожделенной мечтой многих меломанов. Вот, и я к 44-м годам дождался осуществления мечты – я стал обладателем Technics SB-6000!

Что бы осуществить мечту, пришлось совершить «марш-бросок» 2800 км в г. Глазов, что на севере Удмуртии. Но оно того стоило!

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Ранее я не имел возможности послушать акустику этих серий (далеко не у многих «сбываются мечты» :), но слышал множество восторженных отзывов. И один из отзывов, который, вероятно, стал «последней каплей», я получил на этом сайте от badangel : «Живьем мне удалось послушать младшенькие SB-4500 и старшенькие SB-8000. Наибольшее впечатление произвели 8000-е! И те и другие отличаются от всей прочей акустики так называемым «живым» звуком. Когда первый раз слышишь звук таких (фазолинейных) АС – то в прямом смысле, срывает крышу.»

Когда на следующий день, выспавшись после поездки, подключил – крышу сорвало и мне… Внешний вид этих «уродцев» поначалу вызывает улыбку, потом уголки рта опускаются и округляются глаза – очень сильно отличается звучание от всей другой акустики! Аж мурашки по коже. Как на концерте – нереальное погружение в атмосферность!

Трудно отделаться от ощущения, что музыка звучит не из динамиков. Первое впечатление – что каждый инструмент звучит из отдельных колонок, расставленных в различных местах комнаты. И уж никак звук не идёт из самих динамиков. Очень чёткая локализация местоположения на сцене, причём не только по ширине, но и в глубину!

«Залип» на пару часов. Сложно перестать наслаждаться такой детализацией. Звук заполняет комнату целиком. Он идёт отовсюду. Все инструменты расставлены по своим местам. Они «живые»! Очень впечатляет рояль – кажется, что он дома. Гитара звучит так, что хочется протянуть руку и провести по струнам…

И второе, настолько низкие искажения и огромный динамический диапазон, что сложная плотная музыка не сливается в единую кашу – каждый инструмент звучит независимо, не забивая другие. 30 см динамик поражает масштабностью звучания – не возникает желание слушать музыку громко – даже на тихой громкости ощущение, что ты в зале. И что ещё поражает – они не выделяют что-либо, они просто воспроизводят все как есть!

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

К началу 90-х прогресс словно остановился, будто всё уже было изобретено и достигнуто. Рынок перенасытился. Продажи крупных компаний резко упали. Произведённая ими в те годы техника, до сих пор исправно служит своим хозяевам, которые довольны звучанием своей аппаратуры, и не хотят покупать ничего нового.

Компании решили снизить себестоимость, выпускаемой продукции путем упрощения технологического процесса, роботизации линий, унификации производства и перемещения заводов в страны с дешевой рабочей силой. Такие решения позволили уменьшить себестоимость в несколько раз и как-то выжить на рынке, но привели к ухудшению качества продукции. После чего была введена новая маркетинговая политика, породившая Hi-End со своими мифами и отсутствием зависимости качества от цены.

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

С начала 90-х новые разработки в сфере дорогого Hi-Fi практически не велись, началась глобальная миниатюризация и повальное увлечение домашними кинотеатрами. Из-за веяний моды и тесных жилищных условий большинства потребителей, появилась так называемая акустика «Life style», в которой на первом месте не качество звука, а модные дизайнерские изски, наиболее гармонично вписывающиеся в современный интерьер.

Золотая эра Hi-Fi закончилась…

Внимание: Эта акустика продаётся! в связи с покупкой SB-7000. Обращаться в личку.

Источник

О качественном звуке своими руками

Блог об опыте самостоятельного конструирования качественных акустических систем и усилителей (в стремлении к звучанию Hi-End уровня за небольшие деньги)

История сборки усилителя JLH для Александра

О фазолинейной акустике или «Святой Грааль» хорошего звука

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Теперь рассмотрим другой случай, когда АС многополосная и каждый динамик воспроизводит свой диапазон частот.
Для разделения звукового сигнала с усилителя на НЧ/СЧ/ВЧ составляющие, как правило, используются пассивные фильтры (1,2,3,4 и др. порядков). И вроде бы все должно было замечательно: каждый динамик воспроизводит только свою часть диапазона, в которой он наиболее эффективен, т.е. амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) и фазо-частотная характеристика (ФЧХ) линейные, смещение диффузоров СЧ и ВЧ динамиков минимально даже при сильной амплитуде сигнала. Но не все так просто. Фильтры АС неидеальны (идеальный фильтр блокирует частоты вне полосы пропускания). Это приводит к тому, что у динамиков есть области совместного излучения.

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

ВЧ динамик (tweeter) начинает воспроизводить сигнал раньше чем НЧ/СЧ (wooffer). В области совместного действия динамиков происходит фазовый сдвиг сигнала. Вследствие этого искажается звуковой образ инструментов и голосов исполнителей. Образ как бы размывается, становится объемным там, где это не требуется. В крайнем случае звук «прилипает» к левой и правой АС и не локализуется в пространстве между ними. Мозг не может определить направление звука, ориентируюсь на фазовый сдвиг сигналов, т.к. таких, смещенных по фазе, сигналов одного характера становится слишком много. Практически тоже самое происходит в случае с широкополосным динамиком.

Как правило, заядлые аудиофилы, не разобравшись в причинах, начинают экспериментировать с проводами, усилителями, источниками воспроизведения музыки и т.п. и не понимают, что без фазолинейного излучателя это бессмысленная трата времени и денег.
Человек не слышит фазовые искажения, но именно по ним определяет расположение источника звука, что непосредственно влияет на разборчивость звучания инструментов и речи.

Что нужно сделать, чтобы согласовать динамические головки по фазе?
Увы, универсального и простого решения нет. Необходимо вводить задержку в сигналы, излучаемые динамическими головками и сделать это можно разными способами:

Источник

Тема: Фазолинейный фильтр для трех полос

Опции темы

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Чего-то схема не прицепилась.

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Ой, да бросьте: http://akotov.narod.ru/passfilters.html
Пройденный этап. Но интересный.
Зачем резисторов-то в параллель напихано в вашей схеме.

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

А на мой взгляд элктрическая фазолинейность вообще не нужна! Нужно соблюсти фазу системы (электрическую и по воздуху) в полососе совместного излучения и не более. Правда натурные эксперименты проводил только эмулируя двухплоску в ЛпсКАДе, не более того.

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Добавлено через 1 минуту

Другой бы спорил, а я не буду.

Добавлено через 2 минуты

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Добавлено через 1 минуту

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

devisangela, слушай, а почему не добавить фазокрутилку в ВЧ и уже на готовом полностью подкрутить фазу, глядя по микрофону? Считаю, что на раздел СЧ-НЧ можно смело забивать.

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Добавлено через 6 минут

Наиль, печатаем одновременно.
Я так понимаю, что разница между первым и вторым (если полосы сводятся) в групповой задержке, или фазе. До этого я конечно же пробовал 2-й порядок (на той же системе) разных видов и все пошло в ящик.

Добавлено через 14 минут

Я сделал немного иначе: две секции НЧ и ВЧ-СЧ.
Когда мерял с этими фильтрами ГВЗ в Arta, пришлось сдвинуть ВЧ-СЧ вперед, чего раньше я и не подозревал.
Я не привожу здесь результатов, потому что Arta, Spectralab, Easera дают разные результаты, и пока не ясно, кто из них врет.

Источник

Тема: Так называемый Фазолинейный кроссовер (дефиренциальное фильтровние)

Опции темы

То что характер звучания отличен от стандартных фильтров очевидно. Но в месте с тем так же очевидно что что то не так.

Сигнал одной полосы шунтируется. но шунтируется он сигналом с уже накрученной фазой. Схема то простая и явно не распространена в массах не случайно. Кто подскажет, а что именно не так? Какие косяки вылазят?

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Во первых, этот фильтр не фазолинейный, а фазокогеррентный.
Никаких косяков, все строго в соответствии с теорией.
Я с таким фильтром живу уже 10 лет. Для меня он оказался предпочтительней любых иных.
А косяки в том, что применение фазокогеррентного фильтра не поможет устранить фазовую нелинейность (а также разрывность ФЧХ) акустической системы.
Что, впрочем, присуще всем фильтрам. К сожалению.

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Для понимания. Обычный, к примеру, ФНЧ дает задержку фазы и временную задержку. А что происходит у фильтра который мы обсуждаем?

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Так задержка фазы и времени суть одно и то же.
Мы рассматриваем не один фильтр, а несколько.
Для простоты ограничимся ФНЧ и ФВЧ.
Обычные фильтры на частотах раздела сдвигают фазу в противоположных направлениях.
Фазолинейные системы не изменяют фазу во всем диапазоне пропускания.
Фазокогеррентные сдвигают фазу монотонно в диапазоне пропускания, но на частоте раздела сдвиг фаз ФВЧ и ФНЧ одинаков по величине и знаку.
В данной схеме для компенсации фазового сдвига одного из фильтров применяется так называемая всепропускающая фазовращательная цепь с ФЧХ, зеркальной ФЧХ фильтра. При этом получается возможным получить всю остальную фильтрацию при помощи вычитания фильтрованного сигнала из исходного.

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что это

Подброшу свою ложку дегтя: этот фильтр очень требователен к полной идентичности ФВЧ и всепропускающего звена во временнОй области. Прежде чем собирать, просимулируйте его в МС или другом симуляторе и задайте отклонение радиоэлементов от номинала 2

Источник

Фазолинейная акустика что это. Смотреть фото Фазолинейная акустика что это. Смотреть картинку Фазолинейная акустика что это. Картинка про Фазолинейная акустика что это. Фото Фазолинейная акустика что этоdnovikoff

Alchemist as is.

Давненько я не писал за звук. Но надо исправляться, так что сегодня мы поговорим за фазолинейную акустику, а именно за её кроссовер.

Вообще, этот пост должен был называться по-другому и отвечать на вопрос «каковы оптимальные частоты раздела полос и чем они обусловлены?», заданный мне недавно в личной беседе. Вопрос это крайне интересный и многогранный, потому на него я обязательно отвечу, но гораздо более интересна в этом ответе именно составляющая, имеющая отношение к фазолинейным АС.

Принято считать, что существует область наибольшей чувствительности слуха, попадание частот раздела в которую является крайне нежелательным, потому что это слышно. Наиболее выражен здесь диапазон 3-5кГц, но в разделе на 1 кГц тоже ничего хорошего нет. Именно это и определяет классические частоты раздела трёхполоски в районе 200-500 Гц между НЧ/СЧ и 4.5-6 кГц между СЧ/ВЧ.

На самом деле, на этом ответ можно было бы и закончить, если бы не тот момент, что справедливо это только для обычных, не минимально-фазовых, АС. Ну и если не вдаваться в причины того, а почему же разделы частот собственно слышно. А прикол тут в том, что наиболее часто упоминаемая и очевидная причина («динамики играют по-разному») на самом деле глубоко вторична.

Так что давайте разбираться дальше.

Как я уже неоднократно писал, наиболее важными характеристиками акустики, влияющими на натуральность, естественность и «открытость» звучания являются фазо-частотная и импульсная/переходная характеристики. Этот вопрос я довольно подробно разбирал в своём посте про то, существует ли эталон звука, поэтому здесь я на этом факте детально останавливаться не буду, а просто примем его за данность.

Первая и главная часть этого поля лежит в области переходной характеристики. Если мы посмотрим на классический подход к разработке акустики, то обратим внимание на то, что наиболее проблемной является как раз СЧ-область. Потому что СЧ-динамик должен быть достаточно большим и мощным, чтобы не перегружаться по НЧ, при этом достаточно маленьким для того, чтобы хорошо отыгрывать верхнюю часть диапазона. И это всегда, в 146% случаев, приводит к компромиссу.

В случае, если у вас появляется простор в выборе частот раздела, сдвигом этих частот можно очень хорошо регулировать форму переходной характеристики в целях устранения этого излома. Что интересно, итоговый результат оказывается сугубо физичен и прост как валенок по своей сути, так как эта частота на 95% определяется. Соотношением масс подвижных систем динамиков! 🙂 Ну, с точки зрения именно качества звучания. Перегрузочную способность, искажения и особенности АЧХ никто не отменял (а выравнивание АЧХ сдвигом частоты раздела тоже весьма эффективно в определённых пределах, когда горбы АЧХ одного динамика у вас накладываются на провалы АЧХ второго динамика).

Естественным ограничением здесь также выступают внеосевые АЧХ динамиков, а именно их спад начиная с некоторой частоты, но здесь та же физика приходит на помощь сама. Дело в том, что частота, на которой происходит спад внеосевых АЧХ, однозначно определяется размером диафрагмы динамика, а он в свою очередь прямо пропорционален массе подвижной системы. Так что это, по сути, одно и то же и выбирая частоту раздела по критерию соотношения масс подвижных системы вы одновременно убиваете двух зайцев.

Дело тут в чём. Идеальные ФЧХ и ИХ/ПХ дают чудеснейшее звучание на акустической музыке. Натуральное, открытое, чистое, всё как надо. Но как только дело доходит до спектрально-плотного тяжеляка, звучание которого во многом построено на нелинейных искажениях (см. электрогитары), моментально возникает проблема отсутствия «мяса» в звуке, которая приводит к тому, что этот самый тяжеляк начинает нещадно ездить по ушам.

Кстати, на хорошо записанном зарубежном тяжеляке проблема отсутствия «мяса» на фазолинейках заметна гораздо реже. Обусловлено это тем, что пишутся, сводятся и мастерятся они на нормальных студиях, где вполне могут стоять фазолинейные Kinoshita или Westlake, а то и чего ещё круче. Да и делают это люди не только не глухие, но и с огромным опытом. А вот с отечественными записями всё, как правило, очень грустно. Разница настолько огромная, что свою любимую отечественную музыку я уже давно предпочитаю слушать исключительно в дерьмовых наушниках, потому что на нормальной акустике слушать ЭТО невозможно.

Хотя, например, даже с очень хорошими записями бывают косяки. Когда мы довели акустику я, например, стал слышать, как на записях Moby на вокале открывается гейт, лол. Первое время, пока я не допёр, что это вообще, это вызывало сильные непонятки. Или что вокал на Rolling in the deep имени Adele пережат просто в полный хлам (что любопытно, на всех остальных песнях с 21 ситуация очень сильно лучше, а One and only так вообще ням-ням записана).То есть надо понимать, что обладание качественной акустикой очень сильно повышает требования к качеству записей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *