Фигурка ролс ройса что означает
Как рождается Дух Экстаза
Символом легендарной британской марки Rolls-Royce является «Spirit of Ecstasy» (Дух Экстаза) — склонившаяся вперёд богиня Ника. Начиная с 1923 года, эта статуэтка украшает все автомобили марки RR. Ни для кого не секрет, что торговая марка Rolls-Royce и логотип в виде совмещённых букв «RR» принадлежат компании-гиганту BMW. Права на саму статуэтку «Дух Экстаза» остались за концерном Volkswagen. Сейчас все статуэтки производят на небольшом заводе Polycast Limited, что в Саутгемптоне.
Статуэтка Rolls-Royce в виде наклонившейся чуть вперед женщины, которая как бы сопротивляется набегающему порыву ветра, олицетворяет скорость и красоту. Данную фигурку создал английский скульптор Чарльз Сайкс в далеком 1911 году.
Первоначально символ Rolls-Royce назывался «Олицетворение скорости». Кроме этого, статуэтку называют «Летящая леди» и, шутливо, «Элли в ночнушке». Прообразом для легендарной статуэтки послужила некая Элеанора Веласко Торнтон. Торнтон была любовницей и секретаршей Джона Дугласа-Скотта-Монтегю, второго барона Монтегю-Белью. Он был фанатом автомобильной техники и хорошим другом Чарльза Роллса и Фредерика Ройса, которые в свою очередь стояли у истоков компании Rolls-Royce.
Раньше статуэтку отливали из баббита. Чуть позднее — из бронзы и хромированной нержавеющей стали. Однако по специальному заказу статуэтку могут изготовить из серебра или золота. Фигурка, как и раньше, полируется вручную молотыми косточками черешни.
С 1923 года существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклонённая». Такая статуэтка начала украшать автомобили королевской марки с 1934 года. Это было связано с тем, что стоящая фигурка очень сильно отвлекала водителя от дороги.
Дух экстаза. История знаменитой статуэтки
Первая фигурка на капоте Rolls-Royce появилась в 1911 году.
По заказу барона Монтегю его товарищ, скульптор Чарльз Робинсон Сайкс изготовил статуэтку под названием «Silver Ghost», что в переводе означает «Серебряный призрак».
Барон был известным, красивым и состоятельным. Он был энтузиастом автомобильной техники и близким другом Чарльза Роллса и инженера Фредерика Ройса — основателей компании Rolls-Royce.
У барона Монтегю был любимый автомобиль и любимая женщина. Так он и придумал разместить на капоте своего Rolls-Royce женскую фигурку, моделью для которой выбрал красивейшую девушку, свою секретаршу и любовницу – Элеонору Веласко Торнтон.
И вот на улицах Лондона появился автомобиль с прекрасной статуэткой в виде полуобнаженной женщины с откинутыми назад руками вразвевающемся от ветра одеянии. Многие не оценили поступка и сочли его легкомысленной прихотью барона.
Жон Монтегю был представителем высшего света Англии. На своем Rolls-Royce он возил короля Эдуарда, и именно его автомобиль с двойным «R» первым в истории марки въехал в ворота английского парламента.
Позже скульптурка настолько пришлась по вкусу создателям Rolls-Royce, что они попросили разрешения у барона на использование маскота для украшения всех автомобилей, производимых компанией. За свою столетнюю историю статуэтка обрела множество разных имен. Среди них — «Дух экстаза», «Дух восторга», «Серебряная леди», «Эмили», «Летящая леди» и даже одно забавное прозвище «Элли в ночнушке».
Сначала «Дух экстаза» предлагалась как опция, а позднее — серийно для всех «роллс-ройсов», хотя Генри Ройс недолюбливал подобные «безделушки». Позже сам согласился, что скульптура «Дух экстаза» достойна автомобиля под его именем, но до конца своих дней всё же ездил без каких-либо фигурок на радиаторе, считая, что они нарушают гладкость линии и силуэт автомобиля.
Каждая фигурка «Дух экстаза» делалась вручную. Литьё выполняли в соответствии с тысячелетним «принципом утраченной формы». По этой технологии, официально называемой «литьём по выплавляемым моделям», нужно разрушить форму, чтобы достать заготовку. Это объясняет тот факт, почему ни одна фигура не является точной копией другой. До 1951 года внизу каждого из уникальных экземпляров красовалась монограмма Чарльза Сайкса. Первые фигурки, лично подписанные Сайксом, и сегодня принадлежат к престижным объектам коллекционирования. Первые статуэтки были вылиты из баббита, позже — из бронзы и хромированной нержавеющей стали, но по специальному заказу изготавливались фигурки из серебра, золота и даже из калённого стекла с подсветкой. Все фигурки полировались вручную молотыми черешневыми косточками.
Существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклонённая», выпускалась с 1934 года. Это было связано с тем, что по мусульманским законам женщина не имела права идти впереди мужчины.
Возвращаясь к истории Элеонор и барона, скажем, что их роман был недолгим. В 1915 году влюбленные решили посетить Индию, выбрав для путешествия корабль «Персия».
30 ноября германская подводная лодка атаковала судно. Последствия оказались трагическими: судно стало стремительно тонуть. Экипажу не хватило времени даже спустить на воду шлюпки. На корабле находился 501 человек, и 330 не успели спастись. Барона Монтегю спасло чудо, а Элеонора Торнтон погибла. Но Имя Элеонор, благодаря барону, останется в истории навсегда, а ее облик теперь неразрывно связан с легендарным автомобилем.
Поэма экстаза, или о чем может рассказать фигурка на радиаторе
А между тем в этой скромной на первый взгляд детали роллс-ройсовского экстерьера заключен особый смысл. Автор статуэтки назвал свое творение «Духом экстаза». Хотя в общественном мнении устремленная вперед и пригнувшаяся, как перед прыжком, женская фигура в развевающемся на ветру одеянии (при доле фантазии его можно принять за крылья) ассоциировалась и с Летящей Леди, и с античной богиней победы — Никой, даже со сказочным эльфом… Но все равно вид автомобиля с серебряной фигуркой на радиаторе более века вызывал именно это чувство — экстаз.
Многие автомобили претендовали на звание эталонного. Прошлый век повидал немало автомарок, которым удавалось вырваться вперед, став «хитами года» и даже «машинами десятилетия». И только одна все это время оставалась непреходящим эталоном. Символом не столько богатства и технического совершенства — выпускались машины и покруче, и подороже, — сколько престижа, респектабельности и принадлежности к сливкам общества. Словом, аристократ в мире автомобилей — это английский Rolls-Royce, и никто больше.
Эталонный автомобиль века стал плодом усилий двух творческих личностей, энтузиастов и натур во всех отношениях полярных. Полярных по социальному происхождению, жизненному опыту, темпераменту. Хотя даже школьник в курсе, что именно полюса, противоположности обеспечивают чудо рождения. Это касается и электрической искры, и венца творения — человека.
Фредерик Генри Ройс пробивался на вершину славы и богатства с самых низов. Сын разорившегося мельника с десятилетнего возраста зарабатывал на жизнь — продавал газеты с лотка, разносил телеграммы, трудился помощником машиниста и разнорабочим на фабрике. А в свободное время самостоятельно овладевал иностранными языками, алгеброй и основами электротехники. Проработав год в мастерской по ремонту бытовой электротехники, Ройс открыл в Манчестере собственную мастерскую.
Иной была судьба валлийского аристократа Чарлза Стюарта Роллса, лорда Ллангаттока. Наследник богатого состояния и звучного титула, обладатель дипломов Итона и Кембриджа был также неравнодушен к технике, но занимался ею скорее в качестве хобби.
Однако жизненные пути этих двух англичан неожиданно сошлись. Соединил их автомобиль — точнее, мечта об автомобиле. Родном, британском и, разумеется, лучшем в мире, не уступающем немецким и французским моделям — законодателям моды в самом начале ХХ века.
Ройс увлекся автомобилями в историческом 1903 году, когда мир вступил в эру авиации и массового автомобильного производства — в США поднялся в воздух биплан братьев Райт и заработал первый конвейер на заводе Форда. В том же году английский инженер-самоучка приобрел свое первое авто — подержанный французский Decauville. Оставшись недовольным покупкой, Ройс загорелся идеей создать автомобиль, который будет не хуже импортных. И уже весной следующего года продемонстрировал настоящее чудо на колесах. Машина произвела фурор: двигалась непривычно мягко, заводилась одним движением ключа и была во всех отношениях безотказна.
К тому времени успел наладить собственный автомобильный бизнес и Роллс. Но его подтолкнуло более привычное для молодого аристократа увлечение — автогонки. Ими он увлекся еще во время учебы в Кембридже. Собрав редкую для того времени коллекцию медалей, кубков и прочих спортивных трофеев, лорд-автогонщик в 1902 году основал компанию по продаже автомобилей — CS Rolls & Co. Уже тогда им овладела навязчивая мечта — не только торговать автомобилями, но и производить их. Опять-таки — родные, британские, эталонные.
Когда до него дошли слухи о необыкновенной машине некоего Ройса, глава CS Rolls & Co. решил сам наведаться в Манчестер. Исторический контакт двух легендарных основателей британского автопрома состоялся в местном отеле Midland 1 мая 1904 года. После ланча Роллс несколько часов провел за рулем машины Ройса и тут же предложил инженеру деловое партнерство. Договор был заключен там же — отныне компания Роллса получала эксклюзивные права на всю продукцию фирмы Ройса. В декабре на Парижском автосалоне партнеры с гордостью демонстрировали свои новинки. А перед самым Рождеством обе компании слились в одну — Rolls-Royce Ltd.
Остальное, как говорится, история. Триумфальная, трагическая, романтическая — всего в ней хватало в избытке.
Спустя шесть лет Ройс остался один — его друг и партнер, который одновременно увлекался авиацией, трагически погиб во время одного из полетов. И в том же 1911 году художник Чарльз Сайкс выполнил заказ одного VIP-клиента компании и по совместительству главы Королевского автоклуба лорда Монтегю — «сваял» серебристую фигурку женщины с развевающимся одеянием, напоминавшим крылья. Ходили слухи, что моделью послужила секретарша лорда Элеонор Торнтон, также говорили, что она была тайно обвенчана со своим боссом, а художник был в нее безнадежно влюблен… Как бы то ни было, с тех пор все модели Rolls-Royce в качестве фирменного талисмана снабжались серебристым «Духом экстаза». А этих моделей за целый век накопилось всего ничего — менее трех десятков, считая вместе со всеми модификациями.
За три года до собственной кончины в 1933-м Фредерик Ройс стал сэром Фредериком: король возвел его в рыцари Британской империи. К тому времени ни у кого в Европе и во всем мире не осталось сомнений, машина какой марки — лучшая.
На настойчивые вопросы журналистов, сколько компания тратит на рекламу, наследники Роллса и Ройса с оттенком гордости отрезали: «Наши автомобили в рекламе не нуждаются». Это было правдой — отчасти. На раннем этапе были свои рекламные слоганы и у Rolls-Royce, также вошедшие в историю. Например, такой: «В этом автомобиле не едешь, а плывешь. Точнее, стоишь, а бесшумно плывет окружающий пейзаж за стеклом». Или вот еще: «Единственный звук, слышимый в салоне, — это тиканье карманных часов»… Но по большому счету, тратиться на рекламу компании действительно не было резона. Зачем, когда стихийной и бесплатной рекламой служили фотографии и кадры кинохроники! Глядя на них, каждый мог убедиться: на важные мероприятия и торжества монархи, политики, богачи и кинозвезды прибывали непременно в «роллс-ройсах».
По крайней мере так было до последних десятилетий прошлого века. Британская сословная специфика (происхождение выше богатства) сохранялась неукоснительно — далеко не все, кто обладал средствами для покупки «роллс-ройсов», осмеливались приобрести машину своей мечты. Как образно выразился английский публицист 1940-х годов, «покупать Rolls-Royce, если общество не решило негласно, что вы его достойны, — признак дурного тона, закрывающий перед выскочкой двери этого самого общества».
Начиная с 1920-х годов продукция английской фирмы украшала гаражи не только собственной королевской семьи, но и большинство монарших дворов Европы и мира, а также ведущих политиков и лидеров бизнеса. Полюбили эксклюзивный британский автомобиль и звезды кино. И еще вопрос, кто кому в данном случае был обязан рекламой.
С тех пор много воды утекло. Грустная ирония времени — британский автомобиль, являвшийся символом принадлежности к элите (не нынешней, тогдашней — без кавычек и иронии), клубу небожителей, ныне выпускается немецким концерном, название которого буквально переводится как «народный автомобиль». Хотя новым владельцам, отдадим им должное, хватило делового чутья и такта оставить все как было. И название-бренд, и ручную сборку, которую, как и век назад, осуществляют британские мастера. И фирменные детали экстерьера и салона — вроде той самой фигурки на радиаторе. Потому что и в наше время вековая репутация чего-то стоит. Точнее — цены не имеет, поскольку купить ее невозможно.
Фото: Rolls-Royce Enthusiasts Club; Rolls-Royce Motor Cart Ltd., Rolls-Royce Enthusiasts Club; Rolls-Royce Motor Cars Ltd.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Благодаря пружинному механизму в основании современная версия «Духа экстаза» при малейшем контакте с препятствием «уезжает» вниз, чтобы не нанести пешеходу травм. Уберечь элегантную леди от клептоманов помогает кнопка в салоне — стоит ее нажать, и фигурка спрячется в недрах капота
Символом британской королевской марки автомобилей Rolls-Royce является «Дух Экстаза» — склонившаяся вперёд богиня Ника. Эта статуэтка украшает абсолютно все модели марки, являясь их неотъемлемым атрибутом с 1923 года. Несмотря на то, что торговая марка Rolls-Royce и логотип в виде совмещённых букв RR принадлежат компании BMW, права на «Дух Экстаза», в соответствии с условиями продажи компании в 1998 году, остались за концерном Volkswagen. Сейчас статуэтки производят на заводе Polycast Limited в Саутгемптоне, отдельно от автомобилей.
Наклонившись чуть-чуть вперед, как бы сопротивляясь набегающему порыву ветра, она олицетворяет скорость и красоту. Фигурку изваял английский скульптор Чарльз Сайкс (Charles Sykes) в 1911 году.
Великобритания. Саутгемптон, Англия. Статуэтка «Дух Экстаза» для автомобилей марки Rolls-Royce на заводе Polycast Limited. (REUTERS/Stefan Wermuth)
Первоначально символ Rolls-Royce назывался «Олицетворение скорости». Также статуэтку называют «Летящая леди». Кроме того, статуэтка имеет шутливое прозвище «Элли в ночнушке». Моделью для статуэтки, выполненной английским скульптором Чарльзом Сайксом, послужила Элеанора Веласко Торнтон. Торнтон была секретарём и любовницей Джона Дугласа-Скотта-Монтегю, второго барона Монтегю-Белью. Он был энтузиастом автомобильной техники и другом Чарльза Роллса и инженера Фредерика Ройса — основателей компании Rolls-Royce.
Великобритания. Саутгемптон, Англия. Работник Polycast Limited Томас О’Донохью держит пылающую форму для статуэток. (REUTERS/Stefan Wermuth)
Первоначально статуэтку выливали из баббита, позднее — из бронзы и хромированной нержавеющей стали, но по специальному заказу изготавливаются фигурки из серебра и золота. Фигурка полируется вручную молотыми косточками черешни.
Существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклонённая», выпускалась с 1934 года. Это было связано с тем, что стоящая фигурка отвлекала водителя от дороги.
Великобритания. Саутгемптон, Англия. Томас О’Донохью у печи. (REUTERS/Stefan Wermuth)
Стоимость этой удивительной статуэтки на бампере автомобиля «Роллс-Ройса» составляет 5000 долларов США.
Про статуэтку всегда ходили легенды. Многие, например, верили, что «Дух» отливают из чистого серебра. Поэтому неудивительно, что статуэтку часто похищали грабители. Но это в прошлом. У нынешнего «Фантома» фигурка механизирована. Когда владелец покидает машину, статуэтка скрывается в недрах радиаторной решетки. При ударе «Дух» тоже моментально прячется — на случай, если автомобиль наедет на пешехода.
Великобритания. Саутгемптон, Англия. Работник Polycast Limited Рональд Парр плавит сталь перед заливкой на форму. (REUTERS/Stefan Wermuth)
В то время было модно украшать машины различными фигурками. Генри Ройс, однако, новое увлечение презирал и приходил в бешенство, когда встречал машины своей марки со статуэтками на капоте. Но в конце концов конструктора убедили, что лучше выпускать «фирменные» талисманы, чем наблюдать, как безгранична фантазия у владельцев Rolls-Royce.
Фигурка была разработана в феврале 1911 года и представляла собой девушку, чье платье порыв ветра развевает на руках-крыльях. Фигурку ждал мировой успех: на одном из престижных конкурсов она была признана лучшим талисманом в мире.
Великобритания. Саутгемптон, Англия. Плавка стали. (REUTERS/Stefan Wermuth)
Великобритания. Саутгемптон, Англия. Фрэнк Тилдсли за работой. (REUTERS/Stefan Wermuth)
Великобритания. Саутгемптон, Англия. Работник Polycast Limited Стивен Ричардсон нарезает форму. (REUTERS/Stefan Wermuth)
Великобритания. Саутгемптон, Англия. Оператор воскового станка Polycast Limited Рональд Мур за работой. (REUTERS/Stefan Wermuth)
Великобритания. Саутгемптон, Англия. Рональд Мур охлаждает восковые формы. (REUTERS/Stefan Wermuth)
Великобритания. Саутгемптон, Англия. Работник Polycast Limited Барри Смит шлифует статуэтки. (REUTERS/Stefan Wermuth)
Великобритания. Саутгемптон, Англия. Барри Смит за работой. (REUTERS/Stefan Wermuth)
Великобритания. Саутгемптон, Англия. Работник Polycast Limited Рональд Литтл занимается отделкой отлитых статуэток. (REUTERS/Stefan Wermuth)
Великобритания. Саутгемптон, Англия. Работник Polycast Limited Рональд Литтл демонстрирует готовую статуэтку. (REUTERS/Stefan Wermuth)
Великобритания. Саутгемптон, Англия. Бракованные статуэтки на переплавке. (REUTERS/Stefan Wermuth)
Великобритания. Саутгемптон, Англия. Готовые статуэтки «Дух Экстаза» для автомобилей марки Rolls-Royce на заводе Polycast Limited. (REUTERS/Stefan Wermuth)
Посмотрите как собирают автомобиль:
А вот посмотрите, как можно гонять на Ролс-Ройсе по лугам
А вот тут узнайте как выглядит подробная История компании Rolls-Royce
Как на капоте Rolls-Royce появилась фигурка «Дух экстаза»
Фигурка на капоте Роллс-Ройс: История создания
Мы же расскажем немного иную историю, о которой вы вряд ли слышали раньше. Прототипом окрыленной богини победы Ники стала реальная женщина по имени Элеанора Веласко Торнтон.
В начале 1900-х годов, Джон Уолтер Эдвард Дуглас-Скотт-Монтегю, второй Барон Монтегю-Бьюли, заказал украшение на капот своего Роллс-Ройса английскому скульптору Чарльзу Робинсону Сайксу. Сайкс выполнил заказ, взяв за исходник натурщицу – некую Элеонору Торнтон, любовницу Монтагу.
Чтобы отразить тайну отношений, первый макет статуэтки, разработанный Сайксом, прикладывал к губам указательный палец и получил имя собственное: «The Whisperer», «Шепот». Это был талисман, который должен был оберегать автомобиль и владельца от неприятностей в дороге, и в жизни. Лорд настолько вдохновился идеей, что написал стихотворение о своем новом украшении:
Я — малютка, задорная фея,
Талисман постоянный в пути.
Подарю Вам счастливое время,
Но надёжность оставлю в чести.
По дорогам извилистой Роны
Сквозь эфирные волны ветров,
Мимо чар побережий лимонных
И гольф-клубов — везу седоков.
Успокою мечтой и улыбкой,
О любимой напомню подчас,
И помчу Вас навстречу ошибкам,
Или стану испытывать Вас.
Ваша храбрость понравится фее,
И под радостный шелест колёс
Я сольюсь воедино с весельем,
Что приносит мой серый «Роллс-Ройс»!
В гордом одиночестве фее пришлось ездить недолго. Автомобильные украшения были в ту пору в моде, а люди при больших деньгах могли заказать у лучших скульпторов копии статуэтки, которую они видели на Роллсе Монтегю. Так, тусовка любителей талисманов разрасталась, словно снежный ком. Это заметили даже в компании. Автопроизводителю не понравилось, что владельцы прибегают к «кустарщине» и делают непонятные «украшательства» на стороне, поэтому он попросил Сайкса, того же скульптора, который сделал оригинал, разработать талисман, который можно было бы устанавливать на все серийные автомобили.
Сайкс переделал «The Whisperer» в «Spirit of Ecstasy», убрав поднятую руку и сделав ее такой, какой мы знаем ее сегодня, назвав ее «изящной маленькой богиней, Духом экстаза, которая выбрала дорожное путешествие своим высшим наслаждением и восторгом на носовой части автомобиля Rolls-Royce, чтобы упиваться свежестью воздуха, и музыкальным звуком ее развевающейся драпировки».
К сожалению, Торнтон умерла вскоре после описываемых событий, в 1915 году. Она отправилась в путешествие и находилась на борту судна SS Persia, когда корабль был торпедирован немецкой подводной лодкой в Средиземном море. Началась Первая мировая война.
Иногда красивые сказки заканчиваются вполне в духе триллеров. В жизни так случается…