Филипок о чем это произведение
Краткий и полный анализ рассказа Л. Н. Толстого «Филипок»
Рассказ «Филипок» предназначен для чтения младшими школьниками, он несёт в себе обучающий и воспитательный посыл. В произведении дети учащиеся могут узнать себя и свои стремления.
Поскольку ученики начальной школы только учатся анализировать литературные произведения, предлагаем образцы краткого и полного анализа рассказа.
Год написания и публикации – 1875 год.
История создания – рассказ был предназначен для изучения в сельских школах и входил в сборники чтения.
Жанр – быль или рассказ, направление – реализм, назначение (для чего) – учебная литература.
Основная идея – если человек поставил себе цель учиться, его ничто не остановит.
Тема – учиться можно начинать в любом возрасте.
Проблема – важно заметить в ребенке познавательную активность и поддержать ее, а не сдерживать, как это делала мама Филиппка.
Композиция – рассказ описывает один день из жизни крестьянского мальчика, который стал поворотным в его судьбе.
п.1. Тематика и проблематика
Тема: обучение в раннем возрасте.
Проблема: Обучение благотворно в любом возрасте, если человек этого хочет.
Несмотря на то, что Филиппку нельзя было до этого момента посещать школу, он уже выучился понемногу писать и читать. Это значит, что он научился этому от старших родственников, наблюдая за братом Костюшей.
Тема: отношение старших к малышу, который рвется получить образование.
Проблема: Важно поддержать ребенка в его стремлении, уважать его желания.
Мама не пускает Филиппка на занятия, видимо, опасаясь за него (он младший). Но тем самым она лишает его важного опыта.
А вот учитель решает, что мальчик уже показал достаточно высокий интерес к образованию, он поддерживает и хвалит Филипка.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Человек, у которого есть цель, способен показать чудеса решимости и смелости.
Все это рождает мощный порыв, и однажды Филипок отваживается пойти в школу без спроса. Он не пугается расстояния или собак по дороге, он не думает о том, будет ли его ругать мать, просто хочет добиться своей цели. Это образец того, как маленький человек уже показывает задатки сильной личности.
п.3. Основные герои
Образная система рассказа строится на том, что какие-то герои препятствуют Филипку, а какие-то помогают.
п.4. Литературные приёмы
В этом поучительном рассказе очень важны символы, которые переносно показывают важность поступка Филипка.
Все они показывают, что путь к желаемому результату может быть не таким уж простым.
Также в рассказе можно увидеть психологизм – выражение внутреннего состояния героев.
Например, вот как автор описывает переживания мальчика:
На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать.
Филипок так напугался, что говорить не мог. — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло.
п.5. Конфликт произведения
Главный конфликт – между запретом мамы и целью ребенка. Мальчик нарушает правила (ему по возрасту пока учиться нельзя), но получает желаемое. В итоге оказывается, что юный возраст – не помеха учебе.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Толстой Л. «Филипок» Читательский дневник, краткое содержание
Толстой Л. «Филипок» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Лев Николаевич Толстой
Название: «Филипок»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: Целеустремлённость
Число страниц: 2
Главные герои и их характеристики:
Филипок – маленький, смелый, целеустремлённый мальчик
О чем произведение:
Сила желания Филиппа была так огромна, что он не побоялся гнева мамы, страшных собак и строгого учителя.
Сюжет — краткое содержание:
Филипок очень хотел в школу, но мама сказала, что ему ещё рано. Тогда мальчик тайком оделся и ушёл. По дороге на ребёнка напали собаки, но его это не огорчило, и он отправился дальше. Когда Филипп зашёл в класс, учитель разрешил ему посещать занятия.
Понравившийся эпизод:
Мне понравился момент, где Филипп показывал учителю, что он умеет читать. Это было очень здорово! Такой маленький мальчик и такое огромное рвение к учёбе.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
При большом желании можно достичь своей цели, казалось бы, несбыточной мечты.
Чему учит этот рассказ:
Быть внимательным к окружению, стараться достичь своей цели и не опускать руки при неудачах.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Филипок – чудесный, целеустремлённый мальчик. Но кое-что он всё-таки сделал неправильно. Он не послушал маму! Его самостоятельное путешествие могло закончиться большой бедой. Никогда нельзя нарушать запреты родителей, ведь они плохого не посоветуют!
Новые слова и выражения:
Пострелёнок – озорник, сорванец
Пословицы к произведению:
Век живи — век учись.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Ученье и труд — все перетрут.
Филипок Толстой Л.Н. — читательский дневник
Рассказ «Филипок» был написан Толстым как поучительная маленькая история для детей. Замыслом автора было показать пример того, как велико бывает желание учиться.
Читательский дневник по рассказу – это образец развернутого мнения с элементами анализа.
Рассказ-быль написан автором в 1875 году, описываемое время – 1850-е годы, когда только начали появляться первые школы для крестьянских детей.
«Быль» подразумевает, что описанная история основана на реальных событиях, автор просто описал эпизод из жизни крестьянского мальчика.
Филипок – мальчик из крестьянской среды, желающий учиться в школе наравне с братом, успевший научиться немного чтению и письму дома.
Мать – работящая крестьянская женщина с обычной судьбой. Она сначала переживала за сына, запрещала ему учиться, но в итоге разрешила посещать школу.
Костя – старший брат Филиппка, который успел поделиться знаниями с братом (научил его читать).
Учитель деревенской школы для детей крестьян и бедняков. Человек, разглядевший в маленьком молчаливом робеющем мальчишке нового старательного ученика.
Филипок, ребенок 5 лет из крестьянской семьи, мечтает пойти в школу, как его старший брат. Мама не пускает мальчика в школу, и тогда он решается тайком уйти в школу. Учитель принимает мальчика в учебное заведение, увидев его рвение и начальные навыки чтения.
Если человеку очень хочется учиться, то никакие обстоятельства не смогут ему помешать это сделать. То же касается любого другого дела: нужно стремиться к своим целям так же, как Филипок стремился к учебе в школе.
А еще важно, чтоб нашлись люди, которые поддержат в этом стремлении. Например, Филиппка поддержал учитель, ребята в классе, а потом и мама (« С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу »).
История очень короткая и простая, но многому учит даже современных школьников. Важно понимать: сейчас образование доступно каждому ребенку, а в 19 веке было новшеством обучать крестьянских детей. Ведь до этого образование считалось привилегией высшего дворянского класса, другим сословиям это было недоступно.
Хорошо, что нашлись энтузиасты, которые несли знания в широкие массы людей и хотели, чтоб каждый человек был образованным. Спасибо основателям школ и учителям, которые не разделяли мнения, что люди низших сословий не способны учиться.
Толстой подчеркивает: природное любопытство, смекалка, тяга к знаниям присуща всем детям без исключения.
Любопытно наблюдать, как главный герой взаимодействует с миром. В нем есть те, кто чинит препятствия его желаниям (мама, бабушка), а есть те, кто помогает на пути знаний.
Это образы людей, которые как бы подталкивают мальчика к его мечте. Например, женщина с ведром спрашивает Филипка: «Все учатся, а ты что тут стоишь?» Это укрепляет мальчишку в его стремлении, он решается войти в школу.
Учитель сначала строг и почти пугает Филипка своими грозными расспросами, но потом смягчается, увидев его трогательную растерянность и слёзы.
Ребята из класса подбадривают мальчика тем, что рассказывают учителю, кто он такой, упоминают его мечту ходить в школу. Так герою рассказа становится легче вылиться в коллектив.
Поденная работа – работа, оплата за которую начислялась крестьянам по дням.
Пострелёнок – уменьшительное название от слова «пострел», что значит шалун, проказник.
Полы (подобрал) – нижние части распахивающейся одежды ниже колена (кафтана, пальто, плаща). В единственном числе – пола.
Сенцы (сени) – входное помещение в русской избе, которое имело разделительную функцию между улицей и домом, что-то вроде прихожей.
Коли (не хочешь) – устаревший вариант слова «если».
« Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу ».
« Филипок осмелился и сказал: …Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! ».
Толстой Лев рассказ «Филипок»
Читательский дневник по рассказу «Филипок» Льва Толстого
Автор: Лев Николаевич Толстой
Главные герои: Филипп, учитель.
Второстепенные герои: мама, ребята.
Характеристика главных героев:
Филипп — маленький, но смелый мальчик.
Украдкой пошёл в школу. Любопытный и умелый.
Учитель — находчивый и добрый мужчина.
Разрешил мальчишке посещать школу.
Характеристика второстепенных героев:
Мама — заботливая, работящая.
Ребята — весёлые, шумные.
Краткое содержание рассказа «Филипок»
Маленький Филипп хотел пойти в школу, но мама его не пустила.
Когда мама ушла на работу, мальчик отправился в школу.
По дороге испугался он собак, но до школы дошёл.
Тут, услышав шум ребят, вновь оробел Филипок, вдруг его отсюда погонят?
Но набрался Филипок смелости и вошёл в школу.
Учитель хотел его домой отправить, но пожалел.
Ребята сказали, что это брат Костюшки.
Стал учитель буквы показывать, а Филипок некоторые знал.
И даже имя своё написал с ошибкой.
Обещал учитель поговорить с мамой мальчика, чтобы та его в школу отпускала.
Стал мальчик с той поры ходить в школу.
План рассказа:
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль произведения «Филипок»
Главная мысль рассказа в том, что учится никогда не рано.
Основная идея рассказа в том, что даже самый маленький ребёнок должен хотеть научиться чему-то новому.
Чему учит рассказ
Рассказ учит самостоятельности и умению достигать поставленной перед собой цели.
Учит любви к знаниям и учёбе.
Краткий отзыв по рассказу «Филипок» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что неважно сколько человеку лет.
Важно, что у него есть желание учиться.
Герой рассказа сам пошёл в школу, чтобы чему-то научиться.
Ему было страшно, но он сумел преодолеть себя и добрался до школы.
Это интересный и поучительный рассказ.
Автору удалось показать, как настойчивость и упорство приводят к победе.
Мне очень понравился мальчик Филипп, который твёрдо решил учиться и исполнил свою мечту.
Он показал себя настойчивым и смелым.
Сумел преодолеть страх, и добился разрешения учиться вместе с другими ребятами.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что каждый человек должен учиться с любовью.
Каждый должен хотеть стать умнее.
Ведь знания нужны всем, они пригодятся во взрослой жизни.
Пословицы к рассказу:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
— Хве-и – хви, ле-и – ли, пе-ок – пок.
— Молодец, — сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелился и сказал:
Ещё читательские дневники по произведениям Льва Толстого:
Библиотека произведений автора пополняется.
«Филиппок» — краткое содержание рассказа Л.Н. Толстого для читательского дневника
Лев Толстой известен как настоящий мастер больших литературных произведений, однако в этой истории он крайне коротко и ёмко продемонстрировал стремление мальчика к мечте. Рассказ написан очень простым и доступным языком, понятным каждому ребёнку. Некоторые угадывают в образе Филипка великого Михаила Ломоносова, знаменитого своим стремлением к знаниям, другие же просто видят в этом персонаже хороший пример для подражания — наглядную иллюстрацию того, насколько важно и нужно учиться каждому человеку.
Сюжет
Однажды, все ребята в деревне ушли утром на учебу в школу. Филипп хотел идти с ними, но мать сказала, что он еще мал. Родители ушли на работу, и мальчик остался один с бабушкой. Та уснула на печи, стало скучно. Взяв старую шапку отца, мальчик смело направился к школе. А она находилась за селом. В пути на Филиппка напали собаки, но добрый мужик отогнал их. Мальчик, не объяснив куда спешит побежал оттуда. В школе шел урок, было тяжело решится войти. Но обратно к собакам не хотелось. Войдя, Филлипок от страху не смог ответить на простые вопросы учителя. Вмешались ребята и рассказали, что это Костюшкин брат. Учитель посадил его возле брата, и пообещал, что договорится с матерью, чтобы Филипп постоянно был в школе. Мальчик говорил, что он ловкий, но учитель показал, что хвалится еще нечем. Так Филиппок стал учиться со старшими детьми.
Вывод (мое мнение)
Желание учится в раннем возрасте может повлиять на дальнейшую жизнь. Целеустремленность Филиппка была вознаграждена. Мальчик был смел и мужествен. Нападение собак не заставило бежать домой. И хотя он заплакал со страху перед учителем, победил себя. Учитель показал, насколько важно быть скромным.
Добавить в избранное
— крестьянский мальчик 5 лет, который очень хотел учиться в школе, как старший брат Костя. Он показывает упорство, смекалку, любознательность и решительность, почти как у взрослого человека.
— старший брат главного героя;
, который отогнал собак;
Краткое содержание рассказа Л.Н. Толстого «Филипок»
Крестьянский мальчик Филиппок еще слишком мал, чтоб ходить в школу, поэтому мама велела ему сидеть дома. Оставшись в доме с бабушкой и заскучав, Филиппок все равно решил пойти в школу, где учился его старший брат.
Идти в школу нужно было далеко, через все село. На окраине на мальчика напали собаки, но какой-то прохожий их отогнал, и малыш продолжил путь.
Прибежав к школе, мальчик оробел, думал, что его прогонят. Но все же Филипок решился зайти.
Мальчик увидел много ребят, которые шумно и весело себя вели, причем учитель не возражал. Он сразу обратил внимание на робкого Филиппка, стал спрашивать, кто он и откуда. Филипок оробел, но ребята подсказали, что это брат Кости.
Учитель пожалел мальчика и разрешил ему остаться на занятиях. Проверив его знания, учитель увидел, что Филипок немножко умеет читать, пишет свое имя, но путается в молитвах.
Мальчик пояснил: «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!», и учитель это оценил. С этого памятного дня мальчик начал посещать занятия в школе.
Толстой привлекает внимание к природному познавательному интересу, который есть в детях. Филипок так сильно хочет учиться, что идет в школу наперекор матери.
Малыша не останавливают ни возраст, ни отсутствие шапки (взял отцовскую), ни расстояние, ни погода, ни собаки.
Учитель, увидев такое рвение, сможет использовать его по назначению и обучить мальчика в краткие сроки.
Сам Толстой придерживался такой же позиции касаемо обучения крестьянских детей. Он был противником жесткой дисциплины: учиться в школе в Ясной Поляне могли любые дети, на уроках было много свободы и личного общения. Писатель верил в то, что образование необходимо людям всех сословий.
Было интересно? Смотри еще:
Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробности
Рассказ «Филипок» Толстого был написан в 1875 году. Это история о маленьком крестьянском мальчике, который очень хотел учиться в школе вместе со старшими ребятами.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Филипка». Пересказ пригодится также и для читательского дневника.
Главные и второстепенные герои
Основных героев в небольшом рассказе всего двое. Автор очень немногословен в их описании, но это не мешает читателю узнавать о мальчике, его натуре, о жизни крестьянских ребятишек в сельской школе. Героями произведения являются:
Главным героем детского рассказа является мальчик, которого любезно зовут Филиппком. Ему еще рано ходить в школу, но он настолько хотел учиться, что тайно сбежал на другой конец деревни в тот момент, когда бабушка захотела спать. Филиппок был обычным деревенским мальчуганом, самым младшим в семье. Основными чертами характера малыша являются:
Еще одним главным положительным персонажем является учитель. Это человек с доброй душой, отзывчивый, понимающий и умный. Он работает в сельской школе и ответственно относится к своим обязанностям.
Учитель стремится развивать в учениках желание тянуться к знаниям и прививать им любовь к учебе.
Мать Филиппа и ребята из школы относятся к второстепенным героям. Мама — женщина добрая и заботливая, но она постоянно занята повседневным трудом. Также в тексте упоминается о бабушке, отце мальчика, старшем брате Костюшке и бабе с ведром. Именно старший брат Костя помог Филиппу выучить букварь.
Краткое содержание
Маленький мальчик по имени Филипп, которого все называли Филипок, очень хотел ходить в школу вместе со старшим братом Костей и его друзьями. Однажды он уже собрался, чтобы присоединиться к компании, но мать оставила его дома: Филипок был слишком мал для школы. Родители ушли на работу, и мальчик остался на попечении у бабушки. «Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула», и он решил отправиться в школу.
Школа находилась далеко, за селом у церкви. Пока Филипок шел по своей слободке, местные «собаки не трогали его, они его знали». Когда же он приблизился к чужим дворам, к нему подбежали большие злые собаки. Перепуганный Филипок «стал кричать, споткнулся и упал». Его спас мужик, который прогнал собак.
Филипок «пустился бежать во весь дух» в школу. Перед классом он остановился, потому что испугался учителя. Мальчик не знал, что делать: «назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится». Наконец, он набрался смелости и зашел в класс, где шумели ребята. Учитель строго спросил Филипка, что он тут делает, и мальчик окончательно растерялся. Он не мог ничего ответить, потому что «в горле у него от страха пересохло».
Ребята пояснили учителю, что «это Филипок, Костюшкин брат», который давно просится в школу. Мальчик сказал учителю, что он «страсть какой ловкий», и уже знает буквы благодаря брату. Учитель рассмеялся и разрешил Филипку ходить в школу вместе с другими ребятами.
Другие персонажи
Помимо главного героя, в произведении присутствуют и другие персонажи, и хотя они скорее второстепенные, благодаря их образам можно составить цельный рисунок жизни Филипка в слободе и его смелого поступка. К ним относятся:
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Филипок» – рассказ о маленьком любознательном мальчике, который так хотел учиться вместе с братом и другими ребятами, что решился в тайне от родителей отправиться в школу.
Главная мысль
Лев Толстой писал не только для взрослых, но и для детей. Герои основных его детских произведений — крестьянские детки. Конечно, многим современным детям интересно читать о своих сверстниках, которые жили в далекие времена, узнавать об их жизни и быте. В рассказе «Филиппок» автор описывает маленький эпизод из жизни своего героя. Но именно из него читатель узнает информацию о мальчике, его характере, а также деревенском быте крестьянских детей.
Рассказ Толстого учит юных читателей быть решительными и настойчивыми в достижении своих целей.
Главный герой сумел преодолеть все преграды на своем пути и добиться того, чтобы ему разрешили посещать учебное заведение. Желание получать знания в малом возрасте может повлиять на всю дальнейшую жизнь.
Главная мысль рассказа заключается в том, что мечты могут сбываться, но только у тех, кто решителен в своих действиях. Важно смолоду воспитывать уверенность в себе и не бояться трудностей. После основного знакомства с кратким пересказом можно попробовать прочитать книгу полностью.
Сюжет
Однажды маленький мальчик по имени Филипп, которого все ласково называли Филипок, решил пойти с братом Костей и остальными деревенскими ребятами в школу. Мать остановила его, сказав что он еще слишком мал для школы. Родители мальчика рано утром ушли на работу, и он остался в доме с бабушкой. Та вскоре уснула на печи, и Филипку стало очень скучно. Несмело взяв отцовскую шапку, он вышел из дому и отправился в школу.
Пока Филипок шел по своей улице, все было спокойно, но как только он вышел за пределы родной деревни, на него напали большие собаки. Мальчик очень испугался, но на его счастье мимо проходил какой-то мужичок, который прогнал собак.
Филипок опрометью побежал в школу, где уже начались уроки. Мальчик зашел в класс, полный шумных ребятишек. Филипок растерялся еще больше, когда его заметил учитель и спросил его имя. Кто-то из учеников выкрикнул, что это младший брат Кости, который очень хочет ходить в школу. Учитель посадил малыша возле брата, и пообещал, что договорится его матерью о том, чтобы и он наравне со всеми посещал занятия.
Учитель попросил Филипка написать свое имя и тот начертил «Хвелепок». Он сказал, что это брат Костя научил его. С тех пор Филипок стал ходить в школу вместе со всеми ребятами.
Отзыв
Филипок, несмотря на свой возраст, оказался очень настойчивым и упрямым мальчиком. Он так хотел учиться вместе с ребятами, что его даже не испугали собаки, повстречавшиеся на пути. Учитель оценил его стремление к знаниям, и принял в класс.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Филипок.
Отзывы читателей
Недавно на уроке внеклассного чтения мы анализировали этот рассказ, а потом нам задали разделить его на части и озаглавить каждую. Еще нужно было нарисовать Филипка. Картинки у всех получились разные, но интересные. Самый главный вопрос на уроке, который мы разбирали, был такой: почему мальчик решил пойти в школу? Он хотел быть взрослее, походить на своего брата и получать знания так же, как все. Этот литературный персонаж настоящий герой, так как он с самого детства добивается своих целей и ничего не боится. Надеюсь, мой отзыв был полезен, помог разобраться со смыслом рассказа.
Это интересное, увлекательное и поучительное произведение. Толстой всегда во всех своих книгах закладывает глубокий смысл. В этом рассказе основная идея в том, что нужно получать знания, развиваться, добиваться своих целей. Еще мне понравилась сказка «Липунюшка», она имеет немного другой смысл, но также будет поучительна. Особенно интересно читать с иллюстрациями. Кстати, я брала книгу с рассказами автора, где были красивые изображения героев, даже Филипка.
Я читал рассказ Л. Н. Толстого «Филипок» в кратком содержании. Мне история мальчика очень понравилась. Особенно заинтересовала характеристика ребенка. Он оказался целеустремленным, не боялся ничего. Просто видел цель и шел к ней. Обычно такие дети встречаются очень редко, но они есть. Именно с таких персонажей нужно брать пример, стремиться стать таким же любознательным и решительным человеком. Лев Николаевич — это мой любимый писатель, я всегда рекомендую читать его произведения.
Александр