Финифть украшения что это
Что такое финифть? Особенности и применение финифти
Что такое финифть?
Наименование художественной эмали «финифть» имеет корни от греческого слова, обозначающего блестящий светлый камень. Ее научились делать еще в Древней Греции и в Византии, только в X веке этот вид искусства появился в России. Стеклообразное покрытие, обладающее большой прочностью и нанесенное на основу из металла – это финифть.
Впервые упоминание о художественной эмали было во времена, когда правил суздальский князь Андрей. Возведенная там церковь была инкрустирована эмалью и золотом. Эмаль в ранние времена использовалась для украшения благородных металлов и ценилась наравне с драгоценностями.
Секреты производства эмали бережно сохранялись и их передавали строго от мастера к ученику, поэтому ее ценность была велика. Около 200 лет назад искусство финифти практиковалось в городе Ростове, работы ростовских мастеров имели большую ценность и попадали в Оружейную палату для хранения. Они изготавливали, в основном, чащи, иконы из финифти, и оклады.
Контрастная и колоритная ростовская финифть имеет свое происхождение и историю. Влияние множества видов искусства, в числе которых была и живопись, сказалось на ее стиле исполнения. Свойства эмали таковы, что она сохраняет все разнообразие своих красок на протяжении веков.
Она, нарисованная особыми красками, в которую добавляли оксиды металлов и закрепляли методом обжига при температуре до девятисот градусов, со временем не тускнеет и не теряет своих свойств. Эмаль применяется в ювелирных украшениях, иконах, ею украшают различные декоративные вещи: статуэтки, шкатулки, столовые приборы, это искусство используется в портретной живописи.
Особенности финифти
Ростовская финифть славится своими особенностями, она признана номером один в России, потому что в этом городе сложились многовековые традиции по качественному изготовлению финифти. Миниатюра на эмали всегда имела место быть как самостоятельная единица искусства. У эмали всегда были преимущества перед миниатюрами, выполненными на кости, бумаге или фарфоре.
Она долговечнее и сохраняет всю богатую палитру красок и не теряет блеск с течением времени. Финифть не поддается воздействию воздуха и света. Миниатюра зачастую воспроизводила работы великих художников, а также различные пейзажи, портреты, цветы и узоры.
С XVIII века Ростов приобрел известность крупного центра по изготовлению финифти. Есть легенда, что в то время в Ростов сослали итальянца, художника, благодаря которому появилось это искусство в Ростове. Позже он обучил других финифтяному делу. Но это только красивая легенда, в городе финифть была привезена из Москвы.
До начала 20 века Ростовские фабрики снабжали финифтью русские монастыри и некоторые греческие. Сначала ростовские мастера ориентировались на религиозную тему, поэтому основной сюжет был подобен иконописи. Далее финифть стали делать и в семейных мастерских, копировали работы Ботичелли, Рафаэля, Васнецова. Но эта живопись немного упрощалась.
В наше время финифть производится на ростовской фабрике и имеет несколько направлений: классическая портретная миниатюра и другие, самые разнообразные композиции. В основном, пишут пейзажи, сказочные сюжеты, на историческую тему. Но почти во всех композициях присутствует русская тематика.
Виды финифти
В зависимости от приема в искусстве производства эмали, применяются различные способы изготовления.
Перегородчатая эмаль. Этот прием состоит в том, что к металлическому основанию припаивается проволока, внутри ячеек которой крепится эмаль. Размер ячеек определяется исходя из изображения. Прежние мастера делали в основе углубления, и уже потом припаивали проволоку, что улучшало крепежные свойства. Этот секрет раскрыли византийские ремесленники.
Эмаль в сканых обрамлениях. Эта технология изготовления напоминает предыдущую, только используют в качестве перегородок витую проволоку под названием скань. Поскольку такая технология использовалась только на территории России, эту эмаль называют русской.
Рельефная финифть – это очень сложная технология изготовления эмали. Эмаль в жидком состоянии не удерживается на рельефах во время обжига и перетекает в более низкие его части или выгорает.
Расписная финифть. Она выполняется красками, в состав которых входят эфирные масла. Все части рисунка наносятся с помощью обжига, соответствующего температуре плавления нового цвета. Изображение живописи часто покрывают дополнительным слоем защиты.
В качестве основы для витражной эмали используется металлическая ажурная сетка, ее звенья заполняются эмалью и подвергаются обжигу. Все это проделывается несколько раз до тех пор, пока не заполнятся эмалью все пустоты. Это очень сложная и кропотливая работа, которая требует высокого уровня мастерства.
При покрытии эмалью «гильоше» накладывают несколько слоев прозрачной субстанции, а также гравированным фондоном. Это покрытие было распространено в ювелирном искусстве Франции, в России его стали использовать позже, в том числе Фаберже.
Цена финифти
Украшения ювелирные и обычные из финифти имеют свою неповторимую красоту и уникальность. Их можно носить с вечерними платьями, коктейльными. Она отлично смотрится как с летними, так и с зимними нарядами. Изящные и элегантные изделия из финифти привлекают внимание окружающих, а работа мастеров достойна восхищения!
Популярность ростовской финифти, которая используется в ювелирных украшениях, остается на высоком уровне. В магазине финифти можно приобрести качественные изделия. Цены финифти можно узнать на сайте, а также посмотреть фото финифти.
Цена финифти зависит от изделия. Небольшие подвески в виде икон можно приобрести за 300 рублей, серьги за 1000 руб., ожерелье – примерно от трех до десяти тысяч, часы с браслетом из финифти обойдутся в 3-5 т.р., браслеты из финифти в серебре – от 4000, броши – от 1000, шкатулки от 5000. Цена зависит от объема работ, величины изделия и тонкостей работы. Изделия представлены для дам разного возраста, есть украшения для модниц. Все они яркие, красивые и сделаны на века!
Удивительная финифть! История и факты.
Загадочное и для многих непонятное слово «финифть» означает не что иное, как живописное изображение на эмали, которая используется в украшениях. Глубокий белый фон дает возможность мастеру изобразить практически всё что угодно! Удивительные завитки, растительные мотивы, различные символы и даже небольшие изображения (например, пейзажи) — умелый мастер каждый из этих сюжетов может перенести на эмаль! Если в вашей коллекции украшений ещё нет изделий с финифтью — самое время наверстать упущенное и приобрести себе что-нибудь «эдакое»!
Происхождение и становление
Финифть была известна на Руси еще несколько веков назад. Сначала она была украшением исключительно религиозных предметов — различной церковной утвари, икон, складней, окладов Библии. Однако светские дамы довольно быстро разглядели эстетический потенциал финифти, и она стала украшать разные женские вещицы, такие как шкатулочки для драгоценностей, статуэтки, декоративные предметы, а самое главное — украшения. С этого момента финифть прочно вошла в ювелирное дело, неизменно пользуясь популярность и всегда оставаясь востребованной среди модниц.
Некоторые несведущие люди полагают, что финифть является исконно русским декоративным промыслом, но это не совсем так. Изначально эта техника пришла к нам из Византии, и уже «на месте» дорабатывалась, обретала новые формы и проявления. Несмотря на то, что расцвет этого искусства пришелся на 18-й век, мастера финифти творили всегда — и в дореволюционной России, и при Советской власти, и продолжают делать это и по сей день.
Такого больше не найдешь!
Благодаря тому, что финифть — искусство «ручной работы», и масштабного промышленного её производства просто нет, украшение с ней становится настоящим эксклюзивом. Ведь шанс встретить у подружки точно такое же украшение стремится к нулю! Но, несмотря на это, финифть вовсе не должна быть исключительно «на выход» — украшения с ней вполне могут стать повседневными. Четкая прорисовка каждой детали, богатая палитра ярких красок, современный метод лассировки (более мягкого нанесения эмали) — всё это поможет вам даже самым миниатюрным украшением с финифтью заявить о своем утонченном вкусе и приверженности русскому стилю.
Про Финифть
В истории развития финифти в различные периоды отмечены особенно ярким расцветом той или иной из национальных художественных школ. Интенсивное развитие финифти, как правило, было обусловлено подъемом художественной культуры общества, и поэтому в мастерстве эмальеров часто прослеживается воздействие творческого опыта, накопленного художниками родственных видов декоративно-прикладного, а также монументального и станкового искусства. Так, например, становление во Франции в XII—XIII столетиях знаменитого эмальерного центра в Лиможе было в известной мере предопределено необычайно высоким уровнем развития графического искусства и прежде всего книжной миниатюры эпохи средневековья, так же, как творческие достижения иранских миниатюристов XVI—XVII веков широко использовались мастерами финифти местных художественных школ Герата и Исфахана. Своеобразный стиль акварельного письма, рисунков тушью, а также лаковых росписей послужил основой для формирования и развития средств художественной выразительности в творчестве мастеров японской и китайской эмалевой миниатюры.
Во взаимодействии с различными видами графического мастерства развивалось, главным образом, искусство расписной финифти. Среди прочих разновидностей технических приемов эмальерного дела перегородчатая финифть родственна, например, технике кладки мозаичных панно, и не случайно, что она особенно быстрыми темпами развивалась в Византии в IX—XII столетиях, когда монументальное искусство в этой стране достигло совершенства. Под влиянием технологии и художественных приемов другого вида монументального искусства — витража — в творчестве западноевропейских ювелиров эпохи Возрождения получила распространение техника «оконной» эмали. Взаимосвязь финифти с разнообразными видами художественного творчества прослеживается практически на всех этапах истории развития финифти, однако в позднее время эта связь часто становится более опосредованной и дифференцированной. Особенно хорошо это видно на примере произведений, где художники использовали смешанные технические приемы, а также приемы, рассчитанные на создание декоративных эффектов, возникающих при использовании определенных механических средств, как, скажем, в эмали «гильоше», — гравировального станка или штамповочного приспособления для финифти с вплавленными рельефными накладками.
Использование мастерами финифти художественного опыта мастеров, работавших в различных видах современного искусства финифти, а также интенсивное накопление собственных профессиональных навыков способствовали ускоренному развитию определенного технического приема, использование которого позволяло мастерам реализовать свои творческие замыслы. Именно поэтому в течение относительно короткого исторического периода искусство финифти какой-либо национальной школы или художественного центра переживало бурный расцвет, своего рода яркую вспышку, за которой следовало его угасание и даже полное исчезновение. Подобная судьба выпала на долю многих европейских и азиатских школ финифти, в арсенале которых был лишь один из технических приемов этого искусства. По этой причине, а также в связи с различными обстоятельствами, сложившимися в определенный исторический период в странах Западной Европы, прекратили свое существование знаменитые мастерские финифти Венеции, Толедо, Мадрида, Аугсбурга, Дрездена, так же, как в азиатских центрах после нескольких десятилетий наивысшего расцвета угасло искусство финифти Стамбула, Багдада и иранских городов. С исчезновением главных центров по производству изделий с финифтью часто прерывалась национальная художественная традиция в этом виде искусства, и лишь в немногих странах она возрождалась спустя более и менее продолжительный срок, но уже на основе новой технологической базы и в условиях новой стилевой эпохи.
Уже в эпоху средневековья (XIV—XV вв.) в отечественном искусстве финифти сложились две формы производства изделий из металла, которые представляли, с одной стороны, крупные мастерские при Великокняжеском и Патриаршем дворах, обладавшие развитой профессиональной организацией с дифференцированной специализацией и разделением труда, с другой — мелкие кустарные мастерские, работавшие при монастырях, в усадьбах знати, в провинциальных городах и даже в селах.
Художники придворных мастерских располагали широким выбором ювелирных материалов, основательной технической базой, они были в курсе новшеств и достижений современного им зарубежного искусства финифти и даже работали в контакте с первоклассными мастерами различных европейских стран. Они первыми осваивали новые технические и художественные приемы финифти, живо реагировали на стилевые изменения в искусстве и отдавали дань кратковременным взлетам моды, но их творчество всегда имело тенденцию к космополитизму.
Искусство эмальеров кустарных мастерских, по сути своей народных мастеров-ремесленников, было самым тесным образом связано с исконным бытовым укладом, а также с религиозными эстетическими идеалами, которые эволюционировали в течение времени необычайно медленно. Развитие и совершенствование мастерства народных эмальеров происходило, как правило, поступательно, путем накопления профессионального опыта, передававшегося из поколения в поколение. Основным источником пополнения средств художественной выразительности в их творчестве были достижения родственных видов народного искусства. Не случайно в декоре произведений с финифтью по скани мастеров Русского Севера можно обнаружить, например, элементы сходства не только с теми или иными приемами художественной обработки металла (орнаментацией изделий с басмой или великоустюжской техникой просечного железа), но и с узорами резьбы по дереву, кости, кружевом и вышивкой. Помимо работы в традиционных техниках, мастера финифти провинциальных школ осваивали также отдельные приемы искусства финифти, которыми в совершенстве владели иностранные художники, группировавшиеся при царском дворе и в усадьбах знати, однако этот процесс затягивался на многие годы. К тому же привнесенные извне черты приобретали в их творчестве столь своеобычную трактовку, что выглядели порой не заимствованными, а исконными местными художественными явлениями.
Рассматривая вопрос о творческом взаимодействии двух названных групп мастеров, как бы представлявших два социальных пласта отечественной художественной культуры, необходимо особо отметить ту важную роль, которую имела народная традиция в эволюции национального искусства финифти. Творчество мастеров региональных художественных центров, сохранивших многообразие местных традиций, отнюдь не представляло некий пассивный фон для искусства столичных школ. Известно, что в период деятельности Золотой и Серебряной палат Московского Кремля, среди жалованных мастеров числились выходцы их Новгорода Великого, Пскова, Усолья, Великого Устюга, Ярославля, Костромы и многих других городов. Почти такое же широкое представительство эмальеров местных художественных центров придворные мастерские сохранили и после переезда в Санкт-Петербург. Именно благодаря их участию в создании почти всех значительных произведений столичных школ, форма и декор этих изделий отличались неистощимым разнообразием, свежестью и выразительностью художественных образов. Крепкая связь с традицией народного творчества позволила русскому искусству финифти аккумулировать разновременные влияния, сохранив при этом национальное своеобразие стилистики произведений на протяжении всей истории его развития. В те периоды, когда, вследствие различных экономических или политических причин искусство придворных мастерских золотого и серебряного дела переживало упадок, ведущую роль принимали на себя отдельные провинциальные центры финифти. Обширная творческая база, которую они составляли, обеспечивала ту стабильность накопления и реализации художественного опыта, которая отличала русскую школу финифти от большинства европейских и азиатских школ.
В XVIII столетии творчество петербургских и московских художников становится все более индивидуализированным и утрачивает непосредственную связь с процессом создания предметов утилитарного назначения. Произведения эмалевой миниатюры, особенно распространенной в это время, создавались, как правило, профессиональными живописцами, в том числе и закончившими Императорскую Академию художеств. Каждое из создававшихся ими изображений на пластинах с финифтью, медальонах или дробницах было уникально, подобно станковым произведениям. Эти медальоны, хотя и предназначались порой для украшения какого-либо золотого и серебряного изделия (панагии, оклада Евангелия или иконы, потира или другого предмета церковной утвари, а также некоторых бытовых вещей — пудрениц, табакерок, шкатулок), однако они уже не составляли той пластической целостности с остальными элементами декора, которая была свойственна произведениям искусства былых времен.
Как бы в противовес созданию придворными художниками уникальных произведений по индивидуальным заказам, а также малопроизводительным способам изготовления изделий с финифтью кустарными мастерскими, приблизительно в середине XVIII века складывается промышленная форма производства продукции с финифтью. Примером может служить продукция великоустюжской фабрики Поповых, выпускавшаяся значительными для своего времени тиражами. Она поставлялась не только на рынки северных городов, но и была хорошо известна в Петербурге и Москве. Однако вскоре последовал спад спроса на продукцию фабрики что возможно, натолкнуло предпринимателей на мысль о существовании обратной зависимости между многотиражностью изделий, унификацией их декоративных элементов, механизацией значительной части процесса изготовления произведений и их художественными качествами. Это могло послужить одной из причин отказа Поповых от восстановления предприятия после пожара.
После закрытия великоустюжской фабрики промышленное производство изделий с финифтью в России возобновилось лишь через многие десятилетия, в середине XIX столетия. Предприятия данного периода оказались более жизнеспособными, поскольку в их производстве органично сочетались принципы индивидуализированного творчества художников и технологического воплощения их эскизов и образцов. Несмотря на то, что в документах этого времени предприятия Фаберже, Сазикова, Овчинникова, Хлебникова и других называются фабриками или даже фирмами, основную роль в них играл творческий труд многочисленных художников и мастеров, которым, как правило, принадлежал не только замысел конкретных произведений, но и техническое воплощение декоративных элементов. Лишь чисто технические вспомогательные операции выполнялись при помощи разнообразных механизмов и станков. Подобная организация позволяла, с одной стороны, отразить всю полноту и своеобразие творческой индивидуальности мастера, с другой — поддерживать высокий уровень его профессиональных возможностей. Художники предприятий второй половины XIX — начала XX века широко использовали в своем творчестве все многообразие технического и художественного опыта, составлявшего традиции искусства русской финифти. Если, например, на фабрике Поповых использовалась лишь одна техника финифти — вплавление штампованных серебряных накладок в слой эмалевого покрытия предметов, то в практике предприятий Овчинникова, Хлебникова и других насчитывалось четыре и даже пять видов техник.
Необычайным своеобразием отличался в это время также мир художественных образов, создаваемых эмальерами. В своем творчестве мастера обращались к богатейшему наследию орнаментики искусства художественной обработки металла XVI—XVII столетий, современному народному творчеству, а также отдельным мотивам форм и декора произведений зарубежных ювелиров различных эпох. Помимо обобщения опыта мастеров финифти предшествующих поколений, своей активной экспериментаторской работой они внесли значительный вклад в развитие средств художественной выразительности не только русского, но и всего европейского ювелирного искусства XX века.
В качестве основания для росписи по эмали используется пластинка из тонкого медного листа необходимой формы и размера, выпуклая с лицевой стороны.
Основой для живописи служит эмалевый грунт. Он наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при t 700-800 0С, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой.
Роспись пластинки начинается с рисунка, который выполняется сначала на бумаге. Затем под него подкладывается чистый лист бумаги, и рисунок по контуру прокалывается иглой. На нижнем листе получается точечный отпечаток рисунка. Этот лист накладывается на лицевую поверхность загрунтованной пластинки и натирается смешанной со скипидаром сажей, в результате чего рисунок переводится на эмалевую основу.
На первой стадии росписи по эмали тонкой кистью делается «подмалевок»- наносятся основные цвета. После этого пластинка обжигается в муфельной печи, пока краски не сплавятся и не приобретут яркость и блеск. Извлеченная из муфеля пластинка остужается и следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали изображения и светотени. Затем пластинка вновь просушивается, обжигается и остужается.
В процессе второй прописки выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. Производится третий обжиг.
При создании несложной композиции с использованием ограниченной красочной палитры роспись заканчивается на втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов. Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придает оправа, она изготавливается ювелиром. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение.
Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.