Флаг кумыков и что обозначает
Кумыкский мир
Культура, история, современность
К истории государственной символики кумыков
Верховная власть в каждом государстве имеет свою особую социально-культурную природу и свою собственную оригинальную историю. Это культурно-историческое своеобразие наиболее ярко и концентрированно выражается в государственной символике, непременными атрибутами которой являются герб, флаг и печать.
Государственные образования кумыков и их предков располагали практически всеми атрибутами государственной власти. Об этом свидетельствуют документы по истории средневековых тюрков Кавказа, Восточной Европы и сопредельных регионов, произведения народного фольклора, собственные, русские и турецкие источники, труды европейских востоковедов и тюркологов, свидетельства путешественников и т.д.
Сведения о Гербе
По арабским источникам известно, что на полотнище царского шатра хазарского кагана, попавшего в руки арабов в качестве трофея, золотом был вышит некий «грушевидный» (и/или миндалевидный) знак. Этот знак присутствует и на древнетюркских каменных надгробиях. Можно предположить, что каганский «грушевидный» знак, напоминающий одну из букв древнетюркского алфавита, наверняка был изображен и на вышеназванных предметах-символах царской власти.
C другой стороны из источников также известно, что на шелковом шатре хазарского кагана (921 г.) красовалось «золотое яблоко» («Алтын алма», «Алтын-топ»). Вот почему хазарских каганов по этой причине называли «алтын алма падишахлары» (цари, имеющие своим символом «золотое яблоко» (Fahrettin Kırzıoglu).
Эти же символы мы встречаем и у правителей более поздних тюркских государственных образований на Кавказе и Восточной Европе, включая сюда Золотую Орду (13-15 вв.) и средневековые тюрко-татарские государства, возникшие после ее распада и не в последнюю очередь потомки хазар – правители Тарковского кумыкского государства (в восточных источниках – «Алийе Шавхалиян Девлети», в русских – «Шевкальское царство»).
По аргументированному мнению В. В. Трепавлова и П. Голдена, Чингис-хан и его потомки также считали себя потомками и продолжателями политической линии тюркских каганов и заимствовали их церемонии и символы власти. (См. подробно: В. В. Трепавлов. Государственный строй Монгольской империи XIII в. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1993. С. 20, 72). Огромный интерес в данной связи представляет знаки карты Каталонского атласа (1375 г.), где среди городов Золотой Орды обозначен и город Тарки (Таргу). На ней указано и имя правящего в то время золотоордынского хана Джанибека. Он сам изображен на карте в тюрбане с жезлом и золотым шаром (!) в руках, восседающим на подушке.
Интересные, довольно подробные сведения о «золотом яблоке», которым пользуются кумыки при избрании своего правителя-шаухала, сообщает Адам Олеарий, побывавший у кумыкских шаухалов в середине 17 в., а также тоже очевидец, автор «Рисале-и Дагыстан…» Мехмет Эфенди из Волыни (начало 18 в.). Азербайджанский народный поэт эпохи Надир-шаха Ашык Сафи Реванлы, воспевая «Дагестанский поход» Надир-шаха, также называет Страну шаухалов «страной Золотого яблока».
Как показывают эпиграфические памятники (сынташи), шаухалы отображали этот свой династический символ и на надгробиях. Так, непременным атрибутом каменных надгробий кумыкских правителей в Тарках, Бойнаке, Кумухе, Мехельте, относящихся к XVII-XVIII вв., является «миндалевидный» символ-знак. Разные ученые его называют по-разному: “грушевидный» (В.Минорский), «грушеобразный» (П.Дебиров), «каплеобразный» (А.Шихсаидов).
| | |||||
Флаг Амалат-бека | Флаг Ташева-хаджи |
И теперь, если суммировать все сведения источников, то можно заключить:
О печатях
Еще одним элементом культуры государственного существования являлись официальные, т. е. государственные печати. Они упоминаются в источниках практически всех позднезолотоордынских государств, в т.ч. Тарковского кумыкского государства («Шевкальского царства»). Они у золотоордынских правителей-джучидов и их наследников, как установлено, были каплевидной (миндалевидной) формы и по своему содержанию (титулатура, имя владельца, герб) являлись элементом государственной власти. Стали употребляться правителями Поволжья, Крыма, Северо-Восточного Кавказа в качестве их персональных удостоверительных знаков во внутриполитической жизни этих государственных образований и в их дипломатических отношениях с соседними государствами приблизительно с начала XVI в.
Миндалевидная перстневая печать «была монопольной собственностью всей династии». Ее функцией является удостоверение личности, независимо от занимаемой должности, ранга. Использование этих атрибутов посторонними лицами, не потомками Джучи, строго каралось (М.И. Усманов).
При сопоставлении оттисков перстневых печатей крымских ханов и изображений печатей кумыкских шаухалов XVIII в. нетрудно заметить большое внешнее и семиотическое сходство между ними, что косвенно указывает на общность исторических истоков и цивилизационно-культурного происхождения указанных атрибутов власти в средневековом прошлом.