Фрейминг что это такое
Что такое фрейминг в психологии с примерами и как он работает в повседневности
Давно интересуюсь практической психологией. Изучаю труды современных специа.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Социальное взаимодействие – это база, на которой выстраивается вся модель общества. Когда ты налаживаешь с кем-то контакт, то непременно ведешь диалог. И от того, насколько сильным будет отклик на слова со стороны оппонента, зависит ваше дальнейшее общение.
Разговорная речь чаще всего воспринимается где-то на уровне подсознания. Именно на этом и делает упор практическое нейролингвистическое программирование. Ты наверняка слышала о подобном методе воздействия на человеческое мышление.
Однако в этой практике есть очень важный раздел, который нельзя обойти стороной, если хочешь научиться грамотно влиять на своих собеседников и направлять их мысли в нужную сторону. Речь пойдет о фрейминге и его роли в повседневной жизни. Для начала немного теории, чтобы раскрыть суть определения.
Что такое фрейминг и его приемы
Не зря говорят, что важна не столько суть информации, сколько её подача. Одну и ту же новость можно рассказать несколькими способами, в зависимости от которых поменяется и её восприятие человеком. И это вполне можно использовать в личных целях.
Фрейминг – это особый метод структуризации социального смысла. Если ты постигнешь этот навык, то сможешь в по-настоящему управлять не только одним собеседником, но и целой аудиторией.
Чтобы понять, о чем идет речь, посмотри с разных сторон на одно и то же событие, которое тебе преподносит человек. Например, ты договорилась встретиться с другом, чтобы пообедать в кафе, а он сильно опоздал. Вот несколько наглядных приемов фрейминга, которые демонстрируют его суть:
Что такое фрейминг?
В этом случае фраза будет звучать следующим образом: «Мне так приятно, что ты заботишься о моем распорядке дня и переживаешь, чтобы я не остался голодным». По сути, внимание человека переключается с факта опоздания на само намерение, скрытое за причиной встречи. Вот ты уже и не сердишься на своего нерадивого друга.
Опаздывающий говорит: «Если бы я не задержался, мы, вероятно, так и не поняли, насколько сильно хочется сегодня увидеться». Именно так фокус твоего внимания переключается на последствие поступка. В результате убеждение изменяется или укрепляется. И снова гнев смягчается, переходя на милость.
Друг говорит: «На самом деле я не опоздал, это транспорт так и не приехал, пришлось идти к тебе пешком». Здесь имеет место простая переформулировка случившегося события, снимающая отрицательное восприятие. Такой подтекст смягчит твою реакцию. Конфликт исчерпан.
В этом случае фраза будет примерно такой: «Ты так говоришь, будто сомневаешься, что я действительно торопился». В результате в сознание начинают закрадываться сомнения, что поступок и вправду был некрасивым. Получается, что друг и не виноват вовсе, а это ты усомнилась в чистоте его намерений.
Опоздавший товарищ произносит следующее: «Очевидно, что проблема не в том, что я припозднился, а просто ты хочешь, чтобы все происходило четко в срок». Так человек убеждает своего собеседника, что если посмотреть на событие с другой стороны, то причина негативного восприятия намного глубже, чем кажется на первый взгляд.
Друг приходит на место встречи и произносит нечто подобное: «Обвинять меня, все равно что указывать на нежелание спасать людей врачу, который задержался из-за пробок на дорогах». Это уже разновидность пассивной агрессии. Фраза заменяется другой, меняющей весь смысл суждения.
Допустим, товарищ приходит и сообщает что-то похожее на это: «Видишь, несмотря на все трудности с транспортом, я все равно пришел, чтобы не расстроить тебя. Вчера, например, я вообще не смог попасть на встречу». То есть, идет демонстрация важности собеседника. Теперь значимость информации полностью перекрывает негативный оттенок самого факта опоздания.
В этом случае можно услышать следующее: «Раз ты так переживаешь из-за моего опоздания, значит, уверена, что я могу пропустить что-то важное. Такая забота очень приятна». Негативный смысл убеждения заменяется новой «рамкой», в которой человек уже не видит откровенного отрицательного посыла в поступке.
Это базовые приемы во фрейминге. В реальности их намного больше. Практически каждый опытный нейролингвист имеет целый набор собственных наработок, позволяющих менять восприятие его речи другим человеком.
Применение фрейминга в повседневной жизни
Это весьма полезная методика, если тебе приходится постоянно контактировать с людьми и высказывать свою точку зрения. Не уверена, что всегда правильно доносишь смысл информации? Значит, нужно освоить технику фрейминга. Вот только несколько сфер, в которых эта практика поможет наладить социальные контакты:
Иногда бывает, что ты подготовила потрясающий проект, продумала его до мелочей, но он в корне расходится с мировоззрением начальника. В таком случае очень важно его правильно презентовать.
Если человек не готов воспринимать информацию под одним углом, значит, нужно преподнести её же, но в другой «рамке». И в данном случае фрейминг окажется как нельзя кстати. Тебя непременно выслушают и отнесутся к внедрению любого даже самого инновационного проекта с должной серьезностью.
Со второй половинкой не всегда просто общаться. Иногда мужчина не может воспринимать информацию в нужном ключе. Чтобы добиться своего и ненавязчиво перенаправить сознание любимого, попробуй перефразировать сказанное, как это было предложено в примере с опозданием.
Тогда отношение к заложенному во фразе смыслу может в корне измениться. Главное не злоупотреблять нейролингвистикой. Иначе партнер сможет что-то заподозрить.
Влиять на коллективное сознание намного сложнее. Здесь каждый человек думает и воспринимает информацию по-своему. Чтобы люди поняли, к чему все идет, придется прибегнуть к методике фрейминга. Тогда каждое собрание или совместный проект будет проходить максимально гладко и сплоченно. В общем, так, как нужно именно тебе.
Когда речь заходит о дебатах или претворении в жизнь предвыборных обещаний, очень важно донести до людей правильный смысл происходящего. Используя приемы фрейминга, ты сможешь изменить негативное отношение людей практически к любому своему поступку.
Если необходимо заполучить лояльность того или иного преподавателя, достаточно дать понять, что его предмет воспринимается более чем серьезно. Даже самые злостные прогульщики иной раз выходят сухими из воды, когда используют приемы фрейминга.
Возьми эту методику на заметку и ты. Расставляй акценты в своей речи правильно, делая упор на нужный фокус восприятия. И тогда даже самый опытный преподаватель не сможет увидеть в тебе легкомысленную студентку.
Фрейминг – это универсальный способ расположить к себе человека, изменить его отношение, а также посеять в сознании зерно собственной истины. Даже если изначально какие-то аспекты идут вразрез с принципами твоего оппонента, грамотно построенная речь сместит фокус в нужную сторону. Результат превзойдет даже самые смелые ожидания.
Фрейминг для разработчиков
В социологии есть понятие «фрейм» — это когнитивная структура (каркас), социальный контекст, определяющий наше поведение. Оказавшись в каком-либо месте или ситуации, мы попадаем во фрейм — систему разрешённых и недопустимых действий, определённых установок. Например, придя в офис, мы понимаем, где находимся. Знаем, что здесь можно делать и чего нельзя. Какие действия приветствуются или ожидаются, а какие недопустимы. То есть «офис» — это фрейм (каркас, рамка), состоящий из набора социальных установок, правил и ожиданий.
В разработке ПО тоже есть фреймы. И главный из них — бэклог. Этот фрейм подразумевает, что чем больше пунктов бэклога мы реализуем, тем большего успеха добьёмся. Однако из-за того, что разработчиков заставляют как можно быстрее создавать фичи, они начинают «срезать углы», халтурить, и это угнетает их.
Исправить это можно, если перейти от бэклога к фрейму влияния вашего продукта на рынок и заказчиков. Компания станет успешнее, а разработчики — счастливее.
Как появился фрейм бэклога
Интернет сильно изменил сферу разработки ПО. Понятное дело! Из-за расцвета интернет-компаний нам приходится постоянно следить за рынком и слушать клиентов. Больше не получается долго и обособленно разрабатывать ПО. Рынок меняется, конкуренты появляются не раз в десять лет, а каждый месяц. Причём многие из них довольно крупные и с хорошим финансированием. В целом все стремятся сосредоточиться на самих разработчиках и быстрых изменениях, с частыми промежуточными корректировками вместо длинных плановых циклов разработки.
В конце 1990-х возникла методология под названием «экстремальное программирование» (Extreme Programming, XP). Она познакомила многих разработчиков с принципами Agile и итеративной разработкой. В этой методологии была концепция «заказчик всегда рядом» (on-site customer): у разработчиков всегда должен быть доступ к заказчику, в идеале — чтобы тот находился поблизости и с ним можно было общаться лицом к лицу. При этом разработчики должны были выяснять у заказчика, что и как нужно разрабатывать. То есть разработчики стояли у руля, а заказчики могли быть уверены в том, что всё делается как нужно. Однако по разным причинам методология не прижилась. В основном потому, что из-за интернета у компаний появились миллионы заказчиков, а экстремальное программирование создавалось в условиях внутренней разработки ПО. Слишком сложно стало придерживаться концепции «заказчик всегда рядом». Возможно, другая причина была в том, что разработчики не могли «просто разрабатывать» код, на них возложили ответственность за успешность продукта. Ожидалось, что они будут управлять разработкой и общаться с заказчиками.
Затем появился Scrum. Он сильно отличался от экстремального программирования. Scrum не диктовал разработчикам, что им делать. Он не требовал заниматься парным программированием или проводить модульное тестирование. В экстремальном программировании разработчики несли ответственность за то, что создают, а в Scrum — за интенсивность разработки и дедлайны. Scrum помогал выбрать, что нужно создать, и выстроить взаимодействие. Методология ввела строгие правила проведения встреч. Однако технической стороны вопроса Scrum не касался.
Самым важным изменением благодаря Scrum стала роль владельца продукта (product owner). Команда больше не владела продуктом. Теперь владелец решал, над чем должны работать разработчики. Они больше не стояли у руля. Не они спрашивали заказчика, каким должен быть продукт, а владелец продукта диктовал разработчикам, какие фичи нужны заказчику. Вероятно, многие были рады этой перемене, в том числе и потому, что зарплаты стали расти как на дрожжах.
Также на сцене появились новые протагонисты — продуктологи (продакт-менеджеры, product manager). Их начали использовать успешные компании, за которыми потянулись и остальные. Становление Agile и продуктологов происходило одновременно. Компании стали переходить от иерархического управления к самоорганизующимся командам. С ними нужно было взаимодействовать и передавать им задачи. Раньше продукты обсуждали на совещаниях с техническими директорами (CTO). Затем результаты обсуждения спускали нижестоящим руководителям, превращали в проекты и передавали разработчикам. Однако с приходом Agile и самоорганизующихся команд эта схема перестала работать.
Кроме того, когда в разработке продукта начали участвовать аналитики, понадобилось оптимизировать KPI. Но разработчики не хотели этим заниматься, их не интересовала бизнес-сфера. С кем же представители бизнеса могли обсудить разработку фич? Общаться с разработчиками напрямую было трудно, и роль посредников заняли продуктологи. К счастью, благодаря Scrum у нас появилась и организационная структура, в которую продуктологи легко встроились. Точнее, владельцы продукта! С тех пор роль владельца продукта в Scrum почти всегда описывается как работа продуктолога. Сегодня обе роли часто путают и используют как синонимы. Многие уже не осознают, что владелец продукта и продуктолог — это разные роли.
Разработчики были рады, что теперь кто-то другой отвечает за общение с заказчиками и выбор фич для реализации. Отныне владелец продукта занимался такими неприятными делами, как управление требованиями к продукту и общение с маркетологами и продавцами. Однако разработчики больше не управляли ситуацией. А ощущение контроля — один из главных факторов счастья. Да, разработчиков все любят, они нарасхват, зарплаты постоянно растут. Но разработчикам всё меньше нравится создавать что-то непонятное, не имеющее смысла или неподконтрольное им.
В статье под названием «Полностью разочаровался в технологиях. Пожалуйста, помогите» неизвестный разработчик написал: «Затем я работал в технологическом гиганте, а потом в быстрорастущем единороге. Меня поразило, как похожи обе компании на комикс Dilbert. В них было полно политиканов и выгоревших разработчиков в «золотых наручниках», жаждущих вырваться из компании. Много бессмысленных разговоров о бизнесе и сотрудников, которые отмечаются при уходе из офиса и постоянно притворяются, что всем довольны».
Настало время перемен
В социальных и гуманитарных науках понятие «фрейм» в общем виде означает смысловую рамку, используемую человеком для понимания чего-либо и действий в рамках этого понимания. Целостность, в рамках которой люди осмысливают себя в мире.
Фрейминг используется в разных дискуссиях и сферах, умышленно или случайно. Смысловые рамки формируют наши обсуждения, они делают что-то возможным, а что-то — немыслимым. Например, во фрейме офиса для многих из нас немыслимо рисовать мелом на стенах. Зато совершенно нормально рисовать маркером на досках и флипчартах.
Фрейм бэклога
Бэклог — один из доминирующих фреймов в разработке ПО. Продуктолог (владелец продукта) и сотрудники разных отделов вносят в бэклог функциональность, которую нужно реализовать. Кембриджский словарь говорит нам, что бэклог — это «большое количество дел, которые вы должны были сделать раньше и которые нужно сделать сейчас». То есть сам термин заставляет вас думать, что вы всё время что-то не сделали. В этом контексте завершение бэклога равноценно успеху. Если создавать ПО, стараясь быстро реализовать все фичи из списка, то нас ждёт успех. Если мы сделаем всё, что я, как владелец продукта, считаю нужным, то нас ждёт успех.
Этот фрейм подспудно существовал в разработке всегда. А когда вместе со Scrum возникли владельцы продукта и бэклог, связанный с ним контекст стал явным и укрепился. Продуктологи заполнили пустоту между разработчиками и бизнесом, между технологиями и генеральными директорами. А бэклог помогал управлять этими отношениями. Продуктолог использует этот фрейм в беседах с разработчиками, представителями бизнеса, основателями компаний и директорами.
Если исходить из бэклога, то для достижения успеха нужно реализовать все пункты списка. И если мы не добились успеха, значит, реализовали слишком мало. «Поэтому нужно работать как можно быстрее и эффективнее, ведь от этого зависит наш успех». Генеральные директоры часто задаются вопросом, почему их разработчики не работают так же долго, как и маркетологи. Руководители считают, что успех стартапов зависит от того, будут ли разработчики работать по ночам. Ведь «чем больше фич из бэклога мы реализуем, тем успешнее будем». Это совпадает с интересами технического директора: чем больше у нас разработчиков, тем больше фич мы реализуем и тем больше будет успех. При таком восприятии мира разработчики превращаются в ресурс. Чем их больше, тем лучше. Чем эффективнее используется ресурс, тем лучше.
Этот фрейм сводит задачу технарей к исполнению и доставке фич. Зачастую технические директоры гордятся тем, как организована доставка. И когда возникают проблемы, генеральные директоры думают, что «технари не доставили нужные фичи». Якобы причина проблем в том, что «IT медленно реализует бэклог». При этом разработчики не чувствуют ответственности за успех и считают, что продуктологи должны говорить им, над чем работать. И если продукт постигла неудача, то это продуктолог велел работать не над тем, чем нужно. Забавно, что так думают только разработчики, а все остальные считают, что «технари не доставили фичи».
Мышление в контексте бэклога.
Если продукт оказался успешным, то это благодаря ви́дению продуктолога. А если продукт потерпел неудачу, то это потому, что мы не полностью реализовали ви́дение продуктолога. «Мы добились бы успеха, если бы разработчики работали быстрее или больше. Или если бы разработчиков было больше». В этой системе успех и провал чётко разделены. Неудивительно, что фрейм бэклога так популярен.
Из-за того, что разработчиков заставляют работать как можно быстрее, они начинают «срезать углы». То есть упрощают фичи или реализуют их не полностью. Экономят на механизмах информационной защиты. Проводят меньше тестов, или не проводят их совсем («только для этого релиза»). Всё ради того, чтобы успеть написать больше фич и повысить вероятность успеха. «Ты хочешь, чтобы стартап выжил? Или ты не хочешь добиться успеха?» Разработку сводят к доставке функциональности, а лучшими практиками разработки пренебрегают.
Разработчики адаптировались к такому порядку вещей. Мы придумали термин «технический долг», потому что он звучит лучше «срезания углов», и потому что мы надеемся закрывать этот долг. Чтобы доставлять больше фич, мы забыли про лучшие практики. Забавно, что для разработчиков «технический долг» — это нечто, что со временем должен выплачивать продуктолог. А представители бизнеса думают так: разработчики «срезали углы» и должны это потом компенсировать. Странно, почему это не называют «продуктовым долгом»? Ведь когда продуктолог получает свою фичу быстрее, он таким образом берёт у разработчиков кредит. И чтобы его вернуть, продуктолог должен потратить время на наведение порядка в своём продукте.
Фрейм влияния
Какой недостаток у фрейма бэклога?
Если бы iPhone вышел на рынок на два месяца позже, ничего не изменилось бы. iPhone всё равно перевернул бы мир. Apple всё равно стала бы одной из важнейших компаний. А вот если бы она не выпустила iPhone, тогда мир был бы другим. Стив Джобс не повлиял бы на рынок так, как это произошло в реальности. Ключом к успеху Apple стала не эффективность разработчиков и не доставка всех фич. Ведь у первого iPhone не было многих возможностей, которые сегодня мы считаем обыденностью, например, App Store. Компания добилась такого успеха, потому что сосредоточилась не на эффективности, а на том, чтобы оказать влияние. Стив Джобс хотел изменить рынок телефонов. iPhone создавали исходя из этой задачи, а не в соответствии с подробным списком фич от разных департаментов Apple.
Сегодня нужно определять свой успех тем, оказал ли ваш продукт влияние: значительно изменил рынок или поведение заказчиков. Например, компания Pipedrive предлагает SaaS-CRM, которая помогает другим компаниям продавать свои продукты и товары. Благодаря Pipedrive продавцы стали действовать в соответствии с концепцией воронки продаж. То есть Pipedrive влияет на их повседневную работу.
Если исходить из влияния, то продуктологам уже не нужно ни с кем обсуждать эффективность и количество разработчиков, дедлайны и бэклоги. Нам нужно создавать то, что окажет влияние, и не тратить силы на то, что влияния не окажет. Но вместо этого многие компании воплощают то, что нравится продуктологам, или то, что интересно конкретным департаментам. Когда спрашиваешь генеральных директоров, как эта фича влияет на их компанию или заказчиков, то они отвечают, что не знают, но «это нужно сделать». Вероятно, чтобы удовлетворить кого-то в компании. А кто-то вообще разрабатывает продукты не для рынка, а для инвесторов. Спросите их, что произойдёт, если они не станут это создавать? Вам не смогут ответить.
Когда наша задача — повлиять на рынок, мы сосредотачиваемся на важном. А если думать, что чем больше делаешь, тем успешнее становишься, то многие созданные фичи окажутся не нужны заказчикам. Успех в зависимости от выполнения бэклога — это разработка, сосредоточенная на входных данных. А желание повлиять на рынок — это разработка, сосредоточенная на результате.
Провал — это когда ваш продукт ни на что не повлиял. Не тратьте на такую разработку силы и время. Оценивая идею, старайтесь понять, изменит ли она ваших заказчиков или рынок? По этому критерию отсеивайте большинство идей. Для этого вам нужно решить:
Вы можете сказать, что мы уже отсеиваем идеи с помощью OKR (целей и ключевых результатов), пользовательских сценариев и KPI:
Помните неизвестного разработчика, который молил о помощи? Работая в контексте влияния, разработчики чувствуют себя счастливее. Они создают то, что меняет рынок или заказчиков, и получают больше контроля, помогая отсеивать идеи. Этот фрейм не заточен на скорость. Здесь нет срезания углов или отказа от хороших практик разработки. Нет разделения ответственности за успех и провал. Этот фрейм помогает компаниям быть успешнее. Настала пора перемен.
Приёмы композиции: фрейминг
Композиция — язык, на котором разговаривает фотограф со своими зрителями. И как в любом языке, в композиции есть свои приёмы, которые позволяют построить ваше изобразительное изречение — фотографию. Есть как сложные приёмы, так и вполне доступные каждому фотографу. Один из последних — «обрамление», или фрейминг.
Суть приёма проста — основной объект снимка мы помещаем в своеобразную рамку из других объектов на фото. Эта рамка дополняет и лучше раскрывает наш сюжет, помогает выделить на фото основной объект. При этом важно, чтобы основной объект и рамка не противоречили друг другу в сюжетном плане, иначе в приёме фрейминга не будет смысла.
Хорошо и то, что обрамление добавит в ваш кадр ощущение глубины, объёма. Как правило, фрейминг — это работа с многоплановой композицией, и наша рамка здесь выступает в роли переднего или заднего плана.
Окно в качестве рамки для работы с фреймингом.
. очевидное, но эффективное решение
В простейшем случае такой рамкой может служить окно, арка, промежуток в ветвях деревьев и тому подобные вещи. Кстати, для создания обрамления не обязательно, чтобы рамка была со всех четырёх сторон. Желательно, чтобы главный объект находился в резкости, а вот рамку можно оставить и вне фокуса.
В качестве рамки — огоньки люстры, висящей под потолком. Чтобы взять такой ракурс, пришлось задействовать стремянку и воспользоваться режимом Live View, держа Nikon D810 над головой, около самых огоньков.
Помните про расстановку приоритетов в кадре — рамка может перетянуть внимание с главного объекта на себя. Не обязательно это плохо, но важно заранее решить, что на вашем фото главное, а что — второстепенное.
Этот кадр называется «Царь Мидас» и основан на взаимодействии старого дерева, обрамляющего кадр и «касающегося» кончиком ветви гор на заднем плане, которые подсвечены вечерним солнцем. Старое дерево тут одновременно и рамка для заднего плана, и важный сюжетный элемент.
В портретной фотографии фрейминг тоже применяется. Часто с помощью рамки можно сделать кадр более интересным, динамичным, объёмным. В качестве рамок очень часто используют листву и ветви деревьев, элементы архитектуры или интерьера.
Если на местности не нашлось ничего для создания рамки, её можно принести с собой. На снимке выше в качестве обрамления использован стеклянный цилиндр. Такой приём вполне уместен в творческой портретной, репортажной, свадебной фотографии. А для создания размытой рамки может подойти всё что угодно, от пластиковых пакетов до новогодних игрушек — решает только ваша фантазия!
При работе с многоплановой композицией частая проблема начинающего фотографа — автоматика делает резким не то, что хотелось автору. Чтобы такого не происходило, достаточно научиться настраивать точки фокусировки на своём фотоаппарате.
Многие современные фотоаппараты Nikon, такие как D5600, D7500, D500, D850 и новейшие беззеркалки Z6 и Z7, позволяют не только фокусироваться в любом месте кадра, но и делать это в одно касание по сенсорному экрану — быстро и удобно.
Обрамление можно использовать при фотографировании на любом фокусном расстоянии. Например, в городской съёмке при работе с телеобъективом можно искать так называемые прострелы — необычные сочетания объектов на разных планах, которые за счёт сжатой телеобъективом перспективы приблизились друг к другу.
Nikon Z6 + Nikon AF-P NIKKOR 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR. Останкинская башня обрамлена с двух сторон жилыми многоэтажками.
Nikon AF-P NIKKOR 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR — резкий, лёгкий, сравнительно доступный телеобъектив с быстрым автофокусом.
Интересно, что виньетирование (затемнение по краям кадра), по сути, тоже фрейминг — оно также может добавить в кадр объёма. Часто светосильные объективы дают небольшое виньетирование на открытых значениях диафрагмы. Строго говоря, это оптический недостаток, который во многих современных камерах устраняется программно в самом фотоаппарате, если съёмка ведётся в формате JPEG. Но для творческих съёмок удаление виньетирование можно отключить.
Отключение коррекции виньетирования в Nikon D850
Добавление виньетирования при обработке в программе Nikon Capture NX-D: панель Camera and Lens Correction, регулятор Vignette Control.
Современные объективы проектируются так, чтобы затемнение по краям кадра было минимальным. Если же вы хотите усилить эффект виньетирования, это можно сделать при обработке на компьютере.
Обрамление, или фрейминг — простой, но эффективный способ, который поможет сделать ваши кадры более интересными, эффектными, позволит лучше раскрыть сюжет и настроение снимков. Немного внимания к окружающему миру — и вы без труда овладеете этим композиционным приёмом!