Фса что это такое
Об аккредитации
Применительно к сфере оценки соответствия согласно международному стандарту ISO/IEC 17000:2004 под аккредитацией понимается процедура подтверждения соответствия органа по оценке соответствия третьей стороной, служащая официальным признанием его компетентности в выполнении конкретных задач по оценке соответствия. Органы по аккредитации создаются для того, чтобы органы по оценке соответствия находились под надзором компетентной организации. Признанные на международном уровне органы по аккредитации, подтвердившие свою компетентность по результатам взаимных сравнительных оценок, подписывают международные договоренности, которые облегчают трансграничный обмен товарами и услугами, тем самым создавая глобальную инфраструктуру для обеспечения охраны здоровья и безопасности.
Аккредитация — это независимая оценка добросовестности, беспристрастности и компетентности органов по оценке соответствия в выполнении ими определенных задач по оценке и подтверждению соответствия принятым нормам.
В России единая национальная система аккредитации начала формироваться в 2011 году. Отношения в этой сфере регулирует Министерство экономического развития Российской Федерации. Росаккредитация, созданная в соответствии с указом Президента Российской Федерации, предоставляет услуги по аккредитации — то есть определяет, компетентна ли организация, чтобы проверять качество и безопасность производимой продукции, а также контролирует соблюдение законодательства в данной сфере.
Отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, регулируются Федеральным законом № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» в 2013 году. Чтобы получить аккредитацию в определенной области, заинтересованная организация должна соответствовать критериям аккредитации — соблюдать требования к используемому оборудованию, персоналу, системе менеджмента, ведению внутренней документации, архивированию результатов деятельности. Лицам, получившим аккредитацию, необходимо поддерживать и регулярно подтверждать свою компетентность. Оценку их соответствия критериям аккредитации осуществляют эксперты, которые не являются государственными служащими, аттестуются Росаккредитацией и работают под ее контролем.
В то время как цепочки поставок товаров потребителям все более усложняются, институт аккредитации обеспечивает уверенность в том, что сертифицирующие и инспекционные органы независимы, компетентны и выполняют свои обязанности.
О Росаккредитации
Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации.
Росаккредитация была создана в 2011 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» и действует на основании Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 845.
Росаккредитация находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.
Сферу деятельности Росаккредитации составляют:
формирование единой национальной системы аккредитации;
осуществление контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Росаккредитация осуществляет следующие основные полномочия:
проведение аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации;
федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц;
организация выдачи бланков сертификатов соответствия;
контроль за соблюдением испытательными лабораториями (центрами) принципов надлежащей лабораторной практики, соответствующих принципам надлежащей лабораторной практики Организации экономического сотрудничества и развития;
организация формирования и ведения реестров;
иные полномочия в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба по аккредитации осуществляет свои полномочия непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственную организацию – Национальный институт аккредитации Росаккредитации. При Росаккредитации действует Общественный совет.
Условия FCA: что это простыми словами, права и обязанности сторон
Грузоперевозки — это очень прибыльный, но довольно сложный бизнес, сопряженный со множеством нюансов и подводных камней. Как показывает статистика, лишь немногим новичкам удается удержаться на плаву и из небольшой компании регионального значения вырасти до федерального уровня. Единственный способ добиться успеха заключается в строгом следовании основных правил и неукоснительное выполнение своих обязательств. Особенно это касается соблюдения условий FCA. Что это простыми словами, с какими трудностями придется столкнуться и как не допустить ошибки? Давайте подробно разберемся во всех этих аспектах.
Общая информация
У многих предпринимателей, только начинающих работать в области логистики, возникает вопрос о том, каковы условия FCA. Что это простыми словами — рассмотрим далее. Сам термин расшифровывается как Free Carrier, а значит он, что на протяжении всего времени транспортировки за сохранность груза и урегулирование всех юридических формальностей отвечает покупатель. Он самостоятельно решает, каким видом транспорта будет осуществляться доставка, а также подписывает все попутные договора. Именно в этом и заключается основное отличие FCA от стандартных грузоперевозок.
Владелец груза должен выполнить свои обязательства, предусмотренные договором, при соблюдении следующих условий:
В чем заключаются условия перевозки FCA? На законодательной базе все довольно просто, поскольку ответственность полностью лежит на покупателе, однако на практике не все обстоит так, как должно быть. При заключении договора большое внимание нужно уделять месту, поскольку именно оно во многом и определяет обязанности обеих сторон. Например, если необходимо провести погрузку товара на складе поставщика, то за этот процесс отвечает исключительно заказчик. Но совсем другое дело, если груз забирается с нейтральной территории. В этом случае все обязан контролировать исполнитель.
Конкретные условия
В наши дни при заказе любых товаров и услуг заключается договор. Именно в нем и конкретизируются все условия поставки FCA. Они обязательно должны определять следующие данные:
Так, например, если в процессе загрузки выяснится, что грузоподъемности транспортного средства не хватает, то покупатель имеет право откорректировать условия на поставку товара FCA. Как правило, изменения касаются маршрута. Например, может потребоваться заезд в другой пункт с целью снижения финансовых потерь от порожнего рейса. Особенно это актуально в случае с морскими перевозками, при которых даже небольшие задержки могут превратиться в огромные издержки.
Прочие варианты
Итак, выше мы рассмотрели основные условия FCA, что это простыми словами, тоже выяснили. Они могут быть выполнены независимо от вида ТС как внутри страны, так и при международных перевозках. Однако при последних следует учитывать больше нюансов. Давайте остановимся на этом более подробно. Если вы планируете взяться за очередной контракт, у вас должны быть ответы на следующие вопросы:
Эта информация позволит избежать множества проблем в процессе выполнения заказа. Поэтому вы должны очень серьезно подходить к изучению условий поставки FCA по Инкотермс. В этих правилах детально описаны основные положения и термины, знание которых существенно упростит работу в области международных грузоперевозок.
Важные аспекты
Этому вопросу необходимо уделить особое внимание. Есть несколько нюансов, которые следует заблаговременно уточнять при заключении договора поставки на условиях FCA. Особенно это касается типа перевозимого груза. Некоторая продукция должна транспортироваться в специальных контейнерах и при определенных условиях.
Вся информация относительно условий транспортировки должна быть предоставлена перевозчику по первому требованию. Также заранее оговариваются конкретные сроки, время и место погрузки, а также транспортный маршрут. При несоблюдении поставки на условиях FCA, договор может быть расторгнут в одностороннем порядке.
Какие данные должны быть предоставлены заказчиком?
Итак, что об этом необходимо знать? Согласно законодательству, покупатель обязан в течение 10 рабочих дней предоставить перевозчику подробную информацию о заказе.
Перечень должен включать в себя следующие данные:
Если заказчик не предоставил все необходимые сведения, то грузоперевозка приостанавливается. В случае невозможности доставки в место назначения все затраты по возврату груза на склад ложатся на покупателя.
Порядок отгрузки товара
Приемка груза осуществляется по стандартной транспортной накладной по форме под номером ТОРГ-12. В ней обязательно должны стоять подписи лиц, имеющих на груз право собственности по условиям поставки FCA, а также стоять печати. Помимо этого при передаче товара обязательно личное присутствие представителей заказчика и исполнителя. В случае возникновения каких-либо проблем ответственность ложится на отсутствующую сторону.
Удовлетворение претензий
Этому аспекту стоит уделить особое внимание. Конфликтные ситуации, как правило, возникают в случае расхождения количества выгружаемого товара с объемом, указанным в сопроводительной документации. Покупатель может отказаться от приемки в случае, если убытки находятся в пределах естественной убыли, предусмотренной законодательством.
В этом случае составляются акты сверки, в которые вносится оплаченное количество товаров. Чтобы не оказаться в подобной ситуации и избежать множества проблем, каждая из сторон должна вести самостоятельный учет отгружаемого груза. Документация по факту проверки подается в течение 5 дней после ее проведения. В случае наличия расхождений поставка может быть прекращена. Если урегулировать ситуацию мирным путем не удается, то сотрудничество прекращается.
В каких случаях возможно расторжение договора?
Что об этом необходимо знать? Если условия поставки FCA были нарушены или оплата не поступила в оговоренный срок, то исполнитель может отказаться от осуществления грузоперевозки, предварительно уведомив об этом заказчика. Договор автоматически расторгается в момент получения извещения. Если подобное предусматривается контрактом, то покупатель должен использовать товар исключительно по назначению. В противном случае он обязан подать официальное уведомление.
Договор также можно расторгнуть в одностороннем порядке, если у перевозчика не получается доставить партию товара в указанном объеме по причинам, зависящим от покупателя. В этом случае прекращение поставки осуществляется по стандартному алгоритму через подачу уведомления. При этом вся ответственность и возмещение убытков ложатся на виновную сторону.
Форс-мажоры
Давайте на этом остановимся более детально. Если условия доставки FCA не могут быть соблюдены из-за возникновения непредвиденных обстоятельств, то выплаты неустойки можно избежать, если документально доказать это. К форс-мажорным обстоятельствам относятся:
При возникновении форс-мажорной ситуации одна сторона должна уведомить другую об этом не более чем в течение 2 дней. Также нужно предоставить подтверждающие документы в ближайшем отделении ТПП Российской Федерации. Если поставку будет невозможно выполнить на протяжении трех и более месяцев, то любая из сторон может отказаться от выполнения своих обязательств, предварительно подав уведомление об этом и оплатив за уже поставленный груз.
Разрешение споров
Если между заказчиком и исполнителем возникла конфликтная ситуация, то ее лучше попытаться решить мирным путем. Представителям обеих сторон нужно найти наиболее оптимальное решение, которое всех устроит. Если компромисса достигнуть не получается, то в этом случае нужно обращаться в Арбитражный Суд.
Мера ответственности сторон
С этим аспектом стоит ознакомиться в самую первую очередь. За загрузку машины на складе производителя ответственность несет собственник товара. Если приемка осуществляется в других местах, то за все отвечает покупатель. Перевозчик в таком случае выступает в качестве третьей стороны, в обязанности которой входит доставка товара из одного пункта в другой.
Продавец должен уплатить все государственные сборы, а покупатель — провести таможенную очистку. После урегулирования всех юридических формальностей груз может быть передан принимающей стороне, указанной в договоре поставки. До момента передачи продукции за все риски отвечает производитель или дистрибьютор. В процессе транспортировки за целостность и сохранность отвечает транспортная компания за исключением ситуаций, когда обязанности покупателя делегированы контрактом.
Когда условия перевозки считаются выполненными?
Поставка товара приобретает статус исполненной после уплаты государственных пошлин, прохождения таможенной процедуры и передачи груза получателю в пункте назначения. Далее вся ответственность переходит с исполнителя на принимающую сторону. Для ускорения процедуры покупатель должен предоставить информацию о ТС и подрядчике. Она необходима для правильного заполнения таможенной документации. В качестве перевозчика может выступать:
Следует быть очень внимательным при передаче информации, поскольку даже малейшие ошибки могут значительно затянуть процесс оформления документов и обернуться большими неустойками.
Заключение
В этой статье было подробно рассказано об основных условиях FCA, что это простыми словами, а также рассмотрены наиболее важные нюансы, которые следует учитывать в процессе грузоперевозок. Поэтому, если вы захотите заняться логистикой на государственном или международном уровне, то сможете все сделать правильно. Чтобы не допустить ошибок новичков и избежать множества проблем, внимательно подходите к изучению договора и заранее обговаривайте все условия с заказчиком. В этом случае успех вам гарантирован.
Росаккредитация
Расширяя базу знаний о системе технического регулирования в РФ и ЕАЭС, нельзя не рассказать об одном из главных действующих лиц этой системы — Федеральной службе по аккредитации. Она же Росаккредитация, она же ФСА.
История создания Росаккредитации
Росаккредитация была основана Указом Президента РФ №86 от 24 января 2011 года «О единой национальной системе аккредитации». Как следует из названия, этим указом утверждалась вся система аккредитации, одним из элементов которой и является ФСА. Курировать эту систему было назначено Министерство экономического развития РФ.
Само Положение о Федеральной службе по аккредитации, описывающее её полномочия и структуру, было утверждено спустя 9 месяцев Постановлением Правительства РФ №845 от 17 октября 2011 года.
До этого момента функции по аккредитации органов и лабораторий были распределены по различным федеральным службам, в зависимости от отрасли продукции (Росстандарт, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росжелдор, Россвязь). Понятно, что в такой ситуации не могло быть и речи о какой-то унифицированной и единой системе: многие требования к аккредитованным лицам дублировались и были избыточными, ведомства практически никак не согласовывали эту работу между собой.
Разумеется, подобный подход был крайне неэффективен, а потому не мог серьёзно применяться в рамках формировавшейся тогда системы технического регулирования уже Таможенного союза.
Необходимость передачи функций по аккредитации отдельной структуре была очевидна. И такой структурой стала Росаккредитация, унаследовав эти функции от разных ведомств, о чём гласит 2-й пункт Постановления №845:
Федеральная служба по аккредитации является правопреемником Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору [..] Министерства регионального развития Российской Федерации, Федерального агентства связи, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального агентства железнодорожного транспорта в отношении обязательств в области аккредитации в установленной сфере деятельности, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.
Спустя 2 года, 28 декабря 2013 года был принят Федеральный закон 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», который и по сей день является основным (но далеко не единственным) документом, регулирующим деятельность Росаккредитации.
В июле 2021 года в связи со ступлением в силу 248-ФЗ о контроле и надзоре в 412-ФЗ были внесены изменения законом 176-ФЗ, а также вступили в силу Постановление Правительства №1002 и Приказ Минэкономразвития №300, устанавливающие положение о федеральном контроле за аккредитованными лицами и перечень индикаторов риска к нему.
Сегодня в национальной системе аккредитации задействовано более 10 000 участников и содержатся сведения о 4 000 000 разрешительных документов (и каждый день оформляется по несколько тысяч).
Реестры Росаккредитации
В соответствии с Договором о ЕАЭС, национальные органы по аккредитации обязаны вести и администрировать национальные части реестров выданных разрешительных документов и аккредитованных лиц. Данные из этих национальных реестров затем стекаются в соответствующий общий реестр ЕАЭС, администрируемый уже Евразийской экономической комиссией.
Соответственно, в России национальную часть реестра администрирует ФСА с помощью Федеральной государственной информационной системы (ФГИС Росаккредитации).
Однако, публичные реестры — это только «вершина айсберга» данной системы. В реальности же в ней отражено всё: не только разрешительные документы и аккредитованные лица, но и протоколы испытаний, эксперты по аккредитации, средства измерений, испытательное и метрологическое оборудование…
Ну и, разумеется, во ФГИС Росаккредитации содержится вся информация не только о евразийских, но и национальных разрешительных документах и аккредитованных лицах.
Знак Росаккредитации
В сентябре 2019 года Росаккредитация провела свой «ребрендинг», в ходе которого у неё сменился логотип. Но на самом деле изменился не просто логотип, а изменилось позиционирование и акценты: до этого во главе угла стояла Росаккредитация, как орган власти, теперь же акцент сместился на национальную систему аккредитации (НСА), в которой Росаккредитация выступает администратором, но полноправными участниками которой являются все аккредитованные лица.
Новый логотип национальной системы аккредитации утверждён Приказом Минэкономразвития №283 от 22 мая 2014 года (если быть точным, то Приказом №89 от 27 февраля 2019 года, который вносил соответствующие изменения в Приказ №283).
Постановление № 300 Росаккредитации
Отдельно стоит упомянуть этот документ, потому что он значительно расширил полномочия Росаккредитации. Речь идёт о Постановлении Правительства РФ №300 от 21 марта 2019 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Самыми ощутимыми для рынка стали изменения в Постановление Правительства РФ №360 от 30 марта 2017 года «О федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц». А именно один из трёх новых абзацев в п.13, наделяющий Росаккредитацию новыми полномочиями — не просто прекращать аккредитацию лица, а переводить в архив все результаты его деятельности за определённый период.
Проще говоря, Росаккредитация получила право отменять сертификаты и декларации, если есть основания полагать, что они были выданы с нарушениями, и нет возможности это проверить:
При невозможности проведения Федеральной службой по аккредитации проверки в отношении лица, ранее аккредитованного в национальной системе аккредитации, и при наличии сведений о том, что информация о результатах деятельности аккредитованного лица была внесена им в федеральную государственную информационную систему [..] без фактического проведения всех или части работ по оценке соответствия или с нарушением правил их проведения, Служба принимает решение о переводе сведений о соответствующих результатах деятельности аккредитованного лица в архивную часть реестра. Если период, в который информация о результатах деятельности аккредитованного лица вносилась им в реестры сертификатов соответствия и реестры деклараций о соответствии без фактического проведения всех или части работ по оценке соответствия или с нарушением правил их проведения, достоверно установить невозможно, в архивную часть реестра переводятся сведения за период, равный одному году с даты принятия соответствующего решения.
Новые правила регистрации сертификатов
Раньше лаборатория проводила испытания и выдавала протоколы на руки органу, а тот уже сам добавлял их к сведениям о сертификате в ходе его регистрации. Сами протоколы регистрировались затем постфактум.
Теперь же лаборатория должна сначала сама зарегистрировать протоколы во ФГИС Росаккредитации, а затем уже орган, регистрируя сертификат, должен указать эти протоколы в качестве доказательной базы по сертификату — и только тогда система его зарегистрирует.
Что такое функционально-стоимостной анализ
В настоящее время существуют различные мнения об эффективности применения функционально-стоимостного анализа (ФСА) или в английской аббревиатуре Activity Based Costing (ABC). Одни пользователи считают ФСА достаточно сложным для понимания и применения. Другие наоборот, простым известным методом, но им не совсем понятна технология его применения, как в методическом плане, так и в плане использования программных средств его поддержки. Третья категория менеджеров вообще не видит возможности его практического применения. Целью данной статьи является раскрытие сущности функционально-стоимостного анализа и подходов к его применению с помощью программных средств при решении конкретных задач анализа и управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Методология функционально-стоимостного анализа
Как правило ФСА-информация представляется в виде системы стоимостных и временных показателей, показателей трудоемкости и трудозатрат, а также относительных показателей, характеризующих эффективность деятельности центров ответственности на предприятии.
Очевидно, что вышеперечисленные действия улучшают качество бизнес-процессов. Кроме того, повышение качества бизнес-процессов осуществляется за счет проведения сравнительной оценки и выбора рациональных (по стоимостному или временному критерию) технологий выполнения операций или процедур, являющихся элементами бизнес-процессов.
Одним из направлений использования ФСА-метода является формирование на предприятии системы бюджетов. При формировании системы бюджетов используется ФСА-модель для определения объема и стоимости работ, а также потребностей в ресурсах.
В этом случае полученная ФСА-информация позволяет принимать осознанные и целенаправленные решения о распределении ресурсов, опирающиеся на понимание взаимосвязей функций и стоимостных объектов, стоимостных факторов и объема работ. Все это позволяет сформировать реалистическую систему бюджетов.
Развитием ФCА-метода стал метод функционально-стоимостного управления (ФСУ, Activity-Based Management, ABM ).
Совместное применение ФСА/ФСУ-методов позволяет не только точно определять затраты, но и управлять ими.
Построение функционально-стоимостных моделей осуществляется на основе применения методологической и технологической взаимосвязи между IDEF0- и ФСА-моделями.
Авторы неоднократно писали о сущности функционального моделирования на основе методологий IDEF0/SADTи его практическом применении в консалтинговых проектах на ряде российских предприятий.
Рис. 2. Функциональный блок и интерфейсные дуги.
На более низком уровне, а именно, уровне функционального блока связь IDEF0- и ФСА-моделей базируется на трех принципах:
1. Функция характеризуется числом, которое представляет собой стоимость или время выполнения этой функции.
2. Стоимость или время функции, которая не имеет декомпозиции, определяется разработчиком модели.
Стоимость или время функции, которая имеет декомпозицию, определяется, как сумма стоимостей (времен) всех подфункций на данном уровне декомпозиции.
Непосредственно связь методов функционального и стоимостного моделирования реализовали некоторые производители программных CASE-средств (например, BPwin). Следует отметить, что вBPwin реализован упрощенный вариант ФСА-метода. В тоже время, в программном продукте EasyABC ФСА-метод реализован полностью, но программная поддержка взаимосвязи между IDEF0-моделью и ФСА-моделью в явном виде отсутствует.
Применение ФСА-модели для оценки деятельности предприятия
Проведение различных типов оценок деятельности предприятия на основе применения ФСА-информации, полученной с помощью ФСА-модели, рассмотрим на примере компании, занимающейся оптовой и розничной продажей продуктов питания.
В результате функционально-стоимостного моделирования было получено распределение месячных трудовых и стоимостных затрат, связанных с выполнением основных бизнес-процессов (Рис. 3, 4).
Рис. 3. Распределение месячных трудозатрат, связанных с выполнением бизнес-процессов
Рис. 4. Оценка стоимостных затрат торговой компании за месяц
Пример другого типа оценок. На Рис. 5 приведена сравнительная оценка трудозатрат технологий работы структурных подразделений компании, из которой можно сделать вывод, что наиболее загруженными являются: коммерческий отдел, отдел логистики и бухгалтерия.
Рис. 5. Оценка трудозатрат структурных подразделений торговой компании за месяц
Одним из подходов к совершенствованию деятельности предприятия является выявление и реализация таких вариантов перераспределения функций между и внутри бизнес-процессов, которые обеспечивают повышение эффективности выполнения основных бизнес-процессов при заданных значениях показателей эффективности вспомогательных и управляющих бизнес-процессов. В рассматриваемой торговой компании до реорганизации ее деятельности, связанной с перераспределеним элементов бизнес-процессов, наибольшей объем времени и средств занимали вспомогательные бизнес-процессы (Рис. 6).
Рис. 6. Оценка бизнес-процессов торговой компании
После внедрения предложенного варианта перераспределения функций максимальные значения показателей времени и средств стали приходиться на выполнение основных бизнес-процессов, связанных с реализацией товаров через торговые подразделения компании.
Главным недостатком данного типа оценки, является отсутствие информации для осуществления оперативного управления через выделенные центры ответственности. Под центром ответственности здесь понимается сегмент предприятия, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решение.
На Рис. 7 приведена диаграмма оценки по центрам ответственности, на которой представлены показатели доходов, затрат и прибыли компании за определенный промежуток времени.
Рис. 7. Оценка центров ответственности компании
Рис. 8. Оценка эффективности реализации товара через торговую сеть компании
Из рассмотренных вариантов проведения оценки, наиболее эффективным является последний, так как оценка выделенных центров ответственности торговой компании позволяет оперативно управлять ее работой.
Важным аспектом разработки и использования ФСА-модели в пакете EasyABC является возможность предварительного расчета бюджета затрат, текущего (фактического) учета затрат и проведение анализа отклонений плана затрат от их фактических значений.
Подробное описание технологии построения полномасштабной ФСА-модели и, главное, примеры ее применения являются темой отдельной статьи.