Фзс школа что это

Школы 1920-х – ФЗС и ФЗД

Все эти перипетии не могли не отразиться на московских школьных зданиях. Школы, сооруженные в 1920—1930-х годах, – самые разнообразные, самые причудливые среди всех московских школ. Этот период – время экспериментов и поисков, далеко не всегда удачных, но всегда увлекательных, а порой и просто необыкновенных.

К тому времени школы в Москве не сооружались уже двенадцать лет. С начала Первой мировой войны размах строительства в Москве резко пошел на убыль, что в первую очередь коснулось муниципальных зданий, в том числе училищных домов. А дальше – Гражданская война, разруха. К счастью, в отличие от перестроечного времени послереволюционная разруха была преодолена очень быстро – уже к середине 1920-х годов объем строительства в городе выходит на довоенные позиции. Вслед за жилыми кварталами появляются и школы – первые школы Красной Москвы.

В основу их проектирования закладывалась разработанная Московским отделом народного образования программа, то есть подробное описание школьного здания, рассчитанного на два комплекта при семилетнем обучении. Программа эта получила название «фабрично-заводская семилетка», сокращенно ФЗС.

Первые школы советской Москвы были именно школами ФЗС. Они открылись почти одновременно в 1927 году: по Автозаводской улице, 15/2 и во дворе дома номер 22 по Кутузовскому проспекту. Авторы их проектов – инженеры А.И. Палехов и Н.И. Сметнев – в соответствии с программой рассчитали их на 560 учащихся, то есть на четырнадцать групп по сорок человек. Трехэтажные здания содержали четырнадцать классов, два рекреационных зала, три лаборатории. На первом этаже разместились физкультурный зал, столовая, гардероб, а в цокольном – мастерские. Первый блин вышел отнюдь не комом – школы получились достаточно удобными и, несмотря на свой почтенный возраст, служили до самого последнего времени. К сожалению, школа на Автозаводской – интереснейший памятник архитектуры 20-х годов – снесена пару лет назад.

Фзс школа что это. Смотреть фото Фзс школа что это. Смотреть картинку Фзс школа что это. Картинка про Фзс школа что это. Фото Фзс школа что это

Школа в Кулаковом переулке. Арх. А. Паршин. 1927–1928 гг.

Еще одна, совсем маленькая (на один комплект) школа тех лет (ее начали строить в том же 1927 году) стоит в тихом Кулаковом переулке (дом номер 7), расположенном в двух шагах от шумного проспекта Мира. В первую очередь выстроили семь классов, гардероб, два кабинета и библиотеку. Потом к ним собирались добавить физкультурный зал с раздевалками, столовую и прочие вспомогательные помещения. В 1929 году школу сдали в эксплуатацию, но с большими недоделками – в частности, к ней так и не подвели канализацию[8]. Эта неурядица усугубилась организационными проблемами. Возводил школу строительный трест «Сокстрой», в 1928 году его ликвидировали, а недоделки остались.

Кстати, канализация еще оставалась главным фактором, сдерживающим строительство в городе, особенно на московских окраинах. Городская канализация, сооруженная до революции, охватывала в основном центральные районы города, лишь кое-где выходя за пределы Садового кольца. И хотя советская власть почти сразу взялась за развитие канализационной сети, на то, чтобы дотянуть ее до отдаленных (а таким и являлся в то время район нынешней станции метро «Алексеевская») кварталов, требовалось много средств и времени.

Школа в Кулаковом переулке продолжает использоваться в учебных целях – сейчас здесь работает детская музыкальная школа, но в качестве типового ее проект, разработанный архитектором А. Паршиным, не годился. Для огромной Москвы такое школьное здание было слишком мало.

А вот опробованный проект А.И. Палехова и Н.И. Сметнева, казалось, подходил в качестве основы для типовой школы, строительство которой можно было ставить на поток. Но этому естественному процессу помешала неуемная тяга «творческой» интеллигенции к выдвижению пусть и ненужных, но зато оригинальных и «передовых» идей. В равной мере это относится как к педагогам, продолжавшим свои изыски, так и к зодчим, стремившимся потрясти общественность размерами или оригинальностью своих творений.

Спустя два года появились уже новые требования к школьным зданиям. В 1929 году срок обучения увеличили до десяти лет, причем в основу преподавания положили лабораторно-бригадный метод. Главным звеном учебного процесса стали занятия в лабораториях, кабинетах и мастерских, а классы превратились, по существу, во второстепенные помещения. Любопытен состав лабораторий и кабинетов – энергетики, машиноведения, материаловедения, учебный и политехнический музеи, столярные и слесарные мастерские. Кроме этого, обязательными были клубно-кружковые комнаты и помещения общественных организаций.

Под новые веяния разработали и соответствующую программу школьного здания. Она получила название ФЗД – фабрично-заводская десятилетка. Программа предусматривала сооружение школ на 800 учащихся плюс дополнительно три подготовительные (нулевые) группы на 90 малышей.

Разработку типового проекта школы для лабораторно-бригадного метода поручили строительному бюро Московского отдела народного образования. Проект, выполненный архитектором И.К. Рыбченковым, в общих чертах подошел бы, пожалуй, даже для школы наших дней. Запроектированное им здание помимо классов (их было всего одиннадцать), семи кабинетов и трех лабораторий включало просторный физкультурный зал со всеми подсобными помещениями, не менее просторную столовую, библиотеку, зал для рекреаций, несколько мастерских, большую аудиторию и множество вспомогательных комнат для внеклассной работы. Школа имела сложный, состоящий из нескольких корпусов план.

Но, видимо, именно широкий размах, заложенный в проект, и не позволил принять его в качестве типового. Объем здания по проекту Рыбченкова составлял 33 380 кубических метров, тогда как в школах такой же вместимости, реально выстроенных в 1935–1936 годах, он был в два раза меньше. По тем бедным временам тиражирование столь крупного и дорогого сооружения в нескольких десятках экземпляров выглядело непозволительной роскошью. Вдобавок лабораторно-бригадный метод довольно быстро доказал свою малую пригодность и уже в 1931 году был осужден как очередной левацкий перегиб. Проект Рыбченкова так и остался на бумаге.

Но все-таки несколько школ ФЗД, подобных предыдущей по своим огромным размерам, усложненности плана, а заодно и по конструктивистскому решению, было построено. Нужно учитывать и то, что введение ФЗД отнюдь не отменило ФЗС и школы по этой последней программе продолжали строиться до 1934 года.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ СЕМИЛЕТКА

Смотреть что такое «ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ СЕМИЛЕТКА» в других словарях:

ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ СЕМИЛЕТКА — (ФЗС) в 1926 34 общеобразовательная семилетняя школа в СССР при предприятиях в промышленных центрах. Преобразована в неполную среднюю школу … Большой Энциклопедический словарь

фабрично-заводская семилетка — (ФЗС), в 1926 34 общеобразовательная семилетняя школа в СССР при предприятиях в промышленных центрах. Преобразована в неполную среднюю школу. * * * ФАБРИЧНО ЗАВОДСКАЯ СЕМИЛЕТКА ФАБРИЧНО ЗАВОДСКАЯ СЕМИЛЕТКА (ФЗС), в 1926 34 общеобразовательная… … Энциклопедический словарь

Фабрично-заводская семилетка — (ФЗС) общеобразовательная школа, существовавшая в городах, рабочих посёлках и фабрично заводских районах СССР с 1926 по 1934. Имела целью дать учащимся, кроме общего образования, знакомство с трудовыми приёмами и процессами. Учащиеся,… … Большая советская энциклопедия

Фабрично-заводская семилетка (ФЗС) — общеобразовательная школа в городах, рабочих посёлках и промышленных районах СССР (1926 1934), имевшая целью дать учащимся общее образование и политехническую подготовку, ознакомить с производством. ФЗС состояла из двух концентров: 1 й… … Педагогический терминологический словарь

ФЗС — фабрично заводская семилетка … Словарь сокращений русского языка

Средняя школа № 29 (Вологда) — Координаты: 59°11′56.66″ с. ш. 39°53′54.1″ в. д. /  … Википедия

СССР. Народное образование — Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4 5 вв. в Грузии и Армении при церквах и монастырях появились первые школы. В Фасисе (близ современного г. Поти) в 4 в. существовала «Высшая риторическая… … Большая советская энциклопедия

Народное образование — Первые школы в Петербурге открыты в ходе реформ Петра I: прежде всего создавались профессиональные учебные заведения Морская академия (1715; основана на базе старших классов Московской школы математических и навигацких наук, открытой в… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Список аббревиатур — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

Народное образование — Комплекс зданий среднего профессионально технического училища № 52 на набережной Обводного канала. Комплекс зданий среднего профессионально технического училища № 52 на набережной Обводного канала. Санкт Петербург. Народное образование. Первые… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Источник

Фабрично-заводская семилетка

Смотреть что такое «Фабрично-заводская семилетка» в других словарях:

ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ СЕМИЛЕТКА — (ФЗС) в 1926 34 общеобразовательная семилетняя школа в СССР при предприятиях в промышленных центрах. Преобразована в неполную среднюю школу … Большой Энциклопедический словарь

фабрично-заводская семилетка — (ФЗС), в 1926 34 общеобразовательная семилетняя школа в СССР при предприятиях в промышленных центрах. Преобразована в неполную среднюю школу. * * * ФАБРИЧНО ЗАВОДСКАЯ СЕМИЛЕТКА ФАБРИЧНО ЗАВОДСКАЯ СЕМИЛЕТКА (ФЗС), в 1926 34 общеобразовательная… … Энциклопедический словарь

ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ СЕМИЛЕТКА — (ФЗС), общеобразоват. школа в городах, рабочих посёлках и пром. р нах СССР. (1926 34), имевшая целью дать учащимся общее образование и политехн. подготовку, ознакомить с произ вом. ФЗС состояла из двух концентров: первый нач. школа с 4 годичным и … Российская педагогическая энциклопедия

Фабрично-заводская семилетка (ФЗС) — общеобразовательная школа в городах, рабочих посёлках и промышленных районах СССР (1926 1934), имевшая целью дать учащимся общее образование и политехническую подготовку, ознакомить с производством. ФЗС состояла из двух концентров: 1 й… … Педагогический терминологический словарь

ФЗС — фабрично заводская семилетка … Словарь сокращений русского языка

Средняя школа № 29 (Вологда) — Координаты: 59°11′56.66″ с. ш. 39°53′54.1″ в. д. /  … Википедия

СССР. Народное образование — Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4 5 вв. в Грузии и Армении при церквах и монастырях появились первые школы. В Фасисе (близ современного г. Поти) в 4 в. существовала «Высшая риторическая… … Большая советская энциклопедия

Народное образование — Первые школы в Петербурге открыты в ходе реформ Петра I: прежде всего создавались профессиональные учебные заведения Морская академия (1715; основана на базе старших классов Московской школы математических и навигацких наук, открытой в… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Список аббревиатур — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

Народное образование — Комплекс зданий среднего профессионально технического училища № 52 на набережной Обводного канала. Комплекс зданий среднего профессионально технического училища № 52 на набережной Обводного канала. Санкт Петербург. Народное образование. Первые… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Источник

Фабрично-заводская семилетка (ФЗС)

Смотреть что такое «Фабрично-заводская семилетка (ФЗС)» в других словарях:

ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ СЕМИЛЕТКА — (ФЗС) в 1926 34 общеобразовательная семилетняя школа в СССР при предприятиях в промышленных центрах. Преобразована в неполную среднюю школу … Большой Энциклопедический словарь

фабрично-заводская семилетка — (ФЗС), в 1926 34 общеобразовательная семилетняя школа в СССР при предприятиях в промышленных центрах. Преобразована в неполную среднюю школу. * * * ФАБРИЧНО ЗАВОДСКАЯ СЕМИЛЕТКА ФАБРИЧНО ЗАВОДСКАЯ СЕМИЛЕТКА (ФЗС), в 1926 34 общеобразовательная… … Энциклопедический словарь

ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ СЕМИЛЕТКА — (ФЗС), общеобразоват. школа в городах, рабочих посёлках и пром. р нах СССР. (1926 34), имевшая целью дать учащимся общее образование и политехн. подготовку, ознакомить с произ вом. ФЗС состояла из двух концентров: первый нач. школа с 4 годичным и … Российская педагогическая энциклопедия

Фабрично-заводская семилетка — (ФЗС) общеобразовательная школа, существовавшая в городах, рабочих посёлках и фабрично заводских районах СССР с 1926 по 1934. Имела целью дать учащимся, кроме общего образования, знакомство с трудовыми приёмами и процессами. Учащиеся,… … Большая советская энциклопедия

ФЗС — фабрично заводская семилетка школа образование и наука … Словарь сокращений и аббревиатур

ФЗС — фабрично заводская семилетка … Словарь сокращений русского языка

ФЗС — см. Фабрично заводская семилетка … Педагогический терминологический словарь

Народное образование — Первые школы в Петербурге открыты в ходе реформ Петра I: прежде всего создавались профессиональные учебные заведения Морская академия (1715; основана на базе старших классов Московской школы математических и навигацких наук, открытой в… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Народное образование — Комплекс зданий среднего профессионально технического училища № 52 на набережной Обводного канала. Комплекс зданий среднего профессионально технического училища № 52 на набережной Обводного канала. Санкт Петербург. Народное образование. Первые… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ — тоды и организация работы по ОЗДиП определяются общей системой здравоохранения и просвещения в СССР. История ОЗДиП. В дореволюционный период первые слабые зачатки государств. мероприятий появляются в непосредственной связи с ростом рабоч.… … Большая медицинская энциклопедия

Источник

Школы крестьянской молодежи (ШКМ) и фабрично-заводские семилетки (ФЗС) // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

Новости ogirk.ru

ШКОЛЫ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ (ШКМ) И ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКИЕ СЕМИЛЕТКИ (ФЗС), типы общеобразовательных школ в 1920-е — середине 1930-х гг. Их специфика заключалась в привитии учащимся навы­ков промышленного и сельскохозяйственного труда. ШКМ являлись продолжением начальной школы, организованы в 1923/24 по инициативе VI съезда ВЛКСМ в целях «производственного и культурного подъема крестьянства». Действовавшие общеобразовательные школы повышенного типа (7-летки и школы II ступени) охватывали незначительную часть крестьянских подростков и в малой степени отвечали потребностям сельского хозяйства. В ШКМ принимали детей батраков, бедняков и середняков 14—16 лет. Обучение в ШКМ продолжалось 3— 4 года. Каждый учебный год представлял собой закон­ченный образовательный цикл.

ШКМ были призваны «подготовить культурного советского крестьянина, способного разбираться в явле­ниях сельского хозяйства и улучшить его технику, спо­собного разбираться в явлениях политической жизни и бороться за рабоче-крестьянские интересы». В соответствии с курсом на коллективизацию в 1927 для ШКМ утвержден новый учебный план, предусматривавший работу учащихся в колхозах, совхозах, кооперативных организациях. Учебные планы сибирских ШКМ отличались от учебных планов школ II ступени главным образом тем, что в них проводилось много лабораторных и практических занятий. Все общеобразовательные предметы предлагалось вести с «сельскохозяйственным уклоном».

В марте 1928 пленум Сибкрайкома ВКП(б) принял решение о дальнейшем развитии сети «сельских повы­шенных школ» путем открытия ШКМ и реорганизации деревенских 7-леток в ШКМ. В 1924/25 в Сибирском крае имелось 25, в следующем — 38 ШКМ, в 1930/31 их должно было стать 168 с охватом 17 480 человек. В феврале 1930 ШКМ были переименованы в школы колхозной молодежи в соответствии с «задачами коллективизации сельского хозяйст­ва». Эти учебные заведения должны были стать «центром социалистической перестройки деревни», в основу их программ было положено «изучение вопросов социалистической реконструкции сельского хозяйства».

С 1926 в городах создаются ФЗС. Их учебные планы и программы должны были отражать профиль той фаб­рики или завода, в районе которой действовали.
В 1930 система повышенного образования подверг­лась реформированию: 9-летки и школы II ступени пре­образованы в городе в ФЗС, а в деревне — в ШКМ, при этом старшие группы (8-я, 9-я и 10-я) — в 9-летки и 10-летки, а школы II ступени с профессиональными уклонами (4-я, 5-я и 6-я группы) — в техникумы соответственно специальности.

Радикальная трансформация организационной структуры среднего обра­зования последовала в 1934: постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 15 мая «О структуре начальной и средней школы СССР» установлена единая организационная структура школы: начальная школа, неполная средняя и средняя. В связи с этим ШКМ и ФЗС упразднены.

Лит.: Сибирская Советская энциклопедия. Новосибирск, 1932. Т. 3; Беликова А.П. Сибирские ШКМ и их роль в решении про­блемы связи школы с жизнью // Школа и педагогическая мысль Сибири. Новосибирск, 1974; Шамахов Ф.Ф., Трофимов П.Л. Из истории сибирской молодежи (1917—1931). Новосибирск, 1976; Школа Сибири за 60 лет Советской власти. Барнаул, 1982.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *