Посещение музеев выставок галерей что это дает ученику
Зачем мы ходим на выставки и в галереи?
Постарайтесь вспомнить, когда вы в последний раз были в музее, в галерее? Какие выставки вы посетили недавно? Какие чувства вы при этом испытывали? Если всё это было так давно, что уж и не вспомнить, а экспозиция оставила в памяти лишь скуку, то не пытайтесь оправдаться фразой: «Музеи — это не моё». Скорее всего, вы просто пришли «не на ту» выставку.
Выставки хорошие и разные
Итак, мнение некоторых людей о том, что музеи — это скучно и неинтересно, ошибочно. На самом деле цель любой экспозиции — демонстрация определённого материала. Здесь практически нет границ в тематике, смелости, красоте и необычности. Те, кому, к примеру, сложно воспринимать немногоцветную строгую графику, с радостью найдут в своём сердце место для яркой сочной живописи. Те, кого утомляет разглядывание классических полотен, с удовольствием прильнут взглядами к свежим и нестандартным произведениям современного искусства.
Таким образом, практически каждый человек, независимо от социального статуса, возраста, уровня культуры способен насладиться посещением выставки или галереи, если найдёт для себя подходящий вариант. Но зачем, для чего мы ходим на выставки, почему мы готовы платить деньги за вход и жертвовать своим временем для того, чтобы посмотреть на результат чьего-то творчества?
Пирамида потребностей по Маслоу. Познание, эстетика, самоактуализация
Если обратиться к знаменитой Пирамиде Маслоу, иерархии человеческих потребностей, то становится понятно, что посещение выставки произведений искусства отвечает сразу трём самым верхним ярусам этой пирамиды. Это познавательные потребности (выставка даёт новые знания, новые впечатления, насыщает информацией, которую негде было получить раньше в таком же качестве); эстетические потребности (на выставке посетители получают удовольствие от созерцания прекрасного); и, наконец, потребность в самоактуализации (чувство собственной принадлежности к культурной жизни, ощущение себя понимающим, чувствующим, воспринимающим высокое искусство).
Пирамида потребностей по Маслоу
Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Изначально идея была изложена в работе «Теория человеческой мотивации» (1943) и в книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality).
Подробнее о Пирамиде потребностей по Маслоу читайте на сайте Википедии: здесь
Эти пункты пирамиды человеческих потребностей являются самыми верхними, завершающими. По сути это удовлетворение самых высоких нужд, дальше желать уже просто нечего. Именно поэтому после посещения индивидуально интересной выставки человек какое-то время может ощущать себя совершенно по-особенному, находиться в каком-то возвышенном, торжествующем состоянии души.
Не сидите дома, не скучайте, не лишайте себя высоких эмоций, красивых и позитивных чувств! Если вы уже давно не выбирались на выставку, в художественную галерею, в музей, то поскорей отыщите себе мероприятие по вкусу, и отправляйтесь за порцией ярких впечатлений!
Важность посещения музеев дошкольниками
Марина Меньшикова
Важность посещения музеев дошкольниками
В каждой семье должны быть занятия, которые они с удовольствием выполняют вместе и которые становятся постоянной, ожидаемой и неотъемлемой частью жизни.
Семейный отдых – немаловажный способ укрепления семьи, а такое полезное мероприятие как посещение музеев с детьми, к тому же, поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить искусство.
Музеи – замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят расширить кругозор своего ребенка. Приобщать детей к музею можно, начиная с трехлетнего возраста. Ребенок 4-5 лет уже осознает себя в мире окружающих его людей и явлений, у него развиты эмоционально-познавательная активность, способность к сопереживанию и жажда деятельности. Рассматривая картины, иллюстрации, пособия, дети уже способны непосредственно выражать к ним свое отношение. В 5-7 лет у ребенка совершенствуются процессы узнавания, сравнения (анализа и синтеза). Свои впечатления дети высказывают, опираясь на собственные чувства и личный опыт. Спешат поделиться открытиями со сверстниками и взрослыми. Пытаются создать свой мир красоты, участвуют в выставке своего творчества, в сборе коллекций.
Именно от первого посещения музея зависит то, как впоследствии ребенок будет воспринимать подобные мероприятия. Вести ребенка нужно туда, где ему будет действительно интересно. Нужно учитывать интересы ребенка, его природные склонности и таланты, но важно разнообразие в выборе музеев: возможно ребенка заинтересует что-то еще, важно расширять кругозор. Начинать лучше с небольших музеев, которые можно осмотреть достаточно быстро, чтобы ребенок не устал. Поэтому первые посещения музеев лучше комбинировать с прогулками. Необходимо заинтересовать и настроить ребенка,чтобы он четко знал: музей – это дом, в котором интересно, красиво и необычно. Расписывая все прелести предстоящего визита,родителям стоит исходить из интересов ребенка: «Сегодня мы сходим в музей, где узнаем много нового о твоих любимых животных».Или: «У тебя большая коллекция паровозов. А ведь есть музей, где можно познакомиться с ними поближе».
Ребенок должен обязательно знать заранее, куда и зачем идет, что он увидит в конкретном музее, и стремиться увидеть это.
Важный момент – подведение итогов после похода в музей. Хорошо, если у ребенка будет возможность поделиться впечатлениями с близкими и друзьями, рассказать о том, что он увидел. И, скорее всего, в подобных беседах возникнет желание снова отправиться в этот же или другой музей и узнать еще что-нибудь новое и интересное. Многим детям наверняка захочется нарисовать то, что им больше всего понравилось в музее. Важно поощрять такие творческие начинания ребенка.
Если в музее возникли вопросы, на которые Вы не смогли ответить сразу, придя, домой, загляните в энциклопедию или справочник и удовлетворите интерес юного исследователя. Да и ребенок, увлекшись поисками ответа, научится пользоваться справочной литературой, что обязательно пригодится ему в жизни.
Для детей дошкольного возраста музей доступен и необходим — если, конечно, мы всерьез хотим заниматься развитием их способностей. Кроме того, мы все так хотим, чтобы наши дети выросли культурными и хорошо воспитанными. Малыши не хихикают при виде обнаженной скульптуры и обнаженной натуры в живописи. Все увиденное они воспринимают внимательно и доброжелательно. Поэтому у взрослых, начинающих водить детей в музей с раннего детства,есть надежда: в музейных залах эти мальчики и девочки получат «прививку» от дурного вкуса и асоциального поведения.
Но надо также учитывать, что некоторые полотна могут оказать на излишне эмоциональных детей слишком сильное влияние, так что лучше музейный «маршрут» прорабатывать заранее, с учетом особенностей детского восприятия. Главное, чтобы каждое посещение музея было позитивным и познавательным.
Непосредственное знакомство дошкольника с коллекциями музея – подлинными историческими экспонатами, а так же с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывают огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании личности и духовно-интеллектуального потенциала общества в целом. У детей формируется «образ музея», развивается зрительная память, художественное мышление и воображение, заметен прогресс общего культурного уровня и обогащение изобразительной деятельности.
Главное, что открывается в музее –взрослые и дети в процессе такого общения познают друг друга глубже: родителям предоставляется возможность взглянуть на своего ребенка со стороны, услышать его, поговорить не на бегу, а обстоятельно и вдумчиво, а для детей такое общение с родителями тоже сулит неожиданности – им трудно поверить, что папа или мама могут чего-то не знать и открывать для себя что-то впервые, что вызывает неподдельное удивление и радость.
Проработав с детьми в детском саду и основываясь на личном опыте воспитания собственных детей с уверенностью могу заключить: проживание в центре города, среди исторических зданий, в том числе памятников архитектуры, посещение музеев развивает в детях эстетический вкус, творческое воображение, умение видеть и ценить прекрасное. Став взрослыми мои дети стремятся как можно чаще быть в центре города,следить и участвовать в культурной жизни города: посещать разнообразные выставки, театры, музеи. Раннее приобщение детей к культурным ценностям помогло сформировать правильную грамотную речь, развить воображение, пытливость ума и мышление, усвоить правила этикета, хорошие манеры. Это еще раз подтверждает тот факт, что основы воспитания и творческого развития детей закладывается в дошкольном возрасте при активном участии родителей.
Вот и наша группа посетила музей «Русская изба», «Возвращаясь к истокам».
Буклет для посещения детьми государственного Эрмитажа «Самый лучший музей для детей» Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж» Адрес: Государственный.
Фотоотчет о посещении музея елочных игрушек на фабрике Дети любят праздники, а Новый год и Рождество – это самые любимые и долгожданные из них, с атмосферой волшебства, чудесных превращений,.
Фотоотчет посещения производства елочных игрушек «Иней» Я вам уже рассказала о посещении музея елочной игрушки (посмотреть можно здесь). Сегодня хочу поделиться своими впечатлениями о посещении.
Фотозарисовка «Мои впечатления от посещения музея ёлочных игрушек» Приглашаю всех в Музей ёлочных игрушек, который открыт при фабрике ОАО «Ёлочка» в городе Высоковск, старейшем специализированном предприятии.
Карта посещения занятия по экологическому вспитанию «Окружающий мир» Карта посещения занятия Окружающий мир (экологическое развитие) Ф. И. О.
Карты посещения «Двигательная активность детей на прогулке» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно.
Важность подготовки ребенка к школе Проблема подготовки детей к школе всегда актуальна. Все понимают нужность предшкольного образования, но не все важность. Остался позади.
Важность зарядки для детского организма В группе «Речецветик» мы осуществляем один из проектов, как здоровьесбережение. Ежедневно, в детском саду, физинструктором в музыкальном.
Виды мини-музеев в ДОУ Музейная педагогика стала играть существенную роль только в последние десятилетия. В это время она в значительной мере изменилась, так как.
Как не заскучать в музее
Зачем будущим студентам идти в музей и как отдохнуть среди экспонатов
Даже в самом обычном музее можно интересно провести время, если преследовать конкретную цель. Музей не только место окультуривания, среди экспонатов можно отдыхать душой, общаться и изучать темы из школьной программы. Рассказываем, как ставить реальные цели похода в музей и прокачивать эрудицию с удовольствием.
Цель — отдохнуть
Поход в музей для школьника — это смена обстановки и приток новых впечатлений. Именно это нужно для интеллектуального отдыха. Не обязательно интенсивно расширять кругозор, читая каждую табличку. Достаточно пройтись по залам, понаблюдать за людьми, мысленно примерить экспонаты к своей комнате: что бы хорошо смотрелось на стене вместо ковра.
Разрешить себе не просвещаться — отличная установка для перегруженного учёбой школьника. Стоит дать музею шанс и посмотреть, удастся ли в этот поход найти хотя бы один артефакт или произведение искусства, которое притянет взгляд.
Что это даёт
Трудно понять и полюбить музей, пока не придёшь туда. Впечатлиться с первой попытки шансы тоже невелики — нужен опыт. Пойти в музей без «высокой» цели — значит заранее хорошо провести время и не разочароваться. Для начала хороших отношений с музеями этого достаточно.
Цель — расширить кругозор
Лучше всего выбрать определённую тему или эпоху, например «Быт русского крестьянства начала XX века» или «Русская поздняя икона». Затем отправляйтесь в соответствующий зал местного краеведческого или художественного музея и изучайте экспонаты, слушайте аудиогид или гуглите информацию в Википедии.
Чтобы новые факты не забылись, можно устроить опрос на своей странице в социальных сетях и предложить друзьям высказать предположения. Например, школьник узнал, что крестьяне Тамбовской области совсем не ели белого хлеба и захотел поделиться информацией со сверстниками.
Что это даёт
Если ограничиться конкретной темой, то ясно, на что обращать внимание. Обойти весь музей бывает тяжело физически и эмоционально, а посмотреть одну экспозицию — посильная задача для школьника. В результате ученик достигнет конкретной цели посещения и углубит знания по определённой теме. Возможно, после такого похода в музей у школьника появится идея исследовательской или творческой работы.
Цель — познакомиться с новым предметом или профессией
Когда речь заходит о профориентации, про музеи незаслуженно забывают. Будущим студентам стоит посетить медицинский, железнодорожный или музей авиационной промышленности. В рабочих интерьерах начальника вокзала или нейрохирурга школьник может почувствовать, насколько его привлекает дух профессии. Чтобы двигать вперёд науку и технику, полезно узнать её прошлое и разобраться в настоящем. Возможно, именно в музее школьник поймет, что профессия технолога пищевого производства ему не по душе, а сфера IT — то, что нужно.
Что это даёт
Музей спорта или геологии знакомит посетителей с деталями, которые могут сыграть важную роль при выборе профессии или принести балл на предметной олимпиаде. Музеи профессий и наук помогают лучше разобраться в выборе будущей специальности и повысить уровень эрудиции.
Цель — изучить дополнительный материал по предмету
Будущие выпускники и участники олимпиад посещают музеи, чтобы углубить знания и развить исследовательские навыки. Если следить за анонсами музеев и галерей, можно попасть на выставку уникальных экспонатов революции 1917 года или атрибутов быта восточных славян. Дома-музеи деятелей литературы и искусства дают представление об обстоятельствах жизни и творчества известных людей.
Посещению музея в рамках подготовки к экзаменам и олимпиадам обычно предшествует глубокая вдумчивая работа с другими источниками. После прочтения учебников, монографий и просмотра документальных фильмов увиденное в музее можно соединить в систему знаний по теме.
Если собраться группой единомышленников, можно заказать экскурсию по интересующей теме и за минимальное время получить максимум информации.
Что это даёт
Подготовленный визит в музей — задача повышенного уровня для тех, кто претендует на высокие баллы ЕГЭ и призовые места в олимпиадах. Одно дело запомнить факты о вооружении революционеров, другое — увидеть винтовку Мосина и «берданку» своими глазами. В музее не только узнают новое, но и лучше усваивают известное, ведь от повторения воспоминания укрепляются, а если повторять в разной обстановке, то эффективность ещё выше.
Цель — оценить музей
Действительно, хватит получать отметки, пора оценить что-нибудь и заодно придумать, что именно. Для начала нужно составить критерии, что обязательно должно быть в хорошем музее. За основу можно взять имеющийся опыт, неважно, удачный или нет. Во время прогулки по музею важно прислушиваться к своим ощущениям и отмечать значимые моменты. Свою подробную оценку можно опубликовать в формате сториз или оставить текстовый отзыв на страничке музея или в онлайн-справочнике геоинформационной системы, Яндекс.Карты или Карты Google. Если школьник ведёт блог, обзор музеев может стать его постоянной рубрикой.
Что это даёт
Опубликованный содержательный отзыв о работе музея поможет учреждению стать лучше, а другим посетителям знать, к чему быть готовыми. Школьник научится обращать внимание не только на экспонаты, но и на обстановку музея и лучше понимать свои образовательные и культурные потребности.
Что запомнить
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Всесторонне развитие младших школьников с помощью музейной педагогики
Всестороннее развитие детей с помощью музейной педагогики
Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. И если классическая школа с её классно-урочной системой рассчитана, прежде всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей – на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новой качество, новые возможности, новые способы деятельности.
Ещё немецкий учёный Г. Фройденталь с формулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:
— каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
— учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
— посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
— следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
— отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;
— итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).
К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.
Групповыми формами работы являются кружок, общество, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.
Индивидуальная работа предполагает подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области.
Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на классные часы, общешкольные вечера и т.д.
Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.
Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.
К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:
— интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
— уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
— уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
— уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;
уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз.
Знакомясь с национальными ценностями, национальными духовными традициями ребёнок обогатит внутренний мир, приобщится к традициям нашей страны, сможет оценить сложность и поэтичность народной живописи и художественного ремесла. Это позволит развить личность школьника в воспитании нравственных и этических чувств. Полагаю, что это будет способствовать росту мотивации обучающихся к учебному труду, повысит познавательную активность школьников, обогатит интеллектуально-познавательный мир и позволит накопить ученику нравственно-эстетический опыт.
Каким образом взаимодействие с музеями дополняет учебную деятельность младшего школьника?
Какие задачи решает учитель на основе взаимосвязи с музеями?
Как влияет посещение музеев города на духовно-нравственное развитие личности младшего школьника?
Одна из задач, данной системы, которая стоит перед учителем предлагает представлять целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. «Связи между знаниями должны усложняться по мере приобретённых знаний. В процессе познания не ограничиваться рамками класса, нацеливать ребёнка на исследования, включать в активную деятельность и способствовать взаимодействию детей друг с другом». Посещение экскурсий в музеях способствует решению данной задачи.
Например,изучая историю России, применяя знания, полученные на экскурсии по теме: «Традиционные праздники русского народа»(2 класс), у некоторых детей появляется желание узнать историю праздников. Начинается исследовательская деятельность ученика, которая подкрепляется ещё и знаниями на учебных занятиях изобразительного искусства, музыки.
Выход в музеи и сопутствующее изучение темы часто заканчивается внеклассным мероприятием для учеников начальной школы или имеет выход на другой внеклассный вид деятельности.
Каким образом взаимодействие с музеями влияет на учебную деятельность младшего школьника?
Открывает культурные горизонты ученика.
Вырабатывается гражданская позиция и развивается умение хранить и уважать наши духовные ценности.
Обогащается внутренний мир ребёнка.
Способствует росту мотивации обучающихся к учебному труду, повышает познавательную активность школьников.
Учится высказывать своё мнение, вступать в диалог. Проводить исследовательскую работу.
В приведённом примере интересный и разнообразный перечень внепрограммных занятий даёт возможность развить творческие способности ученика. У кого-то лучше идёт одно, кто-то больше увлечён другим. Я наблюдаю за деятельностью каждого ребёнка, за развитием способностей, за особенностями восприятия и это ставит передо мной задачу разжечь неугасимый огонь познания младшего школьника. Помню, что умственный труд, это многогранная сфера самовоспитания, и только тогда, когда ученик, познавая мир, познаёт и самого себя, он переживает радость открытия, развиваются его умственные способности.
За годы обучения в начальных классах у ребёнка пробуждается понятийное сознание, и моя задача создать условия, которые нацелят ребёнка к желанию думать о мире и о самом себе. «Научное мировоззрение школьника формируется на протяжении всего школьного курса, по мере того как учащийся поднимается со ступеньки на ступеньку, всё глубже познавая действительность, и в связи с тем, что более разносторонней и интенсивной становится его учебная деятельность» Л.В. Занков.
Как влияет посещение музеев города на духовно-нравственное развитие личности младшего школьника?
Поездки в музеи обогащают детей, заставляют радоваться, удивляться, сопереживать, делают их добрее, духовнее, богаче.
На уроках и во внеклассной работе учащиеся зачастую работают в парах, группах. Вопросы решаются в спокойной обстановке, наблюдаю, что дети выслушивают друг друга, в отношениях доброжелательны.
Ученики данного коллектива имеют активную жизненную позицию.
Самовыражаются дети и при выполнении творческих заданий: интервью, диалоги, монологи. По ответам детей прослеживаю те невидимые результаты, которые происходят в душе, внутреннем мире ребёнка. Делаю вывод, что у ребёнка, владеющего навыками общения, больше шансов быть сдержанным в эмоционально острых ситуациях, умение достойно вести себя в сложных ситуациях.
Как влияет посещение музеев города на духовно – нравственное развитие личности младшего школьника?
Экскурсии, лекции, беседы музея становятся открытиями в познании ребёнка особенностей его характера, внутренней и внешней линий поведения.
Обращение к духовным истокам нашего народа, способствуют формированию нравственных качеств личности, обогащению интеллекта.
Ученик учится применять полученные знания на практике.
Формирование у учащихся навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки.
К специфическим признакам экскурсии относятся:
быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве;
способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа;
способ предметного изучения;
Я стараюсь организовывать экскурсии по интересам детей и одновременно связанные с программой обучения в школе. Мы с детьми посещаем не только музеи, но и театры, выставки,экскурсии на производства. Очень часто я привлекаю родителей к экскурсионной деятельности. Ежегодно мы устраиваем семейное посещение музеев. В результате экскурсий мы делаем обязательно коллаж, проводим беседы, викторины и т.д.
Выявлено, что знакомясь с национальными ценностями, национальными духовными традициями через посещение музея ребёнок обогащает внутренний мир,закрепляет знания, приобретённые на уроках, приобщается к традициям нашей страны, т.е всесторонне развивается.
Библиографический список « Музейная педагогика »
Белянкова, Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников /Н.М. Белянкова //Начальная школа.- 2011.-№9.-С.62-64
Харитонова,А.А. Формирование музейной культуры у старших дошкольников /А.А. Харитонова //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.73-77
Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском саду /Н.Рыжкова //Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№22.-(вкладыш); №21,№19,№18 (вкладыш)
Турилова, Е.К. Реализация направления «Музейная педагогика» /Е.К. Турилова // Воспитатель ДОУ.- 2010.-№5.-С.87-89
Мандебура, Е. П. музейно- педагогическая деятельность в системе подготовки учителя начальных классов /Е.П. Мандебура //Начальная школа.- 2010.-№3.-С.104-107