Считают что декламируя стихотворение чтец становится соавтором поэта
Искусство чтеца для поэтов
Я с недавних пор часто слушаю поэтов, выступающих со своими стихами, или читающих стихи знаменитых предшественников, любимых авторов.
Иногда это интересно и оригинально, а иногда — совершенно невыносимо. И как же редко бывает, чтобы все совпало: и сами стихи и их подача выступающим.
Бывает, конечно, и вполне профессиональное чтение, то есть такое исполнение, когда забываешь, что это озвучивают текст. Когда каждое слово, каждая мысль, произнесенные вслух, находят отклик у слушающих. Но для этого нужно много работать именно над художественным словом, а это и наличие определенных способностей(дикция, тембр и сила голоса) и кропотливая работа над текстом. Может быть, поэту, читающему свои произведения это и не нужно?
Недавно слушала вроде профессионала. Молодой парень читал с листа незнакомые ему стихи перед подготовленной аудиторией. Слушатели увидели и услышали чтеца с прекрасной дикцией, актерской внешностью, приятным тембром голоса, способного к перевоплощению. Но сами великолепные стихи почти пропали от старания чтеца показать свои актерские возможности. А нужно было просто ненавязчиво озвучить предложенное, соблюдая знаки препинания, начало и конец строки, строф. И лишь чуть-чуть дать себе — любимому возможность отойти от обыденной речи, все-таки стихи.Чтобы уже слушатели сами воссоздавали в своем мозгу то, что написано автором произведения. Чтобы было так, будто вся аудитория просто читает глазами новый для себя текст.
Потом выступала молодая поэтесса. Энергичная, с высоким красивым голосом, она сначала захватила внимание. Но заунывность и навязчивые повторы интонации « в стиле Беллы Ахмадулиной», повышенная громкость, быстро надоели. Что не позволило даже вообще задуматься о содержании стихов. Осталось впечатление лишь о бьющей по ушам силе звука и форме подачи, не самой приятной.
Три способа чтения стихов с эстрады:
Главная ошибка — заунывность и подвывание. Или оглушающая громкость звучания.
2. Чтецкое (декламатарское).
Размеренное ритмичное проговаривание по строкам, с точным учетом всех знаков препинания и выделением последнего слова. Но при этом декламатор знает о чем говорит и видит все, о чем сказал поэт, а значит, мысленно «передает картинку» слушателям. И не только картинку, но и авторское настроение. Чтец на первый план ставит произведение, с которым хочет познакомить слушателей. Он относится к нему бережно, раскрывает постепенно, хотя знает о читаемом произведении почти все возможное. Чтец отделен от того, что читает, он рассказывает о том, что пережил и почувствовал автор, когда писал.
Главная ошибка декламации. Конечно, декламатор знает неизмеримо больше о читаемом произведении, чем неискушенный слушатель. Но профессиональный чтец стоит между автором и слушателем, а потому нарушает прямой контакт между произведением и чувствами зрителей. Восприятие слушающих искажается под воздействием представлений декламатора. Ведь если бы слушающий просто читал с листа, у него возникли бы совершенно иные, собственные душевные отклики, образы и мысли.
Как правило, актер играет здесь и сейчас. Он, читая чужой текст, перевоплощается в литературного героя, от лица которого написано произведение. Но актерская индивидуальность такова, что в отличие от декламатора, чтец-актер будет говорить со слушателями от своего собственного лица. А оно, это самое лицо, будет наверняка не тем, что задумывал поэт. То есть, основные мысли останутся те же, но актер так их оживит и раскрасит, чтобы возбудить интерес у публики, в том числе, к собственной персоне, что слушающие могут вообще забыть о начальных замыслах автора литературного произведения.
Заканчивая свои изыскания, думаю, поэтам следует в первую очередь использовать для выступлений первый, иногда второй способ и в очень редких случаях третий.
Инструкция для учащихся
Главная > Инструкция
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Инструкция для учащихся
Тест состоит из частей А и В. Задания рекомендуем выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
В каждом задании может быть 1,2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в бланке ответов под номером выполненного Вами задания.
Российский государственный гидрометеорологический университет
Тест по РУССКОМУ ЯЗЫКУ № 1
для поступающих на дневное обучение
Тест состоит из 41 задания. На выполнение теста отводится не более 180 минут
А5.Согласная буква пропущена в слове
Он говорил чересчур мудрё. о, далеко не все в его речах было доступно моему пониманию.
Большая комната разреза. а фанерными перегородками на длинные ломти.
Его первые движения на новеньких коньках были скова. ы и неуклюжи.
А11. Частица НЕ пишется слитно со всеми словами в ряду
(не)укоснительно, совершенно (не)разборчивый
(не)справедливость; (не)обидные слова
(не)верящий в Бога; (не)пристойный
(не)желая; (не)успех, а простое везение
(не)годуя; (не)доглядеть за больным
А12. НИ пишется в предложении
Каких только рыб н. увидишь в глубинах океана!
Как бы н. ссорились мы, любовь оказывалась сильнее обид.
Я уже не надеялся н. на помощь, н. на дружеский совет.
Почтовый ящик был не нужен: мне (н. )откуда не приходило писем.
Он (н. )мало постарался, чтобы опубликовать первый рассказ.
А3.Ь пишется в слове
пр. даться размышлениям
в осенн. м воздухе; о вечереющ. м дне
о достижени. ; о злоде.
в морской гаван. ; о госпитал.
о вестибюл. ; о быстрой погон.
он бре. тся; подскаж. шь
А(Я) пишется в слове
-НН- пишется в слове
заветре. ый участок
А14. Слитно пишется
( в)виде одолжения 4) ( древне)русские фрески
бабушка (на)двое сказала 5) (выпукло)вогнутая линза
А15. Тире на месте пропуска ставится в предложении
Свобода _ есть результат правильного устройства государства.
Желать свободы себе _ значит желать свободы другим.
Нет человека, который не любил бы свободу; но справедливый требует ее для всех, несправедливый _ только для себя.
А ты вот что, подольстись к тетушке, она _ женщина богатая, она поможет.
А16. Запятая на месте пропуска ставится в предложении
1) Погода испортилась_ ив Средиземном море неожиданно пахнуло зимой.
2) Многие пассажиры уже вытаскивали из кают пледы и чемоданы _ и торопливо и горячо шептали что-то своим чадам и домочадцам.
3) Небо раскололось от оглушительного удара грома _ и испуганные лошади понеслись вскачь.
Ивлев глубоко задумался _ и поэтому далеко не сразу понял, что деревня осталась позади.
А17. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
Сувениры на Капри состоят из открыток и игрушечных шкатулок, и каких-то кожаных кошелечков, и оплетенных веревками бутылок вина.
Пестрая разноязычная толпа кипит в этом тесном каменном горшке центральной площади.
На Капри, как родовые аристократы, так и простые лаццарони бродят в трусиках и ничуть не стесняются.
А18. Второстепенный член необходимо обособить в предложении
Родители подслушивающие за дверью при нашем появлении юркнули в кусты.
Мимо посвистывая пролетели два лесных попугая.
На нем было вымоченное в грязи пальтишко и резиновые галоши на босу ногу.
Мой дедушка отставной генерал не спит и ворочается за стеной в другой комнате.
А19. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
Скамеечка стояла у самой воды между густыми кустами молодого ивняка.
Подбежала Анна Семеновна, тоже искавшая Колю и схватила его за второе ухо.
Сделав глубокий вздох и стараясь держаться непринужденно, он вошел в ярко освещенную лампами гостиную.
А20. Запятая на месте пропусков ставится в предложении
То, что _ очевидно _ для меня, вовсе не истина для других.
То, что _ кажется _ правильным мне, не представляется правильным другим.
К счастью _ они переубедят меня, а мне удастся переубедить их.
Одним словом _ поверить в это невозможно. Тупик.
А21. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
Художник должен быть в своем произведении вездесущим и невидимым, как Бог во Вселенной.
Как истинный интеллектуал он любил читать книги даже в хорошую погоду.
Ученого интересуют как факты, так и их интерпретация.
В банке вам дадут денег взаймы как только вы докажете свою состоятельность.
А22. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
Собрание пришло к заключению, что вы занимаете чрезмерную площадь и поставило вопрос об уплотнении.
Покорнейше прошу вас предоставить мне возможность принимать пищу там где ее принимают все нормальные люди!
Нужно обладать мужеством, чтобы сказать то что думают все.
Слышно было, как четверо вышли в приемную и как за ними закрылась парадная дверь.
А23. Чужая речь неправильно оформлена в предложении
Свифт возмущался, что «моя колода плохо перетасована», пока ему не пришла хорошая карта.
Как писал Ларошфуко: «большинство людей отвечает не на чужие суждения, а на собственные мысли».
Я не уверен, что можно ли считать молчание знаком согласия. Может, это сигнал того, что никто вас не слушает?
А24. Укажите, в каком месте допущена пунктуационная ошибка.
Как капитан корабля из рубки, (1) мадам Иванова с высоты своей буфетной стойки (2) безмолвно (2) распоряжалась прислугой (3) и все время курила, (4) держа папиросу в правом углу рта, (5) и щуря от дыма левый глаз.
A 25. Орфоэпическая ошибка допущена в слове
упрости’ть 4) жа’люзи
А26. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании
краеугольный камень образования
подвести итог всей работы
оплатить страховой полис
поселился жить на побережье
А27. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении
Доклад был выстроен четко и аморфно и вызвал оживленный интерес и одобрение присутствующих.
А28. Речевая ошибка допущена в предложении
Наш босс любит и покровительствует театру.
Новые комбайны, прибывшие с ярмарки, радостно встретили механизаторы и шоферы райцентра.
Сын мой, будучи еще дитем, проявлял способности к рисованию.
А29. Речевая ошибка допущена в предложении
Считают, что, декламируя стихотворение, чтец становится соавтором поэта.
Театральная публика очень изменилась, их реакция иногда совершенно непредсказуема.
Это было одиночество умного человека, когда не хочется ни с кем говорить и который ищет уединения.
В1. Найдите слово с орфографической ошибкой и напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно употреблено в
предложении).
Когда стоишь на краю сада, обнесенного непременной живой изгородью, и с высоты смотришь в ущелье, в низу виден кустарник и деревья, прилепившиеся на четырехкилометровых скалах, покрытых толстым ковром мха и папоротника.
В2. Найдите слово с орфографической ошибкой и напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно употреблено в
предложении).
Эта была редкостная икона, никому неизвестный шедевр, и, встретившись впоследствии с одним из членов правительства, я в течение получаса уговаривал его исследовать и отреставрировать ее.
В3. Найдите слово или словосочетание с речевой ошибкой и
напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно
употреблено в предложении).
Яркие сверхбыстрые метеоры, отколовшие от кометы Галлея, летят к нам с огромнейшей скоростью. Этот регулярно наблюдаемый мощный поток известен более тысячи двухсот лет.
В4. Укажите цифрой количество грамматических основ в
следующем предложении.
В5. Укажите тип каждого предложения по структуре
Г. Бессоюзное сложное.
В6. На месте пропуска в предложении
1) Парикмахерская в Америке все еще отмечается традиционной вывеской, которая древнее самой Америки_ полосатый красно-белый жезл имитирует руку, кровь и бинты.
А. Следует поставить двоеточие.
2) Согласно древним поверьям, остричь волосы _ значит потерять силу.
Б. Следует поставить тире.
3) Иногда на мнения парикмахеров в вопросах _ искусства, литературы, политики, морали ссылаются как на нечто непререкаемое.
В. Следует поставить запятую.
Г. Не следует ставить никакого знака.
В7. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. (Цифра относится к следующему за ней слову). Выпишите номер слова и соответствующую букву.
Раньше в зоопарк (I) приходили, чтобы глазеть на
(2) экзотических зверей, (3) теперь это сделать непросто: чем лучше
зоопарк, тем труднее найти (4) его (5) обитателей и тем
подозрительней в нем относятся к посетителю.
А. Существительное Б. Прилагательное В. Предлог
Г. Местоимение Д. Глагол Е. Наречие
В8. Установите значение слова
А. Мнимый, призрачный, нереальный.
Б. Почтенный, пользующийся уважением.
В. Чрезмерно торжественный, украшенный (о слоге, речи).
Г. Насмешливый, ироничный.
Д. Честолюбивый, выставляющий напоказ свои достоинства.
Е. перен. Очень тщательный, требующий особого внимания к деталям, к мелочам.
В9. Определите стиль приведенного ниже текста. Если термин многосложный, впишите, НЕ СОКРАЩАЯ, столько букв, сколько войдет в отведенные клетки.
Русские цари не раз ездили на богомолье на Соловецкие острова. В советские годы здесь был концлагерь, а затем музей, в 90-е годы минувшего века Соловки вновь вошли в моду среди монарших особ. Первыми сюда приехали родственники императора Николая Второго. В 2001 году здесь побывал шведский король Карл Густав, а на этой неделе, в среду, на Соловки прибыл наследник английского престола принц Чарльз. По сообщениям корреспондентов, до Соловецкого кремля от взлетной площадки принц Чарльз добрался пешком, привел в неописуемый восторг местных жителей.
В10. Выпишите из текста (в именительном падеже единственного числа) антоним к слову грядущий.
В11. Укажите, как называется средство выразительности речи, подчеркнутое в последнем предложении текста задания В9.
В12. Укажите, какие средства связи предложений можно вставить на месте обозначенных цифрами пропусков в задании В9. Выпишите цифру и соответствующую букву.
А. Потому что Б. Чем В. Вопреки чему Г. Однако
Номер задания
А ТЕПЕРЬ
ПОВТОРИМ или ПОВТОРИМ?!
1. Орфоэпическая ошибка допущена в слове:
(на уровне постановки ударения)
(он) заключи‘т (договор)
(он) приру‘чит зверя
(первые) блюда‘
взбе‘шенный
вила‘сь (дорога)
втридо‘рога
дефи с’
забра‘ла
завезена‘
заврала’сь
заждала‘сь
заку‘поренньй
изолгала‘сь
ку‘хонный
обеспече‘ние
о‘говор
озло‘бленный
осве‘домить
парте‘р
подняла‘
позво‘нишь
положи‘ть
поняла‘
правы‘
предло‘жить
при‘говор
приобре‘тенный
салютова‘ть
сливо‘вый
сли‘вовый
торты‘
туфля‘
украи‘нский
упрости‘ть
че‘рпать (воду)
(на уровне произнесения гласных и согласных)
агрессия [р’э]]
академия [дэ]
гортензия [т’э]
дезинфекция [д’э]
декорация [д’э]
детектив [дэ]
диета [э]
депрессия [р’э]
диспансер [cэ]
жюри [жу]
интеграция [т’э]
интервал [тэ]
интервенция [тэ]
интервью [т’э]
интернат [тэ]
интерьер [тэ]
конечно [шн]
музей [з’э]
нарочно [шн]
неологизм [н’э]
пустячный [шн]
тезис [тэ]
темп [т’э]
темперамент [т’э]
терминология [тэ]
термос [тэ]
яичница [шн]
2. Нормы сочетаемости слов нарушены:
1) благоволить сестрой
2) благодарственное письмо
3) благодаря совета
4) благословляться бабушкой
6) вменить адвокату в обязанность
7) внешняя оболочка¶
9) вопреки предостережению
10) всеми известный и любимый поэт
11) вследствие предстоящего отъезда
12) выбить почву из-под ног
13) высокий уровень образования
14) выяснить о причинах
15) глубокое сопротивление
16) днём с огнём не вернуть
17) добиться успехов
18) документальное досье
19) ему характерна лень
20) заведующий почты
21) заядлый спорщик
22) испытывать враждебное отношение
23) краеугольный камень образования
25) любимый фаворит
26) наболтать на подружку
27) написать свои адрес, имя и фамилию
28) нетерпимое отношение к людям
29) обратил внимание на малыша
30) опираться на фактах
31) оплатить страховой полис
32) оскорбиться на шутку
33) отзыв на кандидата
34) повторяющийся рецидив
35) подвести итог написанного
36) получить уважение окружающих
37) получить фиаско
38) понимать необходимость встречи
39) понимать о необходимости перемен
40) понимать об ответственности
41) поселился жить на побережье
42) предать анафеме
43) предоставить право участвовать в голосовании
44) препятствовал процесс развития
45) претендент к власти
47) проводить аналогию моей работы и твоей
48) противный закону
49) противный совести
50) проявлять заботу к близким
51) различать добро и зло
52) служить образцом для других
53) согласно с требованиями
54) сообразно с заведённым порядком
55) сопричастный с преступлением
56) уверенность в победе
57) уверять в своей правоте
58) уделять внимание внешности
59) уделять внимание на детали
60) удивляться ловкости
61) удостоен наградой
62) указать о дате экзамена
63) управляющий департаментом
64) экспериментальный опыт
3. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:
1. В модном антикварном салоне вы можете купить самые современные украшения из бисера, янтаря и уральских самоцветов.
2. Она одевалась неброско, но экстравагантно, с прекрасным чувством стиля.
3. Негин – брюзгливый старик, который постоянно жалуется на свою судьбу и вечно всем недоволен,.
4. Вопрос о повышении пенсии не обсуждался, поскольку он входил в нашу миссию.
5. Фатальные последствия чеченской войны ещё не оценены до конца.
6. Певица ушла со сцены в самом апогее славы.
7. На спектаклях нашего драматического театра всегда полный анонс.
8. Эти слова прозвучали диссонансом и нарушили спокойное течение разговора.
9. Эту информацию журналисту удалось раздобыть окольными путями.
10. Прилавки книжных магазинов наводнили бульварные романы.
11. Некоторые европейские и азиатские государства заявили нотацию протеста по поводу войны в Ираке
12. Власть зиждется на подчинении большинства меньшинству.
13. Работа совершенно не интересовала его, он ходил на службу только для проформы, чтобы соблюсти видимость деятельности.
14. Наш новый начальник перенял на Западе раскованную и чопорную манеру поведения с коллегами.
15. Алексей – полный профан в искусстве, но ас в математике и информатике.
16. Некоторые современные периодические издания любят смаковать «свинцовые мерзости» русской жизни, другие, напротив, не ретушируют, создавая впечатление, что не всё так плохо.
17. Он был человеконенавистником – филантропом, считающим, что человек лжив и слаб по натуре своей.
18. Тургенев купается в деталях: его пышные, обильные и компактные описания вечереющего леса или сцены охоты занимают иногда несколько страниц.
19. Принятые сегодня обращения «господин» и «госпожа» еще несколько лет назад воспринимались как анахронизм.
20. Авантюрный склад характера вынуждал его совершать рискованные, и безрассудные поступки.
22. Дорохову обычно отводилась роль арбитра в наших спорах.
23. Она часто приглашала меня на следующий день после официального приема, чтобы угостить останками вчерашнего пиршества.
24. Аннотация к книге включала развернутый анализ творческого метода писателя.
25. Я попросила подругу ассигновать мне на вечер ее модную заколку для волос.
26. Стиль создает не только одежда, но и аксессуары: туфли, сумочка, шейный платок.
27. Ребенок держал в руках аляповатую игрушку явно китайского производства.
28. Этот человек мне решительно апатичен.
29. Мой приятель – заядлый филателист – мог часами обсуждать достоинства той или иной почтовой марки.
30. Доклад был выстроен чётко и аморфно и вызывал оживленный интерес и одобрение присутствующих.
31. Бунинские рассказы – тонкая, ажурная работа: каждая деталь выпукла, осязаема, её можно мысленно увидеть и даже потрогать.
32. У некоторых людей на войне постепенно атрофируется чувство опасности – они могут спать даже при артиллерийском обстреле.
33. Докладчик представил ход событий, не вуалируя острых моментов и неутешительных выводов.
34. Сергей был полным профаном в живописи, но профи в компьютерной графике.
35. Братья поддерживали сердечные формальные отношения.
36. У них в доме всё было просто и вычурно, изящно и необыкновенно приятно.
37. Совет директоров внёс кардинальные изменения в проект развития компании.
38. Барин наказывал своих крепостных жестоко и гуманно.
39. Все Дашины обиды на Ольгу давно канули в Лету – на душе осталась только какая-то странная пустота.
40. В семейных спорах последнее слово оставалось за дедом, мнение которого было самым престижным.
41. Документы о среднем и начальном профессиональном образовании будут заполняться теперь с использованием высоких технологий.
42. Жилому модулю МКС скоро не будет угрожать ни один метеорит.
43. Во время работы российских космонавтов в открытом космосе американка Сунита Уильямс будет следить за действиями коллег с помощью видеомагнитофонов, находясь внутри.
44. Направление развития этого сегмента рынка кредитования нуждается в коррекции.
45. Мой заядлый приятель – большой спорщик.
46. По условному знаку бойцы поднялись из траншеи и пошли на абордаж.
47. Презентация фирмы прошла успешно.
48. Гуманное отношение к пожилым и престарелым людям отличает поистине цивилизованные страны.
49. Витражи собора были выполнены из дерева особых пород, и секрет их изготовления неизвестен.
50. Увидев Ольгу, наш герой сконфузился и от смущения не мог выговорить ни слова.
51. Почти забытая ныне аббревиатура КПСС почти семь десятилетий была хорошо известна каждому человеку, и не только в нашей стране.
52. В этой ситуации правительство приняло адекватные меры.
53. Безапелляционный тон преподавателя свидетельствовал, что по этому вопросу иных мнений просто не может быть.
54. Барыня предпочитала принимать гостей в своём уютном бенуаре.
55. Я испытываю подлинное благоговение перед женщинами-декабристками, последовавшими за мужьями в Сибирь.
56. Раздалась спокойная бравурная музыка, и занавес медленно раздвинулся.
4. Установите значение слова:
1) Суррогат | А. Механическое соединение чего-то. |
2) Ингредиент | Б. Сборник произведений одного жанра разных авторов. |
3) Конгломерат Конгломерат | В. То, что является лишь неполноценной заменой другого. |
4) Плеяда | Г. Замкнутая группа людей, считающих себя избранными в каком-либо отношении. |
Д. Группа выдающихся деятелей одной эпохи, направления. | |
Е. Составная часть чего-либо. |
1) Утопия | А. Правовое положение. |
2) Казус | Б. перен. Волшебное, сказочное зрелище. |
3) Статус | В. Сложный, запутанный случай. |
4) Феерия | Г. Выдающееся, исключительное явление. |
Д. Несбыточная, неосуществимая мечта. | |
Е. Прихоть, причуда. |
1) Наместник | А. Первооткрыватель. |
2) Наперсник | Б. Путешественник-богомолец, |
3) Послушник | В. Любимец, пользующийся особым доверием. |
4) Пилигрим | Г. Нижний чин уездной полиции в царской России. |
Д. Начальник, правитель какой-либо области с особыми полномочиями. | |
Е. Прислужник в монастыре, готовящийся стать монахом. | |
1) Опус | А. перен. Раздражение. |
2) Манускрипт | Б. Сочинение, труд (шутл.). |
3) Сарказм | В. Рукопись, преимущественно древняя. |
4) Памфлет | Г. Язвительная насмешка, злая ирония. |
Д. Злободневная острая сатирическая статья или брошюра. | |
Е. Страстное воодушевление, подъём, энтузиазм. |
1) Тщетный | А. Нарочито усложненный, замысловатый. |
2) Прозорливый | Б. Чрезмерно строгий в соблюдении приличий. |
3) Чопорный | В. Бесполезный, напрасный. |
4) Вычурный | Г. Честолюбивый, выставляющий напоказ свои достоинства. |
Д. Проницательный, умеющий предвидеть. | |
Е. Заносчивый, презрительно относящийся к окружающим. |
1) Фатальный | А. С увлечением отдающийся какому-нибудь занятию. |
2)Помпезный | Б. Дряхлый, разрушающийся от старости. |
3) Вещий | В. Как бы предопределенный роком, загадочно-непонятный. |
4) Заядлый | Г. Внешне роскошный, эффектный, пышный. |
Д. Пророческий, предвидящий будущее.. | |
Е. Приносящий зло. |
1) Потворствовать (чему-либо) | А. Излишне преувеличивать. |
2) Маневрировать | Б. перен. Насаждать, вводить в употребление |
3) Культивировать | В. Притворяться, стараться ввести кого-либо в заблуждение. |
4) Утрировать | Г. Сосредоточить, скапливать в одном месте. |
Д. Снисходительно относиться к чему-либо предосудительному, плохому. | |
Е. перен. Ловко и хитро действовать, умело обходя возможные неприятности. |
1) Высокопарный | А. Мнимый, призрачный, нереальный. |
2) Тщеславный | Б. Почтенный, пользующийся уважением. |
3) Эфемерный | В. Чрезмерно торжественный, украшенный |
4) Филигранный | Г. Насмешливый, ироничный. |
Д. Честолюбивый, выставляющий напоказ свои достоинства. | |
Е. перен. Очень тщательный, требующий особого внимания к деталям, к мелочам. |
1) Диссонанс | А. Преувеличенная, неумеренно восторженная похвала. |
2) Дифирамб | Б. Излишняя непринуждённость, бесцеремонность, развязность. |
3) Комплимент | В. Необычное, особенное явление, редкий факт. |
4) Фамильярность | Г. Перен. Разлад, несогласованность, несоответствие, противоречие с чем-либо. |
Д. Любезные, приятные слова. | |
Е. Лицемерие, ханжество. | |
1) Интеллектуал | А. Наиболее видные, лучшие представители какой-либо части общества, слоя, группировки. |
2) Интеллигент | Б. Человек, обладающий способностями к сверхчувственному восприятию. |
3) Элита | В. Человек с высоким уровнем умственного развития. |
4) Эрудиция | Г. Человек, обладающий образованием и специальными знаниями в области науки, техники, культуры и профессионально занимающийся умственным трудом. |
Д. Проницательный, умеющий предвидеть. | |
Е. Начитанность, глубокие познания в какой-либо области. |
1) Клерк | А. Должностное лицо, свидетельствующее и оформляющее различные юридические акты. |
2) Нувориш | Б. Крупный собственник, обладатель больших поместий, значительного капитала. |
3) Магнат | В Представитель монополистического капитала. |
4) Олигарх | Г. Конторский служащий, письмоводитель (в некоторых странах). |
Д. Быстро разбогатевший (обычно в результате сомнительных сделок) человек, не имеющий корней среди известных финансовых авторитетов. | |
Е. Богатый покровитель наук и искусств. |
1) Репрессия | А. Применение насилия, устрашения по отношению к противникам, вплоть до их физического устранения., |
2) Террор | Б. Перен. Сильное портрясение. |
3) Шок | В. Повышенное, радостное настроение, чувство довольства, благополучия, часто не соответствующее объективным обстоятельствам. |
4) Эйфория | Г. Карательная мера, наказание со стороны государственных органов. |
Д. Ловкая проделка, приём, неожиданная выходка. | |
Е. Облегчение процесса умирания с помощью применения обезболивающих средств при неизлечимой и мучительной болезни. |
1) Диссонанс | А. Преувеличенная, неумеренно восторженная похвала. |
2) Дифирамб | Б. Излишняя непринуждённость, бесцеремонность, развязность. |
3) Комплимент | В. Необычное, особенное явление, редкий факт. |
4) Фамильярность | Г. Перен. Разлад, несогласованность, несоответствие, противоречие с чем-либо. |
Д. Любезные, приятные слова. | |
Е. Лицемерие, ханжество. |
5. Речевая ошибка допущена в предложении:
1) Этот шампунь, разработанный для малышей специалистами нашей фабрики, не щиплет глаз.
2) Не впервые правительство отмечает о необходимости помощи отечественному товаропроизводителю.
3) Область граничит с двумя государствами ближнего зарубежья и налаживает хозяйственные и культурные связи с обоими их столицами.
4) Мы должны быть снисходительными к забывчивости пожилых людей.
5) Необходимо обязательно указывать ценность бандероли, отправляющейся за границу.
6) В этот день, мне кажется, не было на земле человека, более счастливее, чем я.
8) Мне было понятно о том, что эта акция задумана против меня заранее.
9) Как сообщили в прессе, у более чем четырёхста жителей области были обнаружены признаки отравления грибами.
10) На торжественное собрание по случаю юбилея университета пришли старейшие профессора и другие преподаватели вуза.
11) В новом сезоне будет выходить ток-шоу, ориентированное для молодежи.
12) У нас на каждом заводе есть Иванов, Петров и Сидоров, но вы представьте, что все трое – в нашем отделе.
13) Районная администрация выделила переселенцам материальную помощь, позаботилась об ихних детях.
14) Из дырявой корзины, как мелкий дождик, сыплются спелые ягоды.
15) Чтобы стать настоящим ученым-биологом, нужно любить природу, изучать мир растений, интересоваться и наблюдать животных.
16) Я надеюсь, что все наши планы удастся реализовать в жизнь.
17) Нельзя забывать об обязательствах, которые мы пообещали горожанам.
18) На столе было не прибрано: стояли тарелки с остатками пищи, две треснувшие чашки без блюдец и стеклянный стакан с отбитым краем.
19) Наш босс любит и покровительствует театру.
20) Новые комбайны, прибывшие с ярмарки, радостно встретили механизаторы и шофёры райцентра.
21) Сын мой, будучи ещё дитём, проявлял способности к рисованию.
22) Жители микрорайонов могут сами образовывать и распоряжаться общественными фондами.
23) На фоне голубой лазури по-весеннему ясного неба празднично белели катера и яхты.
24) «Да ты не бойся, едь ко мне!» – крикнул брат, стоящий на лыжах у подножья горы.
25) Я узнал о предстоящей встрече одноклассников последним, потому что весь август меня не было в городе.
26) Как известно, на гастролях труппа нашего кукольного театра дала более двухста спектаклей.
27) Так, готовясь к экзаменам, быстро пролетали дни.
28) Южные фрукты нового урожая, отправляющиеся в столицу, скоро прибудут на место назначения.
29) Весь вечер сторож не мог избавиться от ощущения, что за ним кто-то следит.
30) «Давай сюда! Ехай быстрее!» – кричали мне ребята, уже спустившиеся с горы.
31) В книгах полярных экспериментаторов, подробно излагавших охоту в холодных странах, почти нет указания, чтобы белый медведь по собственной инициативе нападал на человека.
32) Стремящийся и бурливый горный поток то перебивает горную дорогу, то теряется в глубоком каменном русле.
33) Сделай план квартиры: как расположены комнаты, где двери, окна, где что стоит.
34) Сто один долматинец стал героем популярного фильма.
35) По по-весеннему ясному небу плыли весёлые резвые облака.
36) Мы провели незабываемый отпуск на озере Байкал.
37) Трудно представить себе общество более роскошнее, чем то, что собралось на Венский бал в Гостином дворе.
38) После открытия выставки состоялся праздничный приём, на котором не раз произносили тоста в честь ее организаторов.
39) На заседании министр немедленно отреагировал на критику работы местной милиции.
40) Легко указывать о недостатках, труднее помогать реальными делами.
41) Меня очень удивило, что киты относятся к млекопитающимся.
42) Из всех изысканных кушаний, которые были приготовлены радушной хозяйкой, мне больше всего запомнился слоёный торт.
6. Речевая ошибка допущена в предложении:
1) В зоопарке мы увидели не только экзотических животных, но и покормили некоторых из них булкой и семечками.
2) И каждый раз, встречаясь в родной школе, мы тепло вспоминали своих учителей и годы нашей юности.
3) Те, кто непохож на нас, всегда кажутся немного странными.
4) Приезд премьер-министра и встреча с ним в администрации города показала важность этого визита для будущего региона.
5) Расставшись, они ради детей сохранили дружеские отношения.
6) Как ребёнок, так требует внимания и заботы наша природа.
7) Я не забуду, как, оказавшись ни Волге, нам удалось поймать трехкилограммовую щуку.
8) Из-за длительной засухи больше других страдает крестьянство – именно для них урожай является залогом благополучия на целый год.
9) В это лето мы не только хорошо отдохнули, но и основательно поработали.
10) Эту группу студентов мы сразу заметили на берегу, которые ждали парома.
11) Многие не поддерживают реформу орфографии, но большинство могут быть и неправы.
12) Я привык, путешествуя, вести дневник и фиксировать свои впечатления.
13) Негативно настроенная часть населения, узнав о предстоящем повышении цен, устроили пикет перед зданием мэрии.
14) Окончив техникум, у меня появилось желание получить высшее образование.
15) Между ними была не только дружба, но и тщательно скрываемая нежная привязанность.
16) Отец и сын, тоже начавший петь на эстраде, были приглашены на открытие фестиваля.
17) Это были не только годы ученичества, а также период, когда я сформировался как личность.
18) Тогда, узнав о происшедшем, у нее возникла мысль навсегда уехать из города.
19) Газета «Правда» опубликовала критическую статью о положении дел на деревообрабатывающем комбинате.
20) Схватив зонт, она выбежала из квартиры и громко застучала каблуками по лестнице.
21) К приезду делегации были подготовлены стоящие в черте города коттеджи, оборудованные веем необходимым и которые были отремонтированы.
22) Считают, что, декламируя стихотворение, чтец становится соавтором поэта.
23) Театральная публика очень изменилась, их реакция иногда совершенно непредсказуема.
24) Это было одиночество умного человека, когда не хочется ни с кем говорить и который ищет уединения.
25) Мы пришли к мысли построить собственную спортивную площадку.
26) Докладчик стучал по столу кулаком с красным и злым лицом.
27) Пятьдесят один человек присутствовали на собрании.
28) Родители мальчиков всё время были на работе, так что они целыми днями были предоставлены сами себе.
29) Велосипед разбил грузовик.
30) Это был тот самый случай, который выпадает в жизни только раз, да и то не всем.
31) Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.
32) Несколько дам скорыми шагами ходило взад и вперед по площадке.
33) Леонтьев начал очищать просеку, складывая хворост в большие кучи, окапывая их и сжигая.
34) Мать с дочерью прошли к себе в номер.
35) Студенчество осталось прежним, они так же веселятся «от сессии до сессии».
37) Открыв дверь, на меня повеяло степным ветром.
38) Никто – ни друзья, ни близкие – не подозревали о её тайне.
39) Спорт для меня не только способ поддержать здоровье, но и эмоциональная зарядка.
40) В те годы, поступив в университет, у нас было огромное желание учиться.
41) Я очень горда тем, что мой брат получил эту престижную премию.
42) Археологи прибыли в посёлок, который стоял на крутом берегу реки, которая известна ещё со времён завоевания Сибири Ермаком.
7. Слово или словосочетание употреблено в тексте с речевой ошибкой:
1) Англия тем и хороша, что в ней ничего не меняется со времён Марк Твена или даже Шекспира: всё так же сыплется с неба мелкий дождик, движется по улице бесконечный поток пешеходов. Лондонский денди и чопорная леди по-прежнему гуляют в Гайд-парке.
2) Рядом со мной остановились пожилые англичанки; двое из них, прищурившись, рассматривали картины. Кроме портретов, наибольший успех имели аляповатые букеты, идиллические замки, томные красотки, гуляющие в райских кущах.
3) Недавно по телевидению было объявлено о находке легендарного крейсера «Варяга», затонувшего в корейских территориальных водах. А более полугода назад британские археологи обнаружили останки древнего фрегата, перевозившего около двухсот килограммов золотых монет.
4) Принц Чарльз прилетел в Россию в честь четырехсотпятидесятилетия установления дипломатичных отношении между Россией и Англией. Несколько часов ушло у гостей на то, чтобы совершить экскурсию по Кремлю.
5) По обеим сторонам решетки шла совершенно разная жизнь. Здесь, в парке, не было никаких аттракционов, качель, читален, тиров, а были только лужайки, трава, пруды. Ничто не мешало их видеть, и от этого они казались естественнее и красивее.
6) Более полутора месяцев над Землёй можно будет наблюдать редкое «шоу» четырёх метеорных потоков сразу. Сначала нужно направить свой взор на восток – именно оттуда посыпятся ярко-белые космические «бриллианты».
7) Каждая женщина надеется, что дорогие крема, лосьоны, шампуни сделают ее кожу более мягкой и свежей, волосы – блестящими, a ее моложе. Однако установлено, что более девяноста процентов кремов только ускоряют старение кожи.
8) Яркие сверхбыстрые метеоры, отколовшие от кометы Галлея, летят к нам с огромнейшей скоростью. Этот регулярно наблюдаемый мощный поток известен более тысячи двухсот лет.
9) Лес кормил наших отдалённых предков, снабжая их углеводами, жирами, белками и витаминами, давал им кров, защитив от солнца, ветра, дождя и мороза, спасая от хищных зверей и иноплеменников.
10) Запутанные в сложные фарватеры прихотливо вьются между подводными скалами незримые продолжения берегов и раскидавшихся по заливу островов.
11) Я никогда не был в деревне, но знал, что в деревне у отца есть дом и при доме усадьба. Усадьба! Как я был разочарован, узнав, что под этим словом скрывается просто маленький заросший огород, посреди которого стояло несколько старых яблоней! Отцу было восемнадцать лет, когда он получил это наследство. Но он не стал жить в деревне, и с тех пор дом стоял пустой.
12) Егорушка поймал в траве жука-скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке. Когда надоела музыка, он стал осматриваться, увидел двух жёлтых бабочек, прилетевших к осоке на водопой, спугнул их и погнался за обоими сразу.
13) Надя Извекова устроила свой чемодан под окном в купе. Поезд уже разогнался и лихо тараторил на стыках. Окрестные тульские домишки ускользали порывами, то кучно, то в разброс, как ветреным днём отсохшие листья с дерева.
14) В пышно декорированных и ярко освещённых витринах стояли манекены: женщина с зонтиком накинула пышное манто, другая куталась в меха. В свете сумерек бросался в глаза ласковый блеск туфлей – сотни моделей разных цветов и фасонов.
15) Что за волшебный магазин был на Большой Покровской! Там было всё: от шифоновых платьев до габардиновых пальто, от кожаных сапог до резиновых бот. А сколько там было носок и перчаток, шейных платков и галстуков!
16) Московский университет является одним из первых абонентов компании «Би-Лайн». И это не случайно, поскольку ядро молодого, динамичного коллектива составляют недавние выпускники университета. Многие работники, в первую очередь экономисты, юристы, бухгалтера, повышают свою квалификацию в университетском учебном центре.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Голуб И.Б. Секреты русского языка: о сложном увлекательно и просто. – М., 2010.**
2. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. – М., 2007.*
3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык на отлично. Правила и упражнения. – М., 2007.
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Готовимся без репетиторов. – М., 2005.
5. Сычева Г.Н. Орфограммы в словах: Уч. пособие. – М., 2006.
6. Штоль А.А. Русский язык в таблицах (средний формат). Орфография и пунктуация. Как избежать ошибок. Учебное пособие, М., 2010.**
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М., 2006.
2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М., 2006.
3. Константинова Л.А., Ефремова Л.В., Захарова Н.Н. и др. Нормы русского литературного языка: Уч. пособие по культуре речи – М., 2010.
1. Аванесов Р.Н. Русское литературное произношение. – М., 1984.
2. Вартаньян Э.А. Из жизни слов. – М., 1963.
3. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М., 2003.
4. Зданкевич В.Г. Русская занимательная грамматика. – СПб., 1992.
5. Головин Б.Н. Как говорить правильно? – Горький, 1966.
6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка – М.,1978.
7. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. – М., 1976.
8. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л., 1990.
9. Ипатова И.С. Практическая риторика, или человек в контексте речи. – Н. Новгород, 2004.
10. Леонарди Е. Дикция и орфоэпия. – М., 1967.
11. Львова С.И., Цыбулько И.П. ЕГЭ-2007 (м далее): Русский язык: сборник заданий. – М., 2007 (и последующие издания).
12. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 2010.
13. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.*
14. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 2006.
15. Старикова Ю.А. Русский язык: Уч. пособие. – М., 2010.**
16. Чуковский К.И. Живой как жизнь. – М., 1963*.
Дата добавления: 2015-09-14 ; просмотров: 160 ; Нарушение авторских прав