Сценарная комната что это
Сценарная комната что это
Помимо архетипов в группе как правило есть разделение по обязанностям.
Это тот, кто принимает финальное решение и сдает проект. Часто ведущим сценаристом проекта, особенно, когда речь о России выступает креативный продюсер, иногда его называют хэдрайтер или шоуранер. Если в группе его нет, эту должность может занять автор идеи или наиболее опытный сценарист. Главное, в группе должен быть человек, за которым финальное слово, так значительно сокращается время, которое будет потрачено на споры.
Как правило, это тоже креативные продюсеры, которые разрабатывают идеи или же сценаристы, которые умело генерируют идеи, они создают канву проекта.
Люди, которые хорошо расписывают поэпизодники, те, кого мы обозначали как производители.
Как правило они занимаются тем, что вычитывают сценарии, дописывают их, работают на подхвате.
Например, в Sony были группы по 6-8 человек, в каждой из которых был хэдрайтер, которому авторы отдавали сценарии на вычитку, а он уже решал надо что-то переписывать или нет. Если да, переписывание передавалось стафф райтерам.
Порой на проекте еще работает консультант, он следит чтобы соблюдался выбранный формат и та или иная специфика была передана правдиво.
Организация комнаты
Если вы решили самостоятельно организовать комнату сценаристов вот несколько советов:
Во-первых нужно убедиться, что все участники процесса хотят одного и того же. Есть, например, авторы, у которых уже есть идея и им надо помочь ее развить или докрутить. А есть те, кто просто предпочитает работать в творческом союзе с кем-то. Также нужно сразу определиться с жанром, потому что если не все хотят работать над комедией, например, будет сложно, смысл такого объединения теряется.
Вам нужен план, продумайте и обсудите этапы работы. Как правило работа начинается с поиска и развития идеи. Потом подключается разработка персонажей, а уже после все остальное.
То, чего совершенно точно не надо делать в комнате сценаристов, так это стесняться. Говорите все идеи вслух, может быть вам что-то кажется глупым, но другого человека это натолкнет на интересную идею. Ну и конечно нужно чувствовать доверие и уважение друг к другу, на этом строятся любые взаимоотношения.
Важно не только определиться за кем последнее слово, какой у вас план и сроки, но еще и обговорить график работы и правила. Договоритесь по каким дням и во сколько у вас считается рабочее время, сколько раз в неделю вы собираетесь, а в конце каждой встречи проговаривайте план задач, которые будете выполнять до следующей. А так же сразу договоритесь что делать, если кто-то захочет выйти из работы.
Как работает комната сценаристов?
Как работает комната сценаристов?
Олег Богатов, руководитель сценарной мастерской киношколы «Лига Кино», — о принципах коллективной работы над одной историей и о важности роли заклятого друга каждого сценариста, креативного продюсера.
Практикум киношколы «Лига кино»
Расскажу о технологии работы комнаты сценаристов на примере полнометражного фильма ужасов «Глаза ночи», над которым трудились выпускники киношколы «Лига Кино». Фильм представили в этом году в Фонде кино на очной защите, сейчас он находится в производстве и должен выйти в 2018 году.
Что требуют от участников
Практикум киношколы «Лига Кино», Сценарное мастерство
Надо понимать, что рынок сценаристов очень конкурентный. Чтобы вас пригласили в команду писать сериал или полный метр, необходимо обладать несколькими важными качествами.
Во-первых, вы должны правильно писать сценарии: соблюдать законы оформления и грамматики, ваши сценарии не должны вызывать визуального и эстетического отторжения. Не должно быть сленга в ремарках, путаницы в диалогах.
Во-вторых, вы должны интересно придумывать сцены и характеры, чувствовать ритм и структуру сценария и понимать эмоции зрителя.
В-третьих, необходимо быть готовым к кооперации и диалогу. Не раз и не два в моей работе были случаи, когда на обсуждении в «комнате сценаристов» выбрасывались целые сцены и даже персонажи, если они не укладывались в логику повествования. Естественно, автору это может быть неприятно. Ведь это — его идеи, мысли, «дети». Надо терпеть и понимать, если не сумел отстоять в дискуссии — значит так лучше для сценария. Обиды, скандалы, слезы и оскорбленная гордость не подходят для «комнаты сценаристов».
Перед кем отвечают авторы
Практикум «Лига кино». Сценарная комната
Самый главный друг и враг сценаристов — креативный продюсер. Он собирает команду сценаристов, принимает решения по ключевым аспектам сценария и является третейским судьей при спорах. Он же может отстоять сцену у заказчика или выкинуть ее, согласившись со студией. В общем, он и зло и добро в одном лице.
Что важно в сценаристах для меня как креативного продюсера и руководителя авторской группы?
Естественно, все вышеуказанные параметры, плюс мое знание стиля, организованности и возможностей каждого сценариста. Поэтому и я, и другие продюсеры по возможности подбирают в команду знакомых авторов, которые гарантированно могут выдавать и работать на результат.
Киношкола «Лига кино». Сценарное мастерство. Осенний практикум
Ведь процесс должен идти быстро и эффективно. Если люди могут «пропасть» или перестать работать, то отвечать перед заказчиком креативному продюсеру. Поэтому я стараюсь не рисковать.
Таким образом я работал на «Амедиа», и сейчас — с выпускниками «Лиги кино», которые после окончания курсов создают свои «комнаты сценаристов» на базе мастерских.
Команда выпускников пятой сценарной мастерской через год после окончания обучения самостоятельно, без моего участия, разработала проект сериала «СуперЯша», который стал финалистом Питчинга дебютантов летом этого года. Члены жюри заинтересовались дальнейшей разработкой проекта.
Мистический проект «Глаза ночи» также разработали выпускники киношколы. Меньше чем за полгода они написали сценарий «с нуля», сделали 5 драфтов и сдали заказчику. Заказчик остался доволен и планирует размещать новые заказы на сценарии в киносообществе «Лига Кино».
Важно понимать, что в комнате сценаристов при разработке проекта все равно есть главный автор, который и пишет сцены, ремарки и диалоги. Его роль — важнейшая.
Однако участники проекта могут разделять между собой работу: например, серии в сериале. В полном метре так иногда делают по сценам: кому-то лучше удаются романтические сцены, кому-то — сцены агрессии или драмы.
Однако функцию цемента в данном случае выполняет видение креативного продюсера. Именно он несет ответственность перед заказчиком — генеральным продюсером или киностудией — за финальный результат.
Функция креативного продюсера больше похожа на редактора, но он также придумывает сцены и задает направления для разработки. В фильме «Команда мечты» (выходит весной 2018), где я тоже выступаю креативным продюсером, многие линии и повороты придуманы мной, хотя прописаны и переписаны главным автором-сценаристом. Я стараюсь дистанцироваться от текста и идей, придуманных мной. Почему? Напишу ниже.
Что важно понимать при работе в команде
Если первоначальный текст написали и придумали вы, не надо переживать, что он изменится. В титрах вы будете указаны первым, и ваш процент от гонорара за сценарий, полученного от кинокомпании-заказчика, будет наиболее значительным.
Однако работа других членов команды и креативного продюсера не менее важна. Они дают комментарии и правки, предлагают сцены и повороты, которые делают ваш сценарий еще лучше, точнее, актуальнее. Вы уже работаете в системе «фильм-зритель», когда ваши коллеги могут со стороны взглянуть и поправить ваш будущий фильм.
Важно понимать, что при наличии «любви к своему тексту», автору трудно увидеть дефекты структуры и затянутость диалогов. Отсутствие такой привязанности у креативного продюсера позволяет ему более четко и алгоритмизированно держать сценарий «в форме» и доводить его до продажи. Сочетание страсти и таланта авторов с бессердечной логикой и структурой креативного продюсера дает самые эффективные сценарии. К сожалению, в многих новинках отечественного кинопроката, вышедших за последние несколько лет, видно отсутствие руки «суперредактора» (как это называется на «Амедиа»), или, другими словами, креативного продюсера.
Киносообщество «Лига Кино» активно развивает групповую работу в «комнатах сценаристов». Если вы еще только думаете научиться писать сценарии, то приходите на курс «Сценарного мастерства», и вы не только будете писать свои полные метры, но и найдете единомышленников, которые за полгода станут вашей «комнатой сценаристов».
«Сценарная комната» для сериалов
Американские сериалы, которые выпускают HBO, Showtime, Fox, давно завоевали доверие российских зрителей. Чего не скажешь о проектах отечественных компаний. Режиссер и сценарист Федор Деревянский уверен, что знает, в чем проблема: все дело в неправильной организации работы над сценариями. И предлагает активнее внедрять американскую модель такой работы. Его идеей уже заинтересовались в компаниях «Амедиа», Art Pictures Studio, ЦПШ, СТВ и «Профит».
Отечественные производители сериалов и кино уже не первый год озабочены нехваткой хороших сценаристов. Им в помощь г-н Деревянский и придумал образовательно-производственный стартап TeamWriting, который, как он считает, значительно улучшит качество работы российских авторов.
Идея появилась не на пустом месте: г-н Деревянский не только посетил семинары всех сценарных гуру, которые приезжали в Россию (Пол Браун, Роберт Макки, Нил Ландау, Джон Труби), но и, пользуясь полученными знаниями, написал сценарий «Мирные жители», который продал международной кинокомпании Trikita Entertainment Сергея Бодрова.
Федор Деревянский уверен, что проблема огромного количества киношкол в России в том, что они существуют в отрыве от реального производства. «Их многочисленные выпускники, заплатившие немалые деньги за обучение, после получения диплома оказываются невостребованными, — говорит г-н Деревянский. — До сотрудничества с кинокомпаниями добираются единицы, те, кто самостоятельно узнает или изобретет какие-то необходимые ремесленные умения, которые им недорассказали».
По его словам, западная киноиндустрия давно строится по четкой схеме командного управления — речь о системе так называемых сценарных комнат, когда авторы, сидя в одной комнате, работают над сюжетом под управлением главного сценариста — шоу-раннера. Собственно, поэтому у него и появилась идея перекинуть мостик над пропастью между школой сценариста и его трудоустройством в профессии.
«В действительности мы можем лишь предполагать, как нюансы командной работы регулируются на Западе, — признался г-н Деревянский. — Книги на эту тему практически отсутствуют. Для нас это в некоторой степени эксперимент. И все же в самой большей степени успех проекта будет зависеть не от технологий, а от людей — от тех ребят, которые пожелают в нем участвовать. Поэтому мы сейчас активно разыскиваем и приглашаем творческую молодежь, не обязательно дипломированных сценаристов, но и тех, кому это интересно. Причем абсолютно бесплатно».
По его словам, у TeamWriting уже есть договоренности с такими компаниями, как «Амедиа», Art Pictures Studio, ЦПШ, СТВ и «Профит», которые согласились давать проекты для «разогрева». Кроме того, каждый участник команды получит возможность принести свою идею, с помощью коллег доработать ее до полноценной заявки и представить студии.
Директор по производству и разработке кинокомпании «Амедиа» Татьяна Беличенко идею г-на Деревянского поддерживает и считает, что готовить сценаристов «по американским стандартам — это верный подход». «Подобные школы помогают автору правильно придумать персонажей и создать их мир, — считает она. — Сейчас дефицита идей нет. Вопрос в том, как расписать историю, сделать ее напряженной, чтобы зрителю было интересно».
А вот глава компании AR Films Александр Роднянский полагает, что идея работы по американской модели не так уж и нова. «Очень многие отечественные кинокомпании пытаются внедрить голливудские методики, и это естественно, поскольку индустрия Голливуда является безусловным лидером производства теле- и киноконтента. Шоу-раннерами становятся выдающиеся авторы, телепродюсеры, которые способны создать яркие проекты», — поделился с РБК daily г-н Роднянский. Он добавил, что подобный метод и подход уже давно используют кинокомпании «Амедиа», «Вайт Медиа». «В «СТС Медиа», ТНТ также прибегают к этой модели. Во всех крупных компаниях были попытки работать по американской методике», — подчеркнул г-н Роднянский.
«Я согласен с Роднянским, что самая жизнеспособная и продуктивная система обучения сценаристов — это обучение при студиях, — говорит г-н Деревянский. — Но проблема в том, что студии инструктируют уже проверенных авторов. Ни одна студия пока не крупна настолько, чтобы поддерживать внутри себя специальную структуру, готовую нянчиться с новичками, муштровать их, вместе проходить путь проб и ошибок, вкладывать в этот процесс средства без надежды на успех. У студий просто нет достаточного количества свободных ресурсов, чтобы этим заниматься».
Сценарная комната что это
Редактор рейтинговых отечественных сериалов. Призер кинофестивалей
в номинациях за оригинальные сценарии. Работает в кино более 16 лет.
Продолжительность занятия: 60 мин.
Действующий редактор группы кино
и сериалов прайм-тайм ведущего федерального телеканала.
Опытный преподаватель. Филолог.
Продолжительность занятия: 60 мин.
г. Сан-Франциско. Калифорния. США.
Сценарная комната Ольги Зиновьевой
сентябрь 2020
Вчера завершился курс из пяти занятий с Тихоном Корневым. Моя первая сценарная комната. Каждое занятие ждал и готовился к нему и каждый раз получал массу полезного материала, советов и остального. Всего не передать. Но общаться на прямую с опытнейшим сценаристом, слушать его, впитывать ход и образ профессионального мышления — это не передаст ни один учебник, коих я прочитал великое множество.
Что касается результата, то не стоит ждать от курса, что вам дадут готовые вещи — бери и пользуйся. Здесь я получил гораздо больше — правильное мышление. Резюмируя свои слова скажу: Если бы этот курс был раньше, я бы не потерял пять лет своей жизни. Только теперь мои истории стали по настоящему интересными, и только сейчас я вдруг увидел какими они могут быть. Спасибо за профессионализм, терпение и внимательный, качественный подход.
Сценарная комната «Веб-сериал» с Тихоном Корневым
февраль 2020г.
Сценарная комната что это
Большая часть сочинительского творчества предполагает уединение. Чтобы написать пьесу, роман или сценарий, нам нужно сконцентрироваться, погрузиться в мир своих грез и отправиться в путешествие вместе с персонажами. В этом состоянии любое отвлечение или, не дай бог, попытка кого-то другого влезть в вашу работу вызовет бурю негодования. Однако, если вы присмотритесь, у большинства фильмов, а уж тем более, сериалов, редко бывает один автор сценария. Как же они работают вместе?
Когда вы пишете для собственного удовольствия, можете работать в любом ритме. Ходить по парку, любуясь красотами природы, вдыхая благоуханные ароматы и размышляя о том, какую ловушку подстроит антагонист протагонисту. В таких раздумьях можно проводить месяц за месяцем, подбирать лучшие слова, оттачивать яркость образов и образность метафор.
Если же вы пишете сценарий по заказу, то ситуация иная. У вас есть сроки. Фильм или сериал должен выйти на экраны не «когда-нибудь», а в строго определенное время. По этому сценарий должен быть написан ближайшему понедельнику, а лучше — к пятнице, чтобы осталось время внести правки. Работать в одиночку в таком жестком темпе, конечно, можно, только сложно. Гораздо проще работать в команде.
Наверняка вы слышали этот термин. Так называют командную работу над сценарием сериала. Обычно работа строится примерно следующим образом:
Такой подход существенно ускоряет работу и позволяет выдавать качественные сценарии за неделю или даже быстрее. Человеку, привыкшему писать, погружаясь в себя, тяжело даже представить, как можно работать в такой команде, но поверьте, в этом есть своя прелесть.
Я тоже люблю писать один. Закрыться от внешнего мира наушниками с громкой ритмичной музыкой и писать. Но вот уже второй месяц я работаю над сценарием сериала вместе с соавтором, и мне это нравится!
Дело вот в чем. Удивительным образом совместная работа будит во мне креативность. Постоянно замечаю себя на том, что сцены, написанные совместно, получаются лучше. Происходит это следующим образом: мы включаем скайп в режиме видеосвязи, открываем WriterDuet — онлайн-сервис для написания сценариев и пишем. Я предлагаю реплику, он предлагает реплику, обсуждаем и записываем.
Такой процесс может показаться долгим, но это не так. В таком режиме мы получаем сразу почти чистовой результат и, тем самым, избегаем долгих правок.
Как работать совместно
Идеальный вариант — сидеть рядом и писать. Но благодаря современным средствам связи можно работать совместно, находясь на разных концах света. Главное запастись инструментами для совместной работы.