Супрематизм в живописи что это такое простыми
Супрематизм — искусство за гранью реальности
Супрематизм — это стиль и направление авангардного искусства первой трети XX века, основанное на философской концепции Казимира Малевича. Художник считал анахронизмом любую предметную живопись, а задачу творца видел в умении запечатлеть на полотне саму сущность искусства, не прибегая к помощи конкретных образов. Яркие конструкции приверженцев супрематизма отражали эстетические переживания, которые дает энергетика окружающего мира художнику, сумевшему подняться над действительностью.
Супрематизм получил свое название от латинского слова supremus, что значит наивысший. В самом начале существования новой художественной системы под этим термином понималось превосходство цвета над всеми остальными компонентами живописи как лучшего средства передачи энергетики. Парящие супрематические композиции из геометрических фигур уводят зрителя в параллельные пространства, в которых господствует духовное начало и нет ничего материального.
Философия супрематизма
Супрематизм понимался Малевичем как высшая форма искусства, сущность которого — беспредметность, осмысленная через ощущения. Концепция новаторского направления заключалась в отказе художников от рационального, разумного восприятия мира, что давало им возможность шагнуть в «четвертое измерение», а открывшиеся перед ними картины запечатлеть с помощью супрематических знаков.
Идея о том, что материальные образы не имеют ничего общего с сущностью мироздания, сама по себе была далеко не новой. Во многом представления Малевича о параллельном пространстве были схожи с индийским верованием в Абсолют — безликую эманацию, сотворившую некий феноменальный мир, на слияние с которым были направлены духовные практики брахманов. Адепты восточной религии искали путь туда через медитацию, супрематисты — через искусство.
Идея основывалась на том, что внешняя оболочка предмета — это скорлупа, скрывающая его суть, а цель художника — увидеть эту суть и донести ее до зрителя. Прежний подход к живописи объявлялся устаревшим, а картины с материальными образами — не соответствующими требованиям современности. Предметное искусство вторично, поскольку содержит лишь образы ощущений, тогда как супрематизм передает сами ощущения в их чистом виде.
«Черный квадрат» как вершина абстрактной живописи
Квадрат Казимир Малевич считал первоосновой и самым главным своим открытием. В изображении геометрической фигуры художник мог выразить любые чувства, которые он испытывал, пребывая в разных эмоциональных состояниях — покой, движение, мистические переживания. Картина «Черный супрематический квадрат», как никакая другая, передает ощущение метафизической бездны, той «пустыни небытия», где нет объектов и отсутствуют границы.
Полотно «Черный квадрат», представленное на выставке футуристов «0,10» в 1915 году, за свою историю не раз критиковалось скептиками и вызывало непонимание неискушенной публики. В немалой степени это объясняется тем, что ни одна репродукция не способна в полной мере передать чувства, которые вкладывал художник в свое творение. Между тем, ни у кого из присутствовавших на выставке не было сомнений в значении произведения для изобразительного искусства, и реакцию «Черный квадрат» вызывал самую разную — от искреннего восторга до полного неприятия.
Супрематизм Малевича: художники и картины
После выставки Казимир Малевич собрал вокруг себя сообщество художников-авангардистов, поддержавших его идеи. В объединение под названием «Супремус» входили:
Просуществовала группа недолго. Отец-основатель требовал от своих последователей неукоснительного соблюдения принципов супрематизма, изложенных им в теоретических трудах. Однако никто из художников не обладал такой же способностью чувствовать энергетику окружающего пространства, и тем более не мог с той же внутренней силой живописным языком рассказать о своих ощущениях. Супрематизм воспринимался ими как направление, по которому каждый мог идти своим путем. Через два года объединение прекратило свое существование, а Казимир Малевич сосредоточил свои усилия на теоретических трудах и преподавательской деятельности.
В теоретических работах он выделял три этапа развития супрематизма:
Идеи Казимира Малевича нашли свое применение в интерьере, внешнем облике зданий и даже в разработке моделей одежды. Объемные супрематические символы легли в основу «архитектонов» художника, над которыми он работал вместе с участниками объединения «Уновис» (Утвердители нового искусства) во время работы в училище города Витебска. По его замыслу, материалами для строений будущего должны были стать бетон, стекло, сталь и железо. Влияние супрематизма прослеживается в архетипе объемных объектов 1920-х годов, построенных в стиле «современного движения».
Картина Казимира Малевича «Супрематическая композиция» стала самой дорогой среди работ русских художников, когда-либо представленных на аукционе Christie’s. В 2018 году она была продана за 85 млн долларов неизвестному покупателю. Отголоски супрематизма встречаются и в работах современных авторов. Участвуйте в онлайн-аукционах и пополняйте свою коллекцию живописи на Very Important Lot.
Малевич и его СУПРЕМАТИЗМ (большая статья и видео)
Мастер, которого не брали ни в одно художественное училище.
Человек, создавший уникальное направление, от которого позже решил отречься.
Что же такое супрематизм и как геометрия становится искусством.
Эта статья повествует о странном, но крайне прогрессивном направлении живописи, а так же мастере, что изобрел новый художественный язык.
Помимо прочего, прилагаю в конце текста видео. По сути это публикация сценария, на основе которого и был создан ролик.
В государственной Третьяковской галерее в Москве хранится одна крайне примечательная картина. Ее размеры не столь велики, а сюжет картины прост до неприличия. На самом деле, он настолько прост, что все люди повидавшие данное полотно обычно делятся на два лагеря. Одни утверждают что это глубокая и утончённая работа, учитывая весь заложенный в нее смысл, они поражаются тому, как автор смог в простую форму вложить весьма богатый смысл. Иные настроены скептически. Буквально у каждого находится дочь или племянник, способные нарисовать ни чуть не хуже. По их мнению это пример того, как в современном искусстве легко одурачить людей.
Безусловно речь идет о пресловутом черном квадрате, который, как я уже говорил в одном из прошлых видео, вовсе не черный и совсем не квадратный. Перед нами самый знаменитый и обласканный публикой объект беспредметного искусства. Направления, которое витало в воздухе, однако ухватиться за которое удалось лишь одному человеку.
Казимир Северинович Малевич
Художник авангардист польско-украинкого происхождения, единолично создавший новое направление живописи, придумавший ему название, описавший всю философскую базу позже заявил, что направление исчерпало себя.
Что бы понять как и зачем Малевич пришел в супрематизм, почему супрематизм так называется и могло бы его не быть, без этой личности, нам придется вспомнить что такое авангард.
Представьте, у вас на дворе конец 19 века. Уже активно существует и используется фотография, уже известны работы великих мастеров вроде Рубенса, ДаВинчи и Караваджо. Превзойти которых вам не удастся. Ведь даже нарисовав нечто сравнимое вы будете вторым, третьим. 150-м. А это значит что новому художнику, который приходит в жестокий мир искусства придется тягаться с великими творцами прошлого, и странными устройствами будущего. Которые уж точно не переплюнуть, ведь за каких то пару минут любой подмастерий создаст изображение куда лучше, чем художник, выделивший 20, а то и 30 лет своей жизни на овладевание мастерством отображения мира.
Вам просто не остается иного выбора, кроме как начать делать нечто уникальное. Классическое искусство это красиво, помпезно и безусловно трудоемко, однако в определенный момент времени оно достигает той точки, после которой сложно сказать нечто новое. Искусство вообще всегда стремилось что-то сказать публике. Не показать красивую картинку, а именно донести мысль, рассказать историю и указать на ошибки общества. Искусство это некий способ рефлексии, когда проще выразить мысли в сочетании цветов, звуков или форм, нежели читать заумные нотации.
А авангард был следствием пресыщенности классическим искусством. Эти ребята конечно ушли в разнос и начали вещать о смерти классики, выставлять писсуары в музеях и продавать консервированные отходы жизнедеятельности, но это потом.
Пока разные художники по всему миру начинают пробовать новое. А что будет, если сделать неправильную перспективу и рисовать объект, как группу простых форм? А что если рисовать объекты не реалистично и отобрать чувства мастера, его отношение к объекту, может сделать акцент на цвете.
И вот в такой атмосфере рос и развивался наш юный Казимир.
Ранний период жизни художника
Юный новатор родился в феврале 1879 года в Киеве, отец был управляющим сахароваренных заводов одного промышленника, а мать домохозяйкой. Семья этнических поляков часто переезжала с места на место и была крайне многодетной, так всего в семье Малевичей насчитывалось 14 детей однако до зрелого возраста дожило лишь 9 из них, среди которых первенцем были наш герой- Казимир.
Дома общение происходило на польском, однако в окружении «спiлкувалися українською». Сам Малевич как ив сего его друзья считал себя поляком, однако иногда мастер говорил что он украинец и даже издавал статьи об искусстве на украинском языке. Некотоыре, впрочем, утверждают, что у художника были и белорусские корни.
Служба отца требовала частых перемещений, и детство будущий художник провел в украинских селениях, что позже нередко будет отражаться в его творчестве.
Мать обучала Казимира рукоделию, знакомила его со стихами и вышивкой, вязанием, в голову творца запали образы национальной вышиванки, сыгравшие определенную роль в становлении супрематизма, но об этом позже.
Из воспоминаний художника
«Пришел день, такой же потрясающий, как тот, в котором я увидел девушку за картошкой — я почему-то обратил внимание на маляра, который красил крышу, которая становилась зеленая, как деревья и как небо.
Это меня навело на мысль, что этой краской можно передавать дерево и небо.
Во время обеденного отдыха я забрался на крышу и стал красить — передавать дерево, но из этого ничего не выходило. Но меня это не раздражало, ибо я удовлетворился самой покраской. Уж очень приятное ощущение я испытал от самой краски и кисти».
Вскоре произошло еще одно событие. Из Петербурга для написания икон
в соборе, приехали удивительные люди.
«Это нас сильно взволновало, ибо мы еще никогда не видали живых художников»
Деревенские подростки, прячась во ржи, распластавшись по земле, следили за пришельцами и их странным времяпрепровождением.
Их речь была удивительной — бородатые мужчины говорили по-русски. Так русский язык сразу же стал для него приметой необыкновенной жизни, жизни настоящих художников.
В 15 лет мать покупает своему первенцу подарок-ящик с полным набором красок, именно с тех пор и начинается творческий путь художника.
Позже Малевич женился, обзавелся детьми и решился переехать в Москву, оставляя супругу с потомством в Курске, что определенно сказалось на его семейной жизни.
В 1905 году пытался поступить в Московское училище живописи ваяния и зодчества, однако и сюда его не приняли.
Позже в 1906м году он вернулся в Курск к жене детям и нелюбимой работе, вновь подал документы в художественное училище, где его не приняли и во второй раз.
Уже в 1907 году в Москву едет мать мастера, найдя работу заведующей столовой, она снимает квартиру из пяти комнат, три из которых выделяет казимиру его жене и детям, куда они и переезжают. Позже художник ссорится с женой, что сподвиагет их к размолвке и она уезжает в село Мещерское, забирая детей.
В это время Малевич начинает посещать художественную студию, принимает участие в различных выставках, а уже в 1913 году участвует в создании оперы «Победа над солнцем» где Малевич является декоратором. И именно на этом этапе его жизни хотелось бы остановиться подробнее.
В начале века Малевич заигрывал с импрессионизмом, 1910-х годах экспериментировал в «крестьянских работах» с неопримитивизмом, в его «Купальщике» или «Полотёрах» 1911-го года видно, насколько Малевич был захвачен «Танцем» Матисса, а в 1913-м он писал кубистические картины в духе Брака и Пикассо. Тогда же у него появляются опыты в духе футуризма, Малевич тестирует «заумный реализм».
Всё это, как потом выяснится, было лишь прелюдией к самому главному. И одной из таких важных прелюдий оказывается Опера победы над солнцем.
Это оперный спектакль, полностью построенный на принципах алогизма. Матюшин написал диссонантную музыку, Кручёных — либретто с фирменной футуристической заумью, Малевич придумал для оперы декорации и костюмы, которые станут импульсом для рождения супрематизма.
Кстати о зауми, если супрематизм это беспредметное творчество, где в живописи рисуют не объекты реального мира, а сочетания форм и пространств и цвета, то заумь, это такой вот странный способ построить текст, отказавшись от всех или некоторых элементов естественного языка. Это сложно понять, это просто надо услышать.
гуня слада усов саве
на пьян офят голязь.
и – ве – ладаз – не со!
И вот вся эта опера несла именно такой диссонантный характер.
Всего две репетиции — и спектакль увидел мир. Премьера состоялась 3 декабря 1913 года в помещении Петербургского театра «Луна-парк» на нынешней улице Декабристов. Среди исполнителей оперы было всего два профессиональных певца, остальные — актеры-любители или студенты.
В постановке использовался один-единственный инструмент — расстроенное фортепиано.
Используя геометрические абстрактные фигуры, Малевич создал декорации и костюмы. Тут впервые и появился черный квадрат, но пока в качестве декоративного элемента квадрат закрывал солнце, а белая окантовка символизировала пробивающиеся лучи.
Еще четыре года спустя Малевич с характерной экспрессией будет вспоминать:
«Звук Матюшина расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки, слова и буквозвуки Алексея Крученых распылили вещевое слово. Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю, и в небо».
Этот спектакль, который потом лет 70 никто не ставил. И с которого во время премьеры расходились разочарованные зрители, содержал, тем не менее, множество вполне революционных находок. Музыкальный ряд Михаила Матюшина, например, включал звуки улицы, шумы, гудки проезжающих автомобилей. Заумь Кручёных и Хлебникова, написавшего к опере пролог, тоже нашла своего читателя. Собственно, и супрематизм — небывалое искусство, которое всеми силами стремится уйти от природных форм в направлении геометрических абстракций — родился здесь. Половиной чёрного квадрата на белом фоне Малевич украсил занавес.
В январе 1915 года Малевич готовился к последней футуристической выставке 0,10
Забавно, что она же по сути и стала первой выставкой супрематизма.
Внезапный визит художника Ивана Пунина чуть не расстроил все планы отца-основателя супрематизма. Ведь, очевидно, что для любого художника небыло никакой сложности в имитации стиля, состоящего из незамысловатых форм на белом холсте. А Малевичу важно было сохранить за собой первенство, изобретение метода.
Стремясь отстоять право на стиль, художник спешно написал брошюру «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Этот манифест, приобрести который можно было прямо на выставке, Малевичу в рекордные сроки помог издать его верный товарищ Матюшин.
Буквально за час до открытия экспозиции Малевич, с целью, отстраниться от конкурентов, от руки написал таблички «Супрематизм живописи» и, к неудовольствию организаторов, развесил их под картинами. Новое и пока не признанное никем направление в искусстве получило, таким образом, «свидетельство о рождении».
Само слово супрематизм отсылает нас к латинскому Supremus, что означает превосходную форму чего-либо. В родном для малевича польском так же есть слово супрематия, для обозначения доминирования и главенствования.
«Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных Венер, тогда только увидим чисто живописное произведение», — писал Малевич.
Прежде искусство выступало как театр действий, оно было инструментом описания художественного мира. А тут никто и ничего не описывает, это энергетика цветоформ, это другой художественный язык.
Квадрат висел в так называемом красном углу, где у православных христиан принято вешать иконы. Однако никакого оскорбления чувств верующих в этом небыло.
Картина символизировала собой новую веху в новом искусстве. Она была вершиной определенного долгого и содержательного творческого пути, это был символ того, что несет в себе творец. Поэтому Малевич придал ей такое значения,
К слову-помните я говорил о детстве художника, прошедшем в украинских селах. Где он познакомился с вышивкой.
Украинская вышивка, это такой узор с орнаментом в виде цветов и геометрических узоров на белом фоне. Что характерно, в вышивке каждый элемент имеет свое определенное значение, ну например ромб, это символ плодородия, квадрат совершенство, гармония и порядок, треугольник, это святая троица и так далее, интересно, что стилистика супрематизма сильно перекликается с народной украинской вышивкой, настолько, что даже существовало общество, стремившееся соединить народное декоративное искусство и новые течения, в частности супрематизм. Основанная в 1900 году в селе Вербока мастерская народной вышивки, возглавляемая Наталией Давыдовой, быстро приобщилась к идеям авангардного искусства и в 1915м году с появлением нового художественного руководителя, вышивальаня мастерская превратилась в поле осуществления авангардистских концепций-самая традиционная сфера искусства тесно сплелась с самой экспериментальной. В этом же году ими была устроена и выставка «Современное декоративное искусство. Вышивки и ковры по эскизам художников» где среди прочих работы были представлены эскизы и вышивки по этим эскизам разных художников авангардистов, сред которых был и Казимир Малевич.
Подробную историю артели и самой выставки можно найти в ссылке в описании видео (на ютуб) что в конце данной статьи.
На самом деле супрематизм, как актуальное направление авангарда просуществовал довольно не долго, в 1915-м он был провозглашён на выставке «0,10», а уже в 1918-м Малевич заявил, что писать в стиле супрематизма он закончил (на самом деле нет) и теперь переходит к теоретическому осмыслению сделанного. Но и за эти несколько интенсивных лет супрематизм претерпел эволюцию, пережил три периода. «Супрематизм в своем историческом развитии, — писал Малевич, — имел три ступени чёрного, цветного и белого».
Первый этап — это в первую очередь «Чёрный квадрат» (первофигура, «ноль форм», базисный элемент бытия), но также и другие элемент
На втором этапе у Малевича появляются более сложные и прихотливые многофигурные композиции с балансировкой геометрических форм.
В декабре 1920 Малевич провозгласил: «О живописи в супрематизме не может быть речи живопись давно изжита и сам художник предрассудок прошлого». Однако писать он не перестал, а под конец жизни даже создавал работы, называемые исследователями »неосупрематизмом»
на супрематическом фоне из линий, полос, цветных плоскостей Малевич теперь размещал человеческие силуэты.
В 27 году Малечив побывал заграницей в Варшаве и Берлине, где был встречен с большим энтузиазмом, на пути был и Париж, однако мастер до него не доехал, художника срочно отозвали в москву и арестовали. Авангардное искусство больше не вызывало доверия у власти, к началу 1930-х останется единственный официально одобренный метод — соцреализм. Супрематизму больше не было места в советской действительности.
За первым арестом в 30 году, где его обвинили в шпионаже, через пол года последовал и второй, на этот раз художнику вменяли антисоветскую пропаганду.
Наверное отец мастера, утверждавший, что художники постоянно сидят в тюрьмах был иронически прав.
После второго ареста, Казимир занимается картинами «крестьянского цикла», это более эмоциональные работы, где персонажи имеют плоские торсы и изображаются на супрематических фонах.
Такая история одного из самых необычных художников двадцатого века, создавшего вокруг себя целое учение и идеологию, мастера, сумевшего подарить миру новый художественный язык и творца, многократно непринятого обществом, однако всегда находившего единомышленников.
Как относиться к подобным новаторам, стоит ли воспринимать в серьез каждого, кто утверждает, что создал нечто уникальное и главное-как отличить первопроходца от обычного шарлатана? Хочу услышать ваше мнение в комментариях.