Суть заводного апельсина в чем
Смысл фильма «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика
Учитель Энтони Бёрджесс занялся писательством, когда врачи сообщили, что опухоль мозга с минуты на минуту сведет его в могилу. Надо было оставить жене хоть какое-нибудь наследство, да и след на Земле оставить тоже показалось не лишним. За четыре года (1960-1964) в бешеном темпе было создано 11 романов. Вопреки прогнозам Бёрджесс прожил еще 34 года после вынесения докторами приговора.
Самый популярный роман писателя — «Заводной апельсин». Он вышел из печати в 1961 году. Через десять лет роман экранизировал Стэнли Кубрик.
Визуальная оригинальность против оригинальности словесной
Изобретенный Бёрджессом сленг nadcatych (то есть тинэйджеров), добавляющий в английскую речь русские слова, в переводе текста для русского читателя выглядел как включение тех самых слов, написанных латиницей: babushka, moloko, korova. В книге и фильме герои просто произносят «бабушка», «молоко» и т.п., возможно, непонятные зрителю, который читает или смотрит английский оригинал. Иноязычные включения в фильме ничем не выделяются, даже интонационно. Зато режиссер заменил языковую эксцентричность эксцентричностью визуальной. Экстерьеры и интерьеры фильма «говорящие». Здесь и запорошенные мусором улицы спальных районов, и разрисованные похабщиной стены, и разноцветные интерьеры в стиле поп-арта безумных семидесятых, и одежда персонажей. Появление на экране банды Алекса так и хочется прокомментировать цитатой из старого анекдота: «И тут выхожу я, весь в белом».
Живопись, архитектура, скульптура — всего этого в фильме в избытке: от статуэтки, изображающей четырех танцующих что-то вроде «Танца маленьких лебедей» в квартире главного героя — до коллекции эротических арт-объектов в доме хозяйки многочисленных кошек, павшей жертвой Алекса.
Музыка в фильме
Принято считать, что подонки общества слушают попсу или шансон. Однако Алекс не такой — он фанатеет от классики, особенно от «старины Людвига Вана» по его выражению. Всем событиям ленты аккомпанирует музыка Бетховена, Россини, обработанная на компьютере Уолтером Карлосом. Однако не только из классического арсенала почерпнуто музыкальное сопровождение: самая знаковая мелодия — шлягер Singing in the Rain, который Алекс напевает в одном и том же доме дважды. Мысль ввести известный мотив в фильм возникла у режиссера спонтанно: это — единственная песенка, которую помнил наизусть Малькольм Макдауэлл, исполнитель главной роли.
Смысл названия
Бёрджесс объяснял название, цитируя принятое у лондонских простолюдинов выражение: «диковинный, словно заводной апельсин». Кинематографисты трактуют словосочетание по-своему. Они считают, что Алекс в результате медикаментозной и психической обработки превратился в безвольную заводную игрушку.
Похождения Алекса
Англия погрязла в насилии. Банды молодчиков терроризируют население и заодно дерутся друг с другом. Главаря одной из группировок, пятнадцатилетнего Алекса, мы впервые видим в молочном баре «Korova», попивающим moloko с опьяняющими добавками перед вылазкой «на дело».
Дела у юных головорезов не отличаются разнообразием. Это — избиение бомжа, драка с конкурирующей шайкой, «игра волки и овцы» (бешеная езда на похищенной машине).
Самое любимое занятие — вламывание в жилища мирных обывателей и похотливые игры с подвернувшимися под руку хозяйками дома.
Одна из таких изнасилованных женщин через некоторое время умирает, а ее муж остается калекой. Другая дама, в дом которой ворвался Алекс, погибает от руки молодого бандита.
Вот тут-то члены банды, восставшие против авторитарных методов своего вождя, показывают себя во всей красе. Огрев лидера бутылкой, они покидают место преступления, а Алекс оказывается в тюрьме и получает 14 лет срока.
Метаморфоза Алекса
В тюрьме номер 655321, как теперь именуется Алекс, прикидывается смирной овечкой, помогает священнику проводить воскресную службу, усердно читает Библию, но при этом в мечтах воображает себя римским солдатом, с воодушевлением бичующим Христа, а затем развлекающимся с красотками.
Через два года отсидки герой вызывается участвовать в эксперименте. Новый министр внутренних дел жаждет освободить пенитенциарные заведения для политических заключенных, а уголовников лечить инновационными методами.
Алекса переводят в клинику и регулярно делают инъекции недавно изобретенной сывороткой. После чего фильмы, посвященные насилию, вызывают у Алекса омерзение и рвотный рефлекс. Побочный эффект терапии: отвращение к горячо любимой Девятой симфонии Бетховена — под эту музыку маршировали в одной из кинолент нацисты.
«Выпускной экзамен» Алекс держит перед группой политиков и врачей. Он сносит побои и унижение, а полуобнаженная девушка вызывает не желание, а жуткое самочувствие.
Возмездие
Дома Алексу, оказывается, нашли замену. Родители симпатизируют квартиранту Джо. Он занял комнату героя и выгоняет блудного сына на улицу.
На свободе безропотный отныне Алекс получает ответные удары от когда-то обиженных им персонажей. Бомжи устраивают ему массовую трепку. Полицейские (которыми теперь служат бывшие «коллеги») отвозят свергнутого главаря в лес и издеваются над ним. Избитый «непротивленец» добирается до виллы того самого писателя, над которым глумился два года назад.
Алекс снова стал собой: зло неискоренимо
В результате падения парень закован в гипс с ног до головы, но прежние разрушительные инстинкты — вернулись! Министр внутренних дел приходит навестить пациента и позирует фоторепортерам, кормя Алекса с ложечки. Корзины цветов, гигантские колонки для любимой классической музыки — все это устанавливают в палате героя, который охотно принимает предложение министра служить рупором идей правительства. Алекс интегрируется в систему как нужный для манипуляций обществом элемент.
В своих мечтах Алекс — прежний: он кувыркается с красавицей, а изысканно наряженная публика восторженно ему аплодирует.
Чем отличается финал фильма от финала книги
В первоисточнике финал другой. Алекс «перевоспитывается» и решает жить как законопослушный член общества. Ему уже не доставляет удовольствия садизм, а прошлые «подвиги» внушают отвращение. Как оказалось, не Бёрджесс был инициатором такого сладкого хэппи-энда. Это издатель потребовал радикального изменения порочной личности Алекса.
В фильме же Кубрик полностью изменяет идею писателя. Алекс остался прежним злодеем без стыда и совести. С точки зрения режиссера общество не имеет права воспитывать кого бы то ни было, поскольку власть имущие сами не без греха. Согласно Кубрику, если добропорядочные граждане и не настоящие убийцы и насильники, то латентные — почти все. Режиссер уверен, что на подсознательном уровне современные цивилизованные люди не слишком отличаются от своих пещерных прародителей.
Отсутствие назидательности стало поводом для присвоения ленте категории «Х» в США, а в Великобритании фильм вышел ограниченным тиражом. «Оскара», конечно, ему не присудили. А «Заводной апельсин» боролся за статуэтку в четырех номинациях. Ни сценарий, ни монтаж, ни режиссура, ни фильм целиком не были признаны лучшими в 1972 году.
Идея фильма
Алекса словно не замечают находящиеся рядом. Родители — не в курсе, где он там работает по вечерам. Им достаточно, что пятнадцатилетний пацан дал пару пенсов, якобы заработанных. Опять не встает в школу? Устал мальчик. Пусть спит.
Социальный работник, «прикрепленный» к трудному подростку, наносит визиты для галочки. Ему все равно.
Тюремный духовник тоже занимается Алексом по долгу службы. Правда, понимает, что «доброта исходит изнутри», она не должна быть следствием отсутствия дилеммы. Священник повторяет Алексу, что человек без права на выбор — не человек.
Для режиссера фильм стал репликой в споре со сторонниками идеи бихевиоризма. Его заочный оппонент, Ф. Скиннер, психолог, был уверен, что поведение индивидуума обусловлено средой. Изменив ее, моделируем человека. Кубрик же считает, что человека нельзя лишать выбора.
Смысл книги Заводной апельсин
«Заводной апельсин» считается одним из нестандартных книг. Произведение вызывает любопытство даже тех, кто не любит читать книги. Многие исследователи относят произведение книгу Энтони Берджесса к фантастической антиутопии.
В статье раскрываются все тайные смыслы «Заводного апельсина», содержащиеся в названии, финале и самом содержании книги.
Смысл названия книги
Смысл названия романа «Заводной апельсин» кроется во фразе, которая в свое время была популярна у кокни, живших в Лондоне (рабочее население одного из районов). Эти люди, особенно старики, о вещах, которые имеют какую-то необычную форму или предназначение, говорят так: «Кривой, словно заводной апельсин». Если говорит по-другому, то эти вещи непонятно для чего нужны и какое у них предназначение.
Такое определение подходит и под главного героя. Энтони Берджесс в своем произведении изображает человека, который не живет, а мытарствует. Роман делится на четыре части:
Другими словами, Алекс и есть «заводной апельсин».
Также исследователи говорят о том, что «orange» может иметь два значения:
Подобная трактовка названия доступна небольшому кругу читателей. Видимо, этого автор не предусмотрел. Но содержание романа в полной мере раскрывает смысл названия – «Заводной апельсин».
О чем книга Заводной апельсин
Энтони Берджесс изображает в своем романе будущее. Его он видит в темных красках. Оно ужасно. В таком мире главенствующее положение занимают криминальные группы, состоящие только из молодых людей. Другими словами, автор изображает подобие России в девяностые годы прошедшего века.
Главный герой – Алекс – один из главных людей в подобной группировке. Правительство уже смерилось с формированием и существованием криминала и даже не пытается как-либо с этим бороться. Попытки противостоять криминальным группировкам уже были, но молодые люди объединялись в одно сообщество и давали отпор государственным властям. Такие группировки основывались на агрессии. Главным в них являлся самый сильный, злой и воинственный человек. Самые агрессивные занимали верховное место.
Правители все же хотят избавиться от криминала в стране и поступают хитро: создают, так называемую, «сыворотку добра». В состав сыворотки входят частички добра. Они попадают в организм бандита с помощью укола. Спустя несколько минут, пациенту показывают ролики, содержащие агрессивные кадры. Все это происходит в насильственной форме, а не на добровольной основе. В момент, когда пациент смотрит ролик, начинает действовать сыворотка. Ее действие сказывается на человеке мучительной болью. Бандит не может справиться с такой болью.
Алекс попал на опыты, проводимые правительством. Ему вкололи «сыворотку добра». В ходе процедуры главный герой теряет свою агрессию. Теперь он не может жить так, как существовал раньше, и перестает придерживаться того образа жизни, который вел. Но на пути Алекса появляется проблема: его родные попадают в беду. После «сыворотки добра» герой больше не может защитить ни себя, ни близких ему людей.
Алекс приходит к выводу, что больше в этом мире ему нет места. В этом обществе ему не выжить.
Смысл произведения Заводной апельсин
Энтони Берджесс в своем романе «Заводной апельсин» хотел показать, что на любую жестокость найдется своя, более сильная, жестокость. Любовь больше не правит этим миром. Все люди предают друг друга – опоры нет даже на близких, не то, что уже на государство, правительство.
Все это переживает главный герой произведения – Алекс. Именно эти обстоятельства помогли ему осознать жизнь и тщетность мира. Они подействовали на него с помощью «сыворотки добра», которая действует как шоковая терапия. Сам автор писал, что его «Заводной апельсин» является книгой «избитой», с «пролитой кровью».
Энтони Берджесс в своей жизни пережил множество предательств и жестокостей по отношению и к себе, и к родным. Например, его беременная жена подверглась зверским избиениям и в итоге потеряла младенца.
Автор показывает не только мир, где происходит действие романа, в темных красках, но и каждое слово носит негативные оттенки. Из-за этого произведение достаточно сложно для понимания и чтения.
Смысл финала книги Заводной апельсин
В финале «Заводного апельсина» рассказывается о том, что главный герой под действием «сыворотки добра» понимает, что он не может жить в окружающем насилии. Он решается стать обычным человеком. Алекс встречает бывшего «друга», с которым они состояли в одной криминальной группировке. Тот тоже решил стать мирным гражданином.
Многие исследователи говорят о том, что раньше «зло» главного героя было сдержано физическими движениями. После проведенного над ним опыта это «зло» поддается сдерживанию за счет социальных норм. Герой сам не понимает, как становится «заводным апельсином». Его душа становится затуманенной под воздействие окружающего насилия.
Энтони Берджесс хотел передать идею о том, что зло сидит в каждом человеке – в ком-то глубже, а в ком-то – нет.
Финал все же остается открытым, потому что читатель не может до конца понять, кто перед ним изображен на страницах книги – обычный гражданин («заводной апельсин») или представитель криминальной группировки. Изменился ли по-настоящему главный герой? Этот вопрос автор оставляет для раздумья.
«Заводной апельсин» является первым произведением Энтони Берджесса. Как ни странно, но это самое выдающееся произведение из всего творчества автора. «Заводной апельсин» действительно стоящий роман, на основе которого был снят фильм.
Напишите в комментариях своё мнение, о чем книга «Заводной апельсин». Мы с нетерпением будем ждать!
«Заводной апельсин»: смысл фильма, объяснение концовки и названия
«Заводной апельсин» — мрачный научно-фантастический фильм 1971 года, сюжет которого сосредоточен вокруг харизматичного Александра ДеЛарджи и его друзей-преступников, основными интересами которых являются изнасилование, ультра-насилие и Бетховен.
Даже сейчас, спустя более чем 50 лет после выхода фильма, ответом на этот вопрос интересуются не меньше, чем в далеком 1971. Ниже мы попытаемся разобраться в том, какой смысл заложил Кубрик в свой фильм, что означает концовка «Заводного апельсина», и конечно же, ответить на главный вопрос: можно ли управлять обществом, изучая азы его поведения и к чему это может привести?
Объяснение названия «Заводной апельсин»
Смысл фильма «Заводной апельсин»
Интерпретаций смысла «Заводного апельсина» множество. Кто-то считает, что жестокое поведение Алекса обусловлено жестоким поведением общества. И это правда. До возникновения такого понятия как «бихевиоризм» было нормально предположить, что серийными убийцами рождаются, а не становятся. Объясняется это просто: нежеланием общества признавать тот факт, что преступники, — побочный продукт его же жизнедеятельности.
Предполагается, что сюжет фильма разворачивается в какой-то футуристической антиутопии, но трудно понять, в каком именно мире живет Алекс. Иногда это похоже на анархическое беззаконное общество, где он и его банда могут делать, все что им вздумается. С появлением полиции его мир начинает выглядит как жесткая тоталитарная система, которая может быть как левой, так и правой. Кубрик намеренно расплывчатый. Политическая философия подвержена теории подковы, благодаря которой обе крайности превращаются во что-то очень похожее.
С другой стороны «Заводной апельсин» это яркий, совершенно неординарный манифест о важности человеческой свободы и о том, что выбор между свободой воли конкретного индивида и общественной безопасностью — это дилемма, решение которой почти всегда в пользу общественности.
При этом сам Стэнли Кубрик полагает, что любой индивид — предпочтительнее государства. Все авторитетные фигуры в «Заводном апельсине» изображены негативно и стереотипно. Полицейские бьют Алекса, насмехаются над ним и плюют ему в лицо. Тюремные надзиратели жестоки; у одного даже есть гитлеровские усы. Врачи холодные и бесчеловечные.
Возникает ирония, ведь в своем садизме государство немного лучше банды Алекса. Оно не может навязать мораль — только послушание. Берджесс и Кубрик полагали, что лучше быть психопатом, чем роботом, поскольку у психопата хотя бы есть свобода воли. Моральная дилемма фильма отображена в монологе тюремного священника:
У мальчика нет реального выбора, не так ли? Корысть. Страх перед физической болью привел его к этому гротескному акту самоунижения. Его неискренность было ясно видно. Он перестанет быть правонарушителем. Он также перестанет быть существом, способным на моральный выбор.
Заберите свободу воли у худших членов общества, и они станут «заводными апельсинами» — искусственными существами, контролируемым обществом, совершенно бесполезными и бессмысленными. Лекарство от социопатии Алекса даже хуже, чем сама социопатия.
Объяснение концовки «Заводного апельсина»
В финале фильма, после всех изнурительных процедур, пыток, прыжка с балкона и последующего лечения Алекс заявляет что: «я и впрямь излечился…», что, безусловно, правда. По мнению самого героя, запрограммированного сначала на послушание и удовлетворение системы, а после, избавившегося от этой установки, — он действительно вылечился.
Но вылечился ли он от тяги к насилию, — совершенно другой вопрос. Скорее всего нет. Эту теорию подтверждает и песня Джина Келли «Поющие под дождём», играющая во время заключительных титров, — песня, которая сопровождала жестокие зверства Алекса на протяжении всего фильма.
В романе Энтони Бёрджесса исход иной, — Алекс действительно избавился от тяги к насилию. Садизм и злодеяния перестали доставлять ему удовольствие, потому что вместо него появилось ощущение отвращения, намекая на то, что сильное психологическое воздействие и правда работает. Осознавая подобный «happy end», а так же то, что это и не «happy end» вовсе, последующие американские издания решили «убрать» счастливую концовку автора.
Но в отличии от американской, британская версия книги сохранила концовку с действительным излечением Алекса, в которой он, в конечном итоге, отказался от насилия по собственной воле.
Что означает финальная сцена из фильма
Заключительная сцена фильма, в которой Алекс фантазирует о том, как он занимается сексом с женщиной перед толпой из высшего общества намекает на то, что его мировоззрение все же потерпело некоторые изменения: он стал моногамным и делает это в согласии с девушкой. По его мнению, — это именно то, что общество считает приемлемым.
Эта фантазия возникает сразу же после сделки с правительством, которая сулит ему вознаграждение, но при условии, что он будет контролировать свое поведение. Парень соглашается, он все еще злодей, но на этот раз, — более скрытный.
Соответственно, если раньше ему нравилось быть преступником, который действовал вне общества, то теперь он будет придерживаться социально одобренного образа жизни, сохраняя при этом часть своей дикой натуры.
Заводной апельсин: смысл фильма, объяснение концовки, разбор сюжета видео ютуба
«Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса. Что это за kniga и зачем вам её chitat?
В фонде Энтони Бёрджесса нашли продолжение романа “Заводной апельсин” – главной книги писателя. Что это за книга?
Роман «Заводной апельсин» вышел в 1962 году, а спустя три года легендарный Стенли Кубрик («Сияние», «Космическая одиссея 2001») снял экранизацию, ставшую классикой мирового кино. Рассказываем, как шла работа над книгой и что о ней важно знать.
«Эта чёртова книга – труд, насквозь пропитанный болью… «
Самого Бёрджесса призвали в армию в 1940 году. Мирно «пересиживая» войну на Гибралтаре, он регулярно получал выговоры и наряды вне очереди, а однажды уехал на выходные к будущей жене и не вернулся в часть. Дезертир. Appy polly loggy, dorogoy drug. Злая ирония.
«Заводной апельсин», созданный в том числе и в качестве способа отрефлексировать трагедию, буквально пропитан чувством вины. Один из героев книги, писатель, который пишет роман под названием «Заводной апельсин», крепко связанный и беспомощный, вынужден наблюдать, как свирепая банда подростков во главе с главным героем, Алексом, зверски избивает и насилует его жену.
В 1959 году Бёрджесс, в ту пору преподаватель английского языка и литературы, специалист по творчеству Джойса, внезапно потерял сознание прямо на уроке. Врачи провели обследование и сказали, что жить писателю осталось максимум год. Appy polly loggy, dorogoy drug. Опухоль мозга.
Прогнозы не оправдались. Бёрджесс проживёт со смертельным диагнозом 34 года и напишет 25 романов (11 из них – в период с 1960 по 1964 год), главным из которых навсегда останется «Заводной апельсин».
«А помнишь, ты давал мне книгу?»
Словосочетание «Заводной апельсин» Бёрджесс, аккуратно одетый религиозный человек из приличной семьи, позаимствовал у лондонских кокни – маргинальных обитателей подворотен Ист-Энда, рабочего района Лондона. Так называли всё непонятное и странное. Любая несуразная диковина была «крива, как заводной апельсин». А ещё «orange» на малайском языке (Бёрджесс после войны семь лет прожил в Малайзии) означает «человек», а на английском – «апельсин».
Говоря «свобода», говоря «достоинство», «сила», «право» люди или впустую сотрясают воздух, в действительности не придавая этим словам значения, или описывают наиболее важные ориентиры на ландшафте этики. Что такое настоящая свобода? Если человек свободен, то, возможно, ему и закон не указ? Должен ли свободный человек соблюдать правила поведения в обществе? Что такое мораль? Алекс и его bratishki не задаются этими вопросами. Они просто свободны. Они хозяева «дна». Они могут делать что хотят и так, как вздумается.
По словам Бёрджесса, «Заводной апельсин», книга, полная насилия, жестокости и злобы, – ко всему прочему, роман о «христианской свободе воли и силе прощения». Во второй части Алекс попадает в тюрьму, где запущена экспериментальная исправительная программа. Герою вводят некий препарат под видом «витаминов» и заставляют смотреть видео про изнасилования, драки и убийства под классическую музыку.
Надо сказать, классическая музыка в романе занимает особенное место. Алекс, жестокой малолетний преступник и садист, слушает её с искренним упоением. Его любимое произведение – «Девятая симфония» Бетховена. Эта деталь меняет роман неожиданно и пугающе. Бёрджесс, переживший ужасы нацистского режима, где начальник концлагеря мог точно так же наслаждаться Бетховеном и прекрасно разбираться в музыке, безжалостно разрушает миф о благотворном влиянии классического искусства и задаётся вопросом: а что же тогда может изменить человека?
Алекс «излечивается» от своего «недуга». Но выйдя на свободу спустя несколько лет, называет себя «заводным апельсином» – причудливой диковиной, прошедшей через жернова бесчеловечной системы, которая как раз и пыталась его изменить. Улицы не изменились, очистить их карательными мерами государство не может. Изменился только Алекс. Его новое «я» не укладывается в его представления о жизни. Он другой и не знает, что теперь с этим делать. Да, он раскаивается. Но он ли это вообще? Ведь варварская исправительная система – это ничто иное, как противоестественный и страшный механизм, который никому на самом деле не может помочь.
Мерзкий наш и подлый Билли-бой, koziol и svolotsh!
«Заводной апельсин» вышел на заре молодёжной революции 60-х. Хиппи, мода, рокеры и панки. Высвобождается гигантское количество энергии молодёжи и это, конечно, не могло не спровоцировать волну насилия. И роман, что называется, пришёлся ко двору.
Бёрджесс отказывается как от определения «справедливости», так и от идеи насильственного подавления зла и права мести. Здесь как раз и появляются пусть и своеобразные, но христианские мотивы. Насилия во благо не бывает и быть не может. Так, Александр, писатель, жену которого избивает Алекс со товарищи, сходит с ума от горя и в попытках отомстить обидчику становится таким же преступником.
Образ Алекса же так понравился панкам той эпохи, что появилось три или четыре музыкальных группы с названиями на сленге из романа и образами его героев. Но Алекс – часть системы. Он просто выбрал удобную и выгодную модель поведения в сложившихся обстоятельствах. Когда кругом нищета и мрак, либо «ты их», либо «они тебя». За улыбкой садиста с пушистыми ресницами прячется глубоко драматический образ, который читатели и, паче того, зрители чаще всего отказываются видеть.
«Заводной апельсин» – одна из самых откровенных и эпатажных книг ХХ века, задающая множество этических вопросов. Но вот ответов на них нет ни в ней, ни в её культовой экранизации.