Сутажная нить что это такое
Обзор используемых материалов в сутажной технике
Очень многие из нас видели и восхищались сутажной вышивкой в украшениях и аксессуарах! Этот обзор будет полезен и новичкам, которые только знакомятся и желают начать творить из сутажа, и уже мастерицам хотя бы потому, что в нем я сделала обзор 4 видов сутажа. Между тем, так часто бывает, что мастера пробуют 1-2 варианта сутажа и «успокаиваются» на этом. Так что этот обзор будет полезен всем!
Самое главное в ней — это сутажный шнур. Для этой техники необходим шнур с бороздкой посередине. Оптимальная ширина сутажа для украшений 2,5-4 мм. Качественный сутаж отличается тем, что нити основы имеют тот же цвет, что и нити оплетки.
Мы разберем 4 вида сутажа разных производителей. Это белорусский, греческий, тайваньский и китайский сутажи.
Сделав один и тот же элемент, делюсь впечатлениями. Верхние варианты из более жесткого сутажа, нижние — из мягкого. Мои впечатления: из Белорусского мне понравилось шить, но мононить лучше не применять, а то ее сильно видно. Из Греческого — видимо, нужно привыкнуть (хотя я из него серьги уже шила) — его любят многие мастерицы, но не я. Он постоянно заламывается и выглядывает белая основа. Китайский сутаж очень мягкий, скользкий. Если брать больше слоев, то будет лежать неровно. К слову, мои первые работы были из этого сутажа. С ним довольно сложно «сладить». И наконец — мой любимчик! — Тайваньский сутаж! Мононить не видно, ложится легко и ровно.
Теперь более подробно. Начнем с белорусского сутажа. Он самый жесткий из тех, с которыми я работала. У него есть белая основа и плотная оплетка. Его ширина 1,8 и 2,5 мм. В основном для сутажной техники используют 2,5 мм. Цветовая гамма составляет около 25 цветов + золотой. Цвета матовые. Чем же этот сутаж так любим мастерицами?! Он отлично держит форму, не топорщится, почти невозможно сделать зацепки. Из такого сутажа получаются тонкие, воздушные и аккуратные украшения. Из недостатков — он очень жесткий! Мастерицы советуют использовать круглогубцы или плоскогубцы при сшивании нескольких слоев, ибо очень тяжело прокалывать сутаж без специальных инструментов. Ну и пальчики исколоты! Результат того стоит.
Греческий сутаж фирмы «Протос». Это, пожалуй, самый популярный вид сутажа, используемый мастерицами! У него есть белая основа. Этот сутаж достаточно жесткий, но не такой, как белорусский. Его ширина 4-5 мм. Самый используемый — 4 мм. Достаточно обширная цветовая гамма: около 23 базовых цветов + 4 люминесцентных + 4 металлизированных. Цвета яркие, глянцевые. Из плюсов — отлично держит форму, при сноровке идеально лежит, плавность линий, возможность делать ажурные украшения и завитки. Из минусов — я бы не рекомендовала такой сутаж новичкам. Он «заламывается», выглядывает белая основа. Хотя с опытом и сноровкой украшения, сделанные из него, выглядят потрясающе! Особенно я люблю золотой и серебряный сутаж. Использую его вместе с другим, более мягким, но об этом позже.
Сутаж производства Китай (Корея). Многие из нас, мастериц, начинали именно с этого сутажа. Он самый доступный. Он продается почти во всех магазинах швейной фурнитуры. Именно поэтому с него многие начинали. У него есть мягкая основа и атласная оплетка. Состав: полиэстер. Ширина 3,5-4 мм. У китайского сутажа самая обширная цветовая гамма — больше не найти! Еще из плюсов — этот сутаж отлично укладывается в завитки, податливый. Но он достаточно сложен в шитье. Он атласный, а значит скользкий. Его крайне сложно уложить ровно! И тут мастерицы советуют либо вымачивать сутаж в крахмале с дальнейшей сушкой, либо перед сшиванием использовать лак для волос. Это делается для придания жесткости сутажу. Я начинала с такого сутажа. О способах придания жесткости не знала. Поэтому, чтобы добиться ровности, я пришивала каждый шнур отдельно. Время работы увеличивалось втрое! Внимание! Сутаж может линять! Пожалуйста, проверьте это до сшивания его в украшение.
Сутаж производства Тайланд. Это мой любимый вид сутажа! У меня почти все работы из него. Он идеален для новичка! Его ширина составляет 4 мм. Состав — вискоза. Он не такой скользкий, как китайский, но такой же мягкий. Из него идеально делаются завитки. Цветовая гамма очень богата — около 50 цветов. Цвета яркие, глянцевые. К этому сутажу в дополнение я использую греческий золотого и серебряного цвета. Этот сутаж легко шьется и ложится ровно. Из недостатков- можно сделать зацепки. Постарайтесь не затягивать слишком сильно нитку при сшивании сутажа. Его еще продают в магазинах швейной фурнитуры как китайский. На следующих фото я расскажу, как его отличить от китайского.
Следующее, о чем хотелось бы рассказать — это кабошоны, ювелирные стразы и бусины. Почти во всех украшениях существует центральная часть — задумка, вокруг которой и «разрастается» все остальное украшение! В качестве центральной части выбирают кабошон, ювелирные стразы или плоские бусины, а также вставки из стекла или пластика. Что же такое кабошон? Кабошон — это отшлифованный камень (искусственный или натуральный) любой формы, выпуклый с лицевой стороны и плоский с другой. Ух, их-то огромное разнообразие в магазинах рукоделия, на выставках самоцветов и в интернет-магазинах! Ювелирные стразы — это имитация драгоценных камней, изготовленная из стекла или хрусталя. Они бывают самых разнообразных форм. Хотелось бы тут чуть «глубже копнуть». Я люблю с ними работать. Украшения выглядят торжественно и «богато»! О стразах: они бывают в цапах и пришивные с отверстиями в стразе. Я встречала китайские и Swarovski. Что меня привлекает в китайских стразах, так это их стоимость и возможность выбрать стразы большого размера необходимых мне оттенков. К сожалению у нас в России очень скудный выбор больших страз Swarovski. Таких форм, как большие круглые, овальные — их почти нет! Из недостатков китайских страз — да их много! Стразы царапаются (как лицевая сторона, так и изнаночная фольгированная). Часто можно увидеть пятна внутри страза. Ну и конечно огранка — самая простая. У Swarovski недостатков нет.
У Swarovski более глубокая огранка. Такой страз сказочно красиво переливается!
Теперь о бусинах. Бусины нужны для дополнения центрального элемента. А иногда и как самостоятельный элемент — когда центральный отсутствует. Бусины бывают из стекла, камня, металла, керамики, пластмассы, акрила и т.д. Используются самые разнообразные формы: круглые, слегка приплюснутые, рондели, биконусы, кубической формы, подвески. Мои излюбленные бусины — это искусственный жемчуг! Он бывает из акрила, стекла и майорки. Самые качественные — это Swarovski и майорка. Остальной искусственный жемчуг может обдираться!
Бисер. Сутажная и бисерная техники очень тесно сплетены друг с другом! Бисер в сутажной технике применяется в оплетении кабошонов и ювелирных страз, в проставке между сутажом, в оформлении края изделия и изнанки. Да мало ли где захочет мастер добавить бисер! Фантазия безгранична! Самым ровным и устойчивым к внешнему воздействию является японский бисер Miyuki и TOHO. Есть еще чешский и китайский бисер. В чешском попадается бисер разных размеров, но китайский. Не покупайте его! Китайский! Намучаетесь! Он же вообще весь неровный, кривой и косой! О размерах. В проставке между сутажом часто используют бисер размером 8/0 и 6/0. А я люблю использовать Miyuki Delica и маленькие кругленькие бусинки размером 2,5-3 мм. Если Вы работаете с жестким сутажом, то вполне можно использовать бисер размером 10/0. Если с мягким сутажом, то бисер «утонет»- его почти не будет видно. В оплетении кабошонов и ювелирных страз используют бисер 10/0, а закрывают ряды более мелким 15/0. Кстати, бисер бывает с драгоценным напылением. Но стоит он достаточно дорого!
Цепочки стразов. В изделиях смотрится ооочень красиво — волшебно! Стразы придают мерцание, переливаются!
Фурнитура. В сутажной технике нам нужна такая фурнитура: замочки для колье и браслетов (тоглы, карабины, крючки и т.д.), основы для брошей и колец, фурнитура для серег — швензы, пуссеты (гвоздики), клипсы. В наших местных магазинах рукоделия продается китайская фурнитура. Когда я впервые сделала серьги, надела их на праздник, на следующий день я увидела, что швензы покраснели и даже позеленели! Эта проблема решается ластиком — стоит только потереть. Но! А как же аллергия? Да и не будешь же продавать украшения с такой фурнитурой! И тут я озадачилась поиском фурнитуры на «Ярмарке Мастеров». Так вот, лучше всего покупать фурнитуру с родиевым покрытием. Есть производства Южная Корея и Китай (качественный Китай). Я пробовала и то, и то. И склонилась к последнему — больше из-за цены. А качество не «страдает».
Еще о материалах и инструментах. Часто мастерицы используют нитки, подходящие для бисероплетения. Они тонкие и прочные. Лично я использую прозрачную мононить (это что-то вроде тонюсенькой лески). Но в местах, где нужно закрепить сильней, я дополнительно прошиваю обычными нитками подходящего цвета. Еще нам нужна основа для приклеивания кабошона и дальнейшей его оплетки. Для основы используется кожа, фетр, плотная неосыпающаяся ткань. Я использую фетр либо в четверо сложенный флизелин. Для изнанки нам потребуется картон (я использую матовую фотобумагу), кожа, замша, фетр или кружево. Клей нужен «Суперклей «, «Контакт». И «Момент Кристалл» (гель). Иглы используются тонкие, для бисероплетения. Плоскогубцы и круглогубцы нужны для крепления фурнитуры к изделию.
Вот я и закончила свой обзор для начинающих (и не только) сутажниц. Надеюсь, что он был полезен. Весь представленный материал был испытан на себе! А советы даны, основываясь на собственном опыте!
Техника сутаж для начинающих
Наверняка вы видели красивые изящные броши, серьги, колье в стиле сутаж. И их можно делать своими руками! В сутажной технике вышивки можно сшить много оригинальных украшений, бижутерию с использованием бусин, бисера, полудрагоценных камней. Об этом виде рукоделия статья для начинающих от Юлии Запара.
Обзор сутажной тесьмы
Что такое сутаж? Это особый вид отделочной тесьмы с необычной структурой. Французское слово «soutache» — хлопковая тесьма. Она может быть изготовлена из разных материалов, но суть одна — это два шнура, сплетённых нитью таким образом, что в середине получается ложбинка, через которую его очень удобно можно прошивать.
Сутаж отличается по ширине, плотности, жёсткости и качеству. Ширина обычно варьируется от 2 до 3 мм. Самый узкий, жёсткий и плотный сутаж производят в Белоруссии. Рис. 1.
Он же является самым популярным среди рукодельниц за счёт того, что хорошо держит любую форму и даже самые изощрённые завитки будут плотно держаться в украшении. Однако работать с ним крайне сложно: для работы с таким сутажом надо брать самую тоненькую иголку, но даже она не сможет прошить сутаж, если попадет мимо ложбинки. В то время как мягкие виды сутажа легко можно проткнуть в любой части, и иголки могут использоваться более толстые и прочные. Это и плюс, и минус одновременно, так как прошивать все же следует только через серединку, иначе изделие будет выглядеть неаккуратно. И если с жёстким сутажом ошибиться трудно, то с мягким надо быть более внимательным.
Наименее плотный, а потому и широкий мягкий сутаж — украинский. Рис. 2. Ширина его 3 мм.
Он отличается более текстурной поверхностью за счёт ребристости. Изделия с ним получаются очень нежными, а работать с таким сутажом одно удовольствие. Однако, как и с любым мягким материалом, тоже требуется определенная сноровка. Если немного сильнее затянуть сутаж при сшивании — это будет очень заметно в готовом изделии, будет выглядеть неаккуратно и нарушит симметричность.
Очень похожую текстуру имеет турецкий сутаж, он чуть менее пышный и текстурный, но тоже достаточно мягкий. Рис. 3. У турецкого сутажа, в отличие от украинского, очень широкая и интересная цветовая гамма.
Очень красиво в готовых изделиях смотрится атласный сутаж, благодаря переливам на свету. Много стран занимаются его производством: Китай (рис. 4), Россия (рис. 5), и многие другие.
Здесь очень важно не продешевить. Атласный сутаж хоть и смотрится очень выигрышно, однако его очень легко испортить при работе. Сделать аккуратную работу из китайского сутажа зачастую не получается даже у опытных мастеров. Он слишком мягкий и совсем не держит форму. Рис. 6.
Но чаще всего в магазинах для рукоделия можно купить только его. Лучше всего использовать сутаж европейского производства или более дешёвый, но вполне годный российский аналог. Рис. 7.
И вишенка на «сутажом торте» — металлизированный сутаж. Рис. 8,9.
Он есть практически у всех производителей и позволяет очень расширить границы фантазии дизайнеров украшений. Можно использовать его как самостоятельно, так и в комбинации с другими видами сутажа. Кроме дополнительного блеска, он даёт укрепление изделию, так как он всегда немного плотнее своего матового аналога. Лучше всего комбинировать сутаж от одного производителя, либо сопоставлять ширину, чтобы она была одинаковой. Например, металлизированный эмиратский сутаж (рис. 9) шириной 3 мм, прекрасно сочетается с украинским. Хотя эти правила довольны условны, и художник может задумать и сделать все по-своему, нарушив все границы, в этом и заключается магия творчества.
Материалы и иструменты
Чтобы делать украшения из сутажа, помимо самой тесьмы понадобится набор инструментов и других материалов.
Инструменты:
• Ножницы – для отрезания сутажа и ниток. Рис. 10.
• Зажигалка – чтобы опалить осыпающиеся концы. Рис. 11.
• Длинногубцы – необходимы, чтобы работать со швензами, соединительными кольцами, вытащить иголку, если она застряла в сутаже. Рис. 12.
• Иглы – для сшивания сутажа, лучше всего использовать длинные иглы для работы с бисером. Рис. 13.
• Мононить – можно обойтись только прозрачной мононитью или добавить в свой арсенал цветную, например, черную, так как это наиболее популярный и универсальный цвет в украшениях. Рис. 14.
Также могут понадобится:
• Круглогубцы – для формирования петельки пина, например, чтобы прицепить бусинку. Рис. 15.
• Бокорезы – для обрезки металлической фурнитуры – проволоки, пинов и т.д. Рис. 16.
• Держатели для украшений – нужны для хранения, презентации украшений и фотографий в 3D формате. Рис. 17.
Декоративные элементы.
На самом деле зачастую центральным элементом украшений является совсем не сутаж, а яркие декоративные элементы. Они очень разнообразны:
• Стразы пригодятся как в оправе, так и без. Рис. 18.
• Бисер разного размера. Рис. 19.
• Декоративные шнуры. Рис. 20.
• Бусины из натуральных камней, акриловые, стеклянные, граненные, подвески. Рис. 21, 22, 23, 24.
• Кабошоны могут быть из полудрагоценных натуральных камней или обычные недорогие акриловые. Рис. 25, 26.
• Если вы не хотите тратить время на намотку кистей, вполне можно приобрести готовые, они ничем не хуже. Рис. 27, 28.
• Натуральные окрашенные перья. Рис. 29, 30.
• Стразовая цепь. Рис. 31.
Фурнитура и материалы.
Вспомогательные детали, с помощью которых сутажная вышивка превращается в украшение:
• Швензы нужны для изготовления сережек. Могут быть с обычными крючками, с английским или французским замком. Рис. 32.
• Соединительные кольца – скрепляют украшение и швензу. Рис. 33.
• Основы для булавок. Рис. 34.
• Основы для колец. Рис. 35.
• Держатели для колье и кулонов. Рис. 36.
• Основы для заколок, гребней. Рис. 37.
• Цепи и карабины для колье и браслетов. Рис. 38.
• Зажимы. Рис. 39.
• Пины (булавки). Рис. 40.
• Клей. Рис. 41.
• Фетр как основа для приклеивания кабошонов и страз. Рис. 42.
• Натуральная или искусственная кожа и замша, красивая плотная ткань для изнанки. Рис. 43.
Как обшить бусину
Один из самых базовых элементов в сутажных украшениях – бусина, обшитая сутажом. Сделать это достаточно просто. Понадобится сама бусина и два-три небольших отрезка сутажного шнура. Рис. 44.
Длина отрезков зависит от того, насколько сложный декор из них планируется дальше. Но всегда можно заранее предположить длину, проделав все задуманные завитки одним шнуром. И оставить 1-2 см запаса.
Итак, сутаж нужно согнуть пополам, вставить в центр бусину и пройтись иголкой сквозь эту конструкцию. Рис. 45.
Затем прошить сутаж под бусиной, чтобы закрепить элемент. Рис. 46.
Как сделать «ушко» с бусиной
Из оставшихся отрезков сутажа зачастую делают «ушки» с меньшими по размеру бусинками. Для этого нужно вывернуть кончик сутажа в обратную сторону, вставить бусину и прошить ее. Рис. 47.
Затем завести концы за украшение и пришить их там. Лишнее можно обрезать и опалить зажигалкой, чтоб концы не пушились. Рис. 48.
Спереди это будет выглядеть вот так. Рис. 49.
Как сделать «ушко» с завитком
Более сложный вариант этого элемента. Бусина также вшивается. Рис. 50.
Но концы сутажа не заводятся за украшение, а пришиваются параллельно. Рис. 51.
Затем формируется завиток, чуть выше «ушка». Рис. 52.
И только потом концы заводятся назад и фиксируются. Рис. 53.
Как сделать бисерную дорожку
Бисерной дорожкой называется ряд из одинаковых бисеринок, вшитый между слоями сутажа. Иголку нужно вывести в начале бисерной дорожки, отступив от сгиба сутажа место, равное размеру половины бисерины, чтобы она поместилась там. Нанизать бисер. Рис. 54.
Затем пройти иголкой через два верхний слоя сутажа. Рис. 55.
Вернуть назад и прошить бисерину в обратную сторону. Рис. 56.
Таким образом каждая бисеринка прошивается дважды. Это помогает им ложиться ровнее. Рис. 57.
В этом фрагменте важно правильно отступать место для прокола иглой. Если места будет слишком мало, бисер не поместится и будет сбиваться в кучу. Если слишком много будут некрасивые просветы между бисеринками. Рис 58.
Можно пройтись такой дорожкой до конца изделия или остановиться в середине и сделать симметричный повтор, с другой стороны. Рис. 59. Все зависит от задуманного дизайна.
Как обшивать стразы и кабошоны на фетре
Помимо бусин, в качестве центрального элемента композиции часто используют стразы или кабошоны. Чтобы их обшить, надо сначала закрепить страз на фетре. Если деталь имеет отверстие, то пришить, если нет, то приклеить с помощью высокопрочного клея, например, b-7000. Чтобы нить не было видно при пришивании, лучше всего воспользоваться бисером. Для этого надо закрепить нить сзади фетра, пройти через отверстие, нанизать бисерину и вернуться в место прокола. Рис. 60, 61, 62.
Обрезать фетр, отступив 0,5 см от стразы. Рис. 63.
Отрезать необходимое количество сутажных шнурков. Чтобы определить размер, обогните сутаж и бусины, которые будут в «ушках». Лучше добавить 1-2 см на всякий случай. Рис. 64.
Иголку вывести через фетр вверху стразы. Проколоть сутаж по центру. Рис. 65.
Прошить через фетр под верхним сутажным шнуром. Рис. 66.
Таким образом прошить сутаж в одну и другую сторону вокруг стразы так, чтобы сутаж как можно сильнее прилегал к нему. Рис. 67.
Прошить сутаж под стразой. Рис. 68.
Обрезать лишний фетр. Рис. 69.
Обжим страз сутажом
Есть еще один более простой способ оправления сутажом страз. Этот способ используется, когда стразы без отверстий и не имеют цап в комплекте. Сутаж лучше использовать широкий. Стразу необходимо обернуть сутажом по всему периметру и плотно сжать снизу. Рис. 70.
Ребро стразы должно лежать строго в ложбинке, как бы «утонуть» в сутаже, для надежного крепления. Прошить необходимо внизу, как можно крепче и ближе к ребру стразы. Рис. 71.
Для надежности можно обработать элемент клеем сзади. Лучше не использовать «Момент», так как он разъедает напыление страз многих производителей.
Объемные завитки
Отрезать два-три сутажных шнура. Длина определяется также — предварительным наложением завитков + 1 см для креплений + 1-2 см запаса. Рис. 72.
Концы крепятся в начале предполагаемого завитка сзади изделия. Рис. 73.
Для этого сначала сутажные шнуры сшиваются между собой, а затем пришиваются к основной вышивке, проходя через слои сутажа так, чтобы не оставлять стежков на лицевой стороне. Рис. 74.
Оставив в воздухе желаемый объемом сутажа, сформировать завиток возле предполагаемого места крепления и пришить его основание к ребру изделия (сшиваются соприкасамые поверхности в горизонтальном направлении). Рис. 75.
Кончики сутажа закрепить на изнаночной стороне строго за завитком. Рис. 76.
Крепление капли с бисером
Иголкой выйти в том месте, где должна крепиться капля. Нанизать саму бусину и бисеринку. Рис. 77.
Вернуться иглой в отверстие бусины и пришить к сутажу. Рис. 78.
Таким образом бисер закрепляет бусину. Рис. 79.
Сутажные диски
Сутажные диски можно обшивать вокруг бусины, стразы в цапах с горизонтальным сквозным отверстием или вокруг самого сутажа. Отступив от конца шнура пол сантиметра сложить его пополам. В сгиб вложить бусину, стразу или обшивать вокруг этого сгиба. Рис. 80, 81.
Прокладывать сутаж по спирали, пришивая его горизонтальными стежками. Рис. 82, 83.
Когда желаемый диаметр будет достигнут – загнуть сутаж на изнанку. Рис. 84.
Пришить конец, отрезать сутаж и опалить зажигалкой срез.
Как пришить соединительное кольцо
Кольцо приложить к изнанке изделия так, чтобы половина выглядывала. Рис. 85.
Прошить вертикально с двух сторон. Рис. 86. Можно закрепить снизу капелькой клея.
Как оформить изнанку
Понадобится натуральная или искусственная кожа, или любая плотная ткань. Рис. 87.
На оборотной стороне очертить контуры изделия, приложив его. Рис. 88. Вырезать. Рис. 89.
Зафиксировать клеем изнаночными сторонами друг к другу. Прошивать вертикально пунктиром, отступая 1 мм от края. Рис. 90, 91, 92.

Как крепятся швензы
Для крепления швенз понадобятся длинногубцы, которыми нужно отодвинуть пол петельки в сторону. Рис. 93.
Просунуть через соединительное кольцо или верхний слой сутажа и закрыть петельку назад. Рис. 94, 95.
С помощью этих техник можно создать огромное количество эксклюзивных украшений ручной работы и даже открыть свой маленький бизнес по их продаже. Творческих успехов!