Сыта что это за напиток
Сыта, пришедшая из древности
В моем арзамасском детстве было много поминок — деревенских и городских, а город наш населен в значительной степени выходцами из окрестных сел.
Поминальные обеды, которые устраивали в домах и столовых, отличались тем, чем на них кормили, но некоторые блюда присутствовали на них всегда: кутья, блины, овсяный кисель, каши и пироги. Это была еда, которая отличалась от того, что мы обычно ели, она мне даже казалась странной, чужой — я говорю, конечно, про кисель, кутью и кислые толстые оранжево-коричневые блины. Но она была обязательной, без нее невозможно было представить поминки.
Сейчас традиции меняются, потому что уходят их носители, но и на их поминках угощают теми же блюдами. Может не быть, например, киселя, но будет кутья. Не будет кутьи, но будут блины.
Ритуальная, особенно поминальная, еда держится дольше всего. Заменить что-то в поминальном меню или изменить порядок блюд — значит нарушить что-то в мироздании, в должном течении времени. Посягательство на что-то такое основное, чему трудно даже подобрать слова для описания. Этому порядку следуют даже неверующие: все должно быть по правилам, потому что должно быть.
Именно поэтому до сих пор живы блюда, о возрождении и повсеместном введении которых на территории российского государства так пекутся иные радетели национальных кулинарных традиций. Они живы — только стали больше, чем просто едой, хотя когда-то были самой обычной повседневной и праздничной пищей. Эти блюда меняются — так, кутью делают из риса, а не из пшеницы, и добавляют в нее не только изюм, но и резаные шоколадные конфеты и драже, — но суть их остается: они живы как память об ушедших людях, которые ели их в прошлом, как память о сотнях прошедших лет. И как память о такой глубокой древности, что дух захватывает, как подумаешь об этой глубине, — о тех еще временах, когда поминки были пиром, тризной. Они — воспроизведение в постиндустриальном настоящем этой древности, доказательство того, что тысячелетнее русское христианство так и не победило коренного язычества.
Одно из главных русских поминальных блюд — сыта. Это разведенный теплой водой мед. С сыты начинаются поминки — в нее макают блины, ею поливают кутью; каждый пришедший на поминки должен зачерпнуть и выпить хотя бы ложку сладкой сыты, потому что так положено. В сыту добавляли — уверен, что и сейчас добавляют, просто я такого еще не пробовал — ягоды и пряности. Это один из двух ритуальных медовых напитков — вторым был алкогольный мед, ставленный или вареный, но его вытеснили фабричные водка и вино.
Разведите мед водой — нет ничего проще. Но почувствуйте, какая в этом действии и во вкусе сыты первоначальная древность, самое начало культуры. Действие длинной непрерывной цепочки людей, которые жили до нас, из которых мы состоим.
Забытые русские напитки
В статье мы расскажем о исконно русских напитках незаслуженно забытых в наше время.
Забытые русские чайные напитки
Копорский чай
Вересковый чай
Курильский чай
Этот чай был популярен в сибири и на дальнем востоке у местного населения и делается курильский чай из побегов и листьев лапчатки кустарниковой, по вкусу его можно сравнить с зеленым чаем, но он более насыщен витаминами чем зеленый. На данный момент лапчатку кустарниковую часто высажикают как красивую жувую изгородь цветущую все лето и даже не подозревают что из ее веточек заваривается отличный напиток. Курильскому чаю посвящена целая статья на нашем портале.
Другие чайные напитки
Конечно одной статьей всех растений которые раньше применялись как чайные напитки не перечислишь, тут можно подготовить целый научный доклад. Для любителей заварных напитков хотим лишь отметить те которые стоит попробовать и которые лекго купить или собрать. К таким растениям относятся: малина, причем у малины используются и листья и старые стебли; трава зверобоя продырявленного; листья и цветы таволги, иногда даже в ферментированном виде, листья черной смородины, ежевики, вишни.
Русские напитки которые незаслуженно забыты
Напиток Сыта
Сыта – напиток меда, разбавленный водой или медовый отвар на воде. В начале XII века был самым популярным напитком. Очень полезен! Мед в чистом виде не каждый может съесть много, а растворенный в воде он очень вкусный и такой напиток долго не портится. Мы (адм. openfito.ru) пробовали газировать сыту и получили достойного конкурента сегодняшним газированным напиткам, а самое главное без химии и с приличным сроком хранения.
Русские чаи Сбитни
Это полезные и вкусные напитки. Для приготовления сбитня использовали широкую посуду, в середине которой проходила труба, в нее помещали уголь. По внешнему виду емкость напоминала современный самовар. Пили сбитень только горячим, а наливали его в пузатые стаканы с вывернутыми наружу краями, чтобы предохранить губы от обжигающего напитка. Несколько глотков – и не страшен был самый лютый мороз.
Рецептура и правила технологии приготовления напитка практически не изменились и в наши дни. Рецепты отличаются по составу и соотношению ингредиентов, по технологии приготовления. Простой (безалкогольный) сбитень с добавлением трав и специй, который обладал неповторимым вкусом, употребляли ежедневно вместо чая. Готовили также и заварной (алкогольный) сбитень.
Основной компонент напитка – мед. Дополнительные – лекарственные ароматные травы: мята перечная, шалфей лекарственный, зверобой продырявленный и специи (корица, гвоздика, кардамон, лавровый лист).
Хмельные меды
Первые крупные производства медов были налажены в монастырях, их готовили специальные медовары. Мед в далекие времена был самым любимым напитком, без которого не обходился ни один праздник или гулянье.
Меды готовили в дубовых бочках. Делали их великое множество, различались они по способу производства на вареные и ставленые. Холодным методом готовили ставленые меды, а вареные подвергались тепловой обработке. Среди напитков ставленые меды ценились больше всего. Свежие фруктовые соки улучшали цвет и вкус меда, такой напиток не содержал алкоголя и был источником витаминов. Хмель, ржаной хлеб, дрожжи добавляли в вареный мед. Градус напитков был различный от слабоалкогольных до крепких.
Хранились готовые меды в ледниках, оставаясь свежими длительное время. И главное – крепость меда при таком хранении не увеличивалась.
Квас или кислый напиток был одним из ценнейших средств для защиты от цинги. Готовили настоящий квас на проращенном зерне которое содержит большое количество витаминов. Квас и в настоящее время широко используется в народной медицине.
Приготовить квас – настоящее искусство. Существовала даже такая профессия – квасник, но это был не универсальный мастер, а исключительно узкой специализации, который готовил только один вид кваса. Делали квас в специальных квасоварах. Это практически безотходное производство. За основу квасов брали только натуральное сырье – мед, хлеб, травы, приправы. Готовили и фруктовые квасы, основу которых составляли ягоды и фрукты.
Сыта что это за напиток
СЫ́ТО (СЫТЬ) — др.-слав. напиток из разведенного водой меда, к-рый обычно пили после обеда («Наелся до сыта»). Готовили с С. жидкую кашу, овсяный кисель и др. блюда.
Смотреть что такое «Сыто» в других словарях:
сыто — нареч, кол во синонимов: 1 • удовлетворенно (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Сыто — нареч. качеств. разг. то же, что сытно I Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
сыто — с ыто, нареч … Русский орфографический словарь
сыто — см. сытый; нареч. Сы/то урчит кошка … Словарь многих выражений
Брюхо сыто, да глаза голодны — Брюхо сыто, да глаза голодны. Ср. Die Augen sind grösser als der Bauch. Ср. Il a plus grands yeux que grand ventre. Adages fr. XVI s … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Слышит и ухо, что не сыто брюхо. — Голодное брюхо глухо (без уха). Слышит и ухо, что не сыто брюхо. См. ПИЩА … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Пола мокра, так и брюхо сыто. — (архангельск. рыболовы). См. РЕМЕСЛО МАСТЕРОВОЙ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Брюхо сыто, да глаза голодны. — Сытых глаз на свете нет. Брюхо сыто, да глаза голодны. См. ЧЕЛОВЕК … В.И. Даль. Пословицы русского народа
брюхо сыто, да глаза голодны — Ср. Die Augen sind grösser als der Bauch. Ср. Il à plus grands yeux que grand ventre. Adages fr. XVI s … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Загадочное слово «гидромель». Часть 2. Напиток богов и молодожёнов.
Гидромель. Нектар богов. Фото noticiajato.com.br
Продолжая рассуждать о воде с мёдом и лимоном, возьмём ещё одну цитату из русскоязычного интернета, чтобы было от чего дальше отталкиваться. Я не буду указывать источники, потому что происхождение этих цитат не вычислить: они слово в слово кочуют с сайта на сайт.
«История гидромеля начинается в Древнем Риме. Уже тогда этот витаминный коктейль пользовался огромной популярностью. Женщины пили его для сохранения молодости и красоты, а мужчины – для поддержания сил и бодрости духа. В Древнем Риме мужчины пили этот напиток первый месяц после свадьбы, чтобы у них родился сын, а женщины набирались сил после стараний мужчин обзавестись наследником также этим напитком. По одной из версий медовый месяц так назван именно по этой причине».
Что касается истории, Древнего мира, женщин и мужчин. И Рим, и Греция — все его пили, это правда, но в первую очередь как слабоалкогольный напиток, о чём я уже говорила в ч.1.
Что касается медового месяца, то странно видеть отсылки куда-то в Древний Рим, ведь на Руси такой обычай тоже был. Загляните в славянские сказки, которые заканчиваются свадьбой: «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Почему не попало? Потому что медовый напиток предназначался для молодожёнов. Подобные традиции, связанные со свадебными обрядами, известны многим народам.
Интересно, что практически во всех мифологиях подобные напитки связывались с Луной (лунными богами). Вспомним, что Луна оказывает сильное влияние на растительные соки, а пчёлы всегда считались божественными созданиями. Некоторые народы считали, что пчёлы приносят мёд из небесной божественной обители.
Синонимом многих мифологических напитков было слово «нектар». Нектар пили боги, и считалось, что такой напиток дарует вечную молодость и бессмертие. О «нектаре богов» много говорится в греческой мифологии. Нектаром называют также сок, который выделяют растения для привлечения насекомых, т.е. как ни крути, мы всё равно выходим на темы, связанные с мёдом.
Тримурти. Брахма, Вишну, Шива.
В разных регионах были свои рецепты для приготовления такого напитка. Его могли делать из разных сортов мёда, добавляя пыльцу, травы, пряности и даже фрукты. До того, как употребить, его могли не один год доводить до кондиции в деревянных бочках (в т.ч. так готовили тот самый «свадебный питной мёд»). Готовый медовый напиток могли смешивать с вином или травяными настойками. Например, в Древней Греции подобный напиток назывался «melikraton», под этим названием его можно встретить и сейчас.
Μελίκρατον. Фото www.amorgion.gr
Подобный напиток существовал и в скандинавской мифологии, поэтому некоторые современные производители гидромеля используют и соответствующие названия для своей продукции: «Валькирия», «Один», «Валгалла» и т.д.
Так, валькирии, скандинавские девы-воительницы, которые проводят павших героев в рай для воинов-Валгаллу, якобы специально готовили такой напиток и потчевали им героев каждый день. По другой версии, такой мёд вытекал из вымени божественной козы Хейдрун.
Среди исследователей существует мнение, что знаменитый «мёд поэзии», который бог Один с большим трудом, с помощью хитрости и отваги, добыл в стране великанов, тоже был похож на опьяняющий медовый напиток. Его ещё называют «напитком асов» или «мёдом Суттунга». Именно под действием такого напитка рождались великие поэтические произведения у асов (высших богов) и у поэтов, живших среди людей.
Медовый напиток был частью религиозных обрядов у многих народов мира. Шумеры, майя, египтяне, аборигены из джунглей Амазонки — все знавали подобные напитки, просто современность внесла свои коррективы.
Гидромель переживает сейчас большую популярность в Латинской Америке. Этот напиток считается там исконным, имеющим корни в традициях местных индейцев.
У славян были свои напитки: «питный мёд», «ставленый мёд», «хмельной мёд», иногда их называли просто «мёд». А вот уже безалкогольный медовый напиток назывался «сыта», «сыть» или «канун», и к нему прямое отношение имеют слова «насытиться», «сытый», «наесться досыта». Так что у нас была своя традиция пить воду с мёдом, и совсем не обязательно искать её истоки в Древнем Риме или в современных французских «диетах».
Сыта что это за напиток
Смотреть что такое «сыта» в других словарях:
сыта — сыта, сыты, сыты, сыт, сыте, сытам, сыту, сыты, сытой, сытою, сытами, сыте, сытах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
СЫТА — СЫТА, сыты, мн. нет, жен. (обл.). Вода, подслащенная медом, или медовый взвар на воде. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СЫТА — СЫТА, ы, жен. (устар. и обл.). Медовый напиток. | прил. сытовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
сыта́ — сыта, ы (вода с мёдом) … Русское словесное ударение
Сыта — ж. устар. Вода, подслащенная медом, или медовый отвар на воде. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
сыта — сущ., кол во синонимов: 2 • мед (24) • напиток (148) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
сыта — ы; ж. Устар. Вода, подслащенная мёдом или медовый напиток, отвар … Энциклопедический словарь
СЫТА — Остафей Сыта, московский наместник в Новгороде. 1390. Лет. VIII, 61. Срв. Сытко … Биографический словарь
сыта́ — ы, ж. устар. Вода, подслащенная медом или медовый отвар на воде. В зале накрывали большой стол и уставляли его дешевыми сластями и графинами с медовой сытою. Салтыков Щедрин, Пошехонская старина … Малый академический словарь