Сюльгама что это фибула

Предметы поклонения небесным светилам. Сюльгамы

В материалах, отражающих религиозно-мифологические воззрения суваро-булгар, ярко прослеживаются древние представления о зависимости людей и жизни на Земле от небесных светил. Суваро-булгары обожествляли природу, солнце, луну и прочие светила небесные и вообще видели в свете высочайшее существо и поклонялись ему (см. ил. 2).

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибула

Интересно отметить, что после Февральской революции 1917 года Временное правительство России пыталось освоить свастику и даже печатала ее на банкнотах, которые были в ходу до 1922 года.

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибула

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибулаСюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибула

Осмысление женских нагрудных вышивок и нарядов как символов небесных светил отразилось и в фольклоре. Так, в народной загадке «Пӳрт тӑрринче кӗрчеллӗ кӗскӗ выртать» («На крыше дома лежит вышитое кеске»), т. е. в данном случае «кӗскӗ» означает звезду — «ҫӑлтӑр» В одной из старинных свадебных песен женские наряды приравниваются к небесным светилам (П. В. Денисов. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. — Чебоксары, 1969):

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибула

«На голове у меня хушпу,
Пусть будет лунным кругом.

Вся грудь моя в блестящем серебре
Пусть будет лунным светом».

В праздничном женском головном уборе «хушпу. « среди мелких овальных монет часто встречаются овальные серебряные пластинки с выгравированными крестообразными изображениями. По мнению исследователей, эти пластинки символизируют Вселенную («тӗнче») и датируются XVI-XVII веками. П. В. Денисов отметил интересный факт: символическое четырехугольное изображение «тӗнче», т. е. вселенной, наносилось и на лепешки, приготовленные для жертвоприношения. О живучести этой традиции говорит и то, что суварские (чувашские) женщины вплоть до наших дней, по старой памяти, ставя хлеба в печь, наносят на них крестообразные изображения — символ вселенной 9 (см. ил. 7).

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибулаСреди девичьих нагрудных украшений встречаются лунницы с замкнутыми концами, напоминающие чем-то сюльгам. Вокруг окружности и самого украшения отделка выполнена сканью в изящном исполнении, с поразительным совершенством зерновых узоров. Зерновые узоры созданы в виде треугольников, напоминающих на сюльгаме гору (Ту) и окружность (Ра). А центральная часть окружности — пустота, называемая «тӗнче» (см. ил. 8).

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибула

Сюльгамы имеют треугольную форму с окружностью на вершине. Сама вершина есть пристанище божественного высшего начала. Окружность на вершине треугольника означает солнце (Ра), т. е. символ источника всей жизни на земле, а треугольник — гору (Ту). Связь мироздания с Ту (горой) показывает нам связь религии суваро-булгар с горами южных стран. Суваро-булгарское название бога — Турӑ — Д. Ф. Мадуров связывает с древнеегипетским богом солнца Ра и с суваро-булгарским названием горы Ту. Турӑ — высшее начало в этнической религии суваро-булгар.

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибула

Центральная часть сюльгама — пустота, она называется «тӗнче» (по-сув. «вселенная»). В китайском языке тьень — «небо», а тьенци — «небесная энергия» (погода). У древних египтян тем — «владыка до самого крайнего предела» 11 (см. ил. 9).

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибула

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибулаД. Ф. Мадуров отмечает, что костяная подвеска с орнаментом, типичным для суварских (чувашских) ама, была найдена в Казахстане на городище X-XI веков Джигербент и теперь хранится в запасниках музея народов Востока в Москве.

Эти украшения интересны тем, что так же, как и в суваро-булгарских ама, центр треугольника украшен тремя кругами.

У многих народов человек изображался как подобие Божье — в виде треугольника. Человек состоит из трех частей: тело (физический уровень), ум (ментальный уровень) и душа (астральный уровень). Такие символы треугольника часто изображали на анонимных монетах булгарского чекана XIII века и на украшениях сувар X-XIII веков. На суваро-булгарских налобных украшениях типа масмак XIX века изображен треугольник (см. ил. 10).

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибула

В женских украшениях частенько изображали подсолнух, ромашку. Эти цветы олицетворяли женское божество и были связаны с представлениями о плодовитости женщины, продолжением рода. С принятием христианства в украшениях «ама» начали появляться кресты, или изображения отсутствовали совсем.

Литература

1 Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. — М., 1996. С. 138.

2 Валеев Ф. Х, Валеева-Сулейманова Г. Ф. Древнее искусство Татарстана. — Казань, 2002. С. 27.

3 Фоли Дж. Указ. соч. С. 154.

4 Петухов Ю. Д. История руссов. Древнейшая эпоха. — М., 2005. С. 320.

5 Меджитова Э. Д., Трофимов А. А. Чувашское народное искусство. — Чебоксары, 1981. С. 78.

6 Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка. Том III. — Чебоксары, 2000.

8 Записки бригадира Иосифа Копца // Исторический вестник, 1896. Том 66. С. 239.

9 Денисов П. В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. — Чебоксары, 1969. С. 76.

10 МадуровД. Ф. Генезис и семантика средневековых сюльгамов чувашей // Исследования по древней и средневековой археологии Поволжья. — Чебоксары, 2006. С. 335.

11 Мадуров Д. Ф. Традиционное декоративное искусство чувашей. — Чебоксары, 2004. С. 102.

12 Фукс А. А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. — Казань, 1840. С. 56.

13 Мадуров Д. Ф. Генезис и семантика. С. 334.

14 Никитин В. В., Никитина Т. Б. К истокам марийского искусства. — Йошкар-Ола, 2004. С. 75.

15 Искендеров Ф. В. и др. Азбука чувашских орнаментов и эмблем. — Чебоксары, 2006. С. 15.

17 Фоли Дж. Указ. соч. С. 354.

20 Мадуров Д. Ф. Традиционное декоративное искусство чувашей. С. 96.

21 Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка. Том XI-XII. — Чебоксары, 2000.

22 Мадуров Д. Ф. Традиционное декоративное искусство чувашей. С. 97.

23 Трофимов А. А. Одежда и украшения // Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. — Чебоксары, 1993. С. 25 (табл. 4, 1).

24 См.: Мадуров Д. Ф. Генезис и семантика. С. 335.

25 Николаев В. В., Иванов-Орков Г. Н., Иванов В. П. Чувашский костюм от древности до современности. — Москва-Чебоксары-Оренбург, 2002. С. 32.

26 Мадуров Д. Ф. Традиционное декоративное искусство чувашей. С. 96-97.

Источник

СТАРКА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ПРОЕКТ

Серебряная фибула (сюльгама) 10-13 века с Золотарёвского городища: Находка Экспедиции ⋆ СТАРКА ⋆ 2017

Серебряная фибула (сюльгама) 13 века с Золотарёвского городища: Находка Экспедиции ⋆ СТАРКА ⋆ 2017

СюльгАма (второе название — фИбула) — это древняя заколка, использовавшаяся как застежка для одежды и для закрепления пол плащей и входов в шатры ипалатки. Фибула (сюльгама) — прообраз современной булавки.

Представленная на фото фибула датируется XI (нижняя дата) — XIII (верхняя дата) Материал: серебро.

Это первая из двух сюльгам, обнаруженных за неделю раскопок.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/sulgama-iz-serebra-1.jpg?fit=300%2C200&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/sulgama-iz-serebra-1.jpg?fit=676%2C450&ssl=1″ title=»Сюльгама из серебра, 10-13 века» src=»https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/sulgama-iz-serebra-1.jpg?resize=676%2C450″ alt=»Сюльгама из серебра, 10-13 века» width=»676″ height=»450″ srcset=»https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/sulgama-iz-serebra-1.jpg?w=1280&ssl=1 1280w, https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/sulgama-iz-serebra-1.jpg?resize=300%2C200&ssl=1 300w, https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/sulgama-iz-serebra-1.jpg?resize=768%2C512&ssl=1 768w, https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/sulgama-iz-serebra-1.jpg?resize=1024%2C682&ssl=1 1024w, https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/sulgama-iz-serebra-1.jpg?resize=90%2C60&ssl=1 90w, https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/sulgama-iz-serebra-1.jpg?resize=600%2C400&ssl=1 600w» sizes=»(max-width: 676px) 100vw, 676px» data-recalc-dims=»1″ />

Сюльгама из серебра, 10-13 века

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/Syulgama.jpg?fit=300%2C200&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/Syulgama.jpg?fit=676%2C450&ssl=1″ src=»https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/Syulgama.jpg?resize=676%2C450″ alt=»Сюльгама» width=»676″ height=»450″ srcset=»https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/Syulgama.jpg?w=1280&ssl=1 1280w, https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/Syulgama.jpg?resize=300%2C200&ssl=1 300w, https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/Syulgama.jpg?resize=768%2C512&ssl=1 768w, https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/Syulgama.jpg?resize=1024%2C682&ssl=1 1024w, https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/Syulgama.jpg?resize=90%2C60&ssl=1 90w, https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/Syulgama.jpg?resize=600%2C400&ssl=1 600w» sizes=»(max-width: 676px) 100vw, 676px» data-recalc-dims=»1″ />

Специально для Золотарёвской Археологической Экспедиции в рамках Археологических Исследований Золотарёвского Городища. Куратор научных исследований: Геннадий Ник. Белорыбкин, доктор исторических наук, профессор Пензенского госуниверситета.

Данная находка поступит в музей Золотарёвского Городища (ПГТ Золотарёвка, Пензенская Область) или Пензенский краеведческий музей.

Серебряная сюльгама 10-13 веков (Пенза)

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/Serebryanaya-sulgama-penza.jpg?fit=300%2C200&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/Serebryanaya-sulgama-penza.jpg?fit=676%2C450&ssl=1″ title=»Серебряная сюльгама 10-13 веков (Пенза)» src=»https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/Serebryanaya-sulgama-penza.jpg?resize=676%2C450″ alt=»Серебряная сюльгама 10-13 веков (Пенза)» width=»676″ height=»450″ srcset=»https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/Serebryanaya-sulgama-penza.jpg?w=1280&ssl=1 1280w, https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/Serebryanaya-sulgama-penza.jpg?resize=300%2C200&ssl=1 300w, https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/Serebryanaya-sulgama-penza.jpg?resize=768%2C512&ssl=1 768w, https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/Serebryanaya-sulgama-penza.jpg?resize=1024%2C682&ssl=1 1024w, https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/Serebryanaya-sulgama-penza.jpg?resize=90%2C60&ssl=1 90w, https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/Serebryanaya-sulgama-penza.jpg?resize=600%2C400&ssl=1 600w» sizes=»(max-width: 676px) 100vw, 676px» data-recalc-dims=»1″ />

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/fibula.jpg?fit=300%2C200&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/fibula.jpg?fit=676%2C450&ssl=1″ src=»https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/fibula.jpg?resize=676%2C450″ alt=»Фибула из серебра» width=»676″ height=»450″ srcset=»https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/fibula.jpg?w=1280&ssl=1 1280w, https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/fibula.jpg?resize=300%2C200&ssl=1 300w, https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/fibula.jpg?resize=768%2C512&ssl=1 768w, https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/fibula.jpg?resize=1024%2C682&ssl=1 1024w, https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/fibula.jpg?resize=90%2C60&ssl=1 90w, https://i0.wp.com/starka.pro/wp-content/uploads/2018/08/fibula.jpg?resize=600%2C400&ssl=1 600w» sizes=»(max-width: 676px) 100vw, 676px» data-recalc-dims=»1″ />

Помог материал? Помоги и ты: поддержи развитие проекта 🌟СТАРКА🌟 Общероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция!

Источник

Предметы поклонения небесным светилам. Сюльгамы

В материалах, отражающих религиозно-мифологические воззрения суваро-булгар, ярко прослеживаются древние представления о зависимости людей и жизни на Земле от небесных светил. Суваро-булгары обожествляли природу, солнце, луну и прочие светила небесные и вообще видели в свете высочайшее существо и поклонялись ему (см. ил. 2).

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибула

Интересно отметить, что после Февральской революции 1917 года Временное правительство России пыталось освоить свастику и даже печатала ее на банкнотах, которые были в ходу до 1922 года.

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибула

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибулаСюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибула

Осмысление женских нагрудных вышивок и нарядов как символов небесных светил отразилось и в фольклоре. Так, в народной загадке «Пӳрт тӑрринче кӗрчеллӗ кӗскӗ выртать» («На крыше дома лежит вышитое кеске»), т. е. в данном случае «кӗскӗ» означает звезду — «ҫӑлтӑр» В одной из старинных свадебных песен женские наряды приравниваются к небесным светилам (П. В. Денисов. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. — Чебоксары, 1969):

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибула

«На голове у меня хушпу,
Пусть будет лунным кругом.

Вся грудь моя в блестящем серебре
Пусть будет лунным светом».

В праздничном женском головном уборе «хушпу. « среди мелких овальных монет часто встречаются овальные серебряные пластинки с выгравированными крестообразными изображениями. По мнению исследователей, эти пластинки символизируют Вселенную («тӗнче») и датируются XVI-XVII веками. П. В. Денисов отметил интересный факт: символическое четырехугольное изображение «тӗнче», т. е. вселенной, наносилось и на лепешки, приготовленные для жертвоприношения. О живучести этой традиции говорит и то, что суварские (чувашские) женщины вплоть до наших дней, по старой памяти, ставя хлеба в печь, наносят на них крестообразные изображения — символ вселенной 9 (см. ил. 7).

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибулаСреди девичьих нагрудных украшений встречаются лунницы с замкнутыми концами, напоминающие чем-то сюльгам. Вокруг окружности и самого украшения отделка выполнена сканью в изящном исполнении, с поразительным совершенством зерновых узоров. Зерновые узоры созданы в виде треугольников, напоминающих на сюльгаме гору (Ту) и окружность (Ра). А центральная часть окружности — пустота, называемая «тӗнче» (см. ил. 8).

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибула

Сюльгамы имеют треугольную форму с окружностью на вершине. Сама вершина есть пристанище божественного высшего начала. Окружность на вершине треугольника означает солнце (Ра), т. е. символ источника всей жизни на земле, а треугольник — гору (Ту). Связь мироздания с Ту (горой) показывает нам связь религии суваро-булгар с горами южных стран. Суваро-булгарское название бога — Турӑ — Д. Ф. Мадуров связывает с древнеегипетским богом солнца Ра и с суваро-булгарским названием горы Ту. Турӑ — высшее начало в этнической религии суваро-булгар.

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибула

Центральная часть сюльгама — пустота, она называется «тӗнче» (по-сув. «вселенная»). В китайском языке тьень — «небо», а тьенци — «небесная энергия» (погода). У древних египтян тем — «владыка до самого крайнего предела» 11 (см. ил. 9).

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибула

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибулаД. Ф. Мадуров отмечает, что костяная подвеска с орнаментом, типичным для суварских (чувашских) ама, была найдена в Казахстане на городище X-XI веков Джигербент и теперь хранится в запасниках музея народов Востока в Москве.

Эти украшения интересны тем, что так же, как и в суваро-булгарских ама, центр треугольника украшен тремя кругами.

У многих народов человек изображался как подобие Божье — в виде треугольника. Человек состоит из трех частей: тело (физический уровень), ум (ментальный уровень) и душа (астральный уровень). Такие символы треугольника часто изображали на анонимных монетах булгарского чекана XIII века и на украшениях сувар X-XIII веков. На суваро-булгарских налобных украшениях типа масмак XIX века изображен треугольник (см. ил. 10).

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибула

В женских украшениях частенько изображали подсолнух, ромашку. Эти цветы олицетворяли женское божество и были связаны с представлениями о плодовитости женщины, продолжением рода. С принятием христианства в украшениях «ама» начали появляться кресты, или изображения отсутствовали совсем.

Литература

1 Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. — М., 1996. С. 138.

2 Валеев Ф. Х, Валеева-Сулейманова Г. Ф. Древнее искусство Татарстана. — Казань, 2002. С. 27.

3 Фоли Дж. Указ. соч. С. 154.

4 Петухов Ю. Д. История руссов. Древнейшая эпоха. — М., 2005. С. 320.

5 Меджитова Э. Д., Трофимов А. А. Чувашское народное искусство. — Чебоксары, 1981. С. 78.

6 Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка. Том III. — Чебоксары, 2000.

8 Записки бригадира Иосифа Копца // Исторический вестник, 1896. Том 66. С. 239.

9 Денисов П. В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. — Чебоксары, 1969. С. 76.

10 МадуровД. Ф. Генезис и семантика средневековых сюльгамов чувашей // Исследования по древней и средневековой археологии Поволжья. — Чебоксары, 2006. С. 335.

11 Мадуров Д. Ф. Традиционное декоративное искусство чувашей. — Чебоксары, 2004. С. 102.

12 Фукс А. А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. — Казань, 1840. С. 56.

13 Мадуров Д. Ф. Генезис и семантика. С. 334.

14 Никитин В. В., Никитина Т. Б. К истокам марийского искусства. — Йошкар-Ола, 2004. С. 75.

15 Искендеров Ф. В. и др. Азбука чувашских орнаментов и эмблем. — Чебоксары, 2006. С. 15.

17 Фоли Дж. Указ. соч. С. 354.

20 Мадуров Д. Ф. Традиционное декоративное искусство чувашей. С. 96.

21 Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка. Том XI-XII. — Чебоксары, 2000.

22 Мадуров Д. Ф. Традиционное декоративное искусство чувашей. С. 97.

23 Трофимов А. А. Одежда и украшения // Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. — Чебоксары, 1993. С. 25 (табл. 4, 1).

24 См.: Мадуров Д. Ф. Генезис и семантика. С. 335.

25 Николаев В. В., Иванов-Орков Г. Н., Иванов В. П. Чувашский костюм от древности до современности. — Москва-Чебоксары-Оренбург, 2002. С. 32.

26 Мадуров Д. Ф. Традиционное декоративное искусство чувашей. С. 96-97.

Источник

Цветной металл Саровского городища (ассортимент изделий, химический состав, производство)

Саровское городище находится на границе двух ландшафтных районов: Приокского полесья и Арзамасской лесостепи, на самом юге Нижегородской области в г. Саров. Памятник занимает длинный саблеобразно изогнутый мыс при впадении р. Саровки в р. Сатис (правобережный приток р.Мокши) и примыкающий к нему значительный участок платформы береговой террасы. С запада, со стороны окончания мыса, его территория была ограничена первой короткой линией оборонительных сооружений. С восточной стороны поселение было охвачено широкой дугой земляных укреплений длиной 1,4 км. Концы последней выходили к обрывам береговой террасы, служившими естественной защитой со стороны севера и юга. В соответствии с одним из первых описаний Саровской пустыни мысовая часть памятника была перегорожена ещё тремя линиями земляных укреплений, срытыми при строительных работах ещё в ХVIII — ХIХ вв. Эти укрепления разделяли территорию памятника на четыре «города» или «замка» (по краеведческой терминологии). Размеры поселения 44 га. Сейчас памятник находится в центральной части современного города.

Археологическое изучение Саровского городища началось в 1993 г. В настоящее время на нём исследовано 933 кв.м. площади, заложено 8 раскопов, 6 шурфов, зафиксировано 12 местонахождений средневековой керамики и обнажений культурного слоя. Территория памятника изучена неравномерно. Исследования на мысу (в I — III «городах»), где культурный слой почти повсеместно переотложен и перекрыт асфальтом, были ограничены шурфовкой и сбором подъёмного материала. Для проведения раскопок была выбрана площадка в самом обширном четвёртом «городе» в сквере на ул.Пушкина на правом берегу р. Саровки. По результатам всех этих работ памятник был охарактеризован как крупнейшее из известных укреплённых мордовских поселений домонгольского периода (XII — 1 половины XIII вв.) (Грибов, 1997: 31-58).

Собранная на городище коллекция состоит из предметов, обнаруженных (за исключением единичных находок) в IV «городе» на компактной территории с однородным культурным слоем. Судя по отсутствию взаимопересечений материковых ям, все они попали в слой в течение непродолжительного периода существования поселения. Среди находок преобладают предметы из цветных металлов достаточно широкого ассортимента (рис. 1:2).

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибула

Рис.1. Саровское городище. Бронзовые украшения (1-6 — браслеты; 7-11 — перстни; 12-19 — застёжки-сюльгамы, 20-24 — пронизки; 25 — фрагмент обмотки пулокери; 26 — височное кольцо, 28, 29 — элементы ожерелья; 30,31 — бубенчики; 32 — пуговица) и свинцовый грузик (27)

Височные кольца представлены одним экземпляром, из свернутого в кольцо (диаметром 22 мм) дрота с заходящими друг на друга концами. Многочисленны фрагменты обмоток пулокерей (41 экз.) в виде спирально изогнутых уплощенных бронзовых лент дугообразного сечения (2 — 2,4 x 0,6 — 0,7 мм). В состав ожерелий входили две круглопроволочные спиральки (длиной по 25 и 30 мм, диаметром 2,5 мм) с нанизанной на них стеклянной бусиной, а также S-образный элемент, изготовленный из кольцевой застежки (Мартьянов, 1998, 102). Спиральные пронизки (5 экз.), свернутые из бронзовой ленты сегментовидного сечения (3 — 4 x 0,4 — 0,9 мм), характеризуются различной длиной (от 13 до 50 мм).

Бубенчики (2 экз.) встречены двух типов — желудевидный с шишечкой на конце и грушевидный с крестовидной прорезью.

Все браслеты (9 экз.) — разомкнутые. Среди них: массивные литые двускатный (2 экз.) и круглодротовый с обуженными юнцами, круглопроволочный загнутоконечный круглопроволочный с расплющенными и подогнутыми концами, узкомассивный сегментовидного сечения (фрагмент), витой тройной с петлями на концах из круглого дрота с обмоткой бронзовой лентой (фрагмент), плетёный треугольноконечный с центральным дротом. К концевым украшениям витых браслетов относится стеклянная вставка в бронзовой оправе.

Перстни (7 экз.; представлены 2 дротовыми литыми изделиями с овалообразной в сечение рамкой со срединным расширением, спиральным со срединным расширением перстнем (1 целый и 2 фрагмента), 1 перстнем, изготовленным из половинки узкомассивного браслета, 2 пластинчатыми несомкнутыми изделиями (концы одного расплющены проковкой, другого — грубо обломаны).

Подковообразная фибула имеет уплощенную литую дужку, концы её украшены не большими полусферами, окружёнными поясками из мелких шишечек. Застёжки — сюльгамы (68 экз.) по форме сечения рамки делятся на две группы. К первой, с уплощенной рамкой прямоугольного сечения, относится 1 экземпляр с уплощенными и спирально подогнутыми не выступающими концами. Вторую группу образуют круглопроволочные сюльгамы. По оформлению концов они разделяются на лопастные (21 экз.) и спиралеконечные (46 экз.). Первые представлены тремя вариантами: со слегка расплющенными концами (1 экз., рис. 1:13), узколопастные (5экз.) и с широкими плоскими треугольными лопастями (15 экз.). Рамки около 40% спиралеконечных сюльгам декорированы обмоткой из тонкой круглой (6 экз.) или уплощенной лентообразной проволоки (7 экз.). Распределение спиралеконечных сюльгам по максимальному размеру рамки фиксирует изготовление изделий по двум стандартам. Среднее значение первого 20,5 мм (при s=3,4), второго 35,5 мм (при s=3). Изделия меньшего размера незначительно преобладают (26 и 19 экз.). Их заготовкой служил отрезок провода длиной 60-70 мм. Для изготовления сюльгамы большего диаметра бралась заготовка удвоенной длины (110-130 мм). Заметим, что как уже отмечалось, размер сюльгам этого типа не может служить надёжным хроноиндикатором в пределах ХI — ХIII вв. (Мартьянов, 1998, 103). Около половины изделий этой категории обнаружено в сцепках, содержащих от 2 до 12 изделий. Украшением одежды служила треугольная подвеска из медного листа с небрежно пробитым отверстием. Бронзовая пуговица имеет шарообразную форму (рис. 1:32). Среди пряжек (3 экз.) один экземпляр (из белого сплава) оригинален по форме и напоминает лопастную сюльгаму (рис.2:4); два других — двурамчатая с железным язычком и литая с округлой рамкой. Единственное уплощенное литое поясное кольцо из белого сплава – не орнаментировано (рис. 2:3). К редким находкам относится круглый свинцовый грузик с втулкой, постепенно подминающейся от нижнего основания, орнаментированный радиальными линиями (рис. 1:27).

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибула

Рис.2. Саровское городище, Находки из бронзы (1, 7, 8 — накладки; 2 — фибула; 3 — поясное кольцо; 4 — пряжка; 5 — гирька от кистеня; 6 — наконечник плети) и меди (9-12 — фрагменты медной посуды)

К предметам вооружения относится бронзовая гирька от кистеня шаровидной формы с полусферическими выпуклинами, увенчанная массивным ушком (рис. 2:5), и затыльник плети из жёлтой бронзы с клювовидным выступом (рис. 2:6). Его поверхность также декорирована «горошинами». Обе эти находки имеют многочисленные аналоги в вещевых комплексах южнорусских памятников. С конской упряжью связана штифтовая бронзовая бляшка с центральным отверстием, по орнаменту напоминающая венгерские древности (рис. 2:7). Бронзовая зооморфная накладка, по стилю близкая к изделиям скандинавского происхождения, скорее всего, служила украшением боевого щита (рис. 2:8). К категории накладок можно предположительно отнести и бронзовый литой уплощенный сердцевидный предмет (рис. 2:1).

Массовыми находками являются фрагменты медной посуды (82 экз.), изготовленной из листового металла. Среди них — ушки, стенки со следами зубчатых и вальцовочных швов, подогнутые с полоской внутри венчики.

По основным типам изделий комплекс находок из цветных металлов Саровского городища сходен с инвентарём погребений ХII — ХIII вв. мордовских могильников начала II тыс. н.э., таких как Заречное-2, Красное-1, Стародевиченский, Ефаевский, Кельгининский (ранний этап) и других.

Находки инструментов, отходов литья, обнаружение остатков постройки — мастерской свидетельствуют о существовании местного производства. Коллекция предметов связанных с обработкой цветных металлов включает в себя различные категорий подобных изделий. К ним относятся многочисленные фрагменты керамических тиглей. Последние напоминают подцилиндрические округлодонные стаканы, диметром 2 — 2,5 см, высотой около 4 см (рис. 3:2). Тулова их от уровня середины высоты слегка обужены к днищу, а устья едва заметно прикрыты. Большинство тиглей имели венчик с характерным скошенным наружу краем. Для разлива металла служила керамическая ладьеобразная льячка со сливом (рис. 3:10). Размеры её ковшика 124 x 49 мм, высота 37 мм. Тигельные железные щипцы не отличаются своеобразием (рис. 3:1). Они имеют приостренные короткие рукоятки (длиной 115 мм) и округлые губы. Единственный обломок литейной формы из опоки встречен в шурфе на мысовой части поселения (в I «городе»). Изделие предназначалось для отливки оловянного бисера (рис. 3:5). На его поверхности вырезано пять воронкообразных канальцев, каждый из которых завершён шестью последовательно соединёнными полусферами, диаметром по 1 мм.

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибула

С механической обработкой металла связаны две находки. Это бронзовый пинцет — струбцина с широкими плоскими губами, с фиксирующим кольцом и колечком для подвешивания (рис. 3:12). Рукоятки его орнаментированы зигзагом, составленным из отпечатков зубчатого колесика. Вторая находка — железный ювелирный молоток (рис. 3:11). Один боёк его плоский (22 x 18 мм), другой клювовидно сужен, сильно отогнут вниз и напоминает приостренный короткий штырь.

К отходам литейного производства относятся медносодержащий шлак, многочисленные «корольки» — остатки пролитого металла самых различных очертаний (с размерами от 15 x 15 мм до 15 x 5 мм). На раскопанной площадке последние концентрировались вблизи остатков одной постройки, расчищенной в 1995 г. на берегу ручья, впадающего в р. Саровку. Данное сооружение зафиксировано по обширному котловану перекрытому сверху мощным развалом глинобитной печи. Котлован имел овалообразную форму (3,2 x 2.4 м) и глубину 1,1 м. С трёх сторон вблизи уровня его верхней кромки (на глубине около 20 см) вдоль бортов проходила материковая полка. С северной стороны она заметно расширялась (до 60 см), и здесь на её поверхности были зафиксированы округлые ямки от столбиков. Судя по расположению печного развала, глинобитная печь была установлена над уровнем материковых кромок ямы на деревянном перекрытии, опоры которого были врезаны в её северный борт. По форме она напоминала полусферу и была изготовлена на каркасе из прутьев, толщиной около 1см (по фрагментам печины с сохранившейся поверхностью и отпечаткам на них). Постройка имела наземные стены в виде плетня. Следы от его опорных кольев, в виде многочисленных округлых ямок, были расчищены по всему периметру котлована. Вход в постройку располагался с юго-западной стороны и был оформлен в виде подпрямоугольной выемки (40 x 40 см) со ступенчатым спуском. Под печным развалом обнаружено 13 фрагментов керамических тиглей со следами желтой бронзы и белого оловянисто-свинцового сплава на стенках. Здесь же были обнаружены и несколько небольших корольков пролитого металла. Под печным развалом были обнаружены и фрагменты посудной керамики, а также два фрагмента и два целых керамических пряслица, 4 небольших фрагмента костей животных. Судя по этим находкам, печь постройки могла использоваться и по обычным бытовым надобностям.

Важная информация о характере местного бронзолитейного ремесла может быть получена на основании исследования химического состава находок. В настоящее время эти работы находятся на начальной стадии, однако, полученные результаты уже позволяют сделать некоторые предварительные выводы.

Методом качественного эмиссионного спектрального анализа в лаборатории кафедры физики Саровского физико-технического института под руководством к.т.н. Александровича К.В. были исследованы 22 предмета (табл. 1). Среди них — 3 перстня, 7 застёжек — сюльгам различных типов, 2 спиральные пронизки, 1 фрагмент обмотки пулокери, ювелирный пинцет, 1 фрагмент медного котелка, 1 фрагмент бронзового сосуда с гравировкой, а также 3 королька, 1 кусок медносодержащего шлака и остатки металла на внутренней поверхности одного фрагмента керамического тигля. Для регистрации спектра использовался кварцевый спектрограф СПС-22, фотопластинки типа СПС, проявитель № 1. Навески сжигались в дуге постоянного тока силой 4 А (при расстоянии между угольными электродами 3 мм и экспозицией в 1 минуту). Для уточнения количественных соотношений различных компонентов на базе РФЯЦ-ВНИИЭФ (под руководством к.т.н. Попова Н.Н.) был проведён масс-спектрометрический и микрорентгеноспектральный анализ ещё 14 изделий (7 застёжек — сюльгам, поясное кольцо, 4 фрагмента обмотки пулокерей, 2 фрагмента сосудов). Качественный элементный анализ был проведён для всех образцов на лазерном микрозондовом масс-спектрометре LАММА-1000. Для семи изделий с помощью микроанализатора JCМА-733 получены сведения о количественном соотношении некоторых выбранных элементов (табл.2).

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибула

Табл.1. Результаты качественного спектрального анализа предметов из раскопок Саровского городища. Для оценки содержащихся в сплавах элементов использованы следующие обозначения: *** — много; ** — есть; * — мало; сл — следы (очень мало); — — нет.

Результаты анализов позволяют предполагать наличие в коллекции изделий из сплавов минимум шести различных составов: I — Cu; II — Сu + Sn; III — Сu + Zn; IV — Сu+ Sn + Zn + (Pb); V — Cu + Pb; VI — Sn + Pb + (Cu).

Из сравнительно чистой меди, с незначительными примесями олова и свинца, изготовлена только металлическая посуда. Сплав второго состава, оловянная бронза, характерен для большинства проанализированных изделий. Из него изготовлено 11 из 14 исследованных сюльгам, 2 фрагмента обмотки пулокерей, поясное кольцо, 2 перстня, спиральные пронизки, полоска из стенки импортного сосуда с гравировкой (всего — 22 образца). Третий сплав (судя по 10,7% содержанию цинка, это томпак) уверенно зафиксирован только у одного изделия. Это крупная узколопастная сюльгама, тип которой достаточно редок для данного памятника (рис. 1:14). Четвёртый сплав (собственно бронза) объединяет небольшую группу изделий, включающую в себя 3 фрагмента обмотки пулокерей, единственную в коллекции кольцевую застёжку с уплощенной рамкой, одну круглопроволочную спиралеконечную застёжку — сюльгаму, одну узколопастную сюльгаму, пластинчатый разомкнутый перстень и ювелирный пинцет. Сплав меди со свинцом обнаружен только у одного изделия (спиралеконечная сюльгама с обмоткой). Один исследованный предмет, массивный двухскатный браслет, изготовлен, из олова и свинца с заметной примесью меди (из сплава VI).

Сюльгама что это фибула. Смотреть фото Сюльгама что это фибула. Смотреть картинку Сюльгама что это фибула. Картинка про Сюльгама что это фибула. Фото Сюльгама что это фибула

Табл.2. Результаты качественного масс-спектрометрического и количественного (%) микрорентгеноспектрального анализа. Для оценки содержания элементов использованы обозначения: осн — основа; ** — основные примеси; * — стабильно регистрируемые элементы; сл — следы.

Анализ на микроэлементы показал, что наиболее характерной и стабильной примесью для всех исследованных изделий является сурьма (её доля 0,1 — 0,3%). У пяти изделий зафиксировано повышенное содержание никеля. Для двух изделий характерна микропримесь индия. Повышенное содержание золота отмечено у застёжки с уплощенной рамкой (рис. 1:12). Своеобразие состава металла у этой находки и у одной крупной узколопастной сюльгамы (рис. 1:14) позволяет предположить существование зависимости морфологии предметов этой категории от их химического состава.

Визуальный осмотр изделий из цветных металлов Саровского городища свидетельствует о двух основных производственных технологиях. Часть из них (массивные браслеты, поясное кольцо, подковообразная фибула, пряжки, перстни со срединным расширением и другие) были получены путём литья в открытые или закрытые формы. Другие, и их большинство, изготовлены из проволоки различного сечения путём холодной обработки давлением. К ним относятся застёжки — сюльгамы, обмотки пулокерей, спиральные пронизки и некоторые другие находки.

Материалы раскопок позволяют утверждать, что местные мастера были знакомы как с техникой литья, так и с навыками холодной обработки. Местные литейщики использовали сплавы минимум двух различных с ставов. Один из них — свинцово-оловянистый сплав с примесью меди сплав VI), имеющий характерный белесоватый цвет. Внутри постройки мастерской под развалом печи вместе с остатками тиглей было найдено два королька такого металла, а вблизи постройки — одиннадцать. Исследование двух из них показало сходство их элементного состава с металлом массивного дротового браслета. Характерный белый цвет имеет и металл подковообразной фибулы с отчётливыми следами литейного брака, что позволяет предполагать её местное изготовление. Основным сплавом, служившим для производства проволоки и большинства изделий из неё, являлась оловянная бронза (сплав II). Микроэлементный состав большинства проволочных изделий совпадает с составом металла, обнаруженного на внутренней стороне керамического тигля из постройки — мастерской. Исходным сырьём, вероятно, служили старые сломанные вещи; привозной лом (косвенным свидетельством этого является пластинка, вырезанная из стенки импортного сосуда с гравировкой, сходная по химическому составу с большинством местных изделий из оловянной бронзы (рис. 3:9)). Производственные объекты, связанные с холодной обработкой цветного металла на памятнике пока не локализованы. Однако, находки ювелирных инструментов, молотка и пинцета, одной незавершённой спиралеконечной сюльгамы, позволяют утверждать существование практики изготовления изделий на поселении и этим способом.

Деятельность мастеров — литейщиков является одной из важнейших составляющих характеристики Саровского городища как крупного племенного центра мордвы ХII — ХIII вв. Находки единичных социально престижных изделий из цветных металлов, имеющих импортное происхождение (гирьки от кистеня, затыльника плети и некоторых других), подчёркивают необычный социальный статус этого поселения.

Грибов Н.Н., 1997. Средневековое городище на месте бывшего Саровского монастыря // Древности Нижегородского Поволжья. Вып. 1. Н-Новгород.

Мартьянов В.Н., 1997. Могильник Заречное II // Материалы и исследования по археологии Поволжья. Вып. 1. Йошкар-Ола.

Статья опубликована в сборнике трудов Всероссийской научной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения видного российского археолога А.Е.Алиховой (110-014 ноября 2002 года) «Археология Восточноевропейской лесостепи», Пенза, 2003, стр. 433-443.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *