Сюжетное фото что это
Сюжетная фотография – это постановочные стоп-кадры, отображающие какую-либо идею или маленькую историю.
Сюжетная фотография – это постановочные стоп-кадры, отображающие какую-либо идею или маленькую историю. Основные задачи съемки: передача действия в пределах заданного пространства и времени (то есть зритель должен понимать, где происходит событие, в чем концепт изображения, какую мысль оно передает). Заказать фотосессию лучше у профессионалов c опытом, которые помогут и с выбором удачного образа, макияжем, а также продумают концепцию съемки.
Когда заказывают сюжетную фотосессию?
Сегодня наиболее популярны такие направления:
Нередко случается, что фотограф и заказчик предварительно условились снимать в одном жанре, а в процессе взаимодействия придумали совершенно новую идею. Сюжетная фотография не знает границ: истории можно вымышлять, романтизировать, доводить до абсурда или превращать в замысловатый философский трактат.
Причина №1: Зафиксировать в памяти важные события
Спросите у пожилого человека, какие моменты жизни ему запомнились больше всего. В ответ услышите пару-тройку историй без деталей, четких временных и пространственных рамок. Причина очевидна: с годами из визуальной памяти уходят даже те дни, которые принесли нам больше всего счастья. Человек не помнит ни цвет своих волос, ни во что он был одет, ни какие предметы его окружали. Участвуя хотя бы раз в год в сюжетной фотосъемке, вы фиксируете лучшие моменты жизни навсегда. Нет ничего душещипательнее просмотра хронологии своих молодых лет.
Причина №2: Воплотить мечту
Сюжетная фотосъемка – это отдельный мир, где реально всё. Вы можете дать волю фантазии и погрузиться в детские мечты. Хотели стать ковбоем или космонавтом? Русалочкой, принцессой в заколдованном замке или супермоделью? Всё, что нужно для воплощения мечты – качественный визаж, тематический костюм, подходящий антураж и талантливый фотограф. Конечно, в образе вы должны чувствовать себя комфортно. Поэтому за несколько дней до съемки желательно вжиться в образ, продумать каждую его деталь.
Причина №3: Почувствовать себя красивой
Согласитесь, не каждый день женщина балует себя нарядными платьями и профессиональным макияжем. Сюжетная фотосъемка напоминает о том, что красота многогранна и вездесуща. Поэкспериментируйте с новыми фасонами одежды, прической, позами, украшениями – и увидите, как много скрывает женская душа, когда открывается миру настежь.
Причина №4: Терапевтический эффект
Порой нам хочется рассказать миру о своих чувствах, но не знаем, как это сделать. Продумайте сюжет постановки, в котором сможете максимально раскрыться во взгляде и позах. Как правило, после подобных фотосессий пары начинают испытывать более глубокие чувства друг к другу, а человек сам по себе ощущает душевное освобождение.
Причина №5: Оригинальный подарок близким
Если вы редко видитесь с родителями или любимым человеком, участие в сюжетной фотосъемке подсластит горечь разлуки. Придумайте образ и сюжет, которым сможете выразить все свои чувства. Перескажите свою историю в фотографиях, после чего создайте мини-альбом и подарите близкому человеку. С таким подарком вы никогда не прогадаете!
Что нужно для сюжетной фотосъемки?
Ошибочно полагать, что для удачных фото нужны особая харизма и умение позировать. Если вы боитесь объектива, не умеете позировать, не нравитесь себе на фото, знайте: вам просто попадались плохие фотографы! Чтобы стать героем фотоистории, достаточно идеи и желания, всё остальное за вас сделает специалист: поставит в нужную позу, укажет направление взгляда, зарядит нужным настроением.
Художественные средства фотографии. 12 способов получить выразительный кадр. Часть 1
Итак, вы купили фотокамеру и разобрались, как она работает. Но снимки почему-то получаются скучными, остаются понятными только вам, собирают мало лайков в социальных сетях… Как быть? Конечно, можно обвинять злую судьбу и тайно завидовать более популярным фотографам, можно всё время покупать дорогие объективы в надежде на то, что они будут снимать лучше старых. Но это, как вы понимаете, совершенно неконструктивно. Мой опыт подсказывает, что хороший кадр — это техника на 5% и творчество на 95%. Поэтому лучше немного отвлечься от мира фототехники и посмотреть в сторону творческих аспектов фотографии.
Эта статья преследует лишь одну цель — мотивировать обладателей фотокамер на творчество. Приведённые советы помогут вам развить креативный подход к фотосъёмке и делать более выразительные кадры. Статья не претендует на всеобъемлемость и энциклопедичность, но будет полезна практикующим фотографам. В качестве более глубокой теоретической базы хочется посоветовать читателю книги Л.П. Дыко «Основы композиции в фотографии» и А.И. Лапина «Фотография как…». Мы же дадим простые советы, которые каждый фотограф сможет применить в своём деле. Также отметим, что они актуальны для любого жанра.
1. Сюжет. Как перестать делать скучные фотографии?
Что делает любую картинку эффектной? Конечно же, её сюжет. Красивое освещение, резкость, обработка и всё остальное, с чем так носятся начинающие фотографы, — суета сует. Нет ничего важнее сюжета. Игнорирование этого очевидного факта заставляет фотографов снимать пусть очень качественные и резкие, но скучные, унылые, никому не интересные фотографии.
Доказать важность сюжета очень легко — зайдите на любой сайт (или страничку в социальной сети) с забавными картинками (например, в группу Prophotos.ru в Facebook — помимо прочего, там публикуются и фотоподборки) и посмотрите, что делает эти картинки смешными, шокирующими, вдохновляющими.
«Но ведь, например, пейзаж — это всего лишь фотки природы! Какой там может быть сюжет?» — спросит иной читатель. Тут-то и оно: в любом хорошем пейзаже тоже есть сюжет. Простейший и банальнейший пример — восход или закат солнца. Сюжетом может стать любое интересное состояние природы, задача фотографа — застать и показать его на фото. Гроза, осенний листопад, туман, удивительные сочетания размеров и форм, отношения человека и природы — всё это примеры сюжетов для пейзажа.
Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
«В поиске интересных сюжетов»
Вся сложная и дорогая техника со всеми этими выдержками, экспозициями, штативами, объективами, брекетингами и прочим придумана не на радость техногикам, а для того, чтобы мы, фотографы, могли должным образом запечатлеть всё самое интересное! Если вы нашли какой-то красивый сюжет, но «камера не смогла передать всё его великолепие» — это первый признак того, что вам нужно подтянуть технические фотонавыки и, возможно, сменить аппаратуру на более совершенную.
То же самое можно сказать и о композиции. Её правила придуманы не для того, чтобы вы всегда помещали главный объект строго по правилу третей или какому-нибудь правилу треугольника. Скучный кадр останется скучным, даже будучи верно скомпонованным. Композиция нужна для того, чтобы вы, пользуясь её инструментами, смогли донести сюжет до зрителя. В каком бы жанре вы ни снимали, первым делом ищите, продумывайте и планируйте истории, которые будете рассказывать! Помните, что сюжет должен быть ясен и понятен не только вам, но и зрителю. Поэтому старайтесь не брать в кадр лишние, отвлекающие, не относящиеся к нему детали (так называемый фотографический мусор).
Уверен, этот вариант снимка вы изучали дольше. Ведь на нём не просто палатка под сосной, а небольшая история об уютном вечере на берегу водоёма с костром.
В конце этого параграфа хотелось бы предостеречь читателя от ещё одной ловушки. Не ставьте перед собой преграды в виде жанровых ограничений. Например: «Я снимаю строго пейзажи, а поэтому людей, животных и следов цивилизации на моих фото быть не должно». Подобные ограничения допустимы в коммерческой фотографии, они связаны с назначением ваших снимков и целями заказчика: если вам дано задание снять модельные тесты, значит, от вас будут ждать именно их. В творческой фотографии такие ограничения неуместны. Если вы видите примечательный сюжет, какая разница, будет ли он укладываться в рамки того или иного жанра? Жмите на кнопку скорее!
Вы можете скрестить пейзаж с репортажем или портретом — всё в ваших руках. Всем известно, что самые выдающиеся произведения искусства создаются именно на стыке жанров. К тому же любая фотосерия должна состоять из кадров как минимум разноплановых: где-то уместен общий пейзажный план, а где-то будет лучше снять выразительную деталь крупным планом.
Между прочим, такая «мультиформатность» требует от фотографа дополнительных навыков: нужна гибкость, умение работать быстро и настраивать аппаратуру в соответствии с ситуацией. Поэтому же я не рекомендую собирать комплект фототехники под определённый жанр. Например, сугубо под портрет: идти на съёмку лишь со светосильным портретником типа Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor. Даже на обычной портретной съёмке будут моменты, когда пригодится широкоугольник или хотя бы штатник. Лучше добиваться универсальности, поэтому, наряду с пейзажным объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor, в моей фотосумке всегда находится и светосильный фикс (вроде Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor) — на случай съёмки портретов, крупных планов, создания размытого фона и тому подобного.
2. Свет
Именно благодаря свету и тени мы можем оценить объёмы предметов на плоскости фотографии. Самые мощные (но при этом совершенно неуправляемые) световые инструменты находятся в руках матушки-природы: солнце и луна, облака, рельеф местности, время суток. Со всем этим придётся иметь дело фотографу, желающему снимать на улице.
Эффектное освещение может стать частью сюжета. О том, что такое режимное время написано множество статей, и, пожалуй, каждый фотограф знает, что это такое. Если вкратце, это временной отрезок около часа до заката и час после него плюс то же самое утром: час до рассвета и час после него. Разумеется, временные рамки режимного времени крайне размыты и слово «час» здесь дано лишь в качестве примерного ориентира.
Как правило, в режимное время действительно получаются самые выразительные кадры. Обычно человек, только взявший в руки фотоаппарат, даже не представляет, насколько лучше будут выглядеть кадры, сделанные в этот временной промежуток. Попробуйте поснимать вечером или рано утром! Многие мои ученики были страшно благодарны лишь за то, что я им посоветовал поснимать на рассвете. Вместо того чтобы искать на фотоаппарате кнопку «сделать красиво», запланируйте следующую съёмку на режимное время.
Nikon D810 / Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor
Рассветное освещение всё делает лучше. Даже эта заурядная московская улица смотрится симпатично благодаря ему. А ещё в 5 утра нет пробок!
Разумеется, режимный свет не панацея. Вам также придётся искать цепляющие сюжеты, да и самим светом нужно распорядиться грамотно. К тому же даже режимное время не всегда радует хорошим светом: его могут закрыть тучи на небе, рельеф местности, дома. Кроме режимного времени, существует масса других вариантов получения выразительного освещения. Самый простой и доступный — освещение от окна. Мягкий боковой свет, исходящий от окон, тоже позволит делать отличные снимки не только утром или вечером, но и днём.
3. Игра на контрастах: сравнение, противопоставление
Этот приём тоже относится к работе с сюжетом снимка, просто хотелось бы выделить его отдельно. Сравнение, «конфликт» на фото могут быть интересны вашему зрителю. Маленькое и большое, ровное и изогнутое, грубое и нежное, чёрное и белое — покажите в кадре игру противоположностей! Разумеется, чтобы запечатлеть подобное, фотограф должен сначала увидеть это (что требует некоторого опыта).
Nikon D810 / Nikon 16mm f/2.8D AF Fisheye-Nikkor
Известное место в Москве — храм Николая Чудотворца у Тверской заставы, который с двух сторон теснят деловые здания. Какие сравнения и противопоставления на этом снимке видит читатель? Напишите об этом в комментариях.
Одно из самых простых противопоставлений в пейзажной фотографии — сравнение большого и маленького. Проблема многих видовых снимков в том, что зритель не чувствует на картинке масштаба сцены. Грубо говоря, на фото скала высотой в 5 метров и гора в 5000 метров могут выглядеть почти одинаково. Нам же важно дать понять, что открывающаяся панорама действительно грандиозна. Для этого можно поместить в кадр предмет, чьи масштабы зритель способен оценить: человека или животное, постройку, на худой конец, дерево.
Сравнивать можно не только в пейзаже. Старость и молодость, богатство и бедность, женственность и мужество — вот только несколько примеров противопоставления для портретной фотографии. Многие известные фотографы — мастера сравнений, взять хотя бы Элиотта Эрвитта со знаменитой фотографией «Белые и цветные».
«Белые и цветные», Элиотт Эрвит
Как вы думаете, что сравнивает автор на этом фото? Какие детали заставляют нас почувствовать противопоставление на нём?
4. Использование перспективы
Фотография — это плоская картинка, проекция трёхмерного мира. Тем не менее зрителю нравится погружаться в 3D, чувствовать объёмность кадра. Как создать на двухмерном изображении иллюзию объёма? С помощью перспективы. Тема работы с перспективой заслуживает если не отдельной книги, то как минимум отдельной большой статьи. Здесь мы её коснёмся лишь вскользь, дав, прежде всего, не теоретические знания, а практические советы.
Начнём с того, что в фотографии используется несколько видов перспективы. Самая простая и знакомая всем — линейная. Это визуальное изменение размеров объектов по мере их удаления от наблюдателя. Лучше всего видно линейную перспективу тогда, когда в кадре есть уходящие вдаль линии. Классический пример: параллельные рельсы, удаляясь, сходятся в одну точку. Ищите в своих кадрах такие линии. Они позволят зрителю почувствовать объём, а заодно ведут его взгляд за собой вглубь кадра.
Сколько читатель насчитает в этой статье фотопримеров с ярко выраженной линейной перспективой? Их довольно много! Ведь используется этот приём очень и очень часто. Вот ещё один кадр:
Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
Второй вид перспективы — тональная (воздушная). Да, в живописи тональная и воздушная перспектива — два отдельных вида: один отвечает за искажение цветов по мере удаления объекта от наблюдателя, другой — за уменьшение контраста и чёткости. Но в фотографии одно без другого не может существовать, ведь именно толща воздуха, дымка ответственны за изменение цветов и контраста. Поэтому их почти всегда объединяют в один вид и применяют как цельный изобразительный приём. Тональная (воздушная) перспектива, как и линейная, используется для того, чтобы подчеркнуть объём, трёхмерность пространства на фотографии.
Пример тональной (воздушной) перспективы на фото. Чем дальше от нас — тем ниже контраст объектов. Взгляните на горные хребты.
Тональная (воздушная) и линейная перспектива — мощные инструменты фотографа. Но прежде чем бросаться снимать дорожки, уходящие вдаль, и далёкие горные вершины, важно понимать, что лишь одна перспектива не вытянет на себе скучный кадр. Поэтому используйте перспективу вместе с другими художественными приёмами!
5. Работаем с многоплановой композицией
Передний и средний план, фон — эти определения знают все. Если вы способны понять, где на вашем снимке фон, а где передний план, значит вы вполне можете создавать многоплановые композиции! Классический пример создания такой композиции в пейзаже: разместите на переднем плане растения (цветы), чуть дальше, на среднем плане, какой-нибудь домик, а на заднем пусть будут горы.
Многоплановые кадры нравятся зрителям: всегда есть что изучить взглядом. Мало того, благодаря интересному сочетанию планов можно показать какой-то сюжет, конфликт, историю. Создать многоплановую композицию проще, чем вы думаете! Просто не бросайтесь снимать красивый пейзаж прямо с той точки, где вы стоите. Поищите передний план, способный дополнить композицию, ваш сюжет. Им вполне могут стать цветы, деревья, красивые камни и прочее. На передний план вы можете поставить человека или животное. При этом важно помнить, что создать многоплановую композицию — не значит нагромоздить в кадр побольше всего. Планы не должны перегораживать, перебивать друг друга, они должны быть связаны общим сюжетом, идеей снимка.
Как работа с передним планом может сказаться на сюжете снимка? Например, так. У меня множество похожих фото северного сияния с другим передним планом: камнями, цветами, скалами. Но многим зрителям нравится именно этот снимок. Передний план в виде лодки (пусть она не совсем резка: сказались волны и съёмка на длинной выдержке — какое это имеет значение?) получился жизненным и понятным каждому. Он заставляет чувствовать зрителя сопричастность (пожалуй, каждый рыбак катался на лодке «Прогресс», изображённой на фото). Этого не происходит, когда в качестве переднего плана выступают случайные камни или цветы.
6. Точка съемки
Знаете ли вы, что человек, как и фотокамера, видит мир не трёхмерным, а лишь как его двухмерную проекцию на сетчатке глаза? Что мы делаем с предметом, чтобы получше его рассмотреть, узнать о его свойствах в трёхмерном пространстве? Крутим в руках. Тот же трюк с фотографией провернуть не получится. Только вы как автор сможете выбрать, с какой стороны показать тот или иной объект своему зрителю. Пользуйтесь этой возможностью!
Зачастую именно выгодная точка съёмки будет решать, удачный снимок получится или нет. С помощью выбранного ракурса мы можем показать объём предмета (например, показав его не «в лоб», а вполоборота). Помните, оригинальная точка съёмки — это не только съёмка с нижней или верхней точки. Ищите такие ракурсы, с которых ваш сюжет наилучшим образом будет показан зрителю.
Nikon D610 / Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor
Только благодаря выбранному ракурсу видна стена из кустарника. Если отойти от неё хотя бы на метр, она «рассыпется»: превратится в отдельные, ничем не примечательные кусты возле трамвайных путей. Для съёмки я использовал телеобъектив Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor. Он позволил сжать перспективу на фото. В том числе, он сжал промежутки между кустами, которые были заметны даже с такого ракурса при съёмке на широкоугольную оптику.
Когда и как использовать сюжетные режимы съемки?
Почти все современные цифровые фотокамеры наделены сюжетными режимами. Этот функционал введен в помощь начинающим фотолюбителям. Не нужно самому настраивать выдержку, диафрагму и прочие параметры. Достаточно лишь выбрать подходящий сюжетный режим. С другой стороны, выбор сюжетной программы позволяет не переводить камеру в автоматический режим, в котором она может допустить ошибку и сделать фотографию не такой, какое её видите вы.
Но сюжетными режимами тоже надо научиться пользоваться. Вроде бы они имеют понятные названия — портрет, пейзаж… Но на самом деле каждую сюжетную программу можно приспособить под любые условия съемки. Важно лишь знать, какие параметры изменяет каждый сюжет. После этого вы точно будете знать, что же получится на выходе.
Автоматический режим
К сюжетным программам не относится. Тем не менее, сейчас всякая камера обладает автоматическим режимом. При его выборе электроника своими силами пытается определить, на что именно вы навели фотоаппарат. Она самостоятельно выставит баланс белого, выдержку, ISO и прочие параметры. Как правило, результат получается неплохим, и способен удовлетворить не самого придирчивого владельца камеры. Ещё всё зависит от мощности компонентов фотоаппарата. Продвинутые компакты будут снимать в автоматическом режиме максимально правильно. Но даже они не позволят в этом режиме реализовать весь ваш творческий потенциал.
Портрет
Сценарный режим «Портрет» чаще всего используется при съемке людей на каких-либо торжественных событиях. Наверняка, вы не раз видели фотографии со свадеб и других праздников, где фон за человеком размыт. Проще всего такой эффект достигается именно при съемке в режиме «Портрет». После его выбора максимально резким на фотографии будет только объект съемки, на котором сфокусирован объектив. Передний и задний планы будут размыты. Если вам нужно задать степень размытия фона, то придется перейти в программный режим и отрегулировать в нём степень раскрытия диафрагмы.
Пейзаж
Неопытные владельцы камер часто используют автоматический режим для съемки пейзажей. Ни в коем случае нельзя так поступать! Используйте специально предназначенный для этого режим «Пейзаж». Дело в том, что автоматика обязательно сфокусирует объектив на каком-либо объекте, пусть и не на самом близком. Из-за этого лес на заднем плане или какие-либо другие объекты будут выглядеть слегка нечетко. При задействовании сюжетной программы «Пейзаж» камера устанавливает максимальную глубину резкости. Четкими будут абсолютно все объекты съемки. И лес на заднем плане, и ручей неподалеку, и облака вверху, и даже домашние любимцы, резвящиеся на переднем плане. При использовании данной программы система фокусировки фактически переходит в режим «Бесконечность». Конечно же, снимать при помощи этого сюжетного режима можно не только природу, но и городские пейзажи.
Макро
Обратный эффект имеет режим «Макро». При выборе этого сценария объектив как правило задействует максимальный зум и фокусируется на ближайшем объекте, даже очень маленьком. Данный сюжетный режим предназначен для съемки миниатюрных объектов. Это могут быть цветы, насекомые, детали какого-либо механизма… Если у вас имеется специализированный объектив для макросъемки, то в этом режиме легко можно фотографировать во всей красе комаров, жуков, гусениц, бабочек и прочих насекомых. В автоматическом режиме камера как правило не может сфокусироваться на близко расположенном миниатюрном объекте.
Спорт
Некоторые могут подумать, что режим «Спорт» задействуется только при съемке футбольных или хоккейных матчей. Спешим вас разубедить. При использовании данного режима электроника устанавливает минимальное значение выдержки. Конечно, больше всего это помогает при съемке тренировок и спортивных поединков. Даже летящий в воздухе человек при использовании режима «Спорт» будет выглядеть максимально четко. В автоматическом режиме может произойти размытие человека или отдельных его частей.
Эту сюжетную программу можно также использовать и в повседневной жизни. Она отлично подойдет для фотографирования бесящихся животных или маленьких детей. Ещё этот режим подходит для съемки быстро передвигающегося автомобиля. Словом, можно придумать много сценариев для использования режима «Спорт». Однако если по вашему творческому замыслу часть снимка всё же должна быть размыта, то в этом случае нужно зайти в программный режим, где следует слегка увеличить выдержку.
Ночной портрет
Режим, предназначенный для съемки в условиях плохого освещения, на разных камерах может называться по-разному. Обычно он именуется «Ночным портретом», так как удобнее всего с его помощью фотографировать людей. Съемка в этом случае происходит при помощи вспышки. Если задействовать автоматический режим, то на фотографии нельзя будет увидеть задний фон, в ярком свете будет виден лишь человек. Режим «Ночной портрет» заставляет камеру увеличить выдержку и полностью обработать кадр.
Однако тут владельца камеры могут ждать определенные сложности. Выдержка в данной сюжетной программе может составлять одну-две секунды. Поэтому объект во время съемки должен стоять не двигаясь. Тоже самое касается фотокамеры, она должна быть неподвижной. Поэтому режим «Ночной портрет» чаще всего используется в паре со штативом.
Современные цифровые фотоаппараты дополнительно могут быть наделены ещё целым десятком специфических режимов. Но их использование происходит гораздо реже. Ещё существуют творческие режимы (M, Av, Tv и P). Но с информацией о них вы уже могли ознакомиться на нашем сайте в отдельном материале.