Табасаранцы что за народ
Табасаранцы. История, культура, традиции
Серия «Детям – о народах Дагестана» предназначена для детей от 7 лет. Она даёт возможность юным дагестанцам расширить знания о нашей республике, лучше узнать историю, культуру, язык, традиции и обычаи своего народа, лучших его представителей, внести свою лепту в развитие и прославление Дагестана. Эта книга рассказывает об одном из древнейших народов Дагестана – табасаранцах.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Табасаранцы. История, культура, традиции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Начнем с истории Табасарана
Табасаранцы (таваспары, табарсаланы, табасараны) — один из древнейших коренных народов Дагестана, проживающих на юго-востоке республики. Говорят они на табасаранском языке нахско-дагестанской группы Северо-Кавказской семьи языков. Ближайшими соседями табасаранцев являются лезгины, даргинцы (кайтагцы), агулы, азербайджанцы.
В давние времена Табасаран входил в состав Кавказской Албании, образовавшейся еще в V веке до нашей эры.
История Табасарана, как история и всех народов Дагестана, — это многовековая борьба за независимость и свободу своего прекрасного края. В народе говорят, что история Табасарана написана кровью героических предков, веками защищавших свою землю от иноземных захватчиков.
В Дагестане табасаранцы (табасараны) населяют в основном Табасаранский, Хивский, Дербентский районы, проживают в городах Махач-кале, Дербенте, Каспийске, Дагестанских Огнях, а также во многих областях и городах России, многих странах мира.
Численность табасаранцев в России по Всероссийской переписи 2002 года составила около 132 тысяч человек.
Интересно называют табасаранцев разные народы Дагестана: аварцы — табасаранал, лезгины-табасаранар, рутулы-табасарандашура, агулы — табасраншуй, цахуры-табасаранна, кумыки-табасаранлар, чеченцы-тапсарой, даргинцы (кайтагцы) — шилан и т. д.
Язык табасаранский считается одним из самых сложных языков в мире и поэтому занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Он, к примеру, «рекордсмен» по числу грамматических падежей — их 41! Попробуй, выучи и запомни их! Но приезжие люди, живущие в Табасаране с полгода-год, быстро овладевают им и неплохо говорят по-табасарански.
На табасаранском языке издаются Республиканская газета «Табаса-рандин нурар» («Зори Табасарана»), две районные газеты, журнал для детей «Ппази» («Соколёнок»), журнал «Дагъустандин дишагьли» («Женщина Дагестана»).
В составе войск Кавказской Албании табасаранцы воевали против римлян, парфян, а с распадом этого государства, уже с первых веков нашей эры народ вёл борьбу против завоевателей — кочевников: гуннов, хазар. Особенно упорным было сопротивление жителей Табасарана арабским завоевателям. За оказанное сопротивление были разрушены и сожжены многие табасаранские сёла. В последующие века им пришлось бороться против татаро-монголов. Из рассказов отца я помню, какое им было оказано сопротивление народом. Сёла Табасарана были за это преданы мечу и пожарам. Хромой Тимур распорядился всех детей вывести на поляну и пустить по ним конницу, они были затоптаны насмерть вместе с матерями, пытавшими спасти своих детей.
Против иноземных завоевателей табасаранцы всегда выступали совместно с другими дагестанскими народами. На протяжении XV–XVII вв. они совместно вели борьбу за независимость против турецких завоевателей.
Много горя принесла дагестанскому народу персидская армия во главе с Надир-шахом. Очередной раз он двинулся в Дагестан с целью окончательного покорения горцев. На своём пути персидские отряды разрушали аулы, грабили, убивали жителей.
Борьбу жителей Табасарана против полчищ Надир-шаха возглавил поэт — воин Мирза Калукский. Встретив ожесточённый отпор, Надир-шах приказал своим воинам (кызылбашам) стереть с лица земли этот край, но не смог сломить сопротивление горцев. Далее персидские войска двинулись на Аварию.
Мирза Калукский возглавил отряд табасаранцев в составе объединённых войск горцев в битве с полчищами Надир-шаха и двинулся к Андалалской долине. Враг был разбит, Надир-шах бежал. Потери горцев тоже были огромны. В этом бою героически погиб и Мирза Калукский.
На месте кровавой битвы горцев сегодня стоит величественный мемориал-памятник «Ватан» как символ единения всех народов Дагестана в борьбе за свою свободу и независимость.
В XVIII веке Табасаран был принят в подданство России, усилился двойной гнёт — царизма и местных феодалов. В начале XIX века началась Кавказская война, длившаяся более 30 лет. Во главе сопротивления горцев стоял имам Шамиль, уважаемый и почитаемый жителями Табасарана.
Во второй половине XIX века Дагестан вошёл в состав России.
В 1917 году в России произошла революция, царь был свергнут, был создан Союз Советских Социалистических Республик — СССР. В 1992 году СССР распался на 15 самостоятельных государств. Дагестан остался в составе Российской Федерации.
Все народы Дагестана вносили и продолжают вносить и сегодня свою лепту в развитие и процветание Дагестана и России.
Не все табасаране являются табасаранами
НЕ ВСЕ ТАБАСАРАНЕ ЯВЛЯЮТСЯ ТАБАСАРАНАМИ
Как мы знаем из нашей истории, табасаране произошли от израильтян, т.е. предками табасаран являются Абрахам и Сара.
Теперь это опровергнуть никто не может, так-как по этому вопросу проведены исследования по истории, генеалогии, лингвистики, этнографии.
Когда ещё не была исламской религии, количество табасаран составляло 2-3 миллиона человек.
Когда царь Вавилонский Навуходоносор напал на израильтян, оттуда многие люди спасались бегством. В основном сбежали в северном направлении, потом – на восток.
Те времена были, ещё до тысячи лет, до образования «Кавказской Албании».
Так они начали жить с яфетскими народами за горами «Ягъли Дагълар» (теперь эти горы названы Кавказскими), на западной части на берегу «Табасаранского» море. И море было названо в честь, там новообразованного народа. Теперь это море называется «Каспийским».
Сбежавшие от войны и прибывшие сюда евреи (кстати, еврей означает: пришедший) принесли с собой и знания про своего Бога (Рабби). Они рассказывали и свидетельствовали об Нём местным аборигенам (жителям) и они оставив своих богов, принимали Всевышнего. Потому что Он реально существовал, а их боги были только изваяниями.
Вот так, живя рука об руку, смешавшись «пришедшие» с аборигенами, т. е. с потомками Яфета (Яфет один из сыновей Ноя. Это после потопный период), проходит ещё более две тысячи лет.
За это время образовался новый народ под именем Табасаран. (Что означает слово табасаран мы уже рассмотрели в статье «Табасаран в истории мира»). И образовали мощное государство в Северо-Кавказском регионе.
Короче говоря, из Иерусалима сбежавшие евреи, смешавшись с местным населением, образовали государство, начиная от берега моря до снежных вершин, охватив междуречье Самура и Количи.
В те времена даже города Дербента не было.
В те времена не было ни одного государства, которое мог бы противостоят Табасарану, если не взять во внимание, тогдашние великие империи.
Почему так? Потому что, кроме этого государства, все остальные царства поклонялись выдуманным и сделанным богам. А Табасаран поклонялся только настоящему, только им Себя открывшемуся Богу.
Поэтому-то их и защищал Всевышний-Рабби.
Но, арабы-бедуины, видя такое положение, не могли спокойно уснуть. Они много раз совершали на Табасаран набеги, но не могли покорить.
Когда они сами не могли воевать с Табасараном, они натравливали на них другие государства. Но и они ничего не могли предпринять.
Язычники-арабы удивлялись стойкости и могуществу этого народа и когда они ничего не могли с ними делать, они приходили в ярость.
Халяву есть привыкшие, ломали свои головы, как же уничтожит их государство, и каким способом обманут табасаранский народ и переменить в свою сторону.
Раз силою покорить не возможно, то они начали использовать другую тактику: некоторых табасаранцев они научили, как можно, не работая, обогатиться.
И такое воздействие, основанное на гордости и жадности, начала давать свои плоды.
Они шаг за шагом перестали делать то, что им было предписано Всевышним.
Они постепенно отходили от Него и перестали поклонятся Ему.
Вместо настоящего Бога они приняли персидских и арабских аллахов.
Им по душе и соответствующим по их делам, были алахи огня, плодородия и торговли. Они им начали принести пожертвования и этому обучали табасаранский народ.
Жертвоприношение, которые приносились, богатые разделяли между собой, а крохи, для отвода глаз, давали нищим.
Таким образом, силы Табасарана начали ослабевать.
За счёт народа обогатившие богатые перестали поддерживать свой народ, и они присоединялись к другим богатым людям их других царств.
Так они начали создавать свои коалиции – класс богатых и бедных.
Теперь значение государственности потерялся.
Теперь богатые всех государств объединились против бедных, тех же государств.
Они изменили Писание и написали: пусть все обещанные блага будут бедным, а то что собираем от них (пожертвования, садака) – будет нашим.
Они через своих представителей на местах (имамов, поп, мулл, шейхов, архи-мархи мандридов) собирают эти деньги с людей, взамен обещаний от имени алаха и прочих умерших «святых». При этом заставляя поклонятся могилам, деревьям, всяким природным объектам, кривой луне в фоне зеленного флага, храмам, костям и иконам.
Наконец, арабы и персы посмотрели на ими внесённый хаос и идолопоклонство в табасаран, обрадовались. И, напав, захватили с потрохами.
Наложили налог и начали жить припеваючи.
Но были табасаране, сохраняющие и сохранившие, передавая от предков к потомкам Слово Свыше, отчаянно защищающие своё спасение.
Ко времени Николая, царя России, количество табасаран уменьшилось с 2-3 миллионов, до 10-15 тысяч человек.
Почти всех табасаран уничтожила религия.
Когда пришла помощь из России, поддерживать своих братьев и сестёр табасаран, их количество с 10-15 тысяч постепенно началось расти, что сейчас перешагнуло стотысячный рубеж.
Почему же религия так ненавистно уничтожала табасаран?
Потому что, табасаране не желали поклоняться вымышленным аллахам, божкам, изваяниям, высотам, «святым». Они признавали только своего настоящего Бога: Рабби – Всевышнего.
Хоть столько над ними издевались и уничтожались, табасаране никогда не поклонялись арабами созданному религию, как альтернативу Торе.
Они из Сирии и, таким подобным из других стран, в табсаран привели 40 тысяч языческих арабских семей. И они начали обучат, не покоряющихся табасаран своему «делу».
Они установили шариатские правила и нормы, чтобы никто от них не отходил.
А кто будет против, тех, как кафиров, будет убивать, растерзать на площадях в виду у всего народа, как урок непокорным.
Хотя с такими зверствами издевались над табасаранским народом арабские религиозники, народ не принимал их религию, зная, что это от дьявола и что, там нет никакой истину и что, всю Писание исказили, выдавая как подлинное Слово.
Не покоряющих, детей, родителей, стариков и женщин, они хватали, резали, под копыта лошадей на гумнах, вместо сноп пшеницы, молотили.
Так образовывались вокруг каждого селения места, где уничтожались людей, таких как, Гюни-раццар (гумно, где не давали пощады), Кьаркьулиин ифдин даграр (кровавые озёра на горе Каркул), Баярин накьваригъишвар (места захоронений сыновей), биц1ир-кьабир-дишагьлийирин гадар гъап1ушвар (места где молотили детей, женщин и стариков)…
Таких мест по всей табасарани множество-множество, но религиозники о них умалчивают и стараются побыстрей их стирать из памяти табасаран, даже не оставляя свидетельствующие немые свидетели (камни, деревья, холмы, ямы, наскальные рисунки, могилы и т. д.) на местах, где остались об этих событиях, хоть какой бы то не было, следы.
Во времена Советского союза, религиозники чуть побаивались проводит «очистку» свидетельств, и когда они разграбили СССР, уже без боязни занялись своей «работой».
Они замахнулись, даже установит зелёный флаг на здании правительства Дагестана во главе с братьями Хачилаевыми, продолжая «славные традиции» своих предшественников как Шамиль-имам, Ярагский-мулла, Чиркейский-шейх, Хурикский-наследник трона курейшитов и т. д.
Сейчас тенденция такая пошла: сращивания религии и власти, создавая мощную силу, искажают истинность, вложенное у умы людей Всевышним, по-пытаясь, проникнутся в геном человека, путём изменения кода ДНК.
Принимая их действия правильными, во многих семьях произошли расколы и братоубийственные столкновение.
До сир пор во всех табасаранских сёлах сохранились тухумы такие как: маллйирин (мулловские, наместники, смотрящие на местах религиозники, которых поставили ещё тогда арабы), кавхйирин (те же надзиратели, но только выше рангом), шихкъарин (по ступеньки иерархии ещё выше находящиеся надзиратели), имамарин (ещё выше «летающие» надзиратели над нищими), эфендйирин (богачи, хитрыми заходами, пожирающие народ), кьазйирин (религиозные судьи, в чьих руках карательные меры в пользу вышеперечисленных).
А другие тухумы, на них не похожие, с древнейших времён, тогда ещё, когда они сбежались сюда, есть тухумы истинно с табасаранскими корнями, смешанными с их братьями евреями и ещё, тогдашними местными аборигенами.
Например:
в селении Ляхля: Гъяргъяр али ханжлар (клинки, ножны которых превращены в тряпьё), Мердешьяр (названия группы местных аборигенов), Мейдинар (Люди с холмов);
в селении Ашага Яракк: Бябяхяр (бабушки на речке и на сенокосе), Инжжнар (люди, которые из Израиля с собой принесли плоды инжира. Вследствие чего на Кавказе появились деревья инжира),
в селении Вечрикк: Гъураб’яр (пришедшие);
в селении Гурик: Гъигъчар (собиратели орех);
в селении Джульджаг: Негияр (из пустыни Негев (юг Израиля))…
Таким образом, сегодня табасаране делятся на две категории:
арабо–табасаране,
еврео-табасаране.
Главой арабо-табасаран является вымышленный арабский аллах, которому они покланяются, а еврео-табасаран – Рабби, Которому они поклоняются.
Если спросите, какими признаками можно отличит эти две категории табасаран, то можно сказать так:
1. главный признак и отличительная черта арабо-табасаран является – не трудясь зарабатывать богатство, есть и развлекаться.
2. главным признаком еврео-табасаран является своим умом и трудом зарабатывание на жизнь. При этом помогая другим.
Из вышеизложенного напрашивается вывод:
действительно, количество говорящих на табасаранском – самым древним языком мира, увеличились до 150 тысяч человек.
Но истинные табасаране (еврео-табасаране), не так уж и увеличились.
Наоборот, их количество постепенно, нажиму и создаваемыми арабо-табасаранами не выносимыми условиями, уменьшается.
Это всю из-за того, что они не признают их аллаха, а поклоняются по прежнему Исе Масиху.
В наши дни арабо-табасаране себя называют мусульманами. И из них некоторые придерживаются, временами, канонам ислама. А остальные не знают, что такое ислам. Они вслепую ходят за лидерами, показывая свою гордость и положение в обществе.
А еврео-табасаране, из-за их меньшинства, сохраняя в памяти те бедствие, которые им преподнесла религия, боязнью перед арабами, не могут говорит, что они не являются мусульманами.
Не бойтесь! Потому что правда и истина за вами! Не отрекайтесь от вашего Господа Рабби, Который вывел ваших отцов из египетского плена.
Не бойтесь, рассказывать арабо-табасаранам, что Он вскоре придет на землю, что имя Его в человеческом облике – Иса Массих, Сын Всевышнего!
Кто знает, что и их Всевышний не примет ли к Себе, как Своих сынов и дочерей. И будут вместе с вами и Господом жить в раю навечно-навсегда!
Поэтому-то и говорят, что евреи и табасаране от – родного брата, а арабы и остальные народы от – не родного.
Поэтому-то табасаране знают, как им было сказано своим Господом, что нужно любит и врагов своих, тем самым, показывая любовь Всевышнего ко всем народам земли.
Если некому, то сделав хорошее дело, бросай в море – не зря сказано и сохраняется на их устах народа еврео-табасаран. Когда либо оно возвратится к тебе.
Так может говорить и делать, только, работающие руки.
Так может делать только те, кто знает Масиха.
Сказанные Им слова: «Кто работает, тот есть, а кто не работает – не есть» истинные-табасаране, исполняя, придерживается за ним до сих пор.
А ложные-табасаране, этот принцип жизни на земле, превратили в лозунг: «заработанное работающим, должен есть неработающий», т. е. – лентяй!
Они живут и исполняют свои похоти ложью и обманом.
При помощи отобранного, они распространяют свою религию, усиливают её, и соединившись с властью, по иному думающих, лишают всяческих благ.
Вот вам история мира с древнейших времён, до сегодняшнего времени вкратце, на базе народа ТАБАСАРАН.
Табасараны: сплав культур и почитание древних традиций
Табасараны — один из коренных народов Дагестана, ведущий историю со времен существования античной Кавказской Албании. На формирование табасаран повлияли азербайджанская, арабская, персидская, русская культуры, что внесло в жизнь и традиции кавказского народа неповторимые особенности. На весь мир славятся аутентичные табасаранские ковры: изделия зародившегося полторы тысячи лет назад промысла сегодня выставлены в музеях всего мира.
Название
Долгое время табасаранами называли жителей Кюринского и Кайтаго-Табасаранского округов Дагестана, где также жили таты, азербайджанцы, отдельные ветви лезгин. Ряд исследователей придерживается версии иранского происхождения этнонима «табасаран». В Средние века на южном побережье Каспийского моря, на территории современного Ирана, находилось государство Табаристан. Слово «табар» в переводе с фарси означает «топор»: основное орудие местного населения в обозначенный период.
Самоназвание «табасаранар» упоминалось обычно лишь в разговорах с соседними народами, официальных документах. Между собой представители народности употребляли этнонимы «капган», «гум-гум»: в прежние времена племя разделялось на две отдельные ветви. Говоря о языке, табасараны использовали термины «къабгъан» — кабганский язык, «ихь чlал» — наша речь. Кабганами народ часто называли в лезгинской среде, даргинцы именовали их шиланами. Соседские народности использовали производные слова «табасалар»:
Где живут, численность
Табасараны исторически занимали обширные территории Большого Кавказского хребта, его юго-восточные склоны. В отличие от многих коренных народов Кавказа, данные каждой новой переписи показывают увеличение численности представителей народности:
118 847 человек проживает в Дагестане. Наибольшее число табасаран числится в Табасаранском, Хивском, Дербентском районах. Число представителей народности в других регионах России, согласно переписи 2010 г.:
Табасаранский язык, относящийся к нахско-дагестанской семье, включен в Книгу рекордов Гиннесса: его признали одним из наиболее сложных в мире. Помимо многообразия диалектов и говоров, в табасаранском литературном представлено 48 падежей имени существительного. Лексический состав языка значительно обогащен заимствованиями из фарси, арабского, русского, азербайджанского. Сложным для иностранцев языком владеет большая часть табасаран — 126 136 человек.
История
Предками табасаран считается древнее племя таваспаров, в античности входившее в состав могущественной Кавказской Албании — союза 26 народностей. Объединение существовало восемь столетий, вплоть до IV века нашей эры. Три столетия спустя начинается Арабское вторжение на Кавказ, в том числе в Дагестан.
Результатом стало присоединение территорий расселения табасаран к Арабскому халифату. Позже регион вошел в состав средневекового государства Ширваншахов. В 917 г. к власти приходит Мухаммад Майсум, представитель арабской династии влиятельных Мазьядидов. По его имени государство стало называться Табасаранским майсумством: образование просуществовало до распада на 24 феодальных удела в XII столетии.
В последующие периоды развития Табасаранское майсумство то объединялось для борьбы с общим врагом, то приходило в упадок, то расцветало. XVII век отмечен крупными междоусобными воинами, истощившими силы объединения. Это привело к снижению влияния табасаранских феодалов и присоединению Табасарана в 1813 г. к России.
Одежда
Жизнь
Основу жизни табасаран составляла семья, исторически представлявшая большую неразделенную патриархальную общность. Вместе жили и вели общее хозяйство 4-10 семей, включавших три и более поколений, численность доходила до 30-60 человек. По признаку родственных связей большие семьи объединялись в тухумы, где родство велось по материнской и отцовской линиям.
Обычно тухумы жили обособленно, встречались крупные межродовые поселения, где роды селились поквартально. За тухумами закреплялись пастбища, сенокосы, пахотные участки, зоны охоты, рыбного промысла. Повсеместно распространен обычай взаимопомощи: вместе строили дома, стригли овец, собирали урожай, заготавливали лес, выделывали ткани, войлок, ковры, обрабатывали шерсть.
Культура
На весь мир славятся табасаранские ковры, выступающие визитной карточкой Дербента. Считается, что по качеству и искусству нанесения орнамента изделия не уступают персидским. Промысел зародился в регионе полторы тысячи лет назад, завоевав за это время всемирную славу. Ковры табасаранских мастериц хранятся в коллекциях музеев Нью-Йорка, Милана, Парижа, Токио, Лейпцига, Монреаля.
Для изготовления ворсовых ковров используют овечью шерсть, окрашенную природными ингредиентами: корой ореха, полынью, барбарисом, луковой шелухой, зверобоем, душицей. На создание одного изделия уходило до года, служило оно 300 лет. Качество ковра проверяли оригинальным способом: пускали по нему табун лошадей, вымачивали, оставляли на ярком солнце. Если после испытаний изделие сохраняло прежние характеристики, его пускали на продажу, считая настоящим табасаранским.
Религия
Ислам укоренился в регионе во время арабского нашествия, однако древние языческие культы сохранились в ряде традиций. Поклонение деревьям нашло отражение в свадебной и похоронной обрядности. На свадьбу срубленное фруктовое или дубовое деревце украшали лентами, сладкими хлебами, орехами, яйцами. В случае, если жених или молодой парень умирали, такое же дерево приносили на похороны, но дары на нем выкрашивали золой в черный цвет.
Традиции
Традиционно браки табасараны заключали по сватовству. Цикл обрядов с момента выбора невесты до принятия ее в семью длился несколько месяцев. В роли сватов выступали родители жениха, приходившие в дом невесты на смотрины. В случае согласия семьи девушки, назначали день свадьбы, размер калыма. Оставшееся до празднества время родители будущих супругов тесно общались, готовя приданое и калым, а вот молодые друг друга избегали.
Видео
Народы России: Табасараны
Табасараны
Табасараны — один из коренных народов Дагестана, ведущий историю со времен существования античной Кавказской Албании. На формирование табасаран повлияли азербайджанская, арабская, персидская, русская культуры, что внесло в жизнь и традиции кавказского народа неповторимые особенности. На весь мир славятся аутентичные табасаранские ковры: изделия зародившегося полторы тысячи лет назад промысла сегодня выставлены в музеях всего мира.
Название
Долгое время табасаранами называли жителей Кюринского и Кайтаго-Табасаранского округов Дагестана, где также жили таты, азербайджанцы, отдельные ветви лезгин. Ряд исследователей придерживается версии иранского происхождения этнонима «табасаран». В Средние века на южном побережье Каспийского моря, на территории современного Ирана, находилось государство Табаристан. Слово «табар» в переводе с фарси означает «топор»: основное орудие местного населения в обозначенный период.
Самоназвание «табасаранар» упоминалось обычно лишь в разговорах с соседними народами, официальных документах. Между собой представители народности употребляли этнонимы «капган», «гум-гум»: в прежние времена племя разделялось на две отдельные ветви. Говоря о языке, табасараны использовали термины «къабгъан» — кабганский язык, «ихь чlал» — наша речь. Кабганами народ часто называли в лезгинской среде, даргинцы именовали их шиланами. Соседские народности использовали производные слова «табасалар»:
Где живут, численность
Табасараны исторически занимали обширные территории Большого Кавказского хребта, его юго-восточные склоны. В отличие от многих коренных народов Кавказа, данные каждой новой переписи показывают увеличение численности представителей народности:
118 847 человек проживает в Дагестане. Наибольшее число табасаран числится в Табасаранском, Хивском, Дербентском районах. Число представителей народности в других регионах России, согласно переписи 2010 г.:
Табасаранский язык, относящийся к нахско-дагестанской семье, включен в Книгу рекордов Гиннесса: его признали одним из наиболее сложных в мире. Помимо многообразия диалектов и говоров, в табасаранском литературном представлено 48 падежей имени существительного. Лексический состав языка значительно обогащен заимствованиями из фарси, арабского, русского, азербайджанского. Сложным для иностранцев языком владеет большая часть табасаран — 126 136 человек.
История
Предками табасаран считается древнее племя таваспаров, в античности входившее в состав могущественной Кавказской Албании — союза 26 народностей. Объединение существовало восемь столетий, вплоть до IV века нашей эры. Три столетия спустя начинается Арабское вторжение на Кавказ, в том числе в Дагестан.
Результатом стало присоединение территорий расселения табасаран к Арабскому халифату. Позже регион вошел в состав средневекового государства Ширваншахов. В 917 г. к власти приходит Мухаммад Майсум, представитель арабской династии влиятельных Мазьядидов. По его имени государство стало называться Табасаранским майсумством: образование просуществовало до распада на 24 феодальных удела в XII столетии.
В последующие периоды развития Табасаранское майсумство то объединялось для борьбы с общим врагом, то приходило в упадок, то расцветало. XVII век отмечен крупными междоусобными воинами, истощившими силы объединения. Это привело к снижению влияния табасаранских феодалов и присоединению Табасарана в 1813 г. к России.
Одежда
Жизнь
Основу жизни табасаран составляла семья, исторически представлявшая большую неразделенную патриархальную общность. Вместе жили и вели общее хозяйство 4-10 семей, включавших три и более поколений, численность доходила до 30-60 человек. По признаку родственных связей большие семьи объединялись в тухумы, где родство велось по материнской и отцовской линиям.
Обычно тухумы жили обособленно, встречались крупные межродовые поселения, где роды селились поквартально. За тухумами закреплялись пастбища, сенокосы, пахотные участки, зоны охоты, рыбного промысла. Повсеместно распространен обычай взаимопомощи: вместе строили дома, стригли овец, собирали урожай, заготавливали лес, выделывали ткани, войлок, ковры, обрабатывали шерсть.
Культура
На весь мир славятся табасаранские ковры, выступающие визитной карточкой Дербента. Считается, что по качеству и искусству нанесения орнамента изделия не уступают персидским. Промысел зародился в регионе полторы тысячи лет назад, завоевав за это время всемирную славу. Ковры табасаранских мастериц хранятся в коллекциях музеев Нью-Йорка, Милана, Парижа, Токио, Лейпцига, Монреаля.
Для изготовления ворсовых ковров используют овечью шерсть, окрашенную природными ингредиентами: корой ореха, полынью, барбарисом, луковой шелухой, зверобоем, душицей. На создание одного изделия уходило до года, служило оно 300 лет. Качество ковра проверяли оригинальным способом: пускали по нему табун лошадей, вымачивали, оставляли на ярком солнце. Если после испытаний изделие сохраняло прежние характеристики, его пускали на продажу, считая настоящим табасаранским.
Религия
Ислам укоренился в регионе во время арабского нашествия, однако древние языческие культы сохранились в ряде традиций. Поклонение деревьям нашло отражение в свадебной и похоронной обрядности. На свадьбу срубленное фруктовое или дубовое деревце украшали лентами, сладкими хлебами, орехами, яйцами. В случае, если жених или молодой парень умирали, такое же дерево приносили на похороны, но дары на нем выкрашивали золой в черный цвет.
Традиции
Традиционно браки табасараны заключали по сватовству. Цикл обрядов с момента выбора невесты до принятия ее в семью длился несколько месяцев. В роли сватов выступали родители жениха, приходившие в дом невесты на смотрины. В случае согласия семьи девушки, назначали день свадьбы, размер калыма. Оставшееся до празднества время родители будущих супругов тесно общались, готовя приданое и калым, а вот молодые друг друга избегали.