Тафсир корана это такое что
Тафсир. Виды Тафсира. Кто может делать толкование Корана?
Что такое «тафсир»?
Тафсир — это раздел исламского богословия. Тафсир — толкование аятов Священного Корана. Также тафсир в научной литературе называют «экзегеза», что с древнегреческого означает «истолкование», однако данный термин скорее применим к христианским текстам.
Слово «тафсир» происходит от арабского глагола «фасара», который переводится как «объяснять», «указывать», «открывать».
Учёного, занимающегося тафсиром, называют муфассиром.
Зачем нужен тафсир?
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) получал аяты Священного Корана в течение 23 лет. На протяжении этого времени некоторые аяты отменялись, некоторые дополнялись, некоторые заменялись на другие (в традиции это называется насх и мансух). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего), пока был жив объяснял Священное Писание и изменения в нём своим сподвижникам и неофитам. Пророк разъяснял лексику Корана, аяты, в которых сквозит многозначность. Из хадисов мы узнаём причину ниспослания аятов. Сахабы всё это слушали и запоминали, чтобы передать следующему поколению мусульман.
Также есть известный пример необходимого толкования, когда один сподвижник, которого звали Ади ибн Хатим (да будет доволен им Аллах), услышав аят «Ешьте и пейте, пока не отличите белую нить рассвета от чёрной» (Сура аль-Бакара; 187 аят), подумал, что заканчивать сухур следует в тот момент, когда обычную белую вервь можно будет отличить от чёрной. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего), узнав об этом, объяснил Ади, что в аяте не идёт речь о настоящих нитках, а говорится о появлении первых лучей солнца на рассвете.
Пророк Мухаммад очень часто толковал аяты, это видно из многочисленных хадисов, в которых он объясняет те или иные события из жизни предшествующих ему пророков, рассказывал о Дне Суда, о реках в Раю и о многих других подробностях, которые не указаны в Коране.
Всевышний Господь сказал в Священном Коране: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не отворачивайтесь от него, пока вы слышите». (Коран, 8:20).
В аяте не сказано, что надо следовать только Корану, Аллах прямо говорит, что Корану надо следовать, но нельзя забывать и о словах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего).
Только из хадисов мы знаем, как читать намаз, как совершать зикр, как давать закят, сколько поститься, как делать хадж.
В Священном Коране сказано:
«Скажи: Если любите Аллаха, подчиняйтесь мне!» (Аль Имран 31)
Поэтому, если можно так сказать, Пророк Мухаммад был первым муфассиром. Он первый начал разбирать Коран и толковать его. Разъяснял отменённые и отменяющие аяты, причины ниспослания некоторых аятов, говорил о семантике слов, которые были кому-то непонятны.
Муфассиры последующих времён лишь собрали всё то, о чём говорил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) и систематизировали. Муфассир толкует Коран лишь через другие аяты Корана, через сунну Пророка Мухаммада, имеется в виду его слова и слова его благородных асхабов.
Самыми известными толкователями Корана из асхабов были Али ибн Абу Талиб, Ибн Аббас, Ибн Масуд, Убаййи ибн Каб. Умар ибн аль-Хаттаб тоже занимался толкованием Корана. Он приглашал из разных уголков Аравии знатоков арабского языка, которые разъясняли ему поэтический язык Корана.
Основателем Тафсира многие исламские учёные считают двоюродного брата Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) Абдуллаха ибн Аббаса, который толкуя аяты, прибегал к сравнительному методу, используя арабскую поэзию.
История тафсира.
Тафсир как дисциплина начал своё развитие в связи с началом систематизации сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). К концу VIII века появляются сборники хадисов, в которых толкуются аяты Священного Корана через хадисы, что в дальнейшем породит принцип ас-сунна туфассиру-ль-Кур’ан (сунна толкует Коран). Известными хадисоведами, которые уделяли внимание толкованию Корану через хадисы были Суфьян ибн Уяйна, Шуба ибн Хаджадж, Ваки ибн Джаррах.
В X веке Тафсир становится самостоятельной дисциплиной, не привязанной к хадисоведению.
Школы тафсира.
Ученые выделяю три самые крупные школы толкования Корана.
Методы и источники.
Когда муфассир толкует Коран, он сначала пытается объяснять один аят Корана другим аятом Священного Корана. Если же так не получается, то он начинает использовать методы тафсира.
Источники, которые используют толкователи Корана:
Разделы науки ТАФСИР.
1. Гариб аль-Куран. Данный раздел изучает Коран как текст. То есть предметом исследования является язык Корана. Лексика, фонетика, синтаксис и другие подразделы лингвистики. Изучаются слова, значение которых ранее было непонятно, ведь в Коране использовались заимствования из других языков и арабских диалектов. Также раздел Гариб занимается анализом речевых оборотов Корана и полисемии коранических аятов.
2. Асбаб ан-Нузуль, в котором изучаются причины и события, предшествующие ниспосланию пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) аятов Корана.
3. Ахкам аль-Куран, в котором изучаются правовые предписания и догмы вероучения, содержащиеся в коранических аятах.
4. Муташабих аль-Куран, в котором изучаются аяты Корана, которые имеют скрытый смысл. Это относится к некоторым аятам, смыслы которых представляются толкователям неясными.
5. Фадаиль аль-Куран, в котором изучаются достоинства Корана.
6. Иджаз аль-Куран, в котором изучаются чудесность и неподражаемость Корана по форме и содержанию.
7. Мушкиль аль-Куран, в котором объясняются смыслы некоторых аятов, которые на первый взгляд кажутся противоречивыми, и доказываются, что в Коране нет противоречий.
8. Насх и мансух, в котором изучается отмена правового действия одного аята другим.
Кто может делать тафсир?
В хадисе сказано: «Тот кто делает толкование Корана по своему умозаключению становится кафиром». (Дейлеми, Мактубат-и Имам Раббани 1/234).
Поэтому человек, взявший на себя огромную ответственность толковать аяты Священного Корана, должен быть очень знающим человеком.
Есть несколько важных качеств, которыми должен обладать каждый муфассир:
Тафсир: виды толкования Корана
Текст Заключительного Божьего Откровения не всегда доступен для понимания простыми верующими, в т.ч. и тех, кто в совершенстве владеет арабским языком. Для этого существуют тафсиры – толкования Книги Аллаха, разъясняющие смысл аятов и сур, которые дают более подробную, чем просто перевод, информацию.
При жизни Посланника Аллаха (с.г.в.) все разъяснения относительно смысла Священного Писания давались только им самим. А после его кончины этим занимались сахабы, затем –табиины, причём одни из них трактовали аяты только на основании слов Пророка (с.г.в.), другие же использовали альтернативные методы толкования, опираясь на традиции арабов, историю ниспослания тех или иных откровений и так далее. (Более подробно об истории возникновения тафсиров изложено здесь).
Тафсиры различаются и по географическому признаку. В истории ислама сформировались три крупнейшие школы толкования Корана: Мекканская, Мединская и Иракская.
Основоположником Мекканской считается Абдуллах ибн Аббас (р.а.) – сподвижник Милости миров Мухаммада (с.г.в.) и его двоюродный брат. Также представителем этой школы был табиин Саид ибн Джубейр – составитель первого сочинения по толкования коранического текста. Мединская связана с именем Убайя ибн Кааба (р.а.) – писаря Посланника Аллаха (с.г.в.) и одного из лучших чтецов Книги Аллаха. Основоположником Иракской школы считается Абдуллах ибн Масуд (р.а.) – тоже один из ближайших сахабов.
Источники тафсира
1. Коран
Наилучшим толкованием считается разъяснение тех или иных положений Булагородной Книги с помощью её самой. Ответы на некоторые вопросы, возникшие в одном аяте или суре, мы можем найти в других частях Корана. Например, в суре «Дым» говорится:
Мы ниспослали его в благословенную ночь… (44:3)
Из этого изречения нам неизвестно, о какой именно благословенной ночи идёт речь. Но ответ содержится в первом аяте суры «Могущество»:
Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения (или Величия) (97:1)
2. Сунна
Вторым источником толкования могут служить хадисы Божьего Посланника (с.г.в.), через которого Писание ниспосылалось мусульманам. Например, однажды Пророк (с.г.в.) произнёс: «Тот, с кого будет спрошен отчёт в Судный день, погибнет». На что Аиша бинт Абу Бакр (р.а.) спросила: «Разве не сказано, что верующие получат лёгкий расчёт (подразумевая 8-й аят суры “Раскалывание”)?» И её супруг (с.г.в.) ответил, что в аяте сообщается о представлении деяний, т.е. взвешивании их на Весах (Бухари, Муслим).
3. Слова сахабов
Составители тафсиров используют также изречения сподвижников Пророка (с.г.в.). В частности, когда не удаётся найти объяснения в самом Коране или хадисах. Например, комментируя аят:
Мы даровали тебе Изобилие [реку в Раю, которая называется аль-Каусар] (108:1),
Аиша (р.а.) пояснила: «Это река, дарованная Мухаммаду (с.г.в.). На её берегах находятся шатры из жемчуга и многочисленные сосуды на подобии звёзд» (Бухари).
4. Менее значимые источники:
— Исраилият (самый неоднозначный, который отвергали многие сахабы, но некоторые всё же прибегали к нему) – толкование Корана на основе схожих повествований из писаний иудеев и христиан.
— Иджтихад (ижтихад, иждихад) – использование собственных умозаключений автора тафсира, например, на основе информации о традициях и обычаев арабов, истории ниспослания аятов и так далее.
— Скрытые знаки – этот источник, как правило, используется в суфизме. Согласно мнению основателей тарикатов, Всевышний может раскрыть смысл того или иного аята любому мусульманину, который стремится к Его довольству. Многие богословы относятся к этому доводу скептически, но некоторые всё же считали такой метод дозволенным при условии соблюдения следующих требований: тафсир соответствует явному смыслу аята, не противоречит разуму и логике, аят содержит слова или словосочетания, позволяющие трактовать его подобным образом, тафсир имеет тесную связь с явным значением аята.
Виды тафсира
1) Аль-Люгайи. Этот вид толкования опирается на лингвистическую составляющую текста Корана. В таких тафсирах для объяснения смыслов используются стихотворения. (Пример: Тафсир аль-Вахиди).
2) Аль-Акли. В его основе лежат философские воззрения. (Пример: Тафсир ар-Рази).
3) Аль-Фикхи. В этой разновидности толкования рассматриваются в основном вопросы поклонения. (Пример: Тафсир Куртуби).
4) Ат-Тарихи. Здесь рассматриваются вопросы истории народов. (Пример: Тафсир Хазина́).
5) Биль-Ма`асур. Он основывается на мнениях учёных. (Пример: Тафсир ибн Касира).
6) Аль-Мутасавваф. Это вид толкования, рассматривающий вопросы, связанные с вероубеждением и богобоязненностью. (Пример: Тафсир ибн Араби).
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ассаламаалейкум ва рахматуллахи ва баракатух А можно коротко о жизни основателей тафсира Габдулла ибн Габбас Кубай ибн Кагф Габдулла ибн Масгут?
ТАФСИР. ВИДЫ ТАФСИРА
И стория тафсира
При жизни пророка Мухаммада صلى الله عليه و سلم все разъяснения относительно аятов Корана давались только им. После его смерти эту задачу решали его сподвижники, которые знали различные подробности относительно ниспослания тех или иных аятов. Некоторые сподвижники пророка воздерживались от толкования Корана на основании собственных выводов (ра’й), которые были выведены альтернативными методами исследований. Они помнили разъяснения тех или иных аятов, которые слышали непосредственно от пророка и только на этом основании говорили об их смыслах. Например, так поступали Абу Бакр и Абдулла ибн Омар.
Такой же позиции придерживались и многие табиуны, как например Убада ас-Салмани, Саид ибн аль-Мусаййаб, Салим ибн Абдулла, Касим ибн Абдулла ибн Абу Бакр, которые комментировали Коран только на основании речей и поступков пророка Мухаммада, о которых они слышали от сподвижников. Однако другая часть сподвижников пророка, наряду с этим применяла и альтернативные методы толкования. К ним относились, например, Омар ибн Хаттаб и Абдулла ибн Аббас. В частности Омар, если в этом была необходимость, приглашал знатоков арабского языка из различных племен и консультировался с ними относительно смыслов различных слов из Корана. В целом можно говорить о том, что сподвижники пророка Мухаммада صلى الله عليه و سلم для толкования Корана обращались в первую очередь к его собственным словам и поступкам. Однако по мере развития мусульманского государства и общества возникали все новые и новые проблемы, которые не были затронуты в Сунне пророка.
Поэтому в этих случаях они применяли альтернативные методы толкования Корана (т.е. делали иджтихад). Э ти методы основывались на таких источниках, как изучение арабских обычаев, точное словарное значение тех или иных слов, исторические причины ниспослания аятов и т.д. Например, один из известных сподвижников и толкователей Корана Абдулла ибн Аббас в полемике с хариджитским лидером Нафи ибн Азраком о смыслах коранических аятов, приводил в доказательство своей правоты примеры из традиционной арабской поэзии. Традиция толкования Корана была продолжена и при жизни последующих поколений. Знаменитыми толкователями Корана периода жизни сподвижников были Али ибн Абу Талиб, Абдулла ибн Аббас, Абдулла ибн Масуд, Убай ибн Кааб.
Третья школа была основана в Медине Убайем ибн Каабом (ум. в 22/643). Известными последователями мединской школы были: Мухаммад ибн Каб аль-Курази (ум. в 78/697), Абу аль-Алийа (ум. в 90/709) и Зейд ибн Аслам (ум. в 136/753). Помимо представителей этих школ, известные толкователи Корана были и в других регионах Халифата. Одними из наиболее известных среди них были: Даххак ибн Музахим аль-Хорасани (ум. в 105/723), Ата ибн Динар аль-Хузали (ум. в 126/744), Ата ибн Муслим аль-Хорасани (ум. в 135/757).
Указанные выше школы использовали для толкования Корана следующие пять источников:
1. Коран;
2. Хадисы;
3. Изречения сподвижников;
4. Исраилият;
5. Ра’й и иджтихад.
В период жизни табиунов ст али появляться первые сочинения по тафсиру. Считается, что первую такую работу осуществил Саид ибн Джубайр, который сделал это по приказу омейядского халифа Абд аль-Малика ибн Марвана (65/685-86/705). Однако по другим данным, впервые эту работу проделал Муджахид. Эта работа сохранилась до наших дней.
На протяжении второго века хиджры, шла активная работа по отбору и систематизации различных хадисов от пророка Мухаммада и были составлены сборники, разделенные на различные разделы. В этих сборниках отдельные главы были посвящены толкованию Корана, которые в форме хадисов восходили к пророку Мухаммаду и его сподвижникам. Большую работу в собрании хадисов, которые толкуют Коран, осуществили Шуба ибн аль-Хаджадж (ум. в 160/776), Ваки ибн аль-Джаррах (ум. в 197/812), Суфьян ибн Уйайна (ум. в 198/813).
Параллельно с этим писались и работы, посвященные только тафсиру Корана. До наших дней дошли тафсиры II века хиджры. Одним из самых ценных тафсиров того времени является тафсир Мукатила ибн Сулеймана (ум. в 150/767). В нем содержатся разъяснения относительно смыслов отдельных слов Корана, истории ниспослания аятов и их правовые аспекты. Рукопись этого тафсира сохранилась в одной из стамбульских библиотек.
В это же время был написан тафсир Суфьяна ас-Саври (ум. в 161/778), записанный его учеником Абу Хузайфой Мусой ибн Масудом ан-Нахди (ум. в 220/835). Этот тафсир сохранился в индийском городе Рампур.
Одной из самых лучших и всесторонних работ в области тафсира Корана была работа Йахйи ибн Саллама (ум. в 200/815). Эта работа предшествовала первому фундаментальному тафсиру Мухаммада ат-Табари (ум в 310/923).
(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)
существуют три основных вида тафсира:
1. تفسير بالرواية тафсир би-р-ривайа – тафсир по преданиям. это тафсир корана по достоверным источникам, куда относятся объяснение корана кораном, объяснения пророка и, в некоторой степени, объяснения сподвижников. например, вопрос, который может возникнуть после прочтения аята:
إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُّبَارَكَةٍ إِنَّا كُنَّا مُنذِرِينَ. ]الدخان، 3[
«воистину, мы ниспослали его в благословенную ночь. воистину, мы всегда увещевали». [ад-духан, 3]
объясняется аятом:
إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُّبَارَكَةٍ. ]القدر، 1[
«воистину, мы ниспослали его в ночь предопределения». [аль-кадр, 1]
объяснения многих мест из корана дал пророк. таким объяснениям пророка посвящена целая глава под названием «толкование корана» в сборнике хадисов «сахих» бухари. например, в коране есть такие слова:
. وَكُلُواْ وَاشْرَبُواْ حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الابْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الاسْوَدِ. ]البقرة، 187[
«… ешьте и пейте, пока нельзя будет отличить белую нитку от черной…» [аль-бакара, 187]
ибн абу хатим передал:
«я спросил: «о посланник аллаха! что означает «отличить белую нитку от черной?» это две разные нитки?» пророк ответил: «ты ошибаешься, если имеешь в виду две нитки». затем он добавил: «нет, это темнота ночи и светлость дня».
после объяснения корана кораном и пророком следующим источником тафсира по преданиям является объяснение корана сподвижниками. наиболее известными сподвижниками, сделавших свой вклад в науку тафсир, были абу бакр, умар, усман, али, ибн мас’уд, ибн аббас, убайй ибн ка’б, зейд ибн сабит, абу муса аль-аш’ари и абдулла ибн зубайр. среди них ибн аббас считался лучшим знатоком корана. поскольку он был двоюродным братом пророка, а его тетя по материнской линии маймуна была одной из жен пророка, он был очень близок к пророку и поэтому хорошо знал коран и обстоятельства ниспослания сур. даже сообщается, что он дважды сам видел джибриля. ибн аббас считается основоположником науки тафсир.
муфассиров из числа последователей сподвижников подразделяют на три группы по месту их жительства и деятельности: мекканскую, мединскую и иракскую. особенно известна мекканская группа, так как они изучали тафсир непосредственно у ибн аббаса. самыми известными среди них были муджахид и икрима. из мединской группы последователей-муфассиров своими толкованиями корана прославились мухаммад ибн ка’б аль-карзи, абу-ль-‘алийя ар-рияхи и зейд ибн аслам, учителем которых был сподвижник ибн ка’б. последователи-муфассиры из иракской группы жили в басре и в куфе. они учились у ибн мас’уда и самыми известными среди них были аль-хасан аль-басри и ибрахим ан-нахаи.
2. تفسير بالدراية тафсир би-д-дирайа – тафсир по знаниям [также известен под названием تفسير بالرأي тафсир би-р-ра’йи – тафсир по взгляду]. этот вид тафсира основан не строго на сообщениях пророка, сподвижников и последователей, а на размышлениях и на знаниях. это вовсе не означает, что муфассир дает объяснения, основываясь на своих догадках и предположениях. каждое свое мнение или высказывание он подтверждает достоверными источниками. ученые подразделяют тафсир по знаниям на два вида:
а) تفسير محمود тафсир махмуд – «похвальный тафсир», который соответствует основным источникам тафсира, исламским законам и правилам арабского языка;
б) تفسير مذموم тафсир маzмум – «порицаемый тафсир», составленный без должного знания основных источников тафсира, исламских законов и арабского языка. в таком случае получается, что тафсир основан только на собственном мнении и на предположениях, и такой тафсир не признается учеными.
3. تفسير بالإشارة тафсир би-ль-‘ишара – тафсир по указанию, или тафсир по знакам. это толкование скрытых значений корана теми, чьи сердца были раскрыты аллахом. чаще всего это люди с мистической ориентацией или суфии. хотя нельзя отрицать, что аллах может раскрыть скрытые значения корана любому человеку, кому пожелает, следует сказать, что тафсир би-ль-‘ишара не построен на научных принципах, которые можно изучить и потом применить, как в других отраслях тафсира. поэтому некоторые исламские ученые не признают его. однако ибн аль-каййим писал, что тафсир би-ль-‘ишара позволительна и может дать хорошие результаты, если в нем соблюдены следующие четыре принципа:
— объяснение не должно противоречить очевидному значению аята.
— объяснение должно быть разумным и логичным.
— в аяте должны быть слова, дающие повод к такому объяснению.
— объяснение должно быть тесно связано с очевидным значением аята.
иногда муфассиры не соглашаются с объяснением того или иного аята, данным другими муфассирами. на это имеется несколько причин:
— пренебрежение к иснаду (цепи передач) в хадисе.
— cсылки на недостоверные источники, как например, исраилияты (факты, взятые из иудейских и христианских источников).
— сознательно искаженное представление факта, основанное на предвзятом мнении или по другим предосудительным мотивам.
— искреннее заблуждение муфассира в понимании аята.
— многозначность аята.
что касается исраилиятов, сподвижники ими пользовались редко, последователи – чаще, а более поздные поколения – еще чаще. многие места в коране можно объяснить, ссылаясь на иудейские и христианские источники, но такими сообщениями следует обращаться очень осторожно. ибн аббас сказал:
«есть четыре вида тафсира: правильный тафсир, понятный арабам (то есть тафсир, написанный правильно и с доказательствами из исламских источников), тафсир невежественных, тафсир, признанный учеными и тафсир, который никому неизвестен, кроме Аллаха».
Методы тафсира
Наиболее надежным видом толкования является толкование одних аятов Корана другими. То есть, кратко изложенный смысл одних аятов более подробно дополняется другими аятами.Например: «Вам дозволено [есть мясо] животных, исключая тех, которые запрещены вам [Кораном]» (Коран, 5: 1). Какое именно мясо нельзя есть мусульманам разъяснено в другом аяте: «Воистину, [Аллах] запретил Вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха» (2: 173).
Если смысл какого-либо аята не раскрывается в полной мере другими аятами Корана, то используются другие методы толкования, основными из которых являются:
1. Тафсир ар-Ривая. Этот вид тафсира основывается на различных хадисах, которые разъясняют либо комментируют тот или аят Корана. Тавсир ар-Ривая исключает возможность толкования Корана на основании частного мнения толкователя.
Тафсиры в этой области восходят к самому раннему периоду исламской истории. Считается, что этой проблемой впервые занялся Абдулла ибн Аббас (ум. в 68/687). Более фундаментальные работы в области коранической лингвистики и фонетики были написаны в период правления династии Аббасидов в 132/750-300/912 годах;
2. Асбаб ан-Нузуль, в котором изучаются причины и события, предшествующие ниспосланию пророку Мухаммаду аятов Корана. Это значительно облегчает их понимание;
3. Ахкам аль-Куран, в котором изучаются правые и вероучительные предписания, содержащиеся в коранических аятах.
4. Муташабих аль-Куран, в котором изучаются аяты Корана, которые имеют сокрытый смысл. Это относится к некоторым аятам, смыслы которых представляются для толкователя неясными и нуждаются в предположениях. (См. Муташабиха);
5. Фадаиль аль-Куран, в котором изучаются достоинства Корана;
6. Иджаз аль-Куран, в котором изучаются чудесность и неподражаемость Корана по форме и содержанию.
7. Мушкиль аль-Куран, в котором объясняются смыслы некоторых аятов, которые на первый взгляд кажутся противоречивыми, и доказывается, что в Коране нет противоречий.
8. Насх и мансух, в котором изучается отмена правового действия одного аята другим.
История тафсира
Ясир Кади (Yasir Qadhi)
Наука толкования Корана – тафсир – родилась во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). И это не удивительно, ведь, в сущности, одной из главных задач Пророка была интерпретация Корана, о чем мы поговорим ниже.
«[Мы даровали посланникам] ясные знамения и писания, а тебе ниспослали Коран, чтобы ты разъяснил людям то, что было ниспослано прежним посланникам, — быть может, они одумаются.» (Коран, 16:44)
Тафсир во времена Пророка Мухаммада
При жизни Посланника толкование Корана было относительно простым делом по нескольким причинам. Во-первых, сподвижники Пророка сами были свидетелями ниспослания Корана и видели, при каких обстоятельствах оно происходило. Они понимали причины явления того или иного аята, поэтому им не приходилось заниматься исследованиями, как это делали толкователи Корана позднее.
Во-вторых, язык, на котором говорили первые мусульмане, и был языком Корана, так как он был явлен именно на их диалекте. Таким образом, понимание языка Корана, в общем, не вызывало у них затруднений.
«Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость» (Коран, 6:82)
Асхабы спросили: «О, Посланник Аллаха! Кто же из нас не поступает несправедливо (со своей душой)?» Пророк ответил: «Разве вы не слышали слова Лукмана: «Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ведь ширк – великая несправедливость» (аль-Бухари).
Иными словами, Пророк сообщил, что несправедливостью в этом аяте назван ширк или приравнивание кого-либо к Аллаху.
Сподвижники очень заботились о том, чтобы правильно понять смысл всех аятов до единого. Абу Абдуррахман ас-Сулами (ум. 75 год по хиджре) сообщил, что, изучая Коран, Усман ибн Аффан и Абдулла ибн Масуд и другие, выучивали десять аятов, после чего непременно останавливались и не продолжали дальше, пока не усвоят все идеи и все заповеди выученных аятов. Они говорили: «Мы изучаем Коран, а вместе с ним – его идеи и запреты». Это доказывает, что сподвижники Пророка стремились понять Коран настолько, что не брались запоминать новый аят, пока не убедятся, что полностью усвоили содержание предыдущих.
Времена асхабов
После смерти Пророка началась систематизация тафсира как науки. Следует учесть, что первыми толкователями Корана, фактически, были его сподвижники. Их тафсир опирался на сам Коран, высказывания Пророка, правила арабской грамматики и стилистики, их личные рассуждения (иджтихад), а также языческие обычаи, преобладавшие в период Откровения, и иудейско-христианские писания. Подробнее мы остановимся на этих источниках ниже.
Среди сподвижников было много известных толкователей Корана. Ас-Суюти пишет: «Среди сподвижников знанием тафсира выделялись десять: аль-хулафа ар-рашидун (четыре праведных халифа), Абдулла ибн Масуд, Абдулла ибн Аббас, Убай ибн Кааб, Зайд ибн Сабит, Абу Мусса аль-Ашари и Абдулла ибн Зубайр.
Что касается халифов, то большая часть толкований принадлежит Али ибн Абу Талибу; что касается трех остальных, то об их толкованиях довольно мало сообщений, так как они относительно рано умерли…» (Тафсир аль-джалалайн). То есть, толкования Абу Бакра, Умара и Усмана меньше распространены в силу того факта, что их не успели собрать до их смерти. Кроме того, в их время не было большой необходимости много заниматься интерпретациями Корана, потому что тогда многие сподвижники Пророка еще были живы и жили повсюду. Но позднее, например, в период правления Али, толковать Коран приходилось уже намного чаще.
Помимо этих десяти сподвижников были и другие известные толкователи, такие как Анас ибн Малик, Абу Хурайра, Джабир ибн Абдулла и Аиша, хотя они и не относились к категории тех, кого упомянул ас-Суюти.
Самым авторитетным знатоком смыслов Корана из асхабов считается ибн Аббас. Абдулла ибн Умар сказал, что Ибн Аббас – «самый знающий из тех, кто остался на земле и разбирается в том, что ниспослано Мухаммаду (мир ему и благословение)».
Известно, что Пророк сам молился за ибн Аббаса:
«О Аллах! Научи его Книге и мудрости!» (Ахмад)
В другом хадисе сообщается, что он сказал:
«О Аллах! Наставь его в религии и толковании» (аль-Бухари).
Ибн Аббас с малых лет сопровождал Посланника, так как они были двоюродными братьями, а его тетя Маймуна была женой Посланника.
Ибн Аббас пользовался большим уважением асхабов, несморя на свой возраст (ему было всего лишь тринадцать лет, когда умер Пророк). Умар часто разрешал ибн Аббасу присутствовать на встречах старших сподвижников, некоторые из них даже жаловались: «Почему ты позволяешь ему входить? У нас тоже есть сыновья того же возраста». Умар отвечал: «Потому что он из самых знающих среди вас!».
Однажды он созвал их, чтобы доказать свою правоту, и спросил их мнение об аяте:
«Когда придет помощь Аллаха, и настанет победа» (Коран, 110:1).
Некоторые сказали: «Нам было приказано восхвалять Аллаха и просить о Его прощении, когда придет помощь Аллаха, и мы победим (наших врагов)» Некоторые промолчали и не сказали ничего. Тогда Умар обратился к ибн Аббасу с вопросом, думает ли он так же. И тот ответил: «Нет… Это признак приближающейся смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение), о котором нам сообщил Аллах. Этот аят означает:
«Когда придет помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он – Принимающий покаяния.» (Коран, 110:1-3)
На это Умар сказал: «Я не знаю другого толкования этой суры» (аль-Бухари).
Толкования ибн Аббаса, а также Абдуллы ибн Масуда, Али ибн Абу Талиба и Убая ибн Кааба – самые многочисленные толкования сподвижников, которые встречаются в литературе тафсира. Каждый из них при жизни создавал школы изучения Корана, и оставил после себя множество учеников среди табиинов.
Но сахабы оставили комментарии не всех аятов Корана. Это объясняется тем, что в то время большая часть Корана была понятна, дискуссии возникали только по спорным аятам, и тогда сподвижники давали свое толкование. Их толкование обычно представляло собой изложение аята более понятными словами или объяснение определенной фразы или слова при помощи доисламских поэтических образов. Отметим, что в сравнении со следующими, для этого периода характерны лишь незначительные расхождения в тафсире.
Период табиинов
После поколения сподвижников обязанность объяснять Коран легла на их учеников и последователей. Табиины использовали для толкований Корана те же источники, что и сахабы, а также добавили к этим источникам существующие интерпретации сахабов. Они понимали, что толкования, данные сподвижниками Пророка несравнимы по важности с толкованиями тех, кто жил после них.
Таким образом, у этого поколения были следующие источники тафсира: Коран, высказывания Пророка (мир ему и благословение), сообщенные его сподвижниками, личные умозаключения сподвижников (иджтихад), арабский язык, их собственные умозаключения (иджтихад), а также иудейско-христианские писания.
После смерти Пророка сподвижники разъехались по разным городам, чтобы учить людей религии Ислам. Каждый из них имел своих последователей, большинство из которых стали учеными и знатоками ислама.
Тремя главными центрами науки мусульманского государства были Мекка, Медина и Куфа. Во времена табиинов в них стала развиваться и наука тафсира.
В Мекке, где жил ибн Аббас, его первыми учениками стали местные ученые, в частности Саид ибн Джубайр (умер в 95 году хиджры), Муджахид ибн Джабр (ум. 104 г.х.), Икрима (ум. 104 г.х.), Тавус (ум. 106 г.х.) и Ата ибн Рабах (ум. 114 г.х.). Все они стали знатоками в своей области, и их тафсиры считаются одними из наиболее авторитетных и в наши дни.
В Медине на развитие тафсира сильнее других повлиял Убай ибн Кааб, его учениками были Абу аль-Алия (ум. 90 г.х.), Мухаммад ибн Кааб аль-Куради (ум. 118 г.х.) и Зайд ибн Аслам (ум. 136 г.х.).
В Куфе свои знания в области толкования Корана передавал Абдулла ибн Масуд, у которого учились Алькама ибн Кайс (ум. 61 г.х.), Масрук ибн Аджда (ум. 63 г.х.) и аль-Асвад ибн Язид (ум. 74 г.х.). Другие табиины из Куфы, прославившиеся как муфассиры: Амир аш-Шаби (ум. 109 г.х.), аль-Хасан аль-Басри (ум. 110 г.х.) и Катада ас-Садуси (ум. 117 г.х.).
В первые столетия хиджры получил довольно широкое распространение метод толкования Корана через исраилият, то есть иудейские и христианские писания. Большинство тех, кто прибегал к толкованию исраилиятом, обратились в ислам из иудаизма или христианства, поэтому предания Торы и Евангелия были им хорошо знакомы. Среди них были Абдулла ибн Салам (он относился к поколению сахабов, умер в 43 году хиджры), Кааб аль-Ахбар (принял ислам после смерти Пророка и никогда его не видел, умер в 32 году хиджры), Вахб ибн Мунаббих (ум. 110 г.х.) и Абдул Малик ибн Джурайдж (ум. 150 г.х.). В большинстве случаев именно этим ученым принадлежат тафсиры, построенные на использовании иудейско-христианских писаний.
Следует отметить, что во времена табиинов разночтения в толкованиях Корана встречались намного чаще, чем во времена сахабов. Для этого периода также характерно появление множества выдуманных хадисов, приписываемых Пророку. Это объясняется политико-религиозной борьбой, происходившей на территории мусульманского государства в этот период. Кроме того, табиины оставили после себя больше толкований аятов, чем сахабы, потому что этому поколению уже чаще требовались объяснения тех или иных аятов.
Составление тафсира
Собственно, после табиинов возникла практика собирания и записывания толкований. Самые важные работы принадлежат мухаддисам, которые собирали хадисы, а вместе с ними и толкования. Таким образом, в этот период тафсир считался областью хадисоведения.
Наиболее известные авторы толкований Корана, жившие в это время: Язид ибн Харун ас-Сулами (ум. 117 г.х.), Суфьян аль-Заври (ум. 161 г.х.), Суфьян ибн Уяйна (ум. 198 г.х.), Ваки ибн аль-Джарах (ум. 197 г.х.), Шубах ибн аль-Хадждадж (ум. 160 г.х.), Адам ибн Аби Ияс (ум. 220 г.х.) и Абд ибн Хумайд (ум. 249 г.х.). Ни одна из их работ не сохранилась до наших дней в первоначальном виде.
На следующем этапе тафсир перестал был разделом науки о хадисах и стал отдельной наукой, тогда же появились работы, посвященные исключительно тафсиру.
В этот период толкование получили все аяты Корана, а не только те, которые толковал Пророк (мир ему и благословение) и сахабы.
Пытаясь ответить на вопрос, кто же был первым составителем полного тафсира, исследователь сталкивается с серьезными трудностями из-за того, что до наших дней не сохранилось практически ни одной рукописи, датированной первым веком хиджры. Однако ссылки на них встречаются в более поздних трудах, таким образом, автором наиболее раннего из упомянутых сборников толкований принято считать Саида ибн Джубайра (ум. 95 г.х.).
Вероятнее, его работу нельзя назвать полным тафсиром, скорее всего, это было собрание толкований предыдущих поколений. Интересную историю приводит ибн Надим (умер 438 г.х.) в знаменитой работе «Китаб аль-Фихрист: один из учеников аль-Фарры Умар ибн Букайр, служивший Хасану ибн Сахлу, написал своему учителю: «Иногда правитель просит меня растолковать аят Корана, а я не могу ничего ему ответить. Поэтому, если ты сочтешь нужным составить сборник или написать книгу о Коране, я бы мог обращаться к ней всякий раз, когда он спросит». Аль-Фарра сказал своим ученикам: «Соберитесь вместе, чтобы я мог продиктовать вам книгу о Коране»… и он велел муазину читать суру «аль-Фатиха», чтобы он мог растолковать ее, и так до тех пор, пока вся книга (Коран) ни была закончена.
Абу аль-Аббас, передавший эту историю, сказал: «До него никто не делал ничего подобного, и я не думаю, что можно что-то добавить к написанному им» (аль-Фихрист).
Аль-Фарра умер в 207 году хиджры, поэтому можно сказать, что его труд был одним из первых тафсиров. Ибн Маджа (ум. 273 г.х.), автор знаменитого сборника «ас-Сунан», также написал тафсир, но опять-таки ограничился пересказом толкований предыдущих поколений на основе Сунны.
Автором одного из величайших классических тафсиров Корана, без сомнения, является Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (ум. 310 г.х.). Хотя его тафсир во многом опирается на хадисы, автор разбирает аяты с грамматической точки зрения, приводит различные варианты прочтения и их влияние на смысл аята, а также излагает собственные соображения относительно смысла некоторых аятов. Во многих отношениях этот труд можно считать первым фундаментальным тафсиром, в котором предпринята попытка проанализировать аяты с разных сторон.
Вслед за этой работой довольно скоро были написаны тафсиры Абу Бакра ибн Мунзира ан-Наисапури (ум. 318 г.х.), ибн Аби Хатима (327 г.х.), Абу Шайха ибн Хиббана (ум. 369 г.х.), аль-Хакима (ум. 405 г.х.) и Абу Бакра ибн Мардавайха (ум. 410 г.х.).
В этот период началась специализация науки тафсир, например, иногда толкования составлялись с упором на грамматический анализ аятов. Также большое значение уделялось иджтихаду. Иногда тафсир писался исключительно в защиту вероучения той или иной секты (например, тафсир секты мутазилла), и даже в поддержку различных мазхабов (ханафитского, шафиитского, маликитского). Кроме того, в этот период в тафсирах все реже стал приводиться иснад, из-за чего возникло много слабых и выдуманных хадисов.
Вывод
Итак, историю тафсира можно разделить на пять периодов. Первый был временем сподвижников и учеников; тафсир заключался в толковании аятов, вызывающих особые затруднения или неправильно понимаемых, а также знании Сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Сподвижники и их ученики прибегали к иджтихаду, то есть выражали собственное мнение, только в случае крайней необходимости.
Второй период – времена учеников и их последователей. Это поколение начало составлять сборники рассказов, повествующих о поступках и высказываниях Пророка, в том числе, толкующих аяты Корана. Таким образом, тафсир еще не был отдельной наукой, а являлся составной частью науки о хадисах.
На третьем этапе начали появляться отдельные работы о толкованиях Корана, составленные на основе сборников хадисов предыдущих поколений, и тафсир начал постепенно выделяться в отдельную исламскую науку. На этом этапе, начавшемся во второй половине третьего столетия хиджры, были созданы первые полные толкования Корана, включающие не только трактовки и комментарии прежних поколений мусульман. Тем не менее, главным источником тафсира все еще оставались толкования прежнего поколения.
И только на четвертом этапе стали меньше полагаться на одни только хадисы и больше внимания уделять методу иджтихада, который использовали и для того, чтобы трактовать Коран в защиту вероучений разных сект. Например, Ас-Суюти сообщает, что аят
«путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших» (Коран, 1:7)
имеет десять трактовок, в зависимости от того, о ком идет речь, несмотря на то, что Пророк (мир ему и благословение) совершенно ясно объяснил, что эти слова касаются иудеев и христиан.
В это время также появилось много толкований, взятых из вымышленных хадисов, так как тафсир больше не требовал приводить иснад.
Последний период истории тафсира, начавшийся в четвертом веке хиджры и длящийся до наших дней, стал расцветом этой науки. Кроме классического аналитического тафсира, при котором применяется толкование Сунной и методом иджтихада, появились различные разновидности тафсира, например, тематический тафсир (изучающих конкретную тему, обсуждаемую в Коране), сравнительный тафсир, в котором сравниваются различные интерпретации. Некоторые тафсиры совмещают все эти аспекты и являются фундаментальными трудами, построенными на максимальном количестве способов интерпретации.