Тахограф скзи и естр в чем разница

Отличия карт водителя СКЗИ и ЕСТР

Вопрос, чем отличаются карты водителя СКЗИ от ЕСТР, нередко возникает у тех людей, кто занимается грузоперевозками внутри страны, либо за её пределами. Оба вида карт применяются вместе с тахографами и позволяют однозначно идентифицировать личность ее владельца. Карта водителя работает как ключ доступа водителя к цифровому прибору контроля. Внутри память карты зашифрована и содержит данные о водителе, его режиме работы и транспортном средстве.

Водитель должен знать отличия карты водителя ЕСТР и СКЗИ. Европейские и российские карты подходят для использования лишь с определенными типами тахографов.

Основные отличия карт водителя СКЗИ и ЕСТР

Отличия карт ЕСТР состоит в том, что они работают только с тахографами ЕСТР, так как в тахографах СКЗИ используется другой тип шифрования. Соответственно, карты СКЗИ работают только с тахографами имеющими блок СКЗИ. Давайте разберемся что обозначают аббревиатуры СКЗИ и ЕСТР.

ЕСТР – это соглашение о грузовых и пассажирских перевозках на территории европейских стран. Тахографы, отвечающие этому соглашению, изготовлены в Европе и имеют сертификат ЕСТР.

СКЗИ – блок криптозащиты (блок СКЗИ). В данный блок записывается и затем шифруется информация, полученная тахографом. Контрольные приборы такого типа законодательно разрешено использовать только на территории Российской Федерации. Осуществление рейсов за пределы России с таким тахографом запрещен. Доступ к информации записанной в блоке криптозащиты тахографа СКЗИ можно получить только, используя карту СКЗИ.

При одинаковом назначении (запись данных с тахографа) такие карточки имеют ряд особенностей:

Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

Вопрос выбора личной карточки водителя определяется типом контрольного устройства, а также спецификой использования транспорта. Для интернациональных рейсов требуется установка прибора европейского образца с ЕСТР, для автотранспорта, оказывающего услуги на территории РФ, необходим тахограф с СКЗИ.

Различия в оформлении карт водителя СКЗИ и ЕСТР

Наша компания предлагает услуги по получению карт водителя различных типов. У нас можно заказать чип-карточки СКЗИ и ЕСТР по низким ценам с изготовлением в короткие сроки.

Документы, требуемые для оформления личных карточек, могут подаваться как водителем самостоятельно, так и предприятием, на балансе которого находится транспортное средство. При необходимости изготовить несколько карт целесообразно оформление коллективной заявки от компании.

Заявление, заполняемое на выдачу карты, отличается в зависимости от типа карты и очередности обращения: при первой выдаче, для замены при утере, истечении срока или наличии дефекта.

Чтобы оформить личную карточку водителя СКЗИ или ЕСТР требуется подача следующих документов:

Специалисты нашей компании осуществляют оперативную обработку подаваемых заявок, предоставляют необходимую консультацию по выдаче карточек ЕСТР и СКЗИ. Мы оказываем полный комплекс услуг по выдаче карт для тахографа, организуем их замену в соответствии с действующим законодательством.

Источник

Тахограф. ЕСТР/СКЗИ

Всем добрый день, друзья! Сегодня хочу рассказать о таком приборе, как Тахограф.

2. Тахографы российского производства, с установленным блоком СКЗИ. (Система криптозащиты информации.)
В настоящее время порядок использования тахографов регламентируется Приказом №36 Министерства транспорта России. В соответствие с ним, все транспортные средства, предназначенные для работы на территории РФ, должны быть обеспечены тахографами с блоком СКЗИ. (За исключением международных перевозчиков)
Представлены такими производителями, как: Штрих, АТОЛ, Меркурий, ТЦА, Касби, VDO и так далее.

Немного цифр.
— Для потребителя новый тахограф с блоком СКЗИ будет стоить в районе от 35 до 50 тысяч рублей под ключ на одно транспортное средство. (Сюда включена стоимость тахографа, активация блока СКЗИ, установка, калибровка)
— Для работы с тахографом требуется карта водителя. Карта водителя, как вторые права должна быть у любого, кто работает на транспортных средствах с тахографом. Ее стоимость в настоящее время 3.5-4.5 тысячи рублей. Она тоже выдается на срок 3 года, после этого делается заново.
— На каждом предприятии должна быть «Карта предприятия» для выгрузки данных с тахографа, это обязательная процедура, которая должна производиться не реже раза в 28 суток.
Ее стоимость от 4 тысяч рублей, но срок замены 5 лет.
— По истечении трех лет с момента первичной установки происходит замена блока СКЗИ, т.е. хозяин ТС попадает на: Демонтаж тахографа для проведения работ в мастерской, деактивацию отработанного блока СКЗИ, покупку и активацию нового блока СКЗИ (

16-18 тысяч), установку тахографа обратно на ТС после проведения работ и калибровка.
Вся процеруда вместе со стоимостью блока СКЗИ выходит от 18 до 22 тыс. рублей. И она проводится не реже раза в 3 года, а зачастую чаще.
— Также блок СКЗИ меняется при перепродаже ТС, изменении хозяина, изменении гос. номера.
— Калибровка тахографа также производится раз в 3 года обычно вместе с заменой блока СКЗИ, но также при следующих ситуациях: изменение колес транспортного средства, расхождение километража на тахографе и одометре. Стоимость калибровки составляет 3-5 тыс. рублей.

В отличии от тахографов с СКЗИ, ЕСТР тахографы калибруются раз в 2 года, но не требуют никакой замены каких либо блоков. И срок их эксплуатации несколько выше по личному опыту из-за качества исполнения.

В принципе на данный момент это все, спасибо за внимание, задавайте вопросы, а я задам свой.
Представляете какие деньги имеет государство со всего этого?
Почему в Европе стандарт ЕСТР прекрасно работает без каких-либо шифрований, а у нас нет?
Вопросы риторические 🙂

Блок СКЗИ стоимостью 16 тыс. рублей (в закупе) во всей красе:

Источник

Как, зачем и почему: часто задаваемые вопросы о тахографах 12:29, 10 ноября 2021 Версия для печати

Практически в каждом грузовике есть тахограф. Это устройство выполняет важную функцию: контролирует режим труда и отдыха водителя.

Какие бывают тахографы?

В России эти устройства можно поделить на две группы: СКЗИ и ЕСТР.

Тахографы с блоками СКЗИ (устройствами, кодирующими информацию и защищающими её от взлома) используются во внутрироссийских перевозках. За рубеж их вывозить нельзя, так как блок криптозащиты охраняется законом «О государственной тайне»: нерасторопному перевозчику, выехавшему на грузовике с таким устройством, грозит уголовное дело. Если перевозчик не является «международником», он должен использовать именно такой тахограф — об этом сказано в Приказе Минтранса N 440.

Тахографы ЕСТР соответствуют европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств и подходят для работы за границей. Если у перевозчика есть лицензия «международника», он может использовать тахограф ЕСТР и для внутрироссийских рейсов.

Интересно, что тахографы с блоками СКЗИ дороже устройств, соответствующих ЕСТР и требуют дополнительного обслуживания (блок СКЗИ подлежит замене раз в три года). Из-за этого некоторые перевозчики получают международную лицензию, которая позволяет им использовать устройства ЕСТР для внутрироссийских перевозок.

На какие машины устанавливаются тахографы?

Применительно к грузовикам — на все транспортные средства категории С разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн. То есть для лёгких коммерческих автомобилей (например, для «Газелей») устройство не обязательно. А вот на «Газон» или другой среднетоннажный грузовик тахограф устанавливать придётся.

Контрольные устройства нужно устанавливать вне зависимости от того, кому принадлежит ТС — физическому лицу, индивидуальному предпринимателю или компании.

Как работают тахографы?

Садясь за руль, водитель включает устройство и вставляет в него свою карту, а затем вводит пин-код. Прибор автоматически включает режим «Управление» когда машина едет или «Работа» — когда она стоит на месте. Режим «Отдых» водитель обычно включает вручную, хотя некоторые модели тахографов могут делать это автоматически – когда глушится двигатель автомобиля.

Практически любой современный тахограф оснащен небольшим термопринтером. Когда водителя остановят сотрудники УГАДН или Ространснадзора, они могут попросить его сделать распечатку — и проверить, соблюдает ли тот режим труда и отдыха. Поэтому перед рейсом водитель должен убедиться, что в тахографе есть бумага.

Где взять тахограф и как его обслуживать?

Многие современные ТС оснащаются тахографами прямо на заводе и продаются полностью укомплектованными: владельцу грузового автомобиля нужно лишь оформить карты для водителей. Если в машине нет тахографа (или установлен тахограф старого образца), он может обратиться в тахографическую мастерскую.

Техобслуживание тахографа называется «калибровкой», делать её нужно раз в три года. С таким же интервалом меняют блок СКЗИ. Никаких других манипуляций с исправно работающими устройствами проводить не нужно.

Где взять карту для тахографа?

Карты водителей заказываются у организаций, сотрудничающих с заводами-изготовителями. Заказать карту напрямую, без посредника не выйдет.

Заказать карту можно в офисе компании, предоставляющей такие услуги или через интернет. Изготовление занимает в среднем 10-25 дней, стоимость услуги — от двух до четырёх тысяч рублей в зависимости от типа карты (ЕСТР или СКЗИ).

Карты для тахографов ЕСТР и СКЗИ — разные: с устройствами другого типа работать они не будут!

Что делать, если тахограф сломался?

Если тахограф сломался до начала рейса, отправляться в путь нельзя: сперва нужно устранить неисправность.

Если прибор сломался во время поездки, водителю необходимо двигаться либо к ближайшей СТО, либо к месту регистрации ТС. На это ему даётся семь дней.

Сотрудники контролирующих органов могут попросить у водителя подтвердить, что устройство сломалось после начала рейса. Для этого можно использовать сделанную ранее распечатку или запись разговора с СТО, в которую обратился водитель, узнав о поломке.

Какие нормы труда и отдыха действуют в России сегодня?

РТО регламентирован 424 Приказом Минтранса. Это довольно объемный документ, описывающий правила, которых должны придерживаться водители автомобилей. Он вступил в силу 1 января 2021 года и будет действовать до 1 января 2027 года.

Вот краткая выжимка из этих правил:

424-й Приказ Минтранса не лишён шероховатостей: некоторые его положения позволяют перевозчикам «легально злоупотреблять» — продлевать ежедневное рабочее время, оправдывая это причинами, которые практически невозможно проверить. Отличный обзор этого Приказа подготовил автор блога dalnoboi.pro.

Какие штрафы грозят за езду без тахографа и нарушения РТО?

За отсутствие тахографа или нарушение требований к его использованию физических лиц могут оштрафовать на 3-5 тысяч рублей, за нарушение режима труда и отдыха – на 1,5-2 тысячи.

ИП и юрлица за выход на линию машины без тахографа заплатят 15-25 и 20-50 тысяч рублей соответственно. Такие же размеры штрафов установлены за нарушение РТО.

Все эти штрафы предусмотрены статьей 11.23 КоАП.

Помогают ли тахографы бороться с нарушениями РТО?

Безусловно, тахографы выполняют свою функцию и отслеживают режим труда и отдыха. Но в России, как и во многих других странах мира, водители не всегда соблюдают этот режим. Нарушения носят массовый характер и встречаются как среди «частников» (предпринимателей, владеющих одним или несколькими грузовиками), так и в крупных транспортных компаниях.

Причин тому немало. Чаще всего перевозчики говорят об экономической нецелесообразности соблюдения РТО: штрафы, которые выставляют заказчики перевозок за опоздания, значительно превышаю штрафы за нарушения режима труда и отдыха. Ещё одна причина, характерная для России — невозможность соблюдения РТО из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. Например, за Уралом или на Дальнем Востоке, где на протяжении многих сотен километров на трассе может просто не оказаться охраняемой стоянки — а ночевать на обочине или на неохраняемом пустыре небезопасно, особенно если в прицепе находится дорогостоящий груз.

Не стоит, однако, считать, что проблема с РТО водителей-дальнобойщиков характерна только для России. Водители нарушают режим труда и отдыха и в других странах. На Западе с такими нарушениями борются жёстче: размер штрафа здесь может достигать нескольких сотен и даже тысяч евро, поэтому нарушения встречаются реже.

Почему некоторые перевозчики считают, что тахографы вредят их бизнесу?

Многие перевозчики и представители профессиональных объединений считают, что тахографы создают излишнюю нагрузку на бизнес и не выполняют своих функций. Самый главный аргумент в пользу этой точки зрения заключается в том, что сотрудники контролирующих органов проверяют наличие устройства и его соответствие действующему законодательству — а на соблюдение РТО обращают внимание чрезвычайно редко. Более того, водители рассказывают, что выявленный факт нарушения РТО чаще всего решается с помощью взятки.

— Штраф за тахограф 1500 рублей, а инспектору Ространснадзора водители дают 500, — рассказывает президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. — В крупных компаниях траты на штрафы заложены в тариф! Перевозчики говорят: если мы привезём груз с опозданием, штраф от заказчика будет гораздо выше.

РТО никто не соблюдает, потому что это невозможно. Если с завтрашнего дня взять и всех перевозчиков обязать соблюдать законы, послезавтра экономика встанет. С учетом количества времени, в течение которого водителю можно работать, в машины нужно сажать по несколько водителей. А у нас их и так не хватает.

Тем не менее, требование об оснащении тахографом было и остаётся обязательным, и практически в каждом автомобиле, который занимается коммерческими перевозками, есть контрольное устройство.

Будут ли меняться тахографы и законы, регулирующие их использование?

По всей видимости, да.

В 2020 году стало известно, что Минтранс разработал законопроект о внедрении онлайн-тахографов — устройств, контролирующих соблюдение режима труда и отдыха и передающих данные в единую автоматизированную систему в реальном времени, а кроме того, фиксирующих скорость грузовика. Они смогут выписывать штрафы — причем не только за нарушение режима труда и отдыха, но и за превышение скорости. В теории такие тахографы могут положить конец нарушениям РТО, сделать работу водителей проще и безопаснее.

В том же году прошли испытания таких устройство, однако до Госдумы законопроект так и не добрался — возможно, сказалась разразившаяся внезапно пандемия коронавируса, от которой пострадали в том числе и перевозчики, и Минтранс решил не усиливать нагрузку на бизнес, и без того оказавшийся в сложной ситуации.

Похожие инициативы возникают и в других странах, а иногда подобные решения реализуются перевозчиками, которым необходимо отслеживать свой транспорт. Поэтому замена обычных тахографов подключенными к интернету устройствами вполне вероятна — правда, прогнозировать её сроки сегодня практически невозможно.

Источник

Различия тахографов ЕСТР и СКЗИ

Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

Различия тахографов ЕСТР и СКЗИ отвечаем на вопросы.

Современные транспортные компании испытывают ряд проблем, возникающих из-за обязательного требования оснащать транспортные средства, осуществляющие коммерческие и пассажирские грузоперевозки, как по территории России, так и за ее пределами, устройствами контроля под названием тахографы.
Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

Вопрос выбора между видами тахографов, которые будут установлены на солидный по количеству тс автопарк, актуален, так как многие владельцы транспортных компаний не всегда понимают, в чем отличия между тахографами СКЗИ и ЕСТР. Однако экономия, которая может быть получена, в результате грамотной оценки и установки требуемого вида тахографов, составит для них до нескольких миллионов рублей. Поэтому так важно при выборе данных устройств, устанавливаемых в массовом количестве, обратиться за помощью к нашей квалифицированной организации.

«Плод» отечественной разработки создан специально для использования на внутреннем рынке потребления услуг, предоставляемых для транспортных компаний и индивидуальных физических лиц, осуществляющих, указанные в стандартах, виды перевозок.

Тахограф с блоком СКЗИ нельзя вывозить за пределы страны, и даже страны-участницы Таможенного Союза не имеют возможности использовать российские устройства СКЗИ. Накопитель устройства фиксирует всю необходимую информацию, предоставленную водителем и подключенными к нему устройствами ТС. Это касается считывания данных о поездке – скорости движения, времени отдыха и активности водителя, возможности отследить его перемещение благодаря встроенной GPS-навигации.

Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

Источник

Тахограф скзи и естр в чем разница

Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

КАРТЫ СКЗИ И ЕСТР: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Личная водительская пластиковая карта является своеобразным ключом, содержащим уникальный код, по которому идентифицируется водитель. Карты евро-образца предназначены для устройств ЕСТР, и не могут быть использованы в СКЗИ. Аналогично, карты СКЗИ действительны только для отечественных тахографов.

Внешне пластиковые карты очень похожи: у них совпадает размер, идентично цветовое оформление. Однако при внимательном рассмотрении можно найти ряд различий:

Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

Разница в стоимости изготовления карт довольно существенна: ЕСТР дороже, чем СКЗИ, примерно в полтора раза. Чтобы избежать неоправданных расходов на перевыпуск карт, необходимо заранее идентифицировать ее принадлежность, а в случае сомнений – обратиться к специалистам.

Карта ЕСТР

Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть фото Тахограф скзи и естр в чем разница. Смотреть картинку Тахограф скзи и естр в чем разница. Картинка про Тахограф скзи и естр в чем разница. Фото Тахограф скзи и естр в чем разница

ИП Подылина Н.А. © 2005-2021

Более 15 лет успешно работаем на рынке систем мониторинга транспорта, контроля топлива и персонала.

Перед использованием информации, размещенной на данном сайте (далее «Сайт»), просим Вас ознакомиться с настоящими правилами (далее «Правила»). Посещая Сайт и используя содержащуюся здесь информацию, Вы выражаете свое согласие с данными Правилами, без каких-либо ограничений и оговорок.

Все данные на сайте www.tk-ekat.ru представлены as is («как есть») с возможными ошибками, без каких-либо явных и подразумеваемых гарантий.

Информация, размещенная на сайте, носит ознакомительный характер и не предназначена для коммерческого использования. Все материалы Сайта предназначены для персонального и некоммерческого использования. Посетители Сайта не вправе использовать информацию в каких-либо коммерческих целях, в том числе не вправе воспроизводить, изменять, рассылать или публиковать информацию полностью или в части без предварительного письменного согласия ООО «ТехноКом».

ООО «ТехноКом» не несет ответственности за прямой или косвенный ущерб, упущенную выгоду, возникшие в результате использования или невозможности использования материалов, размещенных на сайте, а также за возможные неточности, технические и смысловые ошибки, допущенные в информации на сайте.

Обращаем Ваше внимание, что указанные на сайте тарифы на товары и услуги носят информационный характер. Размещенные на сайте материалы и тарифы не являются публичной офертой или предложением делать оферты по смыслу ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации и не могут быть использованы для доказывания обязанности заключить договор на условиях, содержащихся в таких материалах. Для получения подробной информации просьба обращаться в ООО «ТехноКом».

Ссылки на сайты третьих лиц размещены в информационных целях и не означают рекомендацию посетить эти сайты. Переход на другие сайты осуществляется только по желанию посетителя. ООО «ТехноКом» не отвечает за точность данных, содержащихся на ресурсах третьих лиц.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *