Таинство веры что это

Таинство веры.
Введение в православное догматическое богословие

Содержание

Предисловие к первому изданию

Отец Иларион пользуется современным языком для выражения опыта, содержащегося в двухтысячелетнем Предании Церкви. Делая это, он выполняет задачу, которая в каждую эпоху должна решаться заново. Это особенно важно сегодня, когда столь многие утратили способность непосредственного восприятия тех сокровищ, которые предлагает им Православная Церковь. Отец Иларион внимателен как к историческому пути Церкви, так и к ее неизменяемой природе. Он говорит от имени Предания Восточной Церкви, однако сравнивает ее учение с западной традицией, указывая на различия, из которых одни являются поверхностными, другие – более глубокими. И на протяжении всей книги подчеркиваются связи между учением Отцов и учением Нового Завета, Церкви и апостолов.

Это книга, которую можно горячо рекомендовать. Книга, которая является поистине введением, в этимологическом смысле, в богатства и глубины православной веры, потому что она ведет человека внутрь веры – туда, где живет сам автор. В эпоху, когда Православие приобретает все более широкую известность во всем мире, следует надеяться, что настоящая книга скоро появится и в переводах на европейские языки.

ВАСИЛИЙ, епископ Сергиевский, викарий Сурожской епархии

Отзывы на первое издание

Труд отца иеромонаха Илариона «Таинство веры» – очень ценный и своевременный вклад в русскую богословскую литературу. Книга написана языком простым, живым, от опыта и жизни Православного Предания. Отец Иларион «вводит» читателя, даже богословски неискушенного, в тайники Православия, затрагивая главные области догматического вероучения: пути к Богу, троичная тайна, мир и человек, Христос-Спаситель, тайна Церкви, таинства, молитва, обожение, жизнь будущего века.

Само заглавие «Таинство веры» подводит к более углубленному и расширенному пониманию «таинства», чем то, которому учит нас «школьное» богословие. Сама Церковь, Тело Христово есть первичное «таинство», и в ней мы приобщаемся полноте «тайны» спасения, силою Святого Духа и подвигом веры.

Книга оснащена множеством цитат, помимо, конечно, Священного Писания, из святоотеческой письменности, да и из современной православной богословской литературы, ибо Священное Предание не замыкается в средневековье и дуновение Духа продолжается и в наше время. Церковь Святая есть старица с вечно юным лицом. Современное православное богословие вложило богатейший вклад в сокровищницу вероучения, и книга отца Илариона об этом ярко свидетельствует.

Чрезвычайно ценно также обильное использование богослужебных текстов, молитв, песнопений. Литургическое предание должно рассматриваться наравне с богословскими трудами Святых Отцов как первичный источник православного боговедения. Нелегко представить современному читателю духовные сокровища Православия, не вдаваясь в суконный язык учебников, но эту задачу отец Иларион выполнил с полным успехом.

От всей души желаю широкого распространения «Таинству веры» и плодотворного богословского и духовного творчества его автору.

Протопресвитер Борис БОБРИНСКИЙ, ректор Свято-Сергиевского Православного богословского института в Париже

Предисловие автора ко второму изданию

Эта книга была написана «на одном дыхании» – в течение Великого поста 1992 года. В своем первоначальном виде она представляла собой подборку материалов для лекций по догматическому богословию, не предназначенных для печати. Книга увидела свет в 1996 г. по инициативе группы студентов Свято-Тихоновского православного богословского института. Вскоре появились английский и французский переводы. Отдавая русский текст в руки переводчиков, автор всякий раз вносил в него изменения, сокращения и уточнения. Так появилось на свет настоящее, второе издание.

Книга не является систематическим изложением догматического богословия Православной Церкви. Жанр книги может быть определен как личный комментарий автора, православного священника, к догматам Православной Церкви. Поэтому книга скорее ставит вопросы, чем дает ответы. Так как книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся учением Православной Церкви в его историческом развитии и в его отношении к современным проблемам, автор считал необходимым дать читателям возможность услышать живой голос учителей Церкви и некоторых ее ведущих богословов, и потому приводил буквально их высказывания относительно основных догматов вероучения.

В современном мире широко распространен такой взгляд на религию, при котором догматы рассматриваются как нечто необязательное и вторичное, а первичными признаются нравственные заповеди. Отсюда – религиозный индифферентизм и равнодушие к богословию. Однако Церковь всегда сознавала, что догматы и заповеди связаны неразрывно и одно не бывает без другого. «Вера без дел мертва», – говорит апостол Иаков ( Иак. 2:26 ). А по апостолу Павлу, «человек оправдывается верою, независимо от дел закона» ( Рим. 3:28 ). В этих двух фразах нет противоречия: дела необходимы, но они не спасительны сами по себе, без веры, потому что спасает людей Христос, а не их собственные добродетели.

«И познаете истину, и истина сделает вас свободными», – говорит Христос ( Ин. 8:32 ), Который Сам является единственной Истиной, Путем и Жизнью ( Ин. 14:6 ). Каждый догмат раскрывает истину, указывает путь и приобщает к жизни. А каждая ересь удаляет от истины, закрывает для человека путь ко спасению и делает его духовно мертвым. Борьба за догматы, которую вела Церковь на протяжении всей своей истории, была, как показывает В.Лосский, борьбой за спасение человека, за возможность приобщения к истинной Жизни, единения с Богом и вечного блаженства. 2

Православное богословие никогда не располагало таким полным и исчерпывающим сводом вероучительных истин, каким для католического Запада являлась «Сумма теологии» Фомы Аквинского, где была сделана попытка систематизировать все христианское вероучение в виде вопросов и ответов. Труд Аквината на долгие столетия предопределил развитие богословской мысли Запада, которая становилась все более рациональной и схоластичной. Волей исторических обстоятельств православное богословие последних веков испытало на себе сильное влияние западного «школьного богословия», отразившееся, в частности, на русских учебниках по догматике, написанных в XIX веке. Оторванность от реальной духовной жизни и умозрительность, характерные для «школьного богословия» Католической Церкви вплоть до Второго Ватиканского Собора, в значительной мере присущи и русскому догматическому богословию прошлого столетия. И лишь в XX веке, трудами таких богословов, как Владимир Лосский, протоиерей Георгий Флоровский и других, был положен конец схоластическому засилью в русском богословии и выработано общее направление дальнейшего богословского поиска, лозунгом которого стало «вперед – к Отцам».

Жизнь во Христе есть духовный огонь, а богословие, построенное в первую очередь на доводах разума, подобно соломе, попаляемой и уничтожаемой огнем подлинного религиозного опыта. Говоря так, мы вспоминаем самого «отца схоластики» Фому Аквинского, которому, как повествует его жизнеописание, незадолго до смерти явился Христос, после чего он неожиданно для всех прекратил литературную деятельность, оставив незаконченной свою «Сумму». «После того что я видел, все, написанное мною, кажется мне подобным соломе», – сказал он своим ученикам. 3

Богословие должно не противоречить религиозному опыту, а наоборот, исходить из последнего; именно таким было богословие Отцов Церкви на протяжении двадцати столетий – от апостола Павла и священномученика Игнатия Богоносца до святителя Феофана Затворника и преподобного Силуана Афонского. В нашей книге мы стремились основываться на учении Святых Отцов, учитывая, впрочем, не только то, что у всех церковных писателей было общего, но и те частные богословские мнения (теологумены), которые вносились отдельными авторами в сокровищницу христианского вероучения. Главным критерием богословской точности служит, по православному пониманию, так называемый consensus patrum – «согласие Отцов» по основным вопросам доктрины. Однако нельзя понимать этот consensus как нечто искусственное, созданное в результате отсечения у каждого автора всего индивидуального и наиболее яркого, как некий «общий знаменатель» святоотеческой мысли. Нам представляется, что «согласие Отцов» подразумевает их общность в главном при возможных разногласиях по отдельным пунктам. Поэтому многие частные мнения Святых Отцов, будучи плодами духовного поиска богопросвещенных мужей веры, не должны искусственно отсекаться для создания упрощенной схемы или «суммы» богословия.

В нашей книге мы, помимо высказываний Отцов и учителей Церкви, приводили мнения некоторых современных православных богословов. Православная догматика не является памятником христианской древности: она требует живого восприятия и современного комментария, учитывающего опыт человека XX столетия. Нельзя, например, излагая догматическое учение Церкви, обходить молчанием взгляды таких выдающихся богословов, как митрополит Сурожский Антоний или архимандрит Софроний (Сахаров), которые сумели, оставаясь верными святоотеческому Преданию, ответить на жгучие вопросы сегодняшнего человека – вопросы, далеко не всегда совпадающие с тем, чем интересовались в IV веке. Православная догматика не может быть сведена к простому повторению того, что было сказано древними Отцами. Речь идет не о переосмыслении догматов, но о таком их осмыслении заново, при котором частью догматической системы становится опыт современного христианина.

Основанное на духовном опыте, чуждое рационализма и схоластики, православное богословие остается живым и действенным в наши дни не менее, чем сотни лет назад. Одни и те же вопросы всегда стояли и стоят перед человеком: что есть истина? в чем смысл жизни? как достичь истинного богопознания и блаженства в Боге? Христианство не стремится поставить точки над i, исчерпав все вопрошания человеческого духа. Но оно открывает иную реальность, настолько превосходящую все окружающее нас в земной жизни, что, встретившись с ней, человек забывает свои вопросы и недоумения, потому что душа его соприкасается с Божеством и умолкает в предстоянии Тайне, выразить Которую не в силах никакое человеческое слово.

Греческое слово «догма» с ударением на первом слоге, женского рода вошло в русский язык и в просторечии имеет отрицательный оттенок чего-то застывшего и безжизненного (так же как и слово «догматический»). Слово «догмат» мужского рода с ударением на втором слоге восходит к славянским богослужебным текстам: «Яко царское украшение Церкви, Василия вси восхвалим, догматов сокровище нескудеемо»; «Празднует днесь Церковь честное торжество учителей триех, ибо тии утвердиша Церковь божественными своими догматы» (Служба трем святителям: Минея праздничная. М., 1970, с. 295–296).

В. Лосский. Догматическое богословие; Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. Сс. 10–11.

La vie et l’oeuvre de saint Thomas d’Acquin: Thomas d’Acquin. Somme theologique. Paris, 1990. P. 24.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

7 церковных таинств: основания в Библии

Общие сведения о сути и истории возникновения таинств

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Таинства Православной Церкви — это не человеческие изобретения, все они были установлены Самим Господом, все они имеют основания в Священном Писании. Но история происхождения каждого из таинств — огромная и сложная тема. Для тех, кто хотел бы погрузиться в нее, мы подготовили список книг, написанных живым и понятным языком.

А здесь с достаточной степенью упрощения мы приводим лишь общие сведения о сути и истории возникновения таинств.

Таинство Крещения

Таинство веры что это. Смотреть фото Таинство веры что это. Смотреть картинку Таинство веры что это. Картинка про Таинство веры что это. Фото Таинство веры что это

Суть: Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью первородного греха, но в крещении меняется способ бытия человека. Он соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств. Совершаться оно может лишь один раз, в Символе веры об этом сказано: «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Библейские основания: Таинство установлено Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна сказано: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5). Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф 3:15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 28:19).

История: В апостольские времена людей крестили сразу, практически без подготовки. Затем, со II века, установилась практика катехизации, подготовки взрослых людей к крещению (которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху). Как отдельное богослужение обряд Крещения сложился позднее.

Таинство Миропомазания

Таинство веры что это. Смотреть фото Таинство веры что это. Смотреть картинку Таинство веры что это. Картинка про Таинство веры что это. Фото Таинство веры что это

Суть: Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.

Библейские основания: Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:37-39), а также в апостольских посланиях: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин 2:20), Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1:21).

История: Совершать это таинство сразу после Креще-ния постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.

Таинство Евхаристии

Таинство веры что это. Смотреть фото Таинство веры что это. Смотреть картинку Таинство веры что это. Картинка про Таинство веры что это. Фото Таинство веры что это

Суть: Приготовленные дары, хлеб и вино, по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Иисуса Христа, и христиане, причащаясь этих Святых Даров, приобщаются ко Христу, причем не символически, не умозрительно, а реально.

Библейские основания: Таинство установлено самим Христом. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь, имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54). Накануне Своей смерти на кресте Он совершил на Тайной вечере первую евхаристию и причастил Своих ближайших учеников (Мф 26:26).

История: После воскресения Христа эти ближайшие ученики — апостолы — пошли по всему миру проповедовать Благую Весть, основывали церковные общины, совершали сами таинство Евхаристии и заповедали совершать его поставленным ими епископам и священникам.

Таинство Исповеди

Таинство веры что это. Смотреть фото Таинство веры что это. Смотреть картинку Таинство веры что это. Картинка про Таинство веры что это. Фото Таинство веры что это

Суть: Христианин устно или письменно в присутствии священника (который в данном случае является свидетелем приносимого Богу покаяния) кается в своих грехах и получает прощение от Господа.

Библейские основания: Практика исповеди имеет ветхозаветные истоки (Суд 10:10; Пс 50; 1 Езд 9; Неем 1:6, 7; Дан 9: 4-19,
1 Цар 15:24-25 и др.). Иоанн Креститель исповедовал в грехах людей, приходивших к нему креститься
(Мф 3:6). Но главное, об этом в Евангелии прямо говорит Господь: Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:21-23).

История: Регулярная исповедь возникла в ранней христианской Церкви. Изначально считалось, что исповедоваться следует только один раз в жизни, но впоследствии возобладало мнение, что это нужно делать регулярно.

Таинство Елеосвящения

Таинство веры что это. Смотреть фото Таинство веры что это. Смотреть картинку Таинство веры что это. Картинка про Таинство веры что это. Фото Таинство веры что это

Суть: При помазании тела больного человека специально освященным елеем на него призывается Благодать Божия, исцеляющая от телесных и душевных болезней и тех грехов, в которых человек не может покаяться по своей немощи.

Библейские основания: Таинство имеет основания в Новом Завете. Во-первых, это слова в Евангелии от Марка о том, что ученики Христа многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк 6:13). Во-вторых, это слова из Послания апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5:14-15).

Важно знать: Таинство Елеосвящения, называемое в просторечии соборованием, по-разному стало пониматься у православных и у католиков. У католиков Елеосвящение называют «последним помазанием» и совершают только над смертельно больными людьми. В Православии же Соборование совершается не только в случае смертельной болезни. По традиции, собороваться полагается не чаще, чем раз в год.

Таинство Священства

Таинство веры что это. Смотреть фото Таинство веры что это. Смотреть картинку Таинство веры что это. Картинка про Таинство веры что это. Фото Таинство веры что это

Суть: Посвящение христианина в священный сан, наделяющее его властью совершать церковные таинства и обряды. Совершать это таинство могут только епископы как преемники апостолов. Посвящаемый во пресвитера (т. е. священника) человек получает благодать самому совершать таинства, но только по благословению правящего епископа. А при посвящении в епископа ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти.

Библейские основания: Священство было установлено еще в Ветхом Завете (после Исхода из Египта). В Новом Завете, с одной стороны, утверждается, что все христиане в какой-то степени являются священниками (1 Пет 2:9), с другой, говорится о священниках как особом служении, как помощниках епископов (1 Тим 3:2, Тит 1:7; 1 Пет 2:25), говорится о возведении в священный сан посредством возложения рук.

История: Проповедуя Евангелие, апостолы создавали церковные общины, главой которых ставили епископов, а те рукополагали пресвитеров себе в помощь. Отсюда и понятие апостольского преемства: каждый священник получил рукоположение от епископа, тот в свою очередь от другого епископа — и так можно проследить всю цепочку рукоположений вплоть до I века, до апостолов.

Таинство Брака

Таинство веры что это. Смотреть фото Таинство веры что это. Смотреть картинку Таинство веры что это. Картинка про Таинство веры что это. Фото Таинство веры что это

Суть: Супруги, принявшие решение вступить в брак, чтобы связать воедино свои жизни в общем стремлении к Богу, получают на это благодатную помощь Божию, делающую их брак не временным, но вечным, переходящим в жизнь Царства Божьего.

Библейские основания: Брак — установление Божие: Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт 2:24). В Новом Завете Христос, повторяяя эти слова, добавляет: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6).

История: Брак понимался как таинство еще апостолом Павлом (Еф 5:22-25, 31-32), но чинопоследование бракосочетания (венчание) сложилось уже в поздневизантийские времена (XI век). Император Алексий I Комнин в 1092 году издал закон об обязательности церковного венчания для желающих вступить в брак.

Источник

«Таинство веры»: любимая книга первого председателя Совфеда России

Приблизительное время чтения: 6 мин.

В нашей новой рубрике друзья «Фомы» выбирают и советуют читателям книги, которые – Стоит прочесть.

Таинство веры что это. Смотреть фото Таинство веры что это. Смотреть картинку Таинство веры что это. Картинка про Таинство веры что это. Фото Таинство веры что это

Книгу рекомендует политический деятель, председатель Совета Федерации РФ первого созыва (1994–1996), писатель Владимир Шумейко

«Таинство веры» — это очень актуальная книга. Простым и ясным, но глубоко осмысленным языком она дает ответы на многие постоянно существующие и волнующие каждого человека вопросы: кто такой Бог? Что дает человеку православная вера и как к ней прийти? Как и от чего спас людей Иисус Христос? В чем смысл смерти? Что человека ждет на том свете?
У любого культурного человека (он может быть как верующим, так и неверующим) к определенному возрасту должны сложиться свои понятия о Боге и вере. Но насколько истинны эти понятия? Что стоит за каждым из них? Для того чтобы разобраться в этих непростых важнейших вопросах, я рекомендую книгу митрополита Илариона. Важно то, что этот труд готовит читателя к осмысленному чтению Евангелия. А Евангелие (и здесь я процитирую автора) «не есть книга, постигаемая человеческим разумом; оно сверх разумно и сверх естественно, оно от начала до конца полно чудес и само является чудом».

Автор

Таинство веры что это. Смотреть фото Таинство веры что это. Смотреть картинку Таинство веры что это. Картинка про Таинство веры что это. Фото Таинство веры что это

Митрополит Иларион (Алфеев) — председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви, богослов, доктор философии Оксфордского университета, доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, церковный историк, композитор. Переводчик с греческого и сирийского языков. Автор книг «О молитве», «Как прийти в Церковь», шеститомника «Иисус Христос. Жизнь и учение», «Катехизис. Краткий путеводитель по православной вере» и многих других монографий и статей на богословские темы.

Время написания

Книга была написана в 1992 году. Как сообщает сам автор, «на одном дыхании — в течение Великого поста». Впервые книга «Таинство веры» была издана в 1996 году.

Митрополит Иларион сам определил жанр книги как «личный комментарий автора, православного священника, к догматам Православной Церкви».

О чем книга?

Автор подчеркивает, что «книга не является систематическим изложением догматического богословия Православной Церкви» и адресует «Таинство веры» широкому кругу читателей. Несмотря на то, что у книги есть подзаголовок «Введение в православное догматическое богословие», она предназначена не только для духовных учебных заведений и воцерковленных читателей, сведущих в вопросах веры, но и для тех, кто хочет «от интуитивной и неосмысленной веры прийти к глубинам той веры, которая раскрывается в учении Отцов Церкви». Даже неправославным читателям, которые интересуются христианством, его историей, а также задумываются о его роли в современном мире, эта книга будет не менее полезна и ясна.
В книге подробно рассказывается о важности молитв, богослужений, затрагиваются вопросы, являющиеся краеугольными для православной жизни: как Православная Церковь понимает Бога? В чем заключается тайна Троицы? В чем сакральный смысл иконы? Что такое искупление? Что ждет человека после смерти? Какова роль женщины в Церкви? — и многие другие.

Содержание

Книга «Таинство веры» состоит из 11 тематических глав: «Поиск веры», «Бог», «Троица», «Творение», «Человек», «Христос», «Церковь», «Таинства», «Молитва», «Обóжение», «Жизнь будущего века». После каждой главы автор помещает подборку цитат из святоотеческих текстов о догматах христианского вероучения (святителей Афанасия Великого, Григория Богослова, преподобного Иоанна Дамаскина и др.).

Интересные факты

Таинство веры что это. Смотреть фото Таинство веры что это. Смотреть картинку Таинство веры что это. Картинка про Таинство веры что это. Фото Таинство веры что это

«Таинство веры» является первой книгой митрополита Илариона. Всего он написал более 700 трудов (книг и статей).

Таинство веры что это. Смотреть фото Таинство веры что это. Смотреть картинку Таинство веры что это. Картинка про Таинство веры что это. Фото Таинство веры что это

Таинство веры что это. Смотреть фото Таинство веры что это. Смотреть картинку Таинство веры что это. Картинка про Таинство веры что это. Фото Таинство веры что это

На сегодняшний день книга выдержала 11 изданий.

Таинство веры что это. Смотреть фото Таинство веры что это. Смотреть картинку Таинство веры что это. Картинка про Таинство веры что это. Фото Таинство веры что это

Книга переведена на многие иностранные языки, в том числе итальянский, чешский, македонский, финский, шведский, грузинский, японский, китайский и арабский.

Таинство веры что это. Смотреть фото Таинство веры что это. Смотреть картинку Таинство веры что это. Картинка про Таинство веры что это. Фото Таинство веры что это

В первоначальном виде книга представляла собой подборку материалов для лекций по догматическому богословию и не предназначалась для печати.

Таинство веры что это. Смотреть фото Таинство веры что это. Смотреть картинку Таинство веры что это. Картинка про Таинство веры что это. Фото Таинство веры что это

Одна из сфер научного интереса митрополита Илариона — творчество восточных отцов Церкви. Епископ Иларион — автор первой в мировой науке монографии о преподобном Исааке Сирине, а также переводчик его бесед с сирийского; автор монографии о творчестве Симеона Нового Богослова и труда о святителе Григории Богослове. Многочисленные выдержки из священного наследия этих и многих других авторов митрополит Иларион приводит в книге «Таинство веры».

Таинство веры что это. Смотреть фото Таинство веры что это. Смотреть картинку Таинство веры что это. Картинка про Таинство веры что это. Фото Таинство веры что это

Помимо написания книг и статей митрополит Иларион, обучавшийся в Московской музыкальной школе им. Гнесиных и в Московской государственной консерватории, занимается композиторской деятельностью. Его известные произведения для концертного исполнения: «Страсти по Матфею», «Рождественская оратория» и симфония «Песнь восхождения». Говоря о «Страстях по Матфею», епископ заметил: «Идея заключалась в том, чтобы перенести атмосферу храма, атмосферу богослужений Страстной седмицы на сцену концертного зала. То есть чтобы в какой-то степени расширить церковную аудиторию… Это сочинение, обращенное изнутри храма к тем, кто находится вне храма».

. Отрывок из главы Молитва из книги «Таинство веры»

«Прежде чем произнести молитву ее нужно услышать»

Таинство веры что это. Смотреть фото Таинство веры что это. Смотреть картинку Таинство веры что это. Картинка про Таинство веры что это. Фото Таинство веры что этоолитва рождается не из слов и она не есть только сумма произнесенных нами прошений. Прежде чем произнести молитву, ее нужно услышать. Все великие произведения поэзии и музыки не были составлены поэтами и композиторами из отдельных букв или нот, но прежде родились где-то в глубинах души, прозвучали там, а потом уже воплотились в слова и звуки. Молитва тоже является творчеством – она рождается не в многословии, а в глубокой тишине, в сосредоточенном и благоговейном молчании. Прежде чем начинать молитву, нужно внутренне умолкнуть, отрешиться от обычного многословия и многомыслия, услышать тишину:

Слушай, сын, тишину.
Где идут отголоски ко дну.
Тишину, где немеют сердца,
Где не смеют поднять лица.

Сердце, разум, уста, чувства должны «онеметь», слова и звуки – уйти на дно. «Достичь тишины – это самое трудное и решающее в искусстве молитвы. Тишина – не только негативное (состояние), пауза между словами, временное прекращение речи, но. в высшей степени позитивное – состояние внимательной бдительности, ожидания и прежде всего вслушивания. Исихаст (безмолвник), человек, достигающий исихии, – внутреннего покоя или тишины, есть. тот, кто слушает. Он слушает голос молитвы в своем сердце, и он понимает, что этот голос – не его собственный, но Другого, говорящего внутри него» (Епископ Диоклийский Каллист). Как и всякая беседа, молитва есть диалог, и цель ее – не столько высказаться самому, сколько услышать Другого.

Опыт безмолвия необходим каждому человеку, который хочет научиться молитве. Для того чтобы его приобрести, не обязательно уходить в пустыню. Но необходимо иметь какие-то минуты в течение каждого дня, когда можно отвлечься от всех дел, войти в комнату и, «затворив дверь, помолиться Отцу, Который втайне». Обычное искушение и обман нашей жизни заключается в том, что мы всегда заняты и всегда спешим что-то очень важное успеть, и нам кажется, что если мы будем тратить время на молитву, то как раз эти самые важные дела мы не успеем сделать. Но опытом проверено, что полчаса или час, «потраченные» на молитву, никогда не сказываются на ходе обычных дел таким катастрофическим образом, как это представляется в тот момент, когда мы намереваемся помолиться. Наоборот, привычка к молитве учит человека быстро сосредотачиваться, избавляет от рассеянности, дисциплинирует ум, в результате чего в конечном итоге время выигрывается.

«Все несчастья людей происходят от того, что они не умеют пребывать в покое в собственной комнате», – говорил Паскаль. Отсутствие вкуса к уединению и молчанию есть болезнь современного человека. Многие даже боятся тишины, боятся одиночества и свободного времени, потому что нечем заполнить пустоту: нужны слова, впечатления, нужно быть занятым и всегда спешить, чтобы создавалась иллюзия бурной и наполненной жизни. А жизнь с Богом начинается тогда, когда слова и мысли умолкнут, когда земные дела отойдут на второй план и в душе человека освободится место, которое может заполнить Бог.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *