Так и хочется ему разъяснить нам что к чему ответ
Так и хочется ему разъяснить нам что к чему ответ
МИНИ-СКАЗКИ запись закреплена
Точка, точка, запятая.
Все знаки препинания, даже не в тексте, а в одиночку, несут на себе огромную смысловую нагрузку. Вот как определил смысл каждого знака препинания в своём весёлом стихотворении «Точка, точка, запятая. » А. Шибаев:
Точки, палочки, крючки.
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют прочтения.
Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!
Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом.
Стоят три кумушки
Рядком.
Ведут беседу,
Но — тайком,
Какими-то
Далёкими
Туманными
Намёками.
Двоеточие
Глазастое
Ходит,
Знаниями
Хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему.
Ляжет палочкой
На строчку: —
Проходите
По мосточку.
Всегда подслушать
Норовят
То, что другие
Говорят.
Словам раскрывают объятья: —
Ждём в гости вас,
Милые братья!
Выйдет на дорожку —
Всем подставит ножку!
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Окт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Канакина. 4 класс. Учебник №1. Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания с. 35
Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания
Древнейшим знаком препинания является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Затем появилась запятая. Слово точка вошло в название таких знаков препинания, как точка с запятой ( ; ), двоеточие ( : ), многоточие ( … ).
1. Вспомните употребление знаков препинания:
а) какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
Точка ставится в конце повествовательных и побудительных невосклицательных предложениях.
Вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения.
Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения.
б) какой знак препинания «живёт» внутри предложения?
в) какой знак и когда ставится перед предложением?
Тире ставится перед каждой репликой в диалоге.
2. Что могут рассказать о себе знаки препинания? Составьте такой рассказ от имени какого-либо знака препинания.
— Здравствуйте! Я Вопросительный знак! Больше всего на свете я люблю спрашивать: Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? Как? С утра до ночи я задаюсь вопросами: «Зачем падает снег?», «Почему люди не летают?», «Откуда известно, что Солнце —это ближайшая звезда?»
3. Проведите исследование. Найдите в учебнике по литературному чтению любое стихотворение, прочитайте его.
А. А. Фет
Весенний дождь
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Выскажите мнение, какую «работу» выполняют знаки препинания в этом стихотворении.
Прочитайте выразительно стихотворение. Помогли ли вам выразительно прочитать стихотворение знаки препинания?
В стихотворении употреблены знаки препинания — точка и запятая. Больше всего в тексте запятых. В тексте нет незнакомых знаков препинания. Знаки препинания помогают читать стихотворение более выразительно.
Составьте сообщение на одну из тем:
Наш проект
«Похвальное слово знакам препинания»
О пользе знаков препинания можно говорить долго. Если мы потеряем запятую, то будем говорить только простыми предложениями. В большом, сложном предложении мы запутаемся. А за несложными фразами стоят несложные мысли. Если не будет восклицательного знака, наша речь потеряет эмоциональность. Мы не сможем выразить возмущение или радость. Если будет отсутствовать вопросительный знак, мы не сможем задать вопрос. Двоеточие в предложении что-то объясняет. Как же без него? Нет, что ни говорите, а знаки препинания очень важны.
Раньше всех была введена точка, примерно в XV веке, поэтому она важничает больше всех и считает себя самой необходимой. Ведь до этого времени текст писался без промежутков между словами. Представляете, как трудно сегодня читать древнерусские тексты! Уже к первой половине XVI века использовалась запятая, вопросительный знак. А вот восклицательный знак сначала назывался «удивительным». Он и сегодня всему удивляется. «Прибежал Чудак — Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: — Ура! Долой! Караул! Разбой!» К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире первым стал применять писатель и историк Н.М. Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.B. Ломоносова, называл этот знак «молчанкой».
Известный писатель Виктор Гюго был человеком очень серьёзным, но иногда любил пошутить. В день выхода своей книги он захотел узнать, как идёт её распродажа. Он послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги он написал: «!».
Все знаки препинания, даже не в тексте, а в одиночку, несут на себе огромную смысловую нагрузку. Вот как определил смысл каждого знака препинания в своём весёлом стихотворении «Точка, точка, запятая…» А. Шибаев:
Точки, палочки, крючки…
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют прочтения.
Восклицательный знак
Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!
Вопросительный знак
Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом.
Многоточие
Стоят три кумушки
Рядком.
Ведут беседу,
Но — тайком,
Какими-то
Далёкими
Туманными
Намёками…
Двоеточие
Двоеточие
Глазастое
Ходит,
Знаниями
Хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему…
Тире
Ляжет палочкой
На строчку: —
Проходите
По мосточку.
Кавычки
Всегда подслушать
Норовят
То, что другие
Говорят…
Скобки
Словам раскрывают объятья: —
Ждём в гости вас,
Милые братья!
Запятая
Выйдет на дорожку —
Всем подставит ножку!
Точка
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Праздник пунктуационных знаков
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня на наш праздник пришли гости. Я приглашаю их в зал.
Десять человек (знаки препинания) в чёрных масках и с большими белыми бумажными карманами на груди.
Ведущий. Все они в масках. Давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается за каждой маской из них.
1 – я маска. Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом. (А. Шибаев.)
Дети. Вопросительный знак.
1 – я маска. (Достаёт из кармана карточку с вопросительным знаком)
Разные вопросы задаю я всем:
Вот какой я мастак. вопросительный знак!
Ведущий. Прошу вторую маску загадать свою загадку.
2 – маска. Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца. (А. Шибаев.)
Дети. Восклицательный знак!
2 – я маска (Достаёт из кармана карточку с восклицательным знаком)
– Правильно, ребята!
Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно! (А. Тетивкин.)
Ведущий. Следующая маска. Ваша загадка.
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть. (А. Шибаев.)
3 – я маска. (Показывает карточку со знаком)
Ведущий. Точка пришла к нам, чтобы рассказать одну забавную историю.
Брошенный кем-то
Тетрадный листок
Божьей коровки
Вниманье привлёк.
– Что здесь написано?
Каждую строчку
Лапками щупала
Долго она.
И наконец обнаружила…
Точку.
Божья коровка удивлена:
– Кто умудрился
И. главное, как
Снять у меня со спины этот знак? (Т. Полякова.)
Ведущий. А теперь прошу представиться остальных. Ведь эти знаки препинания встречались нам не так часто.
– Я – многоточие.
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки
Рядком,
Ведут беседу,
Но тайком,
Какими-то
Далекими
Туманными намёками… (А. Шибаев.)
– Я – двоеточие.
Обо мне говорят так:
Двоеточие
Глазастое
Ходит,
Знаниями
Хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему… (А. Шибаев.)
– Я – тире,
Лягу
Палочкой
На страницу:
Проходите
По мосточку. (А. Шибаев.)
– Мы – кавычки. О нас есть такие стихи:
Всегда
Подслушать
Норовят
То, что другие
Говорят… (А. Шибаев.)
– Мы – скобки.
Словам
Раскрываем объятья:
– Ждём в гости вас,
Милые братья! (А. Шибаев.)
Ведущий. Вот и все наши гости. прошу садится.
– Что же это такое?! Ещё один знак препинания забыли. Не пригласили. А он на нас обижается. Вот так всегда! Многие ребята о нём забывают в своих сочинениях.
– Кого же мы забыли?
Кого не пригласили?
(Выбегает девочка со спутанными волосами, с табличкой на груди “Клякса”)
– А, это вы не пригласили ту. О которой говорят:
Всем подставит ножку. (А. Шибаев.)
– Нет, нет! Так говорят её враги. Она, наоборот, помогает людям читать. Там, где она стоит. Нужно сделать небольшую паузу. Ребята, вы догадались. О ком идёт речь?
– Речь идёт о запятой!
– Да. Да это – о запятой. Многие вежливые слова любят стоять с нею рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания.
А меня как она выручила однажды! Вот послушайте.
(Ученик отводит ведущего в сторону и начинает тихо что-то рассказывать. На сцене в это время выстраиваются ребята с карточками в руках)
казнить, нельзя помиловать
Ученик (продолжает громко)
…и тогда царь сказал, что жизнь моя зависит от правильной постановки запятой.
– Казнить, нельзя помиловать.
– Да. Так получилось, но я был дружен с запятой, и она помогла мне.
(Ученик переставляет ребят с карточками и продолжает.)
И получилось: Казнить нельзя, помиловать.
– Каких только историй не бывает на свете!
(В зале появляется Буратино)
– Телеграмма! Телеграмма! Срочная телеграмма! Здравствуйте, ребята! Вот принёс вам телеграмму от Незнайки. Только не разберу, что здесь написано.
– Действительно, телеграмма. Но в ней перепутаны слоги и даже знаки препинания. Кто же поможет нам прочитать текст?
Знаки препинания (хором)
(Дорогие, ребята! Поздравляю вас с праздником Знаков препинания.)
– Да, да. Запятая и точка, а вопросительные знаки здесь ни при чём.
Знаки нужно уважать,
Правильно употреблять…
Знаки препинания (хором)
– Никогда не забывать!
– Я, ребята, тоже учусь. Послушайте, какое стихотворение я выучил в школе:
Шьёт иглой портниха в строчку.
Взял коньки точильщик в точку.
Я, заканчиваю строчку,
Ставлю маленькую точку.
– Этой маленькой точкой мы и завершим наш праздник.
«Мысли, чувства и… знаки препинания». «Полезно-забавная» игра для учащихся 8-х классов
Читай не так, как пономарь,
а с чувством, с толком,
с расстановкой.
А.С. Грибоедов
Знаки ставятся по силе разума.
М.В. Ломоносов
1-й ведущий: Говорят, что есть пятьдесят способов сказать слово ДА и пятьсот способов сказать слово НЕТ, а написать эти слова можно, используя только один способ. Согласимся ли мы с этим замечанием? (Участники игры произносят эти слова с разной интонацией.)
2-й ведущий: Конечно, способов произнести любое слово много. А как записать то, что так легко произнести?
Третий ведущий записывает на доске слово “Школа”, произнесенное с разной интонацией: Школа. Школа? Школа!? Школа! Школа… Школа- Школа: Школа. (Участники игры вместе с ведущим произносят слова.)
1-й ведущий: При помощи точки мы показываем спокойствие, которое может быть совершенно разным: решительным, уверенным или печальным. Вопросительный знак выражает вопрос, сомнение, недоумение. Вопросительный и восклицательный знаки подчеркивают сильное недоумение, а один восклицательный – сильное чувство. Многоточие помогает понять: мы демонстрируем неуверенность, растерянность, разочарование, мы размышляем. Тире утверждает: сейчас будет сказано о чем-то дальше, слушайте внимательно. Двоеточие подсказывает: будьте внимательны, следует объяснение. Хотим выразить восторг, огромную радость – ставим три восклицательных знака!
2-й ведущий: Несомненно, слова, записанные на бумаге, порой не так выразительны, как живая человеческая речь. Интонация, жесты, мимика – вот что очень часто помогает нам в разговоре. А как же все это показать в письменной речи? И вот тогда мы вспоминаем о наших замечательных помощниках – знаках препинания.
Ученик читает стихотворение польской поэтессы Ванды Хотомской, в котором вместо слов, называющих знаки препинания, делает паузы. Все участники мероприятия вместе с ним заканчивают строчки.
3-й ведущий: Когда же люди стали пользоваться знаками препинания? Какова история пунктуации? Узнать следующие интересные факты нам помогла замечательная энциклопедия для детей “Языкознание”, выпущенная издательством “Аванта +” в 1998 году (стр. 231).
“Препинания служат к изъяснению смысла в письме и ко избежанию всякого противного толкования. Оные препинания ставятся по силе разума и по его расположению и союзам”, – писал Н.Г. Курганов в “Письмовнике, содержащем в себе науку российского языка, со многим присовокуплением разного учебного и полезнозабавного вещесловия”.Прообразы знаков препинания попадаются уже в новгородских берестяных грамотах. У некоторых авторов начало письма означал крест; изредка встречается осмысленное употребление точек.
По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. Из печатных изданий знаки препинания в современном смысле этого слова постепенно проникали и в рукописные тексты. А уже в “Российской грамматике” М.В. Ломоносова есть целый раздел, посвященный “строчным знакам”.
1-й ведущий: Со временем количество знаков препинания увеличивалось. Ломоносов писал о точке, вопросительном и “удивительном” знаках, о запятой, точке с запятой и “двух точках”, о “вместительном” (скобки) и “единительном” (дефис) строчных знаках. В конце 18 века в книгах появляются тире, кавычки и многоточие. В последних изданиях “Письмовника” Н.Г. Курганова (1725–1796 гг.) к знакам препинания были причислены “примечательный” (подчеркивание или шрифтовое выделение) и “отменительный” (кавычки).
2-й ведущий: В 1797 году в грамматике Антона Алексеевича Барсова (1730 – 1791 г.г.) уже описаны тире (“молчанка”), кавычки (“вносный” знак), звездочка (“примечательный”) и параграф (“статейный”). Так количество знаков препинания постепенно увеличивалось. Позже в особых случаях стали использовать комбинацию знаков препинания.
3-й ведущий: А возможно ли сейчас придумать еще какие-нибудь знаки?
Ведущий предлагает учащимся попробовать изобрести новые знаки препинания.
С этого момента зал можно разделить на две команды, предложить командам придумать название и выбрать капитанов.
1-й ведущий: Подумайте, каково “географическое положение” пунктуационных знаков? Подсказываю: у них есть три самых любимых места обитания.
Учащиеся, принимая за основу сложное предложение, изображают его в виде рисунка какой-либо местности и показывают место знаков препинания.
2-й ведущий: Теперь, когда мы вспомнили все знаки препинания, знаем их место в предложении, подумаем над тем, можно ли общаться друг с другом только при помощи знаков препинания.
Учащимся предложено составить текст телеграмм или записок с использованием только знаков препинания.
Одна команда демонстрирует записки, другая – расшифровывает.
3-й ведущий: Да, одна из команд повторила замечательный опыт самой короткой переписки в истории, которая состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того, как был напечатан роман “Отверженные”, Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только “?”. И получил ответ: “!”. Так он узнал, что его книга очень заинтересовала читателей.
1-й ведущий: А был ли в истории еще какой-нибудь удивительный случай, связанный со знаками препинания?
Учащиеся вспоминают, что русской императрице Марии Федоровне удалось переправить запятую в резолюции ее супруга, императора Александра III: “Простить нельзя, отправить в Сибирь” на “Простить, нельзя отправить в Сибирь”. Человек был спасен. (Участники игры могут приводить разные примеры и из собственного опыта.)
2 ведущий предлагает командам тексты и предложения, понять которые однозначно можно только с помощью знаков препинания. Знаки препинания расставляют команды.
1. Положи свои вещи здесь у бабушки в шкафу на нижней полке места нет.
2. …Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна
кисель там варят.
(Если позволяет время, можно предложить несколько текстов.)
3-й ведущий предлагает обратиться к домашнему заданию. Некоторые ученики читают свои сочинения.
1-й ведущий загадывает веселые загадки о знаках препинания.
Точки, палочки, крючки…
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют почтения.
Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!
Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом.
Стоят три кумушки рядком.
Ведут беседу, но – тайком,
Какими-то далекими
Туманными намеками…
Двоеточие глазастое ходит,
Знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам, что к чему…
Ляжет палочкой
На строчку:
– Проходите
По мосточку.
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…
Выйдет на дорожку –
Всем подставит ножку.
Словам раскрывают объятья:
– Ждем в гости вас, милые братья!
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
( Если позволяет время, можно после каждой загадки сочинять предложение с данным знаком препинания на какую-нибудь интересную тему.)
2-й ведущий: Одним из самых любимых знаков препинания у детей является, конечно же, вопросительный. Нас постоянно что-то интересует. Всегда ли мы получаем на свои вопросы ответы? К сожалению, не всегда. Как называются такие вопросы? (Риторические.) Приведите примеры таких вопросов из своего опыта.
А знаете ли вы, что такие вопросы встречаются часто в художественных текстах?Попробуйте определить, какие настроения и чувства эти вопросы помогают выразить А.С. Пушкину в стихотворении “Певец”. (От каждой команды приглашается по одному участнику для выразительного чтения стихотворения.)
Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?
Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Следы ли слез, улыбку ль замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской,
Встречали вы?
Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз,
Вздохнули ль вы?
1-й ведущий: Бесконечен мир человеческих чувств: радость, счастье, восторг, гнев, отчаяние, страх, печаль… Показать их в письменной речи нам помогают разные знаки препинания. Мы смогли в этом убедиться, прочитав стихотворение А.С.Пушкина. И помог нам вопросительный знак. А можно ли при помощи восклицательного знака показать эти чувства?
Прочитайте данные отрывки выразительно. Определите, какие из чувств выражены в прочитанных отрывках. (Можно предложить придумать рисунки-ассоциации.) Попробуйте угадать произведение.
Надо мною небо. Синий шелк! Никогда не было так хорошо! (В. Маяковский) | Ура! Мы ломим; гнутся шведы. О славный час! о славный вид! Еще напор – и враг бежит. (А.С.Пушкин) |
Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! (А.С.Пушкин) | Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. (А.С.Пушкин) |
И вслед раздался голос шумный: “Куда ты, витязь неразумный? Ступай назад; я не шучу! Как раз нахала проглочу!” (А.С.Пушкин) | Осада! приступ! Злые волны, Как воры, лезут в окна. Челны С разбега стекла бьют кормой. (А.С.Пушкин) |
Эй, пожарные, бегите! Помогите, помогите! (К.Чуковский) | Что случилось? Что за крик? – Это тонет ученик! Он упал с обрыва в реку – Помогите человеку. Дядя Степа в этот раз Утопающего спас. (С.Михалков) |
Прощай же море! Не забуду Твоей торжественной красы. (А.С.Пушкин) | Друзья мои, прекрасен наш союз! (А.С.Пушкин) |
Я люблю, когда при встрече Мы знакомым и родным: “С добрым утром!” “Добрый вечер!” “Доброй ночи!”– говорим. Если к чаю иль к обеду В дом войдем – Не любо, что ль, Поклонясь, сказать соседям: “Чай да сахар!” “Хлеб да соль!”… Даже стае журавлиной, Улетающей от нас, По обычаям старинным Мы кричим: “В счастливый час!” (А.Яшин) | Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? (А.С.Пушкин) |
3-й ведущий: И всем участникам нашей “полезнозабавной” игры мы желаем: “В счастливый час!” Игра позволила нам убедиться в том, что очень часто именно знаки препинания помогают лучше понимать друг друга. Мы желаем вам не бояться знаков препинания, проникать в их секреты, хорошо учить правила, и тогда вам будет очень легко говорить, читать и писать “ с чувством, с толком, с расстановкой”!
Ведущие подводят итоги игры.
Список использованной литературы