Сочинение — рассуждение на заданную тему, подкрепленное аргументами на основе литературы или личного опыта, и записанное в определенной структурированной последовательности.
Заключение в сочинении — подведение итогов всей работы в отношении основной мысли, проблематики и темы, и дополнение ее личным мнением автора.
Любое сочинение состоит из вступления, где автор формулирует проблематику, основной части, где происходит раскрытие темы и подкрепление ее аргументами, и заключения.
Предметы ЕГЭ, где пишут сочинение или эссе:
Задача заключения
Главная задача заключения — подвести итог всего авторского произведения, будь то сочинение или эссе.
Важно подвести краткий вывод, не дублируя написанное выше, не используя новых данных.
Ошибки заключения, которые допускают в школьном сочинении:
Виды заключений в сочинении
Обладание знаниями о различных видах заключений поможет оперативно выбрать, как начать и завершить сочинение.
Нельзя не согласиться с мнением автора, что отношение человека к природе демонстрирует его отношение к себе. Герой рассказа бережно заботился о саде, посаженном его бабушкой, чтил семейные ценности и уважал себя и свое дело.
В заключение хочется сказать, что внутренняя гармония достигается и в бережном отношении к природе.
Мог ли Печорин избежать дуэли, отпустить ситуацию и уехать в другой город, забыв о Мэри? Два эгоиста, Печорин и Грушницкий, не способные на настоящую любовь и дружбу, встретились на страницах одного произведения. Их противостояние было продолжительным, болезненным для обоих, поэтому дуэль стала развязкой конфликта и освобождением друг для друга.
Автор произведения нас подводит к мысли, что литература — неисчерпаемый источник для наших знаний и жизненных ориентиров. Давайте читать классику, чтобы наполнять себя добром, мудростью и опытом.
Сергей Есенин пишет: «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою»». Я разделяю мысль, звучащую в строках этого стихотворения, что любовь к родине — это и есть счастье. И для человека нет лучше места, чем его родная земля.
Подводим итог в сочинении
Итог в сочинении — это завершение всего произведения. Логичное, стилистически верно написанное заключение говорит о том, что автор осознает написанное и позиция соответствует реальным ощущениям автора.
Структура и важные аспекты
Заключение должно соответствовать всему тексту автора. Оно не может вводить новые аргументы, темы для размышления. Это завершающая концовка, итог всего вышесказанного.
В структуре сочинения заключение может занимать порядка 15% объема всего авторского произведения.
Способы оформления
Как правильно оформить заключение? Начните его с нового абзаца. Возможны два варианта перехода к завершению текста:
Для успешного написания заключения сочинения запомните несколько клише. Это поможет оперативно выбрать нужную конструкцию, определить правила расстановки знаков препинания, сэкономить время на написание и итоговую проверку работы.
Клише
Пример употребления
Для заключения — обобщения
Таким образом, мы приходим к выводу…
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
Итак, можно сделать вывод, что…
Таким образом, мы приходим к выводу, что воспитание и семья часто предопределяют наши поступки.
В заключение хотелось бы отметить…
В заключение хочется сказать, что…
В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что…
В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что язык и слово — огромное богатство народа.
Хочется верить, что…
Подводя итоги, хочется выразить надежду, что…
Хочется верить, что уроки о доброте и человечности, полученные нами в детстве, станут большой опорой в будущем.
Для заключения в форме риторического вопроса
В который раз спросим себя: достаточно ли мы уделяем внимания родителям и семье? Безусловно, ответ мы не дадим, но сердце каждого человека откликнется, возможно, мы станем чуть внимательнее к родным.
Заключение — призыв к действию
Давайте помнить, что…
В заключение хочется призвать людей к…
В заключение хочется призвать людей к ответственности: давайте беречь природу для себя и для следующих поколений.
Заключение — цитата
В заключение хочется привести цитату…
Наконец, приведу строки из произведения…
«…», — так писал «имя фамилия автора». Эта мысль перекликается с мыслью из прочитанного нами отрывка.
Общая композиция для итогового сочинения и речевые клише.
Подробнее о структуре
Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису, обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о месте этих явлений в жизни человека и т.д.)
Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.
Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.
Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.
Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить.
Важно! Работаем с ключевыми словами темы.
Связка (мостик, логический переход).
После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели вас в другую сторону.
Аргументация в итоговом сочинении = анализ произведения, героя произведения или ситуации.
Из каких частей может состоять этот анализ:
План анализа персонажа:
1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис. 2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист) 3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики. 4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт. 5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса. 6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.
Клише для итогового сочинения
Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.
Для перехода к основной части
Пояснение (интерпретация) произведения или его фрагмента:
→ Писатель считает, что… → Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…. → Мы можем прийти к выводу.
Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.
Сострадание – это сочувствие, вызываемое несчастьем или бедой другого человека или животного. Сострадание обязательно должно быть действенным, должно проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся.
Начать с вопроса и ответа на данный вопрос
Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.
Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности понятия
Современный мир, к сожалению, наполнен злобой и агрессией, поэтому люди должны быть внимательнее и добрее друг к другу. Мне кажется, поэтому человечность, то есть доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям, так нужна сегодня.
Что такое сострадание? На этот вопрос очень точно ответил русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Думаю, человек не может называться человеком, если не способен на добрые поступки, на сочувствие…
Что такое доброта? Чтобы ответить на этот вопрос, обращусь к словам Генри Дейвида, который сказал: «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Действительно, такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.
Как связать вступление и аргументы?
Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями
Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и жизненные наблюдения.
Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста (ФИО автор) и жизненного опыта.
Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.
Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.
В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и примерам, взятым из жизни.
Как ввести в сочинение аргументы?
Есть несколько вариантов. Пробуй, что тебе больше понравится. Возможно, что ты придумаешь что-то своё.
Аргумент 1: В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём предложение (№…) Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни.
Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что… Аргумент 2: Размышляя над вопросом, что такое «человечность», хочу рассказать о случае из своей жизни.
Аргумент 1: В предложении №… говорится о том, что… Аргумент 2: В подтверждение того, как я понимаю слово «человечность», приведу пример из жизни.
Аргумент 1: Начать аргументацию выше изложенного тезиса мне бы хотелось с примера из прочитанного текста. Аргумент 2: Кроме этого, сошлюсь на собственный опыт.
Что такое аргумент, основанный на жизненном опыте?
1. Это обобщение каких-то жизненных фактов: — жизненная история, произошедшая с тобой; — жизненная история, произошедшая с твоим другом; — жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми. 2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме. 3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема. 4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь. 5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе теме. В таком случае, его необходимо процитировать.
Как завершить сочинение?
Вывод надо писать, используя речевые сигналы завершения работы
Думаю, мы убедились, что человечность – это, прежде всего, добрые поступки, которые помогают людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Таким образом, проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что надо быть добрее, чтобы мир вокруг нас стал лучше.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод:……
Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились: добрые поступки, совершаемые нами, делают мир лучше.
Справочник для обучающихся: алгоритм работы и клише.
1. Действие: написать вступление:
— объяснение ключевых слов темы — общие рассуждения о значимости предложенных понятий темы в жизни человека — выход на тезис сочинения (тезис – основная мысль сочинения, которую вы будете в основной части аргументированно доказывать. ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА НАПРЯМУЮ СВЯЗАНА С ТЕМОЙ)
• Если тема звучит в форме ВОПРОСА: тезис – это ответ на поставленный вопрос • Если тема звучит в форме ЦИТАТЫ: поясняете (комментируете) значение, раскрываете смысл высказывания через анализ ключевых слов и формулируете тезис (можно задать вопрос по цитате и самим же на него ответить. Ответ станет вашим тезисом) • Если тема звучит в форме УТВЕРЖДЕНИЯ: начните с размышления: поясняем ключевые слова – общие рассуждения по ЛЗ ключевых слов – тезис (можно пойти через вопрос – и самим ответить на этот вопрос – т.е. дать тезис)
2. Действие: написать основную часть (аргументация вашего тезиса): 2 аргумента из художественного произведения.
1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение. 2. Даем интерпретацию произведения с т.зр. темы и тезиса (анализ)
3. Действие: написать заключение
Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!
Вывод должен быть связан с содержанием всего сочинения!
Клише для оформления сочинения по литературе
Вступление: Оформление тезиса:
— С давних времён люди задумывались над вопросом … — Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. — Как следует относиться к …? — (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль). — Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что… — Могу предположить, что …(тезис) — Позволю себе высказать свою точку зрения
Основная часть: Переход к основной части:
— Автор повествует — Автор описывает — Писатель размышляет — Писатель обращает наше внимание — Писатель заостряет наше внимание — Писатель акцентирует внимание читателя на — Автор подчеркивает — Писатель утверждает
Переход от аргумента к аргументу:
— Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что… — Можно привести и другой пример. — В качестве второго аргумента обратимся к произведению… — Эта же тема рассматривается и в произведении… — Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора) — Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения. — Также к теме (чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).
— И в заключение мне хотелось бы сказать, что… — Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что… — Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать: — Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны… — Обобщая сказанное, хочется сказать, что… — Таким образом, можно сделать вывод: … — Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать… — Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что… — В заключение хочется отметить… — В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата) — На мой взгляд, именно … — Мне бы хотелось верить, что… — Хотелось бы, чтобы люди задумались…
Пунктуация фразы “таким образом”. Правила и примеры употребления
Как решить, вводная ли данная фраза
У всех вводных слов и сочетаний есть отличительная особенность, позволяющая вычислить их принадлежность к данному классу. Вводные фразы не влияют на смысл остальной части предложения. Если убрать их из контекста, основная мысль останется неизменной.
Вам будет интересно: Загадки с метафорами, с олицетворением и сравнениями (с ответами)
Например: “В следующий четверг мы, возможно, пойдем в театр”. При удалении из предложения слова «возможно», смысл не меняется. Вводные слова лишь вносят дополнения и уточнения к уже имеющемуся.
Для дальнейшей пунктуации фразы “таким образом” необходимо определить, относится ли она к категории вводных.
Случаи, в которых знаки пунктуации необходимы
Если фраза “таким образом” является вводной, без знаков препинания не обойтись. Можно определить ее принадлежность к вводным по смыслу. Если словосочетание используется для подведения итога, оно выступает в роли вводного. Когда оно употребляется для подведения определенного вывода, то приобретает значение слов “итак” и “следовательно”.
Где бы ни располагалась фраза “таким образом”, запятые нужны всегда. Вот 3 возможных варианта:
Найти такое употребление, где фраза является вводной, часто можно при контексте: “Таким образом, мы приходим к выводу. ”. С этим все понятно.
Синонимами “таким образом” в каждом из случаев являются такие слова: следовательно, итак, следственно, стало быть, из чего можно заключить, отсюда следует. Они предназначены для подведения итогов и последовательного изложения мыслей в предложении, тексте или речи.
Вариант без запятых
Второй вариант использования фразы “таким образом” — как члена предложения. В этом случае убрать из текста ее нельзя, так как исказится основная мысль или значение.
Если фраза не является вводной, то выступает в роли простого обстоятельства, фразеологического оборота. В таком случае она приобретает значение “так, таким способом, таким методом”. Больший упор делается на слово “образ”, которое теперь используется как способ или метод совершения чего-либо.
Выделять запятыми или какими-либо другими знаками препинания фразу, не являющуюся вводной, не следует.
Примеры использования в контексте
Научиться отличать вводные конструкции в предложениях и ставить правильные знаки препинания можно только на практике.
Хороший способ закрепления темы и проверки своих знаний — это написание диктантов и самостоятельная расстановка запятых во фразах. Можно попросить кого-то читать примеры, расположенные ниже, чтобы не было возможности подсмотреть правильный вариант расположения знаков препинания раньше времени.
Примеры с вводными фразами:
Примеры предложений, в которых словосочетание не является вводным:
Можно сделать вывод
Чтобы научиться быстро и безошибочно ставить знаки препинания на свои места, необходимо хорошо знать правила. Не нужно ничего зубрить, ведь лучшие результаты показывают те, кто хорошо понимает смысл грамматических и пунктуационных правил, а не заучивает их наизусть.
Важное правило: не стоит довольствоваться хорошим усвоением теории. Лучше отлаживается в памяти то, что оттачивалось на практике. К тому же, только с помощью тренировки на реальных предложениях можно добиться ускорения поиска правильного варианта.