Талант что это значит
Значение слова «талант»
1. Выдающиеся природные способности, высокая степень одаренности. Музыкальный талант. Талант изобретателя. □ Любая способность может превратиться в дарование, а дарование в талант, если их вовремя заметить, направить и поддержать. Михалков, Моя профессия. [Горелова:] У вас изумительный голос. Вам надо учиться. Жаль, если такой талант пропадет. Лавренев, За тех, кто в море. || Разг. Способность, умение. — Спасибо за предложение, Анна Сергеевна, и за лестное мнение о моих разговорных талантах. Тургенев, Отцы и дети. Еще в студенческие годы Вера Васильевна славилась своим талантом находить птичьи гнезда. Успенская, Наше лето.
2. Человек с выдающимися способностями, дарованием. Райский начал писать и стихи, и прозу, показал сначала одному товарищу, потом другому, потом всему кружку, а кружок объявил, что он талант. И. Гончаров, Обрыв. — Ни разу не сподобились встретиться не только с героем или с талантом, но даже просто с интересным человеком. Чехов, Скучная история.
3. Единица веса и денежная единица в древней Греции, Вавилоне, Персии и других областях Малой Азии. Прислав в Иерусалим своих воинов, приказал [Флор] им взять семнадцать талантов из сокровища храма. Короленко, Сказание о Флоре.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Широко распространено мнение, что талант является следствием только врождённых, генетически обусловленных особенностей человека.
Нередко талантливые люди обладают низким IQ, в результате чего не успевают в школьные и студенческие годы, а также малопродуктивны в творчестве.
ТАЛА’НТ, а, м. [греч. talanton, букв. вес, весы]. 1. только ед. Дарование, одаренность, выдающиеся природные способности. Твое искусство, твой талант почтили данью равной. Некрасов. || чаще мн. Вообще способность к чему-н., уменье что-н. делать (разг.). У него масса талантов. 2. Одаренный, талантливый человек. Таланты и поклонники (название пьесы А. Островского). 3. Древнегреческая весовая и монетная единица. 4. В современной Греции — мера веса, равная 150 кг. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
тала́нт
1. выдающиеся природные способности; врождённая одарённость ◆ Такое произведение, при великом таланте, уже принадлежало бы не столько к русской литературе, сколько к русской истории. Ф. М. Достоевский, «Подросток», 1875 г. ◆ Объёмистый труд Босуэлла на редкость точно запечатлел незаурядный джонсоновский талант парадоксального остроумия, который современники не колеблясь сравнивали с сократовским.
2. разг. способность, умение ◆ Титулярный советник с колбасиками начинает таять, но желает тоже выразить свои чувства, и как только он начинает выражать их, так начинает горячиться и говорить грубости, и опять я должен пускать в ход все свои дипломатические таланты. Л. Н. Толстой, «Анна Каренина», 1878 г.
3. перен. человек с выдающимися способностями, дарованием ◆ Вот это талант! ◆ Мало того, я уверен, что тысячи талантов и умников, столь возвышающихся, если б вдруг навалить на них ротшильдские миллионы, тут же не выдержали бы и поступили бы как самая пошлая ординарность и давили бы пуще всех. Ф. М. Достоевский, «Подросток», 1875 г.
4. истор. крупная единица веса в ряде стран Древнего мира
5. истор. крупная денежная единица в ряде стран Древнего мира
Значение слова талант
Словарь экономических терминов
наиболее крупная счетно-денежная единица Древней Греции, Египта, Малой Азии. Введен реформой Солопа в594 г. до н.э., содержал свыше 26 кг серебра. Реальными монетами в тот период были более мелкие драхмы.
Словарь Ушакова
тал а нт, таланта, муж. (греч. talanton, букв. вес, весы).
| чаще мн. Вообще способность к чему-нибудь, уменье что-нибудь делать (разг.). У него масса талантов.
2. Одаренный, талантливый человек. Таланты и поклонники (название пьесы А.Островского).
3. Древнегреческая весовая и монетная единица.
Словарь Ожегова
ТАЛАНТ, а, м.
1. Выдающиеся врождённые качества, особые природные способности. Т. актёра. Музыкальный т.
2. Человек, обладающий такими качествами, способностями. Молодые таланты.
• Зарыть талант в землю не дать развиться таланту, дать ему заглохнуть.
Словарь Ефремовой
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. вес и монета у древних греков и у римлян;
природный дар, дарования человека и способность к чему. Талантливый, даровитый, с природными способностями. Талан, счастье, удача;
барыш, прибыток вят. перм.;
Вор вору таланит, сиб. угождает, норовит, или потакает. Рыбакам заталанило, повезло. Исталанился талань мой! Поталанило было счастье, да и село. Проталанило ему с год. Не поталанилось мне.
Талант — что это такое, примеры, виды, откуда берется, как раскрыть
Говорят, будущее принадлежит талантливым людям. А значит, каждый человек должен стремиться к тому, чтобы найти и реализовать свой талант. Вот только далеко не все понимают, как это сделать. Поэтому сегодня мы подробно поговорим о том, что представляют собой таланты, какими они бывают и от чего зависят, а также выясним, как найти и раскрыть свой.
Что такое талант?
Талант – это врожденная предрасположенность индивида к определённому виду деятельности. Главное свойство таланта заключается в том, что он дан человеку от рождения, и его нельзя развить или создать искусственно. Поэтому его часто называют даром или одарённостью. Сам по себе талант не является способностью. Это лишь потенциал самореализации человека, помогающий ему добиться успеха при удачном выборе рода деятельности.
Не следует путать талант с гениальностью, поскольку он проявляется только в одной сфере деятельности. Если же личность демонстрирует выдающуюся одарённость в нескольких не связанных сферах, её считают гениальной. Но подобное встречается очень редко.
Талантливость подразумевает не только предрасположенность, но и бессознательную тягу к определённому виду деятельности. И если ребёнок проявляет повышенный интерес к природе и посвящает свободное время изучению окружающего мира, вполне вероятно, что в будущем он станет выдающимся биологом. Точно так же в раннем детстве может проявиться тяга к музыке, рисованию, танцам или другому виду деятельности.
Важно понимать, что один лишь талант не гарантирует успеха тому, кто не готов усердно трудиться. Чтобы реализовать природный дар, необходимо работать, тренироваться и накапливать опыт – только так можно стать по-настоящему успешным. Именно поэтому талант часто сравнивают с алмазом, который сам по себе выглядит невзрачно, но после старательной огранки превращается в драгоценный бриллиант.
Откуда берётся талант?
Одна из главных особенностей человеческой природы заключается в том, что каждый из нас является уникальной личностью. В человеке уникально всё: тело, мозг, нервная система, обмен веществ, темперамент, характер и прочее. Предрасположенность к определённому виду деятельности может зависеть от нескольких элементов или даже от одного. К примеру, музыканту необходим хороший слух, а певцу – не только слух, но и сильный красивый голос.
Основу таланта составляют два элемента:
Анатомо-физиологические особенности нервной системы называются задатками. Это генетически предопределённые факторы, определяющие скорость образования нейронных связей в головном и спинном мозге, а также анатомические особенности строения анализаторов и некоторых областей коры головного мозга. Задатки – это потенциальные таланты, которые закладываются на ранних стадиях развития эмбриона.
При этом одинаковые задатки могут реализоваться по-разному. К примеру, если у человека есть врождённый абсолютный слух и сильные голосовые связки, он может стать успешным певцом. А другой с таким же хорошим слухом, но без голоса, станет композитором. Получается, что изначально одинаковые задатки реализуются в виде двух разных талантов.
В зависимости от того, насколько удачно совпали различные задатки, выделяют 3 уровня развития природных способностей:
Разберём разницу на примере музыкальных способностей. Одарённость подразумевает хороший слух, но его недостаточно для серьёзных успехов в музыке. Абсолютный слух – это уже редкий талант (примерно 1 случай на 10 тыс. человек) и серьёзная предпосылка для музыкальной карьеры. Гениальность же подразумевает исключительные способности. К примеру, Вольфганг Амадей Моцарт считается гениальным композитором. Очевидно, что одного только абсолютного слуха недостаточно для такого признания.
Примеры и виды талантов
Одним из самых известных исследователей талантов является американский психолог Говард Гарднер – автор теории множественного интеллекта. В рамках данной теории он предложил рассматривать различные виды интеллекта как отдельные когнитивные способности. Кроме того, он обратил внимание, что при всём разнообразии талантов их можно сгруппировать по похожему принципу в 7 категорий. Позже классификация Гарднера была немного доработана, и сегодня выделяют 8 типов таланта. Рассмотрим каждый из этих типов отдельно и приведём для каждого из них примеры:
Что мешает раскрытию таланта?
Практически у каждого человека есть какие-то таланты, однако большинство об этом даже не догадывается и не пытается найти своё призвание. Объясняется это несколькими причинами, такими как:
Конечно же, существуют и другие причины, но эти наиболее очевидны и встречаются чаще всего. Даже если вы не ставите перед собой задачи найти своё призвание, пройтись по этому списку и разобраться с перечисленными помехами всё равно стоит – жизнь от этого станет только лучше.
Как найти и раскрыть свой талант?
Свой талант есть у каждого человека, но большинству не удаётся даже найти его, не то что реализовать. Давайте же разберёмся, как последовательно решить эти проблемы. Для начала рассмотрим шаги, которые необходимо предпринять, чтобы определить свой талант:
Конечно же, просто найти свой талант недостаточно. Чтобы суметь реализовать его, необходимо усердно работать, постоянно повышая свой профессиональный уровень и расширяя знания. Также необходимо запомнить и соблюдать несколько простых правил, о которых часто забывают:
Кроме того, нужно учитывать, что талант полноценно раскрывается лишь тогда, когда человек осознаёт, что приносит с его помощью пользу другим людям. Для нашего мозга это важный сигнал, который даёт чувство удовлетворения. Благодаря этому талант развивается быстрее и лучше, позволяя человеку реализовать свой потенциал и защищая его от эмоционального выгорания, которое может наступить, если работа перестаёт приносить радость.
Талант
Талант – это потенциал или изначально заложенная способность индивида. В толковых словарях значение слова талант определяется, как особые личные предрасположенности человека. С приобретением опыта они формируют навык. В противовес гениальности, когда человек считается одаренным во всем, и что, необходимо отметить, истории известны лишь отдельные случаи, когда личность талантливая имеет высокие способности, касающиеся одной, двух, а реже сразу нескольких сфер.
Значение слова талант интересно раскрывается благодаря греческому корню, который также обозначает меру веса, денежного расчета в древности. Здесь мы припомним притчу о розданных талантах, что повествует не лишь о монетах, но также поучает, как поступать с умениями, которыми природа одарила нас – не «хоронить» их, а всячески приумножать.
Что такое талант
Талантливость находится выше просто хорошего результата, это особая одарённость, заметная даже окружающим как из ряда вон выходящие способности. Например, если у человека высоки способности к игре в шахматы, то тогда он при определенных усилиях показывает хорошую игру. Однако талант к игре станет проявляться, словно сам по себе, будет ощущаться через влечение к шахматам, а результаты будут превосходить результаты тех, кто просто имеет хорошие навыки. Это заметят и окружающие, считая такого игрока особым, словно имеющим сверхспособности от природы. По отношению к талантливости всегда есть какой-то трепет. Однако талант не всегда сразу виден. Если у талантливого человека никогда не было возможности столкнуться с предметом его одаренности, он может вовсе не ведать о своей способности.
Так бывает в жизни в неподходящих для развития этой сферы условиях. О выходцах из нижних экономических слоев населения или бедных стран снята не одна кинолента, которые при попадании в новую жизнь становились гениальными боксерами, танцорами, даже учеными, при наличии хоть небольшой подготовки.
Сложность выявления талантливости связана и с другими особыми условиями, не только экономическими – известны случаи, когда ребенка в школе посчитали умственно отсталым, но он при особом обучении не только добился высоких показателей в сфере своей одаренности, но и совершил открытия, был первопроходцем в новой области. Здесь также имеет значение свежесть взгляда, незамыленность восприятия знаниями, как правильно, что свойственно обывателям, которые не пытаются посмотреть на предмет изучения или тренировок с иной стороны, а словно по шаблону выполняют необходимые действия.
Талантливый человек сможет достигнуть сверхрезультатов как по обычной методике развития, так и даже часто без нее, либо сам будет стараться внести в нее личный вклад. В том, что делает талантливая личность, всегда виден ее особый почерк.
Не развивая свой дар от природы, человек часто остается просто увлекающимся, например, пением, радует этим хобби себя и знакомых. Но попав в надлежащие условия – на шоу талантов, и получив основы подготовки, он может круто изменить свою жизнь. Однако ярко выраженный талант часто не дает своему носителю спокойно жить, забыв о нем. Он словно рвется наружу, сила таланта иногда даже правит человеком, увлекая его и требуя, чтобы стремлению нашли выход – словно сильное растение пробивается сквозь асфальт.
Существуют истории, когда человеку запрещали следовать своему влечению родители, наставники, общество. Тогда у личности разгорался нешуточный внутриличностный конфликт между бессознательным мощным стремлением заниматься любимым делом и запретами на него. Особенно это было характерно для прежних, более деспотичных времен. И здесь даже можно отчасти понять тех, кто накладывал запрет. Например, потомственные врачи могли гарантированно обеспечить своему ребенку достойное и благополучное будущее, обучив его медицине, передав своих клиентов и известное имя. Однако особенно одаренные, талантливые от природы сын или дочь не всегда могли покориться этому ходу событий, чувствуя себя не вправе идти по этому безликому, пустому и несчастливому для них пути. Если помимо таланта человек обладал хоть сколь-нибудь выраженными волевыми качествами, то он мог противостоять давлению окружения и защищать свой дар, получая признание иногда уже только после смерти. Однако какое это признание!
Сам по себе, без развития, проб, тренировок, подчас даже мучительных часов, проведенных над ним, без своего проявления – талант не имеет силы, не интересен окружающим. Подобно драгоценному камню, он требует от своего мастера филигранной обработки, дабы из неотесанного куска камня превратиться в сияющую драгоценность. Время и труд, затраченные в направлении развития своего таланта – следующий необходимый шаг, чтобы заложенная способность преобразовалась в нечто большее, нашла свое проявление.
Дабы быть полезным и признанным, надо не только знать, что я талантлив, но и определить, в какой форме мир может воспринимать мой талант сегодня, а затем приложить усилия и затратить время. Работая, основываясь на свою талантливость, ее обладателю нужно догнать тех, кто путем упорного труда в этом направлении сейчас получает наилучшие результаты.
Сегодня талантливость часто имеет практическое применение, является источником заработка и мечтой многих людей – работать в сфере своих интересов. Поэтому понимание рынка как приемника результатов талантливого труда очень важно на сегодняшний день.
Виды таланта
Еще в 1980 году Гарднер в своей книге разделил способности и выделил типы таланта. Они и сейчас хорошо иллюстрируют основные группы талантов, хотя после Гарднера было выделено еще более 30 видов.
Вербально-лингвистический талант – это способность четко формулировать свои мысли и красиво их выражать, острота ума и слова. Этот талант присущ выдающимся журналистам, ораторам, писателям.
Цифровой талант – это умение разбираться с цифрами и различного рода точными символами. Он характерен для математиков, программистов и экономистов, которые воспринимают мир через точные выражения и способны быстро проводить исчисления. Явно одаренные в цифровой сфере люди словно живут в мире абстракций и без развития социальных навыков могут даже выглядеть странно для остальных людей.
Пространственный тип таланта есть не что иное, как умение ориентироваться в пространстве и творчески его преобразовывать, что встречается у дизайнеров и художников. Часто у них есть свой особый взгляд на действительность, и они выражают его в предметах искусства. Однако есть и те, кто талантливы именно в передаче реалистичного мира, могут в точности, словно на фотокарточке воссоздать вид.
Физический талант свойственен людям, которые отлично владеют своим телом и органами чувств. Здесь самый широкий спектр занятий от выдающихся работников физического труда до искусных танцоров. Люди этого типа по стилю восприятия противоположны людям математического склада, поэтому обучение для физически одаренных должно быть на практике, через телесность.
Личностный или эмоциональный талант отвечает за способность распознавать свои эмоции и чувства, проживать глубокую внутреннюю жизнь. Этот вид талант сродни рефлексии, наблюдению за своей психической жизнью и противоположен алекситимии. Его можно заметить, например, у выдающегося писателя Достоевского.
Межличностный талант помогает в общении с другими людьми и нужен учителям, политикам, актерам и общественным деятелям.
В отдельную группу Гарднер выделяет также такой тип, как талант окружающей среды. Это умение гармонично вписываться в природу, окружающий мир и соответствовать ему, оно свойственно прирожденным земледельцам и дрессировщикам животных.
Эти типы таланта могут сочетаться между собой. Например, человек, одаренный пространственным и цифровым типами таланта, может стать хорошим архитектором. А эмоционально и межличностно одаренный – хорошим психологом.
Как найти свой талант?
Распознание таланта похоже на поиск своих сильных сторон, однако найти в себе таланты и способности есть нечто большее.
Как обнаружить талант в себе, своих детях, признать в других людях, помочь в его раскрытии? Для этого следует проанализировать предыдущие достижения или факты, ответив, какие из этих результатов выдающиеся.
У маленького ребенка можно распознать талант, пробуя его в разных видах деятельности: предлагая спеть, станцевать, сконструировать. И может обнаружиться, что ребенок спел прекрасно, с воодушевлением, без специальной подготовки лучше, чем другие дети. Часто даже дети сами тянутся к тому, в чем заключается их талант. Талантливого в пении ребенка не нужно заставлять петь, он наверняка будет напевать часто, с удовольствием, а его родители без труда заметят его любовь и способность к пению. И здесь уже важно правильно распорядиться талантом, данным от природы – дать ему возможность дальнейшего развития, предоставить условия, словно почву, полив, свет и удобрение для цветка.
Как найти в себе таланты и способности? Ниже предлагается методика, благодаря последовательным шагам которой можно определить свои таланты.
Шаг 1. Какая ваша мечта? Припомните свои мечты с детства вплоть до нынешнего момента, выпишите их.
Шаг 2. Разделите их на категории: иметь и быть. Первая категория касается желаний обладания какими-то вещами. Тогда как вторая – желания быть кем-то, стать тем человеком, о ком вы мечтали. В дальнейшую работу по методике мы берем только мечты из второй категории.
Шаг 3. Выпишите те профессии, которые находят в вас отклик. Вспомните тех людей, на чьем месте вы желали быть.
Шаг 4. Чем нравится заниматься вам? Добавьте в перечень те занятия, которые приносят вам истинное удовлетворение, те, что не требуют для вас принуждения, а наоборот, радуют.
Шаг 5. Все выписанные мечты, любимые занятия и профессии объедините, и проверьте, какие вызывают положительные эмоции у вас. Для наибольшей точности представьте себя в каждой роли максимально детально, визуализируйте ее так, словно это есть ваша реальность сейчас. Дайте оценку вашим ощущениям в теле и эмоциям по шкале из 10 баллов.
Шаг 6. Вычеркните из списка те сферы, что получили низкие оценки – это те желания, от которых легко можно отказаться.
Шаг 7. Сгруппируйте получившийся список ваших склонностей, если отдельные из них имеют связь. Например, в одном желании вы хотите петь, а в другом – получить признание и известность, тогда они логически объединяются в стремление стать известным певцом.
Шаг 8. Назовите каждую группу каким-то талантом, например, как в прошлом примере – талант пения.
Шаг 9. Ищите связь между образовавшимися группами. В жизни на практике ваши склонности обязательно поддерживают друг друга или конфликтуют, однако в итоге образуют неповторимое индивидуальное сочетание.
Шаг 10. Какое применение можете найти вы своим способностям? Рассмотрите каждую группу наклонностей, объединенных как талант, и связи между ними, чтобы найти возможные для вас пути реализации этих способностей. Каждой профессии или сфере деятельности дайте оценку по шкале снова из 10 баллов и выделите наиболее перспективные.
Шаг 11. Из конкретных деятельностей выберите ту, что наиболее близка вам, нравится и имеет высокие шансы принести вам успех. Это и будет ваш талант.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Гоните прочь таланты – они не нужны в отделе! Доказано нейробиологами
Представьте, вас знакомят с новым коллегой. Вы будете рады такому человеку? Только честно. Вот что о нем известно:
Так нужен вам этот коллега? Кажется, у него какая-то запредельная мотивация на успех.
Если вы против, то это нормально. Если за, то у вас самих талант! Талант создавать условия для раскрытия чужих талантов – возможно, вы очень цельный и самодостаточный человек.
Но, как показывают исследования, талант – ненадежный показатель долговременных успехов. И вообще талант – не показатель, а социальное взаимодействие. Поэтому правильнее говорить в этом случае о контингенции.
Контингенция (англ. contingency) – будущее событие или обстоятельство, которое может произойти, но не может быть предсказано определенно (используется в поведенческой нейробиологии).
Борьба за место
Постоянную борьбу за место в иерархии никто не отменял. Хорошая команда – команда с устойчивой иерархией, когда «все расселись и работают». Но пока не закончилась «рассадка по рангам», работа стоит.
Приглашение талантов со стороны приводит к дестабилизации и повышает уровень стресса до такой степени, что сотрудники начинают ошибаться во время выполнения самых простых задач – проверено нейробиологами.
Ученые из университета Огайо считают, что стресс, вызванный конкуренцией с заведомо более «сильными» коллегами, формирует так называемый «мозговой пузырь», который искажает восприятие событий и не позволяет сотрудникам воспользоваться прошлыми расчетами конвергентного калькулятора (процесс сближения, схождения (в разном смысле), компромиссов; конвергенция противоположна дивергенции). Другими словами интервенция, или вмешательство, талантов не вдохновляет коллег на подвиги, а разрушает их связь с реальностью.
Что такое талант
Слово «талант» имеет довольно расплывчатое значение. В нем есть некий намек на большой потенциал. Возможно, это врожденное превосходство. Однако, на самом деле, за талантом всегда стоит большая работа, «глубинная практика».
И, конечно, талант не может существовать без поклонников (мы уже упоминали о социальном взаимодействии, которое очень точно характеризует такое явление, как талант). Именно они делают талант талантом. Вот почему это явление хорошо прижилось в спорте, шоу-бизнесе или творчестве. Талантливые художники и писатели – это звучит привычно. И совсем непонятно, зачем это социальное взаимодействие нужно в бизнесе.
Но именно поддержка поклонников иногда служит плохую службу таланту, провоцируя появление «мозговых пузырей». Слишком много критики – плохая мотивация. Но и слишком много одобрения тоже, бывает, действует разрушительно.
«На самом деле, если подумать, состояние высокой мотивации несколько раздражает. Человек отказывается от всего, чтобы работать ради достижения какой-то далекой большой цели. Это не просто: я хочу «X». Это нечто более сложное: я хочу позже получить «X», поэтому сейчас буду упорно заниматься «Y», – пишет автор книги «Код таланта» Дэниел Койл. Он потратил несколько лет, чтобы найти «фермы талантов» и описать «код таланта».
В итоге у него получилась такая формула:
ОЗАРЕНИЕ × учительское мастерство + ГЛУБИННАЯ ПРАКТИКА = ТАЛАНТ
Озарение
Самый мистический фрагмент формулы. Это момент, когда вы вдруг находите дело, увлечение, которым можете заниматься бесконечно долго. Здесь существует множество разных подходов. И споров.
«Талант – это способность верить в успех. Полный бред, когда говорят, что я вдруг открыл в себе дарование. Я просто работал».
Возможно, никакого озарения и не надо. Работайте и талант придет.
Учительское мастерство
Это, по сути, способность распознать талант, его декодировать и по фрагментам отточить. А вот знать, какие именно фрагменты надо оттачивать, – и есть учительское мастерство. И еще некий навык вмешиваться в процесс, когда надо, а также не вмешиваться, когда не надо.
Рон Галлимор, ныне почетный профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, так описал это искусство:
«Хорошие учителя обращают большое внимание на слова и действия ученика, и, благодаря этому, а также глубоким познаниям в предмете, могут заметить робкие и неуклюжие усилия ученика достичь мастерства, и помочь приблизиться к цели четко сформулированным указанием».
Мастерство – это изолирующие оболочки, вырабатываемые вокруг нервных путей в ответ на прохождение определенных сигналов. Чем больше миелина, тем быстрее идет сигнал. И вот у вас уже «голов» за сезон больше, чем у Месси.
Глубинная практика
На что обращает внимание Дэниел Койл: «Наблюдая за эффективными занятиями, мы обычно описываем их такими словами, как настойчивость, концентрация или сосредоточенность. Но эти слова не совсем подходят, поскольку не отражают сути. Тренировки выдающихся спортсменов могут показаться странными, ибо занимающиеся ищут сложности. Они намеренно балансируют на грани своих возможностей, так что вероятность неудачи возрастает. И почему-то неудачи лишь повышают мастерство». Да, без труда никак.
Вывод: талант не должен что-то знать
«Чтобы декодировать мозг, нужен мозг!» – говорят нейробиологи, а чтобы декодировать талант, нужен талант, обнаружил Дэниел Койл.
То, что увидел Койл, по крайней мере, опровергает расхожее мнение. То есть чтобы быть компетентным, вы должны знать как можно больше, но для того, чтобы быть талантливым (подразумевается от рождения), вы не должны знать ничего.
Как не стать талантливым посмешищем
На этот счет у нейробиологов тоже есть особое мнение (они такие зануды!):
«Независимо от того, страдает ли человек от чрезмерной самонадеянности или менее опасного излишнего оптимизма, в любом случае зоны нейронной контингентности изменятся. Пониженная способность воспринимать объективную реальность мешает принимать информированные решения. Именно поэтому, – настаивает нейробиолог Келли Ламберт, – необходимо сохранять осведомленность наших нейронных цепей (не отрываться от реальности, – прим. ред.). Это позволит провести параллели между нашим внутренним и внешним мирами. Кроме того, так мы сможем сопоставить наш прошлый, нынешний и будущий опыт».
Такая приземленность нейронных цепей (адекватность восприятия окружающего мира) станет вакциной от чрезмерной самонадеянности, излишней оптимистичности и других болезней талантов. Мы не будем витать в облаках, а значит сможем как следует подготовиться к тому, что нас ждет.
Хотя термин well-grounded (англ. хорошо подготовленный, обоснованный, заземленный) в научной литературе по нейробиологии отсутствует, но сейчас упомянуть его вполне уместно.
Что говорят о себе таланты
«Я хорошо знаю, что у меня нет особого таланта – любопытство, навязчивость и упорная выносливость в сочетании с самокритикой привели меня к моим идеям».
Наверняка вам знаком не только Эйнштейн, но и Стивен Кинг – талантливый американский писатель. Он опубликовал 60 романов, не считая повестей и рассказов, по которым сняты сотни фильмов, а в мире продано более 350 миллионов экземпляров его книг. Как он добился такого успеха?
Во-первых, Кинг — это глубинная практика. Стивен не делает перерывов. Никогда. Ни по праздникам, ни в свой день рождения. Он не разрешает себе остановиться, пока не выполнит дневную норму в 2000 слов. Утром он садится за рабочий стол около 8:00-8:30, и, порой, успевает управиться уже к 11:30. Но чаще, чтобы закончить, ему приходится сидеть до 13:30. День и вечер остаются свободными — можно дремать, писать письма, читать, общаться с родными и смотреть по телевизору матчи любимой команды Boston Red Sox.
Во-вторых, он очень приземлен, даже когда «видит сны». Вот как он описывает свою работу:
«Ваш график – прийти каждый день примерно в одно время, выйти, написав тысячу слов на бумаге или на диске, — существует, чтобы создать у вас привычку, научить видеть сны; точно так же, как готовит вас к обычному сну укладывание в кровать примерно в одно и то же время с одним и тем же ритуалом. Когда пишем и когда спим, мы учимся быть физически неподвижными и при этом побуждать свой разум вырываться из рельсового пути дневного мышления. И как тело и разум привыкают к определенному количеству сна каждую ночь — шесть часов или семь или рекомендуемые восемь, — точно так же вы тренируете бодрствующий разум на творческий сон и выработку живых сновидений наяву, которые и есть успешный результат беллетристики».
Как с пользой «закопать свой талант в землю»
Закопать следует незнание и надежду на то, что как-нибудь да получится. Речь не о том, чтобы угробить свой талант (мы уже разобрались, что такое талант на самом деле), а о том, чтобы развить умения и навыки, принимаемые окружающими за талант, и получить безупречный инструмент для достижения намеченной цели.
1. Хорошо, если рядом есть мастер, который будет вас направлять.
2. Озарение – это проще,чем кажется на первый взгляд: надо вкладывать страсть в то, что вам нравится делать, что вы можете практиковать с неугасимым энтузиазмом. Как сказал бы Джон Леннон – верить и работать.
3. Сообщество. С самого начала стоит тратить силы на формирование своих если не поклонников то соратников. Сообщество дает нам ощущение места. Люди часто описывают это как ощущение того, что вы нашли свой дом. Дело в принадлежности. Речь идет о том, чтобы быть частью группы, в которой вы чувствуете, что вас знают и ценят.
4. Предсказуемость. Практика и еще раз практика. Регулярность. Накопление контингентного капитала. Посмотрите на Стивена Кинга.
5. Участие. Постоянное и регулярное. Надо принимать участие в своей жизни. Общаться с людьми. Тогда талант будет распознан, принят и признан. Какой? Время покажет. В конце концов вы обладаете самым мощным компьютером в мире, способным совершать миллиард миллиардов операций в секунду. Это ваш мозг.