Тамматуль кубра что означает
Тамматуль кубра что означает
1. Уан-Нази`ати Гаркаа.
2. Уан-Нашитати Наштаа.
3. Уас-Сабихати Сабхаа.
4. Фассабикати Сабкаа.
5. Фальмудаббирати Амраа.
6. Йаума Тарджуфур-Раджифаа.
8. Кулюбун Йаума`изин Уаджифаа.
10. Йакулюна А`инна Лямардудуна Филь-Хафираа.
11. А`изза Кунна `Изамаан Нахираа.
12. Калю Тилька Изаан Карратун Хасираа.
13. Фа`иннама Хийа Заджратун Уахидаа.
14. Фа`иза Хум Бис-Сахираа.
15. Халь Атака Хадису Мусаа.
16. Из Надаху Раббуху Биль-Уадиль-Мукаддаси Туваа.
17. Изхаб Иля Фир`ауна Иннаху Тагаа.
18. Факуль Халь Ляка Иля Ан Тазаккаа.
19. Уа Ахдийака Иля Раббика Фатахшаа.
21. Факаззаба Уа `Асаа.
22. Сумма Адбара Йас`аа.
23. Фахашара Фанадаа.
24. Факаля Ана Раббукумуль-А`ля.
25. Фа`ахазахуЛлаху Накаляль-Ахирати Уа Уля.
26. Инна Фи Залика Ля`ибратан Лиман Йахшаа.
27. А`антум Ашадду Халькаан Амис-Сама`у Банахаа.
28. Рафа`а Самкаха Фасаууахаа.
29. Уа Агташа Ляйляха Уа Ахраджа Духахаа.
30. Уаль-Арда Ба`да Залика Дахахаа.
31. Ахраджа Минха Ма`аха Уа Мар`ахаа.
32. Уаль-Джибаля Арсахаа.
33. Мата`аан Лякум Уа Ли`ан`амикуум.
34. Фа`иза Джа`атит-Тамматуль-Кубраа.
35. Йаума Йатазаккаруль-Инсану Ма Са`а.
36. Уа Бурризатиль-Джахиму Лиман Йараа.
37. Фа`амма Ман Тагаа.
38. Уа Асараль-Хайаатад-Дунья.
39. Фа`инналь-Джахима Хийаль-Ма`уаа.
40. Уа Амма Ман Хафа Макама Раббихи Уа Нахан-Нафса `Аниль-Хауаа.
41. Фа`инналь-Джанната Хийаль-Ма`уаа.
42. Йас`алюнака `Анис-Са`ати Аййана Мурсахаа.
43. Фима Анта Мин Зикрахаа.
44. Иля Раббика Мунтахахаа.
45. Иннама Анта Мунзиру Ман Йахшахаа.
46. Ка`аннахум Йаума Йараунаха Лям Йальбасу Илля `Ашийатан Ау Духахаа.
Сура 79 «ан-Нази‘ат’» (Ангелы, вырывающие души безбожников)
(перевод смыслов 79 суры Священного Корана и комментарии)
Именем Аллаха [именем Бога, Творца всего сущего, Одного и Единственного для всех и вся], милость Которого вечна и безгранична.
Клянусь [говорит Господь миров в подтверждение неотвратимости того, что последует далее. — Клянусь] ангелами, [жестоко и болезненно] вырывающими [души безбожников и очевидных грешников] из самых глубин [их телесной оболочки]!
Клянусь [продолжает Господь миров] ангелами, [жалостливо и нежно] легко выводящими [души верующих, праведников из их тел]!
Клянусь ангелами, мгновенно [без малейшего трения о слои атмосфер и сопротивления] спускающимися [с небес с Божьими повелениями]!
[Клянусь] ангелами опережающими опережением (соревнующимися в первенстве) [быстро доставляющими души верующих к месту их пребывания]!
А также теми [ангелами], кто занимается устроительством [дел и управлением] по велению [Господа миров]!
В тот День [с наступлением Конца Света] начнется [всеобщее] сотрясение (потрясение) [бедствие и разрушение планеты Земля][1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
* Некоторые ученые, комментируя данный аят, говорят, что здесь подразумевается первый звук Горна, с которым начнется уничтожение и умерщвление всего сущего.
Вслед за ним придет следующее (очередное) [новое сотрясение]. [То есть после этого растрескаются и разрушатся небеса и все декорации земной жизни, в глобальном, вселенском масштабе][1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Некоторые комментаторы высказывают мнение, что здесь подразумевается второй звук Горна, с которым начнется воскрешение всего. Между первым и вторым — порядка сорока лет непрерывного общегалактического дождя.
Сердца в тот День [в День Воскрешения] будут трепетать (учащенно биться, колотиться с неестественной для них силой, словно в агонии) [даже у тех, кто казался в земной жизни самым уверенным в себе и бесстрашным, достигшим неимоверных высот в обществе либо в развитии физической силы, интеллекта или в набожности, благочестии. Всех охватит непреодолимый страх пред Божьим решением по каждому].
Их взгляд [взгляд воскресших людей и джиннов] станет смиренным (покорным) [пред Богом, ведь они прочувствуют это всей глубиной сознания, души, сердца. В их глазах не будет ни капли уверенности и гордыни].
79:10, 11
Они [воскресшие из мертвых безбожники, отрицавшие Судный День] воскликнут: «Мы что же это, вернулись обратно в первоначальное состояние?! [Мы снова живы, и тела наши восстановились и воссоединились с душами, хранившимися где-то долгий период?! Неужто это так?!] Мы ведь были изгнившими костями!»
Продолжат: «И вот на этот раз [наше возвращение изначально] проигрышно [ведь за весь период жизни земной мы так и не поверили в существование жизни после смерти, а потому не подготовились]».
А ведь это [оживление людей, джиннов и ангелов после всеобщего умерщвления; возвращение к жизни всех, кто умер за долгую историю мира людей и джиннов, а также тех, кто был умерщвлен перед всеобщим Воскрешением, несмотря на всю невообразимую глобальность процесса, все это] — лишь один окрик (звук) [Горна, второй из двух. Лишь Божественное «будь», — и вот оно].
И они [всего лишь после одного звука предстанут] бодрыми [без намека на заспанность после столь продолжительного сна].
Дошел ли до тебя рассказ о Мусе (Моисее)?
79:16-19
В священной долине Тува Господь обратился к нему: «Поди к фараону, он, воистину, перешел [уже] все границы [он слишком далеко зашел в своей тирании, погряз в грехе и безбожии]. Скажи [ему]: «Нет ли у тебя желания очиститься [от скверного и облагородить себя добрыми качествами]? Я покажу тебе путь к Господу твоему, и ты проявишь набожность [изменившись в лучшую сторону]».
Он показал ему крупное знамение [и посох там был, превратившийся в настоящую змею, и рука Моисея, ярко сияющая].
[Но] он (фараон) обвинил [Моисея] во лжи [перетрактовав все это из Божественного знамения в колдовские чары] и проявил непокорность [Божьему наставлению, переданному через Моисея].
Затем он отвернулся [от всего этого и] устремился [организовать грандиозное публичное разоблачение Моисея, отправив гонцов во все концы империи для приглашения лучших колдунов и магов].
79:23, 24
[В назначенный день] он [фараон] собрал [всех: свиту, войска, колдунов, народ] и воззвал [напрямую либо через глашатая], сказав: «Я — ваш высший Бог! [Нет никого выше меня и могущественнее!]»[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[По итогу всего произошедшего] через некоторое время Аллах (Бог, Господь) наказал его [этого самоуверенного фараона] примерной (образцовой) карой в вечности [вынеся по нему окончательное решение — вечное пребывание в Аду] и [уже] в мирской обители [утопив его вместе с верным ему, могущественным войском].
Воистину, в этом есть назидание (поучительный урок) для тех, кто набожен. [Иные же ничего полезного не извлекут, равнодушно ознакомившись с очередным историческим фактом. Открыть для себя что-то новое и полезное — это, воскликнув «Эврика!», подняться на этаж выше в доме своего мироощущения, который лишь вчера казался одноэтажным и абсолютно привычным, познанным и понятым].
Вы ли более величественны (сильны, крепки) в том, как сотворены [сложны по своей природе], или небо, выстроенное Им [Творцом]?! [Никакие ваши башни и небоскребы не сравнимы с его высотою. А сколь долго оно существует без капитального ремонта?! Но вы даже и его возраста не в состоянии точно определить, а потому далеки от понимания того, насколько оно совершенно.]
Он [Господь миров, когда-то] поднял его высоту [поднял «крышу» неба на недосягаемое для человека расстояние] и выровнял (все обустроил, урегулировал в нем). [Вы, люди, ничего кривого и «недостроенного» в пределах галактики, Вселенной не найдете. Ни изъянов, ни поломок. Ничто сверху на вас не давит, не ограничивает, а посмотрев в небо в безоблачную звездную ночь или солнечный день, вы чувствуете бесконечный простор, необъятный.]
Ночью Он затемняет небосвод и выводит [для всего живого каждодневно] утро.
Землю после этого Он сделал ровной (укатанной).
Вывел из нее воду и пастбища [все то, что произрастает на ней].
Горы Он укрепил (упрочил).
[Все это Он передал] вам в пользование [в том числе] для услады (наслаждений) и [в распоряжение] вашего домашнего скота [как и всего живого, временно обитающего на планете Земля].
Когда нагрянет самая большая беда…
В тот День [в Судный День] человек вспомнит все, ради чего бежал (шел по жизни, стремился, старался, работал, добивался). [Вся жизнь пролетит перед его глазами, он вспомнит все совершенное им в мирской обители. Если не захочет вспомнить или забудет, ему напомнят.]
Человек, у которого в расцвете сил обнаружили десять злокачественных опухолей в печени и которому объявили о скорой кончине, притом что у него оставалось трое малолетних детей и красавица-жена, женщина его мечты, на закате своей довольно непродолжительной жизни написал интересное произведение под названием «Последняя лекция», где изложил свои размышления о жизни. В аннотации к книге есть такие слова: «Что в нашей жизни действительно важно, а что — лишь бестолковая суета? Как надо жить, что делать, чтобы потом не жалеть о потерянном напрасно времени, несбывшихся мечтах, нереализованных возможностях? Очень часто мы не задумываемся об этом, плывем по течению, барахтаемся в рутине с ощущением, что впереди масса времени. Но иногда условия игры резко меняются…»
И вот, подытоживая бурную мирскую жизнь, со многими триллионами неповторимых судеб, а также пребывание в загробном мире, с концом этого белого Света и наступлением нового Света в невообразимом сейчас масштабе и грандиозности, начинается Судный День, одним из главных действующих лиц которого будет Ад, вечный Ад.
Появится Ад для всех видящих. [То есть все его увидят, будут с ужасом лицезреть.]
79:37-39
Он станет обителью тех, кто (1) перешел границы [умер, так и не поняв смысла жизни, перечеркнув безбожием и грехами благополучие в вечности] и (2) отдал предпочтение жизни мирской [бежал, старался, работал, добивался, барахтался в бурном потоке жизни изо всех сил, но — лишь для приумножения земных материальных и нематериальных благ, богатств, не видя того, что возможно после смерти, не веря в это и не подготавливая себя к этому даже в малом и незначительном].
79:40, 41
Рай же станет обителью тех, кто (1) испытывал трепет пред Господом [пред Его могуществом и величием; кто, идя по жизни окрыленным либо время от времени с поврежденными или даже обрубленными кем-то крыльями, не уставал молить Бога о помиловании, хотя вроде как ничего плохого и не делал; кто помнил или хотя бы временами вспоминал, что рано или поздно ему предстоит держать ответ пред Господом за мирские устремления, намерения, дела и поступки] и (2) мог осадить себя в отрицательных побуждениях (своих настроениях; во вседозволенности, легкомыслии и беспечности; капризах и прихотях) [мог в нужный момент приструнить свое «я», поставить его на место, не ослабляя узды, а верно себя направляя].
У тебя [Пророк] спрашивают о Часе [о Конце Света, вслед за которым через некоторое время нагрянет и Судный День]: «Когда же он наступит?!» [Люди беспечно любопытны. Их больше интересует, когда он наступит, а не то, готовы ли они к нему.]
79:43, 44
Ты далек от того, чтобы объявить об этом. [Откуда тебе знать?!] Все знание о Часе [особенно то, когда он наступит] лишь у Господа.
Ты лишь увещеватель [твоя миссия, о Пророк, — увещевание, предостережение, предупреждение об опасностях, доведение до людей всего, что дается тебе Божественным Откровением. А услышат тебя и извлекут пользу] те, кто страшится его (Часа) [кто, осознавая ужас предстоящего, старается измениться пред Богом, оставляя скверное, работая над огрехами и недостатками; прививая своей натуре благородные, положительные качества, все то, что имеет хорошие перспективы в мирском, потустороннем, вечном].
Когда они [все-таки] увидят это [грандиозное действо воскрешения из мертвых и начало Судного Дня, тогда все их десятилетия в мирской обители, вся история человечества и, возможно, даже миллионы лет в загробном мире] покажутся им вечером или утром [лишь быстро пролетевшими несколькими часами, не более того. Все познается в сравнении. В тот момент они увидят бесконечное, явно почувствуют запах вечности: до кого-то он донесется зловонной гарью, а до иных — невообразимым и неземным по многообразию оттенков, широте звучания ароматом Рая].
Милостью Всевышнего тафсир 79 суры Священного Корана подошел к концу.
Толкование суры «Ан-Назиат = Вырывающие»
Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Эта мекканская сура получила название по её первому аяту. Она посвящена Судному дню и подтверждению его истинности и неизбежности, а также содержит историю пророка Мусы (мир ему) и Фараона и упоминание о воздаянии, которое ожидает верующих и неверующих.
Связь между названием суры и её главной темой хорошо заметна, поскольку вырывающие — это ангелы, забирающие душу умирающего человека, а в суре раскрывается тема смерти и загробной судьбы человека, а также Судного дня и воздаяния.
Между началом и концом данной суры также существует тесная связь. Начинается она с клятвы, призванной подтвердить истинность и неотвратимость Судного дня и воздаяния. А завершается сура новым упоминанием о Часе, то есть о Судном дне, и подтверждением его неизбежности.
Нетрудно проследить и связь между началом данной суры и концом предыдущей суры «Весть». Если та сура заканчивается упоминанием о Судном дне и о событиях, которые будут происходить в этот великий и страшный день, то данная сура, по сути, продолжает ту же тему, поскольку начинается с клятвы, целью которой является подтвердить истинность Судного дня и подчеркнуть, что он непременно настанет, и что воскрешение грядёт и никому не избежать воздаяния.
Вообще эти две суры довольно тесно связаны между собой. Их объединяет общая тема. Это тема мира вечного, Судного дня, воскрешения, расчёта и воздаяния. В обеих сурах подчёркивается истинность Судного дня и неизбежность расчёта и воздаяния. В обеих сурах содержатся описания Судного дня и связанных с ним событий. Также в обеих сурах упоминаются люди, отрицающие Судный день и приводящие разные несостоятельные аргументы, в силу которых Судный день и воскрешение, по их мнению, невозможны. Кроме того, в обеих сурах упоминается о наказании, ожидающем неуверовавших, и о благом воздаянии, ожидающем верующих после воскрешения.
Картины Судного дня
Клянусь вырывающими [души неверующих] жестоко,
извлекающими [души верующих] осторожно,
плывущими стремительно,
опережающими уверенно
и исполняющими повеления.
В тот день сотрясётся сотрясающаяся [раздастся первый трубный глас, после которого творения умрут],
вслед за чем последует ещё одно сотрясение [раздастся второй трубный глас, после которого начнётся воскрешение].
В тот день затрепещут сердца
и потупятся взоры.
Они говорят: “Неужели мы вернёмся в прежнее состояние?
После того как станем истлевшими костями?!”
Они говорят: “Если так, то это будет невыгодное возвращение!”
Но раздастся лишь один глас,
и все они окажутся на поверхности земли.
Эта часть суры тесно связана с общей темой, поскольку в основном представляет собой описания Судного дня и содержит упоминание о тех, кто отказался уверовать в этот день.
Всевышний Аллах клянётся ангелами, которые забирают души умирающих: души верующих — мягко, а души неверующих — жестоко; а также сопровождающими души верующих в небеса и сообщающими благую весть об их прибытии; и ангелами, которые по велению Господа распоряжаются небесами и землёй, поддерживая их в порядке. Назначением клятвы является указать на неизбежность описываемых далее событий, которые будут происходить в Судный день, а значит, и на неизбежность самого Судного дня. Раздастся первый трубный глас — ангел Исрафиль (мир ему) подует в рог по велению Всевышнего Господа. За ним последует второй трубный глас, который ознаменует собой воскрешение мёртвых.
Когда это произойдёт и люди поднимутся из могил, сердца тех, кто не веровал в воскрешение и воздаяние, будут трепетать от страха, взоры их будут потуплены, а сами они будут пребывать в величайшем унижении.
Язычники-курайшиты, когда им говорили о том, что они будут воскрешены после смерти, восклицали: «Да неужели после смерти мы вновь будем возвращены в прежнее положение, то есть в наши мёртвые тела вновь вернётся жизнь? Неужели это произойдёт после того, как наши кости истлеют в могилах? О нет, это невозможно». Они также говорили, отказываясь уверовать в воскрешение: мол, если бы это могло произойти, то это было бы скверным возвращением для нас, если исходить из того, чем угрожает нам Мухаммад!
Но нет! Когда раздастся трубный глас, все эти люди выйдут из своих могил и увидят воочию то, что они так упорно отрицали. Они окажутся на поверхности земли после того, как были в её чреве, дабы предстать перед Господом миров и отвечать за свои слова и деяния в земной жизни.
История пророка Мусы и Фараона
Дошёл ли до тебя рассказ о Мусе?
Вот Господь его воззвал к нему в священной долине Тува:
“Ступай к Фараону, ибо он преступил границы дозволенного,
и скажи: “Не следует ли тебе очиститься?
Я укажу тебе путь к твоему Господу, и ты устрашишься [как подобает богобоязненному]”.
Он показал ему величайшее знамение,
но тот счёл его ложью и ослушался,
а потом отвернулся и принялся усердствовать.
Он собрал толпу и громко воззвал,
и сказал: “Я ваш Всевышний Господь!”
Тогда Аллах подверг его наказанию как в Последней жизни, так и в первой жизни.
Поистине, в этом было назидание для тех, кто богобоязнен.
История Мусы (мир ему) и Фараона полна бесценных уроков и несомненно является назиданием для каждого богобоязненного верующего.
Чудо, явленное Всевышним, когда море расступилось для Мусы (мир ему) и его соплеменников, а потом сомкнулось, погубив Фараона и его воинство — одно из явных доказательств всесилия и могущества Всевышнего. Кто способен явить подобное, Тот, вне всяких сомнений, способен и воскресить людей и подвергнуть их расчёту и воздать им по заслугам. И это напоминание о том, что как способен Всевышний Аллах подвергнуть неверующих ослушников наказанию в земной жизни, как это было с Фараоном, так и способен Он подвергнуть этих неверующих и грешников заслуженному наказанию в Аду в мире вечном.
Таким образом, связь этой части суры с её главной темой очевидна.
Также эта история призвана стать напоминанием и назиданием для неверующих — как мекканских язычников, так и других отрицающих воскрешение и воздаяние во все времена и во всех местах. Ведь это история неуверовавших, которые возгордились и отказались уверовать в Господа миров и Его совершенство, могущество, знание и мудрость, и на них обрушилась ужасная кара. И у тех, кто вступает на тот же путь, есть все основания опасаться подобной участи. Если даже наказание не постигнет их в этом мире, то в мире вечном им его точно не избежать, ибо такова справедливость Аллаха: Он воздаёт справедливо, и этого воздаяния никому не избежать.
Мусе (мир ему) было велено призвать Фараона к вере и единобожию, и он сделал это наилучшим образом и явил ему знамения, подтверждающие истинность его пророческой миссии. Фараон же не внял этому искреннему и мудрому призыву, и ополчился вместе со своими людьми против Мусы (мир ему) и уверовавших, и всё закончилось для этого тирана и его приспешников самым печальным образом. Это явный повод задуматься и для мекканских язычников, ибо их положение и поведение по отношению к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) и его призыву по сути мало чем отличалось от поведения Фараона и его людей по отношению к Мусе (мир ему) и его призыву. А призывали эти два Божьих пророка к одному и тому же.
Кроме того, эта история призвана послужить утешением для Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и всех верующих. Фараон со своей гордыней и жестокостью причинил много страданий и вреда тем, кто уверовал, но в конце концов был уничтожен Всемогущим Господом, и век ему подобных в действительности недолог, и им придётся понести наказание за всё, что они вершили в земной жизни.
Свидетельства могущества Аллаха
Вас ли труднее создать или небо? Он воздвиг его,
поднял его своды и сделал его совершенным.
Он сделал его ночью тёмным и вывел утреннюю зарю.
После этого Он распростёр землю,
вывел из неё воду и пастбища
и утвердил на ней горы
во благо вам и вашему скоту.
Эта часть суры имеет непосредственное отношение к главной теме суры, поскольку содержит упоминание о свидетельствах могущества Всевышнего, то есть очередных доказательствах Его способности воскресить людей и подвергнуть их расчёту.
Всевышний Аллах предлагает мекканским язычниками и им подобным людям, отрицающим воскрешение, задуматься, что труднее создать: их самих или же огромные по своим размерах и очень сложные по своему устройству небеса и землю? Несомненно, небеса и земли — творения поистине грандиозные по своим масштабам, и способный сотворить их вне всяких сомнений способен создать творения, которые значительно уступают им в размерах.
А воссоздать творения после первого сотворения ещё легче, чем создать их в первый раз. И как создал Он эту прекрасно и сложно устроенную землю, на которой мы живём и на которой есть всё необходимое для нашего существования, и как сотворил Он нас самих, так же и воскресит Он нас после смерти и соберёт в Судный день для расчёта, как и обещал, и ничего невозможного и невероятного в этом нет.
События Судного дня
Когда же наступит Величайшее бедствие [День воскресения],
в тот день человек вспомнит о том, в чём он усердствовал,
и Ад предстанет пред очами тех, кто будет видеть.
Тому, кто преступил границы дозволенного
и отдал предпочтение земной жизни,
пристанищем будет Ад.
Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом [в День расчёта] и удерживал себя от страстей,
пристанищем будет Рай.
Связь данной части суры с её главной темой очевидна, поскольку речь в ней идёт о событиях Судного дня и о воздаянии, которое ожидает верующих и неверующих.
В этот день, который будет тяжким для неуверовавших, каждый человек увидит результаты своих трудов и своих деяний в земной жизни. Он получит список с записью этих деяний и вспомнит всё то благое и скверное, что он делал. И в тот день люди воочию увидят Ад. Сообщается, что верующий увидит его лишь для того, чтобы острее почувствовать милость Аллаха, Который помог ему следовать прямым путём, ведущим в Рай, тогда как неверующий сначала увидит Ад, а потом войдёт в него и останется там. В этот день люди разделятся на обитателей Рая и обитателей Ада. Те, которые предпочитали мир этот миру вечному, и отказывались от покорности Господу, войдут в Ад. А богобоязненные, которые были покорны Господу и не шли на поводу у своих страстей, войдут в Рай.
Многобожники вопрошают о времени наступления Судного дня
Тебя спрашивают о Часе: “Когда же он настанет?”
Что можешь ты сказать о нём?
Только твой Господь ведает об этом.
Поистине, ты всего лишь предостерегающий увещеватель для тех, кто опасается этого.
В тот день, когда они увидят его, им покажется, что они провели в этом мире лишь послеполуденные часы или утро.
Эта часть суры также связана с основной темой суры, поскольку продолжается тема Судного дня. Многобожники, отрицавшие воскрешение и Судный день, вопрошали с усмешкой: мол, когда же наступит этот день, который ты, о Мухаммад, обещаешь нам?
Но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не мог ответить на этот вопрос и это не было частью его пророческой миссии, ибо по мудрости Своей Всевышний Аллах сохранил это знание в тайне, и только Ему известно время наступления Судного дня.
Задачей Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было сообщить людям о том, что этот день грядёт, о том, что он непременно настанет, и о событиях, которые будут происходить в этот день. И когда этот страшный день наступит, то этим неуверовавшим покажется, что они не пробыли в этом мире и части дня — столь короткой покажется им вдруг их земная жизнь, вне зависимости от того, сколько лет они прожили.
Это указание на то, что время наступления Судного дня не имеет никакого значения. Важно, что он наступит непременно, что он неизбежен, а значит, к нему нужно готовиться — готовиться так, чтобы вступить в мир вечный с искренней верой в Создателя, достойным запасом благих дел, совершённых с искренним намерением, ради Него, и надеждой на то, что дорога наша будет лежать в Рай, а не в Ад.