Таможня фактического контроля что это
Таможня фактического контроля что это
Во исполнение указания Президента Российской Федерации Путина В.В. от 18 сентября 2017 г. N Пр-1901дсп, поручения Правительства Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N ДМ-П4-5613дсп, приказов Минфина России от 9 января 2018 г. N 2 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 по 2020 годы» и ФТС России от 27 июня 2017 г. N 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года»:
Таможенным постам фактического таможенного контроля осуществлять регистрацию таможенных деклараций в отношении товаров, декларируемых с представлением лицензий (перечней) Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, а также товаров, перемещаемых в одной товарной партии с такими товарами.
ЦЭД и таможенным постам фактического таможенного контроля, сведения о которых содержатся в соответствующих подтверждающих документах, выданных федеральными органами исполнительной власти, осуществлять регистрацию таможенных деклараций в отношении товаров, декларируемых с представлением перечней товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации в рамках межправительственных соглашений о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности, а также декларируемых с представлением документа, подтверждающего целевое назначение сырья и комплектующих изделий и отсутствие их аналогов, которые производятся в Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации.
4. Осуществлять информационное взаимодействие между ЦЭД и таможенными постами фактического таможенного контроля в регионе деятельности таможен, приведенных в приложении к настоящему распоряжению, в соответствии с Порядком совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, утвержденным приказом ФТС России от 22 апреля 2011 г. N 845 (зарегистрирован Минюстом России 20.05.2011, регистрационный N 20823).
6. Таможенное декларирование товаров, ввозимых отдельными товарными партиями в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в соответствии со статьей 117 ТК ЕАЭС и статьей 103 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082), осуществляется ЦЭД вне зависимости от вида транспорта при соблюдении следующих условий:
а) каждая отдельная партия компонентов товара подлежит предъявлению таможенному посту фактического таможенного контроля, который находится в том же регионе деятельности таможенного органа (региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России), что и ЦЭД (партии компонентов оборудования завода по производству сжиженного природного газа по проекту Арктик СПГ 2, перемещаемого в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, при декларировании с указанием одного классификационного кода в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза могут предъявляться таможенным постам фактического таможенного контроля, которые не находятся в том же регионе деятельности таможенного органа (региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России), что и ЦЭД);
б) все партии компонентов товара подлежат предъявлению одному и тому же таможенному посту фактического таможенного контроля (партии компонентов оборудования завода по производству сжиженного природного газа но проекту Арктик СПГ 2, перемещаемого в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, при декларировании с указанием одного классификационного кода в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза могут предъявляться различным таможенным постам фактического таможенного контроля);
г) Эксперимент проводится в отношении товаров, компоненты которых не декларировались до его проведения, а также компоненты которых декларировались в ЦЭД с 21 мая 2020 года;
Действие настоящего пункта не распространяется на совершение таможенных операций, связанных с регистрацией ДТ при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, ввозимых:
резидентами особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127; 2017. N 30. ст. 4457);
резидентами территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток;
участниками особой экономической зоны в Магаданской области и свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
7. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, обеспечить проведение Эксперимента в таможенных органах, указанных в приложении к настоящему распоряжению, и в случае возникновения обстоятельств, влияющих на осуществление таможенных операций и применение таможенных процедур в рамках Эксперимента, незамедлительно направлять по каналам оперативной связи в Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России подробную информацию для рассмотрения совместно с иными структурными подразделениями ФТС России.
Применять положения настоящего распоряжения с учетом письма ФТС России от 7 апреля 2020 г. N 01-11/19571дсп.
8. Главному управлению организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России (Жуков Д.Б.) осуществлять координацию и контроль за реализацией Эксперимента.
9. Начальникам Управления контроля таможенных рисков ФТС России Золотницкому Ф.А.. региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, осуществлять координацию и контроль за применением системы управления рисками при совершении таможенных операций в рамках Эксперимента.
10. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя руководителя ФТС России Давыдова Р.В.
Приложение
к распоряжению ФТС России
от 29 октября 2020 г. N 395-р
ПЕРЕЧЕНЬ ТАМОЖЕННЫХ ПОСТОВ (ЦЕНТРОВ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ) И ТАМОЖЕННЫХ ПОСТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИНЯТИЕМ ДЕКЛАРАЦИЙ НА ТОВАРЫ И ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ТАМОЖЕННЫХ ЦЕЛЕЙ, В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ, А ТАКЖЕ ПРОВЕДЕНИЕМ ИХ ПРОВЕРКИ И ВЫПУСКОМ, И ТАМОЖЕННЫХ ПОСТОВ И ИХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПОДАЧЕ ДЕКЛАРАЦИЙ НА ТОВАРЫ, А ТАКЖЕ СВЯЗАННЫЕ С ПРОВЕДЕНИЕМ ТАМОЖЕННОЮ КОНТРОЛЯ В ФОРМАХ ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА, ТАМОЖЕННОГО ОСМОТРА, ТАМОЖЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ, ОТБОРОМ ПРОБ И ОБРАЗЦОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Новосибирский таможенный пост (центр электронного декларирования) (код 10609050) Новосибирской таможни (до 15.12.2020)
Томский таможенный пост (центр электронного декларирования) (код 10608100) Кемеровской таможни (до 15.12.2020)
Омский таможенный пост (центр электронного декларирования) (код 10610080) Омской таможни (до 15.12.2020)
1 Соглашения о разделе продукции Чайвинского, Одоптинского и Аркутун-Дагинского нефтегазоконденсатных месторождений на шельфе острова Сахалин (проект «Сахалин-1») и Соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (проект «Сахалим-2»).
Первый заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля
Порядок предъявления участниками ВЭД товаров для проведения фактического контроля
Доклад главного государственного таможенного инспектора отдела таможенных процедур и таможенного контроля Екатеринбургской таможни М. В. Бедриной на вебинаре «Порядок предъявления участниками ВЭД товаров для проведения фактического контроля (таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров)».
«Уважаемые участники семинара!
Формы таможенного контроля таможенный досмотр и таможенный осмотр представляют собой достаточно сложную процедуру, подразумевающую под собой совокупность определенных действий, осуществляемых в определенной последовательности. В ходе их проведения у участников внешнеэкономической деятельности могут возникать различные вопросы.
Поэтому для начала коротко остановлюсь на сравнительных характеристиках этих двух форм таможенного контроля, для наглядности представленных Вам в таблице.
Как таможенный осмотр, так и таможенный досмотр назначаются автоматически, по результатам срабатывания системы управления рисками, на основе всех данных импортера, после подачи таможенной декларации.
Таможенный осмотр заключается в проведении визуального осмотра товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации без вскрытия грузовых помещений (отсеков) транспортных средств и упаковки товаров, разборки, демонтажа, нарушения целостности обследуемых объектов (включая багаж физических лиц) и их частей иными способами, за исключением такого осмотра, проводимого в ходе таможенного контроля в форме таможенного осмотра помещений и территорий (п. 1 ст. 327 ТК ЕАЭС).
Проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль, а также в целях проверки наличия на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях (отсеках) таможенных пломб, печатей и других средств идентификации (п. 2 ст. 327 ТК ЕАЭС).
При таможенном осмотре не допускается вскрытие упаковки товаров, если это таможенный осмотр товаров, и не допускается вскрытие транспортного средства, если это таможенный осмотр транспортного средства.
От таможенного осмотра следует отличать таможенный досмотр товаров и транспортных средств, в ходе которого, помимо осмотра, совершаются иные действия в отношении товаров, транспортных средств, связанные со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и (или) с удалением примененных к ним таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (п. 1 ст. 328 ТК ЕАЭС).
Досмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль (п. 2 ст. 328 ТК ЕАЭС), а именно:
Обращаю Ваше внимание на то, что таможенный осмотр может проводиться в отсутствие декларанта, и лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров. Но если Вы изъявили желание присутствовать при осмотре, должностные лица таможенных органов не вправе проводить осмотр без Вас (п. 3 ст. 327 ТК ЕАЭС).
При этом, согласно ТК ЕАЭС, при проведении таможенного досмотра декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители не только вправе по собственной инициативе присутствовать (п. 4 ст. 328 ТК ЕАЭС), но обязаны присутствовать при его проведении, и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством (п. 5 ст. 328 ТК ЕАЭС).
Таможенный кодекс ЕАЭС также устанавливает случаи, когда таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, а также их представителей (пункт 6 ст. 328 ТК ЕАЭС). Это:
1) неявка указанных лиц либо случаи, когда такие лица не установлены;
3) пересылка товаров в международных почтовых отправлениях;
4) оставление на таможенной территории Союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз с таможенной территории Союза, или условий, установленных для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.
В соответствии с п. 7 ст. 328 ТК ЕАЭС, в указанных случаях таможенный досмотр проводится в присутствии 2 понятых.
Отмечу, что уведомление декларанта/ лица, обладающего правами в отношении товаров о назначении таможенного осмотра происходит при его назначении автоматически, с использованием информационных систем, что позволяет заинтересованным лицам уведомить таможенный орган о своем намерении присутствовать при таможенном осмотре.
Поскольку в ходе таможенного осмотра действия в отношении товаров и транспортных средств ограничиваются их визуальным осмотром, подробно останавливаться на порядке его проведения считаю не целесообразным. Просто отмечу, что ключевые его моменты – направление уведомления о проведении таможенного осмотра с назначением времени его проведения, оформление результатов таможенного осмотра и сроки его проведения такие же, как и при проведении таможенного досмотра.
Вследствие значительных различий в масштабах действий, производимых с досматриваемыми товарами, далее пойдет речь только о порядке проведения таможенного досмотра.
Итак, каким образом принимается решение о назначении таможенного досмотра?
Должностное лицо таможенного органа декларирования при выявлении необходимости проведения таможенного досмотра формирует информационное сообщение о необходимости его проведения, содержащее, в том числе, следующую информацию:
Сформированное сообщение в течение 15 минут с момента выявления необходимости проведения досмотра направляется уполномоченному лицу органа фактического контроля на принятие решения о досмотре.
Органом таможенного декларирования могут быть установлены следующие характеристики таможенного досмотра: Возможный объем таможенного досмотра:
Возможная степень таможенного досмотра:
а) без взятия проб и образцов
б) со взятием проб и образцов.
Проведение таможенного досмотра в полном объеме включает:
В целях организации проведения таможенных процедур таможенного досмотра товаров, транспортных средств, согласно п. 3 ст. 328 ТК ЕАЭС, на таможенный орган возложена обязанность уведомления декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, о месте и времени проведения таможенного досмотра любым способом, позволяющим подтвердить факт получения такого уведомления.
Для этого уполномоченное лицо органа фактического контроля в течение 60 минут с момента поступления сообщения о досмотре (п. 3 ст. 328 ТК ЕАЭС) в электронном виде, с использованием ЕАИС таможенных органов, формирует и регистрирует поручение на проведение таможенного досмотра, после чего в адрес декларанта (лица, указанного в графе 54 ДТ) уходит автоматическое уведомление о проведении таможенного досмотра, а также требование о предъявлении товаров к досмотру и, в случае необходимости, требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств. При назначении времени проведения таможенного досмотра учитываются разумные сроки прибытия таких лиц (ст. 328 ТК ЕАЭС).
В случае если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию (при осуществлении предварительного декларирования), формирование Поручения осуществляется после предъявления товаров таможенному органу в месте доставки либо их хранения.
Чем обусловлены жесткие временные рамки, установленные внутренними рекомендациями для должностных лиц таможни? Дело в том, что п. 3 ст. 119 ТК ЕАЭС установлен срок выпуска товаров – не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
После получения обозначенных уведомлений и требований, лицу, обладающему правами в отношении товаров, необходимо предпринять следующие действия:
Если досмотр не может быть окончен в сроки, установленные п. 3 ст. 119 ТК ЕАЭС, указанный срок выпуска товаров может быть продлен на время, необходимое для проведения или завершения начатого таможенного контроля с применением предусмотренных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (п.п. 1 п. 4 ст. 119 ТК ЕАЭС).
Пунктом 6 ст. 119 ТК ЕАЭС определено, что при продлении срока выпуска товаров, выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, либо, при предварительном таможенном декларировании, за днем получения уведомления о размещении товаров в зоне таможенного контроля (п.п. 1 п. 2 ст. 119 ТК ЕАЭС).
Срок проведения таможенного досмотра может быть продлен по письменному заявлению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, о сроке, в течение которого эти требования будут выполнены. Указанная в заявлении информация учитывается при организации и проведении таможенного досмотра.
Необходимо помнить, что срок исполнения требования о разделении партии товаров установлен таким образом, чтобы таможенные органы (посты фактического контроля и ЦЭД) имели возможность провести таможенный досмотр, подготовить Акт таможенного досмотра, ознакомить с его результатами декларанта, и принять решение о выпуске товара в пределах продления срока выпуска товаров (10 рабочих дней).
Такое заявление может быть написано как сразу после получения уведомления, если декларант не может осуществить все предписанные действия в указанный в нем срок, либо если таможенный досмотр уже начат в назначенный срок органом фактического контроля (товар предъявлен для проведения таможенного досмотра, и лицо, обладающее правами в отношении товара, прибыло к месту проведения таможенного досмотра), но объем досматриваемой таможенной партии, установленные объем и степень таможенного досмотра не позволяют окончить его в сроки, установленные п. 3 ст. 119 ТК ЕАЭС.
Также, в случае, если предъявленные для таможенного досмотра товары на момент проведения таможенного досмотра не разделены на упаковочные места по отдельным видам и наименованиям товаров, и сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих или транспортных (перевозочных) документах на товары, начальник таможенного органа фактического контроля (лицо, его замещающее) вправе продлить срок проведения таможенного досмотра (ч. 3 ст. 109 Федерального Закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ).
При этом декларанту/лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров/ владельцу СВХ, в течение 1 часа рабочего времени направляется Требование о проведении операций с товарами и транспортными средствами (ст. 328 ТК ЕАЭС) с указанием срока его исполнения.
Следует отметить, что в случае неисполнения требования таможенного органа о предъявлении товаров для проведения таможенного досмотра, в отношении декларанта/ лица, обладающего правами в отношении товаров/ владельца СВХ может быть возбуждено дело об административном правонарушении, по части 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении» от 30.12.2001 № 195-ФЗ («неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»).
Все средства измерения и ТСТК, позволяющие получать необходимые сведения о товарах (их количестве, составе, физических и химических свойствах, подлинности, наличии тайников и т.д.), применяемые в ходе проведения таможенного досмотра, должны иметь действующее поверительное клеймо.
Подобные требования предъявляются ко всем измерительным приборам, используемым в ходе проведения таможенного досмотра, как находящимся в распоряжении участников внешнеэкономической деятельности (декларантов, СВХ), так и таможенного органа, проводящего таможенный досмотр.
Перечень ТСТК, которые необходимо применить в ходе таможенного досмотра, также указывается в Поручении на проведение таможенного досмотра. Информация о технических средствах, применявшихся в ходе таможенного досмотра, с информацией об их поверке отражается в Акте таможенного досмотра (осмотра).
Результаты таможенного досмотра (осмотра) оформляются Актом таможенного досмотра (осмотра), форма которого определяется Комиссией Таможенного союза (утверждена решением Комиссии от 20.05.2010 № 260 в ред. от 13.09.2021) (п. 4 ст. 327 ТК ЕАЭС).
В соответствии с п. 9 ст. 328 ТК ЕАЭС, в Акте таможенного досмотра указываются следующие сведения:
Акт таможенного досмотра составляется в 2 экземплярах, один из которых вручается (направляется) декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо их представителям, если эти лица установлены.
В заключение своего доклада еще раз остановлюсь на сроках проведения таможенных досмотров: в целях соблюдения сроков выпуска товаров, установленных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, для должностных лиц органов фактического контроля установлен срок завершения фактического контроля (составление Акта таможенного досмотра (осмотра) и его направление в центр электронного декларирования) не менее чем за 4 часа до истечения срока выпуска товаров, установленного п. 6 ст. 119 ТК ЕАЭС.
В связи с изложенным, призываю Вас с пониманием относиться к требованиям, предъявляемым должностными лицами таможенных постов фактического контроля в части своевременной организации мероприятий, связанных с предъявлением товаров для проведения таможенных досмотров.
Таможня: десять лет спустя
Мы создаем практически полностью безбумажную среду, внедряем методы обработки и анализа больших массивов данных. Эти и другие наработки легли в основу Стратегии развития таможенной службы до 2030 года, утвержденной правительством в мае этого года.
Остановлюсь на том, что уже сделано за последние три года в рамках Комплексной программы развития ФТС России, принятой в 2017 году.
Фундаментом изменений стал перевод декларационного массива из таможенных постов и региональных таможен в центры электронного декларирования (ЦЭДы). Все оформление в России сконцентрировано в 16 таких «фабриках декларирования», благодаря которым удалось разделить документальный и фактический контроль товаров: декларации оформляются в ЦЭДах, а физически груз проверяется на таможенных постах. Это позволило свести к минимуму внешнее «влияние» на принимаемые решения.
Мы находимся на финишной прямой по пути к практически стопроцентному декларированию в ЦЭДах. Это позволило добиться единообразия выпуска: до реформы один и тот же товар в различных таможнях мог оформляться по-разному, что порождало немало разногласий и критики в наш адрес. Сейчас эта проблема исключена.
Теперь потоками документов проще «дирижировать», направляя декларации к свободным инспекторам внутри каждого ЦЭДа. Именно благодаря современным технологиям впервые в истории таможни мы на системном уровне устраняем возможность для коррупционных явлений, разрываем контакт предпринимателя с выпускающим инспектором. Переход на работу через ЦЭДы позволил снизить степень участия инспекторов при таможенном оформлении товарных партий.
Теперь же в рамках реформы таможенного администрирования мы создали систему ЕЛС и в 2018-2020 годах плавно перевели все категории плательщиков на эти счета. Открыто уже свыше 320 тыс. единых лицевых счетов. Их внедрение упростило процесс расчетов и повысило эффективность управления денежными средствами: теперь у плательщиков есть возможность оперативного управления остатками и отслеживания задолженностей перед таможенными органами.
Учли и комфорт пользователей ЕЛС: все операции сейчас проходят с помощью удобного и современного интерфейса в «Личном кабинете участника ВЭД» на сайте ФТС. К слову, «Личный кабинет» мы также активно развиваем, наполняя его новыми сервисами и возможностями. Участник ВЭД может в режиме онлайн подать декларацию и сопроводительные данные, увидеть разрешительные документы, просмотреть сведения о банке и гарантиях, задолженности, получить информацию обо всех запретах и ограничениях на ввозимые и вывозимые товары. Число зарегистрированных пользователей кабинета в 2017-2019 годах увеличивалось в геометрической прогрессии и превысило 150 тыс. юридических и физических лиц.
Наглядным примером преображения таможни станет повышение скорости прохождения пунктов пропуска. По сути меняется само восприятие пункта пропуска на границе: он становится интеллектуальным и будет представлять собой единую информационную систему, куда поступают данные с инспекционно-досмотровых и весогабаритных комплексов, систем радиационного контроля, других средств таможенного контроля. Далее эта информация будет автоматически анализироваться, параллельно будут запущены системы электронной очереди и диспетчеризации. Стройная работа всех этих компонентов должна обеспечить безостановочное прохождение пункта пропуска для безрисковых товарных партий.
Разумеется, мы не забываем и о физической инфраструктуре пунктов пропуска, так как уже давно назрел вопрос об их модернизации. И таможенники свои предложения на этот счет неоднократно высказывали на различных публичных площадках. Отрадно, что работа в этом направлении началась: в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» для модернизации определены 37 экспортно ориентированных пунктов пропуска. Но нельзя на этом останавливаться. Всего у нас 261 действующий пункт пропуска по всем видам транспорта.
Другим важным направлением реализации Стратегии-2030 является технология оценки товарных партий в режиме онлайн. В зависимости от характеристик товара, условий его перемещения через границу и степени добросовестности декларанта система автоматически будет принимать решения о досмотре той или иной партии.
Рассчитываем, что применение современных технологий также повысит и привлекательность статуса уполномоченного экономического оператора, товарные партии которого по законодательству отнесены к «зеленому сектору», то есть к безрисковым поставкам. Таможня идет к тому, что поставки законопослушного бизнеса будут максимально быстро и предсказуемо проходить контроль.
В наших информационных базах накоплен огромный массив данных по миллионам перевозок. В дополнение к этому в постоянном режиме к нам поступают сведения через систему межведомственного электронного взаимодействия от коллег из других ведомств, организован обмен информацией с зарубежными таможенными администрациями. Полученные сведения используются для пресечения попыток провоза контрабанды, контрафактных товаров, выявления случаев уклонения от уплаты таможенных платежей и других нарушений.
Создание в России и ЕАЭС единой системы прослеживаемости товаров позволит анализировать цепочки поставок товаров с момента их выпуска таможней до реализации конечному потребителю в торговой точке. Такая система должна автоматически выявлять факты ввоза, продажи и перепродажи нелегальной продукции.
В рамках данного направления планируем наладить информационное взаимодействие с зарубежными партнерами на этапе движения товаров от производителя до границы ЕАЭС, внедрить цифровой валютный контроль, отслеживать движение и использование национальных ресурсов, прежде всего древесины и лесоматериалов.
К 2030 году практически вся работа Федеральной таможенной службы будет переведена в цифровую среду. Запланированы и уже реализуются необходимые мероприятия по созданию соответствующей ИТ-инфраструктуры. Нам нужна не просто мощная, но и сверхнадежная система, которая будет круглосуточно обеспечивать непрерывность таможенного оформления.
Уделено значительное внимание мерам по обеспечению достойных и конкурентных условий службы в таможенных органах. Речь не только о стабильной зарплате, но и о возможностях карьерного роста, улучшении условий труда, льготном санаторно-курортном обслуживании, качественной ведомственной медицине.