Танк тигр на чем работал
Министр вооружений Третьего Рейха Albert Speer лично тестирует шасси нового танка «Тигр»
Обе машины имели еще свои (иногда существенные) недостатки. Так например сырая, недоведенная электротрансмиссия серьезно затрудняла маневрирование VK 4501(Р), например, с огромным трудом танк совершал повороты на 90°. При испытаниях на скорость, VK 4501(H) разогнался на участке 850 м лишь до 45 км/ч, при этом двигатель перегрелся настолько, что возникла угроза пожара. Взвесив все «за» и «против», несмотря на особое расположение Гитлера к доктору Порше, проводившая испытания комиссия приняла все же решение в пользу танка фирмы Henschel. Шасси же VK 4501(Р) использовали позднее для САУ «Фердинанд».
Замена транспортировочных гусениц на боевые
Конструкция танка представляла собой классический вариант с передним расположением трансмиссии.
В передней части находилось отделение управления. В нем размещались коробка передач, механизм поворота, органы управления, радиостанция, курсовой пулемет, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа).
Восточный фронт. Загрузка снарядов в «Тигр»
Большая часть произведенных «Тигров» шла на восточный фронт.
Москва, лето 1943 года. Первый трофейный «Тигр» на выставке в ЦПКиО им. Горького.
Колонна «Тигров» в районе города Бердичева.
В августе 1942 года первые танки уже «проходили испытания» в предместьях осажденного Ленинграда (а уже в январе 1943 нашими войсками был захвачен первый почти не поврежденный «Тигр»). Наиболее массово «Тигры» использовались во время Курской битвы, или, как она называлась у немцев, операции «Цитадель». К 12 мая 1943 года для участия в этом сражении планировалось иметь 285 боеготовых «тигров», но план этот не выполнили, передав в войска только 246 машин.
Тигры идут на Курск. Транспортировка без перехода на транспортные гусеницы.
Михаэль Виттман и экипаж его «Тигра» №S21
Главным недостатком танка являлась, несомненно, его броня, вернее ее количество и масса. Расположив более тонкие броневые листы под большими углами наклона, конструкторы «Пантеры», например, смогли добиться почти аналогичных «Тигру» параметров защищенности, на 13 тонн снизив массу.
«Тиграм» же при максимальной мощности двигателей того времени в 700 лс, было очень затруднительно эффективно передвигаться по пересеченной местности. Танк весом в 56 тонн элементарно вяз на болотистых почвах. Для сравнения: Т-34 при весе в 26 тонн приводился в движение 500-сильным дизелем. Кроме того, это же являлось причиной многих усложнений в конструкции и часто вело к проблемам при транспортировке и эксплуатации.
В городских боях на узких улицах, «Тигры» теряли почти все свои преимущества.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Die Welt (Германия): почему у «Пантер» и «Тигров» были такие ненадежные двигатели
Ахиллесовой пятой новых танков, благодаря которым вермахт в 1943 году обрел преимущество над Т-34, были двигатели. Вместо неубиваемых дизельных моторов на них продолжали ставить ненадежные, хотя и мощные бензиновые агрегаты.
За несколько десятилетий до того, как дизельный мотор из-за скандалов вокруг выбросов микропыли и выхлопных газов стал пугалом для автомобилистов, многие связывали с ним большие надежды. Например, военные, искавшие для своих танков идеальный двигатель. Потому что бензиновые моторы хотя и отличались лучшим соотношением веса и мощности, но обладали одним досадным недостатком: они были менее надежными, могли взорваться под обстрелом и расходовали больше горючего.
До начала войны с Россией использование бензиновых двигателей внутреннего сгорания в германском танкостроении было чем-то само собой разумеющимся. Это было связано в первую очередь с большой потребностью в таких моторах при осуществлении программы перевооружения, которой Гитлер, начиная с 1935 года, хотел привести вермахт как можно быстрее в боеспособное состояние. Так как Версальский договор запрещал рейхсверу производство и использование танков и поэтому их секретно испытывали в Советском Союзе, первые серийные танки были в буквальном смысле тренировочными моделями.
Контекст
Лучший танк Второй мировой стал ответом на Т-34
Лучший из танков, на которых я воевал
Танки I и II воплощали в себе эмбриональное состояние этого вида вооружения, они были вооружены только пулеметами и легкими пушками и весили вполовину меньше танков западных союзников. По этой причине компактные бензиновые моторы были идеальными двигателями для танков, тем более что компания «Майбах» в Фридрихсхафене была единственным предприятием, которое было способно производить требуемые агрегаты большими сериями. Поэтому и средние танки III и IV были снабжены ими.
Тот факт, что эти танки, несмотря на их явное отставание по количеству, вооружению и броне от французских «Шар Б 1» и «Сомуа», в 1940 году всего за несколько недель разгромили тех в пух и прах, объясняется лишь умелой тактикой ведения боя. Танки вермахта действовали в составе соединений и их маневры в бою координировались по радио. Кроме того, они обладали высокой скоростью и большим запасом хода, что позволяло им действовать независимо от следовавших за ними пехотных соединений. Танковые дивизии были способны передвигаться быстро на большие расстояния, в то время как французские и британские танки, как и во время Первой мировой войны, использовались лишь для поддержки пехоты.
Но именно неожиданно быстрый и возведенный пропагандой в ранг «блицкрига» триумф на Западе стал причиной того, что немецкие танки не подверглись критическому анализу. Поэтому для войны с Советским Союзом всего лишь увеличили калибр пушек и количество средних танков, а легкие вывели из оборота. Дизельные моторы как были, так и остались в стадии разработки.
Перелом в мышлении произошел лишь после начала войны в России. Во-первых, вермахт столкнулся с советским танком Т-34, который в техническом отношении во многом превосходил немецкие танки. Во-вторых, зима 1941-42 года превратилась «в первый кризис танка вообще и танкового двигателя в частности», — пишет Пёльман. Потому что мощный и надежный дизельный двигатель танка Т-34, выполненный из легкого металла, «наилучшим образом проявил себе в условиях данного театра военных действий».
Не удивительно поэтому, что шок от Т-34 и провал «блицкрига» вызвали переполох в Управлении вооружений. Предлагалось даже копировать советские танки. Конкурент «Майбаха» компания «Даймлер-Бенц» воспользовался благоприятным моментом, чтобы привлечь внимание к своему дизельному двигателю МВ 507, который к тому времени как раз прошел успешные испытания. Но тут проявилась обратная сторона немецкой военной промышленности: в условиях дефицитной нацисткой экономики она была не в состоянии производить технические новинки большими партиями. «Короче говоря, у нас есть хороший мотор, мы его протестируем, но поставлять не сможем», — заявил директор танкового завода в Мариенфельде с обезоруживающей откровенностью.
Даже когда Гитлер, развивший в себе повышенный интерес к техническим деталям, стал выступать за использование дизельных моторов — в том числе и потому, что они расходовали меньше топлива, чем бензиновые двигатели — в структурных проблемах ничего не изменилось. Мало того, невольно диктатор подыграл Главному управлению сухопутных войск. Дело в том, что Гитлер увязал свое желание использовать дизель с требованием, чтобы мотор имел воздушное охлаждение. Но тут компания «Даймлер-Бенц» была бессильна. В тендере на производство среднего танка «Пантера V», срочные разработки которого начались в мае 1942 года, она осталась ни с чем.
Таким образом, и «Пантера», и тяжелый танк «Тигр VI» были оборудованы бензиновыми моторами «Майбах». Из-за того, что на производителей давили и требовали от них сделать мотор как можно быстрее пригодным для использования в боевых условиях, у него позже обнаружилось множество недостатков. Только что покинувшие завод экземпляры обоих типов, которые впервые в массовом порядке были использованы во время наступления на Курск в июле 1943 года, чаще останавливались на поле боя из-за дефектов двигателей, чем от вражеского огня.
Наконец даже генеральный инспектор танковых войск Хайнц Гудериан стал настаивать на принципиальном изменении системы. В своей памятной записке, которую цитирует Пёльман, он писал, что моторы «Майбах» — бесспорно великолепный образец немецкого моторостроения, Однако стремление добиться максимальной мощности в минимальном пространстве невольно привело к высокой скорости вращения, значительному расходу бензина, недостаточной надежности и очень плотной компоновке деталей.
По словам Гудериана, двигатель HL-230, устанавливаемый на «Пантерах» и «Тиграх», был «скаковой лошадью», а танковым войскам нужен был «буйвол», отличающийся абсолютной надежностью и простотой. Так как Гитлер и его министр вооружения Альберт Шпеер выступали за изменения системы, Главному управлению вооружения ничего не оставалось, как подчиниться.
Это удалось быстро сделать на легкой противотанковой САУ «Мардер III», которую производили на базе чешских моделей с пушкой калибра 75 миллиметров. Значительно более мощные и большие двигатели для «Пантер» и «Тигров» не помещались в имеющиеся корпуса. Намерение снабдить дизельным мотором от «Даймлер-Бенц» хотя бы усиленный «Тигр II» не могло быть осуществлено из-за другой проблемы, с которой во все большей степени стала сталкиваться немецкая промышленность. Во время воздушного налета были уничтожены конструктивные элементы этого мотора. Дизельные моторы были предусмотрены и для сверхтяжелых моделей, которые разрабатывались как «чудо-оружие» на колесах.
Однако в условиях тотального дефицита ресурсов во время войны о замене бензиновых моторов на дизельные не могло быть и речи — к такому выводу приходит Пёльман. Изготовление двигателей для танков с 1942 года было настолько сильно сконцентрировано на монополисте «Майбах», что смену системы уже нельзя было осуществить.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК Т-VI H «ТИГР»
ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК Т-VI H «ТИГР»
PzKpfw VI «Тигр I» Ausf Н/Е (Sd.Kfz.181)
Двенадцатицилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения располагался в задней части корпуса. Ходовая часть имела катки большого диаметра, располагавшиеся в шахматном порядке. Для повышения проходимости была использована гусеничная лента шириной 72 см. При этом для обеспечения перевозки танка по железной дороге эту ленту следовало менять на более узкую. Танк «Тигр» получился очень тяжелым, с большим удельным давлением на грунт и, соответственно, с низкой проходимостью. В его конструкции имели место технические дефекты. Первое использование танков — в сентябре 1942 г. и в январе 1943 г. на Волховском фронте было неудачным: несколько танков было подбито, один захвачен и подвергнут тщательному изучению. Следствием этого стало ускорение создания танков ИС-2 и Т-34-85, а также разработка методов борьбы с новым танком. Танк поступал на вооружение отдельных тяжелых танковых батальонов и танковых дивизий.
Компоновка
танка Pz.Kpfw.VI «Тигр» представляла собой классический вариант с передним расположением трансмиссии. В передней части находилось отделение управления. В нем размещались коробка передач, механизм поворота, органы управления, радиостанция, курсовой пулемет, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа).
История создания и модернизация
Первые танки «Тигр» имели на корпусе мортирки для выстреливания противопехотных мин типа «S» и на башне — дымовые гранатометы NbK39. На танках более позднего выпуска одна фара устанавливалась в передней части корпуса между смотровым прибором механика-водителя и пулеметом. Танки раннего выпуска оснащались бинокулярным телескопическим прицелом TZF9с, тогда как на более поздние устанавливался монокулярный прицел TZF9E. 495 первых «Тигров» оборудовались также так называемыми воздушными трубами, которые позволяли преодолевать по дну водные преграды глубиной до 4 метров.
Одним из наиболее существенных изменений было использование на последних 800 «Тиграх» стальных опорных катков. Танки, которые эксплуатировались в условиях бездорожья, имели воздушные фильтры типа «Фейфель». На «Тиграх» применялись гусеницы двух типов — транспортировочные с траками шириной 520-мм и боевые с траками шириной 725-мм. Использование двух типов гусениц было связано с тем, что «Тигр» не вписывался по ширине в габариты железнодорожного вагона. Перед погрузкой на платформу с танка снимали один ряд опорных катков и «обували» его в другие более узкие, гусеницы.
На первых 250 танках в качестве силовой установки применялись двигатели «Майбах» HL210Р30 мощностью 650 л. с. Остальные машины оснащались 700-сильными двигателями «Майбах» HL230Р45. И те и другие силовые установки представляли собой 12-цилиндровые V-образные рядные карбюраторные моторы жидкостного охлаждения.
Танки, которые выпускались с середины 1943 года, покрывались циммеритом и имели дополнительный перископ заряжающего. Остальные машины отличались видоизмененным дульным тормозом 88-мм пушки KwK 36 L/56. На башне и корпусе были предусмотрены крепления для дополнительных гусеничных траков.
Однако, в ряде случаев немцы так неудачно использовали его, что танк не мог проявить всех своих возможностей. Тем не менее, союзникам не понадобилось слишком много времени, чтобы понять, какую опасность представляет «Тигр» на поле боя. Гитлер проявлял к этому танку особый интерес и прикладывал немало усилий, чтобы поскорее ввести его в строй.
Корпус танка «Тигр» имел довольно простые очертания и выполнялся из катаной стали. Отсутствие углов рационального наклона брони компенсировалось ее толщиной: лобовая броня — 100-мм, бортовая — 80-мм, верх корпуса — 26-мм. Толщина маски достигала 110-мм, и она служила противовесом длинному орудийному стволу танка. Вращение башни обеспечивалось гидравлическим приводом который приводился в действие от коробки передач. Таким образом, когда двигатель танка не работал, вращение башни осуществлялось вручную.
«Тигр» был первым немецким танком с ходовой частью, в которой опорные катки устанавливались в шахматном порядке. Эта система с торсионной подвеской обеспечивала плавный ход машины и относительное удобство экипажа. Однако при эксплуатации танков на Восточном фронте в зимнее время между катками набивались грязь и снег, которые замерзали за ночь и к утру блокировали ходовую часть «Тигров».
В 1943 году на базе стандартного «Тигра» был разработан танк управления. Он имел уменьшенный боекомплект — вместо ликвидированнои боеукладки устанавливалась дополнительная радиостанция. Демонтировался также спаренный с пушкой пулемет MG-34. На корпусе танка управления устаналивапись две штыревые антенны. Всего было построено 84 танка этого типа.
Экспорт танков «Тигр» в третьи страны был незначительным, и, прежде всего, по той причине, что его производство не покрывало собственные нужды Германии. Тем не менее, летом 1943 года 2-3 «Тигра» получили итальянцы, но после капитуляции Италии немцы забрали танки обратно. Летом 1944 года три «Тигра» получила венгерская армия. Один танк закупила Япония. В разобранном виде его должны были доставить в Страну восходящего солнца на борту океанской подводной лодки.
Всего было выпущено 1354 танка типа PzKpfw VI «Тигр» Ausf. Н1 (Е).
Ночью все три танка были успешно отбуксированы в ремонтные мастерские, причем каждый «Тигр» пришлось тащить по болоту с помощью трех 18-тонных тягачей (вероятно FAMO SdKfz9). Что и говорить, ситуация была исключительно благоприятной для советских войск, однако русские не сумели вовремя оценить этого и позволили раненым, но уцелевшим «Тиграм» покинуть поле боя. В ремонтных мастерских из танков извлекли неисправные узлы и тут же отправили их самолетом в Германию, на завод-изготовитель, откуда незамедлительно были высланы новые детали. Работа кипела день и ночь, так что уже 15 сентября все «Тигры» вновь были в строю.
Однако настоящая катастрофа была еще впереди. Она была подготовлена решением немецкого командования задействовать «Тигры», вместе с небольшой группой «троек» в наступлении все той же 170-й пехотной дивизии на части советской второй ударной армии. Операция была намечена на 22 сентября, причем местность, выбранная для ее проведения, практически ничем не отличалось от той, на которой «Тигры» потерпели неудачу 29 августа. Протесты майора Мэркера, представившего командованию рапорт о невозможности использования тяжелых танков на заболоченных участках, были оставлены без внимания, поскольку план операции принадлежал лично фюреру.
В рапорте американского военного ведомства за номером 20-233, озаглавленном «German Defense Tactics against Russian Breakthroughs» («Оборонительная тактика немецких войск в условиях советского прорыва») и опубликованном в октябре 1951 г., в качестве иллюстрации приводится операция под Харьковом, состоявшаяся в марте 1943 г., то есть почти сразу же после того, как «Тигры» подбили двенадцать Т-34.
«В ходе этой операции немецким «Тиграм» впервые удалось полностью разгромить группу русских Т-34. Обычно русские танки придерживались следующей тактики: находясь в засаде на безопасном расстоянии (порядка 1235 м), они терпеливо дожидались, когда немецкие машины так или иначе обнаружат свое присутствие. Так было и на этот раз, притаившиеся в засаде русские ждали, пока немцы выйдут из деревни, чтобы встретить их в ближнем бою, поскольку на дальнем расстоянии «Тигры» представляли очень большую опасность. Кто бы мог предположить, что на этот раз многократно проверенная тактика окажется ошибочной. Вместо того чтобы выйти из деревни, немцы замаскировались на обоих окраинах и полностью использовали свое тактическое преимущество.
Генерал Гудериан был очень доволен долгожданной победой, достигнутой в результате грамотного использования новых танков. В распространенной в войсках листовке за его подписью звучат нескрываемая гордость и воодушевление: «Двумя пальцами вы можете управлять мощностью в 700 л.с., передвигать 60-тонную массу, идти со скоростью 45 км/ч по шоссе или со скоростью 20 км/ч по пересеченной местности, преодолевать водные препятствия на четырехметровой глубине… На южном участке Восточного фронта в одном, шестичасовом сражении «Тигр» получил 227 попаданий из противотанковых орудий противника, не считая 14 попаданий 57-мм снарядов и 11 — 76,2-мм. При этом броня его осталась неповрежденной! Опорные катки разлетелись на куски, вылетели два торсиона, несколько противотанковых снарядов застряли в трансмиссии, три мины разорвались под гусеницами. И тем не менее после этого «Тигр» прошел еще несколько километров по пересеченной местности. Танкисты! Вы можете уничтожить Т-34 с расстояния 800 м, но, чтобы добраться до вас, Т-34 понадобится приблизиться на все 500 м.»
На северном фасе Курской дуги против нашего Центрального фронта действовал только один — 505-й тяжелый танковый батальон (45 танков «Тигр»). В 503-м тяжелом танковом батальоне к началу сражения имелось 42 «тигра». Батальон находился на южном фасе Курской дуги в составе 3-го танкового корпуса оперативной группы «Кемпф» и действовал в полосе обороны нашей 7-й гвардейской армии: его потери в этих боях составили, по немецким данным, четыре «тигра».
Что же касается сражения под Прохоровкой, то непосредственное участие в нем 11-12 июля 1943 года приняли «тигры» моторизованных дивизий СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», «Рейх» и «Мертвая голова» — всего 42 машины этого типа. Еще 15 «тиграми» располагала моторизованная дивизия «Великая Германия», наступавшая на Обояньском направлении.
Так, например, в 1944 году во Франции один «Тигр» остановил продвижение целой дивизии, уничтожив из засады 25 танков союзников, прежде чем он был обнаружен и выведен из строя.
Именно на «Тиграх» воевали самые результативные немецкие танкисты-асы — гауптштурмфюрер Виттман и лейтенант Белтер. Вдвоем они уничтожили 144 танка Красной Армии.
Немецкий танк Тигр 1 и Тигр 2: история создания, достоинства и недостатки, применение во Второй мировой войне
Стратегия блицкрига, разработанная в Германии перед Второй Мировой войной, не предусматривала применения тяжелых танков прорыва. Соответственно в данном направлении изначально не было точных предписаний и разработок. Такое положение дел сохранялось до столкновения с советскими танками.
Первые бои с КВ и Т-34, срыв стратегии блицкрига и столкновение с укрепленной обороной — все это показало слабую эффективность бывших на вооружении средних танков Panzerkampfwagen III и IV. Возникла необходимость срочной разработки более мощных машин.
Танк Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 Tiger — немецкий тяжелый танк, применяемый Германией в период Второй Мировой. Разработан для борьбы с танками и противотанковыми средствами противника, а также для преодоления его линий обороны.
История создания танка «Тигр»
Первые разработки по созданию тяжелых танков в Германии относят к 1937 году. Исследованиям отводилась второстепенная роль, поскольку необходимости в машинах для прорыва не было. В данном контексте проекты носили теоретический или испытательный характер.
В 1939-41 г.г. Эрвин Адерс предпринял практические шаги по конструированию танков прорыва. Были собраны первые прототипы с использованием компонентов от PzKpfw IV. Данные образцы не позиционировались как тяжелые машины — их вес не должен был превышать 30 тонн, а толщина брони составила менее 50 мм.
Нападение на СССР показало слабость PzKpfw IV. По мере преодоления сложной обстановки первых месяцев и укрепления обороны советские войска все эффективнее противостояли танковым наступлениям и немецким штурмам.
С учетом данных факторов возникла практическая необходимость в тяжелых танках прорыва, способных соперничать с Т-34 и КВ. Попытка модернизировать имевшиеся машины не давала нужного результата, хотя и позволила улучшить ситуацию. Для Германии первостепенной задачей стала разработка аналога советского КВ.
Тигр 1
Техническое задание на разработку тяжелого танка поступило сразу в две фирмы — «Хеншель» и «Порше». Обе компании представили свои образцы ко дню рождения Гитлера в апреле 1942. Предпочтение было отдано разработкам Хеншеля.
В своем проекте Эрвин Адерс использовал традиционные разработки германского танкостроения, применяемые при конструировании PzKpfw IV. Подобное решение снижало производственную сложность новых танков. Также впервые для танков применялось шахматное расположение опорных катков.
Однако проект Тигр 1 «Хеншеля» фактически не имел башни, ее прототип находился на доработке. При этом предполагалось использовать орудие KwK 42 L/70 с калибром 75 мм, которое в 1942 уже не отвечало поставленным задачам. В данном контексте решено было позаимствовать башню у проекта «Порше». Именно данный гибрид двух фирм и стал известен как Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 Tiger. В СССР он известен как танк Тигр, Т-6, Т-VI.
Тигр 2
Задание на разработку танка с усиленным бронированием поступило в «Хеншель» и «Порше» уже в августе 1942. Акцент делался на угловом расположении листов по аналогии с Т-34, а также на более мощном орудии KwK 43 L/71 калибром 88 мм.
Проект «Хеншель» оказался более удачным и на этот раз. Прототип «Порше» отклонили в основном из-за сложной электрической трансмиссии. Последняя требовала большое количество меди и других материалов, которые у Германии были в дефиците.
Контракт на новый танк с «Хеншель» подписали в начале 1943. Однако Эрвину Адерсу предложили доработать проект и внести в него ряд конструктивных решений от параллельной разработки «Пантеры-II». Данный аспект затянул конструирование нового танка еще на несколько месяцев. Первый прототип собрали лишь в октябре 1943.
Новый проект стал известен как Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Королевский тигр», «Тигр-II», Тигр 2. С учетом того, что «Порше» начал производство башен для своих танков до того, как его проект был отклонен, первые 50 «Королевских тигров» получили его башни. На последующие модели устанавливались башни Адерса с упрощенной компоновкой и увеличенной лобовой броней.
Устройство и конструкция боевого агрегата
«Тигр» имеет стандартную компоновочную схему — управление и трансмиссия в передней части, боевое отделение в средней и мотор в задней. Устройство танка «Тигр» отличалось хорошей эргономикой, обеспечивая надежность и простоту управления и ведения боя.
Передний отсек
Отделение управление предназначалось для механика-водителя и стрелка-радиста. К элементам управления относят рулевое колесо, выполненное как у автомобиля, педали газа, сцепления и тормоза. Справа перед сиденьем имеется рычаг переключения передач и стояночный тормоз. Еще один такой же дополнительно был слева. За сиденьем аварийные рычаги управления.
В передней части корпуса имелся курсовой пулемет. Здесь же находились приборы внешней связи. Блоки радиостанции FuG-5 располагались рядом с сиденьем радиста. Устойчивая связь передачи и приема информации работала в пределах 6,4 км для телефона и 9,4 км телеграфом.
Для внутреннего общения применялись ларингофоны и головные телефоны, подключенные к танковому переговорному устройству. Уязвимость данной системы дополнялась экспериментальными световыми сигналами, позволяющими командиру давать механику-водителю простые команды.
Средняя часть машины
Боевое отделение включало остальную часть экипажа, приборы наблюдения и наведения, боекомплект. Здесь располагались места командира, наводчика и заряжающего. Также имелся спаренный с орудием пулемет.
Слева от орудия располагался оптический прицел. Сначала это был бинокулярный TZF-9a фирмы Цейсс с 2,5-кратным увеличением. С апреля 1944 применялись монокулярные TZF-9b с диапазоном увеличения в 2,5-5 раз. Шкала прицеливания для орудия варьировалась в диапазоне 100-4000 м, для пулемета — от нуля до 1200 м.
Кормовая часть
В задней части танка располагался моторный отсек и топливные баки. Для защиты экипажа в случае подрыва последних между кормовой частью и боевым отделением имелась броневая перегородка.
Корпус и башня
Установка орудия калибра 88 мм определила конструктивные особенности корпуса «Тигра». Впервые ширина немецкого танка имела разные значения. Нижняя часть стала базовой, верхняя расширена спонсонами для установки нужного погона башни под предписанное орудие.
Почти все броневые листы корпуса стыкуются под углом, близкому к прямому. Лобовая броня имеет наклон в 80 градусов, на ней располагается курсовой пулемет и наблюдательный прибор механика-водителя. Верхний лист расположен почти горизонтально, нижний — под углом 66 градусов. Все листы соединены стыками по методу «ласточкин хвост».
Башня танка расположена почти по центру с незначительным смещением к корме. В крыше имеется два люка и вентиляционное отверстие, закрываемое бронеколпаком с горизонтальными щелями. На поздних моделях появился перископ для заряжающего, а также мортирка для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами на небольших дистанциях.
Технические характеристики
Изображение внутренней компоновки
У танка «Тигр» технические характеристики рассматриваются по первым моделям. «Королевский тигр», несмотря на возросшую мощь и броню, оказался неудачной разработкой ввиду низкой мощности двигателя, слишком большого веса и слабых ходовых качеств. Многие экипажи отмечали общую ненадежность данной разработки и частые поломки.
Подвеска и двигатель
Двигатель «Тигра» двенадцатицилиндровый, карбюраторный, бензиновый, от Maybach. Первые 250 танков имели моторы HL210 с мощностью 650 л. с. Последующие — HL230 на 700 л. с. Подвеска независимая, торсионная.
Моторное отделение имело собственную систему пожаротушения. Огнетушители располагались рядом с топливными насосами и карбюратором. Для охлаждения двигателя использовался водный радиатор и четыре вентилятора.
Ходовая часть и гусеницы
В основе ходовой части танка предусмотрено шахматное расположение катков. Диаметр большой, поддерживающих катков не имеется. Ведущее колесо находилось впереди, диаметр — 0,84 м. Для опорных катков предусматривался резиновый бандаж.
Коробка передач
Коробка передач двенадцатиступенчатая (8 передних и 4 задние), взаимодействовала с главным фрикционом и механизмом поворота. Относится к типу преселективных, на полуавтоматическом управлении. Благодаря КПП танк имел 16 радиусов поворота вперед и 8 назад, также мог вертеться вокруг своей оси.
Расход топлива
В качестве топлива использовался этилированный бензин OZ 74. Топливные баки рассчитаны на 530 л. Усредненный расход топлива составлял 80-100 литров на 100 км.
Максимальная скорость
Наибольшая скорость танка «Тигр» по шоссе — 44 км/ч, запас хода составлял 195 км. Машина отличалась хорошей проходимостью, могла преодолевать подъемы до 35 градусов. Высота преодолеваемого барьера — 0,8 м, ширина рва — 2,3 м, брод — 1,2 м.
Экипаж
Экипаж «Тигра» состоял из пяти человек — механик-водитель, стрелок-радист, командир, наводчик и заряжающий. Первые двое располагались в отделении управления, обеспечивая движение танка и связь с другими машинами. Остальные находились в боевом отделении.
Габариты и вес
По габаритам «Тигр» имел следующие технические характеристики:
Вооружение
Сохранившийся экземпляр на выставке
Вооружение «Тигра» состояло из орудия и двух пулеметов — курсового и башенного, спаренного с орудием. Позднее появились мортирки, позволяющие создавать дымовую завесу или поражать ближайшую пехоту осколочными гранатами.
Пушка
Дальность поражения составляла 4 км, с появлением нового монокулярного прицела TZF 9b — 5 км. Боекомплект состоял из 92-94 снарядов. С 1945 этот показатель увеличен до 120 боеприпасов.
Пулеметы
«Тигры» имели два, реже три пулемета MG-34. На поздних моделях применялись его модификации — 34/40, 34/S, 34-41. Стрельба из курсового пулемета велась радистом, из спаренного — наводчиком. Дальность поражения — до 1200 м, общий боекомплект — 4500 патронов.
Дымовые гранатометы
Броневая защита
Для защиты танка применялась хромомолибденовая катаная броня с поверхностным закаливанием. Ее толщина имела следующие показатели:
Днище корпуса имело толщину в 28 мм, крыша первоначально 26 мм, в 1944 оба показателя усилились до 40. Лобовая броня башни — 100 миллиметров, борта и корма 80, наклоны нулевые. Маска орудия варьировалась от 90 до 200 мм.
Преимущества и недостатки «Тигра»
Среди преимуществ «Тигров» отмечают:
В большинстве случаев именно последний фактор оказывался решающим для исхода боя. По некоторым оценкам преимущества «Тигра» сделали его в 1942-43 годах сильнейшим танком в мире.
Однако у машины были и недостатки:
Данные факторы в значительной степени осложняли применение «Тигров». Для буксировки подбитых машин на ремонт требовалась специальная техника, что не всегда было удобно во фронтовой обстановке. А железнодорожная перевозка таких танков требовала по одному пустому вагону спереди и сзади для облегчения нагрузки.
Применение танка «Тигр» во Второй мировой войне
«Тигр» со своим экипажем
Концепция применения танков «Тигр» допускала их использование и в наступлении, и в обороне. Основная задача — борьба с танками, обеспечивая прорыв своих сил через линии укреплений или снижая способность к прорыву у противника.
Полноценное участие в боевых действиях относят к боям под Харьковом в феврале-марте 1943. Позже «Тигры» принимали участие в Курской битве, на африканском и итальянском фронтах. В 1944-45 годах танки активно использовались на восточном и западном фронте.
В ходе войны трофейные танки захватывались и другими частями на разных участках фронта. Однако активного применения такие машины не находили — отсутствие запасных частей, сложность ремонта и буксировки не позволяли возвращать подбитые машины в строй.