Тарантелла это что такое
Тарантелла (tarantella) — музыкальный символ Италии
Тарантелла (tarantella) — известнейший итальянский танец, ставший настоящим символом страны и итальянской нации.
Этот яркий и живой танец окутан вековыми легендами и мифами, так или иначе связанными с ядовитыми пауками тарантулами. Легенда гласит, что в 14-15 веках в южных областях Италии близ города Таранто тарантулы расплодились и искусали женщин. Покусаны были, разумеется, только простолюдинки, работавшие в поле. Под действием яда тарантулов бедные женщины заболели тарантизмом (тарантизм — медицинский термин, так обозначается одна из форм истерического поведения). Поговаривали о настоящей эпидемии. Был предложен метод лечения впадавших в транс с помощью танца. Музыканты окружали женщину и играли музыку в быстром темпе, заставляя больную танцевать. Иногда такой танец называли танцем паука.
Одна из более старых легенд гласит, что тарантелла возникла еще во времена жертвоприношений, когда приносимая в жертву паукам красавица, совершая быстрые движения, пыталась избежать укусов.
Есть также версия, что в старину от последствий укуса тарантулом, коих в южной Италии предостаточно и сегодня, избавлялись с помощью обильного потоотделения. Танец до седьмого пота и был тарантелла. Странствующие музыканты всегда были готовы подоспеть на помощь укушенному пауком. На помощь спешили также все, кто оказался рядом. Так танец стал парным и групповым. Позднее тарантеллу стали считать олицетворением похоти, ведь неистово танцующие женщины всегда привлекали повышенное мужское внимание.
Тарантелла понравилась и благородным синьорам. В 17 веке тарантеллу стали танцевать даже на балах. К тому времени и эпидемия тарантизма прекратилась.
Музыка тарантеллы – это всегда импровизация с большими звуковыми расширениями и кадансовыми дополнениями. Исполняют тарантеллу на различных музыкальных инструментах – мандолине, аккордеоне, гитаре, но всегда непременно под аккомпанемент тамбурина и кастаньет.
Тарантелла стала классикой. Этот танец можно увидеть в театре и кинематографе, он проник в литературу и живопись. Можно смело утверждать что тарантелла – часть души истинного итальянца. Сегодня тарантелла звучит повсеместно в Италии, но по-прежнему более популярна в южных районах. Ни один праздник не обходится без этого зажигательного танца. В разных регионах Италии тарантелла имеет свои особенности, а порой и особенное название. Отличаются тарантеллы в разных регионах и по степени неистовства танца, местами он может выглядеть даже несколько степенно.
Ни один итальянский карнавал не обходится без тарантеллы!
Тарантелла Неаполитанская на аккордеоне:
Тарантелла Неаполитанская в исполнении оркестра. Вокал Ренцо Арборе:
Неаполитанская тарантелла в исполнении Марио Ланца:
Неаполитанская тарантелла Пульчинелла:
Тарантелла региона Апулья:
Тарантелла региона Калабрия:
А это для тех, кто хочет научиться танцевать тарантеллу:
Значение слова «тарантелла»
1. Итальянский народный танец в быстром темпе, а также музыка к этому танцу. Танцевать тарантеллу. □ Случалось ему также играть молдаванский джок, и итальянскую тарантеллу, и вальсы. Куприн, Гамбринус.
2. Музыкальное произведение в темпе такого танца. Тарантелла Листа.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В связи с этим в XVI в. по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Музыка тарантеллы обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура (в ранних образцах — и в двудольном метре), многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.
Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью — самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.
На балетной сцене тарантелла стала популярной благодаря балету Казимира Жида «Тарантул» (1839), поставленному в парижской Опере специально для Фанни Эльслер. В 1964 году виртуозное па-де-де на музыку тарантеллы Готшалка поставил хореограф Джордж Баланчин.
ТАРАНТЕ’ЛЛА [тэ], ы, ж. [ит. tarantella]. 1. Итальянский народный танец в быстром оживленном темпе. 2. Музыкальная пьеса в темпе и характере этого танца. Т. Шопена.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
таранте́лла
1. итальянский народный танец в быстром темпе
3. музыкальное произведение в темпе и характере такого танца
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: позолотить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Тарантелла. Какие легенды с ней связаны?
Танец, окутанный тайнами. Танец, ставший символом. При этом — абсолютно живой — умеют танцевать все, делают это с удовольствием на праздниках и даже проводят специальные фестивали. Все это — тарантелла, с которой связаны любопытные легенды.
Основная легенда истории танца гласит, что с 14 по 15 век в южной Италии прошла некая странная эпидемия тарантизма. И что интересно: покусаны были только женщины и только простолюдинки. Ни одной заболевшей высокородной леди или, скорей, «донны» или синьоры зафиксировано не было. С одной стороны, это понятно. Богатые аристократки-синьоры в поля не ходят, урожай не собирают. Значит, и покусать их никто не мог.
Итак, по логике легенды близ города Таранто развелись тарантулы, которые кусали своих жертв, заболевших сразу же тарантизмом, которых, в свою очередь, называли «тарантатами» и пытались вылечить с помощью тарантеллы. Одним словом, заболевшую, впавшую в транс можно было вылечить только яростным бешеным танцем. Несчастную окружали, брали музыкальные инструменты (мандолины, гитары, тамбурины, кастаньеты) и играли в особом ритме. Каждая доля в ритме специально подбиралась так, чтобы было видно, какое движение делает больная. Как только подбирался правильный ритм, так возникала уверенность, что жертва укуса вылечится. Впоследствии в тарантелле стали обязательны трехдольность (раз-два-три) и исключительно быстрый темп.
Другая версия гласит, что женщины часто страдали депрессией от тягот жизни и подчиненного положения. Трое суток заболевшую лечили музыкой и танцем, после чего, получив такое внимание, женщина избавлялась от своей фрустрации.
Совмещенная легенда гласит, что все-таки жертва была покусана пауком и сам танец — это реакция на «ядовитый укус». Поэтому танец могли называть и танцем паука. И движения танца могли оценивать как «паучьи». Еще один совмещенный «паучий» миф: якобы во времена, когда были приняты жертвоприношения, несчастного отправляли к месту, где было много пауков, там он прыгал, стремясь избежать укуса.
Наконец, не исключают, что тарантелла, исполняемая женщиной, могла служить средством для привлечения мужского внимания. Тарантеллу даже называли олицетворением похоти.
Остановимся подробнее на некоторых мифах.
Тарантизм — форма истерического поведения. Веком раньше северную Европу охватила «танцевальная мания» (хореомания), известная сейчас как Пляска святого Витта. Вот известное свидетельство, зафиксированное обычным горожанином: «Конвульсии Жанны послужили сигналом для пляски св. Витта, возродившейся вновь в центре Парижа в XVIII в., с бесконечными вариациями, одна мрачнее или смешнее другой. Со всех концов города сбегались на Сен-Медарское кладбище, чтобы принять участие в кривляниях и подергиваниях. Здоровые и больные все уверяли, что неистовый танец приносит им облегчение. Среди всего этого нестройного танцевального шабаша слышались стоны, пение, рев, свист, декламация, пророчества и мяукание. Это было истинное безумие, настоящая тарантелла».
Был это массовый психоз, отравление (спорыньей) или некий социальный феномен — на эту тему продолжают спорить. Но на самом деле такие истории были описаны в века куда более древние.
Многие исследователи предполагают, что «тарантизм» — это отголосок очень древних вакхических ритуалов (Бахуса нашего незабвенного). Еще до нашей эры Римский сенат запретил эти оргиастические ритуалы, но они остались в народном бессознательном. Не случайно знаменитый поэт Райнер Мария Рильке так описывал тарантеллу в 1906 году: «Что за танец: будто выдуманный сатирами и нимфами, древний — и воспрянувший и вновь открытый, окутанный правоспоминаниями; коварство, и дикость, и вино, мужчины снова с козлиными копытами и девы из свиты Артемиды».
Но вернемся на юг Италии к представлению местных жителей о том, что человек укушен пауком. Избавиться от яда можно было, только хорошо пропотев, значит, и танцевать нужно было до седьмого пота и до упаду. Если не было музыки, танцующий мог и умереть.
Знаменитый итальянский историк Франческо Канчеллиери описывал это явление следующим образом. Недомогание это внезапно обрушивалось на крестьян в жаркие летние дни. Вот человек садится, дыхание его становится затрудненным, кожа темнеет. Но поскольку причина «всем понятна», тут же приносится гитара, человек встает, делает под музыку движения, подпрыгивает в ритм — и вот, цвет кожи и дыхание восстанавливаются. Можно возвращаться к труду.
По Южной Италии странствовали и специальные музыкальные группы, поспешая на помощь «укушенным». Танец стал парным и групповым, но всегда сохранял свою неистовость. Есть мнение, что и богачи могли переодеться, анонимно включаясь в танец — для разрядки. Но к 17 веку танец стал «легитимным» и его могли танцевать даже при дворе кардинала.
Впрочем, и сам ритм тарантеллы мог повергнуть в транс. Постоянно повторяющаяся ритмическая фигура сама по себе способна воздействовать на человеческий организм. А здесь — кто кого доведет до изнеможения: тот, кто отбывает ритм, или тот, кто танцует.
Явление «тарантизма» внезапно прекратилось к 17 веку (как вообще «танцевальная мания» в Европе).
Ясно, что корни у танца очень древние. Специалисты видят влияние и мавританских, и испанских танцев. Не нужно забывать, что танец стал известен в итальянском регионе Апулия (каблук того самого сапога). Встреча Запада и Востока, напротив, через море — только Африка.
Как бы там ни было, по каким бы то ни было причинам — тарантелла существовала. Существует и сейчас. Более того, в ней появляется небольшой и разнонаправленный символизм. Об этом можно прочитать в следующий раз.
_________
Посмотреть на варианты исполнения тарантеллы можно в комментариях.
Tarantella
29 апреля отмечается Международный день танца. И наш сегодняшний очерк посвящен знаменитой тарантелле — одному из самых известных итальянских танцев.
Тарантеллу знают и танцуют во всех уголках земного шара. И наверняка мало кто задумывается о том, как появился этот танец и почему у него такое интересное название. Давайте совершим небольшой экскурс в историю.
Хотите узнать, что общего между зажигательной тарантеллой, ядовитым тарантулом и итальянским городом Таранто?
Где и когда появилась тарантелла
С историей тарантеллы связано много интересных фактов и легенд. Они настолько тесно переплетены между собой, что сейчас уже сложно определить, какая же из них лежит в основе.
По мнению современных исследователей, танец возник в Южной Италии уже в XV веке. Относительно его названия существует несколько версий.
Версия вторая. Город Таранто дал имя не самому танцу, а огромному ядовитому пауку тарантулу (по-итальянски tarantola ). Тарантула можно было встретить именно на Юге Италии. Укус этого паука вызывал страшный зуд. Человек, укушенный тарантулом, начинал биться в конвульсиях. Он двигался и подпрыгивал таким образом, что его шаги и жесты напоминали танцевальные движения.
Версия третья. Танец был придуман в терапевтических целях специально для излечения людей, укушенных тарантулом. Считалось, что такие люди заболевали тарантизмом, то есть становились безумными из-за укуса тарантула.
Интересный факт
В XVI веке по всей Италии даже странствовали специальные оркестры. Они играли прямо на улицах, и под эту музыку выходили танцевать все, кто страдал тарантизмом. Многократные повторения одних и тех же ритмических фигур или мелодий гипнотизировали танцующих и помогали им излечиться. Полагали, что через пот и через положительные эмоции организм избавляется от яда тарантула.
Порой подобные танцы продолжались несколько часов. Нередко сами танцоры играли на бубнах и кастаньетах.
Значения термина «tarantella»
А вы знаете, что у этого слова есть несколько значений?
Современная тарантелла
Разумеется, сейчас никто не танцует тарантеллу, чтобы избавиться от яда тарантула. Этот танец можно увидеть везде — и на религиозных церемониях, и на местных праздниках, и даже в святых местах.
В разных регионах Южной Италии существуют разные виды тарантеллы.
А мне больше всего нравится классическая неаполитанская тарантелла. Именно ее предлагаю посмотреть вот на этом видео.
Поздравляю с праздником профессиональных танцоров и всех, кто просто любит танцевать!
Тарантелла это что такое
Итальянский танец в быстром темпе (размеры 3/8, 6/8, 12/8), живой и страстный по характеру. С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с 15 в. в течение 2 столетий тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название насекомого, так же как и танца, производят от названия южноитальянского города Таранто). В связи с этим в 16 в. по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом.
Музыка тарантеллы обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура (в ранних образцах — и в двудольном метре), многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.
Мелодия народной тарантеллы (запись С. Стораче, опубликована в 1753)
Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью — самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.
Тарантелла из собрания Ф. К. Сида. Испания. 1787
Со временем тарантелла стала обычным танцем (одиночным или парным), хотя и сохранила свой неистовый характер. Как один из самых примечательных танцев Италии, тарантелла описана многими путешественниками 18-20 вв., среди которых А. Л. Ж. де Сталь. И. В. Гёте. Р. М. Рильке писал в письме от 20 февр. 1907: «Что за танец: будто выдуманный сатирами и нимфами, древний — и воспрянувший и вновь открытый, окутанный правоспоминаниями; коварство, и дикость, и вино, мужчины снова с козлиными копытами и девы из свиты Артемиды» (Rilke R. M., Briefe aus den Jahren 1906 bis 1907, Lpz., 1930, S. 187).
В некоторых операх и балетах 19 в. (Ф. Лахнер, Л. и Ф. Риччи, Э. Вольф-Феррари и др.) тарантелла получает сценическое воплощение (наиболее известен балет Ж. Коралли «La Tarentule», пост. в 1839 в Париже и Лондоне).
Национальная характерность и темпераментная ритмика тарантеллы привлекли к ней внимание западно-европейских (см., напр., финал сонаты для фп. ор. 70 Вебера, No 45 из «Песен без слов» и финал «Итальянской симфонии» Мендельсона, тему гл. партии 1-й части симфонии «Гарольд в Италии» Берлиоза, «Тарантеллу» ор. 43 Шопена, тарантеллу из цикла «Венеция и Неаполь» Листа, вок. тарантеллы Дж. Россини и Ж. Бизе) и русских (см., напр., «Тарантеллу» для фп. Глинки, 4-ю часть сюиты для 2 фп. ор. 17 Рахманинова, 1-ю вариацию в Па-де-де из 2-го д. «Щелкунчика» и одну из тем «Итальянского каприччио» Чайковского, 1-ю вариацию из 3-го д. «Раймонды» Глазунова) композиторов.
Тарантеллы создавались и как эффектные виртуозные пьесы в духе Perpetuum mobile (например, тарантеллы для скрипки Н. Паганини, Г. Венявского, П. Сарасате, К. Шимановского, С. И. Танеева).
К жанру тарантеллы неоднократно обращались композиторы 20 в. (осн. тема «Празднеств» из «Ноктюрнов» Дебюсси; балетная сюита ор. 130 Регера; «Серенада» для фп., фагота, трубы, скрипки и виолончели ор. 46 Казеллы; «Отклонения на тему» для фп. с оркестром ор. 21 Бриттена; «Грабёж» из балета «Блудный сын» и Т. из «Детской музыки» ор. 65 Прокофьева), иногда — с целью воссоздания местного колорита и времени действия (напр., No 22 — Народный танец из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева).
Ф. Лист. Тарантелла из цикла «Венеция и Неаполь»
В ряде случаев тарантелла оказывалась объектом искусной стилизации, в т. ч. в рамках неоклассицизма (напр., 4-я часть «Пульчинеллы» и 2-я часть сюиты для малого оркестра Стравинского, 2-я часть скрипичной сонаты in E Хиндемита).