Тарифный коэффициент равен 2 что это означает
Что такое тарифная ставка
Все вопросы, касающиеся вознаграждения за выполненную работу, всегда живо волнуют и работодателя, и персонал. Ежемесячные выплаты могут иметь разный характер, состоять из разнородных компонентов и начисляться, исходя из отличающихся оснований. Рассмотрим понятие тарифной ставки, подробно проанализируем, как происходит ее расчет, а также проясним основные отличия между тарифной ставкой и окладом.
Что такое тарифная ставка
Люди не могут получать одинаковое вознаграждение за свою работу. Размер суммы, предназначенной к выплате в качестве зарплаты, зависит от:
Дифференциация зарплаты по степени выраженности этих пунктов выполняется в рамках тарифной системы трудового вознаграждения. Ключевым ее элементом является тарифная ставка как главная составляющая зарплаты.
Тарифная ставка – закрепленная документально величина финансового вознаграждения за достижение трудовой нормы той или иной степени трудности работником определенной квалификации за принятую единицу времени. Это «костяк», минимальная составляющая расчета за труд, на основании которой и строится сумма, получаемая сотрудниками «на руки».
СПРАВКА! Сумму, меньшую, нежели тарифная ставка, работник не может получать ни при каких обстоятельствах, если все функциональные обязанности им выполнены в полной мере, – это гарантированный законом минимум.
Не являются частью тарифной ставки:
Вопрос: В организации планируются организационные преобразования (кадровые перестановки, сокращение штата, изменение условий оплаты труда и т.д.). В каком случае потребуется внести изменения в штатное расписание и как часто их нужно вносить? Достаточно ли в трудовом договоре отразить только тарифную ставку (оклад), а поощрительные выплаты прописать в коллективном договоре?
Посмотреть ответ
Расчетное время тарифной ставки
Временным периодом, за который рассчитывается тарифная ставка, может быть любой удобный работодателю промежуток:
Часовые тарифные ставки удобно устанавливать, если на предприятии действует сменный график, обусловливающий режим суммированного учета рабочего времени, а также когда работают сотрудники-почасовики.
Дневные тарифные ставки применяются, когда работа имеет статус поденной, при этом количество рабочих часов в каждом таком дне одинаковое, но отличается от обычной нормы, установленной ТК РФ.
Месячные тарифные ставки действуют при постоянном соблюдении нормирования рабочего времени: стабильном графике, твердых выходных. В таких условиях работник «закроет» месяц независимо от того, сколько часов было отработано им по факту: отработав месячную норму, он зарабатывает свою ставку.
Функции тарифной ставки
Применение для начисления в денежной форме вознаграждения за выполнение трудовых функций – тарифная система оплаты – имеет ряд преимуществ перед другими формами оплаты.
Тарифная ставка как единица расчета заработной платы выполняет ряд важных функций:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Главный принцип применения тарифных ставок – одинаковое вознаграждение за равную меру труда.
Как происходит расчет тарифной ставки
ВАЖНО! Образец трудового договора с указанием размера тарифной ставки от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Единичной ставкой, с которой соотносятся все остальные разряды, является тарифная ставка 1 разряда – она определяет сумму, положенную сотруднику без квалификации за его работу в течение установленного временного промежутка.
Остальные разряды располагаются в зависимости от роста сложности работы и требуемой для нее квалификации (тарифные разряды), либо по уровню профподготовленности сотрудников (квалификационные разряды). Комплекс всех разрядов оставляет тарифную сетку предприятия. В ней каждый следующий разряд в несколько раз больше единичной ставки (то есть 1 разряда) – этот показатель отражает тарифный коэффициент.
К СВЕДЕНИЮ! МРОТ устанавливается государством, а все остальные элементы тарифной сетки принимаются отдельно для каждой организации и закрепляются в соответствующих локальных актах. Исключение – труд в организациях, финансируемых из государственного бюджета, где начисления происходят по Единой тарифной сетке (ЕТС).
Зная тарифный коэффициент и величину единичной ставки, всегда можно рассчитать полагающийся конкретному сотруднику размер выплаты согласно тарифу.
Пример расчета тарифа по ЕТС
На философский факультет государственного университета устраивается преподаватель, имеющий ученую степень кандидата философских наук и звание доцента. Он принят на должность доцента кафедры культурологии и назначен куратором студенческой группы. По Единой тарифной сетке, расчетный период которой равняется месяцу, его квалификация соответствует 15 разряду. Рассчитаем его заработную плату.
Минимальная оплата по ЕТС, соответствующая 1 разряду, равна значению МРОТ. Ее нужно умножить на тарифный коэффициент по 15 разряду тарифной сетки, а именно, 3,036.
В настоящее время на рассмотрении находится законопроект, регламентирующий порядок и размер полагающихся преподавательскому составу надбавок. Для нашего примера воспользуемся данными из этого законопроекта.
Для расчета тарифа нужно:
Пример расчета тарифа для почасовой ставки
Если сотрудник трудится по системе суммированного учета рабочего времени, то его тарифная ставка будет зависеть от часовой нормы на данный год – ее покажет производственный календарь, а также установленную на предприятии месячную тарифную ставку.
1 способ. Можно разделить на показатель ставки месячную норму по рабочим часам. Например, для рабочего определенной квалификации установлен тариф 25 000 руб. в месяц. При этом установленная норма рабочего времени на месяц составляет 150 часов. Таким образом, часовая тарифная ставка такого рабочего составит 25 000 / 150 = 166, 6 руб.
2 способ. Если нужно вычислить среднюю тарифную ставку почасовика в текущем году, сначала нужно определить среднечасовую месячную норму времени. Для этого соответствующий годовой показатель производственного календаря делим на 12 (количество месяцев). После этого уменьшаем в полученное количество раз среднемесячную тарифную ставку рабочего, установленную тарифной сеткой. Например, годовая норма составляет 1900 часов. Возьмем ту же месячную ставку, что и для предыдущего примера – 25 000 руб. Посчитаем, какую сумму в среднем зарабатывал в час этот рабочий в течение данного года: 25 000 / (1900 /12) = 157,9 руб.
Чем отличается тарифная ставка от оклада
Эти два понятия во многом схожи, так как оба они отображают денежное выражение трудового вознаграждения. Сейчас сходство между ними больше, чем несколько десятков лет назад, поскольку в трудовом праве происходят значительные изменения. Однако, имеются и существенные различия
Общие черты оклада и тарифной ставки
Различия тарифной ставки и должностного оклада
Сравним эти два понятия в следующей таблице.
Рекомендации Минтруда РФ по разработке внутрипроизводственных тарифных условий оплаты труда работников предприятий (4-е издание, переработанное и дополненное)
Принятые в коллективном договоре условия оплаты труда являются для предприятия нормой, которая не может быть изменена администрацией в одностороннем порядке без согласования с профсоюзной организацией и без внесения соответствующих изменений и поправок в условия договора.
Тарифными условиями оплаты труда на уровне предприятия предусматривается прежде всего система тарифных ставок и окладов рабочих и служащих, дифференцированных по признаку сложности выполняемых ими работ (функций, должностных обязанностей). Разработка системы тарифных ставок и окладов базируется на «заводской» минимальной ставке, размер которой не может быть ниже общероссийской минимальной заработной платы, устанавливаемой и пересматриваемой в законодательном порядке. Мера превышения размера «заводской» минимальной ставки оплаты труда над общероссийским минимумом определяется экономическими возможностями предприятия.
«Заводской» уровень минимальной ставки оплаты, в свою очередь, является основой для разработки системы тарифных ставок (окладов), дифференцированных по различным признакам или факторам, предусмотренным в коллективном договоре: сложности труда (квалификации работников), его напряженности, видам работ, месту приложения труда и др.
К тарифным условиям оплаты труда относятся также доплаты и надбавки тарифного характера, которые дополняют систему тарифных ставок (окладов): доплаты, связанные с особым характером выполняемой работы, и доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных.
Учитывая необходимость сочетания регулирования заработной платы на разных уровнях, при разработке «заводских» тарифных условий оплаты, и в первую очередь минимальной ставки оплаты труда работников, уже недостаточно ориентироваться только на общегосударственный минимальный уровень оплаты. Следует учитывать также те единые исходные условия оплаты труда, которые определены в форме соглашений на отраслевом, региональном и других уровнях, рассматривая их как обязательные в том смысле, что предприятие, подписав эти соглашения, в своем коллективном договоре не может устанавливать условия оплаты ниже тех, которые предусмотрены в соглашениях, заключенных на уровне отраслей, территорий или групп предприятий. Одновременно предприятие в меру своих экономических возможностей может устанавливать более высокие размеры ставок оплаты труда по сравнению с теми, которые предусмотрены на отраслевом, территориальном и других уровнях.
В условиях недостаточной развитости в нашей стране рыночных механизмов регулирования оплаты труда и относительно небольших масштабов действия отраслевых и региональных соглашений в настоящее время можно выделить две группы предприятий с точки зрения применяемых ими подходов к разработке тарифных условий оплаты труда.
Излагаемые ниже Рекомендации по разработке внутрипроизводственных тарифных условий оплаты труда работников предназначены для обеих групп предприятий.
I. Определение размера минимальной тарифной ставки
1.1. В коллективном договоре в качестве основы для построения тарифной оплаты труда работников предприятия прежде всего фиксируется наименьший уровень оплаты за выполнение нормы труда (круга трудовых обязанностей), который и является минимальной ставкой (минимальной тарифной ставкой). Она устанавливается за выполнение простых работ (работ низшего уровня сложности) наименьшей значимости для предприятия, осуществляемых в нормальных условиях труда и с нормальной напряженностью. Невыполнение (по независящим от предприятия причинам) работником, занятым на таких работах, норм труда автоматически снимает с администрации обязанность выплаты ему полного размера минимальной тарифной ставки.
1.2. При определении величины минимальной тарифной ставки работников предприятия следует иметь в виду и соотношение между общероссийским минимумом заработной платы (132 руб., 200 руб., 300 руб.) и фактической средней заработной платой на предприятии, приведенной к средней заработной плате работников простого труда, за месяц, предшествующий началу кампании по разработке коллективного договора на следующий год. Например, если разработка коллективного договора на предстоящий год начинается в октябре текущего года, то в качестве базовой средней заработной платы для определения минимума оплаты на предприятии следует принять среднюю заработную плату за сентябрь текущего года. Брать более длительный период, например девять месяцев или третий квартал текущего года, нецелесообразно ввиду того, что в условиях инфляции средняя заработная плата по месяцам года нестабильна и растет темпами, опережающими рост производительности труда. Поэтому наиболее достоверной является средняя заработная плата за месяц, предшествующий началу разработки коллективного договора. Ко времени принятия коллективного договора минимальная заработная плата, рассчитанная по базе (сентябрьской заработной плате), может быть скорректирована на прирост заработной платы за октябрь-декабрь текущего года.
Смысл соотнесения общероссийского минимума с фактической средней заработной платой на предприятии, приведенной к средней заработной плате простого труда (рабочих 1-го разряда), состоит в том, чтобы установить искомую минимальную тарифную ставку в размере, обеспечивающем достаточно высокий уровень тарифа в средней заработной плате, поскольку низкий уровень тарифа является фактором, дестабилизирующим всю организацию оплаты труда на предприятии. Удельный вес тарифа менее 40-50% свидетельствует о том, что нормы труда начинают все более и более перевыполняться вследствие их малой напряженности и постепенно устаревать, что рост заработной платы обусловливают факторы, зависящие не от работника, а от предприятия в целом и не находящие отражения в нормах труда (монопольное взвинчивание цен на продукцию, техническое переоснащение производства и внедрение новых технологий, общее улучшение организации производства и т.п.).
При определении минимальной тарифной ставки работников предприятия следует ориентироваться на оптимальный для современного состояния экономики удельный вес тарифа в заработной плате, примерно равный 65-70%, с последующим повышением этого уровня до общеевропейского стандарта, согласно которому в странах с развитой рыночной экономикой удельный вес тарифной части заработной платы составляет не менее 90%, обеспечивая высокий уровень организации оплаты и эффективность труда.
При 65-70%-ном удельном весе тарифа в заработной плате искомый уровень минимальной тарифной ставки можно рассчитать, базируясь на анализе средней заработной платы рабочих, поскольку таким путем проще всего привести среднюю заработную плату к заработной плате простого труда (1-го разряда), тем более что уровень заработной платы рабочих практически предопределяет среднюю заработную плату всех работников предприятия ввиду подавляющего удельного веса этой категории работников. Например, средняя заработная плата рабочих всех разрядов машиностроительного предприятия за сентябрь составила 800 руб. при среднем тарифном разряде рабочих, равном 4,0. Допустим, что этому тарифному разряду соответствует тарифный коэффициент 1,35*(5). Следовательно, средняя заработная плата рабочих предприятия, приведенная к средней заработной плате рабочих 1-го разряда, составит 592,6 руб. (800:1,35). При заданном оптимальном удельном весе тарифа в заработной плате (65-70%) искомая минимальная заработная плата находится в диапазоне 385,2-414,8 руб. (592,6 х 0,65); (592,6 х 0,70) или в среднем 400 руб. (385,2 + 414,8):2].
Основываясь на проведенном расчете, в коллективном договоре возможно предусмотреть минимальную ставку оплаты в размере 400 руб. в месяц или несколько большую величину, если возникнет необходимость в корректировке рассчитанной минимальной оплаты на прирост средней заработной платы рабочих предприятия за IV квартал.
1.3. При окончательном установлении размера минимальной ставки оплаты труда работников предприятия следует также иметь в виду, что на предыдущих этапах совершенствования организации оплаты труда в стране тарифная часть заработной платы устанавливалась на сравнительно низком уровне, что создало определенный стереотип в организации оплаты, от которого не каждое предприятие может отказаться единовременно, опасаясь завышения оплаты труда за счет увеличения тарифной, т.е. гарантированной ее части. С другой стороны, происходящие в стране инфляционные процессы, повышение стоимости жизни и, как следствие, возросшее давление работников на администрацию предприятий с требованиями увеличения заработной платы ставят предприятия перед необходимостью соответствующего роста оплаты труда, а следовательно, и повышения ее минимального исходного уровня. Названные процессы должны приниматься во внимание при определении размера тарифной ставки как основы для разработки внутрипроизводственных тарифных условий оплаты труда рабочих и служащих.
С этой целью экономическим службам предприятия рекомендуется провести аналитические расчеты, подобные тем, которые должны осуществляться на отраслевом либо региональном уровне при определении минимального размера оплаты труда работников для включения этой нормы в соответствующие отраслевые (тарифные) или специальные (территориальные) соглашения. Имеются в виду расчеты, связанные с определением минимального размера оплаты труда на федеральном и региональных уровнях и основанные на использовании данных о размерах прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» с 1998 г. федеральный и региональные размеры прожиточного минимума на душу населения рассчитываются ежеквартально по основным социальным группам населения, в том числе по трудоспособному населению. Эти расчеты базируются на потребительской корзине, данных об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также данных о расходах по обязательным платежам и сборам. Согласно этому же закону, потребительская корзина (минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности), формируемая также в законодательном порядке как в целом по Российской Федерации, так и в ее субъектах, определяется с периодичностью не реже одного раза в пять лет.
Вполне вероятно, что, в отличие от общегосударственного уровня, на уровне предприятия можно достичь большего сближения, а возможно, и равенства размеров минимальной ставки оплаты труда и прожиточного минимума. Не исключена также возможность превышения размера минимальной ставки оплаты труда по отношению к прожиточному минимуму, что целиком и полностью зависит от экономических возможностей предприятия.
Таким образом, для всестороннего обоснования размера минимальной ставки оплаты труда работников предприятия целесообразно провести аналитические расчеты, включающие сопоставление проектируемого размера ставки с соответствующим региональным прожиточным минимумом, который можно запросить в административно-территориальном органе по труду того или иного административного образования в составе Российской Федерации (города, области, края и т.п.).
Предположим, что в результате проведенных расчетов и обоснований минимальной ставки оплаты труда работников предприятия первоначальный ее размер 400 руб. может быть повышен до 450 руб. Этот уровень ставки и следует принять в качестве основы для разработки системы тарифных ставок и должностных окладов работников предприятия и предусмотреть его в коллективном договоре предприятия.
III. Совершенствование организации заработной платы рабочих
и служащих на основе единой тарифной сетки
1. Принципы построения межотраслевой единой тарифной сетки
как основы для разработки «Заводской» единой сетки
3.1. Альтернативой первому подходу при совершенствовании организации заработной платы в условиях реформы оплаты труда является переход от двух тарифных систем, привязанных к категориям работников (рабочим и служащим), к единой унифицированной тарифной системе оплаты труда работников различных отраслей экономики, в качестве которой может выступать межотраслевая Единая тарифная сетка (ETC).
Единая межотраслевая тарифная сетка является основой для разработки соответствующих единых отраслевых сеток и единых сеток предприятий, в которых единые межотраслевые условия оплаты труда различных категорий работников должны быть адаптированы к условиям отраслей и конкретных предприятий, к профессионально-квалификационному составу их работников.
3.2. При разработке межотраслевой ETC Институт труда руководствовался следующими четырьмя принципами построения единой шкалы тарификации и оплаты труда рабочих и служащих.
Первый принцип: охват единой тарифной шкалой всех категорий работников различных отраслей экономики. Приведенная ниже Единая тарифная сетка для производственных отраслей предназначена для межотраслевого регулирования тарифных условий оплаты труда рабочих (в том числе тарифицируемых в настоящее время по разрядам, классам, категориям, группам квалификации) и служащих производственных предприятий, в том числе руководителей, специалистов и других служащих.
Второй принцип: группировка профессий рабочих и должностей служащих по признаку общности выполняемых работ (функций). Смысл этой группировки в том, чтобы с ее помощью облегчить тарификацию конкретных профессий рабочих и должностей служащих, т.е. отнесение их к соответствующим разрядам оплаты труда, поскольку включенные в какую-либо группу профессии и должности более сравнимы между собой, чем профессии и должности разных групп.
В категории служащих производственных отраслей выделены следующие группы должностей, построенные по принципу сравнимости выполняемых функций, включая исполнительские, творческие и функции руководства:
2) должности специалистов, общие для предприятий всех отраслей;
3) должности специалистов, специфические для предприятий разных отраслей;
4) должности руководителей административно-хозяйственных структурных подразделений предприятий, общие для всех отраслей;
5) должности руководителей предприятий и их структурных подразделений разных отраслей.
Третий принцип построения ETC: тарификация профессий рабочих и должностей служащих, т.е. отнесение их к разрядам оплаты по единой сетке, по признаку сложности выполняемых работ или функций.
Число разрядов в ETC для производственных отраслей (17) определено в результате сопоставительного анализа различий в сложности труда рабочих и профессионально-должностных групп служащих в сочетании с экспертной оценкой места отдельных должностей служащих в единой сетке. В этих же целях сравнивались установленные ранее действовавшими условиями тарификации размеры ставок и окладов работников по группам.
Анализ различий в сложности труда рабочих и профессионально-должностных групп служащих строился на сопоставлении и соотнесении ныне действующей классификации профессий рабочих по шести (а в ряде случаев по восьми) разрядам в соответствии с ЕТКС работ и профессий рабочих и классификации служащих производственных отраслей экономики по 16 квалификационно-должностным группам, разработанной Институтом труда*(10). Обе классификации построены на основе анализа содержания выполняемых работ и функций, т.е. на базе так называемой аналитической оценки работ.
При установлении числа разрядов оплаты в ETC прежде всего было определено число разрядов, необходимое для тарификации труда рабочих. Исходя из сложившейся практики тарификации по ЕТКС работ и профессий рабочих и необходимости выравнивания ее жесткости по производствам и видам работ путем приведения в соответствие разрядов работ и рабочих с их сложностью и квалификацией, оптимальным для тарификации труда рабочих признано восемь разрядов. Увеличение числа разрядов с шести (предусмотренных ЕТКС для абсолютного большинства рабочих) до восьми позволяет повысить тарификацию труда в тех видах производств, где она занижена, оставив на прежнем уровне тарификацию в тех производствах, где имеет место ее завышение относительно первых*(11). Тем самым будет обеспечено необходимое выравнивание жесткости тарификации в межотраслевом разрезе, большее соответствие разрядности работ уровню их сложности.
Это распределение осуществлено с учетом данных проведенного Институтом труда межотраслевого сопоставления работ высших уровней сложности по наиболее представительным видам производств промышленности и других производственных отраслей экономики. При этом в качестве косвенного показателя сложности работ был использован показатель квалификации рабочих, позволивший измерить межотраслевые различия в сложности труда. Выбор показателя квалификации основан на соразмерности сложности труда и квалификации рабочих, требования к которой определяются выполняемой работой. Проведенный анализ показал достаточно большие различия в «пиковых», т.е. максимальных, уровнях сложности работ по производствам, что и позволило распределить их по пяти названным выше группам.
На основе распределения видов производств и работ по 8-разрядной шкале тарификации разработан примерный перечень, содержащий 232 наименования профессий рабочих, тарификацию которых можно было бы повысить до 7-8-го разрядов. Рассмотрев этот перечень и проанализировав реальные возможности изменения тарификации в настоящее время, определено 85 наименований профессий рабочих, тарификацию которых в первую очередь следует повысить до 7-8-го разрядов. Они дополняют те профессии рабочих, относящиеся к механической обработке металлов и других материалов, слесарным и слесарно-сборочным работам в машиностроении и металлообработке, основному производству черной металлургии, эксплуатации оборудования электростанций и сетей, обслуживанию потребителей энергии, которым в ЕТКС уже предусмотрены 7-й и 8-й разряды тарификации. (Перечень профессий рабочих, состоящий из 85 наименований, тарификацию которых следует повысить до 7-8-го разрядов, см. в приложении N 2).
Вероятно, что в дальнейшем перечень профессий с предельными 7-8-м разрядами тарификации будет расширяться, а по мере появления работ, превосходящих по своей сложности 8-й разряд, возможна тарификация отдельных профессий рабочих по 9-му и более высоким разрядам.
Соотнесение классификации профессий рабочих и классификации должностей служащих производственных отраслей, о чем сказано выше, осуществлено с целью определения диапазона тарификации служащих по ETC. Для этого необходимо установить, можно ли рассматривать 16 квалификационно-должностных групп служащих в качестве 16 разрядов тарификации или групп оплаты. Проведенное сопоставление методик оценки сложности труда рабочих и труда служащих выявило высокую степень общности (практически идентичности) методических подходов при определении разряда сложности работ, выполняемых рабочими, и квалификационно-должностной группы служащих. Об этом свидетельствует приведенное сопоставление факторов оценки сложности труда рабочих и труда служащих, принятых действующими методиками*(10).
Факторы сложности труда рабочих | Факторы сложности труда служащих |
Технологические сложность управления (обслуживания, пользования) орудиями труда; сложность предметов труда; сложность технологических (рабочих) процессов | Характер работ, составляющих содержание труда |
Организационные (широта комплекса выполняемых операций, работ и степень самостоятельности рабочего) | Разнообразие (комплексность) работ Самостоятельность выполнения работ Масштаб и сложность руководства |
Ответственность (материальная и за здоровье и жизнь) | Дополнительная ответственность (материальная и моральная) |
Специфические (экстремальность условий выполнения работ, сугубо творческий характер работ) | — |
Идентичность методических подходов к классификации труда рабочих и служащих по его сложности позволила приравнять (с известной долей допущения) 16 квалификационно-должностных групп служащих к разрядам оплаты труда и разместить их в ETC, начиная со 2-го разряда ввиду несколько более высокой сложности должностных обязанностей служащих низшей квалификации, например учетчика, по сравнению со сложностью труда рабочих 1-го разряда, например укладчика-упаковщика (об этом свидетельствует простое сопоставление должностных обязанностей учетчика и содержания работ укладчика-упаковщика).
Так образовался 17-разрядный диапазон тарификации работников, в рамках которого «пересечение» разрядов оплаты труда рабочих и служащих, обусловленное относительно равной сложностью выполняемых ими работ имеет место со 2-го по 8-й разряды ETC.
В дополнение к существующей классификации должностей служащих по 16 квалификационно-должностным группам при отнесении конкретных профессий и должностей к разрядам оплаты ETC были использованы также результаты оценки различий в квалификации служащих по ключевым должностям, что позволило более аргументирование решать вопрос о месте конкретных должностей в единой тарифной сетке, а также определять диапазон тарификации в рамках должности или должностной группы.
При квалификационном методе определения различий в сложности оценивается не работа, а ее исполнитель по параметрам, характеризующим квалификацию работника. Этот метод основан на соразмерности сложности труда и квалификации исполнителей как условии функционирования рабочей силы, эффективного использования ее квалификационного потенциала.
В данном случае не учитываются индивидуальные качества работника, хотя они и являются важным компонентом квалификации. Это связано с тем, что исследуется явление соответствия сложности труда и квалификации в целом, а не в отношении конкретных лиц. Следовательно, измерителем уровня квалификации работника может служить длительность подготовки к вступлению в ту или иную должность. Эта подготовка складывается из трех ступеней: общего образования, специального профессионального образования и стажа работы на момент вступления в конкретную должность, когда работник достиг профессиональной зрелости для выполнения соответствующих функций руководителя, специалиста или другого служащего. При этом имеется в виду стаж, очищенный от времени работы по должности, где не накапливается опыт, необходимый для занятия данной должности (например, техник-конструктор ранее работал делопроизводителем).
Показателем количественных различий в сложности труда по должностям и квалификационно-должностным группам служащих являются коэффициенты сложности их труда. Они определяются путем деления средней продолжительности подготовки работников соответствующей должности в обследованной совокупности на условно принятый в качестве норматива срок подготовки работников простого труда, равный 8,5 года. Этот срок включает школьное образование и краткосрочную подготовку для занятия низших должностей служащих, например должности табельщика.
При установлении разрядов тарификации по конкретным должностям и должностным группам служащих наряду с учетом различий в квалификации и квалификационного категорирования специалистов была применена и своеобразная логика тарификации, которая обусловлена соподчиненностью должностей в рамках профессионально-должностных групп, между группами и между категориями работников (рабочими и служащими). Так, тарификация техников, включая техников-конструкторов, (4-7-й разряды) увязана с тарификацией рабочих (1-8-й разряды). Практика свидетельствует о том, что это соответствует действительному соотношению в сложности труда тех и других. Инженеры всех специальностей (6-11-й разряды) так пересекаются с техниками, что разряд техника I категории (6-й) соответствует разряду начинающего инженера без категории.
Тарификация других должностей специалистов и руководителей предприятий соотнесена с названными ключевыми должностями специалистов, а также с должностью мастера, тарифицируемого 6-11-м разрядами, как пограничной между категорией рабочих и служащих, т.е. осуществлено приравнивание одних должностей к другим.
Отнесение ключевых должностей руководителей, специалистов и других служащих производственных отраслей экономики к разрядам ETC приведено в приложении N 3.
Четвертый принцип построения ETC: установление тарифной ставки 1-го разряда в размере не ниже уровня минимальной заработной платы работников простого труда и равного относительного возрастания тарифных коэффициентов от разряда к разряду.
Единая тарифная сетка для дифференциации ставок оплаты труда
рабочих и служащих по сложности труда (квалификации)
Варианты Единой тарифной сетки для дифференциации ставок оплаты труда
рабочих и служащих по сложности труда (квалификации)
Варианты нарастания ставок | Разряды оплаты труда | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
Тарифные коэффициенты | |||||||||||||||||
I вариант | |||||||||||||||||
11%-ное нарастание ставок | 1,0 | 1,11 | 1,23 | 1,37 | 1,52 | 1,69 | 1,88 | 2,09 | 2,32 | 2,58 | 2,86 | 3,17 | 3,52 | 3,91 | 4,34 | 4,82 | 5,35 |
II вариант | |||||||||||||||||
14%-ное нарастание ставок | 1,0 | 1,14 | 1,30 | 1,48 | 1,69 | 1,93 | 2,20 | 2,51 | 2,86 | 3,26 | 3,72 | 4,24 | 4,83 | 5,51 | 6,28 | 7,16 | 8,16 |
III вариант | |||||||||||||||||
17%-ное нарастание ставок | 1,0 | 1,17 | 1,37 | 1,60 | 1,87 | 2,19 | 2,56 | 3,00 | 3,51 | 4,11 | 4,81 | 5,63 | 6,59 | 7,71 | 9,02 | 10,55 | 12,34 |
3.3. Разработанная Институтом труда 17-разрядная ETC прошла апробацию на ряде производственных предприятий, которая показала практически полную пригодность Единой тарифной сетки при соответствующей адаптации ее к конкретным условиям предприятий.
2. Методика разработки единой тарифной сетки для предприятия
3.4. Излагаемая в данном разделе методика базируется на принципах построения межотраслевой Единой тарифной сетки и иллюстрируется на примере разработки ETC для конкретного машиностроительного предприятия инструментального профиля. Для этого предприятия Институтом труда разработана Единая тарифная сетка, которая была принята предприятием после рассмотрения ее экономическими службами.
При построении «заводской» ETC основывались на действующих на предприятии тарифных ставках оплаты труда рабочих и должностных окладах служащих, предусмотренных штатным расписанием, и данных о размерах месячной заработной платы рабочих по профессиям и разрядам и служащих по должностям и квалификационным категориям. Выбор базового месяца для анализа фактически сложившейся заработной платы в разрезе профессий, разрядов, должностей и должностных групп работников был согласован с администрацией предприятия.
Объектом анализа явилась заработная плата всех рабочих и служащих предприятия за выбранный месяц, приведенная к полному месячному фонду рабочего времени.
Исходные данные для расчета тарифной ставки 1-го разряда*
Интервалы заработной платы, руб.** | Численность рабочих по разрядам в интервалах заработной платы (человек) | ||||||||||
I вариант | II вариант | ||||||||||
I разряды | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 4 | 5 | 6 | |||
До 256 | (256) | ||||||||||
257-272 | (265) | 1 | 1 | ||||||||
273-304 | (289) | 10 | 6 | ||||||||
305-336 | (321) | 2 | 5 | 4 | 4 | ||||||
337-384 | (361) | 6 | 12 | 10 | 10 | 8 | 10 | 10 | 8 | ||
385-432 | (409) | 15 | 13 | 14 | 13 | 10 | 14 | 13 | 12 | ||
433-480 | (457) | 12 | 9 | 14 | 13 | 14 | 15 | 13 | 10 | ||
481-528 | (505) | 5 | 16 | 23 | 34 | 26 | 24 | 34 | 14 | ||
529-592 | (561) | 12 | 15 | 30 | 20 | 26 | 30 | 22 | 26 | ||
593-656 | (625) | 5 | 25 | 26 | 12 | 14 | 27 | 17 | 38 | ||
657-736 | (697) | 1 | 8 | 18 | 25 | 29 | 12 | 25 | 29 | 15 | |
737-816 | (777) | 3 | 11 | 17 | 22 | 9 | 17 | 22 | 10 | ||
817-896 | (857) | 4 | 7 | 26 | 11 | 13 | 26 | 11 | 13 | ||
897-992 | (945) | 3 | 7 | 19 | 17 | 12 | 19 | 19 | 13 | ||
993-1104 | (1049) | 3 | 3 | 9 | 10 | 11 | 9 | 10 | 13 | ||
1105-1232 | (1169) | 5 | 5 | 14 | 7 | 12 | 14 | 7 | 13 | ||
1233-1360 | (1297) | 5 | 9 | 5 | 6 | 5 | 5 | 6 | 6 | ||
1361-1504 | (1433) | 1 | 4 | 5 | 11 | 8 | 5 | 11 | 8 | ||
1505-1680 | (1593) | 3 | 2 | 4 | 11 | 4 | 11 | ||||
1681-1856 | (1769) | 2 | 2 | 6 | 2 | 2 | 6 | ||||
1857-2080 | (1969) | 1 | 1 | ||||||||
2081-2304 | (2193) | 1 | |||||||||
2305-2544 | (2425) | 1 | 1 | ||||||||
I II вари- вари- ант ант | |||||||||||
Численность общая | 936 | 967 | 1 | 103 | 169 | 243 | 223 | 197 | 246 | 232 | 216 |
Численность отобранная | 910 | 941 | 98 | 165 | 237 | 221 | 189 | 240 | 230 | 208 | |
Удельный вес отобранной численности, % | 97 | 97 | 95 | 98 | 98 | 99 | 96 | 98 | 99 | 96 | |
Средневзве- шенная заработная плата | по общей численности | 634,20 | 670,82 | 722,55 | 762,69 | 808,80 | 720,19 | 759,55 | 813,15 | ||
по отобранной численности | 605,57 | 662,58 | 720,49 | 749,71 | 827,75 | 718,10 | 747,05 | 830,54 | |||
70% от средневзвешенной заработной платы по отобранной численности (тарифная часть заработной платы) | 423,90 | 463,81 | 504,34 | 524,80 | 579,43 | 502,67 | 522,94 | 581,38 |
* На данном предприятии отсутствует тарификация рабочих по 7-му и 8-му разрядам.
** В скобках указана середина интервалов заработной платы.
Численность и номенклатура должностей руководителей, специалистов и других служащих предприятия, которые послужили объектом тарификации, т.е. отнесения к разрядам оплаты «заводской» ETC, была принята в соответствии с действующим на предприятии штатным расписанием служащих.
Для удобства расчетов в табл. 5 определена середина интервалов заработной платы по каждой позиции. Например, для интервала 481-528 руб. середина составляет 505 руб. [(481 + 528) : 2].
Приводим пример расчета средневзвешенной по численности заработной платы рабочих 6-го разряда по 1 варианту по отобранной численности:
Для определения размера тарифной ставки 1-го разряда средневзвешенная по разрядам заработная плата была вначале приведена к ее тарифной части (из расчета оптимального удельного веса тарифа, равного 70%), а затем тарифная часть заработной платы по каждому разряду приведена к тарифной ставке 1-го разряда путем деления на соответствующий тарифный коэффициент ранее действовавшей в промышленности 6-разрядной сетки, сохраненной данным предприятием. Тарифные коэффициенты 1-6-го разрядов, используемые при расчете искомой тарифной ставки 1-го разряда, соответственно равны:
Тарифные разряды | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тарифные коэффициенты | 1,0 | 1,088 | 1,204 | 1,350 | 1,531 | 1,800 |
Расчет «заводской» тарифной ставки 1-го разряда, руб.
Разряды оплаты | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
I вариант | ||||||
Тарифная часть заработной платы по отобранной численности рабочих | — | 423,90 | 463,81 | 504,34 | 524,80 | 579,43 |
Тарифная часть заработной платы, приведенная к ставке 1-го разряда | — | 389,61 423,90 : 1,088 | 385,22 463,81 : 1,204 | 373,59 504,34 : 1,350 | 342,78 524,80 : 1,531 | 321,91 579,43 : 1,800 |
II вариант | ||||||
Тарифная часть заработной платы по отобранной численности рабочих | — | 423,90 | 463,81 | 502,67 | 522,94 | 581,38 |
Тарифная часть заработной платы, приведенная к ставке 1-го разряда | — | 389,61 423,90 : 1,088 | 385,22 463,81 : 1,204 | 372,35 502,67 : 1,350 | 341,57 522,94 : 1,531 | 322,99 581,38 : 1,800 |
На основании полученных размеров тарифной части заработной платы по разрядам, приведенной к тарифной ставке 1-го разряда, определяется средневзвешенная тарифная ставка 1-го разряда, руб.:
В обоих вариантах расчета искомая тарифная ставка 1-го разряда, которая определена на основе фактически сложившегося уровня заработной платы рабочих и которая может быть принята в качестве исходной при построении «заводской» ETC, составляет примерно 360 руб., что в 2,7 раза выше общероссийского минимального размера заработной платы по состоянию на 1 июля 2000 г. В соответствии с ныне действующим законодательством в области оплаты труда такое превышение вполне допустимо, если экономические возможности предприятия позволяют строить организацию оплаты труда работников на базе такого относительно высокого уровня ставки оплаты труда по 1-му разряду.
Возможность принятия ставки 1-го разряда в размере 360 руб. подтверждается также расчетом искомой тарифной ставки на базе средней заработной платы рабочих неосновной деятельности, в частности рабочих следующих профессий: монтажник внутренних санитарно-технических систем и оборудования, слесарь по эксплуатации и ремонту подземных газопроводов, электрогазосварщик, слесарь-электромонтажник, слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования, тарифицируемых чаще всего 4-м разрядом (табл. 6), При условной величине тарифной части заработной платы рабочих этих профессий, равной 470,76 руб. (672,52 х 0,70), тарифная ставка 1-го разряда составляет 348,4 руб. (470,76 : 1,350), что является величиной, однопорядковой 360 руб.
При введении ETC следует предусмотреть, что первоначально установленная исходная ставка оплаты в дальнейшем должна индексироваться в соответствии с повышением размера общероссийского минимума заработной платы и с учетом экономических возможностей предприятия, определяемых результатами его хозяйственной деятельности. Условия индексации должны быть оговорены в коллективном договоре.
3.6. Анализ фактически сложившейся заработной платы работников по профессиям, должностям, разрядам, квалификационным категориям и т.д. необходим не только для определения исходной тарифной ставки в «заводской» ETC, но и для того, чтобы, вскрыв существующие диспропорции в заработной плате, обусловленные устаревшей организацией оплаты труда, основанной на ранее действовавшей тарифной системе, получить дополнительные аргументы в пользу перехода к организации заработной платы на основе единой сетки, преимущества которой были отмечены выше.
Прежде всего обращает на себя внимание ущемление в оплате труда квалифицированных рабочих, о чем свидетельствует существенное отставание соотношений заработной платы рабочих по разрядам (см. табл. 5) от соотношений тарифных ставок, предусмотренных действующей на предприятиях тарифной сеткой:
Тарифные разряды | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Тарифные коэффициенты действующей 6-разрядной тарифной сетки | 1,0 | 1,088 | 1,204 | 1,350 | 1,531 | 1,800 |
Тарифные коэффициенты действующей 6-разрядной тарифной сетки, скорректированные (уменьшенные) на коэффициент 1,088* | — | 1,0 | 1,107 | 1,241 | 1,407 | 1,654 |
Соотношение заработной платы рабочих по разрядам (по данным I варианта табл. 5) | — | 1,0 | 1,094 | 1,190 | 1,238 | 1,367 |
Приняв за базу сравнения среднюю заработную плату рабочих по разрядам, обнаруживаем весьма значительное отставание от нее заработной платы специалистов и линейных руководителей, а также явные диспропорции в заработной плате в рамках этих категорий работников.
Расчет средневзвешенной заработной платы рабочих неосновных профессий
за анализируемый период
Интервалы заработной платы, руб.* | Численность рабочих по разрядам в интервалах заработной платы (человек) | ||||||
1. Монтажник внутренних санитарно- технических систем и оборудования 2. Слесарь по эксплуатации и ремонту подземных газопроводов 3. Электросварщик 4. Слесарь- электромонтажник 5. Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования | 1. Старший оператор ЭВМ 2. Оператор ЭВМ | Кладовщик | Старший кладовщик | Уборщик производ- ственных помещений | 1. Уборщик служебных помещений 2. Лифтер 3. Дворник | 1. Гардеробщик 2. Сторож | |
До 256 (256) | 14 | 17 | |||||
257-272 (265) | 22 | 7 | 1 | ||||
273-304 (289) | 4 | 3 | 6 | ||||
305-336 (321) | 1 | 1 | 2 | 4 | 1 | ||
337-384 (361) | 3 | 5 | 2 | 3 | 4 | ||
385-432 (409) | 2 | 5 | 4 | 6 | |||
433-480 (457) | 1 | 2 | 5 | 3 | |||
481-528 (505) | 1 | 3 | |||||
529-592 (561) | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | ||
593-656 (625) | 2 | 1 | 3 | 5 | |||
657-736 (697) | 9 | 1 | 5 | ||||
737-816 (777) | 3 | 2 | |||||
Численность рабочих общая | 17 | 10 | 23 | 29 | 41 | 29 | 24 |
Численность рабочих отобранная | 17 | 10 | 23 | 29 | 39 | 29 | 24 |
Средневзвешен- ная заработная плата по отобранной численности рабочих | 672,52 | 432,20 | 463,26 | 542,52 | 302,74 | 278,31 | 264,63 |
* В скобках указана середина интервалов заработной платы.
Расчет средневзвешенной заработной платы специалистов и руководителей
предприятия по квалификационно-должностным группам и должностям
за анализируемый месяц