Татары монголы и татары в чем разница
Татары и монголы. Записки дилетанта
Для начала давайте зададим вопрос: что объединяет эти два народа? Два совершенно разных народа. На этот вопрос вам любой школьник слёту даст ответ: татар и монгол объединяет татаро-монгольское иго, или монголо-татарское, Золотая Орда. То есть, общая история.
И действительно, и те и другие на полном серьёзе считают себя потомками Чингисхана, Батыя, Мамая и т.д.
Ну, ладно монголы, о них попозже, но, татары? В данном случае речь идёт о волжских татарах, то бишь, о казанских. В интернете полно статей, в которых авторы из Татарстана пишут о своих предках завоевавших территорию от Китая до Адриатического моря.
А как же монголы? Монголы тоже дошли до Адриатики, вместе с татарами дошли. Или, татары вместе с монголами. Как-то так. Оно и понятно, ведь татары и монголы братья навек. Ну, раз у них общие предки, раз уж их скрестили в одном названии.
В истории немало есть таких скрещений, например, Кабардино- Балкария, Чечено-Ингушетия, Чехословакия, Карачаево-Черкесия. и т. д.
Но, если в этих странах, в этих республиках жили и живут действительно братья по крови, соседи с общей историей, с общим этносом, с общей религией, не отличающиеся внешне, то о монголах и татарах, при всём желании, такого не скажешь. Посмотрите на карту, где Казань, а где Улан-Батор.
Даже на троюродных братьев не смахивают. Даже на сводных. Вы видели монгола, или бурята, или тувинца? А татарина? Как говориться, найдите пять отличий. Не сомневаюсь, что найдёте.
Монголы монголоиды, татары европеоиды. Монголы буддисты – ламаисты, татары мусульмане. Монголы до сих пор, в большинстве своём, кочевники. Татары ведут оседлый образ жизни. А как насчёт языка? Татарин всегда может договориться с казахом, узбеком. Потому, что у них общий язык, тюркский. Это примерно так же, как русский может договориться с украинцем и белорусом. Но, вот с монголами поговорить татарину вряд ли удастся.
Теперь обратимся к истории. Когда же нынешние казанские татары стали татарами? Оказывается, не так уж и давно. В конце шестнадцатого века. То есть,
во времена Ивана Грозного. А почему они стали так называться? Да всё очень просто. Русские, обратившие свой взор на восток, на Урал, Сибирь, не мудрствуя лукаво, все народы, проживающие в той стороне стали называть татарами. Потом, конечно, разобрались, что за Волгой, на Урале, и в Сибири проживают разные национальности. А вот за нынешними татарами почему-то название татары так и осталось. А в 1920 году, с образованием Татарской АССР, это название закрепилось окончательно, приобрело официальный статус.
Так кем же были нынешние татары до шестнадцатого века, какое название носили?
Впервые в исторических хрониках волжские булгары упоминаются в девятом веке. И жил этот народ там, где сейчас живёт. Именно волжские булгары. А вообще, булгары с IV века населяли степи от северного Причерноморья до Каспия и Северного Кавказа, часть потом иммигрировала в Придунавье. В общем, жили во многих местах, только не в Монголии, и не около Монголии. И монголов, я так думаю, знать не знали. Пока не столкнулись с ними в начале тринадцатого века. После того, как в 1223 году монголы наваляли русским князьям на Калке. Отметив победу, монголы расслабились и пошли назад в свои степи. Пошли через Волжскою Булгарию, Решив по пути, захватить её, Но, получили по полной программе от этих самых булгар.
Вот и выходит, что наши татары никакого отношения к тем татарам не имеют. И странно, что вообще это надо кому-то доказывать.
Вы спросите, а зачем ты тогда об этом пишешь? Не знаю, просто на днях прочитал статью одного татарского «историка» об истории принятия татарами, подчёркиваю, нынешними татарами, ислама. Так вот он на полном серьёзе пишет: татары обратились к исламу в середине тринадцатого века, при хане Берке. А в начале четырнадцатого века ислам стал официальной религией татар. И этот «историк» не один. При желании можете поискать в интернете.
И ничего, что Берке был внуком Чингисхана? То есть, чистокровным монголом. По крайней мере, согласно официальной истории.
И ничего, что булгары приняли ислам за триста лет до этого, в десятом веке? То есть, предки нынешних казанских татар. Вопрос: нафига им через четыреста лет перепринимать ислам?
Сейчас многие народы приписывают себе великое прошлое. Русские, кстати, тоже.
Но, у нынешних татар примазаться к Чингисхану, и его потомкам как-то очень слабо получается. Даю другой вариант возвеличивания. По некоторым сведениям булгары состояли в каком-то родстве с гуннами.
Вот, пожалуйста, можно на эту тему пофантазировать. Чем Атилла хуже Чингисхана?
Есть и немножко другая версия, монголы все завоеванные народы называли татарами. Это примерно как русские,» Не русский, значит, татарин. Если он на востоке живёт. А если на западе, то немец».
Так вот, монголы, тех, кого завоевывали, забривали в солдаты. Войско получалось смешанным, монголы плюс остальные прочие, то есть, татары.
Отсюда следует, что татарами могли быть и китайцы и индийцы и персы, и народы Кавказа и Средней Азии, и русские, и, конечно же, волжские булгары. И ещё многие, многие народы.
Монголо-татарская тема вызывает множество вопросов. Почитайте, так называемых, альтернативных историков. Но, я задам лишь несколько, попутных вопросов.
Согласно официальной истории, действительно, монголы в тринадцатом –четырнадцатом веках приняли ислам. Инициатором этого дела был хан Берке, брат Батыя, внук Чингисхана. То есть, монгол.
Да, среди монголов были и язычники, и христиане. Но, основная масса это мусульмане.
Есть, опять же, версия, что в пятнадцатом веке монголы стали активно проводить на Руси исламизацию населения. Населению это шибко не понравилось, в результате чего иго наконец-то было скинуто. А до этого ничего, терпели.
Теперь, собственно, и сам вопрос. Какая религия преобладает в современной Монголии? Отвечаю, 90% буддисты –ламаисты, 10 % все остальные, христиане, мусульмане, шаманисты и т.д.
А куда делась вера предков, товарищи монголы? Кто и когда вас так круто «перекрестил»?
И ещё, на каком языке говорили «монголы»? Русский язык, как нам говорят, со времён ига пополнился множеством «монголо-тарских» слов. И все они тюрского происхождения. Не одного монгольского.
Так чьи же предки ходили «к последнему морю» «зипуна добывать»? А?
«Татары», «тюрки», «монголы» – слова разные, но тесно связанные
Одни из НИХ пришли пораньше и сильно смешались с кавказцами, иранцами Средней Азии, сибиряками и сарматами-европейцами. Вторые подольше оставались на родине. В итоге немного различаются по языку и внешности. Третьи вообще относятся к иной группе алтайской языковой семьи, но один их род в 12-13 вв. возглавляет представителей всех трех…
Каганаты, ханства, орды, улусы, тумены, юрты, курени – кто принес все эти понятия в русский язык? И каким образом? Опишем долгую историю кратко.
Тюрки – целый мир народов в Евразии
Первое упоминание этой этнической группы сразу же касается самоназвания – «тюрюк». Начиная с 3 века, в Тибете этих соседей звали похоже: «дурга» (от схожих вариантов этнонима: «дуруг» или «дуруга»). В Северном Китае – «туйю», в более южных его провинциях – «туо-куо». А в Сасанидской империи «тюрюк» вообще слился с древним «тура» (историческое обозначение ираноязычного кочевника). Греки называли ИХ «тоуркос». Вот как между Византией и Персией возникли турки и их страна Турция (подобным образом окрестили сначала державу Сельджукидов, а затем и Османидов). Впрочем, анатолийская империя Средневековья имеет столько же прав зваться еще и «татарской». Ранние огузы (предки турков, туркмен и большинства современных азербайджанцев) — смесь обеих тюркских «волн».
Итак, вернемся к началу. Кто такие эти «тюрюки»? Оказывается, у многих народов алтайской языковой семьи упомянутая идиома с 5 века переводится как «крепкие». А еще их звали «теле». Сравните более поздние этнонимы: ТУРКи, ТУРКмены, ТЮРКюты, ТЮРГеши и ТУРКоманы… Получается, это первоначально «титул» некоего племенного союза, а не имя отдельного народа. Кто мог получить в кочевой среде такое прозвище? Скорее всего, те альянсы степных кланов, которые сохранили свою численность и внешнеполитическую сплоченность. То бишь кочевья, чьи курени не растрачивали военные силы (да и просто людские ресурсы) на утомительные китайские, европейские и сибирские походы 3-5 веков. Такие всадники с семьями проживали в надежно изолированных степях… Алтая. Часть их и сегодня там обитает – телесы, телеуты, тубалары и крохотное общество кумандинцев. Ближайшие их родственники (по гаплогруппе R1a) – киргизы, казахские, узбекские и китайские уйгуры, а также хакасы. И тувинцы (сибирские киргизы). Откуда ген? От тохаров – индоевропейцев, раньше всех отколовшихся от своего далекого прикаспийского «гнезда» (в 4 тыс. до н.э.).
Вот в чем «кровное» отличие классических (азиатских) тюрков от «татаров» – тюрков, получивших названный ген уже в результате смешения с европейскими кочевниками в 4-6 веках. А заодно часть их слов и черт…
Кто на самом деле татары? Полукровки…
«Татары» – термин, известный лишь с 6 века. Он на 100 лет моложе авто- или экзоэтнонима «тюрюк», рассмотренного в главе выше. «Татары» – результат почти 200-летнего слияния сарматского (аланского) понятия «тарх ар» («предводитель чистокровных»). С европейским гидронимом Тартар (взятого еще из древнегреческих мифов – к слову, река Тартар все еще есть на Кавказе). Если в Европе Западной (христианской) Атилла 4 века и Боян 6 века стали символом «Врат Ада» (или «Гогом и Магогом»), то в Европе Восточной (варварской) первые (самые могущественные) гунно-сарматские роды были символом храбрости и государственного порядка. Честным миром военной демократии. Тархары возглавляли сначала политические, а затем уже этнические объединения 4-6 веков. Речь о людских массах, родом из которых вышли булгары, чуваши, хазарейцы и прочие наследники Сувара (к примеру, славяне-северяне и славяне-болгары, а также балкарцы и карачаи). Все они гордо называли себя «тархарами». Даже в ордынские времена слово «тарх» обозначало в городах Поволжья представителя знати (правда, уже мусульманской). Но понятие «адских» (на европейский манер) «татаров» всплывает ровно через 700 лет – в труде того самого Плано Карпини. А на 9 известных европейских картах окажется еще и загадочная Тартария.
Странная. Почему? В этой земле лица у каганов европеоидные. Факт вполне объясним – посмотрите на балкарца, карачая, крымчака, татарина, чуваша. Монголоидность вернули себе лишь башкиры, смешавшись со второй тюркской волной еще в предордынские времена. Но и то не все! Часть башкиров ушла с «западным» потоком в Венгрию и влилась в европеоидов.
Кроме того в язык тюрков, получивших имя «татаров» («тархаров» или даже «тартаров») проникло множество индоевропейских лексем. Само слово «тарх» смахивает на АРХонт («человек-начало» у эллинов). Слово «АРХаика» обозначало у греков старину (может, «первородность»?). Небезынтересно, что понятие «отара» («стадо») происходит от диалектного понятия хоперских, запорожских и донских казаков «АТАра». Тюркский термин utara (собственно, «стадо») мог просто слиться за столетия ассимиляции гуннов с сарматами. В указанное слово… Также как и тюркский «монгул» с бактрийским и согдийским (арийским) «магалом» в идиому «могол» (была когда-то и империя Великих Моголов — правда, немного позже Монгольской империи)… «Магал/махал» — широкое выражение, несущее в Азии несколько значений: «величественный по размеру», «великий по деяниям», «грандиозный по могуществу», доминант. В этом плане наиболее показательна арийская лексическая конструкция Тадж Махал (буквально «Правоверных Величие»). Красиво же?
В честь кого назвали альянс Чингисхана?
Почему историкам так трудно было разделить когда-то термин «татаро-монголы»? Потому что как и «титул» первой тюркской волны 4-6 веков («татары»), «монгол» – прозвище уже «мертвого» (или полностью ассимилировавшегося в соседях) народа. Мало того, он вообще не имел связи с этносами сегодняшней монгольской группы. Просто эта самая группа «сперла» его этноним (также непонятного авторства)… Во всем виноват человек из предков халха. Это Тимуджин (он же — Чингис Хаан).
По версии путешественника Плано Карпини, посетившего Великую Степь в период начала Орды, жил-был особый вид татар. Проживал он по всему течению реки Монгул. Водоем, видимо, дислоцировался уже на границе с Сибирью – об этом говорят карты тех времен. Китайские «грамоты» тоже это подтверждают. Монгулы, скорее всего, были первыми «сибирскими татарами» — потомками гуннов, ассимилировавших некоторые сибирские (аборигенные) народы алтайской языковой семьи. Среди родичей будущего Чингисхана они единственный известный племенной союз «татарского корня». Поэтому и в романах присутствует постоянно это имя, «татары».
Так вот. Границы расселения «многочисленных племен «страны Монгут» (по китайскому трактату 1221 года «Мэн-да бэй-лу» – «Полное описание татар») сходились здесь с кочевьями иноязычных народов, которые ныне зовут себя «халха». То есть тех людей, что населяют современное государство Монголия, родственное по языку племенам Внутренней Монголии и Ордоса в Китае, ойратам-калмыкам и бурятам России, а также даурам, проживающим сразу в РФ, КНР и МНР). Вот из какой племенной среды вышла «ипостась бога Чингиса». Часть его сородичей занимала горы и предгорья с хвойными лесами, тесно соседствуя во Внутренней Монголии еще и с маньчжурами. Будучи выбранным (на Курултае в Каракоруме) ханом одной из группировок этой народности, Тимуджин завоевал и все остальные родственные племена. А еще он поклялся истребить чуждое по языку татарское семя «непобедимых» – тот самый народ Монгу. Будто бы убивший его отца. Предыдущего хана. Из-за чего Тимуджину пришлось туго — он и в рабстве побывал, и скитался…
Да! Кагану Чингису удалось сдержать клятву. С тех пор у других европейских хронистов 13-14 веков бытует красивая легенда. Будто бы объединенные под бунчуком Тимуджина воины (в первую очередь его собственный «сборный» курень) присвоили себе имя самого могущественного из врагов. А им-то как раз и были, как вы поняли, племена Монгута (реки Монгул). Ведь на момент возмужания будущего Чингисхана они были самыми сплоченными. Занимали всю сибирскую часть изначальной империи амбициозного «наместника Тэнгри» (существующей в первые годы его правления). С присоединением соседних кочевий (в том числе маньчжурских) слово «монгулы» переходило и на остальных. У первых тюрков оно значило «непобедимые». Может, это калька с того самого «магал» («махал») – «величественный» (и по силе, и по размеру). Вы знаете — термин широкий…
Упомянутая часть людей монгольской языковой группы ушла покорять Европу, Кавказ и Переднюю Азию. У русских в те времена не было буквы «о» или «у». Была литера, обозначающая фонему «оу». Вот почему «монгулы» со временем превратились в более поздней литературе в «монголов». И первый, и второй вариант – по сути, остатки «монгоулов». А так как первыми в этих регионах под знамена «монгулов» встали именно побежденные «татарские» каганы (Великая Булгария и мелкие ханства Северного Кавказа), а непокоренные башкиры были признаны полноправными союзниками, то термин «монголо-татары» весьма уместен. Особенно, если учесть, что от «монгулов» в Европе действовала лишь «верхушка» – Чингизиды и самые преданные их соотечественники. Прочие же остались примитивными скотоводами. Ими они являются и поныне. Разумеется, языком общения в Улусе Джучи остался татарский – трудно представить другой после 900-летнего его распространения в степной части Восточной и предкарпатской Европы, а также на ровном фрагменте Кавказа! А что до рыжего цвета волос у Чингисхана, то ответ прост. Его род мог попасть к племенам, которые сегодня правильно называть «халха», откуда угодно — в том числе и из среды «татар».
«Тюрки», «татары» и «монголы» совершенно разные по семантике слова. А ведь как крепко связаны исторически! Разделить их «строго» очень трудно.
Рафаэль Хакимов: «Почему монголов называли татарами?»
Татары в учебниках и художественной литературе читают о татаро-монгольском иге и спрашивают друг у друга: а где среди нас монголы? В чем проявилось их влияние: в культуре, генофонде, антропологии, языке? Вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов в своей очередной статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», пытается разобраться в этом вопросе.
|
«Трудно себе представить возникновение Российской Империи без такого важного этапа, как получение навыков в рамках великой государственности под названием Золотая Орда» |
ТАТАРЫ VS МОНГОЛЫ
Всегда рабыня, но с родиной царей на смуглой груди
И с государственной печатью взамен серьги у уха.
То девушка с мечом, не знавшая зачатья,
То повитуха — мятежей старуха.
Ты поворачиваешь страницы книги той,
Где почерк был нажим руки морей.
Чернилами сверкали ночью люди,
Расстрел царей был гневным знаком восклицанья,
Победа войск служила запятой,
А полем — многоточия, чье бешенство не робко,
Народный гнев воочию
И трещины столетий — скобкой.
Велимир Хлебников. Азия. 1921
Нет никакого влияния ни на татар, ни на русских. Если речь идет о татарском влиянии на русских, то легко перечислить русские имена татарского происхождения, легко выстроить сотни заимствований в языке, причем в таких ключевых сферах, как финансы, хозяйство, торговля. Невозможно отрицать нашествия, невозможно отрицать такой важнейший период в русской истории, как время правления ханов Золотой Орды. Можно этот период назвать «игом» или протекторатом над русскими княжествами, но существование такого периода трудно отрицать, к тому же не все там было так уж плохо, как описывают порой историки. Во всяком случае, трудно себе представить возникновение Российской империи без такого важного этапа, как получение навыков в рамках великой государственности под названием Золотая Орда. Не было другого способа научиться управлять будущим громадным государством. Орда внесла свою лепту, обучив русских имперским навыкам, одновременно много татар ушло на русскую службу в Московию.
Путаница у историков начинается с распространения современного этнонима на прошлые события, причем в поиске древних корней порой доходят до неандертальцев, пытаясь даже первобытным людям придать этнические признаки. В предыдущей статье мы рассмотрели сложность переноса этнонима «русский» на времена Киевской Руси. Нечто аналогичное происходит и с татарской историей — идет игра с историческими самоназваниями, которые пытаются политизировать. До сих пор спорят о том татары мы или булгары, хотя вначале надо спросить: а кто такие булгары? Окажется, что булгары — это не этноним, а политоним, относящийся к союзу различных племен с различным самоназванием: сувары, буртасы, барсилы, баранджары, огузы и т.д. Возникает вопрос: мы барсилы или буртасы? Вроде бы не огузы. На сувар претендуют чуваши. У барсил взяли в качестве герба их тамгу «белого барса». Пожалуй, и булгары оставили свой след, ведь они были доминирующим племенем, давшим свое имя государству, как варяжское племя русов дало имя русским, а дунайские болгары оставили свое имя ославянившейся Болгарии.
Зададимся вопросом о происхождении самих булгар, что прояснит многие вещи в этнической истории татар. В действительности корни булгар уходят к хунну/гуннам, как и у татар. Одни корни, один язык, одна история. В традиции тюрков, начиная с хунну, живших на севере нынешнего Китая, было деление иерархии племенных вождей на «правых» (западных) и «левых» (восточных). В результате войны 155 года с сяньбийцами одна часть ганьсуйских тюрков ушла в горы Алтая и к Иртышу, другая в 158 году ушла на территорию между Волгой и Уралом. Их стали называть гуннами. Они спровоцировали Великое переселение народов. «Во второй половине V века, — пишет Лев Гумилев, — хуннский этнос исчез в четырех районах, не похожих друг на друга ни по природным условиям, ни по населению, ни по культуре. Точнее, погибли четыре народа, в которых хунны присутствовали как необходимый компонент. Акациры смешались с сарагурами и породили древних болгар, ганьсуйские хунны вошли в состав орды тюркютов Ашина; чуйские племена поддерживали величие западно-тюркютского каганата и выделили из своей среды героическое племя тюрков-шато, в Х веке вновь овладевшее Китаем. Наконец, хунны, оставшиеся в Ордосе, Шэньси и Шаньси, смешались с табгачами и разделили судьбу империи Тоба-Вэй». Для нас существенно отметить два крыла: западное — болгары и восточное — ганьсуйские тюрко-татары. Ганьсу (сегодня провинция Китая) граничит с Синьцзяном, Монголией, Внутренней Монголией и Тибетом.
|
«Если реально было не татарское, а именно монгольское нашествие, то спрашивается, куда же делись эти самые монголы, ведь их полчища не просто прошли огнем и мечом, но и долгие столетия оставались на нашей земле?» |
Относительно самого раннего периода писаной истории не всегда возможно определенно говорить об этнической принадлежности племен, но совершенно очевидно, что сложилось две политические доминанты: Татары и Монголы. Азиатские легенды гласят, что в седьмом колене от Тюрка родились два близнеца: Татар и Монгол, которым отец их Или-хан разделил «Тюркистан»: первому дал восточную половину, а второму западную. Это можно считать вымыслом, сказкой, но такое деление настойчиво повторяют летописцы. Выдающийся историк Н.Я. Бичурин, профессор Казанского императорского университета, замечает: «Персидский историк Хондемир, почитая Тюрка главою двух Домов — Татар и Монгол, господствовавших в Монголии, называет Монголию Тюркистаном. Тюркский историк Абюль-кази-хан хотя производит монголов от Тюрка, но нынешние тюркские племена, т.е. говорящие татарским языком, почитает не одного племени с монголами». Такое деление на Татар и Монгол повторяется также в китайских хрониках. В источниках не столько говорится об этносах, сколько об истории конкретного Дома или племени, или даже правлении конкретного вождя, кагана, хана и т.д. Бичурин, опираясь на многочисленные китайские источники, пишет: «Уже в начале третьего столетия, когда Хунны сильно потрясли Срединное царство, китайцы узнали, что монголы незадолго пред тем временем находились под верховною властью двух единоплеменных Домов, хунну и Дун-ху. Хунну, по азиатским историкам Дом Могул-хана, царствовал в западной половине Монголии: орда его стояла под Хангаем (близ Орхона); владения его простирались от Калгана к северу за Байкал, к западу до Тарбагатайских гор. Дун-ху, по азиатским историкам Дом Татар-хана, господствовал в восточной Монголии. Потомки обоих сих Домов взаимно возвышались и упадали, и сим образом в двух линиях попеременно господствовали в Монголии тринадцать столетий». Итак, в источниках речь идет о Доме Могул-хана и Доме Татар-хана, т.е. о династиях, а не этносах и нет прямых указаний на каком языке они говорили. То, что в хуннской державе говорили на тюркском, это бесспорно, поскольку целый ряд племен до сегодняшнего дня сохранили свое самоназвание и тюркский язык. И лучшим подтверждением служит пример с булгарами, чье тюркское происхождение не подвергается сомнению. В любом случае можно утверждать, что среди хуннских племен было распространено татаро-монгольское двуязычие.
Для нас существенно отметить наличие двух самостоятельных историй монголов. «С падением Дома Кидань пресеклась первая монгольская династия Хунну, продолжавшаяся в родовых поколениях с 1894 года до Р.Х. до 1115 года по Р.Х., — пишет Бичурин. — Место его, после краткого промежутка (31 года) заступил Дом Монгол, доныне продолжающийся в поколениях монгольских князей». Если первую историю монгол трудно отделить от татарской истории, более того ее чаще называют просто татарской, то вторая половина связана с историей халха-монгол и для нас не представляет особого интереса. Важно также отметить, что ганьсуйские татары оказали серьезное влияние на исторические события в Уйгурском каганате, Восточном Туркестане и Монголии, но со временем центр исторических событий переместится на территорию Алтая, где они слились с другими татарами.
Различные татарские племена активно участвовали в образовании Тюркского каганата, в частности, поддерживали дипломатические отношения с Китаем благодаря близости Ганьсу к китайской границе. Летописи неоднократно упоминают «отуз-татар», «токуз-татар». В Терхинской надписи сообщается, что «когда писались эти письмена — о мой хан! — то присутствовали именитые моего Небесного хана, восьмиплеменные татары, семнадцать аз’ских буюруков, сенгуны и тысячный отряд из (народа) тонгра, уйгурский народ вместе с моими тегинами». Истеми-каган в 557/558 гг. раздвинул границы Тюркского Эля до берегов Волги, так что нынешняя территория Татарстана стала частью каганата.
|
«» |
У современных историков постоянно фигурируют монголы, которые завоевали Волжско-Камскую Болгарию и русские земли. Любопытно, что источники настойчиво говорят о татарах, а наши ученые и публицисты их столь же настойчиво называют монголами. Такое переписывание «татар» на «монгол», видимо, нужно для того, чтобы отделить историю татаро-монгольских завоеваний от современных татар, «пощадить» самолюбие татар, свалив всю вину на монголов. Современные татары, конечно же, не средневековые татарские племена, но это вовсе не значит, что они не имеют никакого отношения к ним. Нет нужды одну ложь прикрывать другой ложью.
Если реально было не татарское, а именно монгольское нашествие, то спрашивается, куда же делись эти самые монголы, ведь их полчища не просто прошли огнем и мечом, но и долгие столетия оставались на нашей земле? Где же следы их пребывания? Почему ДНК-анализ Y хромосомы не выявляет среди татарского населения монгольской гаплогруппы. Как же так, ни один монгольский воин не взял себе в жены ни татарской, ни русской, ни финно-угорской девушки? Кто в это поверит? Они что давали обет безбрачия? Только у ханов жен было десятками (минимум четыре) и наложниц сотнями.
КАК НАЗЫВАЛИ ВСЕХ ТЮРКОВ И МОНГОЛОВ?
«Слава богу, что на вранье нет пошлин! Ведь куда бы какое всем было разорение».
Денис Иванович Фонвизин
«Дикие» татары жили в лесах ближе к Байкалу и занимались охотой. У них не было хана, а потому для китайцев они были не «спелыми», «сырыми», мы бы по-татарски сказали: «чип-чи». Кстати, Чингизхан по материнской линии происходит от хори-туматов, одной из бурятских ветвей, а буряты в Средние века считались частью «диких татар», хотя не совсем ясно на каком языке говорили. Не случайно Рашид ад-дин, один из наиболее осведомленных летописцев, пишет: «В древности монголы были (лишь) одним из племен из всей совокупности тюркских степных племен».
Татарские племена размножались и делились, приобретая новые самоназвания, с которыми и остались в памяти. Порой их называли обобщенно «Татар», но временами упоминались только племенные названия. Так, например, Рашид ад-дин особо выделяет шесть татарских государств: «Татарских племен, что известны и славны и каждое в отдельности имеет войско и своего государя, — шесть, идущих в таком порядке: татары-тутукулйут, татары-алчи, татары-чаган, татары-куин, татары-терат, татары-баркуй. Племя тутукулйут — самое уважаемое из татарских племен». Отметим одну деталь в тексте знаменитого летописца, которая существенна для понимания средневековой ментальности. «Есть такой обычай, — продолжает Рашид ад-дин, — что всякий человек, который происходит из этого племени, если он будет мужчина, его называют — тутукулитай, если же он будет женского пола, то называется — тутукуличин. Происходящие из племени алчи-татар называются алчитай и алчин; из — племени куин-татар, — куитай и куинчин, из племени терат — терати и тераучин». Следовательно, в летописях может встречаться только самоназвание самого племени или же может указываться и тот племенной союз, из которого он вышел. Если в летописях ничего не говорится о татарах, то это не значит, что их не было, в то же время, если речь идет о Татарах вообще, то туда могут включать не только родственные тюркские, но и зависимые (например, монгольские) племена. Игнорирование этого обстоятельства приводит к путанице в толковании исторических событий. Важно отличать также самоназвание народов и племен от имени правящей династии, что может внести путаницу в используемые этнонимы. Именно вследствие такой путаницы самоназвание племени Чингизхана было перенесено на всю империю, а затем стало использоваться в качестве этнонима, выходящего за рамки собственно халха-монголов.
Возвышение Чингизхана привело к росту авторитета его конкретного племени «монгол», что стало названием династии, а не этническим признаком. Плано Карпини, побывавший в 1246 г. в Монголии, пишет в своем отчете: «Начинается история Монголов, именуемых нами Татарами». Здесь нет никакой ошибки, он хорошо знал правителей империи. Для него существовала династия Монголов, правившая многочисленными татарскими племенами. Появление Монгольской империи связано с возвышением именно конкретного племени Чингизхана. Не случайно в Золотой Орде нередко фигурировал термин «Дом Бату», под которым имелись в виду многочисленные джучиды с женами. Теперь становится понятной, почему все летописи — китайские, арабские, европейские — упорно Монгольскую империю называют Татарией, а народ татарами и почему татарский, а не монгольский язык в Средние века выполнял функцию лингва франка.
Я переплыл залив Судака.
Я сел на дикого коня.
Я воскликнул:
России нет, не стало больше,
Ее раздел рассек, как Польшу.
И люди ужаснулись.
Я сказал, что сердце современного
русского висит, как нетопырь.
И люди раскаялись.
Я сказал:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Я сказал:
Долой Габсбургов! Узду
Гогенцоллернам!
Я писал орлиным пером. Шелковое,
золотое, оно вилось вокруг
крупного стержня
Я ходил по берегу прекрасного озера,
в лаптях и голубой
рубашке. Я был сам прекрасен.
Я имел старый медный кистень
с круглыми шишаками.
Я имел свирель из двух тростин и рожка
отпиленного.
Я был снят с черепом в руке.
Я в Петровске видел морских змей.
Я на Урале перенес воду из Каспия
в моря Карские.
Я сказал:
Вечен снег высокого Казбека, но мне
милей свежая
парча осеннего Урала.
На Гребенских горах я находил зубы ската
и серебряные
раковины вышиной с колесо фараоновой
колесницы.
Продолжение следует.