Татуировки на руси у славян чем били
Какие татуировки носили славяне тысячу лет назад
В X веке арабский путешественник описывал славян, как людей, имеющих замысловатые татуировки. Нательными рисунками были покрыты все их руки — от кончиков пальцев до шеи.
На свои тела славяне наносили изображения различных животных и богов. Нередко можно было встретить и руны, пришедшие от скифов.
Фактрум расскажет, какими узорами украшали свои тела наши предки.
Женщины из Боснии и Герцеговины с языческими татуировками
Доказательства татуировок у славян
В 921–922 годах в страну русов прибыл путешественник из Багдада — дипломат Ибн-Фадлан. Во время своего путешествия он посетил несколько поселений русов, живших у берегов Волги. Именно там он увидел татуированных местных жителей. По словам дипломата, все руки мужчин, начиная от ногтей и до шеи, были покрыты изображениями.
Также одним из доказательств существования татуировок у славян можно считать найденную на Алтае мумию девушки. «Алтайская принцесса Укока», как назвали её исследователи, имела на своём теле множество татуировок животных и различных символов. Кроме того, известно, что народы, населяющие север России, — чукчи, манси, коряки делали татуировки для защиты себя от злых духов ещё в древние времена. Украшали себя татуировками и южные славяне, жившие на Балканах. Татуировки делали молодым девушкам в знак их принадлежности племени, а когда её выдавали замуж, то к старым тату прибавлялись новые. В некоторых местах эта традиция сохранилась до сих пор.
Какими были языческие татуировки древних славян
Среди татуировок древних славян преобладали различные языческие символы, изображения животных и деревьев. Однако последние встречались наиболее часто, и связано это с тем, что деревья символизировали и время, и пространство, и им активно поклонялись.
Среди знаков на руках русов, которые увидел Ибн-Фадлан, наверняка встречались и руны. Языческие татуировки были связаны с ними напрямую, каждая руна несла свой особый смысл. Например, свастику или коловрат накалывали, чтобы привлечь радость и богатство. Большое значение татуировки имели для женщин, часто они наносили на свои предплечья и ладони руны «берегиня», «радуга» и «даждьбог». Делалось это для привлечения семейного счастья и большей плодовитости.
Среди древних татуировок можно было встретить и изображения животных. Славяне верили, что если, например, набить на своей коже волка, то можно стать храбрым воином. У восточных славян были популярны изображения дракона, но, поскольку змий считался злым, то его обязательно изображали пронзённым копьём. Можно было встретить и изображения филина, дарующего мудрость.
Кто и как делал татуировки славянам
Поскольку татуировки на Руси были не только красивой картинкой, но и мощным оберегом от напастей, их нанесением занимались волхвы. Нередко во время работы над тату они впадали в ведический транс и шептали наговоры. Делались татуировки на капище перед идолами богов, призванных наполнить татуировку своей силой. При этом нанести татуировку кому попало не могли, мужчинам их делали лишь после 33 лет. Нанесение рисунка на тело было своеобразным испытанием мужчины на зрелость и терпение, ведь вытерпеть боль в течение нескольких часов, а то и дней мог не каждый. Девушкам же тату могли сделать в любом возрасте, чем раньше, тем лучше. Ведь замуж в давние времена выдавали рано, а языческие татуировки должны были защитить невесту и сделать её способной иметь много детей.
Для нанесения татуировки у славян существовали специальные инструменты, сделанные из костей животных или палочек священных деревьев. В качестве красителей волхвы-татуировщики использовали натуральный продукт — древесную золу, которая вбивалась под кожу.
После крещения Руси языческие татуировки у славян оказались под запретом, а имевших их подвергали общественному порицанию.
История славянской татуировки
Исходя из известного тяготения славян оставаться в плену мифологических мировоззренческих установок, гипотетически можно утверждать, что история происхождения обычая татуирования у прародителей русских уходит в далекое прошлое.
Не только дракон занимал сознание, мысли и умы славян, но и лев. Не случайно изображение этого экзотического для России животного мы встречаем в сюжетах лубочных сказок, украшениях одежды и даже на предметах обихода.
Славяне-язычники глубоко верили в духов, колдунов, домовых, леших, банных и тому подобных фантастических существ, которые, по их представлениям, жили по соседству с ними. Одних они любили, других боялись. И все это, естественно, находило и продолжает находить свое отражение в их творчестве.
Предметно-образные символы реальных и нереальных существ, животных и птиц, которых древние славяне использовали в своем фольклоре, изобразительно-художественном и декоративном творчестве, стали излюбленными персонажами (героями) сюжетно-композиционных решений накожной живописи у современных россиян. Это драконы, львы, русалки и вампиры, леший, Баба-Яга и им подобные существа.
С распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, ибо рассматривался церковью как составная часть языческих обрядов. Такое объяснение мы находим в Евангелии от Марка, где сказано: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена». Но нельзя утверждать, что религия, запрещая татуирование как языческий обряд, полностью его отрицала. В «Откровении» святого Иоанна, в главе 19, сказано так о новом пришествии Бога: «На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих». Возможно, запрещение татуирования было вызвано стремлением христианских священников оградить народ от всякого рода лжепророков, каждый из которых уже тогда говорил о конце света и называл себя новым Мессией.
В то же время, когда татуировка способствовала пропаганде религиозного культа, конкретного вероисповедания, церковь ее всячески приветствовала. Например, в Боснии среди католического крестьянского населения редко можно было найти женщину или девушку без татуировки, изображающей крест на лбу, на груди и на верхней части предплечья. Таким способом защитники католической веры препятствовали переходу католиков в другую веру, в частности в ислам.
Фанатики той или иной веры нередко использовали татуировку для нанесения на свои тела знаков принадлежности к определенной религии как символов веры и пропаганды ее среди населения. При этом, кроме символов веры, несомненно, изображали любовные, семейные и иные сюжеты, свидетельствующие о характере их владельца.
У различных народов издавна практиковался обычай татуирования и нанесения различными красителями знаков на лице с целью увековечения паломничества к святым местам. Например, начиная с XV в. появляются отчеты паломников о совершенных странствиях в Иерусалим. В частности, немец А. Баппенхейм свидетельствует, что во время своего посещения Яффы в 1563 г. он увековечил на бедре знак креста. Другой паломник, Слисанки, в 1662 г. писал, что велел в Вифлееме выколоть себе на плече изображение святого гроба и знак пяти святых крестов, а также гору Каварию и Сион. Сделал он это еще и потому, что существовало поверье: если во время путешествия по морю корабль захватят турки, то, увидев татуировку паломников, отпустят. Этот обычай просуществовал до конца XIX в., что подтверждается ссылкой биографов на Георга V (1865-1936 гг.), короля Англии, который еще в качестве наследника трона в 1881 г., посетив Иерусалим, сделал памятную татуировку на плече в виде вифлеемской звезды. Этот обычай сохранился среди фанатиков веры до настоящего времени.
Нет оснований сомневаться в том, что славяне издревле использовали татуировку для различных обрядово-культовых, социально-общественных, религиозно-мировоззренческих и личных целей.
Славянское население активно использовало татуировку и как метод противостояния приобщению к чуждой для них вере.
Что мы не знали о славянской татуировке
В последнее время в России и на Украине стали очень популярными татуировки с китайскими или японскими иероглифами. Я никогда не понимал этого, так как у нас есть свои славянские символы, которые тоже можно использовать для такого вида творчества! Да, не могу сказать, что славянские символы не используются в тату, но можно и больше! 🙂
Самые распространенные орнаменты в татуировках древних славян
В те времена самыми распространенными символами считались символы плодородия и процветания! Они состояли из ромбов, крестов, спиралей, точек, запятых.
В XI веке с приходом христианства татуировки стали разнообразнее. Появились тату, изображающие кресты, лиственные и цветочные орнаменты, цепочные сплетения цветов, ветвей, листьев, зелени и так далее.
Кстати, среди женщин это также было очень распространенным явлением!
Популярным видом татуировки была тату от кончиков пальцев до самой шеи! При этом изображались деревья, фигуры животных и другие знаки и символы. Такой набор символов был не случайным: дерево — символ времени и пространства. Даже можно вспомнить древнюю загадку: «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда, в гнезде по 7 птенцов» — о годе, 12 месяцах, 4 неделях, 7 днях. Образ дерева присутствовал везде: в заговорах, обрядах. А разнообразные животные играли роль амулетов и оберегов.
Также одним из самых распространенных символов, который часто путают с нацистской свастикой, является славянская свастика, которая по своему значению оочень отличается от первой! Для славян свастика — это непрерывные природные циклы, правильный ход вещей в природе и человеческой жизни. Она также обозначает смену дня и ночи, времен года, рождения и смерти. В нашей свастике глубоко позитивный смысл!
Изображение животных в тату
Самыми распространенными были изображения таких животных.
Волк — зверь Дажьбога. Весьма неоднозначный символ, так как с одной стороны, волк — злой, опасный зверь, который ассоциируется с миром мертвых, а с другой — он считался мудрым и порицательным. Он вызывал страх и уважение.
Медведь — Велесов зверь. Славяне считали его своим основным предком. Он, как мудрый зверь, хозяин и хранитель леса, был в почете у людей.
Лиса — зверь Мокоши, символизировала женское начало, плодородие и судьбу человека. Но с другой стороны — хитрая и изворотливая.
Вепрь — зверь Перуна. Самый страшный зверь, которого боялись даже больше волка и медведя! Его воинственность и неукротомость ассоциировалась с богом покровитилем воинов — Перуном.
Как вы видите, узоров, символов и орнаментов из славянской мифологии существует немало. Выбирая что-нибудь для татуировки, важно понимать, какую сакральную информацию она будет нести. Поэтому перед тем, как идти на такой ответственный шаг, сначала лучше познакомьтесь с предысторией знака!
Славянские татуировки: немного правды
Традиционный уклад наших Предков, культурные и, как сейчас принято говорить, эзотерические основы существования цивилизации славяно-ариев могут нас многому научить. В частности, древние представители Великой Расы умели воспринимать естественные энергетические потоки, они могли при необходимости изменять их, гармонизировать, использовать в собственных целях в соответствии с особенностями личной энергетической структуры. В этом отношении татуировки у славян играли особую роль. Этому вопросу – вопросу славянских татуировок – посвящен данный материал.
Необходимость написания этого текста обусловлена тем, что сегодня в запросах поисковых систем все чаще встречаются следующие сочетания: «татуировки у славян», «татуировки славянских воинов», «рунические татуировки славян». С одной стороны это не может не радовать – люди интересуются своими корнями, пробуждается кровная память. В тоже время на данный момент в интернете нет ни одного материала, который давал бы адекватный ответ на вопрос: использовались ли татуировки славянами, и если да, то для каких целей? Быть может, мне просто не повезло, и все-таки существуют материалы, которые могут дать объективную оценку такому явлению как славянская татуировка. Тем не менее, на данный момент я считаю своим священным долгом поделиться знаниями, которые, вероятно, помогут многим. Помогут осознать, что такое в действительности – татуировка, и зачем наши Предки могли использовать этот процесс целенаправленного искажения собственного тела.
Итак, прежде, чем перейти к вопросу о славянских татуировках, и тем более к рассуждению о татуировках славянских воинов (каковые, разумеется, имели место), необходимо внести некоторую ясность в плане используемых понятий. Татуировка – это не просто «рисунок на коже». Татуировка (любая, даже розовая бабочка где-то в районе причинного места) – это лекало, определенная физическая структура, которая изменяет проходящие через нее энергетические потоки. По этому принципу действуют обереги, гальдраствы, а также руны, карты Таро и прочие гадательные системы (при условии истинности). Иными словами, естественные природные потоки, пронизывающие человека, входя в его тело в районе татуировки, искажаются определенным образом. Каким именно – зависит от татуировки. Но очевидно, что ящерка на лопатке или дракон на плече явно не способствуют укреплению жизненного тонуса, потому что, как минимум, наносятся человеком, не обладающим соответствующей сакральной практикой.
Древние славянские татуировки наносились исключительно волхвами, людьми, которые на протяжении десятилетий изучали, как бы мы сейчас сказали, эзотерику и энергетику. Дело в том, что татуировка у славян (на самом это справедливо в отношении многих древних народов) наносилась не только на тело. Чтобы татуировка, что называется, работала, она должна быть нанесена на все девять тел человека, из которых лишь одно физическое, и лишь одно – внешнее (защитное или тело-аура). Поэтому татуировки, славянские узоры, сакральные образы, наносимые нашими Предками на свои тела, имели особый статус. Процесс нанесения производился чаще всего в капище перед куммирами Богов и Пращуров. Это неспешный, методичный процесс, который сопровождался жреческим трансом. При этом, конечно, использовались только натуральный краски, потому что наши Предки были не настолько невежественны, чтобы отравлять свое тело.
Всем, кто интересуется татуировками славян, нужно уяснить один простой факт – в тату-салоне, даже в самом «крутом», вам не набьют татуировку в полном соответствии с традициями предков. Даже если сама форма татуировки будет выбрано верна, такая татуировка в лучшем случае будет рисунком, в худшем – начнет медленно вас убивать. Славянские татуировки, и уж тем более татуировки славянских воинов наносились лишь в крайнем случае. А теперь самый главный вопрос – для чего?
Славянские татуировки (для мужчин, женщин, воинов – не имеет значения) наносились лишь в том случае, если собственных резервов человека не хватало для выполнения определенной цели. К примеру, волхвы могли наносить на свои тела ритуальные татуировки, которые повышали их восприятие, способствовали обострению необходимых чувств (разумеется, не физических). Фактически грамотно выполненная татуировка со славянской символикой (как это принято называть сейчас) могла замедлить или полностью блокировать процесс старения физического тела. Если речь идет о воинской славянской татуировке, необходимо упомянуть несколько нюансов.
Конечно, варна Витязей также использовала эту уникальную механику – нанесение сакральных изображений на физическое и энергетические тела воина. Но необходимо понимать, что это, вероятнее всего, делалось о безысходности. То есть, к примеру воин-ветеран терял зрение или в результате травмы головы у него снижался уровень энергетического восприятия. В таком случае если целители оказывались бессильны, возникала реальная необходимость нанесения татуировки, которая расширяла определенные энергоканалы, выравнивая общий энергетический фон в теле воина. Ведь разрушение физических органов – всегда следствие разрушения внутренних, энергетических тел. Именно поэтому нет ни одного лекарства, способного полностью исцелить человека. Это логично, ведь лекарства всегда борются со следствием болезни, но не с ее причиной. Но это тема другого материала.
Очевидно, что Витязь никогда не мог набить себе знак «Валькирия». Почему? Потому что у Витязя должна быть своя собственная Валькирия, женщина, способная создать обережный круг для защиты возлюбленного. Это может сделать только женщина, и только любящая. Если у Витязя Валькирии не было, то он, грубо выражаясь, хреновый Витязь и вероятнее всего в ближайшем бою с действительно сильным врагом он бесславно падет. Есть целый ряд нюансов, касающихся татуировок славянских воинов. Хотя дело здесь не в специализации. Существовали славянские татуировки для мужчин, славянские татуировки для воинов, волхвов, женщин, даже для детей. Но речь идет о единичных случаях, а не о поголовном, бездумном (как сейчас) использовании древнейшей из механик по адаптации сущности к изменению окружающих условий. Татуировки у славян встречались в соотношении одна на сто тысяч, если не реже. В целом можно говорить скорее об исключении, чем о правиле.
И еще один момент, который, вероятнее всего, многих расстроит. Татуировки со славянской символикой, как и любые другие татуировки в принципе нельзя, категорически запрещено наносить на тела людей, чей возраст не превышает тридцати трех лет. Дело в том, что именно в этом возрасте завершаются базовые, формирующие процессы в физическом теле и в большинстве энергетических тел представителя Великой Расы. Кстати, это важная оговорка: речь идет о славянских татуировках и их значениях. Для представителей иных рас (в частности – семитских) все вышеизложенные каноны не действуют, у них есть собственные правила, которые в корне отличаются от наших. В этом плане нанесение славянской татуировки на человека со смешанным генотипам может привести к непоправимым последствиям, которые, вероятнее всего, проявят себя через одно-два поколения, возможно – раньше.
Итак, 33 года – минимальный возрастной порог для нанесения татуировки. Наши Предки отлично знали, что если набить татуировку раньше, то даже при соблюдении всех правил она не будет «работать» верно и в итоге принесет больше вреда, чем пользы. Я упоминал о некоторых детских славянских татуировках. Таковые действительно были, но случаи их использования за всю историю существования Великой Расы можно пересчитать по пальцам одной руки. Это больше, чем исключение. Поэтому в рамках данной статьи нет смысла углубляться в этот вопрос.
Это базис, немного правды, которую необходимо знать каждому. Особенно тем, кто неустанно шарит по всевозможным «околославянским» сайтам в поиске ответа на вопросы ряда: «какие татуировки были у славян?», «какие татуировки были у славянских воинов?», «где набить славянскую татуировку?». Данный материал в исчерпывающей, хотя быть может и в несколько категоричной форме отвечает на все подобные вопросы. Традиции Предков необходимо чтить, о них нужно помнить и стремиться познавать все аспекты доступных знаний. Но далеко не все из этих знаний стоит, что называется, применять на практике. Так что если вдруг почувствуете непреодолимое желание набить себе Громовик во всю спину, трижды подумайте.
Кто на Руси делал себе татуировки
Сегодня в России татуировки не менее популярны и распространены, чем в западных странах. Ограничений для татуированных людей с каждым днем все меньше и меньше. Рисунки на теле сегодня почти стали нормой. Но все же они воспринимаются как нечто новомодное, молодежное. Однако на самом деле татуировки в России — вещь очень древняя.
Сибирские традиции
Многие ошибочно считают, что мода на татуировки распространилась по свету благодаря народам Океании, у которых манеру украшать тела рисунками позаимствовали английские моряки в XIX веке. Но еще Дарвин писал, что через татуировки прошел каждый народ. Так это или не так, наверное, точно выяснить не удастся никогда. Но то, что татуировки были известны в Европе и Азии по крайней мере в письменной древности, задолго до британских матросов — неоспоримый факт. Например, первые самые древние татуированные тела относятся к 4 тысячелетию до н.э., и были обнаружены в египетских гробницах.
Однако многие ученые полагают, что практика нанесения на тело татуировок существовала гораздо раньше. Исследователь культуры татуировки Джон Э. Раш считает, что примитивные тату мог наносить себе еще homo erectus еще 2 миллиона лет назад. Однако Раш и сам признает, что это всего лишь гипотеза, которая исходит из допущения о том, что татуировка и скарификация (нанесение на себя шрамов-украшений) появились вместе с первыми зачатками примитивной культуры и религии. Но то, что татуировки практиковались многими народами еще в каменном веке — общепризнанный факт.
Поэтому есть все основания полагать, что очень многие народы, которые в древности жили на территории России, практиковали тату. Сложно найти прямые этому доказательства, так как татуированные тела сохраняются в исключительных случаях. Но все же иногда их обнаруживают. Например, татуировками покрыто тело наделавшей много шума алтайской мумии, прозванной в СМИ «алтайской принцессой Укок». Она была похоронена в V-III веках до н.э.
Но Алтай — далеко не единственное место, где фиксируется древняя традиция тату. На сегодняшний день хорошо изучены ритуалы нанесения рисунков на тело у чукчей, коряков, тунгусов, а также айнов, которые раньше населяли территории современных Камчатки и Хабаровского края. Установить древность традиции тату у чукчей невозможно, так как они почти никогда не контактировали с письменными народами до прихода русских. Но уже в XVIII веке богатая традиция разнообразных защитных татуировок в этом народе считалась очень старой, и медленно теряла популярность. А возраст культуры специфических татуировок айнов — прежде всего, «губы Джокера» у женщин, некоторые культурологи оценивают в 10 тысяч лет. Косвенно это подтверждают находки айнских идолов эпохи неолита, у которых есть этот джокеровский татуаж губ. По мнению культуролога С.Ч. Лима, именно айны, как носители самой древней традиции, очень давно распространили ритуал татуирования среди коряков, тунгусов, и других народов российского Дальнего Востока.
Тату у русичей
Многие исследователи полагают, что татуировки почти всегда сопутствуют языческой вере. Древнегреческие авторы писали о нательных рисунках у германцев и галлов, однако, справедливости ради стоит отметить, что это могли быть и просто временные изображения, а не постоянные татуировки. Языческие идолы народов Европы — германцев, фракийцев, славян, зачастую покрыты вырезанными узорами, очень напоминающими татуировки. Так что мы имеем все основания предполагать, что язычники, которые жили на территории России — балтийские, славянские, финно-угорские племена, могли украшать свои тела тату.
Осуждение татуировок как языческой практики мы встречаем в библейской книге Левита. Средневековые христианские, исламские и иудейские богословы осуждают нанесение долговечных рисунков на тело как языческую практику. Так, например, Ефим Сирин — великий христианский богослов IV века, писал в своем толковании Библии так: «повелевает и постановляет законом, на телах своих не делать едкими составами неизгладимых начертаний, подобно тому, как делают Египтяне, на телах своих начертывая неизгладимые изображения богов своих». Поэтому, если даже в Древней Руси религиозные татуировки у язычников были распространены, нет ничего удивительного в том, что после крещения они исчезли.
Тату в России Нового времени
Каторжники набивали себе наколки самостоятельно. По мнению Малинина и Трапаидзе, В конце XIX в. воровские наколки были распространены среди каторжников Сахалина, криминального мира Санкт-Петербурга и Москвы. Татуировка имела скрытый смысл и указывала на принадлежность к определенной преступной группе или воровской «профессии». Это помогало ее обладателю быстрее установить контакт с «коллегой» по «масти». Наколка стала для уголовника своего рода документом, который невозможно было украсть или потерять. По татуировкам можно было узнать криминальное прошлое ее обладателя, число судимостей, отбытый срок, воровскую «масть», склонности, характер, сексуальную ориентацию, ранг в уголовной иерархии.