Таурат и инджил что это

Тема III. Разъяснение того, что Таурат, Инджил

Тема III. Разъяснение того, что Таурат, Инджил и некоторые другие небесные писания претерпели искажения, тогда как Коран не был искажен

Искажение людьми писания Слова Аллаха

Великий и Могучий Аллах сообщил в Священном Коране о том, что люди писания исказили и изменили ниспосланные им писания.

Говоря об иудеях, Всевышний сказал: «Неужели вы надеетесь, что они поверят вам, если некоторые из них слышали Слово Аллаха и сознательно исказили его после того, как поняли его смысл?» (аль-Бакара, 75); «Среди иудеев есть такие, которые переставляют слова со своих мест» (ан-Ниса, 46).

О христианах же Всевышний сказал: «Мы также взяли завет с тех, которые сказали: «Мы – христиане». Они забыли долю из того, что им напомнили, и тогда Мы возбудили между ними вражду и ненависть до Дня воскресения. Аллах поведает им о том, что они творили. &О люди писания! К вам явился Наш посланник, который разъясняет вам многое из того, что вы скрываете из писания, и воздерживается от многого»(аль-Маида, 14-15).

Эти аяты ясно указывают на то, что иудеи и христиане исказили писания, которые были ниспосланы им от Аллаха. Иногда эти искажения носили характер добавлений, а иногда они представляли собой удаление священных текстов.

О добавлениях, внесенных в предыдущие писания, свидетельствуют слова Всевышнего: «Горе тем, которые пишут писание собственными руками, а затем говорят: «Это – от Аллаха», – чтобы купить за это ничтожную цену. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!» (аль-Бакара, 79).

Об удалении же некоторых частей священных писаний свидетельствуют слова Всевышнего: «О люди писания! К вам явился Наш посланник, который разъясняет вам многое из того, что вы скрываете из писания…» (аль-Маида, 15); «Скажи: «Кто же нис­послал в качестве света и верного руководства для людей Писание, с которым пришел Муса, и которое вы превратили в отдельные листы, показывая не­которые из них и скрывая многие другие?» (аль-Анам, 91).

Источник

Таурат и инджил что это

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Искажения Таурата и Инджиля

Аллах говорит об иудеях:
«Неужели вы надеетесь, что они поверят вам, если некоторые из них(еврейские раввины) слышали Слово Аллаха (Таурат) и сознательно исказили его после того, как поняли его смысл?» (Сура аль-Бакара, 2:75)

Кутада сказал: «Фраза «сознательно исказили его после того, как поняли его смысл» относится к иудеям, которые слышали Слово Аллаха, а затем после того, как поняли значение, они изменили его»

Абу ‘Алия сказал: «Они взяли и изменили смысл ниспосланного Аллахом в своей Книге описание Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)»

Ибн Зайд сказал: «Фраза «они слышали Слово Аллаха (Таурат) и затем изменили его» относится к Таурату (Торе), который Аллах ниспослал им. Они изменили его, сделав разрешенным запрещенное, и запретив разрешенное, подменив правду на ложь и ложь выдав за правду». (Тафсир ибн Касир)

Аллах также сказал:

Фраза «они переставляют слова со своих мест» означает, что они неправильным образом толкуют их и понимают не таким образом, как это значит у Аллаха, и они делали это умышленно и тем самым возводили ложь на Аллаха (Тафсир Ибн Касир)

«За то, что они нарушили завет, Мы прокляли их и ожесточили их сердца. Они искажают слова, меняя их местами, и забыли долю из того, чему их научили. Ты всегда будешь обнаруживать их измену, за исключением некоторых из них. Прости же их и будь великодушен, ведь Аллах любит творящих добро».

Фраза «за то, что они нарушили завет, Мы прокляли их» относится к тому факту, что они нарушили Соглашение, которое было с ними, и Аллах проклял их, то есть Он удержал их от следования Прямому Руководству.
«Мы ожесточили их сердца» означает, что наставление не принесет им пользы, потому что их сердца слишком черствы.

«Они искажают слова, меняя их местами» означает, что они переворачивают слова Аллаха и неправильно интерпретируют Его Книгу, придавая смысл которого нет, и приписывая Аллаху вещи, которые Он никогда не говорил, да убережет нас Аллах от этого.

«Забыли долю того, чему их научили» означает, что они перестали следовать руководству Послания, потому что они не хотели следовать ему. Аль-Хасан сказал: «Они не были привержены своей религии или не выполняли свои обязанности по отношению к Аллаху, без чего ни одно дело не будет принято Им. Их фитра (естество) не была здоровой (или искренней), а дела не были праведными». (Тафсир ибн Касир)

Поэтому становится очевидным, что способы, которым Сыны Израиля вмешались в Таурат и Инджиль были следующими:

1. Изменили содержание

2. Исключали содержание

3. Добавляли вещи и приписывали Аллаху слова, которые Он не говорил

4. Неправильное толковали слова Аллаха

Когда Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был послан, оригинал Таурата и Инджиля уже был изменен и искажен.

Аллах ниспослал Коран Своему Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) и гарантировал что Он Сам сохранит его.
Так в Суре аль-Хиджр Он говорит:

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его». (15:9)

Это отличительная черта, которой не обладало ни одно из Священных Писаний до Корана. Со времен Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и до наших дней (по истечении более чем четырнадцати столетий) Коран остается прежним, и ни единая буква из него не была изменена. И старинные рукописи, и сердца людей, которые из поколения в поколение запоминали весь текст и заслужили звание «хафиз» служат тому доказательством.

Мы просим Аллаха вести нас прямым путем.

Источник

Божественные Книги (Писания) в свете Ислама

Таурат и инджил что это. Смотреть фото Таурат и инджил что это. Смотреть картинку Таурат и инджил что это. Картинка про Таурат и инджил что это. Фото Таурат и инджил что это

Божественные Книги (Писания) в свете Ислама

Подготовлено редакцией сайта «К Исламу»
2013 г.

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

Что такое «откровение» и какие формы откровений существуют

Языковое значение слова «откровение»

Слово «вахьй» в переводе с арабского языка означает «быстрое и незаметное оповещение». В языке оно так же применяется для обозначения таких понятий как «указание», «надпись», «послание», «внушение». Все, посредством чего один человек дает понять что-либо другому, можно обозначить этим словом. И если данное слово используется в указанном смысле, то необязательно чтобы «вахьй» являлось особенностью пророков и исходило от Всевышнего Аллаха.

Обобщая выше приведенное, можно сказать, что в своем языковом значении слово «вахьй» может означать:

Шариатский смысл слова «откровение»

В шариатском смысле слово «вахьй» имеет единственное значение — «Божественное откровение». Это — оповещение Аллахом Своих пророков напрямую или посредством кого или чего-либо о том, что Он желает из шариата или Писания, для того, чтобы те сообщили это остальным творениям.

Какие виды откровений существуют

Пророкам откровения от Аллаха внушались различными способами, ясное разъяснение которых пришло в суре «аш-Шура»: «Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает. Воистину, Он – Возвышенный, Мудрый» (Cура «аш-Шура», 51 аят). Всевышний сообщает, что существуют три формы Его общения с родом людским и откровений.

Первая – это откровение, внушаемое Аллахом в сердце человека таким образом, что тот не испытывает никаких сомнений в том, что это ниспослано от Аллаха. Это подтверждают слова Всевышнего «…иначе, как посредством откровения…». И примером этому может служить хадис, который передается от Абдуллаха ибн Мас’уда о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Святой Дух (Джибриль) вдохнул мне в душу, что никто не умирает, не получив своего удела полностью. Посему страшитесь Аллаха и ищите свой удел достойным образом». Данный хадис передается Ибн Хиббаном в «ас-Сахихе», аль-Хакимом в «аль-Мустадраке», Ибн Маджахом в «ас-Сунане» и другими. Аль-Хаким назвал его достоверным, и с ним в этом согласился имам аз-Захаби («Маварид аз-Заман» (1084, 1085), аль-Хаким «Мустадрак» (2/4), Ибн Маджах «Сунан» (2144), Ибн Абу ад-Дунья в книге «аль-Къанаа», аль-Байхаки в книге «Шуаб аль-Иман», аль-Багави (4112)).

Некоторые ученые относят к этому виду откровения также и сны пророков. Пример этого можно увидеть в сновидении пророка Ибрахима (мир ему), о котором нам рассказал сам Всевышний Аллах: «…он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя» (Cура «ас-Саффат», 102 аят).

К этому виду откровения относятся и видения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые имели место в начальный период его пророчества и о которых повествуется в хадисе от матери правоверных Аиши, да будет доволен ею Аллах, переданном аль-Бухари и Муслимом: «Ниспослание откровений посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, началось с благих сновидений, и во время их видения, они являлись подобно утренней заре» аль-Бухари «Сахих» (3), Муслим «Сахих» (160).

Вторая – это беседа без посредников, но через завесу. Из шариатских текстов известно, что таким способом откровение ниспосылалось только некоторым пророкам и посланникам. В Священном Коране не раз говорится о том, что Всевышний Аллах разговаривал с Мусой: «А с Мусой Аллах вел беседу» (Сура «ан-Ниса», 164 аят); «Когда же Муса пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним» (Сура «аль-А’раф», 143 аят).

Между Всевышним и Адамом (мир ему) тоже был разговор, и об этом свидетельствует сам Аллах: «Адам принял слова от своего Господа» (Сура «аль-Бакъара», 37 аят).

Так же в ночь вознесения Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, на небеса Всевышний Аллах разговаривал с ним, и на это указывает достоверная Сунна. Об этой форме откровения свидетельствуют слова Всевышнего «…или через завесу».

Третья – это когда откровение передается через ангела. О таком способе передачи откровения Всевышний говорит: «Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает». Например, ангел Джибриль приносил откровения от Аллаха пророкам и посланникам.

Весь Коран – как Божественное откровение был ниспослан Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, именно таким образом. Аллах произнес коранические аяты, а ангел Джибриль услышав их от Него, передал Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний засвидетельствоал это, сказав: «Воистину, это – Ниспослание от Господа миров. Верный Дух (Джибриль) сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает» (Сура «аш-Шуара», 192-194 аяты); «Скажи, что Святой Дух (Джибриль) принес его (Коран) от твоего Господа с истиной» (Сура «ан-Нахль», 102 аят).

Откровение нашему Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, передавалось Джибрилем в трех состояниях: либо он являлся к нему в своем исконном облике, в котором был сотворен, и это имело место всего дважды; либо откровение передавалось ему подобно колокольному звону, и по прекращению его ниспослания Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запоминал сказанное ему; либо же Джибриль (мир ему) являлся к нему в человеческом облике и передавал ему откровение из своих уст. Пример этого прекрасно описан в известном хадисе о том, как Джибриль (мир ему) спрашивал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о ступенях веры.

О двух последних формах передачи божественного откровения Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, так же сообщил, отвечая на вопрос аль-Хариса бин Хишама: «О посланник Аллаха! Каким образом к тебе приходит откровение?» Он сказал: «Иногда оно ниспосылается мне подобно колокольному звону, и это для меня самая тяжелая форма. Он (Джибриль – прим. пер.) покидает меня, когда я уже запомнил его. Иногда же ангел предстает передо мной в облике мужчины. Он разговаривает со мной, и я запоминаю то, что он говорит» аль-Бухари «Сахих» (2), Муслим «Сахих» (2333).

Об обязательности веры в Божественные Писания (Книги) и ее обоснование

Что такое Писание (Книга)

Слово «китаб» в арабском языке является отглагольным существительным, которое образовано от глагола «писать». С течением времени данное слово стало использоваться в значении «запись», хотя, в основе своей, оно означает «лист с записью». Всевышний Аллах сказал: «Люди Писания просят тебя, чтобы ты низвел им писание с неба» (Сура «ан-Ниса», 153 аят). Под «писанием» в данном аяте подразумевается «лист с записью».

Под священными же Писаниями понимаются книги и свитки с Божественным Словом, ниспосланным Аллахом в откровении Его посланникам. Эти Писания (Книги) могли быть ниспосланы уже в виде записи, подобно Таурату, или переданы устным путем, как это имело место со всеми остальными Писаниями, которые были записаны только после ниспослания.

Каково предписание веры в Писания (Книги)

Человек обязан верить во все Писания (Книги) Аллаха, которые были ниспосланы Его посланникам. Это является важнейшим столпом веры вообще, а так же одним из самых великих принципов религии, без которого вера человека не может быть действительной. Об этом ясно и однозначно свидетельствуют как Коран, так и Сунна.

Доказательством обязательности веры в Божественные Книги является высказывание Всевышнего: «О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он нис¬послал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (Сура «ан-Ниса», 136 аят).

Всевышний Аллах в этом аяте повелевает Своим рабам, которые уверовали, признать все законоположения, столпы и составные части веры. Он приказал веровать в Аллаха, в Его посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в ниспосланную ему Книгу — Коран, во все предшествовавшие Корану божественные Книги — Таурат, Инджиль, Забур. В завершении аята Аллах предупредил, что неверие во что-нибудь из этого является глубоким заблуждением и уклонением от прямого пути. Все это подразумевает, что вера в Писания Аллаха является одним из столпов веры.

Всевышний Аллах также сказал: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков» (Сура «аль-Бакъара», 177-аят).

Аллах, Велик Он и Могуч, указал, что истинным благочестием обладает лишь тот, кто уверовал в названные Им столпы веры и совершает праведные деяния, о которых говорится в этом аяте. И Аллах назвал «веру в Писание» в числе столпов веры. Хафиз Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал, что под «Писанием» в данном аяте подразумеваются «все небесные Писания, которые были ниспосланы пророкам, и последним из которых является Коран – самое славное из Писаний, оберегающее все предыдущие» Ибн Касир «Тафсир» (1/297).

Для подтверждения важности веры во все Писания, Аллах велел Своим верующим рабам сказать людям Писания следующее: «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся» (Сура «аль-Бакъара», 136 аят).

В этом аяте указание на то, что истинно верующие верят во все, что было ниспослано Аллахом через пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует; и в то, что было ниспослано другим посланникам Господа миров, имена которых перечислены в Коране; и в то, что было ниспослано другим пророкам. В этом аяте также указание на то, что истинно верующие не отвергают никого из посланников Бога и веруют в каждого из них. Аятов с таким значением в Книге Аллаха достаточно много.

Обязательность веры в божественные Книги (Писания) и ее отношение к столпам веры утверждена также и Пречистой Сунной. Об этом ясно говорится в хадисе от Умара ибн-Аль-Хаттаба о том, как Джибриль спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о столпах веры. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, среди прочих столпов веры назвал и веру в Писания.

Из всего выше сказанного вытекает то, что каждый мусульманин обязан верить в Книги (Писания), признавать истинность и правдивость каждого из них и быть убежденным в том, что все божественные Книги (Писания) были ниспосланы Всевышним Аллахом Его посланникам в качестве истины, верного руководства и света. Кто же будет считать их ложью или отрицать хотя бы что-нибудь из них, тот будет неверующим и не будет иметь отношения к Исламу.

Какую пользу приносит человеку вера в Книги (Писания)

Польза, которую приносит человеку вера в божественные Книги очевидна и огромна. Перечислим лишь некоторые, самые важные из ее плодов:

В чем суть веры в божественные Книги (Писания)

Согласно шариатским текстам вера в Писания включает в себя ряд убеждений, необходимых для соблюдения человеком этого важного столпа веры.

Аллах, Велик Он и Могуч, сообщил нам, что Таурат, Инджиль и Коран были ниспосланы Им, а это свидетельствует о том, что Господь произнес их. Эти Божественные Книги (Писания) изошли от Него, и ни от кого, кроме Него. И в этом кроется смысл того, почему в конце этого аята Аллах угрожает тяжкими мучениями всякому, отвергающему Его знамения.

Всевышний Аллах, говоря о Таурате, сообщает: «Мы ниспослали Таурат, в котором содержится верное руководство и свет» (Сура «аль-Маида», 44 аят).

Аят указывает на то, что Аллах ниспослал Таурат, и в нем верное руководство и свет от Него. Еще в одном аяте, в котором рассказывается об иудеях, Всевышний называет Таурат Словом Аллаха: «Неужели вы надеетесь, что они поверят вам, если некоторые из них слышали Слово Аллаха и сознательно исказили его после того, как поняли его смысл?» (Сура «аль-Бакъара», 75-аят).

Имамы тафсира ас-Судди, Ибн Зейд и целая группа муфассиров подчеркнули, что в данном аяте под Словом Аллаха, которое иудеи исказили после того, как поняли его смысл, имеется в виду Таурат.

Об Инджиле же Всевышний Аллах сказал: «Пусть люди Инджиля судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем» (Сура «аль-Маида», 47 аят). В данном аяте подразумеваются повеления и запреты Инджиля, которые тоже являлись словами Аллаха.

О последней Божественной Книге — Священном Коране, Аллах говорит следующее: «Алиф. Лям. Ра. Это – Писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим» (Сура «Худ», 1 аят).

Господь так же сказал Своему Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует: «Воистину, ты получаешь Коран от Мудрого, Знающего» (Сура «ан-Намль», 6 аят); «Скажи, что Святой Дух (Джибриль) принес его (Коран) от твоего Господа» (Сура «ан-Нахль», 102-аят); «Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха» (Сура «ат-Тауба», 6-аят).

И им было приказано внимать Корану, ниспосланному Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Так как Коран — это Слово Аллаха, произнесенное Им в действительности.

Этот аят разъясняет нам, что никто из людей, получивших от Аллаха Книгу, власть и пророчество, не будет приказывать людям поклоняться ему помимо Аллаха или наряду с ним. Причина этого в том, что все Божественные Книги призывают к искреннему поклонению одному лишь Всевышнему Аллаху.

Аллах, разъясняя нам, что все небесные Книги содержали истину и верное руководство, говорит: «Он ниспослал тебе Писание с истиной в подтверждение того, что было до него. Он ниспослал Таурат и Инджиль, которые прежде были руководством для людей» (Сура «Али Имран», 3-4 аяты); «Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание с истиной» (Сура «аль-Бакъара», 213 аят); «Мы ниспослали Таурат, в котором содержится верное руководство и свет» (Cура «аль-Маида», 44 аят); «Мы даровали ему Инджиль, в котором было верное руководство и свет» (Сура «аль-Маида», 46 аят); «В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение» (Сура «аль-Бакъара», 185-аят).

Эти и многие другие аяты Корана являются доказательством тому, что в Книгах Аллаха содержалось верное руководство и свет от Господа миров.

Об Инджиле же Всевышний сказал: «Мы даровали ему Инджиль, в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что прежде было ниспослано в Таурате» (Сура «аль-Маида», 46 аят).

Для каждого мусульманина является обязательным верить в это и быть убежденным в том, что Писания Аллаха лишены каких-либо недостатков и противоречий. И в этом суть важнейшего отличия Божественных Книг от книг, которые написаны творениями, и Слова Аллаха от речей творений. В книгах, написанных творениями, есть недостатки, изъяны и противоречия. По этой причине Всевышний, описывая Коран, сказал: «Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» (Сура «ан-Ниса», 82 аят).

а) Таурат (Тора) — Книга Аллаха, которую он ниспослал пророку Мусе (мир ему). Всевышний сказал: «Погубив первые поколения, Мы даровали Мусе Писание в качестве наглядного наставления для людей» (Сура «аль-Къасас», 43 аят).

Сунна сообщает об этом в длинном хадисе о заступничестве, который передан аль-Бухари и Муслимом со слов Анаса ибн Малика. В нем сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Люди явятся к Ибрахиму, и он скажет: «Я не тот, кто нужен вам». Он назовет грех, совершенный им, и добавит: «Ступайте лучше к Мусе — рабу, которому Аллах даровал Таурат и с которым Он вел беседу» аль-Бухари «Сахих» (7410), Муслим «Сахих» (193).

Таурат был ниспослан Мусе Господом миров записанным на скрижалях. Свидетельство об этом приводится в Коране: «Мы написали для него на скрижалях назидание о всякой вещи и разъяснение всего сущего» (Сура «аль-А’раф», 145 аят).

Лучший из знатоков Корана, имам из числа сподвижников Абдуллах Ибн ‘Аббас в комментарии этого аята сказал: «Речь идет о скрижалях с Тауратом».

Так же существует хадис, переданный со слов Абу Хурейры, в котором рассказывается об имевшем месте споре между Адамом и Мусой, и в котором сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тогда Адам ответил ему: «О Муса, Аллах избрал тебя и почтил тем, что заговорил с тобой, и написал для тебя Таурат Своей Рукой…». Хадис передан обоими имамами через многочисленные цепочки рассказчиков. аль-Бухари «Сахих» (6614), Муслим «Сахих» (2652).

Таурат — это великая Книга Аллаха, ниспосланная Им пророку Мусе для сынов Исраиля, в котором Он подробно разъяснил им их шариат и религиозные предписания. Она являлась руководством для последующих после Мусы пророков из числа народа Исраиля. Всевышний Аллах сказал об этом: «Мы ниспослали Таурат, в котором содержится верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нем» (Сура «аль-Маида», 44 аят).

В Священном Коране также сообщается о том, что иудеи исказили Таурат, но подробно об этом будет рассказано далее, с соизволения Аллаха.

б) Инджиль (Евангелие) – Божественное Писание, которое было ниспослано Всевышним Аллахом пророку Исе, сыну Марьям (мир ему). Всевышний Аллах сказал: «Вслед за ними Мы отправили Ису, сына Марьям, с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таурате. Мы даровали ему Инджиль, в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что прежде было ниспослано в Таурате. Он был верным руководством и назиданием для богобоязненных» (Сура «аль-Маида», 46 аят).

В данном аяте указание на то, что Инджиль был ниспослан в подтверждение истинности Таурата и не противоречил ему.

В тафсире Ибн Касира приводится мнение некоторых ученых Ислама о том, что «Инджиль отличался от Таурата лишь некоторыми предписаниями, относительно которых среди сынов Исраиля возникли разногласия, и поэтому Аллах сообщил, что Мессия сказал им: «…чтобы разрешить вам часть того, что было вам запрещено» (Сура «Али Имран», 50 аят)» Ибн Касир «Тафсир» (2/36).

Аллах, Свят Он и Велик, сообщил в Священном Коране о том, что Таурат и Инджиль были благовестниками пришествия Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует: «…которые последуют за Посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) Пророком, запись о котором они найдут в Таурате и Инджиле» (Сура «аль-А’раф», 157 аят).

Однако и Инджиль, и Таурат в последующем был искажены.

в) Забур (Псалтирь) — Писание, которое Аллах ниспослал пророку Дауду (мир ему). Всевышний сказал: «Дауду же Мы даровали Забур» (Сура «ан-Ниса», 163 аят).

Известный ученый из числа последователей сподвижников Катада в тафсире этого аята сказал: «Нам говорили, что он представлял собой мольбы, которым Аллах научил Дауда, а также восхваления и прославления Великого и Могучего Аллаха, но в нем не было позволений и запретов, обязательных предписаний и ограничений».

г) Свитки Ибрахима и Мусы (Сухуф). В Коране о них упоминается дважды: в суре «ан-Наджм»: «Разве ему не поведали о том, что было в свитках Мусы и Ибрахима, который выполнил повеления Аллаха полностью? Ни одна душа не понесет чужого бремени. Человек получит только то, к чему он стремился» (Сура «ан-Наджм», 36-39 аяты); и в суре «аль-’Аля»: «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз. Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь – лучше и дольше. Воистину, это записано в первых свитках – свитках Ибрахима и Мусы» (Сура «аль-’Аля», 14-19 аяты).

Всевышний Аллах поведал только о некоторых из откровений, которые были ниспосланы пророкам Ибрахиму и Мусе (мир им) и вошли в их свитки. А Аллаху об этом ведомо лучше.

д) Великий Коран — Книга Аллаха, ниспосланная нашему Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, для подверждения истинности предыдущих Писаний и их засвидетельствования. Это — последнее ниспосланное Писание и оно является самым славным и самым совершенным из всех Божественных Книг. Коран отменил все предыдущие Писания и обращен ко всем людям и джиннам. Всевышний Аллах сказал: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно свидетельствовало о них» (Сура «аль-Маида», 48 аят). Это значит, что Коран свидетельствует о предыдущих Писаниях и выносит окончательное постановление относительно них.

Всевышний также сказал: «Скажи: «Чье свидетельство является самым важным?» Скажи: «Аллах – Свидетель между мною и вами. Этот Коран дан мне в откровение, чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет» (Сура «аль-Ан’ам», 19-аят); «Благословен Тот, Кто ниспослал Cвоему рабу Различение (Коран), чтобы он предостерег миры» (Сура «аль-Фуркан», 1-аят).

Священный Коран имеет много названий, наиболее известными среди них являются Коран, Фуркан (Различение), Китаб (Писание), Танзиль (Ниспослание), Зикр (Напоминание).

Каждый правоверный мусульманин обязан уверовать во все сообщения, которые пришли в Коране и достоверной Сунне об этих Книгах, их названиях и причинах по которым были ниспосланы содержащиеся в них откровения. Он обязан принять на веру все, что поведали Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, об этих Писаниях и тех, кто последовал им.

Всевышний Господь также предписал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, судить людей Писания в соответствии с законоположениями Корана: «Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины» (Сура «аль-Маида», 48 аят); «Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах» (Сура «аль-Маида», 49 аят).

Доказательства того, что все предыдущие Писания и свитки были отменены Священным Кораном имеются так же и в Сунне. Например, хадис от Джабира бин Абдуллаха, где повествуется о том, что однажды Умар бин аль-Хаттаб принес Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, листок (с записями), отнятый им у одного из людей Писания. И когда он прочел Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, то, что было написано на нем, Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, охватил гнев и он сказал: «Неужели вы удивляетесь этому?! Клянусь Тем, в Чьей Длани находится моя душа, о, сын аль-Хаттаба, я принес вам светлое и чистое Писание! Не спрашивайте их ни о чем, иначе получится так, что они скажут вам правду, а вы сочтете ее ложью, или солгут вам, а вы поверите этому. Клянусь Тем, в Чьей Длани находится моя душа, если бы Муса был жив, ему бы не оставалось ничего, кроме как последовать за мной». Хадис передали Ахмад, аль-Баззар, аль-Бейхаки и другие. Ахмад «Муснад» (3/387), «Кашф аль-Астар» (134), «Шуаб аль-Иман» (177). Учитывая все версии данного хадиса, ученые пришли к мнению, что его можно называть хорошим.

Все выше сказанное является обобщенным разъяснением того, во что должен верить каждый мусульманин относительно Божественных Книг (Писаний). Далее, с соизволения Всевышнего Аллаха, мы будем вести речь об убеждениях, которые должен иметь каждый мусульманин относительно Священного Корана.

О том, что Таурат, Инджиль и некоторые другие Божественные Книги (Писания) были искажены людьми, тогда как Коран не подвергся этому

О том, что люди Писания исказили Слово Аллаха

Священный Коран свидетельствует о том, что люди Писания подвергли ниспосланные им Книги (Писания) искажению и изменению.
Например, об иудеях Всевышний Аллах говорит следующее: «Неужели вы надеетесь, что они поверят вам, если некоторые из них слышали Слово Аллаха и сознательно исказили его после того, как поняли его смысл?» (Сура «аль-Бакъара», 75 аят); «Среди иудеев есть такие, которые переставляют слова со своих мест» (Сура «ан-Ниса», 46 аят).

А о христианах Он сказал: «Мы также взяли завет с тех, которые сказали: «Мы — христиане». Они забыли часть из того, что им напомнили, и тогда Мы возбудили между ними вражду и ненависть до Дня воскресения. Аллах поведает им о том, что они творили. О люди Писания! К вам явился Наш посланник, который разъясняет вам многое из того, что вы скрываете из Писания, и воздерживается от многого» (Сура «аль-Маида», 14-15 аяты).

В этих аятах ясное указание на то, что иудеи и христиане подвергли Писания, ниспосланные им от Аллаха, искажению. Искажения божественных Книг осуществлялись ими либо в виде добавлений, либо в форме удаления священных текстов.

О том, что в предыдущие Писания были внесены добавления, свидетельствуют слова Аллаха: «Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: «Это – от Аллаха», – чтобы купить за это ничтожную цену. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!» (Сура «аль-Бакъара», 79 аят).

Всевышний также засвидетельствовал об удалении людьми некоторых частей Священных Писаний, сказав: «О люди Писания! К вам явился Наш посланник, который разъясняет вам многое из того, что вы скрываете из Писания…» (Сура «аль-Маида», 15 аят). А также: «Скажи: «Кто же нис¬послал в качестве света и верного руководства для людей Писание, с которым пришел Муса и которое вы превратили в отдельные листы, показывая не¬которые из них и скрывая многие другие?» (Сура «аль-Ан’ам», 91 аят).

Коранические доказательства искажения людьми Писания Таурата и Инджиля

Выше приведенные доводы касались искажения людьми Писания Слова Аллаха и Его Писания в целом. Если же говорить о непосредственном искажении Таурата и Инджиля, то это доказывается и другими, кроме перечисленных аятов, кораническими откровениями.

Так об искажении Таурата Всевышний Аллах говорит следующее: «Скажи: «Кто же ниспослал в качестве света и верного руководства для людей Писание, с которым пришел Муса и которое вы превратили в отдельные листы, показывая некоторые из них и скрывая многие другие? А ведь вас обучили тому, чего не знали ни вы, ни ваши отцы». Скажи: «Аллах». Затем оставь их забавляться собственным празднословием» (Сура «аль-Ан’ам», 91 аят).

В тафсире этого аята сказано: «Вы записываете Писание, которое принес Муса, на отдельных листах для того, чтобы иметь возможность искажать его, вносить в него изменения и скрывать упомянутое в нем описание Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует».

Всевышний Аллах также сказал: «Неужели вы надеетесь, что они поверят вам, если некоторые из них слышали Слово Аллаха и сознательно исказили его после того, как поняли его смысл?» (Сура «аль-Бакъара», 75 аят).

Имам ас-Судди в комментарии этого аята сказал: «Речь идет о Таурате, который они исказили». Имам Ибн Зейд же сказал: «Они искажают Таурат, который был ниспослан им, объявляя запретным то, что было разрешено в нем, и дозволенным – то, что было запрещено в нем; нарекая ложью то, что названо там истиной, а истиной – то, что названо там ложью».

Доводом на то, что Инджиль был искажен являются следующие слова Всевышнего: «Мы также взяли завет с тех, которые сказали: «Мы – христиане». Они забыли долю из того, что им напомнили, и тогда Мы возбудили между ними вражду и ненависть до Дня воскресения. Аллах поведает им о том, что они творили. О люди Писания! К вам явился Наш посланник, который разъясняет вам многое из того, что вы скрываете из Писания, и воздерживается от многого» (Сура «аль-Маида», 14-15 аят).

Некоторые из известных муфассиров Корана в толковании этого аята сказали: «Он разъясняет, что они изменили, исказили, неверно истолковали или измыслили, и умалчивает о многом из того, что они изменили, потому что в разъяснении этого нет пользы» Ибн Касир «Тафсир» (3/63).

Все эти аяты говорят о том, что и Таурат, и Инджиль были искажены и изменены, и по этой причине исламские ученые не разногласят в этом.

О том, что Коран не был искажен и оберегается Аллахом

Священный Коран, в отличие от предыдущих Писаний, которые подверглись искажениям и изменениям, защищен от них. Всевышний Аллах сообщил нам о том, что Он взял эту Великую Книгу под Свою заботу и защиту от искажений: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (Сура «аль-Хиджр», 9 аят).

Имам-муфассир Ибн Джарир ат-Табари в комментарии данного аята сказал: «Аллах сказал, что оберегает Коран от того, чтобы в него добавили то, что к нему не относится, или чтобы из него удалили некоторые из его предписаний, ограничений и повелений» Ибн Джарир «Тафсир» (14/7).

Всевышний Аллах также сообщает в других аятах о совершенстве Корана, о том, что его аяты подробно разъяснены и не причастны ко лжи. Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального» (Сура «Фуссылят», 42 аят); «Алиф. Лям. Ра. Это – Писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим» (Сура «Худ», 1 аят); «Не шевели своим языком, повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить. Нам надлежит собрать его и прочесть» (Сура «аль-Къийама», 16-17 аяты).

Эти аяты наглядно указывают нам, что Всевышний с самого начала ниспослания Корана совершеннейшим образом оберегает его текст и смысл. Даже тогда, когда Аллах заберет его у людей, вознеся его к Себе, коранические откровения будут лишены каких-либо искажений или изменений. Из века в век, на протяжении около полутора тысячалетий в разных странах люди разных возрастов читают его в том исконном виде, в котором Аллах ниспослал его Своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

Исламские ученые смогли увидеть ту удивительную, едва улавливаемую тонкую грань, в которой кроется ответ на вопрос «Почему же Таурат можно было исказить, а с Кораном такое невозможно?» Абу Амр ад-Дани передал со слов Абу аль-Хасана аль-Мунтаба, что он рассказывал: «Однажды, когда я был у кадия Абу Исхака Исмаила ибн Исхака, его спросили: «Почему Таурат можно было исказить, а Коран нельзя?». Кадий ответил: «Великий и Могучий Аллах сказал о последователях Таурата: «Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха» (Сура «аль-Маида», 44 аят). Оберегать Таурат было поручено им самим, и искажение ее стало возможным. О Коране же сказано: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (Сура «аль-Хиджр», 9 аят). И поэтому искажение его невозможно». Тогда я отправился к Абу Абдуллаху аль-Мухамили и рассказал ему эту историю, на что тот сказал: «Я никогда не слышал более красивого ответа».

Особенности Корана и вера в него

В чем отличие Корана от священных и пророческие хадисов

Священный Коран — это несотворенное Слово Аллаха, произнесенное Им в действительности, хотя мы не можем описать это, и ниспосланное затем Им Его Посланнику в откровении. Мусульмане верят в это и убеждены в том, что Коран — это истинно Слово Аллаха, услышанное ангелом Джибрилем от Великого и Могучего Господа, который передал его текст и смысл последнему Божьему посланнику Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Коран был передан таким большим числом людей, которое не позволяет усомниться в его достоверности. Он записан в свитках и защищен от любых искажений и изменений. См.: «аль-Акъида ат-Тахавийя» (1/172), «Мабахис фи Улюм аль-Къуран» шейха Манны аль-Каттана (стр. 21), «Къаваид ат-Тахдис» шейха Джамаль ад-Дина аль-Къасими (стр. 65).

Священные хадисы (хадисы къудси) — это сообщения, которые Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал от имени Всевышнего Господа дословно, без искажения текста и смысла, дошедшие до нас через единичные или многочисленные цепочки передатчиков, но которые уступали по своей распространенности Корану См.: «Къаваид ат-Тахдис» шейха Джамаль ад-Дина аль-Касими (стр. 65).

Здесь в качестве наглядного примера можно привести хадис от Абу Зарра аль-Гифари о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывал: «Великий и Могучий Господь сказал: «О рабы Мои, Я запретил Себе поступать несправедливо и запретил вам быть несправедливыми друг к другу. Не будьте же несправедливы друг к другу» «Сахих Муслим» (2577).

Пророческие хадисы — это сообщения о том, что говорил, совершал или одобрял Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а также о качествах, которыми он обладал См.: «Мусталях аль-Хадис» шейха Ибн Усеймина (стр. 7), «Къаваид ат-Тахдис» шейха Джамаль ад-Дина аль-Къасими (стр. 61-62).

Отличие Священного Корана от священных и пророческих хадисов в том, что чтение Корана — это поклонение. Его слог не имеет ничего подобного ему и чудесен. Аллах бросил вызов неверующим, предложив им сочинить нечто подобное ему. Прикасаться к Корану в состоянии ритуального осквернения запрещается, а при половом осквернении запрещается так же читать его. Запрещается также читать его, передавая только его смысл. Чтение же его в намазе является обязательным для каждого мусульманина, причем чтение каждой буквы из Корана, будь то в молитве или вне ее, оценивается как благое дело, за которое воздается награда в десятикратном размере. Этим Коран отличается от священных и пророческих хадисов, которым не присущи эти особенности.

А эти два вида хадисов отличаются друг от друга тем, что хадисы къудси — это слова Аллаха, переданные Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, дословно, без искажения текста и смысла, а пророческие хадисы — это слова Пророка, переданные без искажения их текста и смысла. Следовательно, статус хадисов къудси выше статуса хадисов пророческих, так как слова Аллаха превыше слов любых творений См.: «Къаваид ат-Тахдис» шейха Джамаль ад-Дина аль-Къасими (стр. 65-66).

Особенности веры в Коран

Все выше сказанное наглядно показывает нам, что вера в Писания (Книги) Аллаха — это один из основопологающих столпов Ислама. И так как Священный Коран отменяет все Писания, ниспосланные до него, и свидетельствует о них, а также поскольку с приходом Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и ниспослания ему Корана людям и джиннам предписано поклоняться Аллаху только на основе коранических законоположений, то и вера в эту Божественную Книгу имеет некоторые свои особенности. И для того чтобы вера человека в Коран была по-настоящему истинной, ему не только необходимо признать положения, касающиеся всех Священных Писаний в целом, но и уверовать в следующие особенности Корана:

Всевышний также повелел Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сказать: «Этот Коран дан мне в откровение, чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет» (Сура «аль-Ан’ам», 19 аят).

Аллах также сообщил нам о словах джиннов: «Воистину, мы слышали удивительный Коран. Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него» (Сура «аль-Джинн», 1-2 аят).

Выше приводился хадис Джабира бин Абдуллаха, о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил своим сподвижникам читать книги людей Писания: «Клянусь Тем, в Чьей Руке находится моя душа, если бы Муса был жив, ему бы не оставалось ничего, кроме как последовать за мной» Ахмад «Муснад» (3/387), «Кашф аль-Астар» (134), «Шуаб аль-Иман» (177).

Аллах, Свят Он и Велик, обязывает себя чем пожелает, и Он обязал себя тем, что истолкует Коран и разъяснит заложенный Им же в него смысл: «Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом. Нам надлежит разъяснять его» (Сура «аль-Кийама», 17-19-аят).

Хафиз Ибн Касир в тафсире последнего аята написал: «Т.е. «После того как ты запомнишь и прочтешь его, Мы внушим и разъясним тебе тот смысл, который Мы заложили в нем»».

Чтобы выполнить Свое обещание и сохранить Коран, Аллах вывел из общины мусульман ученых и знатоков, исправно выполнявших и выполняющих свои обязанности по отношению к Его Книге со времен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вплоть до наших дней. Они учили наизусть и берегли текст Корана, постигали тот истинный смысл, который был заложен в нем Всевышним, и воплощали в жизнь его законоположения. Эти ученые берегли как текст, так и смысл Корана и верно служили ему. Они написали многотомные тафсиры-толкования Корана, книги о его письме и способах чтения, труды о ясных (мухкам) и иносказательных (муташабих) аятах, о том, какие откровения были ниспосланы в мекканский, а какие в мединский периоды, о вынесении решений на основании аятов Корана, об отменяющих (насх) и отмененных (мансух) аятах, об обстоятельствах ниспослания аятов, о коранических притчах и повествованиях, о неподражаемости Корана, и множество других книг и трудов во всех сферах коранической науки. Вот так, по причине усилий ученых Ислама, искренне служивших Книге Аллаха, изучавших и распространявших коранические науки, Аллах сохранил Коран от искажений и изменений, и благодаря этому мы имеем возможность читать и понимать его в том виде, в котором он был ниспослан.

Священный Коран неподражаем и в его композиции, и в красноречивости, и в совершенстве его слога. Их божественная бесподобность настолько изумительна, что Всевышний предложил людям и джиннам сочинить нечто подобное Корану или хотя бы части его. Этот вызов Всевышний бросил всем им в три этапа. Сначала людям и джинам было предложено сочинить что-либо подобное Корану целиком, однако ни те, ни другие не смогли сделать этого и оказались бессильны пред этим вызовом. Всевышний Аллах сказал: «Или же они говорят: «Он выдумал его!» О, нет! Просто они не веруют. Пусть приведут подобное ему (Корану) повествование, если они говорят правду» (Сура «ат-Тур», 33-34 аяты).

Ни люди, ни джинны не способны принять такой вызов, и Всевышний Господь подтвердил это, сказав: «Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу» (Сура «аль-Исра», 88 аят).

Когда неспособность людей и джиннов привести что-либо, подобное Корану, в целом стала очевидной, Аллах бросил им вызов сочинить хотя бы десять сур, подобных сурам Корана, однако они не смогли осилить и это. Всевышний сказал: «Или же они говорят: «Он измыслил Коран». Скажи: «Принесите десять вымышленных сур, подобных этим, и призовите, кого сумеете, помимо Аллаха, если вы говорите правду» (Сура «Худ», 13 аят).

И наконец, когда была выявлена неспособность людей и джиннов сочинить даже десять сур, подобных кораническим, Аллах предложил им сочинить хотя бы одну суру, но и пред этим они оказались бессильны. Всевышний Аллах сказал: «Или же они говорят: «Он выдумал его». Скажи: «Сочините хотя бы одну суру, подобную этим, и призовите, кого сможете, кроме Аллаха, если вы говорите правду» (Сура «Йунус», 38 аят).

Все выше приведенные доводы убедительно доказывают неподражаемость и бесподобие Корана, ведь творения не смогли принять брошенный им вызов Творца даже в самой его легкой форме. Творения не сумели и не смогут сочинить даже одну суру, подобную даже самой короткой суре Корана, состоящей всего из трех аятов.

Он также сказал: «Мы ничего не упустили в Писании» (Сура «аль-Ан’ам», 38 аят). Имам толкователей Корана из числа сподвижников Абдуллах Ибн Мас’уд сказал: «Аллах ниспослал в этом Коране всевозможные знания и разъяснил в нем для нас все сущее».

Имам-муфассир из числа последователей сподвижников Муджахид в толковании первого аята сказал: «Это значит, что Аллах облегчил чтение Корана». Имам ас-Судди сказал: «Т.е. «Мы облегчили произнесение Корана устами»». Ибн ‘Аббас же сказал: «Если бы Аллах не облегчил произнесение Корана человеческими устами, то ни одно из творений не смогло бы произнести Слово Аллаха» Ибн Касир «Тафсир» (8/453).

Имам Ибн Джарир ат-Табари и другие выдающиеся комментаторы Корана отмечали, что Аллах облегчил как чтение текста Корана, так и размышление над его смыслом и извлечение из него полезных уроков См.: Ибн Джарир «Тафсир» (27/96). И такой вывод является правильным, как в этом легко убедиться.

В данной работе упомянуты лишь некоторые из характерных черт Священного Корана, которые отличают эту Божественную Книгу от всех остальных Писаний. И пока человек не уверует в эти особенности и не станет руководствоваться этим в своей жизни, вера его не будет правильной. А Аллаху ведомо об этом лучше!

Вся хвала принадлежит Аллаху! И да благословит и приветствует Аллах Мухаммада, его семью и всех его сподвижников!

При составлении статьи были использованы материалы из книги «Усуль аль-иман», авторы: проф. Салих ас-Сухейми; проф. Абд ар-Раззак аль-Бадр; проф. Ибрахим ар-Рухейли; редакционный совет: проф. Али Насир Факихи; проф. Ахмад аль-Гамиди; перевод с арабского Кулиева Э. Р.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *