Тайна коко что за праздник
«Тайна Коко». Почему мир заинтересовался мексиканским Днем мертвых
М ексиканский мальчик Мигель мечтает стать музыкантом, как его кумир Эрнесто де ла Крус, известнейший певец и киноактер. Однажды Мигель чистил обувь проезжему гитаристу на главной площади и попросил подержать гитару — откуда ни возьмись появилась бабушка Мигеля, которая побила несчастного гитариста, предполагая, что защищает внука от «дурного» влияния музыкантов. Такое отношение к музыке в семье Мигеля передается из поколения в поколение, потому что один из членов семьи бросил жену с ребенком ради музыки.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Начинаясь как реалистичная повесть о трудном подростке, который хочет пойти против традиций своей семьи, история делает резкий поворот, превращаясь в сказку. В День мертвых Мигель попадает в Страну мертвых, где знакомится с усопшими родственниками и пытается отыскать умершего де ла Круса, чтобы получить от него благословение. Вопрос, что выберет мальчик: семью или музыку, остается открытым до конца.
Для мексиканцев семья значит очень много. Татьяна Курашкевич, директор туристической компании «Мексиканский клуб», 20 лет занимается туристическим бизнесом с Мексикой. Она рассказала, что личное время мексиканцы практически всегда тратят на семью.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Однажды она заказала для своего магазина у мексиканского мастера расписные тарелки: он изготовил их, отправил в Россию, где все было быстро распродано. Тогда Татьяна попыталась договориться с мастером, чтобы он делал больше тарелок — и тратил на это больше времени. Мастер отказался. Татьяна это объясняет просто: «У мексиканцев нет погони за наживой. Им важнее провести вечер с родными. Вместо того чтобы делать для нас больше тарелок и заработать, мастер предпочел посвятить время внучке».
День мертвых проходит 1 и 2 ноября в нескольких латиноамериканских странах, в том числе и в Мексике. Считается, что в эти дни души умерших посещают родной дом. Праздник возник, как говорит легенда, когда шаманы договорились с духами, что те не будут беспокоить живых, а для встреч в реальном мире выделили несколько дней в году. Рикардо Мартинес Фуентес считает, что мексиканцы не отпускают души умерших, потому что не хотят оставаться без них.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Кроме Дня мертвых, в Мексике есть много традиций, связанных со смертью. Начать стоит издалека. До прихода в Мексику испанских колонизаторов в центре страны жили миштеки, в их календаре шесть месяцев были отведены на почитание мертвых. В августе нужно было делать подношения умершим ежедневно. Какие-то из старых традиций остались до сих пор. «Когда у меня умерла бабушка, — рассказывает Рикардо, — мы на протяжении девяти дней собирались с близкими и друзьями семьи. Выкладывали из глины крест, покрывали его цветами — и целовали. В каждый из этих дней приходило около 20–30 человек. Это в условиях, когда мы жили в городе, а мои родители были довольно серьезные и занятые люди. Представьте, как проходят эти девять дней в деревне, насколько это масштабнее».
Татьяна Курашкевич уточняет, что отношение к смерти у мексиканцев философское, они относятся к ней проще, чем мы, потому что у них есть прекрасная сказка о том, что будет после с ними и их родственниками.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Рикардо Мартинес Фуентес обращает внимание, что после смерти человека будет сопровождать лысая собака породы Шолоицкуинтли — она поможет не заблудиться в мире мертвых. Во времена миштеков, чтобы отправить собаку вместе с умершим в загробный мир, ее убивали.
В мультфильме Disney/Pixar «Тайна Коко» есть такая собака, но ее, конечно, никто не трогает. «Это одна из важных деталей, — говорит Рикардо, — которая показывает, с каким вниманием отнеслись авторы мультфильма к его созданию». С этим согласна Татьяна Курашкевич: «В мультфильме узнаешь улочки и дома определенных городов. Движения, одежда, бытовая утварь — все это похоже на документальное мультипликационное кино».
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Мексиканцы надевают на праздники национальные костюмы — не потому что надо, а потому что хочется. И в этом, как считает Татьяна Курашкевич, одна из главных причин, почему Мексикой заинтересовался мир: «Мексика очень живая и настоящая. Краски, которые мексиканцы используют в своих изделиях, очень яркие. Все эмоции мексиканцев настоящие, а мы хотим увидеть настоящие эмоции. Поэтому Мексика так притягательна».
И людям, по всей видимости, нравится этот дух. Во время просмотра мультфильма Disney/Pixar «Тайна Коко» не раз аплодировали, а соцсети полны постов взрослых людей о том, как они вспоминали своих умерших близких и плакали во время мультфильма.
«Тайна Коко»: не забывай.
Буйство красок, мексиканский колорит, легкий юмор, зажигательная музыка и трогающая до глубины души история. Вот чем запоминается новое творение пиксаровцев — «Тайна Коко». Мультфильм относится к тем редким произведениям анимационного искусства, которые подходят для всех возрастов. Примечательно, что чрезвычайно яркая форма подачи сюжета не испортила глубокого смысла, вложенного сюда создателями. Сюжет «Коко» интересен непредсказуемыми поворотами. Потому лучше принять на веру, что эта чудесная вещица действительно достойна внимания, и посмотреть мульт до прочтения рецензии. Иначе рискуете потерять некоторые «изюминки», без которых «вкус» будет совершенно испорчен.
Параллельные миры пересекаются
Двенадцатилетний Мигель страстно хотел стать великим гитаристом, как знаменитый Эрнесто де ла Крус. Отчаявшись встретить понимание со стороны семьи, в которой из-за давней трагической истории наложен строжайший запрет на музыку, мальчик пробирается в музей давно умершего кумира и пытается украсть его инструмент. Но дело было в канун Дня Мертвых, и подросток оказывается в потустороннем мире. Становится ясно, что сферы существования живых и усопших имеют точки соприкосновения: между ними существует призрачный мост, по которому раз в году можно пройти в обе стороны. Мигелю придется пережить невероятные приключения, пока он не вернется домой.
Правда, незамысловатое повествование? Но сценаристы вплели сюда сразу несколько разножанровых линий. Фанаты мелодрам увидят душещипательную сагу о любви, которая не поддается времени и прочим препонам. Ценители детективов насладятся сюжетом, пытаясь разгадать тайну давнего преступления. Поклонники драм будут со всевозрастающим волнением следить за судьбой мальчишки, пытаясь угадать, чем же закончится яростный протест против семейных традиций. И, наконец, любители мистики и ужастиков тоже получат долю «вкусняшек», потому что пиксаровцы вновь продолжают раскрывать перед детьми тему смерти. А как же при этом без разных кошмариков? Правда, здесь они милые, веселые и чрезвычайно обаятельные. Отнюдь не столь мрачные, как в «Кубо» от Laiki или в «Трупе невесты» от Тима Бертона!
Давайте заигрывать со смертью
Мексику отличает весьма специфическое отношение к смерти. Если большинство народов мира относятся к костлявой с трепетом и страхом, то местные жители предпочитают с нею заигрывать и даже поддразнивать. Ни один Хеллоуин не сравнится с латиноамериканским Днем мертвых, внесенным в список ЮНЕСКО! Именно этот праздник стал фоном, на котором разворачивается сюжет мультфильма. Команда мультипликаторов специально выезжала в Мексику, чтобы полностью погрузиться в психоделическую атмосферу карнавальных шествий. Как отмечают коренные жители, пиксаровцы в своей работе весьма бережно отнеслись к увиденным обрядам. В результате зрители получают наглядное представление о древнейшей латиноамериканской традиции — Dia de Los Muertos, существующей со времен майя и ацтеков.
В мультфильме мы видим главные признаки мистического праздника — атмосферу всеобщего веселья и предвкушения встречи с духами близких, множество оранжевых бархатцев. Из нежных лепестков цветов создается мост между мирами. Такой же лепесток служит для благословения Мигеля, без которого тот не мог вернуться из загробного мира.
Показали нам и праздничные алтари: их с великим почтением устанавливают в семье мальчика. Здесь размещают фотографии усопших, раскладывают хлебцы мертвых, их любимые угощения и вещи. Снимки играют крайне важную роль, являясь пропуском в мир живых. Те, чью фотографию не поставили на алтарь, не могут перейти через мост. Да, всюду царит не убиваемая бюрократия! Вообще, тамошнее общество похоже на земное — шум, гам, социальное расслоение.
Многие удивляются присутствующим в мульте животным-проводникам между мирами: звери весьма пестрые, просто потрясающие! На самом деле, удивительного в них ничего нет. Проводники здесь олицетворяют алебрихе — расписные игрушки-талисманы, оберегающие владельцев от страхов. Эти безделушки якобы проводят души людей по мосту из лепестков.
Кстати, примечательно, что проводник у Мигеля — презабавная собака, порода которой — ксоло. Такие псы некогда представляли бога огня по имени Ксолотль. Так что, глядя на экран, где Данте выделывает разные кренделя и пытается управиться со своим длиннющим языком, отнеситесь с почтением к увиденному. Ученые считают, что эта порода впервые появилась 3500 лет назад!
Смысл на блюдечке с оранжевой каемочкой
Мораль мультфильма не нуждается в разгадывании. В светящемся кружении оранжевых лепестков вырисовываются простые вечные истины. Вряд ли здесь найдется двойное дно, ведь аниматоры, что называется, всё разжевали и в рот положили. Осталось лишь проглотить. Давайте этим и займемся сейчас.
Ловить миг удачи или написать свою историю?
Мигель одержим идеей быть похожим на кумира — гитариста прошлого столетия Эрнесто де ла Круса, которого принял за своего прапрадедушку. Мальчик часто просматривает фильмы с ним. Девиз гитариста «Лови миг удачи» становится для подростка руководством к действию. Обидевшись на родных, заставляющих его стать сапожником, а не музыкантом, бунтарь решает нарушить запреты. Во что бы то ни стало, надо поймать птицу удачи за хвост, и будь что будет!
Но затем произошла встреча в стране Незабытых, где юный герой встретил и блистательного Эрнесто, и чудаковатого Гектора. Ряд событий привел подростка к полному разочарованию в кумире. В результате малыш понял, что привычный девиз не так уж хорош. Любой ценой добиваясь желаемого, можно легко ошибиться и свернуть на ложный путь. Намного лучше не подражать, а писать собственную историю, оставаясь верным себе и моральным принципам, привитым в семье. Пусть это гораздо более трудная, зато единственно верная жизненная дорога.
Верьте в свою любовь
Все перипетии начались с того, что прапрадедушка Мигеля оставил свою жену и дочурку Коко ради призвания — музыки. Уходя, он обещал вернуться, но так больше и не появился на пороге родного дома. Имельда в ответ вычеркнула музыку из жизни, хотя обожала петь. Так и не дождавшись мужа, она освоила профессию сапожника и сделала ее семейным бизнесом. Тогда же у малышки Коко появилась тайна, о которой упоминается в названии мульта: оскорбленная мама оторвала на фото кусочек с лицом возлюбленного, но дочка спрятала крохотный фрагмент, сохранив навсегда.
Лишь много десятилетий спустя, с помощью Мигеля выяснилась причина «подлости» папы Коко. Эрнесто с Гектором были друзьями и выступали вместе. Но первый всеми фибрами души жаждал славы, а второй хотел своими песнями дарить радость людям. Поняв, что семья дороже популярности, Гектор решил вернуться домой, но вмешался де ла Крус, и воссоединение любящих душ произошло лишь после смерти. А смысл этой сюжетной линии в том, что не следует торопиться терять веру в любимых. Тогда сердце не будет отравлено мыслью о предательстве, как произошло с Имельдой и ее потомками.
Будь готов жертвовать собой
В мире мертвых Мигель неоднократно стоял перед моральным выбором. Вернуться к семье или продолжить купаться в лучах славы Эрнесто? Спастись, оставив Гектора постепенно исчезать (из памяти старенькой Коко стирается образ отца), или, рискуя собой, сохранить прапрадедушку для всех Ривера? Нарушить семейное табу и стать гитаристом или освоить дело башмачника, чтобы в семье воцарился покой?
Мультфильм ненавязчиво показывает ребятам, что близкие люди должны учиться взаимопониманию. Всегда найдется компромисс между собственными желаниями и желаниями родных, надо только захотеть услышать друг друга, и увидеть выход из сложной ситуации. Но чтобы к такому пониманию прийти, порою приходится чем-то жертвовать. Но оно того стоит!
Не забывай, помни меня
Теперь о главном, что звучит в «Тайне Коко». Праздник Дня Мертвых существует ради памяти. Те, о ком забывают, — исчезают в никуда, превращаются в ничто. Усопший уходит в Страну забытых, не оставляя следов на Земле. Мы видим, что благодаря маленькой тайне Коко, сберегшей фото отца, Гектор остался жить в памяти родных. И то же происходит не с мультяшными персонажами, а с реальными людьми. Неважно, существует ли загробный мир, главное, чтобы человек не исчезал бесследно.
Детям эта истина преподносится студией Pixar в доступной форме, с очень деликатным юмором. Разговор о мертвых здесь не пугает, а заставляет почувствовать тепло в душе, светлую грусть по ушедшим, радость от того, что мы ведь их не забываем. А значит, они где-то рядом. И так будет всегда, пока помним!Думается, что колыбельная «Remember Me», которую сочинил Гектор для крошки Коко, получит не одну премию, вероятно, даже оскаровскую. Красивая и душевная песня вызывает бурю эмоций, вплоть до появления слез на глазах у слушателей.
«Тайна Коко» — ремейк «Книги жизни»?
При всем великолепии мультфильм заставляет почувствовать некоторое дежавю. Вероятно, ощущение узнавания приходит из-за того, что мексиканский День Мертвых уже показан в «Книге жизни» (2014). Учитывая своеобразие праздника, немудрено, что многие нюансы будут сходны — и по атмосфере, и по музыкальной составляющей. Но мысли о ремейке не покидают, ибо в обоих мультфильмах:
Пиксаровская анимация однозначно выигрывает по визуальному ряду, но уступает по логичности происходящего. С чего вдруг Мигеля занесло в мир мертвых? Как устроено всё по ту сторону жизни? Кто руководит этим эксцентричным краем? А вот в мультфильме Хорхе Гутьерреса таких проколов нет. Сюжет развивается без внезапных переходов, плавно и закономерно.
Хотите сами понять, не является ли «Тайна Коко» плагиатом? Непременно посмотрите «Книгу жизни». Вероятно, сначала техника изображения персонажей будет непривычна, но затем действие затягивает так, что уже не обращаешь внимания на такую мелочь. Зато здесь можно окончательно понять, как устроен мир мертвых по представлениям мексиканцев, и познакомиться с главными распорядителями праздника — Катриной и Шибальбой, правителями стран Незабытых и Забытых.
Философский смысл мультфильма «Тайна Коко»
Аттракционы, анимация и квесты, индивидуальный подход к каждому празднику. Дизайн пригласительных в подарок, СКИДКА 30% В БУДНИЕ ДНИ на бронь комнаты и входные билеты!
Философский смысл мультфильма «Тайна Коко»
В статье разбираемся, какие философские идеи несет мультфильм, и как правильно объяснить их детям.
3D мультфильм «Тайна Коко» успел полюбиться как детям, так и взрослым. Интересный основной сюжет и несколько второстепенных линий, яркий мексиканский колорит, который в студии Pixar перенесли на экран с особым трепетом и почтением, красивые эффекты и необычные образы – вот лишь некоторые моменты, почему стоит обязательно посмотреть «Тайну Коко». Но это далеко не всё. Дело в том, что у мультипликационного фильма есть глубокий философский смысл, который и некоторым взрослым удается понять далеко не всегда. Детям же, открытым всему новому, увидеть такое скрытое иногда удается легко, а иногда для этого требуется помощь учителя, но в целом картина помогает получить ответы на некоторые вопросы и вынести важные уроки из просмотра.
То, что на поверхности
Ловить миг удачи или самому создавать себя?
Это, пожалуй, самый первый и наиболее важный из философских смыслом мультфильма. Мигель одержим идеей стать музыкантом, хотя в его семье эта тема является табу, и его будущее видят в качестве сапожника. Девиз кумира Мигеля, музыканта прошлого Эрнесто де ла Круса, был таков: «Лови миг удачи». И мальчик решает следовать ему во что бы то ни стало, т.е. решает добиться своего любой ценой. Но всегда ли цель оправдывает средства, стоит ли овчинка выделки?
Попав в мир мертвых, герой мультфильма встречает своего кумира и жестоко в нем разочаровывается. Мигель понимает, что добиваться цели любой ценой – ложный путь. Правильная же дорога – самому создавать себя, собственную историю, оставаясь верным моральным ценностям. Пусть этот путь намного дольше и сложнее, с множеством препятствий, но именно так в итоге можно получить намного больше, не потеряв себя в погоне за мечтой, которая в жизни нередко оказывается еще и ложной, не той, к которой идут по зову сердца, а лишь мимолетным увлечением.
Вера в любовь и своих близких
Тайна в мультфильме связана с Гектором, прапрадедушкой Мигеля, и его прапрабабушкой Имельдой. Гектор выступал вместе с Эрнесто, но когда понял, что последнего интересует лишь слава, и дарить людям счастье де ла Крус не намерен, то решил вернуться к семье, к тому, что для него действительно имеет ценность, но сделать этого не смог. Тут философский смысл заключается в том, что нельзя преждевременно терять веру в родных и любимых. Во-первых, вещи не всегда являются такими, какими кажутся. Во-вторых, всегда нужно давать человеку второй шанс.
Умей жертвовать собой, искать компромиссы
Во время приключений в мире мертвых Мигель неоднократно сталкивается со сложным моральным выбором, когда он может достичь желаемого, наплевав на других, или пожертвовать собой, получив взамен нечто более ценное.
Детям можно так объяснить этот момент: в жизни постоянно возникают ситуации, когда человек встает перед сложным выбором. С одной стороны можно легко получить желаемое, но проигнорировать близких людей, а с другой – можно пойти на компромисс. Только часто этот компромисс подразумевает, что нужно отказаться от собственных желаний. Да, выбор нелегкий, но это того стоит.
Помнить о смерти или об умерших?
Разбор мультфильма «Тайна Коко» с учениками
Дети начальных классов после совместного похода в кинотеатр на сеанс «Тайна Коко» должны вынести из просмотра важные уроки, а для этого потребуется подробно разобрать философский смысл. Разбор можно устроить и в школьном классе, но гораздо интереснее и веселее будет посещение детского развлекательного центра Манки Парк. В центре есть комната, оформленная по сюжету мультфильма, где можно и разобрать картину, и провести праздники. К примеру, возможна аренда помещения для детского дня рождения с праздничным тортом и чаепитием. Если виновник торжества является поклонником «Тайны Коко», то такое мероприятие станет для него ярким и незабываемым событием.
Маленький фильм о большой памяти: за что «Тайна Коко» получила «Оскар»
На 90-й церемонии вручения премии «Оскар» лучшим анимационным фильмом была признана «Тайна Коко» — трогательная история о том, как мальчик в царстве мертвых нашел ответы на вопросы, которые мучили его в мире живых.
Рассказываем, за что фильм Ли Анкрича получил награду и почему на него обязательно стоит сходить, если вы еще не успели этого сделать.
Мигель Ривера живет в большой и любящей семье в мексиканской глубинке. У него есть родители, братья и сестры, бабушка и даже прабабушка — та самая Коко, имя которой вынесено в название фильма. Коко пребывает в глубокой деменции и, на первый взгляд, едва ли помнит, как много лет назад отец оставил их с матерью в погоне за желанием стать известным музыкантом. С тех пор музыка в доме Ривера — под строгим запретом. Вместо того чтобы петь и бренчать на гитарах, они из поколения в поколение занимаются производством обуви.
И только Мигель втайне нарушает эту традицию: забравшись на чердак, он бесконечно пересматривает записи культового певца и актера Эрнесто де ла Круса, на которого мечтает быть похожим. Мальчик и не подозревает, что ему предстоит встретиться с кумиром: в День мертвых, отмечающийся в Мексике в начале ноября, он случайно попадет в загробный мир, где узнает истинную цену семейным преданиям.
Накануне выхода «Тайны Коко» на экраны режиссера Ли Анкрича раз за разом спрашивали, зачем снимать еще один анимационный фильм о Дне мертвых: в конце концов, в 2014 году мы все уже посмотрели «Книгу жизни» Хорхе Гутьерреса. Ничего оскорбительного в этом вопросе, на первый взгляд, нет, но в нем скрывается подтекст, не совсем понятный тому, кто живет в России и мало что знает об истории отношений между Мексикой и США. Влияние мексиканской культуры на североамериканскую очень велико, и даже десять фильмов о Дне мертвых не могли бы исчерпать в этом смысле лимита.
Кроме того, важно понимать, что новая миграционная политика Дональда Трампа серьезно бьет по ближайшему географическому соседу. Так что присуждение главной премии года именно «Тайне Коко» отчасти можно считать оплеухой, которую кинематографисты изящно отвесили президенту. С другой стороны, в шорт-листе «Оскара» у фильма Анкрича серьезных конкурентов, в общем-то, и не было. «Фердинанд» и спродюсированная Анджелиной Джоли «Добытчица» тоже хороши, но размах не тот. «Тайна Коко» — абсолютное торжество цвета и звука вкупе с бездной смысла. Впрочем, времена, когда при обнаружении последней в мультфильмах люди удивлялись, вроде бы уже прошли.
Увидев на кладбище своих давно почивших предков, Мигель пугается скорее потому, что это произошло неожиданно, но страх его быстро улетучивается — и вот он уже чувствует себя в потустороннем мире как рыба в воде. Да и вернуться назад он не то чтобы отчаянно стремится: мальчик, конечно, понимает, что ему нужно поступить так, а не иначе, но увидеть своего предка он хочет в первую очередь для того, чтобы ощутить причастность к легендарному музыканту.
В конце 1960-х годов культовый советский психолог и популяризатор науки Александр Лурия опубликовал любопытнейшее исследование под названием «Маленькая книжка о большой памяти». В нем он рассказал о том, как на протяжении тридцати лет изучал феномен Соломона Шерешевского — мнемониста, который быстро и безошибочно запоминал огромные объемы самой разной информации: начиная с математических формул и заканчивая фразами на иностранных языках.
В свою очередь, «Тайно Коко» — маленький фильм о большой памяти. О ловушках, в которые она нас заманивает. Об успокоении, которое она нам дарит. О том, как пронесенная через поколения семейная традиция на деле оказывается травмой. О том, как ложные воспоминания создают ложных кумиров. О том, что семья есть у человека до тех пор, пока он помнит своих родных.
Конечно, «Тайна Коко» снята по всем канонам голливудского сторителлинга: в ней есть и обаятельный герой-трикстер, и многочисленные, головокружительные взлеты и падения основной сюжетной линии, и запоминающиеся эпизодические персонажи — вроде Фриды Кало или нелепого лысого пса по имени Данте. Этот фильм — не в последнюю очередь очень качественный коммерческий продукт. Но вместе с тем в нем нет ни одной фальшивой ноты. Ни единого лишнего слова. А самое главное — ни одного перегиба в стремлении выжать из зрителя слезу, даром что в центре внимания создателей «Тайны Коко» оказалась тема сложная и грустная. И неслучайно в оригинале фильм называется просто «Коко». Потому что нет никакой тайны, а есть только любовь.