Тайцзи что это такое
Как заниматься тайцзи
wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 43 человек(а).
Количество источников, использованных в этой статье: 19. Вы найдете их список внизу страницы.
Количество просмотров этой статьи: 66 026.
Тайцзицюань (тайцзи, тай-чи) — древнее китайское «внутреннее» или «мягкое» боевое искусство, занятия которым укрепляют здоровье и дух. В тайцзи не практикуется конкурентная борьба. Этому искусству свойственна мягкость, а также медленный и размеренный темп. [1] X Компетентный источник
Frank Blaney
Сертифицированный инструктор по тайцзи и цигуну Рекомендация специалиста. 19 May 2020. За час занятий вы сожжете больше калорий, чем за такое же время занятий серфингом, и приблизительно столько же, сколько за час игры в настольный теннис, так что практиковать тайцзи — отличный способ вести более активный образ жизни (хотя и не такая интенсивная нагрузка, как бег или волейбол). [2] X Источник информации Но плюсы тайцзи на этом не заканчиваются! Повышая силовые способности, гибкость, контроль над собственным телом и концентрацию, тайцзи также укрепляет ваше здоровье. [3] X Надежный источник Harvard Medical School Перейти к источнику
Совет: в этом движении пальцы одной руки чаще всего изображают клюв. Четыре пальца слегка касаются большого, а ладонь смотрит вниз. В зависимости от стиля тайцзи, ваши руки могут быть на разном уровне, но, в основном, они должны быть на высоте плеч и напоминать крылья.
18 форм тайцзи-цигун или гимнастика тайцзицюань для начинающих Опубликовано Надежда Акишина в 25.04.2020
Что такое Тайцзи цигун?
Восточные философы утверждают, что существует три энергетических круга здоровья. Мысли и эмоции человека составляют круг первый. Во втором — взаимоотношения с близкими, соседями и коллегами. Гармоничная связь с Вселенной — третий круг. Человека, у которого три круга находятся в равновесии, можно назвать совершенным. Но путь к совершенству начинается с хорошей физической подготовки.
Поэтому с каждым годом все большую популярность в мире набирают различные тибетские практики саморазвития и самосовершенствования человека. Этих практик много, и среди них такие, как «тайцзи», «тай чи», «тайцзицюань», «цигун». Кто-то их использует как школу боевых искусств, кто-то с их помощью оздоравливается. Но с какой бы частной целью человек ни использовал и тайзци, и цигун, он получает много пользы для собственного здоровья, потому что эти практики помогают улучшить жизненную энергию и накопить ее. По этой причине все больше людей, особенно старшего возраста занимаются ими не для овладения боевыми искусствами, а просто для улучшения здоровья и самочувствия.
Каждая система цигун – это совокупность последовательных упражнений. Один из самых современных комплексов тибетских гимнастик разработан мастером Линь Хоушэном в конце 20 века. Но новизна комплекса не должна никого смущать, потому что основан он на принципах старейших даосских систем и прекрасно сочетает в себе как физические, так и ментальные методы координирования энергетики тела. Этот комплекс называет « 18 форм тайзци», из-за своей простоты и эффективности он широко известен не только в Китае.
Общеизвестен тот факт, что занимающиеся тайцзицюань гимнастикой ( тайзци) или цигун для получения наивысшего эффекта самосовершенствования, выполняя упражнения, должны отстраняться от внешних факторов, уходить в себя, мысленно концентрируясь на процессах, происходящих в организме во время занятия. Но такое умение приобретается годами тренировок. Особая ценность «18 форм тайзци заключается и том, что его оздоровительный потенциал проявляется независимо от умения уходить в себя. Достаточно точно и систематически выполнять его, и это приведет к положительному результату. Не сразу. Запущенные хронические заболевания, нажитые годами, легко не сдаются, они очень устойчивы к любым воздействиям. И невозможно избавиться от них за месяц или несколько занятий. Но положительный терапевтический эффект будет получен. Это объясняется тем, что сами формы обеспечивают массаж внутренних органов, а сама структура комплекса вызывает мощный энергетический поток.
Поэтому не стоит вносить в комплекс какие-то изменения, менять очередность упражнений, т.к. эта последовательность совершенна. Она выстроена мастером, тонко и глубоко чувствующим энергетические потоки, что недоступно сознанию неопытных новичков.
Механизм этого комплекса напоминает отмывание посуды или стирки белья в проточной воде, которая уносит с собой всю грязь, даря чистоту и свежесть.
Правила и рекомендации тайцзицюань для начинающих
Подводя итог, хочется отметить, что тайзци-цигун оздоровительная и профилактическая практика. Улучшение здоровья происходит за счет гармонизации энергетической картины, постепенно избавляя организм от множества проблем. Но все это при условии регулярных занятий.
Комплекс упражнений «18 форм Тайцзи- цигун».
Комплекс «18 форм Тайцзи цигун» — это не просто целительная гимнастика. Это уникальная жемчужина тибетских энергетических практик, основанная на древних восточных традициях и философии даосов.
В ниже приведенном комплексе у каждого упражнения дано два названия, это определяется особенностями перевода.
Форма 1. Регулирование дыхания. Или Поднимать воду.
Исходная позиция — стойка ноги врозь, стопы параллельно, выпрямиться, взгляд вперед, плечи свободно опустить, руки свободно опущены.
Медленно поднять руки вперед так, чтобы кисти оказались чуть выше плеч ладонями вниз. Вдох.
Удерживая туловище в вертикальном положении, немного присесть (колени сгибаются примерно под углом 150° и не выступают за носки стоп), кистями слегка надавить вниз по вертикали до уровня пупка (ладони направлены вниз). Выдох.
Форма 1. Регулирование дыхания. Или Поднимать воду.
Особенности.
Корпус сохраняет вертикальное положение; плечи опущены, локти свисают, пальцы рук естественно чуть согнуты; центр тяжести проецируется между ступней; тазовая часть как бы в положении сидя, ее нельзя выпячивать назад (наоборот, ее чуть подают вперед, выпрямляя обычно отгибающийся назад позвоночник), руки опускают вниз в сочетании с приседанием. рис.1
Продолжаем предыдущее движение.
Опущенные кисти поднять параллельно земле вперед до уровня груди; ноги при этом плавно выпрямить, ладони, направленные вниз, повернуть друг к другу и развести в стороны до конца, тем самым расширяя грудную клетку. Вдох.
Разведенные кисти по горизонтали свести вперед, соединив перед грудью, повернуть ладонями вниз и, как бы надавливая ими вниз, согнуть ноги. Выдох.
Особенности.
Когда выпрямленные руки поднимают до уровня груди, постепенно плавно привстать, а когда надавливают ладонями вниз, так же плавно присесть. Движения выполняются согласованно с дыханием, вдох и выдох должны быть непрерывными. вдохи выдох считают за один раз.
Форма 3. Красочная радуга, или Раскачивать радугу.
Продолжаем предыдущее движение.
Кисти, надавливавшие вниз, поднять до уровня груди, выпрямляя ноги Затем кисти идут дальше, поднимаются над головой, руки выпрямляются, центры ладоней обращаются вперед. Вдох.
Центр тяжести перенести на правую ногу, немного согнув ее, и всей стопой коснуться земли, а левую ногу выпрямить, пятку отрывают, касаясь земли носком. Левую кисть вытянуть влево, опуская руку до уровня плеч (ладонью вверх, а правую руку согнуть в локте, придавая ей форму полуокружности и поднимая кисть к макушке ладонью вниз); корпус при этом сдвигается вправо. Продолжить вдох.
Центр тяжести перенести на левую ногу, немного сгибая ее, и всей стопой коснуться земли, а правую ногу выпрямить, пятку отрывают, касаясь земли носком. Правую кисть вытянуть вправо, опуская руку до горизонтали (центр ладони направлен вверх), левую же руку согнуть в локте, образуя полуокружность и поднимая кисть к макушке (ладонь направлена вниз); корпус при этом сдвигается влево. Выдох.
Форма 3. Красочная радуга, или Раскачивать радугу.
Движения рук и корпуса должны быть согласованы с дыханием и выполняться очень мягко.
Форма 4. Вращение рук, разделение облаков, или Разводить облака.
Продолжаем предыдущее движение.
Перенести проекцию центра тяжести в точку посредине между ступней. Скрестив руки внизу живота, поднять вверх над головой ладонями наружу, ноги выпрямить. Вдох.
Перевернуть кисти ладонями вниз, руки через стороны вниз и скрестить перед нижней частью живота (правая ладонь сверху); при этом чуть присесть. Выдох.
Форма 4. Вращение рук, разделение облаков, или Разводить облака.
Осями вращения рук служат плечевые суставы, кисти изнутри наружу описывают два больших полукруга. Когда кисти находятся над макушкой, можно приподнять голову и выпятить грудь, способствуя вдоху. (Когда добиваются максимального расслабления тела, то руки в локтях и ноги в коленях никогда не выпрямляют до конца).
Форма 5. Постоянный шаг, разворачивание свитка, или Разворачивать свиток.
Продолжаем предыдущее движение. Ноги врозь, кисти скрещены перед нижней частью живота. Левую руку вытянуть вперед ладонью вверх; правая кисть, также повернутая ладонью вверх, проходит вправо мимо нижней части живота и поясницы, заводится назад, опускается вниз, затем поднимается вверх, описывая ровную дугу. Корпус поворачивается вправо. Взгляд направлен на правую ладонь. Вдох.
Затем правую руку согнуть в локте; предплечье идет вверх, ладонь обращается вперед, мимо уха кисть проходит с толчком вперед. Взгляд сопровождает ладонь. Выдох.
Вытянутую вперед левую руку повести к груди; при этом кисть движется по горизонтали и по пути потирает основание большого пальца правой руки, которое называют «рыбкой». Левая кисть продолжает движение назад, описывает дугу вниз, назад и вверх, корпус поворачивается влево. Взгляд устремлен на левую ладонь. Вдох.
Далее левую руку согнуть в локте, ладонь обращается вперед, мимо уха ладонь проходит с толчком вперед. Выдох.
Затем кисть правой руки отодвинуть по горизонтали к груди, по пути потирая рыбку левой ладони. Таким образом, левое и правое движения сменяют друг друга.
Форма 5. Постоянный шаг, разворачивание свитка, или Разворачивать свиток.
Скрещивание перед грудью — крайнее положение кистей. Во время оттягивания назад делают вдох, при толчке ладонью — выдох. Кисти, дошедшие «до упора», одновременно поворачивают ладонями вверх.
Форма 6. Посреди озера плыть на лодке, или Грести в лодке.
Продолжаем предыдущее движение.
В тот момент, когда левая ладонь совершает толчок перед грудью и ее рыбку потирает правая ладонь, руки с ладонями, направленными вперед, выпрямить и поднять вверх перед собой. Вдох.
Наклониться, руки, не сгибая, опустить вниз и отвести по дуге назад. Выдох.
Когда кисти отведены назад до предела, выпрямиться, прямые руки с ладонями, направленными вперед, поднять по дуге вперед и вверх над головой. Вдох.
Форма 6. Посреди озера плыть на лодке, или Грести в лодке.
Следите за тем, чтобы сгибание тела в пояснице сопровождалось выдохом, а разгибание — вдохом.
Форма 7. Тянуть шар перед плечами, или Поднимать шар.
Продолжаем предыдущее движение.
Выпрямляясь, руки из-за спины одновременно опустить вниз. Левая рука остается неподвижной, а правая продолжает движение к левому плечу; ладонь направлена по линии движения вверх и немного влево. Когда кисть окажется против левого плеча, выполнить движение, как бы тянущее шар. При этом центр тяжести переносят на левую стопу, носком правой стопы упираются в землю, пятку можно приподнять. Подтягивая «шар», вдох.
Затем кисть правой руки перевернуть ладонью в обратную сторону (вниз и немного вправо), опустить руку. Выдох.
Перенести центр тяжести на правую стопу, упираясь в пол носком и приподняв пятку. В это время кисть левой руки движется к положению перед правым плечом, и когда она дойдет до этого положения, выполнить движение, как бы подтягивающее шар. Вдох.
Затем кисть левой руки опустить вниз, к левому боку. Выдох.
Форма 7. Тянуть шар перед плечами, или Поднимать шар.
Когда тянут шар, взгляд направлен на воображаемый шар. Находящийся со стороны «тянущей» руки носок стопы может при этом с усилием отталкиваться от земли. «Подтягивание шара», отталкивание от земли и вдох должны быть согласованы.
Форма 8. Поворачивая тело, наблюдать луну, или Посмотреть на луну.
Продолжаем предыдущее движение. Ноги врозь, руки опущены. Выпрямленные руки поднять влево, назад и вверх; корпус и голову повернуть влево, назад и вверх. Вдох.
Затем вернуться в исходной положение. Выдох.
То же движение выполнить вправо.
Форма 8. Поворачивая тело, наблюдать луну, или Посмотреть на луну.
Движение рук, скручивание поясницы и поворот головы должны быть согласованы и выполняться «до упора». Пятку от пола не приподнимать.
Форма 9. Скручивание поясницы и толчок ладонью, или Толкать ладонями.
Продолжаем предыдущее движение. Сжать кисти в кулаки и поместить их по бокам на уровне поясницы ладонями вверх, а участком между большим и указательным пальцами (его называют «пастью тигра» — хукоу) наружу. Локоть левой руки оттянуть назад, поворачивая при этом корпус влево. Разжать правый кулак и раскрытую ладонь с внутренней силой (не резко и без излишнего напряжения) выдвинуть вперед. Вдох.
Вернуться в и.п. Выдох.
Выполнить то же левой ладонью.
Форма 9. Скручивание поясницы и толчок ладонью, или Толкать ладонями.
Толчок ладонью выполняют с выпрямлением запястья и поясницы, пальцы направлены вверх. Одна рука выполняет толкающее движение ладонью, другая оттягивается назад — как бы две силы действуют в противоположных направлениях.
Форма 10. Руки-облака, или Облачные руки.
Продолжаем предыдущее движение.
Кисть левой руки повернуть ладонью внутрь на уровне глаз; кисть правой руки ладонью влево направить вперед, держа на уровне пупка; при этом корпус поворачивают влево, руки движутся вместе с корпусом. Вдох.
Повернувшись до предела, поднять правую руку до уровня глаз, обратив ладонью внутрь, а левую опустить до уровня пупка (ладонь обращена вправо); при этом корпус поворачивают вправо, руки движутся вместе с корпусом. Выдох.
Форма 10. Руки-облака, или Облачные руки.
Необходимо следить, чтобы движения рук были мягкими. Взгляд непрерывно следует за верхней ладонью.
Форма 11. Вычерпывание моря, наблюдение за небом, или Ловить рыбу, смотреть в небо.
Продолжаем предыдущее движение. Выдвинуть левую ногу вперед на полшага (при этом правая нога находится не позади левой, а несколько правее) — вдох.
Наклонить корпус вперед, руки скрестить перед коленями — выдох.
Одновременно с выпрямлением и отклонением назад корпуса поднять скрещенные руки над головой, выпрямить их и развести, выполняя движение наблюдение за небом; ладони обращены друг к другу. Вдох.
Форма 11. Вычерпывание моря, наблюдение за небом, или Ловить рыбу, смотреть в небо.
Наклоняясь и скрещивая руки перед коленями, делают выдох, отклоняясь назад и разводя руки,- вдох. При выполнении наблюдения за небом руки разводят насколько возможно широко.
Форма 12.Толкание волн, или Толкать волну.
Продолжаем предыдущее движение.
Перенести вес тела на отставленную назад (правую) ногу; руки, до этого поднятые вверх, опустить вперед до горизонтали, затем согнуть в локтях и подтянуть кисти к груди (ладони обращены вперед); пяткой выдвинутой вперед (левой) ноги упираются в землю, пальцы стопы приподнимают. Вдох.
Перенести тяжесть тела на выдвинутую вперед (левую) ногу, всей подошвой стопы упереться в землю; корпус при этом смещается вперед; пальцы правой стопы касаются земли, а пятка приподнята; руки выполняют толчок, ладони останавливаются на высоте глаз. Выдох.
Вернуться в и.п., вдох.
Форма 12.Толкание волн, или Толкать волну.
Подбирая руки назад, тяжесть тела переносят на отставленную назад ногу и делают вдох. Выполняя толчок, тяжесть тела смещают вперед и делают выдох. Это колебательное движение напоминает морские волны. (Корпус не должен «плавать», высота его при смещениях остается постоянной.)
Форма 13.Летящий голубь раскрывает крылья, или Голубь раскрывает крылья.
Продолжаем предыдущее движение.
Ладони, выполняющие толчок, повернуть друг к другу, перенести тяжесть тела на стопу отставленной назад (правой) ноги, пятку левой ноги приподнять, руки по горизонтали развести в стороны «до упора» — вдох.
Перенести тяжесть тела на стопу левой ноги, пятку правой ноги приподнять, разведенные руки возвратить в исходную позицию перед грудью — выдох.
Форма 13.Летящий голубь раскрывает крылья, или Голубь раскрывает крылья.
Когда корпус отодвигается назад, руки расходятся в движении, напоминающем взмах крыльев.
При смене позиций выдыхают воздух тоньше и дольше. Удары кулаками сопровождают короткими импульсами ускорения движения. Взгляд направлен на движущийся кулак. То же выполнить левой рукой.
Форма 15.Парящий орел, или Полет лебедя.
Продолжаем предыдущее движение.
Развести руки в стороны ладонями вниз (в подражание парящему орлу) — вдох.
Глубоко присесть (как можно ниже), сохраняя руки в разведенном положении — выдох.
Встать — вдох.
Форма 15.Парящий орел, или Полет лебедя.
Лучезапястные суставы должны быть мягкими. Приседая и вставая, руками выполняют надавливающее движение.
Форма 16. Летящее колесо вертится по кругу, или Вращать маховик.
Продолжаем предыдущее движение.
Встать прямо, кисти поместить перед нижней частью живота. Руки вытянуть вперед и выполнять ими вращательные движения влево, вверх и далее — вместе с корпусом, изгибающимся в пояснице. Когда руки слева поднимаются к макушке — вдох, а когда они перемещаются вправо и вниз — выдох.
Выполнить три раза. Повторить в противоположную сторону.
Форма 16. Летящее колесо вертится по кругу, или Вращать маховик.
Когда руки описывают круги, корпус, изгибающийся в пояснице, делает аналогичные движения. Движения рук, корпуса и дыхание согласовывают. (Кисти перед нижней частью живота, то есть перед полем пилюли, помещают так, чтобы верхний край кистей находился на уровне пупка.)
Поднятие руки, хлопанье по мячу, топанье ногой и дыхание должны быть согласованы. Движения должны быть очень легкими, расслабленными и вызывать приятные ощущения.
Считать оба движения с вдохом и выдохом за один раз.
Форма 18. Надавливание ладонями, успокоение жизненной энергии ЦИ, или Закрыть великий предел.
Продолжаем предыдущее движение.
Встать прямо, кисти поместить перед нижней частью живота. Кисти с пальцами, направленными друг к другу, и ладонями, обращенными вверх, поднять до уровня глаз — вдох.
Перевернуть кисти ладонями вниз и опустить перед нижней частью живота — выдох.
Форма 18. Надавливание ладонями, успокоение жизненной энергии ЦИ, или Закрыть великий предел.
Движения выполняются медленно.
Обучающее видео тайцзи-цигун в исполнении Линь Хоушен.
Самоучитель тайцзи-цигун, или тайцзицюань
Основы тайцзицюань
Занятие по тайцзицюань в Школе Мастера Ши Янбина
Мастер Ши Янбин, тайцзицюань, тренировочный сбор в монастыре Шаолинь
Принципы тайцзицюань
Важнейшее в тайзицюане это то, что это искусство было создано на основе теории Инь и Ян, которая подробно была описана в «И-цзине» – «Книге Перемен» примерно в 1122 году до н. э. Считается, что тайцзицюань был создан Чжан Саньфэном в эпоху Сун, около 1101 г., хотя в разных источниках можно найти разные сведения по этому поводу. Важно не это. Важно понимать истинный смысл тайцзицюань и зачем им стоит заниматься и просто найти хорошего Учителя.
Согласно китайской космологии есть изначальная созидательная сила Вселенной, первичный хаос, из которого возникло все сущее – Узци. Оно бесформенно и бесконечно и может проявиться в мире только через человеческое сознание. Это абсолютный покой. Покой не может существовать без движения, движение не может существовать без покоя. Движение зарождается из центра Узци – это и есть сила Тайцзи, которая разделяет духовную энергию Узци на две полярные противоположности – Инь и Ян. Поэтому занятия тайцзицюань – это соединение энергии и сознания, движения и покоя, верха и низа, левого и правого, чтобы привести в равновесие две противоположные силы – Инь и Ян. Уцзи содержит в себе неисчерпаемый источник всего живого и если мы сможем связать свой ум с этой изначальной энергией, мы поймем смысл нашего существования. Цель занятий – понять и объединить эти две противоположности в нашем теле, как в маленьком кусочке голографической Вселенной, чтобы понять законы «большой» Вселенной. Это высшие ступени практики тайцзицюань. Основа этой практики лежит через разучивание определенных комплексов движений, т. е. через работу с телом, через координированные движения рук и ног, через осознание каждого движения. На первых стадиях самым важным является отстройка, выравнивание и подготовка тела и ума к дальнейшим этапам практики, когда движения комплекса превращаются в динамическую медитацию, а движением тела управляют не мышцы, а внутренняя энергия Ци, направляемая сознанием.
Практика тайцзи – это очень медленная динамика, скоординированные движения рук и ног, которая невозможна без осознания каждого момента движения.
С помощью работы с вниманием и направления нужных усилий человек обучается основным принципам тайцзи. Покой – это состояние Узци или состояние «отсутствия предела». Сознание спокойно, тело расслаблено, ци в энергетическом центре – даньтяне. Когда создается намерение начать движение – это состояние тайцзи, где сразу происходит распределение двух сил Инь и Ян – разделение состояния «отсутствия предела» на состояние «великого предела». Движение и покой, сжатие и растяжение, пустота и наполненность, сила и расслабленность. Это уровень контроля тела. Дальше идет контроль дыхания, контроль ума, контроль ци и последний этап – контроль духа. Сложность в начале занятий – запомнить движения, скоординировать движения рук и ног, связать движения тела с умом, создавать и направлять нужные усилия. Т. е. приходится очень много работать с вниманием, концентрацией, терпением. Во время занятий ум занят отслеживанием каждого движения, поэтому все посторонние процессы просто отключаются, потому что слишком много точек концентрации внимания, на которые тратится энергия. С этим связана первый эффект от занятий – успокоение ума, расслабление тела и укрепление духа.
В тайцзицюань выделяются 13 главных технических элементов, или сил: «8 ворот» и «5 шагов».
8 ворот и 5 шагов тайцзи
«8 ворот»:
– всё это суть 8-ми триграмм (гуа), которые объясняются в Ицзине – «Книге Перемен», в которой содержится математическая философия, объясняющая различные энергетические изменения во Вселенной.
«5 шагов»:
– суть пяти элементов.
Различные взаимодействия Инь и Ян в сочетании с движущий силой Тайцзи порождают возникновение Усин –пяти стихий, т. е. они дают направления этим энергетическим волнам. Поэтому они связаны между собой отношениями усиления и подавления. Этот принцип цикличности можно найти везде в природе.
Наступление, отступление, взгляд влево, взгляд вправо, центральное равновесие – это цзинь (металл), му (дерево), шуй (вода), хо (огонь), ту (земля). Все вместе они составляют 13 позиций тайцзицюань, из которых и состоят комплексы, разные по уровню сложности и по длине.
В древние времена, чтобы ученику было проще запомнить основные «правила» и он мог их выучить наизусть, их записывали в краткой форме, где минимум иероглифов и максимум смысла. Непрактикующему понять их смысл невозможно, а практикующему потребуется немало времени для понимания значений этих фраз. Таким образом появились так называемые «песни о тайцзицюань». Вот пример «песни четырех направлений» или четырех основных сил в тайцзицюань:
Песни четырёх направлений
Парная форма – Поймать воробья за хвост – Пан-люй-дзи-ань