Театр с чего начать
Как пройти в искусство: какие шаги предпринять, чтобы начать знакомство с театром
Преподаватель Московской школы нового кино, обладатель степени Master of Arts совместной программы Университета Гете во Франкфурте и Университета София Антиполис в Ницце понимает про театр и снаружи и изнутри. В этом году проект самой Анны был номинирован на «Золотую Маску». Виртуальный «Спектакль в коробочке» лаборатории Вокруг Да Около, был номинирован в категории «Эксперимент». Премьера спектакля прошла в ноябре 2019 года в венецианском пространстве фонда V–A–C «Дзаттере», но в конкурсной программе участвовала онлайн-версия проекта, созданная вместе с Летним фестивалем искусств «Точка доступа».
Анна, почему вас интересует современный театр, как вы пришли к нему?
Я 20 лет хожу в театр и уже забыла, зачем я все это начала. В театре всегда остается много неизвестных. То непонятное, что рождается в процессе живого исполнения, что каждый раз обещает быть разным, это меня интересует. Зазор между видимым и невидимым, тем, что заготовлено, и тем, что рождается спонтанно. Шестичасовой перформанс знаменитого исландского художника Рагнара Кьяртанссона «Печаль победит счастье» был показан на сцене Театра им. Вл. Маяковского в октябре 2019 года. В этой работе, повторяя фразу «Печаль победит счастье», художник покачивается под восьмитактовую грустную мелодию, которая постепенно нарастает до кульминации — а потом начинается заново В чем принципиальное отличие современного театра от классического? Может ли классическая постановка хрестоматийного произведения быть современной?
Мне всегда очень интересно, что имеют в виду, когда говорят о классическом и современном театре. Как это противостояние понимается? Произошла какая-то подмена в языке, и мы начали называть театр, по примеру танца – современным. Но в танце это термин, а в театре – нет. На самом деле, чаще всего зрители понимают очень конкретные вещи, когда говорят о современном театре – обычно это меню из нескольких блюд. Например, актеры раздеваются или, наоборот, одеты в современные костюмы, или режиссер дописывает оригинальный текст. Это меню не меняется из года в год, так же, как и вопрос, почему Гамлет ходит в джинсах. Театр не может быть несовременным, потому что спектакль происходит здесь и сейчас. Те, кто говорят о «классическом» театре, ещё и имеют в виду историческую правдоподобность, хотят видеть исторические костюмы, реквизит. И если это не реконструкция, это немного странный запрос. Меня часто спрашивают, на что сходить, и если эти люди мне не очень знакомы, я начинаю издалека – прохожусь по вопросам из меню.
«Гамлет | Коллаж» – спектакль Робера Лепажа, в котором все роли исполняет Евгений Миронов. Его герои как бы замкнуты в пространстве запрограммированного куба-конструктора, на котором проецируется то зала дворца, то библиотека, то беседка сада, то кабинет, то корабельная каюта
Чем спектакль отличается от перформанса?
Интересно, что сегодня жанры смешиваются, и уже непонятно, откуда что и как происходит. Но главным отличием можно было бы назвать текст или драматическую основу. А перформанс подчиняется только сценарию – там больше выбора, больше свободы и зрителю как будто позволено действовать. Сама архитектура театра, устройство зала и сцены устроены так, чтобы не позволить зрителю вмешаться в действие. Вы не можете подняться во время действия и начать доказывать Отелло, что Дездемона ему не изменяла. Все главные режиссерские теории XX века перепридумывают роль зрителя в спектакле, придумывают стратегии нового зрительского участия. Какие стратегии? Вот Константин Станиславский, например, ставит ужасно неудобные деревянные стулья в зал, чтобы, как минимум, заснуть было бы неудобно. В театре зритель практически всегда пассивен, в перформансе – наоборот.
«ГЭС-2 Опера», показанная в Московском энергетическом институте соединила в себе всевозможные жанры искусства. Прежде чем взяться за проект, режиссер Всеволод Лисовский изучил исторические материалы и много общался с бывшими сотрудниками электростанции. В основе либретто, которое написал поэт Андрей Родионов, — воспоминания человека, который некогда работал на ГЭС-2. Спектакль был номинирован на «Золотую маску» в прошлом году в категории «Эксперимент»
Как считаете, как выглядит театр будущего, после пандемии?
Спектакль «Сережа» Дмитрия Крымова в этом году получила две Премии «Золотая Маска» – «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль» (Мария Смольникова)
С какими бы работами советовали бы познакомиться для того, чтобы понять, что сейчас происходит в сфере театрального искусства? На каких авторов и артистов обратить внимание?
С чего начать знакомство с традиционным театром
Как выбрать спектакль для первого похода в театр взрослому или ребёнку, какой театр считается традиционным и чем его виды различаются между собой
Театр принято делить на классический и современный, но это довольно спорная классификация. Даже если какую-то пьесу ставят на разных сценах годами или десятилетиями, каждая постановка будет считаться отдельным произведением искусства. При этом сама по себе пьеса или исходный роман может считаться литературной классикой, как, например, произведения Шекспира или Чехова. Но многочисленные постановки остаются лишь вариантами интерпретации.
Поэтому правильнее разделять театр на традиционный и современный. Для первого характерны привычные театральные атрибуты: наличие сюжета, актёров, сцены, декораций и костюмов. На примере московских постановок мы создали универсальную инструкцию для каждого, кто только решился на знакомство с театром. К слову, билеты на спектакли можно приобрести на МТС Live, пройдя по ссылке в названии представления.
Драматический театр
В отношении театра термин «драматический» обозначает, что историю зрителю рассказывают через актёрскую игру: словами, жестами, мимикой, интонацией. В драматическом театре иногда используют музыку, хореографию или визуальные эффекты, но главными остаются режиссёрское видение и актёрская интерпретация. Жанр спектакля может быть любым: трагедия, комедия, буффонада, пантомима или их смесь. Спектакли обычно ставят по литературным произведениям, чаще всего по пьесам, но не обязательно — режиссёр может взять за основу роман, повесть, сказку или даже поэму.
Выбирая постановку для первого похода в драматический театр, стоит для начала определиться, для чего вы туда отправляетесь и что ожидаете получить от похода.
Посмеяться
Можно просто выбрать специализирующиеся на комедии Театр имени Вл. Маяковского или Театр Сатиры. Или заглянуть в Театриум на Серпуховке и Театр имени Моссовета. Смело можно идти на любой спектакль «Квартета И», представления с участием Константина Райкина или Григория Сиятвинды. Либо на постановки по пьесам комиков и сатириков — например, Бернарда Шоу, Надежды Тэффи или А. П. Чехова.
Вспомнить или переосмыслить классику литературы
Надёжнее выбрать спектакль по книге, которую вы уже читали, и заранее посмотреть отзывы. Для первого знакомства с классикой в театре хорошо подходят Театр имени А. С. Пушкина, МХАТ имени Горького и Малый театр.
Познакомиться с московскими театрами
Если вы никогда не были в Большом театре, то с него же можно и начать. А можно с любого театров с историей: «Современник», МХТ имени Чехова, Мастерская Петра Фоменко — почти безошибочные варианты.
Увидеть интерпретацию современных книг
Если вам нравятся произведения Пелевина или повесть «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева, знакомство с театром можно начать со спектакля по любимой книге. Правда, режиссёры редко ставят литературные произведения дословно — диалоги героев, их внешность и характер могут измениться.
Увидеть любимых актёров вживую
Если видите на театральной афише любимого актёра, смело покупайте билеты. Особенно если этот артист задействован в какой-то нетипичной роли, как Ингеборга Дапкунайте в премьерном спектакле «Идиот» Театра Наций. Примечательно, что актриса играет князя Мышкина. Этой осенью стоит также обратить внимание на спектакль «Двое» — в нём милейшая Роза Хайруллина внезапно перевоплотится в Чарли Чаплина, а компанию на сцене ей составят Максим Виторган, Евгений Стычкин и Максим Суханов.
Музыкальный театр
Если в драматическом театре основой для постановок обычно служит литературное произведение, то в музыкальном всё строится на музыке в разных её проявлениях. Литературная основа тоже есть почти всегда, но сюжет передается не столько актёрской игрой, сколько хореографией или пением. К традиционному музыкальному театру относятся опера, балет, оперетта и мюзикл.
Опера
Этот жанр больше подойдёт тем, кто может с удовольствием и подолгу слушать классическую музыку. Почти все диалоги персонажей в опере включают в себя вокальные пьесы для одного голоса — арии. Их текст иногда сложно разобрать из-за специфики оперной манеры пения, к тому же часто это происходит на языке оригинала. Благо во всех крупных театрах во время оперы параллельно с арией идут субтитры на русском. Учитывайте это при выборе билета, чтобы видеть не только сцену, но и один из экранов с переводом. Обратите внимание, есть ли в зале колонны или другие детали интерьера, загораживающие обзор.
Начинать знакомство с оперой лучше с классики: «Травиаты», «Тоски», «Кармен», «Евгений Онегин».
Балет
Это танцевальный спектакль, построенный на классической хореографии. Чаще всего персонажи в нём вообще не разговаривают — все эмоции и перипетии сюжета выражаются через движение.
В России одна из сильнейших балетных школ в мире, поэтому хотя бы раз в жизни это стоит увидеть. Основная сцена в Москве — это Большой театр. Хороший выбор балетной классики и в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Начать можно с любого балета Чайковского, «Ромео и Джульетты» Прокофьева, «Жизели», «Дона Кихота», «Баядерки», «Гаянэ».
Существуют и детские постановки, например, «Три поросёнка» в театре имени Натальи Сац. В них костюмы ярче, сюжет понятнее, а отношения между персонажами менее трагические.
Если же хочется современной хореографии, стоит обратить внимание на шоу балета «TODES» или танцевальный спектакль Ляйсан Утяшевой. Много интересного и на фестивалях современной хореографии.
Мюзикл и оперетта
Эти два жанра очень похожи между собой — для обоих характерны лёгкий комедийный сюжет и обилие вокальных номеров. Оперетта обычно ближе к академической музыке и классическим сюжетам, но гораздо легче для восприятия, чем опера.
В мюзикле же стиль музыки может быть любым: от джаза до панк-рока. В постановках часто используют хореографические номера, спецэффекты и акробатику. В жанре есть своя классика: например, «Иисус Христос — суперзвезда». Нередко ставят классику литературы — «Анну Каренину», «Преступление и наказание» и «Пляшущих человечков». Из громких хитов прямо сейчас на сцене МДМ идёт мюзикл «Шахматы» — история соперничества русского и американского гроссмейстеров от трёх выдающихся авторов: Тима Райса (создателя мюзиклов «Иисус Христос — суперзвезда», «Эвита» и «Король Лев») и Бенни Андерcсона с Бьорном Ульвеусом (авторов песен и участников группы ABBA, композиторов мюзикла «Mamma Mia!»).
Кукольный театр
Этот вид театра относится к древнейшим в мире и за столетия своей истории оброс множеством вариантов исполнителей: персонажей могут изображать марионетки или куклы-великаны, тростевые или перчаточные куклы. Сейчас активно используются в некоторых спектаклях также механические куклы-автоматы, изображающие людей, животных, птиц.
Чаще именно детей водят на кукольные спектакли, ведь они могут стать отличным вариантом для первого знакомства с театром. Главное, на что стоит обратить внимание — это рекомендованный возраст зрителей: не все кукольные спектакли ориентированы на малышей. Трёхлетний ребенок вряд ли поймёт сказки Пушкина, а десятилетнего, скорее всего, уже не заинтересует «Курочка Ряба».
Но в театрах кукол дают спектакли и для взрослых. Например, пронзительный «Мальчик у Христа на ёлке» в Московском театре кукол, в котором 21 сентября начнётся «Достоевский фест». Можете себе представить «Преступление и наказание» в исполнении марионеток? Тогда стоит сходить хотя бы из любопытства.
Обычно кукольные спектакли дают в театрах с многолетней историей, оказаться в них на откровенно плохой постановке практически невозможно. Московский театр кукол, Театр кукол имени Образцова, Московский детский театр марионеток и Сказочный театр предлагают очень обширный репертуар для разных возрастных групп.
С чего начать знакомство с современным театром
Как выбрать спектакль для первого похода в театр взрослому или ребёнку, какой театр считается современным и чем его виды различаются между собой
Театр можно разделить на традиционный и современный, но чётко разграничить их невозможно: нет объективных показателей. Например, постановка по пьесе Шекспира, сюжет которой перенесён в наше время, кажется более новаторской, чем версия той же пьесы с классическими декорациями и костюмами. Но этот же спектакль видится более традиционным по сравнению с иммерсивным шоу, в котором может не быть сцены, актёров и внятного сюжета.
К современному театру можно отнести все приёмы, для которых только относительно недавно появилась техническая возможность организации: ледовые шоу, аудиоспектакли, подводный театр и другие. И, конечно, современный театр формирует тренды последних десятилетий: пластический, документальный и иммерсивный театр.
А как избежать неловких ситуаций в театре и подготовиться к первому походу на спектакль, выбрать правильные места и найти ответы на другие театральные вопросы вы можете в нашем кратком гиде.
Пластический или физический театр
В таком театре главное средство выражения — это тело актёра. Иногда движения исполнителей складываются в танец. Порой, кроме движения, ещё есть диалоги или монологи, но не обязательно. Все элементы, кроме пластики актёров, могут дополнять общую картину, помогать восприятию или задавать контекст, но движение всё равно остаётся главным.
Многие представляют пластический театр как малопонятные абстрактные зарисовки, но это совсем не так. Акцент на движении и хореографии — это лишь выбор формы, содержание при этом может быть любым.
Пластические спектакли нередко ставят по классическим произведениям. Например, «Демон» по мотивам поэмы Лермонтова и гоголевский «Ревизор» в Театре имени Ермоловой, «Калигула» по мотивам пьесы Камю или «Воскресение» по пьесе Л. Н. Толстого. Но встречаются и постановки, оставляющие гораздо больший простор для фантазии, как, например, «Вариации статики» во МХАТе имени Горького.
Для первого похода на пластический спектакль лучше всего выбрать знакомый сюжет или конкретный спектакль, о котором вы слышали и хотели бы составить собственное мнение.
Документальный театр
Документальная пьеса — один из самых молодых театральных трендов. Суть таких постановок — в размышлении на тему реально произошедших событий. Актёры отыгрывают их на сцене или используют только в качестве контекста, завязки истории. Например, нередко используется техника вербатим — речь важного для сюжета человека заранее записывают и используют в качестве реплики или целого монолога в спектакле. Драматург может задействовать и другие документальные материалы: видеозаписи, колонки газет, фотографии, интервью. Главная задача документальной пьесы — это приглашение подумать о каком-то явлении или проблеме.
Оплот документального театра в Москве — это Театр.doc. Спектакль здесь может быть построен на разговоре с реальным человеком или на пьесе современного драматурга. В любом случае страшный, комичный или пронзительный реализм проявит себя. Если вам любопытен такой формат, можно начать с пьесы «Язычники», спектакля «Человек из Подольска» или комедии «Летние осы кусают нас даже в ноябре».
Существуют также документальные пьесы, на которые можно ходить с детьми, к примеру, на «Пушкина и деньги» в Театр.doc.
Иммерсивный театр
К иммерсивным можно отнести все спектакли, подразумевающие вовлечение зрителя. В этом направлении не стоит ждать никаких традиционных театральных атрибутов — существуют спектакли и вовсе без актёров, сцены или зрительного зала. Декорациями могут служить заброшенный цех, огромный парк или целый город.
Зрителя по нужному маршруту ведут голос гида в наушниках или указатели на стенах, а смена локаций выстраивается в какой-то сюжет самостоятельно. Постановщик может как переводить наблюдателя от одной сцены к другой, так и предоставить ему полную свободу передвижения. Нередко зрители участвуют в сюжете спектакля: их просят надеть костюм или маску, актёры вступают с ними в разговоры или дают задания.
Знакомство с этим направлением лучше начинать с постановок, в которых есть хоть какие-то традиционные элементы: стены театра, актёры, музыка, хореография. Например, Иммерсивный танго-театр, спектакль «Женщина и невропатолог» в Центре имени Мейерхольда или опера-променад «Пиковая дама» в TROYKA Multispace.
Для вошедших во вкус — в Москве сейчас богатейший выбор самых разных иммерсивных форматов: аудиоспектакли на улицах города или в лесу, постановка-подкаст и саунд-спектакль о жизни птиц, танцевальные действа и диалоги зрителей между собой. Есть даже детские иммерсивные постановки, например, «Министерство магии» в настоящей дворянской усадьбе.
Ледовые шоу
Такие шоу можно отнести к музыкальному театру, только не на сцене, а на катке. Ставят их профессиональные фигуристы, большинство ролей тоже исполняют спортсмены. Это один из самых зрелищных видов музыкального спектакля — много пространства, световые эффекты, акробатика. Такие постановки отлично подходят для походов с детьми.
В Москве, например, можно сходить на «Щелкунчика» Евгения Плющенко, «Лебединое озеро» Татьяны Навки или на Новогоднее шоу Ильи Авербуха.
Первый выход в театр и правила хорошего тона
Первый выход в театр и правила хорошего тона. Сегодня большое внимание уделяется вопросу культурного досуга граждан, ведь с развитием высоких технологий у человека появилось множество различных способов весело проводить свой досуг дома.
Первый выход в театр и правила хорошего тона
Несмотря на опасения скептиков, мы все ещё не забываем о классических ценностях просвещения
Конечно, вовсе не секрет, что сегодня многие взрослые не имеют представления, как вести себя в театре из-за того, что попросту ни разу не посещали подобных мест. А многие именно из-за незнания отказывают себе в удовольствии прикоснуться к искусству.
В помощь новичкам, есть несколько простых правил, как первый поход в театр превратить в мероприятие, которое захочется повторять регулярно.
Театр – это праздник души и разума, а любой праздник – это нарядная одежда.
Современный театр имеет свой дресс-код
Театральный этикет никуда не делся. Он немного видоизменился, подстроился под современность, но не исчерпал себя.
Многие театры, особенно европейские, снижают требования к дресс-коду, опасаясь, что зрители почувствуют себя неуютно или нежеланными гостями в этом месте. Но они и не должны «фильтровать» зрителей на входе. Ваш внешний вид в данном случае характеризует только вас.
Этикет – одна из норм существования общества.
Женщине важно следить за своим поведением, а манеры так и вовсе – лицо джентльмена.
Театральный дресс-код для женщин
ДА: платья по колено, платья в пол, строгое платье-футляр, брючный костюм, белый верх-тёмный низ, лодочки, аккуратная причёска
Конечно, ваш внешний вид будет зависеть от того, на какую именно постановку вы идёте. Но перечисленные выше рекомендации будут относиться к любой из них.
Опера/Балет. Важность и масштабность этих постановок становятся видны уже на стадии покупки билетов. Отдав неплохую сумму за места в партере, вам вряд ли захочется выглядеть там неуместно. И ловить на себе взгляды недоумевающих соседей.
В оперу и балет самое время надевать платье в пол, если таковое имеется в гардеробе, но большей частью висит без дела. Вообще, платье или брючный костюм здесь – идеальный вариант. Но не нужно думать, что это шанс «выгулять» фамильные драгоценности и масштабную бижутерию: это дурной вкус. Украшения должны выглядеть скромно и элегантно.
Драматический театр. Здесь могут быть вполне разные варианты. Очень часто на драматические постановки люди идут после работы. Поэтому официальная одежда, разбавленная украшениями, вполне себе подходящий вариант.
Экспериментальные постановки. Из-за неоднозначности жанра многие позволяют себе надеть джинсы и кроссовки и чувствовать себя на высоте (всё равно ж ничего не понятно). Но это абсолютно неправильный подход. Это всё тот же театр, и правила этикета всё те же. Если режиссёр и труппа решили показать вам другую сторону этого вида искусства, это не значит, что нужно пренебрежительно к ним относиться и позволять себе выглядеть, как в парке на прогулке.
Театральный дресс-код для мужчин
НЕТ: джинсы, вызывающие цвета, водолазка, свитер, футболка, спортивная одежда, шорты, кроссовки, кеды
ДА: костюм-тройка, пиджак, белые и однотонные рубашки, запонки, галстук-бабочка, шейный платок, оксфорды
Джинсы и футболка, безусловно, очень удобно, но театр – есть театр. Это ваше свидание с искусством, а значит выглядеть на нём нужно подобающе. Даже, если вы сами желанием не горите, а затащила вас в этот «храм культуры» ваша вторая половина.
Опера/Балет. Эти варианты более солидны и праздничны. Поэтому постарайтесь раздобыть костюм-тройку, отыскать на задворках империи запонки, полюбить (хотя бы на вечер) галстук-бабочку и не забыть о манерах. Особенно, если вас ждёт партер. Эпоха бриллиантов, мехов и царских утех канула в Лету, но отголоски остались.
Драматический театр. Здесь есть варианты выглядеть менее пафосно: сойдёт даже обычный костюм. Да и пиджак может оказаться необязательным, белая или однотонная рубашка спокойных оттенков подарит и относительное удобство и добавит некой торжественности – всё-таки «выход в свет».
Экспериментальный театр. Думаете, что настал момент истины и джинсов? Нет. Экспериментальный театр – не значит экспериментальный гардероб зрителей. Поэтому соблюдайте правила приличия и не оскорбляйте актёров своим внешним видом.
Детский театр – тоже театр.
И если родителям при этом не обязательно выглядеть, как на приёме у королевы, то детям стоит прививать манеры и этикет. Всегда помните, что они равняются на вас. И если вы привели их на кукольное представление, надев джинсы, то не удивляйтесь, когда ребёнок уже в сознательном возрасте заявится на оперу в шортах и гавайской рубашке.
Посещая театр, следует помнить о строгом правиле – соблюдать полную тишину в ходе представления
это отвлекает зрителей от просмотра, а актеров от игры.
Дурным тоном считается встать и выйти из зала во время представления на сцене.
Пунктуальность – ещё одно золотое правило, которое неотступно выполняют, придя в театр.
Итак, у Вас есть время, чтобы занять свое место до третьего звонка, после в зал заходить нельзя.
Как видите, по сути, нет ничего сложно. Для похода в театр Вам не нужны особые навыки, а лишь нарядный костюм или платье, терпение, вежливость и пунктуальность. И, конечно, самое главное – билеты на спектакль. К слову, сегодня можно найти весьма выгодные предложения и купить дешевые билеты в театр на очень интересный спектакль.