Тед лассо о чем
Все любят Теда Лассо: почему сериал о наивном футбольном тренере покорил зрителей и критиков
Магия телевидения (и кино) в том, что ты никогда не можешь предсказать настоящий успех. Ты можешь приложить все возможные усилия, сделать все ритуальные телодвижения, но что в результате станет хитом и отзовется в сердцах миллионов зрителей — предугадать невозможно. Вероятно никто из руководителей платформы Apple TV+ не мог и близко представить насколько популярным станет сериал «Тед Лассо». Ведь для этого не было никаких особенных оснований. Это простая комедия, без суперзвезд, да к тому же про спорт, который в Америке не очень популярен — про футбол. Только футбол настоящий, в который играет весь мир, а не американский.
Никто из руководителей платформы Apple TV+ не мог и близко представить насколько популярным станет сериал «Тед Лассо»
Собственно во многом, вероятно, поэтому «Тед Лассо» не был в первом эшелоне премьер новой платформы. Apple возлагал гораздо больше надежд на дорогую антиутопию «Видеть», остро-социальную драму с голливудскими суперзвездами «Утреннее шоу», первый сериал всемирно известного режиссера М. Найт Шьямалана «Служанка» или криминальный триллер — опять-таки с суперзвездой в главной роли — «Защищая Джейкоба». На бумаге каждый из этих проектов был, фактически, обречен на популярность. И многие из этих чудесных историй прозвучали и нашли своих благодарных зрителей, но планетарных масштабов феноменом и главным хитом стали не они, а скромный «Тед Лассо».
Тед Лассо — тренер провинциальной футбольной команды (в данном случае речь идет об американском футболе) летит в Англию, чтобы стать новым главным тренером клуба премьер-лиги ФК «Ричмонд». Он ничего не понимает в настоящем футболе, слово оффсайд ему не знакомо, он никогда не тренировал футбольные клубы ни на каком уровне, чего уж говорить о Высшей лиге. Но Теда эти обстоятельства совершенно не смущают. Его вообще ничто не смущает: он уверен в том, что добрым словом и еще одним добрым словом можно решить любую проблему. Его не расстраивают игроки, совершенно ошалевшие от таких раскладов, которые относятся к нему с нескрываемым презрением. Даже стадион болельщиков, которые скандируют обзывательства, не способен смутить Теда. Он верит в то, что все получится. И даже когда Тед узнает об истинных мотивах своего назначения — новая хозяйка клуба мечтает отомстить бывшему мужу-миллиардеру. Во время развода и раздела имущества, любимый футбольный клуб мужа достался ей, и идея пригласить наивного американского простофилю главным тренером — тоже ее. Его руками она погубит «Ричмонд» и унизит ненавистного бывшего.
Все первые рецензии на сериал «Тед Лассо» начинались со слов искреннего изумления: как, как же так вышло, что этот простой на вид комедийный сериал оказался ТАК хорош и ТАК успешен? Об успехе свидетельствовало решение Apple продлить «Теда» сразу на два сезона еще до окончания первого. Когда Американская академия телевидения объявила номинантов этого года на премию «Эмми» — «телевизионный Оскар» — у платформы Apple TV+ было суммарно 34 номинации, из которых 20 — у «Теда Лассо».
С одной стороны, успех понятен. Сериал очень остроумно написан, придуман, блестяще сыгран. Он предлагает нам необычную, порой смешную, порой грустную историю об очень живых людях. Каждый герой особый: никто — даже Тед — не придуманный идеал, а все живые обаятельные люди, за жизнью которых интересно следить и которым хочется сопереживать. Но сериалов, о которых можно так сказать много, а «Тед Лассо» такой все-таки один. И поэтому очень интересно попытаться проанализировать причины такого успеха, который, кажется, связан он с двумя фундаментальными обстоятельствами.
Например. Пиарщица ФК «Ричмонд» красотка Кили встречается с форвардом Джейми — зазнайкой, нарциссом и, в общем, довольно по-человечески несимпатичным смазливым футболистом. Джейми ненавидит Рой Кент — капитан команды. Джейми звезда восходящая, а Рой — угасающая. Он в полушаге от пенсии, он немного завидует Джейми. А еще он тайно влюблен в Кили. И вот Кили и Джейми расстались и Рой получил свой шанс. И он даже дал Кили знать о своих чувствах, а она — так случилось — снова переспала с Джейми.
Его успех — наглядное доказательство того, как все мы истосковались по переменам. По другому, уважительному к себе отношению. По любопытству, а не на осуждению.
Перед нами классическая ситуация из среднестатистического ромкома. Если бы речь шла о любом другом сериале, зрителям бы предложили минимум 10 серий следить за тем, как все участники треугольника ссорятся, мирятся, выясняют отношения, вновь сходятся и расходятся. «Тед Лассо» же решает ситуацию не как принято в ситкомах, а по-человечески. Рой идет за советом к Теду. И Тед — вместе со своими помощниками — вместо того, чтобы погружаться в романтические хитросплетения говорит: повзрослей. Вы не встречаетесь официально, вы никогда не спали вместе, вы даже не целовались никогда — никто никому ничего не должен. Поступи, как взрослый. И Рой, как живой человек, а не как герой ситкома, идет и честно говорит Кили: мне, конечно, грустно и обидно, но я понимаю, что обижаться на тебя я не имею никакого права, так что пойдем может быть на свидание?
Раз за разом «Тед Лассо» предлагает нам понятные комедийные ситуации, которые затем развиваются не так, как принято в комедиях. Герои ведут себя как люди — говорят о проблемах, о чувствах, говорят открыто и решают проблемы в разговоре. Авторы сериалы относятся к зрителям с таким же уважением, с которым они относятся к своим героям. Не держат за идиотов, не мучают сложноустроенными жанровыми конструкциями и не предлагают смеяться над надуманными обстоятельствами мало возможными в реальной жизни. И это отношение чувствуется — сериал выглядит свежее, ярче и значительно смешнее. Мы, зрители, очень ценим искренность.
Но, все-таки, главным залогом успеха сериала стал герой.
Начиная смотреть «Теда Лассо», мы думаем, что это история про милого недотепу, а оказывается — это рассказ о настоящем сильном лидере. О типе лидера, от которого мы отвыкли и на экране, и в жизни. О добром и одновременно очень сильном человеке. «Тед Лассо» — это сериал о том, что сильный лидер может быть добрым и терпимым. Что ему не обязательно быть жестким, не обязательно устраивать всем вокруг преодоление, не обязательно быть циничным. Доброта может быть силой, а любопытство и терпимость, открытость новому и незнакомому — это важнейшие качества.
Написанные буквами эти утверждения звучат банально и неубедительно, но в исполнении Джейсона Судекиса в сериале «Тед Лассо» — это именно так. Про выдающиеся фильмы или сериалы обычно говорят, что они сумели уловить «дух времени». «Тед Лассо» — милая комедия про футбол — сумела не просто уловить «зайтгайст», а сформулировать его. Наглядно продемонстрировать запрос миллионов зрителей не на каких-то абстрактных «добрых героев», а на сильных лидеров, чья сила определяется не привычными нам характеристиками, а добротой и пониманием. В 2020-м нам казалось, что «Тед Лассо» — это идеальное лекарство именно от этого, наполненного невзгодами и вызовами, года. Но сейчас уже очевидно, что «Тед Лассо» шире, чем просто ответ на временные сложности, а его успех — наглядное доказательство того, как все мы истосковались по переменам. По другому, уважительному к себе отношению. По любопытству, а не на осуждению.
«Почему женщины убивают», экранизация Стивена Кинга и возвращение «Друзей»: 11 самых ожидаемых сериалов лета
«Почему женщины убивают», экранизация Стивена Кинга и возвращение «Друзей»: 11 самых ожидаемых сериалов лета
Доброта — последнее прибежище лицемера: как сериал «Тед Лассо» обманул весь мир
В онлайн-кинотеатре Apple TV+ стартовал второй сезон зрительского хита — ситкома «Тед Лассо» о ненапряжных приключениях незадачливого американского тренера, который неожиданно для себя начинает вести к успеху британскую команду. Кинокритик Егор Беликов объясняет, почему от этого сериала, даже если вы его очень любите, пора бы уже отказаться.
Казалось бы, «Тед Лассо» совершенно не нуждается в киноведческой или даже кинокритической снобистской экспертизе. Это ни на что не претендующий сериал, причем данная непретенциозность проявилась в проекте еще на стадии препродакшена. Целый проект для амбициозного онлайн-кинотеатра, принадлежащего главной корпорации зла, Apple, вырос из нескольких рекламных видео с участием замечательного комика — выпускника Saturday Night Live Джейсона Судейкиса, где тот играл тренера-неудачника, который однажды перепутал американский футбол с обычным и начал воспитывать знаменитый британский «Тоттенхэм». Позже к сериалу подключили маститого шоураннера Билла Лоуренса, который в последние годы оказался не очень-то успешен: «Город хищниц» с Кортни Кокс, офисный ситком «Крученый город» с Майклом Дж. Фоксом — ничего, в общем, мозговзрывающего. Но Лоуренс и так уже навсегда в истории американского телевидения — он когда-то придумал и написал аж 155 эпизодов сериала «Клиника».
В чем была несомненная удача неровной, но поразительно эмоциональной «Клиники», запустившей карьеру народного любимца Зака Браффа? Это была попытка уместить классический жанр взросления — coming-of-age — в медицинские обстоятельства. Вроде бы уже взрослые люди начинают ординаторскую карьеру в большом госпитале — и всесторонне крепнут, учатся принимать решения и за себя, и за пациентов. При этом все подавалось совершенно неназойливо, с легким душевным юмором, с лирическими отступлениями. Примерно то же хотелось увидеть в «Теде Лассо» — что-то неглупое и при этом остроумное о преодолении внутренних барьеров, душеспасительное, но не морализаторское.
В целом сериал, несомненно, потакает ожиданиям. Теду Лассо, своеобразному герою песни Стинга Englishman in New York, только наоборот (американец в Великобритании), не получится не сопереживать. Он оказывается настолько не востребован на новом месте, насколько это возможно: хозяйка клуба, злодейка Ребекка, пытается всеми силами утопить команду, ведь эту сомнительную собственность она получила по итогам болезненного развода с мужем, а потому хочет отомстить ему тем, что убьет его футбольную мечту. Для того и нанимают Теда Лассо — тренера по американскому футболу, который в самом популярном в мире спорте, где играют только ногами, не очень-то и шарит. Протагонисту приходится обходить языковые и географические барьеры, параллельно как-то разбираться с личной жизнью (в первом сезоне Тед разводится с женой, оставленной на родине, но эта тема проходит пунктиром, слава богу), с вечно конфликтующими и зазвездившимися спортсменами, наконец, с собственницей, которая плетет разнообразные интриги.
Наверное, фанаты сериала ждут от этого материала ответа только на один вопрос: как там второй сезон? Вот здесь начинаются первые сложности. Не выдавая ничего лишнего (Apple самонадеянно показал кинокритикам все серии, но под эмбарго до дня релиза каждого из эпизодов, которые будут выходить аж до октября), можем сказать, что акценты несколько сместились в сторону восторженной осознанности.
Для этих целей появляется новая героиня — психотерапевтка-афроамериканка, не прямо очень смешная, скорее, нужная для того, чтобы хоть как-то объяснить диалоги, переполненные рефлексией. И вообще юмора, простого и житейского, стало поменьше. Хотя это не так уж необходимо для ситкома — жанра, быстро мутирующего в сторону авторского кино, где любят поразмышлять о вечном и волнующем. Короче, можно списать ненавязчивое изменение вектора развития сериала на возмужание, как в «Клинике»: герои многое узнали о себе и рады это нам показать.
На самом деле проблема только в том, что весь «Тед Лассо» — это ловушка. Не в том смысле, что Apple TV+ так нас подсаживает на свою подписочную иглу — это и так понятно, мы же рады платить за хороший контент, правила на рынке изменились, и потребитель нынче готов вводить номер карточки. Другой вопрос, что «Тед Лассо» дарует лишь иллюзию уюта, здесь нет как будто бы ничего настоящего. В тяжелые времена, как известно, зритель ищет в кино не интеллектуальное или эмоциональное напряжение и, как следствие, катарсис, а, наоборот, иллюзию нормальности, успокоения, утешения.
«Тед Лассо» выстрелил именно во времена первых карантинных ограничений, и этот сериал, наверное, избавил от психических помешательств немало людей своим внутрикадровым уютом. Здесь, по сути, не происходит ничего по-настоящему раздражающего и травмирующего — каждая сюжетная перипетия раскладывается как нельзя лучше для протагониста и ему сочувствующих. Даже провалы вверенной ему команды подаются как некое эмоциональное пробуждение и для него, и для футболистов. Нужно верить в себя, продолжать жить дальше и следовать за мечтой — вот и все, что нам диктует сериал. Это само по себе не плохо, но ничего сверх этого «Тед Лассо», к сожалению, не дает.
Опостылевшая доброта протагониста лишь утомляет — ну не бывает таких приятных людей, как усатый герой Джейсона Судейкиса, а если и бывают, то за их жизнью обычно не очень-то интересно следить. Футбольная тема тоже не очень ярко выражена — лишь иногда, раз в серию, появляется по паре шуток и перемигиваний для своих, но уж точно «Тед Лассо» не обращается в настоящую спортивную драму.
Кажется, настало время набраться сил и наконец отправиться восстанавливать утраченный, порушенный и поруганный мир, устроить что-то вроде кинематографической послевоенной рецессии. Это стремление к возвращению доковидных времен (хотя уже складывается упорное ощущение, что те самые благословенные времена, что мы не ценили, а потерявши — плачем, уже не вернутся никогда и мы навечно застряли в аду) стоит выражать и в выборе кино. Даже если вы не кинокритик, а просто зритель и на многое не претендуете, все равно пора уже вывертываться из опостылевшего, пусть и теплого, сериального одеяла — и идти смотреть большое, поразительное кино, неважно, полнометражное или многосерийное. Главное — перестать пересматривать любимое и до боли знакомое («Клинику», «Как я встретил вашу маму», «Друзей» или «Секс в большом городе»), отодвинуть от себя продукты маркетологических коварных просчетов, как «Тед Лассо». Так победим.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
«Тед Лассо» с Джейсоном Судейкисом – важная комедия о футболе. Сериал вырос из проморолика АПЛ
Самый добрый ситком года, который нужно смотреть даже тем, кому спорт не интересен.
От редакции Sports.ru: вы в новом блоге Трибуны «Диегезис Мимесис» – здесь рассказывают о кино и спорте. Недавно автор грамотно отрецензировал документалку Amazon про «Тоттенхэм», а сейчас написал о ситкоме «Тед Лассо» от Apple TV+. Так что поддержите его плюсами!
«Тед Лассо» вырос из проморолика АПЛ. Шоураннер сериала – создатель «Клиники»
Тренер по американскому футболу получает работу в футболе европейском, переезжает в Лондон и начинает работать с клубом «Ричмонд». Такова завязка «Теда Лассо». Не самая оригинальная история комического сопоставления двух близких культур (американской и английской) через их главные спортивные развлечения: американский футбол и соккер.
Персонаж Тед Лассо появился за 7 лет до выхода сериала. Этот образ был придуман в 2013 году в рамках промокампании нового сезона АПЛ на NBC. Тогда он стал тренером «Тоттенхэма», а декорациями для съемок – база лондонского клуба, поэтому в рекламе мелькают Гарет Бэйл и Кайл Уокер.
Через год NBC вернулся к образу Теда Лассо, а затем шоураннер «Клиники» Билл Лоуренс присоединился к создателю и исполнителю персонажа Джейсону Судейкису («Несносные боссы», «Мы – Миллеры»), и появился полноценный сериал, который сохранил черты оригинальных промороликов, включая актеров Судейкиса и Брендона Ханта (тренер Бирд) в главных ролях. Перешли в ситком даже некоторые шутки из рекламы, например, про Уэльс и то, сколько вообще стран внутри одной страны.
В сериале Тед Лассо тренирует вымышленный клуб АФК «Ричмонд», который обзавелся официальным аккаунтом в твиттере за несколько месяцев до премьеры. Главный герой уже после первых эпизодов вновь разрушил четвертую стену и соприкоснулся с реальностью. Разговор Лассо с Жозе Моуринью – обратная ситуация той, что была 7 лет назад: тогда вымышленный персонаж рекламировал реальных людей, а теперь реальные люди помогли в продвижении художественного сериала. Причем Моуринью делал это не в рамках постановочной сцены, он вспоминал Теда Лассо на настоящей пресс-конференции.
В самом сериале вымысел тоже соприкасается с реальностью, и это один из способов создания комического. «Ричмонд» – выдуманный клуб, но он помещен в реальный мир, где борется за выживание в Премьер-лиге и играет с «Кристал Пэлас» и «Эвертоном»; где «Манчестер Сити» тренирует некий Пеп, а на место тренера в самом «Ричмонде» претендуют Тони Пьюлис, Алан Кербишли и Харри Реднапп (трижды). Но никто из реальных людей не появляется в кадре, мы узнаем о них из слов персонажей. Нет в сериале и приглашенных звезд. Исключение – комментатор Арло Уайт в роли самого себя и помогающий ему Крис Пауэлл – бывший игрок «Чарльтона», «Дерби» «Вест Хэма» и даже сборной Англии.
На поверхностном уровне интрига сериала в том, добьется ли успеха тренер по американскому футболу в европейском футболе – это комедийная оболочка истории. Смежная интрига – почему такая ситуация возникла вообще – раскрывается уже в первой серии. И если мотивация владелицы клуба назначить тренера-дилетанта легко осязаема, то вопросы, зачем это самому Теду Лассо и что дернуло американца уехать из дома и семьи в Лондон и заниматься тем, чем он никогда не занимался, куда сложнее. И создатели сериала могли бы игнорировать такие вопросы-претензии, спрятавшись за жанром комедии положений, где возникновение нелепой ситуаций условно и утрировано, но они отвечают телефонным разговором с домом в последней сцене первой серии, после чего не сопереживать этому жизнерадостному и обаятельному герою невозможно.
И здесь возникает глубинная интрига истории – способен ли такой человек, как Тед Лассо, на реализацию в спорте в принципе.
Трансформация маскулинности и спорт как проверка новой мужественности
«Тед Лассо» – это гимн доброте. Когда вокруг смеющиеся над тобой журналисты, ненавидящие тебя с первого взгляда болельщики, лицемерный работодатель, который нанимает тебя, чтобы ты все уничтожил, сама работа, которой ты никогда не занимался, команда, которая не уважает тебя, плюс Атлантический океан, который отделяет от любимой семьи, что ты будешь делать? Тед Лассо каждый день будет приносить печенье тому самому работодателю, дарить солдатиков игрокам, доедать не самую приятную еду за презирающим его журналистом и идти на диалог в каждой ситуации.
Тед Лассо – это идеальное сочетание оптимизма и наивности. Герой Судейкиса в любой конфликтной ситуации следует философии ненасилия. В вопросе «Кем бы вы хотели быть: львом или пандой?» он делает однозначный выбор в пользу панды. Тед Лассо – это молоко, в которое макают тертые калачи. А его плохое настроение проявляется в гипертрофированной ласке, доходящей до раздачи прозвищ типа «лапочка» или «котик».
Одно из самых бескомпромиссных высказываний последних лет на тему мужественности – фильм «Маяк» Роберта Эггерса с Уильямом Дефо и Робертом Паттинсоном. Спортивное кино регулярно апеллирует к теме эгоцентризма – через демонстрацию силы, проявление брутального характера. Таков герой Сэмюэля Л. Джексона в «Тренере Картере», принимающий одно волевое решение за другим (действие фильма, кстати, происходит в американском Ричмонде), таков герой Аль Пачино в «Каждом воскресенье», конфликтующий со всеми сразу из-за веры в свою правоту (там, как и в «Теде Лассо», клубом владеет эксцентричная женщина).
Это же касается и влияния на других героев: если типичный герой спортивного кино не принимает минусы окружающих и переламывает их часто физически, то Тед Лассо принимает недостатки других и меняет их через диалог и сотрудничество (то же касается и работы над собой). И это еще одна причина, почему для такой темы понадобился футбол. Это командный вид спорта, в котором для достижения результата важно взаимодействие, поэтому эта сфера идеально подходит для проверки понимающего подхода Лассо.
Но в «Теде Лассо» есть место и брутальности. Показной – у футболистов Роя Кента (олдскульный опорник с заниженным голосом) и Джимми Тарта (ньюскульный нападающий, списанный с монолога из «Изображая жертву») – и внутренней – тренер Борода (молчаливый помощник Теда, настоящее имя которого мы так и не узнаем). И если демонстративные альфа-самцы становятся карикатурой, то скрытые – конструктивной силой, которая уместна в кризисной ситуации.
Может показаться, что сериал эксплуатирует либеральные тренды последних лет, особенно если учесть, что в фильме нет слабых женщин. Их немного: владелица клуба, девушка футболиста (естественно, модель), жена Теда Лассо, хозяйка паба, подруга хозяйки клуба. Все они берут то, что хотят, при этом авторы умудряются сохранить баланс и не сваливаются в ортодоксальный феминизм. А в одной из сцен они даже заигрывают с ним: импровизированная пресс-конференция, где все вопросы задает одна девушка, представляясь изданиями типа «Независимая женщина», «Независимая женщина. Онлайн», журнал «Независимая женщина», воскресный вкладыш к газете «Независимая женщина». Поэтому женские образы в сериале не отталкивают, а лишь подчеркивают основную идею.
Юмор «Теда Лассо»: национальные различия, отсылки и бесконечный неймдроппинг
Начинается комедия с контрастов Америки и Англии: от языковых тонкостей до культурных различий. Отличиям американского английского от оригинального, особенно фонетическим, в сериале посвящено неоправданно много времени – избитая тема, в которой сложно отыскать не высмеянные ранее стороны. Исключение – прозвище главного героя «Wanker», слово, которое в США использует так редко, что для американца, даже после объяснения смысла оно не кажется обидным. Культурные же отличия часто ограничиваются стереотипами вроде неприятия чая и незнания того, что в футболе не четверти, а таймы, и существуют ничьи.
Несмотря на общую легкость юмора, иногда авторы позволяют себе шутки про американскую армию и Нигерию или репетицию северокорейского парада. «Что тебя тревожит? Узнал, что твой отец немного расист?» – «Моему отцу за 60 и он из Южного Лондона – конечно, он немного расист». Но все же это добрый сериал, который соблюдает рамки, поэтому про происхождение одного из важных героев, китмена Натана (Ник Мохаммед), нет ни слова, а шутки в адрес женщин сопровождаются пометкой «ой, как-то по-сексистски прозвучало».
Еще один прием, который используют в «Теде Лассо» для создания комического – отсылки и аллюзии. В сериале есть и скрытые пасхалки, например, тренер Борода для знакомства с футболом читает книгу Джонатана Уилсона «Переворачивая пирамиду». А если приглядеться к надписи на майке одного из игроков, то можно найти даже обыгрывание фамилии актера Бенедикта Камбербэтча.
Основной же производитель отсылок – сам Тед Лассо. В каждой третьей его реплике есть упоминание какого-то актера, музыканта, фильма, персонажа, а его самая эмоциональная речь в раздевалке – это дословный пересказ знаменитой пресс-конференции Алена Айверсона «We talk about practice». Чтобы понять все шутки, нужно знать, кто главный корреспондент в Daily Planet, какой характер у Чендлера Бинга, в чем особенность альбома Канье Уэста «808s and Heartbreak». Но даже если не понять ни одной отсылки и не знать ни одного из сотен людей, которых упоминают герои, «Тед Лассо» не оставит скучать.
«Тед Лассо» – самая популярная комедия о спорте. Идея родилась из рекламы АПЛ, актеры вообще ничего не понимают в футболе
Вы наверняка слышали про «Теда Лассо». Сериал вышел летом 2020-го и стал одним из главных комедийных явлений года, которое обсуждают широко за пределами спорта: его восхваляют критики, актер Джейсон Судейкис (у него главная роль) взял «Золотой Глобус», проект получил 20 номинаций на «Эмми» (рекорд) и 7 статуэток.
Разбираемся, почему «Тед Лассо» так популярен.
Все началось с рекламного ролика АПЛ. В нем американский тренер принял «Тоттенхэм»
На самом деле Тед Лассо родился в 2013-м, когда американский канал NBC купил трансляции АПЛ на несколько сезонов вперед. Нужно было придумать что-то яркое, чтобы привлечь внимание к европейскому футболу в США.
Так и придумали серию роликов об американском тренере, покоряющем АПЛ. Тренера Лассо сыграл Джейсон Судейкис (штатный комик шоу Saturday Night Live на NBC и пародист Джо Байдена).
Лассо принял «Тоттенхэм» с Бэйлом и Уолкером, учил их правильно бегать и бить выше ворот (как в американском футболе), но больше работал с молодежкой. Американец быстро впитывал правила футбола и придумывал заокеанские сравнения для команд АПЛ.
«Манчестер Юнайтед» и «Ливерпуль» стали «Даллас Ковбойз», «Кардифф» новый тренер сравнил с Калиси из «Игры Престолов», а «Манчестер Сити» – с Дженнифер Лоуренс.
Через 4,5 минуты видео Лассо уволили из «Тоттенхэма», прямо во время интервью. А ролик с американским тренером в Англии стал вирусным – сейчас у него больше 16 миллионов просмотров.
Тогда же, восемь лет назад, придумали и главные шутки к будущему сериалу.
Лассо – про Гарета Бэйла: «Он из Англии?»
Помощник тренера: «Нет. Из Уэльса».
Лассо: «Стой. А это другая страна?»
Помощник: «И да, и нет».
Лассо: «Тогда сколько стран в этой стране?»
Новый тренер «Тоттенхэма» путал количество таймов, не знал, что в футболе бывают ничьи и нет плей-офф, и гордился прозвищем Wanker («дрочила»): «Думаю, это значит: классный парень, – говорил он. – Слушающий и мотивирующий человек».
«По сценарию первого рекламного ролика через три дня работы тренера увольняют, – объяснял Судейкис Entertainment Weekly. – И мы подумали, что будет забавно, если тренер не начнет злиться или как-то цинично реагировать, а просто порадуется новому опыту, полюбит Лондон и футбол».
NBC (да и самому Судейкису) понравился такой взгляд на мир. Через год даже сняли вторую рекламу АПЛ с Тедом Лассо в главной роли. Теперь Тед – тренер женской команды и телеэксперт. Он смотрит футбол с болельщиками «Арсенала» (в футболке «Тоттенхэма»), ездит на «Мини Брэдли Купере» и пьет в баре с Тимом Ховардом.
После этого история Теда Лассо чуть не закончилась. Никто не видел новый поворот сюжета, который сделает американского тренера самостоятельным героем, а не источником шуток в рекламе.
Через год, в 2015-м, Оливия Уайлд, жена Джейсона Судейкиса, воскресила Теда Лассо. Она сказала: «Ты должен сделать из Теда полноценный сериал или шоу, – делился Судейкис с GQ. – Зачем ему, тренеру по американскому футболу, браться за команду в Британии? Зачем идти на работу, чтобы уволиться? Может, у Теда проблемы в семье? Проблемы дома, поэтому он ищет что-то новое на работе».
С тех пор Судейкис вместе с другом Брэнданом Хантом (он сыграл роль тренера Бороды, помощника Теда Лассо) писали сценарий сериала и искали продюсеров. В отличие от типичных американских ситкомов, «Тед Лассо» сразу был задуман как долгосрочный проект. Еще перед выходом первого сезона Судейкис, Хант и другие сценаристы придумали три года жизни футбольного клуба «Ричмонд» из западного Лондона, который играет на стадионе «Кристал Пэлас».
Летом 2020-го вышел первый сезон, с августа 2021-го идет второй.
Первый сезон «Теда Лассо» (острожно, спойлеры). Тренер по американскому футболу приезжает разваливать футбольный клуб в Британии, но спасает его (хоть и вылетает)
Владелица футбольного клуба «Ричмонд» из АПЛ получила команду после развода и захотела развалить его, чтобы отомстить мужу, фанату-миллионеру и бывшему владельцу. Ребекка Уэлтон позвала тренера по американскому футболу из Канзаса Теда Лассо и его помощника тренера Бороду, которые вообще ничего не понимают в футболе и учат правила по книжкам в самолете или с помощью журналистов.
Нового тренера унижают фанаты, владелица строит козни, чтобы американец провалился вместе с клубом (подсылает папарацци и жестких журналистов), от Лассо уходит жена с ребенком, а «Манчестер Сити» отзывает из аренды в «Ричмонде» лучшего игрока.
Но Тед Лассо не ломается и продолжает излучать оптимизм и желание построить классную команду. Ему не нужны победы, цель тренера – гармония и развитие игроков. Постепенно дух и доброта Теда Лассо передаются команде и владелице Ребекке, она даже признается тренеру, что пыталась подставить его. Команда объединяется перед финальным матчем сезона против «Манчестер Сити» (для сохранения места в АПЛ нужна победа или ничья, но только в случае, если параллельный матч закончится 6:0). «Ричмонд» проигрывает, пропустив на последней минуте, и вылетает. Хотя хватило бы и ничьей (другая игра закончилась 6:0).
Утром после матча Тед Лассо подал в отставку, но Ребекка Уэлтон не приняла ее.
Второй сезон «Теда Лассо» (осторожно, спойлеры). «Ричмонд» медленно поднимается из Чемпионшипа, а авторы раскрывают второстепенных персонажей первого сезона
«Ричмонд» опустился в Чемпионшип и очень слабо начал. В команде не могут избавиться от проклятия ничьих (которую так ждали в последнем матче прошлого сезона), а новый лучший форвард Дани Рохас попадает мячом в собаку-талисмана клуба (и убивает ее).
Все исправляет новый персонаж – психолог Шэрон. Она вправляет психику Дани Рохасу, а потом еще и половине команды. Попутно по ходу сезона раскрываются семья владелицы Ребекки, тренера Нейта (кладовщика в первом сезоне), нового капитана Айзека, старого капитана Роя Кента (теперь – тренера) и тренера Бороды.
Раскрывается даже лучший бомбардир прошлого сезона Джейми Тартт. Он ушел из «Манчестер Сити» ради реалити-шоу, провалился там и с трудом вернулся в «Ричмонд». Да и сам Тед Лассо теперь работает с психологом, чтобы смягчить последствия развода.
В общем, дела клуба постепенно налаживаются. Команда вместе празднует Рождество и готовится к АПЛ и матчу с «Манчестер Сити» в Кубке Англии, чтобы проиграть со счетом 0:6 и родить еще несколько сюжетов. В раздевалку после матча придет отец Джейми Тартта в футболке «Ман Сити» и получит от сына по лицу, а тренер Борода, разочарованный неправильной тактикой (он не настоял на обороне), проведет удивительный трип по ночному Лондону.
И почему «Тед Лассо» так популярен?
Удивительно, но такой вроде бы очень простой сериал про футбольную команду нереально популярен. «Тед Лассо» даже попал в топ-100 сериалов в истории по оценке IMDb (среди спортивных – третье место после японского анимэ «Волейбол!» и документального «Последнего танца» про «Чикаго Буллз»).
«Тед Лассо» состоит из стандартных ходов американских ситкомов, но выворачивает их не так, как ожидаешь, – объясняет Sports.ru кинокритик «Коммерсанта» Юлия Шагельман. – Предсказания насчет поведения героев все время не оправдываются.
Особенно ярким получился конец первого сезона. Обычно в спортивной драме команда-андердог тренируется, усердно работает и побеждает в конце. «Ричмонд» Теда Лассо проиграл в последнем матче и вылетел. И это правильно, потому что в жизни он не должен победить, а в кино как раз должен.
Вообще, секрет популярности сериала в том, что он понятен абсолютно всем. «Тед Лассо» – сериал не про футбол, а про людей.
В первую очередь, это сериал про человека, который оказался в кризисе и начинает новую жизнь. К тому же он вышел в самый разгар пандемии, летом 2020-го. В атмосфере тревоги, страха и непонимания, что будет дальше, у нас появился Тед Лассо, который говорит, что все будет хорошо и дарит заряд оптимизма. В центре повествования положительный, но не скучный герой. И его доброта и оптимизм – не приторные, а абсолютно естественные. Тед верит, что может сделать жизнь людей лучше, и этим влияет на них.
Люди из «Теда Лассо» могли бы заниматься практически чем угодно. Так что футбол в сериале вторичен. Ты можешь начать смотреть сериал, ничего не зная о спорте, но тебя все равно удержат многомерные персонажи (они еще и хорошие люди, с которыми хочется проводить время).
Да, в сериале есть спортивные реалии, юмор и персонажи с футбольными прототипами. Да, он родился из рекламного ролика АПЛ, но ни я, ни, наверное, большая часть американской публики, почти ничего не понимаем в европейском футболе.
Я брала интервью у нескольких актеров сериала и признавалась им, что ничего не понимаю в футболе. В ответ они начинали смеяться. И говорили: «Добро пожаловать в клуб! Мы тоже ничего не знаем о футбол». И это британцы, а не американцы!»
Джейсон Судейкис, играющий Теда Лассо, совсем далек от футбола. Но ему и не нужно разбираться в тонкостях, потому что он несет зрителям больше, чем спорт
На самом деле только один актер «Теда Лассо» реально соприкасался с футболом. Это Брэндан Хант, играющий молчаливого и мудрого тренера Бороду. Он старый друг Теда Лассо в сериале и Джейсона Судейкиса в реальной жизни.
Хант и Судейкис вместе жили в Амстердаме и играли в комедийной труппе Boom Chicago в начале нулевых. Еще в 2003-м они показывали два скетча о футболе. Первый – про американского тренера, пытающегося понять, как работает «Аякс». Второй – пародия на Роя Кина, лидера «Манчестер Юнайтед», которого высмеивал ненавидящий команду Брэндан Хант.
«Я родился в Чикаго и слышал о футбольной команде «Чикаго Стинг». Знал, кто такие Карл-Хайнц Гранитца, Пато Марджетик (футболисты «Чикаго Стинг» 80-х), – рассказывал The Athletic Брэндан Хант. – Но никто тогда не говорил: «Эй, погнали вечером на «Стинг». В моем окружении вообще не было футбольных фанатов, хотя мы очень любили спорт.
Тогда, в 1999-м, «Манчестер Юнайтед» взял требл. Я не понимал, что происходит что-то великое, да и вообще не понимал, что это за команда. Но понял, что точно не буду за них болеть. Было ощущение, что «Манчестер Юнайтед» – это что-то типа футбольного «Нью-Йорк Янкис». А я никак не мог болеть за такую команду».
Дэвид Хант до сих пор вспоминает полуфинал Лиги чемпионов-98/99, в котором весь паб болел за «МЮ», а он – за «Ювентус». Он до сих пор ненавидит «Юнайтед» и болеет за «Арсенал».
В те годы Хант и Судейкис все время играли в фифу и так расслаблялись до и после концертов. Сам Джейсон почти ничего не понимал в футболе до сериала. Он не играл в европейский футбол с 10 лет, а его знания о спорте формировались только благодаря тем зарубам в фифу с Хантом. После выхода сериала они даже создали в игре клуб «Лассо» и назвали игроков как в «Ричмонде».
Джейсон Судейкис часто рассказывалл, что его персонаж – смесь Стива Керра («Голден Стейт», НБА), Юргена Клоппа («Ливерпуль», АПЛ), Билла Селфа («Канзас Джейхокс», NCAA), Пита Кэролла («Сиэттл Сихокс», НФЛ), Джона Вудена (UCLA, NCAA, 1948-1975) и Роя Уильямса («Северная Каролина», NCAA, 2003-2021).
Судейкис вдохновлялся баскетбольными тренерами, потому что сам в средней школе играл в баскетбол. Но играл посредственно: набирал по 8 очков и 6 передач за матч. Джейсон чуть дольше придерживал мяч, чтобы отдать пас поудобнее.
Особое влияние на Судейкиса оказал школьный баскетбольный тренер. Он все время цитировал Джона Вудена и прививал пацанам философию великого тренера студенческого баскетбола. Его главная идея – «Пирамида успеха», очень популярная в середине 80-х (суть в том, что путь к успеху базируется на усердии, дружбе, верности, умении сотрудничать и энтузиазме). Такая пирамида висит в кабинете Теда Лассо в сериале.
И эта пирамида точно иллюстрирует смысл всего сериала. Возможно, «Тед Лассо» немного наивен. Здесь не объясняют, как играть в футбол, и не рассказывают об устройстве футбольного клуба (это гораздо проще узнать из любого инсайдерского телеграм-канала). История «Теда Лассо» – не про тренеров или тактику, а про легкость и дружелюбие в такое непростое время.